Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Оценка 5

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
08.11.2018
Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Цель урока: Сравнить образы Остапа и Андрия Задачи: 1. Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода. 2. Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе. 3. Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям
Конспект урока.docx
Тема урока: Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Цель урока: Сравнить образы Остапа и Андрия Задачи: 1. Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода. 2. Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе. 3. Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно- нравственным ценностям Тип урока: повторение и обобщение изученного материала Технология: технология критического мышления Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа, памятки, лист самооценки, шесть шляп разных цветов 1. Стадия вызова Ход урока - Здравствуйте, ребята! Наш урок мне хочется начать словами Н.В.Гоголя «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу»! (слайд № 1) - Как вы понимаете смысл данного высказывания? - С каким произведением познакомились на прошлом уроке? - С повестью «Тарас Бульба» (слайд № 2) - Какие события описывает Гоголь в своей повести? - Повесть «Тарас Бульба была написана в 1835 году, но она описывает события 15 - 16 веков, когда началась война казаков и польской шляхты и католической веры. - Дома вы поработали с литературным энциклопедическим словарём. Объясните (слайд № 3) Война – это организованная вооруженная борьба между государствами, народами, социальными группами - Война… - Ребята, назовите свои ассоциации со словом «война» (Учащиеся называют слова) - (слайд № 4) А у меня вот такие ассоциации Спасибо. слова «Война» значение Об Остапе в Андрии тему урока тетрадь. рабочую - Ребята, обратите внимание на выделенные слова в кластере. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? и - (слайд № 5) - Верно, сегодня на уроке мы поговорим об Остапе и Андрии. Все слова перепутаны, сформулируйте, пожалуйста, верно тему урока (слайд № 6) - Смысл противопоставления Остапа и Андрия Верно. Тема урока «Смысл противопоставления Остапа и Андрия» Запишите (слайд № 7) - Какую цель мы ставим на уроке? (ответы) (Ребята высказывают свои предположения) - Мы будем учиться сопоставительной характеристике героев, выясним, с какой целью Гоголь создаёт противоречивые образы Остапа и Андрия. 2. Осмысление А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни героев. Поразмышлять, дать характеристику Остапу и Андрию, объяснить выбор жизненного пути, помогут шесть шляп, потому что мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами. (слайд № 8) «Белая шляпа» - точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные с Остапом и Андрием (слайд № 9) «Жёлтая шляпа» - похвалите героев, назовите их положительные стороны, черты характера. (слайд № 10) «Чёрная шляпа» - отметьте отрицательную сторону героев, поругайте их за поступки, которые они совершили. Укажите, с чем вы не согласны. (слайд № 11) «Красная шляпа» - вам, ребята, нужно охарактеризовать героев, указав, какие чувства и эмоции они переживают. (слайд № 12) «Зелёная шляпа» - судьба героев в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения. (слайд № 13) «Синяя шляпа» - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы. (слайд № 14) Внимание! Двухчастный дневник вы заполняете в течение всего урока после выступления каждой группы. (слайд № 15) 3.Рефлексия (у каждой группы компьютер, в котором расположены папки с названием шляп с индивидуальным заданием) (Учащиеся выполняют работу группой, но отвечать будет один от каждой группы, учитель корректирует ответы, направляет в нужное русло, активизируя мыслительную деятельность) Чтобы понять выбор жизненного пути Остапа и Андрия, нужно всё пережить вместе с ними, а помогут нам шесть шляп. Задание «Белой шляпы» 1. Как зовут сыновей Тараса? Выразительно прочитайте отрывок «Знакомство с сыновьями Тараса» Это были два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва. Они были смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю. 2. Для чего автор дает общее портретное описание братьев? 3. Сколько было лет героям? 4. Где учились братья? Как они относились к учёбе? 5. Какое будущее ждало? 6. О чём мечтали герои? 7. Почему мечта оказалась неосуществимой? 8. Какое событие резко изменило «счастливую» жизнь братьев? 9. Чем закончилось измена Андрия? 10. Назовите 2 ключевых слова (о ком мы говорили) Выступление «Белой шляпы» (ответы детей, записываю на доске: 1.Остап 1. Андрий) - Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают) Запишите в тетрадь. Вывод учителя после выступления «Белой шляпы» - спросите себя: чтите ли вы родной дом, его традиции, родителей. В детстве человек мечтает. О чём он мечтает – это он понесёт с собой в дальнейшую жизнь. Задание «Жёлтой шляпы» 1. Как отец встречает сыновей? 2. Как Остап реагирует на насмешки отца? Какие черты характера позволяют Остапу воспротивиться отцу? 3. Как ведёт себя Андрий при встрече с родителями? Отвечает ли грубостью отцу? Почему? Почему Андрий обнимает мать первой? 4. Как относятся к учёбе Остап и Андрий? 5. Наказывали ли братьев в бурсе? Как Остап относился к наказаниям? Наказывали ли Андрия? 6. Какие черты характера позволяли терпеть наказание Остапу и уходить от наказания Андрию? Выразительно прочитайте отрывок «Первый бой братьев» «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вел бой, «мог вымерить всю опасность», в нем «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя». «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы». 7.Как ведут себя в бою Остап и Андрий? 8. Что было смыслом жизни для Остапа? Для Андрия? 