Конспект урока УМК «Школа России» Предметная область: Окружающий мир (автор А.А.Плешаков) Класс: 4 Тема: Жизнь леса.
Оценка 4.7

Конспект урока УМК «Школа России» Предметная область: Окружающий мир (автор А.А.Плешаков) Класс: 4 Тема: Жизнь леса.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
17.12.2018
Конспект урока УМК «Школа России» Предметная область: Окружающий мир (автор А.А.Плешаков) Класс: 4 Тема: Жизнь леса.
МусаеваЕ.А Окр.мир Жизнь леса. 4-г класс.docx

Конспект урока

УМК «Школа России»

Предметная область: Окружающий мир (автор А.А.Плешаков)

Класс: 4

Тема: Жизнь леса.

Цели: закрепление знаний учащихся об особенностях природы леса, животном и растительном мире; развитие устной речи, логического мышления, умение сравнивать и делать выводы; воспитание бережного отношения к природе. Знать и любить природу родного края - ХМАО.

Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники; компьютерная презентация «Жизнь леса», аудиозаписи «Звуки леса», презентация «Кедр-символ тайги», иллюстрации растений, лекарственных трав, грибов; карточки в конверте с изображениями животных, картинка  «Лес», листы для составления цепочки питания.

 

Планируемые результаты:

Предметные: научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные : использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих .Сравнить и сопоставить лес нашего края ХМАО с другими лесами.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД ):

 Познавательные:  извлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире, больше узнать о природе родного края.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают.

 

Ход урока

I.  Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок. Звучит музыка  «Голоса птиц»

Прозвенел, друзья, звонок!

Начинается урок.

Мы снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

(Учитель настраивает учащихся на успешную работу.)

2. Проверка готовности к уроку.

 Посмотрите , всё ли у вас готово к уроку. Молодцы!

3. Разделение класса на 3 группы.

1ряд-1 группа.

2ряд-2 группа.

3ряд-3 группа.

 

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Куда? Догадайтесь!

- А чтобы узнать, куда мы отправимся я предлагаю вам отгадать загадку.

 

Послушайте внимательно.

Город этот непростой,

Он дремучий и густой. (Лес)

- Молодцы, ребята, правильно, мы будем путешествовать по лесу.

 

- Посмотрите внимательно на  доску, перед вами карта.

-Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки

 тёмные ельники

 сосновые боры

 

 Одно из замечательных богатств нашей страны –лес.

Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока будет «Жизнь леса»

 

-Каким цветом окрашена на карте лесная полоса? (Зелёным)

-Как мы с вами можем узнать, какой это лес? (По условным обозначениям)

-Какие бывают леса? (Смешанные, хвойные, лиственные)

-Чем они отличаются? (Ответы детей)

 

Определи,какой это лес?

 

- Послушайте пожалуйста стихотворение и подумайте

  Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

  Читает стихотворение Зарубина Настя.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

 Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!

 

 -Давайте определим цели.

-Что мы должны узнать на уроке?

(Определяем цели урока)

 

 

3. Открытие нового знания.

 

-А как вы понимаете, что такое лес? (Ответы детей)

 

 Лес –это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы.

-Учёные называют лес  «природным сообществом».

-Как вы думаете почему? (Все обитатели живут совместно)

-Что же такое сообщество, как вы думаете? (Ответы детей)

 

 Сообщество- группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

 

-Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом.

-Учёные называют эти этажи- ярусами и располагают их в порядке уменьшения.

 

-Продолжаем путешествие .Но прежде чем войти в лес .Вспомним правила поведения в лесу.

 

-Первый ярус

 Это многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья)

 Им надо больше света . Другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

 

Работа в группах

-Ребята 1 группы расскажут нам о деревьях и их пользе.

 

Береза (Наташа.)– настоящая красавица, белые одежки, золото сережки. Древесина березы очень плотная. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него береза погибнет.

Дуб (Ваня.)– растет очень медленно, но зато живет до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниет в воде, и его древесина ценится. Кора его содержит лекарственное вещество, а для животных дуб – настоящая кормушка.

Липа (Оля.)– цветет летом и цветы ее медоносы. Липовый мед считается самым лучшим. А липовый чай помогает от простуды.

Ель  (Ксюша.)– обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу.

Сосна (Дима.)– прекрасное витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосновых лесах много ягод и грибов.

- Как много интересного и полезного мы с вами узнали  о растениях. Спасибо. Молодцы.

 

-Второй ярус

  это многолетние растения. У которых от общего корня отходят несколько твёрдых стеблей (Кустарники.)

Ребята 2 группы расскажут нам о кустарниках и их пользе.

  • Калина (Зуля.) Калины представляет собой раскидистый многоствольный кустарник, с цветами, собранными в щитовидные соцветия, плоды ее – темно-красная костянка, содержащая одно семя. Плоды калины обладают общеукрепляющим действием, употребление их в пищу способствует повышению имунитета, придает бодрости.

