Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"
Оценка 5

Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"

Оценка 5
Разработки уроков
rtf
биология
9 кл
26.02.2018
Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"
Цель: изучить приспособительные особенности живых организмов. Задачи: образовательная: рассмотреть различные приспособительные особенности живых организмов, раскрыть механизм их действия, выявить их роль; показать относительный характер адаптаций; развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: беседа, самостоятельная работа с учебником.
Урок 9. Приспособительные особенности строения.rtf
У р о к  9 ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ Цель: изучить приспособительные особенности живых организмов. Задачи: о б р а з о в а т е л ь н а я:   рассмотреть   различные   приспособительные особенности   живых   организмов,   раскрыть   механизм   их   действия, выявить их роль; показать относительный характер адаптаций; р а з в и в а ю щ а я:   продолжить   формирование   умений   и   навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное. Тип урока: комбинированный. Метод проведения: беседа, самостоятельная работа с учебником. Планируемые предметные результаты: ученик должен и м е т ь   п р е д с т а в л е н и е:   о   многообразии   адаптаций   живых организмов, о понятии «криптическая окраска»; з н а т ь   понятия   «адаптациогенез»,   «мимикрия»,   «адаптация», основные виды адаптаций, механизмы возникновения приспособлений; у м е т ь: объяснить сущность приспособлений, приводить конкретные примеры адаптаций. Междисциплинарные связи:  экология – «Приспособления живых организмов». Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология. Образовательные   ресурсы:  таблица   «Адаптации   животных, растений»; фотографии, изображения животных. С ц е н а р и й   у р о к а I. Актуализация знаний. 1. Фронтальный опрос (по вопросам на с. 34). 2. Биологический диктант. Бинарная номенклатура – … Селекция – … Половой диморфизм – … Искусственный отбор – … Движущий отбор – … Стабилизирующий отбор – … Борьба за существование – … Порода – … Мутация – … Партеногенез – … Естественный отбор – … II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели. Показать   зависимость   знаний   механизмов   возникновения приспособлений для объяснения действия естественного отбора. III. Открытие новых знаний. 1. Понятие об адаптации. Адаптациогенез. Все   закрепляющиеся   в   ходе   эволюции   особенности   живых организмов   представляют   собой   адаптации   (приспособления). Возникновение   приспособленности   к   среде   –   основной   результат эволюции.   Поэтому   эволюцию   можно   рассматривать   как   процесс возникновения адаптаций – адаптациогенез. Поскольку   учащиеся   ранее   встречались   с   понятием   адаптации, можно предложить им самим сформулировать определение. Адаптация  –   это   возникновение   и   развитие   конкретных морфофизиологических свойств, значение которых зависит от тех или иных условий среды. Факты, свидетельствующие о приспособленности живых организмов, очень многочисленны. Невозможно дать полное их описание. Поэтому на   нашем   уроке   мы   рассмотрим   лишь   некоторые   яркие   примеры, характеризующие адаптивность живой природы на разных уровнях ее организации. 2. Классификация адаптаций. – Рассмотрим схему классификации адаптаций. Адаптации 1. Средства пассивной защиты – структуры и особенности, которые лишь   своим   присутствием   определяют   большую   вероятность сохранения жизни особи в борьбе за существование. Приспособительная окраска. Покровительственная окраска. Эффект   любой   покровительственной   окраски   повышается   при   ее сочетании   с   соответствующим   поведением   (поза   настороженности, замирание, поза покоя). Вспомните пример эксперимента с богомолами из темы «Учение Ч. Дарвина о естественном отборе». Предостерегающая окраска. Характерна для хорошо защищенных, ядовитых, жалящих форм. Мимикрия. Сходство беззащитного и съедобного вида с одним или несколькими представителями   генетически   не   родственных   видов,   хорошо защищенных от нападения хищников. 2.   Сложные   адаптации   –  адаптации,  возникшие   путем   накопления мелких наследственных уклонений. 3. Физиологические адаптации. Этот вопрос мы рассмотрим более подробно на следующем уроке. Учащиеся записывают классификацию адаптаций в тетради. З а д а н и е:   каждое   (кроме   последнего)   из   положений   данной классификации   проиллюстрировать   примерами.   Использовать   при выполнении задания (материал учебника, с. 36–44). IV. Закрепление.  