Конспект урока "Типы речи и Олимпийские игры"
Оценка 4.6

Конспект урока "Типы речи и Олимпийские игры"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
27.01.2017
Конспект урока "Типы речи и Олимпийские игры"
Этот конспект с небольшой презентацией. Урок начинается с игры "Да - Нет", что актуализировать знания учащихся по изучаемой теме. Стихотворения, загадки, тексты разных типов речи про Олимпийские виды спорта, викторина - эти и другие задания вызвали интерес у учащихся. В конце урока ребята сочиняли свои стихотворения, тексты разных типов речи.
Зимние игры Типы речи.docx

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016

Тема: Типы речи и  Олимпийские игры

Тип  урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Урок рассчитан на 2 часа.

Цель урока: уметь определять типы речи, составлять свои тексты.

Задачи:

Образовательные: углубление знаний о типах речи, обучение приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования; отработка  навыков различения текстов разных типов речи;  расширение лексического запаса учащихся.

Развивающие: развитие речи учащихся, навыков составления текстов на заданные темы, активизация знаний об олимпийских играх.

Воспитательные: поддержание интереса к урокам русского языка, формирование  интереса к здоровому образу жизни.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осущест­вления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаи­вают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с текстами).

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Актуализация знаний

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Ход урока

Оргмомент.

Руки вверх подняли, развели в стороны, правой поймали удачу, левой – успех. У нас всё получится!

Проверка Д/З: словарные слова и слова с орфограммами из упр. 588.

- Что мы записали? (слова)

- О чём мы говорим на протяжении нескольких уроков? (Типы речи )

- Ребята, мы продолжаем развивать нашу речь.

  Актуализация знаний.

Урок у нас будет необычный. Давайте сначала ответим на вопросы  словами ДА – НЕТ.

1.     Правда ли в текстах – описаниях рассказывается о событиях в определённой последовательности? (нет)

2.     В текстах – повествованиях происходят какие-либо события? (да)

3.     В текстах – повествованиях что-либо доказывается, раскрывается причина события или явления? (нет)

4.     Главное в текстах – описаниях – это признаки предметов или явлений? (да)

5.     В текстах – рассуждениях приводятся доказательства какой-либо мысли? (да)

6.     Правда ли, что в одном тексте не могут сочетаться разные типы речи? (нет)

    Мотивация.

А теперь отгадайте загадку. О чём в ней говорится, о том и будем говорить на уроке.

Пламя полыхает.

Пять колец сияют.

Праздник для народа

Раз в четыре года.

Праздник тот спортивный,

Древний, яркий, дивный. (олимпиада)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? /Типы речи и Олимпийские игры/

 - Чему мы должны учиться? Какие знания углублять?

 - Что такое Олимпийские игры?  /включить экран/

- С чего начинаются Олимпийские игры? Послушайте стихотворение

Эстафета Олимпийского огня 
Это праздник, это радость –
Эстафета всей страны!
Факел даже побывает
На Байкале, под водой,
Полюс Северный познает,
Как горяч огонь живой.
Космос примет ЭСТАФЕТУ
Мира, спорта и добра!
Всем пора беречь ПЛАНЕТУ,
Под названием ЗЕМЛЯ!
Мы – мальчишки и девчата -
Будем крепнуть, подрастать… 
Наш черёд придет когда - то
Эстафету перенять.

- О чём стихотворение?  (зажигание Олимпийского огня) СЛАЙД  1

Ирина Роднина – фигуристка, 3-х кратная олимпийская чемпионка и 10-и кратная чемпионка мира в парном катании, а Владислав Третьяк - 10-кратный чемпион мира, хоккеист, вратарь, тренер, государственный и политический деятель. 

-  Когда и где состоялась последняя зимняя Олимпиада?(2014 г,  в России, в Сочи)

Эстафета Олимпийского огня  - важное мероприятие, зажжённый олимпийский огонь, должен побывать в разных уголках страны. Его цель – объединить всю страну.

 Словарный диктант. СЛАЙД 2

- Прочитайте стихотворения и запишите в тетрадь названия некоторых видов спорта, включённых в Зимнюю олимпиаду. (Учащиеся комментируют написание слов).

Запишите отгадки (учащиеся записывают на доске и в тетрадях)

1.Он играет на коньках.                  

 Клюшку держит он в руках.

Шайбу этой клюшкой бьёт.           

Кто спортсмена назовёт?           / Хоккеист/

2.Очень трудно быть, не спорьте,

Самым метким в этом спорте.

Просто мчаться по лыжне

То под силу даже мне.

Сам попробуй бегать день,

А потом попасть в мишень,

Лёжа навзничь, из винтовки.

Тут нельзя без тренировки!

А мишень тебе не слон

Спорт зовётся…                     / биатлон/

3.Кто десять километров,               

Качая в такт рукой,

Бежит быстрее ветра                  

 Согнувшись кочергой?      /конькобежец/

4.Спорт на свете есть такой,                     

 Популярен он зимой.

