Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
13.06.2019
Цель урока: создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.
Задачи урока:
предметные: научиться распознавать местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;
развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), речь учащегося;
метапредметные: развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;
умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему;
анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков местоимения как части речи;
воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемый результат обучения:
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию;
умение оценивать свой результат;
умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам;
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность;
выделение и осознание уже полученных знаний;
умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим.
Конспект урока_Королева М.С..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 65 им. Н. Сафронова» г.Ульяновска
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»
Учитель: Королева Маргарита Сергеевна Цель урока: создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач.
Задачи урока:
предметные: научиться распознавать местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;
развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), речь учащегося;
метапредметные: развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;
умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему;
анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков местоимения как части речи;
воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемый результат обучения:
Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию;
умение оценивать свой результат;
умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам;
Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность;
выделение и осознание уже полученных знаний;
умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим. Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Организационный момент.
Цель этапа:настрой учащихся на
результативную работу на уроке.
Проверка готовности рабочих мест к началу
урока
2. Актуализация знаний.
Цель этапа: организовать воспроизведение и
коррекцию опорных знаний обучающихся.
Приветствие:
Я рада видеть каждого из вас,
Теплом и солнцем осень в окна дышит.
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс друг дуга любит,
Чувствует и слышит.
В своем обращении к вам, я выделила
интонацией несколько слов, Назовите их.
Какой частью речи являются данные слова?(1
слайд)
Внимательно посмотрите на доску, здесь в
произвольном порядке расположены слова.
Составьте из них тему нашего урока.
Почему пейзажи души? (включить в цели
Проверяют готовность рабочих мест.
Каждого, из вас, нам, наш.
Слова являются местоимениями.
Роль местоимений в речи. Пейзажи души.
Личностные настрой на позитивное
начало урока,
Коммуникативные – планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками
Личностные – осознание поставленных
целей и задач урока.
Коммуникативные – планирование
учебного сотрудничества, умение полно
и ясно формулировать свое мнение
Регулятивные – планирование урока
Познавательные – анализ объектов с
целью выделения признаков занятия).
Запись даты и темы урока.(2 слайд)
Целеполагание: Ребята, исходя из нашей темы,
какие цели мы себе поставим? (можно
пользоваться подсказками на слайде ) (3 слайд)
работают в тетрадях, записывают дату и тему
урока
Повторить пройденный материал по теме:
«Местоимения»;
Узнать, какую роль выполняют местоимения в
речи;
Понять, что такое «пейзажи» души.
Давайте вспомним, что мы уже знаем о
местоимении. За правильные ответы раздаю
осенние листочки. (4 слайд)
Отвечают по плану:
1. Общее грамматическое значение, вопросы.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая функция.
4. Роль и употребление в речи(данный пункт плохо
знают, поэтому мы и будем сегодня разбираться с
этой темой).
3. СОР: На каком месте по частотности
употребления находятся местоимения?
Языковеды отмечают, что местоимения
обладают особой изобразительной силой –
экспрессивностью. Что такое «экспрессия»,
«экспрессивность»? (Экспрессия – выражение
чувств, переживаний, выразительность. По
словарю С.И. Ожегова.) (5 слайд)
(лат. expressio — выражение): Экспрессия —
яркое проявление чувств, настроений, мыслей. В
широком смысле — повышенная
выразительность произведения искусства...
на 3.
Работа «хранителя словаря».
Над художественной.
Запись в тетрадях.
Создание проблемной ситуации.
Регулятивные – расположение
материала, полученного в ходе
наблюдения, в схему, предложенную
для анализа.
Познавательные – умение сопоставлять,
выявлять сходства и различия.
Коммуникативные – полно и ясно
выражать свои мысли, комментировать
и аргументировать свои наблюдения.
Личностные – умение применять
сопоставительный анализ при работе. Читаем по слогам, записываем на доске.
Составляем предложения.
4. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: формирование понятия о
местоимении как самостоятельной части речи, её
важной роли в художественной речи.
Сегодня на уроке нам нужно выяснить, какую
роль играют местоимения в речи. А над какой
речью мы можем наблюдать?
В этом нам поможет творчество мастеров слова.
