Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
29.03.2018
Цель : формирование основных коммуникативных умений, умение извлекать информацию при аудировании, чтении текста, адекватно понимать и интерпретировать его в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, раскрытие особенностей в процессе работы в парах сменного состава способов сокращения или сжатия текстов, формирование умений составлять тексты по исходному тексту.
Конспект урока в 9 классе.doc
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе
( Антамошкиной З.С., учителя русского языка и литературы высшей категории
МБОУ Алексеевской СШ имени И.В.Мушкетова Алексеевского муниципального района
Волгоградской области)
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет –
Тема урока:
Тип урока:
Русский язык
Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим
заданием
Открытие новых знаний
Класс
9а
Цель: формирование основных коммуникативных умений, умение извлекать
информацию при аудировании, чтении текста, адекватно понимать и интерпретировать его в
соответствии с темой, стилем, функциональносмысловым типом речи, раскрытие особенностей в
процессе работы в парах сменного состава способов сокращения или сжатия текстов, формирование
умений составлять тексты по исходному тексту. Данная цель направлена на достижение следующих
образовательных результатов:
Предметных
Знать виды компрессии,
способы сжатия исходного
текста; создавать в
письменной форме
высказывания по заданным
параметрам, в том числе
воспроизвести исходный
текст; соблюдать в практике
письма основные языковые
нормы (лексические,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные,
стилистические);
Метапредметных
Регулятивные умение работать с
различными источниками информации
– таблицейпамяткой, карточками с
текстами.
Самостоятельно определять цели и
формулировать задание.
Познавательные владеть приемами
отбора и систематизации материала,
уметь сравнивать и делать выводы.
Коммуникативные оценивать
достигнутые результаты и адекватно
их формулировать в устной и
письменной форме, доказывая свою
точку зрения, приводить аргументы.
Личностных
Готовность к саморазвитию,
самоопределению. Формирование
активного участия в процессе
обучения, способности к самооценке
на основе наблюдения за своей речью.
Повышение интереса к учебному
процессу.
Решаемые учебные проблемы –
Основные понятия, изучаемые на уроке
Методы
Технология
Формы работы
Самоопределение, сотрудничество
Приемы компрессии, сжатия исходного текста,
воспроизведение текста по плану
Сравнительный анализ, аналитическая беседа,
«поабзацное изучения текста» по РивинуДьяченко.
Сотрудничества «учительученик»;
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Обеспечение урока:
Образовательные интернетресурсы
Групповая – группы по 4 человека, пары сменного
состава.
Компьютер, интерактивная доска
Тексты для каждого учащегося и памятка для работы
с текстом.
Презентация , слайды № 14.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний по данной теме, а именно – вспомнить, какие
приемы сокращения текста мы уже знаем, что изучается в разделе синтаксис, назвать основные единицы
синтаксиса, дать определение текста, типов речи, назвать стили речи.;
формирование умения задавать вопросы, самостоятельно определять цели (Регулятивные универсальные
учебные действия)
•
(Познавательные универсальные учебные действия.)
развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. (Коммуникативные
универсальные учебные действия)
* осмысление пользы учения (Личностные универсальные учебные действия)
Деятельность учителя
Предоставление материала, позволяющего
осуществить переход к изучению нового материала.
Слайд №1–№3
1. Определите, что здесь пропущено:
виды речевой деятельности – слушание, чтение,
…(письмо);
типы речи – повествование, описание,….
(рассуждение)
2. Вспомните способы сокращения текста –
(исключение второстепенной информации,
повторов, синонимов, уточнений; замена
однородных членов обобщающим словом,
сложного предложения – простым, прямой речи
– косвенной,). Докажите свою позицию.
Здесь и везде используются:
Деятельность учащихся
Вспоминают соответствующие учебные задачи,
делают содержательные обобщения
Вспоминают, изученный ранее материал из
синтаксиса. (типы речи, стили речи. Способы
компрессии исходного текста). которые связаны с
формулировкой проблемы
(в этот момент
отрабатывается минимум)
Делают обобщение, какими способами можно
сокращать исходный тексты.
Определяют, каких знаний не хватает, где и как их
добыть (открыть) в процессе работы в группах по
четыре человека будут отрабатывать умения
отбирать существенную информацию,
структурировать содержание текста, связно и кратко
передать содержание текста
Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые
возможны разные правильные варианты ответа
(развитие творчества).
Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один
из другого вопросов, правильный ответ на каждый из
которых запрограммирован в самом вопросе (развитие
логики).
Что нужно узнать для решения проблемы?
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации осуществление учебных действий (Р). сравнивать и
сопоставлять словосочетания (П), умение вступать в диалог (К). умение соотносить поступки и события
(Л)
Деятельность учителя
Создает для учеников проблемную ситуацию –
противоречия, порождающего удивление (приемы):
Слайд № 4
«Найди лишнее» 1.«Лес – это дом для человека,
даже больше, чем дом»(М.Канн). 2. «Управлять
природой можно лишь, подчиняясь
ей»(английский философ Ф.Бекон. 3. «Книга – это
только дорога» (в.Шкловский. 4. «Человек не
царь, а сын природы» (В.Астафьев)
.
