Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс
Оценка 4.9

Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
29.03.2018
Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс
Цель : формирование основных коммуникативных умений, умение извлекать информацию при аудировании, чтении текста, адекватно понимать и интерпретировать его в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, раскрытие особенностей в процессе работы в парах сменного состава способов сокращения или сжатия текстов, формирование умений составлять тексты по исходному тексту.
Конспект урока в 9 классе.doc
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 ­ классе ( Антамошкиной З.С., учителя русского языка и литературы высшей категории  МБОУ Алексеевской СШ  имени И.В.Мушкетова Алексеевского муниципального района Волгоградской области) ОБЩАЯ ЧАСТЬ Предмет –  Тема урока: Тип урока: Русский язык Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим  заданием Открытие новых знаний Класс 9а                           Цель:       формирование основных коммуникативных умений, умение извлекать информацию при аудировании,  чтении текста, адекватно понимать и интерпретировать его в соответствии с темой, стилем, функционально­смысловым типом речи,  раскрытие особенностей  в процессе работы в парах сменного состава способов сокращения  или сжатия текстов,  формирование умений составлять тексты по исходному тексту. Данная цель направлена на достижение следующих образовательных результатов: Предметных Знать виды компрессии,  способы  сжатия исходного   текста; создавать в  письменной форме  высказывания по заданным  параметрам, в том числе  воспроизвести исходный  текст; соблюдать в практике  письма основные языковые  нормы (лексические,  грамматические,   орфографические,  пунктуационные,  стилистические); Метапредметных Регулятивные ­  умение работать с  различными источниками информации  –  таблицей­памяткой, карточками с  текстами. Самостоятельно определять цели и  формулировать задание.  Познавательные ­ владеть приемами  отбора и систематизации материала,  уметь сравнивать и делать выводы.  Коммуникативные ­ оценивать  достигнутые результаты и адекватно  их формулировать в устной и  письменной форме, доказывая свою  точку зрения, приводить аргументы. Личностных Готовность к саморазвитию,  самоопределению. Формирование  активного участия  в процессе  обучения, способности к самооценке  на основе наблюдения за своей речью.  Повышение интереса к учебному  процессу.  Решаемые учебные проблемы –  Основные понятия, изучаемые на уроке Методы Технология Формы работы Самоопределение, сотрудничество Приемы компрессии, сжатия исходного текста,  воспроизведение текста по плану Сравнительный анализ, аналитическая беседа,   «поабзацное  изучения текста» по Ривину­Дьяченко. Сотрудничества «учитель­ученик»;   Вид используемых на уроке средств ИКТ Обеспечение урока: Образовательные интернет­ресурсы Групповая – группы по 4 человека, пары сменного  состава. Компьютер, интерактивная доска Тексты для каждого учащегося и памятка для работы  с текстом. Презентация , слайды № 1­4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА: 1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя.  Актуализация имеющихся знаний по данной теме, а именно – вспомнить, какие приемы сокращения текста мы   уже знаем, что изучается в разделе синтаксис, назвать основные единицы синтаксиса, дать определение  текста, типов речи, назвать стили речи.;   формирование умения задавать вопросы, самостоятельно   определять цели (Регулятивные   универсальные учебные действия) •   (Познавательные универсальные учебные действия.)   развитие   произвольного   внимания   и   памяти,   познавательных   интересов   и   инициативы   учащихся •     формирование   коммуникативных   умений,   культуры   общения,     сотрудничества.   (Коммуникативные универсальные учебные действия) * осмысление пользы учения (Личностные универсальные учебные действия) Деятельность учителя Предоставление материала, позволяющего  осуществить переход к изучению нового материала.  Слайд №1–№3 1. Определите, что здесь пропущено:  ­ виды речевой деятельности – слушание, чтение, …(письмо); ­ типы речи –  повествование, описание,….  (рассуждение) 2. Вспомните способы сокращения текста – (исключение второстепенной информации,  повторов, синонимов, уточнений; замена  однородных членов обобщающим словом,  сложного предложения – простым, прямой речи  – косвенной,).  Докажите свою позицию. Здесь и везде используются: Деятельность учащихся Вспоминают   соответствующие   учебные   задачи, делают содержательные обобщения ­   Вспоминают,   изученный   ранее   материал   из синтаксиса.   (типы   речи,   стили   речи.   Способы компрессии   исходного   текста).   которые   связаны   с формулировкой   проблемы   (в   этот   момент отрабатывается минимум) ­Делают обобщение, какими способами можно  сокращать исходный тексты. ­Определяют, каких знаний не хватает, где и как их  добыть (открыть) ­ в процессе работы в группах по  четыре человека будут  отрабатывать умения  отбирать существенную информацию,  структурировать содержание текста, связно и кратко  передать содержание текста Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые  возможны разные правильные варианты ответа  (развитие творчества).  Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из  которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики). ­ Что нужно узнать для  решения проблемы? 2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации  ­  осуществление учебных действий (Р). сравнивать и  сопоставлять словосочетания (П), умение вступать в диалог (К). умение соотносить поступки и события  (Л) Деятельность учителя Создает для учеников проблемную ситуацию –  противоречия, порождающего удивление (приемы): Слайд № 4 ­   «Найди лишнее» ­  1.«Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом»(М.Канн). 2. «Управлять  природой можно лишь, подчиняясь  ей»(английский философ Ф.Бекон. 3. «Книга – это только дорога» (в.Шкловский. 4. «Человек не  царь, а сын природы» (В.Астафьев)  . 3. ЭТАП целеполагания  ­  постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи  обобщенного типа. –   уметь   структурировать   содержание  текста, демонстрировать не только репродуктивные, но и продуктивные навыки, уметь отбирать такие лексические   и грамматические средства, чтобы логично, последовательно в сжатом виде передать исходный текст, при этом уметь работать в группе с текстом, выделять в нем главную информацию,  составлять план по  исходному тексту, сотрудничать с другими в группе, помогая в процессе составления плана, выделения ключевых слов. пересказа текста по абзацам, при этом второстепенную информацию исключать при пересказе и всегда помнить,  что р результате этой учебной деятельности должен появиться текст, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальном использовании речевых средств.. Основные   задачи   учителя.  Формирование   рефлексивных   умений   определять   границу   между   знанием   и незнанием; •      овладение   обобщенными  способами  приобретения  новых  знаний:   приемами   постановки  и  определения проблемы,   формулировки  частной   познавательной   задачи,  выделения   в   задаче   известных   и   новых Деятельность учащихся ­   Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.   Определяют,   что   лишнее   высказывание,   т.е., высказывание, которое отличается по смыслу – № 3, значит это и будет напрямую связано с темой урока, исходные   тексты   объединяет   общая   проблема, которая  затрагивается в них, единая тема. возникшего   противоречия,   кто   слушал, Деятельность учащихся Проявляют   познавательную   инициативу.  Главное   ­   осознание интеллектуального затруднения,   дефицита   знаний, формулировка   эвристических   вопросов,   заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.   Учащиеся   работают   в   группах,   читают   по   абзацам текст,   озаглавливаю,   пересказывают,   пользуясь   при этом   взаимной   поддержкой   друг   друга,   в   конце работы у каждого учащегося будет составлен план из 4   пунктов.   Каждый   учащийся   сможет   пересказать исходный текст своему коллеге.  компонентов (Р); •   формирование познавательных мотивов учебной деятельности (П): стремления открыть знания, приобрести умения отстаивать свою точку зрения (К); Деятельность учителя Раздать   исходные   тексты   учащимся   для первоначального ознакомления. Группы по 4 человека, у   каждого   свой   текст   и   памятка   для   работы     с текстом.  Каждый читает 1 абзац своему соседу, затем озаглавливает его, заглавие пишет в тетрадь. Теперь тот,   становится   читающим   и озаглавливающим  первый абзац в своем   тексте. Затем   готовятся   к   пересказу   этого   первого   абзаца, пересказывают  его  уже следующему  ученику в этой группе,   потом   читают   2   абзац   и   озаглавливают   и слушают своего коллегу. Третий   абзац прорабатывается   в  таком же  порядке: читается,   озаглавливается,   пересказывается,   но   уже новому участнику и т.д. В тексте 4 абзаца. В ходе исследования и поиска необходимой  информации учащиеся делятся полученными  знаниями,  помогают в составлении плана . в  нахождении ключевых слов, в сокращении текста  различными способами. 4. ЭТАП планирования учебной деятельности на уроке Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; •   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи (Р); •     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников (Л0;  формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах (К); Деятельность учителя После того, как в группах учащиеся составили планы по   своим   исходным   текстам,     учитель   предлагает сесть   вместе   тем,   у   кого     одинаковые   темы, просмотреть   план,   выбрать   наиболее   правильный   и зачитать его одному из учащихся. Можно  пересказать весь текст по плану. Так работают все группы. Деятельность учащихся Работа   в   группах.   Делают   вывод,   доказывая,   какой способ     сокращения   исходного   текста   наиболее удачен,   насколько   логично   и   последовательно составлен план. Обобщение   результатов   наблюдения,   составление плана   предстоящей   деятельности,   выбор   средств, необходимых для открытия "нового" знания. Еще раз проговаривают, обосновывают принятие  решения и  1 ученик от группы сообщает о  проделанной работе и пересказывает весь текст. 