И сегодня мы будем работать с текстами
замечательной писательницы, нашей землячки –
ЛИДОЛИЯ
Лидолии Никитиной (6 слайд).
КОНСТАНТИНОВНА
НИКИТИНА.
Ульяновская писательница.
Миниатюры
Никитиной переводились на 17 языков мира, по
ее произведениям русский язык изучается в
учебных заведениях США, Японии, Германии и
Узбекистана.
5) Наблюдение над языковым материалом.
Работа с текстом. (Работа в группах)
Цель: определить роль местоимений в речи;
правильно писать слова с известными
орфограммами.
Если мы будем работать по тексту, то какие
Записывают предложение в тетрадь.
Отвечают на поставленные вопросы.
Художетвенной.
Записывают высказывание в тетради.
Высказывают предположения.
Регулятивные – умение
структурировать информацию и на её
основе составлять речевое
высказывание.
Познавательные – умение
преобразовывать информации под
лингвистическое понятие.
Коммуникативные – развитие
монологической речи, умение полно и задания мы сами можем придумать?
1) Выразительно прочитайте текст.
2) Определите тему и идею текста.
3) Какую картину представили? Какие образы и
изобразительновыразительные средства помогли
это сделать?
4))Определите стиль и тип речи.
5)Объясните правописание пропущенных букв. С
какими орфограммами они связаны?
6) Выпишете местоимения, определите разряды.
7) Какую роль в тексте выполняют местоимения?
(при затруднениях при ответе на данный вопрос
можно открыть параграф учебника 132).
(20 минут)
6. Физкультминутка.
Упражнения для снятия эмоционального
напряжения и физической усталости.
Цель:снять эмоциональную усталость,
предупредить утомление.
Самоконтроль и проверка фронтальным
опросом.
Местоимения каких разрядов количественно
преобладают? (Личные, притяжательные,
определительные.)
Какой оттенок придает тексту употребление
этих местоимений? (Оттенок искренности,
взволнованности, задушевности. Это разговор
по душам с читателем.)
Какую еще роль в тексте играют местоимения?
Обучащиеся отвечают.
ясно выражать свои мысли, отработка
навыков создания научной
формулировки.
Личностные – освоение одного из
способов выделения правила
Регулятивные – выделение следствия из
предложенной для чтения и
осмысления информации
Познавательные – понимание и
осмысление прочитанной информации.
Коммуникативные – умение отвечать на
поставленные вопросы, ясно и полно
выражать свои мысли. Умение работать
в группе.
Личностные – осознание
необходимости пополнения своих
знаний и совершенствование своей
речи.
Познавательные – анализ проделанной
работы, полученных знаний и умений.
Регулятивные – оценка проделанной работы.
Личностные – осознание личной
значимости, применение полученных
знаний и умений в практической
деятельности.
Коммуникативные – развитие
монологической речи и её реализация в
устной и письменной форм
(Местоимения – средства грамматической
связи предложений. Относительные
местоимения связывают между собой части
сложного предложения.)
Каково же назначение личных местоимений в
данных текстах? (В тексте очень важную роль
играют местоимения – средство сохранения
безымянности лирического героя.
Местоимения при этом являются
возможными «заместителями» не только
автора, но и читателя, которому окажутся
близки выраженные в стихотворении чувства
и переживания.)
Большой экспрессивностью в художественной
речи обладают и неопределенные местоимения.
(Неопределенные местоимения, в отличие от
личных, притяжательных, не «приближают», а
«отдаляют» предметы и события, о которых идет
речь).
7. Итог урока.
Цель этапа: анализ успешности овладения
знаниями и способами деятельности.
О какой части речи мы сегодня говорили на
уроке?
Какие цели, поставленные в начале урока нам
удалось решить?
Довольны ли вы своей работой на уроке? (по
поднятой руке).
«Пейзаж души» почему?
8. Оценивание (собрать листочки) 9. Информация по домашнему заданию,
инструктаж по его выполнению.
Цель этапа:Сообщить домашнее задание,
проинструктировать по его выполнению.
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Домашнее задание (по выбору обучающихся).
1.Списать текст, вставить пропущенные буквы. Указать разряд местоимений, определить роль используемых местоимений в тексте.