На полозьях ты бежишь,                        

 За соперником спешишь.                 /лыжные гонки/

5.Посмотрите -  вот герой,                      

 Он летит вниз головой,

Животом на санках лежа.                   

Страшно так, мороз по коже.     /скелетон/

6.Вопрос нелегкий у меня,                             

Как это называют,

Когда спортсмены на санях                       

 По желобу съезжают?              /бобслей/

7.На площадке ледяной     

Игроки метут метлой

И по льду гоняют камень.   

Что за спорт здесь перед нами?      / кёрлинг/

8.Слов, пожалуй, не найдётся –
Надо видеть наяву,
Как искусство создаётся
На хрустальном звёздном льду. /фигурное катание/

 - Какие это виды спорта?  /выключить экран/

А у нас следующее задание. На сегодняшнем уроке мы вспомним  «Типы речи»  на примере текстов  «Зимние олимпийские игры».

Работа с раздаточным материалом.

- Какие типы речи мы знаем?

Что главное в повествовании?  в описании? в рассуждении?

Типы речи

Тип речи

Основная задача автора, использующего этот тип речи

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?


Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?


Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит? 


Работа с текстами. Тексты распечатаны для каждого.

Прочитаем текст №1  (читает ученик)

11 февраля во время лыжной гонки спортсмен сборной России Антон Гафаров упал на спуске и сломал лыжу.  Российский спортсмен нашел в себе силы встать и продолжить  забег. Сделать это со сломанной лыжей на сложной сочинской трассе было нелегко. Продвигаясь к финишу, Антон падал снова и снова. Смотреть на эти мучения было очень больно. Но тут канадский тренер подбежал к россиянину с запасной лыжей и помог ему завершить свое выступление на домашней Олимпиаде с достоинством!  Зрители  на трибунах поддержали Антона Гафарова овациями в такой тяжелый момент.

- Какой вопрос можно задать ко всему тексту? (Что случилось с лыжным гонщиком?)

- О чем говорится в тексте? (О том, как Гафаров сломал лыжу, шел к финишу, ему помог канадский тренер – о событиях, следующих друг за другом)

- Как построен текст? (Завязка – падение спортсмена; разв. действия – идет к финишу, падая снова и снова; кульминация - …но тут…помощь канадского тренера; развязка – дошел до финиша, овации)

- Каких частей речи в тексте больше? (И сущ., и глаголов…)

- Сколькими фотоснимками можно передать содержание текста? (Много фото)

- Дана ли оценка происходящему? (Да, автор сочувствует российскому спортсмену, гордится порядочностью, взаимовыручкой участников Олимпиады)

- Итак, данный текст какого типа? (Повествование)

Прочитаем текст №2   (читает ученик)

Официальный логотип (эмблема) Олимпийских Игр состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец. Все кольца разных цветов.

  Официальный флаг Олимпийских Игр представляет собой изображение олимпийского логотипа на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр.

- К какому типу речи относится данный текст? (описание)

- Что главное в описании?

Прочитаем текст № 3  (читает ученик)

    Первые современные Олимпийские игры были проведены в Афинах в 1896 году. Они проводятся каждые четыре года. Игры не проводятся в стране, которая находится в состоянии войны. Вот почему во время двух мировых войн Олимпийских игр не было.

 - Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

- К какому типу речи относится данный текст?

Текст (читает ученик)

   Я считаю,  что всем надо заниматься спортом.

   Люди, которые занимаются спортом, нацелены на высокий  результат, обладают силой воли. Если мы будем заниматься спортом, тренироваться, то это позволит  не только вести здоровый образ жизни, но и поможет  сформировать характер. Характер, который позволит стать настоящей личностью и настоящим гражданином нашей России.

 (Из выступления председателя Законодательного Собрания Петербурга Вячеслава Макарова)

 - К какому типу речи относится текст? (рассуждение)

 - Какой вопрос мы можем задать к тексту?

Физкультминутка  (ученик встаёт, когда отвечает на вопрос)

 Викторина по XXII зимним Олимпийским играм. 
 Когда и где проходили первые Олимпийские игры? 
( Первые Олимпийские игры проходили в Древней Греции в 776 году до нашей эры.)
Как часто проводятся Олимпийские игры? 
(Олимпийские игры проводятся один раз в четыре года.)
Назовите девиз Олимпийских игр. 
(Девиз Олимпийских игр: «Быстрее, выше, сильнее!»)
Как выглядит олимпийский флаг? Что символизируют кольца на олимпийском флаге? (Олимпийский флаг - полотнище белого цвета с переплетенными кольцами, символизирующими пять материков Земли.)