Шиповник (Максим.)Шиповник этото красивый кустарник семейства розоцветных, «родственник» роз, а также полезное растение. Шиповник оказывает полезные свойства в лечении органов пищеварения, почек, различных воспалительных процессов

Ежевика (Лиза..)Само растение представляет собой кустарник со стеблями и побегами гибкой формы, а также усаженными шипами. В процессе дозревания ягода ежевики меняет свой цвет с зеленого на красный, затем, полностью созрев, становится черной Если употреблять эту ягоду регулярно, то вы можете быть уверены в том, что ваш иммунитет будет на высшем уровне.

-Спасибо, ребята . Молодцы.

 

-Третий ярус

 растения с мягкими зелёными стеблями.

 

-Ребята 3 группы расскажут нам о травах и их пользе.

- ПОДОРОЖНИК.(Рустам.) Листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающее средство. Подорожник обладает хорошим противовоспалительное свойством. Собирать его можно всё лето.

 

-ЗВЕРОБОЙ.(Рома.)Его используют в качестве антибактериального, антисептического, болеутоляющего, ранозаживляющего, противоревматического, мочегонного, желчегонного, вяжущего препарат. Для лечебных целей используют облиственные верхушки растения с соцветиями. Собирать их лучше всего с самого начала цветения, так как в этот период растение максимально целебно.

 

-Очень хорошо.

-Но мы с вами забыли ещё об одном обитателе леса.

 Отгадайте загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть но нет сапожка,

Шляпа есть, нет головы. (Гриб)

-Правильно. Молодцы.

 

-А какие грибы можно встретить в лесу? (Ответы детей)

-На какие группы делятся грибы? (Съедобные и несъедобные)

-А для чего лесу нужны грибы? (Ими питаются животные)

-Какие животные питаются грибами? (Ёжик, белка. Заяц. Кабан. Лось)

 

-Давайте вспомним правила сбора грибов .

 

 

1.Не трогай незнакомый гриб.

2.Никогда не пробуй гриб на вкус.

3.Не собирай грибы у дорог и предприятий.

4.Не сбивай грибы –мухоморы. Они пища для животных.

5.Не вырывай гриб с грибницей.

 

Кроме всего перечисленного в лесу живут много насекомых: жуки, мошки, комары, паучки.

В лесных водоемах живут лягушки и жабы.

 

4.Физминутка.

 

5.Работа по новой теме.

-Продолжаем путешествие.

 Для кого лес является домом? (Для животных)

 

-Весь лес- от верхушки деревьев до земли заселён животными.

-Назовите обитателей леса. (Ответы детей)

-Как вы думаете. Могут ли существовать растения и животные друг без друга? (Нет)

-Почему? (Они живут вместе помогая друг другу т.е. сообща)

-Это и есть природное сообщество.

-Всё в природном сообществе взаимосвязано.

 

 

 

Работа с учебником

 

Откроем учебник  на  с.164

Как описывается в статье что такое лес?

Наташа читает

-От чего еще зависит жизнь лесного сообщества?

С.165

-Без чего еще не возможна жизнь леса?

Учебник с.165

 

-Ребята, какую тему мы завершили изучать на предыдущих уроках?

Правильно- Наш край.

 

Как мы можем  назвать  лес нашего края?

Тайга

 

Как много леса в нашем крае?

 

Большая часть территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (почти 28 млн. га) покрыта лесом.

Какие основные  лесообразующими  породы в наших лесах?

 

Основными лесообразующими породами являются сосна обыкновенная, ель сибирская, лиственница сибирская, кедр сибирский, пихта сибирская, береза , осина.

 

Какое дерево занимает 1 место в наших лесах?

 

 Среди перечисленных древесных пород первое место по занимаемой площади и запасам древесины принадлежит сосне, почти 50%.

, 14% – кедра,

 8% – ели.

 На долю  осинников и березняков приходится соответственно 7 и 20% площади

 

 

Я хочу подробнее остановиться на чудесном дереве кедр.

 

Презентацию про кедр нам приготовил Гончарук Артем

 

 

Какими пищевыми и лекарственными растениями богат наш край?

 

Природа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры богата пищевыми и лекарственными растениями. На территории автономного округа произрастает более 800 видов  растений. Более 300 видов дикорастущих растений рекомендовано употреблять в пищу.

К пищевым и лекарственным видам растений, встречающимся на территории автономного округа относятся: брусника  , водяника , голубика , клюква ), малина  , морошка ), смородина чёрная и красная , черника ), шиповник ,

 багульник , иван-чай, крапива ), одуванчик ), мать-и-мачеха , пижма ), ромашка ), таволга , тысячелистник, калина  , рябина  , пихта  , черёмуха  и многие другие

. Багульник болотный – одно из самых распространенных растений на территории автономного округа.

 

Какие грибы можно встретить в наших лесах?

В лесах округа произрастает более 20 видов съедобных грибов. Наиболее ценными являются белый гриб , груздь , рыжик ), подосиновик , подберезовик , масленок , лисичка  , волнушка , сыроежка и ряда других менее известных пищевых видов грибов

 

-Ребята, вы нам рассказали какой разнообразный лес у нас в ХМАО.