Успокоенность
Ю(нн/н)ой всадницей, ос…длавшей г…рячего скакуна, мчит(?)ся горная река (в)низ, не выб…рая д…роги.
Сколько (не)покорности, злости, отваги в каждом всплеске изм…нчивого русла! Как спешит она проч(?) от ледниковдом…седов,
вспоивших ее!
С каким пр…зрением швыряет на крутые берега валуны! Как старает(?)ся (не)покорных перетереть в песок, будто они – надоедливые
мысли, от которых иначе (не)возможно избавит(?)ся!
А сколько шума создает горная река на пер…катах?! С какой ло…костью рвет в клочья утре...ий туман и с каким безразличием
проносит(?)ся мимо вод…падов, развесивших для нее нежнейшие шарфы из радуг!
И насколько (не)узнаваема эта же река в низине… До чего легко и охотно утратили силу и смелость ее стремительные волны, стоило им
только войти в уютные берега, устланные песком и илом. Как замутило реку спокойствие!
2. Минипроект: Роль местоимений в текстах Лидолии Никитиной.
3. Творческое задание: Сочинениеописание по воображаемой картине на произведения Л.Никитиной. Группа№ 1: _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Раздаточный материал
Море и бабочка
Бабочка л…тела к морю. Ветер …тшвыривал её от берега и прог…нял прочь от воды. А она снова и снова стремилась
к бе…покойным волнам.
Я сл…дила за бабочкой до тех пор, пока она (не)скрылась из вида. Вскоре, войдя в воду, увидела эту отважную пут…
шественницу: белые крылья, распластанные на волне, пок…зались мне парусником, пот…рпевшим крушение. Почему эту бабочку так манило море? Неужели ей ч…дились в его волнах благ…уханные цветы, источающие
волшебные ар…маты? А может, это волны заворожили ее своим ритмом, какойто особой тайной?
Не всегда даже себе могу объяснить собстве…ые поступки, но еще труднее мне понять маленькую бабочку,
рвущуюся в морскую беспредельность…
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Группа№ 2: _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Неподдавшееся огню.
Д…леко за …краиной города поз…ней осенью кто(то) подж…г старое дерево, ствол которого был ра…пахнут, будто
чапан* у п…стуха во время быстрой хо…ьбы. От частых (не)взгод, от времени, стало дерево кряжистым и узловатым. Его (не)пугали ни вьюги, ни засухи, ни
крепкие морозы. (Не) поддалось оно и огню, хотя он и заполонил сухую пустоту дупла.
Весна не обошла ст…роной старое дерево – подарила обожженному стволу новые упругие п…беги. С ними дерево
вновь пом…л…дело и опять куда(то) засп…шило ле…кой походкой пастуха.
* Чап н (вариант кафтан) — халат, который мужчины и женщины носят поверх одежды, как правило, в течение холодных
аа
зимних месяцев.
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Группа№ 3: _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Осень У син…й медле…о текущей лесной реч(?)ки сидит девушка с распущенными в…лосами. М…нотонная песня без слов
слета…т с ее губ. Со…нце, зарывшись в пышные рыжие волосы, т…хонько играет ими.
На коленях у нее последние цв…ты, лепестки которых она (не)спешно обрывает один за другим...
Это – Осень! Скоро она заведет пр…щальный х…р…вод, закруж…т листья в огне…ой пляске и уйдет, забрав с собой
летнее со…нце, запутавшееся в ее р…скошных рыжих волосах.
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Группа№ 4: _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________
Упрямый ветер
Мокрый и х…лодный вет…р меч…т(?)ся по кустам и деревьям, по з…мле и небу – ищ…т, рыщ…т, но нигде не
может найти запропастившееся со…нце.
Веет…р ж…с(?)кими пальцами о…хватывает стволы д…ревьев, сколь…кие от д…ждей и туманов, трясет их до г…
лов…кружения, пытаясь согрет(?)ся.
Он заглядывает в пустые дупла д…ревьев, старые гнезда, покинутые норы…
И некому по…сказать упрямцу, что летн…м со…нце в мрачную осе(н,нн)юю пору, увы, (не)бывает.
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Конспект урока в 7 классе по русскому языку "Роль местоимений в речи. «Пейзажи души»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.