5 ЭТАП "Открытие" нового знании. Основные   задачи   учителя:  Формирование   основ   теоретического   мышления,   развитие   умений   находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; •     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи (К); •           формирование   способности   определять   содержание   и   последовательность   действий   для   решения поставленной задачи (Р) •           формирование   способности   сравнивать   свое   планирование   с     другим,   выполненным   остальными участниками группы.; •     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов (П): •     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: •     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь (Л). Деятельность учителя Побуждает учащихся к теоретическому объяснению  Деятельность учащихся Обсуждают   в   группах   варианты   решения   учебной фактов, противоречий между ними. Стимулирует  активное участие всех детей в поисковой  деятельности Творческое задание для учащихся ­   написать сжатое изложение по исходному тексту или сочинение­ рассуждение по исходному тексту. в качестве  аргументов привести примеры из других текстов , так  как эти тексты связывают проблемы, близкие по  содержанию  .  По времени урок рассчитан на два часа. задачи.   Обосновывают   выбор   общего   решения   или несогласия   с   мнением   других.   Представители   от групп   сообщают   о   результатах   коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других   групп.   Фиксируют   на   бумаге,   доске   свое "открытие".   Далее   учащиеся   работают   самостоятельно   по написанию сжатого изложения с дополнительным творческим   заданием   –   в   качестве   аргументов приводят   примеры   из   других   исходных   текстов.. Осуществляют самооценку полученных результатов. самопроверку,     6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения (Р). Применение нового знания (П).Участие в диалоге сотрудничества (К) Самоопределение (Л) Деятельность учителя Предлагает   задания   на   "новое"   знание,   побуждает учеников к определению  и выбору видов работы по достижению   целей   урока,   помогает   комментировать учебные   действия   "ведущему"   (сильному   ученику), поддерживает   интерес   и   познавательную   активность учащихся.  В группе один из сильных   учащихся может зачитать свою работу другим.   ­   Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) ­ Если новое знание состоит из нескольких  информационных единиц, то открытие  осуществляется в несколько шагов, каждый из  которых завершается выводом по проблеме Деятельность учителя Предлагает   задания   на   "новое"   знание,   побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению   целей   урока,   помогает   комментировать учебные   действия   "ведущему"   (сильному   ученику), поддерживает   интерес  и  познавательную  активность учащихся. . Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок. 7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя:  Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Осмысление пользы учения (Л).самооценка (Р)Развитие логического мышления (П) Сотрудничество в группах и парах (К) Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести  с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в  целом ­ Какой ответ на основной вопрос урока мы  можем дать? Как оцените свою работу? Работу   своих одноклассников? Дайте развернутый ответ:  «Я считаю, что…, потому что, во­первых, … во­ вторых…». ­  Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока,   отмечают   наиболее   трудные   и   наиболее понравившиеся   эпизоды   урока,   высказывают оценочные   суждения.   Определяют   степень   своего продвижения к цели. Отмечают   успешные   ответы,   интересные   вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы. Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач,   активность   учащихся,   направленная   на   их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить  новые  знания,  в своем  опыте и изменить прежний   опыт,   и   они   (знания)   являются   средством изменения самого ученика. 8 ЭТАП Домашнее задание.  Закончить свою работу творческим заданием  – по теме исходного текста выразить  свое мнение с приведением доказательств из других источников. ПАМЯТКА 1. Получи текст, прочитай внимательно. 2. Прочитай первый абзац своему напарнику вслух. 3. Вместе с ним попытайтесь ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце. Найдите  ключевые слова, озаглавьте текст.. 4. Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь. 5. Поменяйтесь ролями и приступайте к работе со вторым текстом в такой же  последовательности. 6. Далее поменяйтесь партнерами, перескажите  первый абзац ему, проработайте  второй абзац в такой же последовательности. 7. Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пункте 3­6. 8. После окончания работы над темой подготовься, используя план,  к выступлению в  малой группе или перед классом.

Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс

Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс

Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс

Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс

Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс

Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс

Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс

Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс

Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс

Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018