9. Каковы причины перехода Андрия на сторону поляков? 10. Является ли поступок Андрия изменой? 12. Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? 13. Назовите основную черту характера Остапа, которая помогла в бою. 14. Назовите основную черту внешности Андрия. (одно прилагательное) Выступление «Жёлтой шляпы» (ответы детей, записываю на доске: 2. Сильный 2. Красивый (любое прилагательное) Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают) Запишите в тетрадь. Вывод учителя после выступления «Жёлтой шляпы» - если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и суровой пирушки», то в Андрии подчёркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитые чувства. Эти свойства его натуры предопределили развитие судьбы Задание «Чёрной шляпы» Прослушайте фрагмент «Андрий на стороне ляхов» (см. папку «Чёрная шляпа») 1.Как вы относитесь к Андрию? 2. Можно ли его считать предателем? С каким чувством он убивает своих товарищей? 3. Можно ли сказать, что герой заслужил себе смерть от руки отца? Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из текста « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат - не брат, …и что я буду биться со всеми» 3.Как характеризует эта сцена Андрия? Можно ли начать убивать родных ради любви? 4. За что можно осудить Остапа? 5. Назовите основную черту характера, которую вы осуждаете в Остапе, Андрии. (одно прилагательное) Выступление «Чёрной шляпы» (ответы детей) Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают) Запишите в тетрадь. Вывод учителя после выступления «Чёрной шляпы» - поступок Андрия – измена товарищам, отчизне, но не самому себе, это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией. Задание «Красной шляпы» Посмотрите видеофрагмент «Смерть Андрия» (см. папку «Красная шляпа») 1. Что вы почувствовали, когда смотрели этот фрагмент? 2. Почему Андрий не стал умолять отца о пощаде? 3. Прав ли Тарас, распорядившись жизнью Андрия? 4. Кого любил Тарас больше сына или Отчизну? 5. Виноват ли Андрий в том, что вынужден был защищать свою любимую, перейдя на сторону врага? Рассмотрите фотографию «Смерть Остапа» (см. папку «Красная шляпа») 6. Какие качества Остапа сказались в его последний час? 7. Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? 8. Каковы последние слова Остапа? Чья смерть, Андрия или Остапа вызвала более глубокое 9. сочувствие? 10. Опишите три поступка Остапа, которые его характеризуют (три глагола) Опишите три поступка Андрия, которые его характеризуют (три глагола) Выступление «Красной шляпы» (ответы детей) Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают) Запишите в тетрадь. Вывод учителя после выступления «Красной шляпы» - Андрия отличала тонкая душевная организация, жажда подвига, безумная смелость, способность переживать прекрасное (красоту женщины и природы), то, что он не такой, как все. Остапа же отличает прямота характера и сила натуры, суровость, верность товариществу; прежде всего он – воин. Выступление «Зелёной шляпы» (ответы детей, подписываю) Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают) Запишите в тетрадь. Вывод учителя после выступления «Зелёной шляпы» – к сожалению, погибают два славных казака, Остап и Андрий, так и не обретя счастья. Задание «Синей шляпы» Поразмышляйте: влияет ли на судьбу человека выбранное имя при его рождении, или человек сам может повлиять на свою судьбу? 1. Можно ли изменить судьбу человеку, что для этого нужно сделать? 2. Определите по словарю, как переводятся имена Остап, Андрий 3. Объясните происхождение фамилии Бульба. 4.Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда героев нарекли их именами? 5. Кто в итоге для вас Остап? Андрий? (одно существительное) Выступление «Синей шляпы» (ответы детей, подписываю: 5. Герой 5. Изменник Ребята, что мы узнали из выступления этой группы? (отвечают) Запишите в тетрадь. Вывод учителя после выступления «Синей шляпы» - обратившись к прошлому, Гоголь создал широкую панораму истории и жизни народа. И хотя в повести нет ни одного подлинного исторического лица, характеры героев, события, конфликты, бытовые жанровые сцены изображены так, что заставляют верить в их реальность. - Ребята, работали вы в разных шляпах, то есть рассматривали образы героев с какой-то одной стороны. Но в итоге у нас получились целостные образы героев (на доске записан синквейн) Чтобы лучше усвоить тему урока, предлагаю ответить на вопросы интерактивного теста (отвечают) Кто ответил на все вопросы теста верно? Кто допустил ошибку? (фронтально корректирую ошибки, допущенные в тесте) Назовите тему урока. А что вы узнали нового об Остапе и Андрии, прочитайте то, что вы записали в тетрадь. Для чего Гоголь создает контрастные образы Остапа и Андрия? Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, другой — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь показал людей, принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрий, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной. Оцениваю тех учащихся, которые отвечали индивидуально от каждой группы. Оцените себя. А сейчас оцените друг друга за работу в группах (называют свои отметки) Домашнее задание 1 группа – опишите положительные черты характера Тараса Бульбы 2 группа – опишите отрицательные черты характера Тараса Бульбы 3 группа – написать мини-сочинение «Смысл жизни Остапа» Нам кажется, что события, герои, изображённые в повести, очень далеки от нас. «Если ты правильно умеешь судить себя, значит, ты поистине мудр», - говорил Экзюпери. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались человечными, помогали друг другу, уважали остальных людей, не принимали необдуманных решений и не делали ошибок в жизни. Спасибо за урок. Урок окочен.

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Конспект урока "Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018