Назовите столицу Олимпийских игр 2014-го года. ( город Сочи)
Когда состоялось открытие XXII зимних Олимпийских игр Сочи? 
(Открытие XXII Олимпийских зимних игр состоялось 7 февраля 2014 года в городе Сочи.)
Назовите талисманы XXII зимней олимпиады в г. Сочи.   (Белый Мишка, Зайка, Леопард)
Кому выпала честь зажечь огонь в чаше XXII зимних  Олимпийских игр в г. Сочи? (Огонь в чаше зимних Олимпийских игр зажгли знаменитые российские спортсмены Ирина Роднина и Владислав Третьяк.)
Назовите зимние олимпийские виды спорта. 
(Биатлон, бобслей, горнолыжный спорт, кёрлинг, конькобежный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки с трамплина, санный спорт, скелетон, сноуборд, фигурное катание, фристайл, хоккей, шорт-трек.)
Какие страны заняли три первые призовые места в Олимпийских играх Сочи-2014? (1. Россия; 2. Норвегия; 3. Канада.)

Прочитайте текст, определите тип речи

   Олимпийский флаг представляет собой белое шёлковое полотнище с вышитыми на нём пятью переплетёнными кольцами голубого, чёрного, красного, жёлтого и зелёного цветов. Что это означает? Пять колец представляют пять частей света: Америку, Европу, Азию, Африку и Австралию. Кольца символизируют союз пяти континентов, а также сбор спортсменов со всего мира на Олимпийских играх. Один из пяти цветов среди олимпийских колец присутствует на флаге каждой из страны-участницы.

(Описание с рассуждением)

Творческая работа 

«Поэтическая минутка»

- Составьте стихотворение, используя слова: заниматься, развиваться, физкультура фигура. Чтение работ учащихся    (включить экран)

- Ребята, вам известны основные приемы создания текстов. Сейчас вам предстоит создать тексты – описание, повествование, рассуждение по данному началу

- Каждая группа получает задание:  за несколько минут совместными усилиями составить небольшой текст  (Заготовки на листках каждой группе)

1группа

7 февраля в городе Сочи состоялось открытие Зимних олимпийских игр. Было это вот как…

Сначала…

Затем…

Наконец…

(Повествование)

2 группа

Зачем для России нужна  олимпиада

Во-первых,..

Во-вторых,…

Таким образом,.

(Рассуждение)

3 группа

Талисманы Зимних олимпийских игр в Сочи. Какие они?

Мишка -…

Зайка -…

Гепард - …

(Описание)

Чтение текстов

- Получилось у ребят составить текст повествование? Описание? Рассуждение?

Итог урока

- Наше занятие подошло к концу. Выставление отметок. /Отметки выставляются и по ходу выполнения заданий, учащиеся сами себя оценивают и объясняют, одноклассники оценивают друг друга и аргументируют выбор отметки/

Домашнее задание:

 Написать сочинение (на выбор):

-  Почему нужно заниматься спортом

 - Выходной день на лыжах (коньках, санках...)

 - Какой чудесный зимний день!

Рефлексия

- Всё ли мы делали правильно?

- Что нового узнали сегодня на уроке?

 - Что вызвало интерес? что вызвало затруднения?

Пьер де Кубертен был инициатором возрождения олимпийского движения и в 1912 году написал прекрасное стихотворение «Ода спорту»: 

О спорт! Ты — мир! 
Ты устанавливаешь хорошие, добрые, дружественные отношения между народами. 
Ты — согласие. 
Ты сближаешь людей, жаждущих единства. 
Ты учишь разноязыкую, разноплеменную молодёжь уважать друг друга. 
Ты — источник благородного, мирного, дружеского соревнования. 
Ты собираешь молодость — наше будущее, нашу надежду — под свои мирные знамена. 
О спорт! 
Ты — мир! 

Это стихотворение символизирует миролюбивую направленность Олимпийских игр, призывает людей разных стран к единству.

 
















 


 

Скачано с www.znanio.ru

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб

Постановка цели и задач урока.

Постановка цели и задач урока.

В текстах – рассуждениях приводятся доказательства какой-либо мысли? (да) 2

В текстах – рассуждениях приводятся доказательства какой-либо мысли? (да) 2

О чём стихотворение? (зажигание

О чём стихотворение? (зажигание

Качая в такт рукой, Бежит быстрее ветра

Качая в такт рукой, Бежит быстрее ветра

Что главное в повествовании? в описании? в рассуждении?

Что главное в повествовании? в описании? в рассуждении?

Олимпиаде с достоинством! Зрители на трибунах поддержали

Олимпиаде с достоинством! Зрители на трибунах поддержали

Вот почему во время двух мировых войн

Вот почему во время двух мировых войн

Сочи? ( Огонь в чаше зимних

Сочи? ( Огонь в чаше зимних

Повествование) 2 группа Зачем для

Повествование) 2 группа Зачем для

Что вызвало интерес? что вызвало затруднения?

Что вызвало интерес? что вызвало затруднения?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017