 –А кто мне скажет отчего  зависит где какая преобладает растительность?

.

 

В северной таежно- болотистой части Югры преобладают кедр, ель и лиственница. Нередко в этой местности можно встретить так же сосну и березу.

А в средней зоне  Ханты – Мансийского автономного округа растительность более разнообразна. Здесь болота встречаются чаще, а участки суши занимают хвойные леса и березовые рощи. Часто можно встретить осину и лиственницу.

 

 

Какова фауна нашего края?

 

 

Фауну млекопитающих округа можно вправе назвать типичным таёжным комплексом. Здесь можно встретить представителей более 60 различных видов, 16 из которых хищники. На всей территории тайги благополучно уживаются лоси, олени, лисицы, горностаи, белки, куницы и многие другие животные. Самым крупным и свирепым жителем округа является бурый медведь, которого многие называют «хозяином» тайги.

Презентацию про бурого медведя нам приготовила Наталья

Какие животные представляют определенную хозяйственную ценность нашего края?

Территория ХМАО богата животными, представляющими определенную хозяйственную ценность. К ним относятся: белка, соболь, песец, лисица, заяц, выдра, ласка и много других пушных зверьков.

Почему они представляют хозяйственную ценность?

Какими птица ми богат наш край?

Птицы округа тоже удивляет многообразием, ведь её составляют более 250 различных видов птиц. Для многих из них тайга является постоянным местом обитания, где они выводят и воспитывают потомство. Глухари, куропатки, тетерева, кулики, рябчики и гуси не только хорошо приспособились к условиям таёжного климата, но и стали основой охотничьей фауны Югры.

Сегодня на уроке мы вспомнили чем богат наш округ.

 

Работа в группах.

 

 

-Сядьте группами.

 У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными.

-Попробуйте расселить животных тайги  по месту их обитания.

 Наклейте животных на картинку

. А теперь  проверьте, правильно ли вы расселили животных.

 У кого остались лишнии животные?

 

Почему?

5. Влияние человека на сообщество.

  Как влияет человек на сообщество?

 Человек, обычно, оказывает негативное влияние на лес. В течении тысячелетий люди бездумно вырубали леса. Сейчас на Земле осталось не более трети того лесного богатства, которое планета имела до освоения человеком. В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие. Кроме того, люди загрязняют леса различными отходами, охотятся на животных, рвут красивые лесные цветы. Из-за не затушенных костров возникают лесные пожары.

6. Охрана сообщества.

Как люди охраняют сообщество?

 Для охраны лесов создаются заповедные территории. В заповедниках и национальных парках животные и растения леса находятся под охраной государства. Однако, в охране нуждаются не только заповедные, но и все леса нашей планеты. Каждый человек должен бережно относится к обитателям леса, не провоцировать пожары, не оставлять мусор, аккуратно и умеренно собирать грибы и ягоды, не охотиться, не разорять птичьих гнезд, не рубить деревья.

И в заключении нашего урока

Работа в парах.

-у вас на партах лежит листочек

. На этом листочке вы со своим соседом должны построить  цепь питания характерную для лесного сообщества нашего края..

(Слушаем несколько вариантов.)

 

6.Подведение итогов урока.

- Ответили ли вы на вопросы, которые интересовали вас в начале урока?

- Где можно найти ответы на остальные вопросы?

 

6. Рефлексия

 

 

-Подведем итоги:

Что интересного и нового мы узнали о лесе?

А еще для чего нужен лес?

Лес – прекрасный источник отдыха для души и тела. Любуясь красотой леса, вдыхая его целебный воздух, человек отдыхает и расслабляется.

Лес имеет водоохранную роль. В тех местах, где леса вырубаются, реки мелеют, а небольшие речки исчезают вовсе.

 

 7. Домашнее задание

- стр.164-169 читать, отвечать на вопросы и выполнить тетрадь по теме  «Жизнь леса».

 

 

Давайте каждый оценит свою работу на уроке!

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока УМК «Школа России»

Конспект урока УМК «Школа России»

Универсальные учебные действия (УУД ):

Универсальные учебные действия (УУД ):

Послушайте внимательно. Город этот непростой,

Послушайте внимательно. Город этот непростой,

Лес –это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы

Лес –это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы

Спасибо. Молодцы. -Второй ярус это многолетние растения

Спасибо. Молодцы. -Второй ярус это многолетние растения

Но мы с вами забыли ещё об одном обитателе леса

Но мы с вами забыли ещё об одном обитателе леса

Откроем учебник на с.164

Откроем учебник на с.164

Природа Ханты-Мансийского автономного округа –

Природа Ханты-Мансийского автономного округа –

Презентацию про бурого медведя нам приготовила

Презентацию про бурого медведя нам приготовила

В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие

В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие

Жизнь леса». Давайте каждый оценит свою работу на уроке!

Жизнь леса». Давайте каждый оценит свою работу на уроке!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018