Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»
Оценка 5

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
04.02.2018
Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»
Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных» Данный материал будет полезен учителям начальных классов при проведении обобщающего урока по теме «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных». На уроке используются различные виды деятельности, позволяющие создать условия для реализации познавательной активности учащихся, развития интереса к русскому языку, стремлению глубоко и осознанно изучать предмет.Документ Microsoft Word 97-2003 (.doc)
Урок по русскому языку в 4 кл Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                            гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка Конспект урока­семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных» подготовила учитель начальных классов Шкут Елена Васильевна                                                             г. Липецк 2015 г. Задача.  Обобщить знания учащихся об именах существительных и прилагательных. Цели.  Углубить знания учащихся о данных частях речи.  Развивать монологическую речь, умение работать в паре.  Воспитывать стремление детей к успеху в учёбе. Форма работы: в малых группах. Оборудование: плакат, карточки. Предварительная работа. К уроку учащиеся по группам готовятся отвечать на вопросы, данные заранее:  Почему имена существительные и мена прилагательные так названы?  Всегда ли легко различить имя существительное и имя прилагательное?  Как мы их различаем?  Назовите постоянные и непостоянные признаки этих частей речи.  Какого рода имя существительное  СИРОТА? Что можно сказать о  таких существительных?  Какова роль имён существительных и прилагательных в предложении? Каких частей речи в русском языке больше? Проведите исследование по  словарю, по произведениям художественной и научно­популярной  литературы. Группа выбирает вопрос. Количество вопросов зависит от количества групп.  Учитель помогает всем.  Ход урока. I.  Сообщение задачи урока. II. Упражнения: 1. Урок начинается с работы над текстом. На доске текст: Солнце син  Лебедь син  Чайка син  В синев Учитель предлагает прочитать и представить эту картину. (Словесное  рисование.)  ее пылает.  ий вдаль плывёт.  яя взлетает,    у небес зовёт. ­ Помогите Незнайке. Он задумался: не знает, где имя существительное, где  прилагательное? Учащиеся доказывают, учитывая грамматические признаки данных частей  речи: 1) значение (синева – признак как нечто самостоятельное), 2) вопрос, 3) постоянные, 4) непостоянные признаки. ­ Что же забыл Незнайка? (Обобщается весь материал о грамматических  признаках данных частей речи.) Затем отвечает группа, которая готовилась по первому вопросу, называет используемую литературу. Далее учитель предлагает эти строки записать, вставить пропущенные буквы,  графически обосновать их написание ( лебедь – лебёдушка, взлетает – взлёт, синеву – синь), а также объяснить написание окончаний имён прилагательных. Дети в группе  проверяют выполнение задания, затем сверяют с контрольной карточкой.  Учитель предлагает выделенные слова разобрать по составу и выясняет, как,  при помощи чего образовалось существительное СИНЕВА  (синева            синий). 2. Дополняя ответ детей о главной и зависимой части речи, учитель  предлагает составить предложение из одного существительного. Дети  составляют: Зима. Ночь. Метель. А из одного прилагательного?  (Невозможно.) Учитель читает стихотворение А. Фета, в котором изображены  картины природы с помощью существительных. Просит подумать, какую  картину рисует поэт, как ему удалось это показать. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий небосвод,  Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод. Эти ивы и берёзы, Эти капли, эти слёзы,  Этот лист – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист,                                                Эти зори без затменья,        Этот вздох ночной селенья.                                               Эта ночь без сна,                                               Эта мгла и жар постели,                                               Эта дробь и эти трели,                                               Это всё – весна. Ученики ярко представили картину весны. Как поэту удалось передать её?  Дети очень удивлены и обрадовались возможности передать так ярко картину  весны с помощью только имён существительных (учитель сообщил, что их 36,  а прилагательных всего два). По толковому словарю дети узнают значение слова зык, зычный. Зык – звук,  гул, звон. Зычный – гулкий, звонкий, голосистый, шумный. 3. Вторая группа отвечает на вопрос, затем предлагает всем стихотворение  А. Барто «Шурка».  Я смотрю – в избе мой брат. У него шинель до пят. Он с запиской отпускной К нам пришёл на выходной. Шурка – слесарь в мастерской. Представительный такой, Прямо как военный. Группа сначала просит доказать, какой частью речи являются выделенные  слова, затем дополняет ответ товарищей, называет и другие слова: часовой,  мороженое, животное, насекомое, вожатый – существительные,  перешедшие из разряда прилагательных. Дети составляют предложение с  одним таким существительным и с комментированием его записывают.   4. Третья группа, отвечая на вопрос о непостоянных и постоянных признаках  частей речи, подготовила стихотворение «Зайчик»: В сад пробрался зайчик бойкий, Не велик он и не мал. Влез по балке на пристройку И по крыше побежал. Этот зайчик непоседа: То на чердаке соседа В тёмном мечется окне, То вдруг скачет по стене. Ю. Коринец Группа предлагает стихотворение прочитать и ответить на вопросы: ­ О каком зайчике идёт речь? ­ Как назвал автор зайчика? ­ Какого рода существительное НЕПОСЕДА? Далее группа рассказывает о таких словах – существительных общего рода. 5. Затем учащиеся в группах выполняют практическую работу. Из текста,  записанного на доске, выписывают словосочетания имён существительных с  прилагательными, объясняют друг другу и проверяют по контрольной  карточке. Текст. Первой вызвалась написать картину Зимушка­зима. Растянула по небу  серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Снежной навесью украсила художница зимний лес. Тонким льдом покрыла зимушка речку,  чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина  получилась у седой чародейки!  Контрольная карточка    В. п.  мн.ч.                        м. р.  Т. п.  ед. ч.                    ж. р. Т. п. ед. ч.                           м. р. В. п. ед. ч.                   ×                                  ×                                     ×                         ×       Серые   тучи,    пушистым   снегом,    снежной   навесью,    зимний   лес,      ср. р. В. п. ед. ч.                     ж. р. И. п. ед. ч.                             ж. р. Р. п. ед. ч.                               ×                                   ×                                       × чудесное   покрывало,    чудная    картина,    у седой     чародейки,        м. р. Т. п. ед. ч.                          × тонким    льдом.   6. Перед ответом на четвёртый вопрос учитель всему классу предлагает  вспомнить стихотворение С. Есенина, записать его, вставить пропущенные  имена прилагательные. В группах обсудить их написание.    А по двору метелица    Ковром   …   стелется.    Но больно холодна.    Воробышки   …    Как детки   …    Прижались у окна. Далее следует проверка, ответ четвёртой группы и вывод о роли имён  существительных и прилагательных в нашей речи. Учащиеся провели  исследование по словарю и рассказали, что в словаре Ожегова на букву «ж»,  например, 186 существительных, 85 прилагательных, в «Хрестоматии по  лите6ратуре» в произведении А. Чехова «Зима», в учебнике «Окружающий  мир» в тексте «Природа степей», т.е. в художественном и в научно­ популярном текстах имён существительных в три раза больше, чем имён  прилагательных. ­ А почему так? Дети высказываются, группы дополняют. 7. Итог урока. Список использованной литературы 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 4 класс. Ч. 2­М.:  Издательство «Баласс», 2012. 2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. ­  Л.: Просвещение, 1991.  3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. ­ М.:  Издательство «Просвещение», 1985. 4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988. 5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.  – М.: Просвещение, 1971. 6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.— М.: АЗЪ, 1995.

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Конспект урока-семинара по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»

Конспект урока-семинара  по русскому языку в 4 классе «Обобщение изученного об именах прилагательных и существительных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018