Обсуждение   результатов   работы   по   схеме   «Примеры   адаптаций». При   помощи   наводящих   вопросов   выявить   определенные закономерности в приспособлениях живых организмов. V. Рефлексия. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно   усвоить,   определение   качества   и   уровня   усвоения.   Оценка учащимися своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности. Домашнее задание: изучить § 7, с. 35–45; вопросы и задания в конце текста.   К   каждому   виду   адаптаций   привести   по   два   примера организмов, обитающих на территории нашей области. Дополнительная информация Покровительственная   окраска   часто   особенно   важна   для   защиты организма на ранних этапах онтогенеза – яиц, личинок, птенцов. Так, яйца у птиц, открыто гнездящихся в траве или на земле, всегда имеют пигментированную   окраску   скорлупы,   соответствующую   по   цвету окружающему фону. У крупных птиц, хищников, а также у видов, чьи яйца находятся в закрытых гнездах или закапываются в почву (как у рептилий), покровительственная окраска не развивается. Велика   роль   покровительственной   окраски   в   сезонно   меняющихся условиях. Например, многие животные средних и высоких широт зимой бывают белой окраски (песец, заяц, горностай, белая куропатка). У   ряда   животных   наблюдается   быстрое   (в   течение   нескольких минут)   приспособительное   изменение   окраски   тела,   что   достигается перераспределением   пигментов   в   хроматофорах   кожи   или   других покровов тела (камбала, агамовая ящерица, хамелеон). Интересной   разновидностью   криптической   (скрывающей)   окраски является   расчленяющая   окраска,   связанная   с   чередованием   на   теле темных и светлых пятен (зебра, тигр). Расчленяющая окраска нарушает впечатление о контурах тела. При этом не только контур животного сливается   с   окружающим   фоном,   но   и   затрудняется   определение очертания   жизненно   важных   органов,   например   глаз   у   позвоночных животных. У многих неродственных животных наблюдается одинаковая маскировка глаз темными пятнами и полосами. Эффект   любой   формы   покровительственной   окраски   повышается при   сочетании   ее   с   соответствующим   поведением.   Это   в   основном характерно для животных, не обладающих средствами активной защиты от врагов. Успех   сочетания   криптической   окраски   с   позой   покоя продемонстрирован   в   опытах   с   богомолами:   преимущественно истреблялись   те   особи,   у   которых   покровительственная   окраска   не сочеталась с позой покоя. Мимикрия.   Нередко   подражание   выступает   в   виде   простой маскировки   –   наличия   не   только   защитной   окраски,   но   и подражательного   сходства   с   какими­либо   предметами.   К   примеру, гусеницы пяденицы в позе покоя удивительно сходны с сухой веткой. При мимикрии различают модель (объект, которому подражают) и имитатор   (подражатель).   Для   мимикрии   важно,   чтобы   численность имитатора была меньше численности модели, так как хищник быстро обнаруживает подлог. Приводим один из примеров мимикрии у рыб. Морская собачка на ранних   стадиях   развития   выглядит   как   молодь   рыб   кардиналов, единственный способ защиты которых – образование стаи. На ранних стадиях   окраска   молоди   у   морской   собачки   близка   к   окраске кардиналов.   У   взрослых   особей   собачки   окраска   серо­голубая   и монотонная. Взрослые собачки очень ядовиты, а молодь слабо ядовита. Молодь   собачки   спасается   только   в   стаях   кардиналов,   а   взрослые формы образуют собственные стаи. Сложные адаптации. Среди   таких   адаптаций   рассматриваются   способность   к насекомоядности у растений (росянка, венерина мухоловка), развитие глаза   как   органа   зрения,   возникновение   взаимных   приспособлений   у насекомых и цветковых растений, движения у растений.

Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"

Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"

Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"

Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"

Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"

Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"

Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"

Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"

Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"

Конспект урока в 9 классе на тему "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ОКРАСКИ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018