3. ЭТАП целеполагания постановка практической частной познавательной задачи или определение
учебной задачи обобщенного типа. – уметь структурировать содержание текста, демонстрировать не
только репродуктивные, но и продуктивные навыки, уметь отбирать такие лексические и грамматические
средства, чтобы логично, последовательно в сжатом виде передать исходный текст, при этом уметь работать в
группе с текстом, выделять в нем главную информацию, составлять план по исходному тексту, сотрудничать
с другими в группе, помогая в процессе составления плана, выделения ключевых слов. пересказа текста по
абзацам, при этом второстепенную информацию исключать при пересказе и всегда помнить, что р результате
этой учебной деятельности должен появиться текст, в котором был бы максимально выражен необходимый
смысл при минимальном использовании речевых средств..
Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и
незнанием;
• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения
проблемы, формулировки частной познавательной задачи,
выделения в задаче известных и новых
Деятельность учащихся
Вступая в диалог с учителем (выполняя задания)
выявляют противоречие – проговаривают и осознают
его. Определяют, что лишнее высказывание, т.е.,
высказывание, которое отличается по смыслу – № 3,
значит это и будет напрямую связано с темой урока,
исходные тексты объединяет общая проблема,
которая затрагивается в них, единая тема. возникшего
противоречия,
кто слушал,
Деятельность учащихся
Проявляют познавательную инициативу. Главное
осознание
интеллектуального
затруднения,
дефицита знаний,
формулировка эвристических вопросов, заданий.
Осознание цели предстоящей деятельности.
Учащиеся работают в группах, читают по абзацам
текст, озаглавливаю, пересказывают, пользуясь при
этом взаимной поддержкой друг друга, в конце
работы у каждого учащегося будет составлен план из
4 пунктов. Каждый учащийся сможет пересказать
исходный текст своему коллеге.
компонентов (Р);
• формирование познавательных мотивов учебной деятельности (П): стремления открыть знания, приобрести
умения отстаивать свою точку зрения (К);
Деятельность учителя
Раздать исходные тексты учащимся для
первоначального ознакомления. Группы по 4 человека,
у каждого свой текст и памятка для работы с
текстом. Каждый читает 1 абзац своему соседу, затем
озаглавливает его, заглавие пишет в тетрадь. Теперь
тот,
становится читающим и
озаглавливающим первый абзац в своем тексте.
Затем готовятся к пересказу этого первого абзаца,
пересказывают его уже следующему ученику в этой
группе, потом читают 2 абзац и озаглавливают и
слушают своего коллегу.
Третий абзац прорабатывается в таком же порядке:
читается, озаглавливается, пересказывается, но уже
новому участнику и т.д. В тексте 4 абзаца.
В ходе исследования и поиска необходимой
информации учащиеся делятся полученными
знаниями, помогают в составлении плана . в
нахождении ключевых слов, в сокращении текста
различными способами.
4. ЭТАП планирования учебной деятельности на уроке
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи (Р);
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников
(Л0;
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах (К);
Деятельность учителя
После того, как в группах учащиеся составили планы
по своим исходным текстам, учитель предлагает
сесть вместе тем, у кого
одинаковые темы,
просмотреть план, выбрать наиболее правильный и
зачитать его одному из учащихся. Можно пересказать
весь текст по плану. Так работают все группы.
Деятельность учащихся
Работа в группах. Делают вывод, доказывая, какой
способ
сокращения исходного текста наиболее
удачен, насколько логично и последовательно
составлен план.
Обобщение результатов наблюдения, составление
плана предстоящей деятельности, выбор средств,
необходимых для открытия "нового" знания.
Еще раз проговаривают, обосновывают принятие
решения и 1 ученик от группы сообщает о
проделанной работе и пересказывает весь текст.
5 ЭТАП "Открытие" нового знании.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить
общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи (К);
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения
поставленной задачи (Р)
• формирование способности сравнивать свое планирование с другим, выполненным остальными
участниками группы.;
• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов (П):
• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников,
умения оказывать и принимать помощь (Л).
Деятельность учителя
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению
Деятельность учащихся
Обсуждают в группах варианты решения учебной фактов, противоречий между ними. Стимулирует
активное участие всех детей в поисковой
деятельности
Творческое задание для учащихся написать сжатое
изложение по исходному тексту или сочинение
рассуждение по исходному тексту. в качестве
аргументов привести примеры из других текстов , так
как эти тексты связывают проблемы, близкие по
содержанию .
По времени урок рассчитан на два часа.
задачи. Обосновывают выбор общего решения или
несогласия с мнением других. Представители от
групп сообщают о результатах коллективной
поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из
других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое
"открытие".
Далее учащиеся работают самостоятельно по
написанию сжатого изложения с дополнительным
творческим заданием – в качестве аргументов
приводят примеры из других исходных текстов..
Осуществляют
самооценку
полученных результатов.
самопроверку,
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения (Р). Применение нового знания
(П).Участие в диалоге сотрудничества (К) Самоопределение (Л)
Деятельность учителя
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает
учеников к определению и выбору видов работы по
достижению целей урока, помогает комментировать
учебные действия "ведущему" (сильному ученику),
поддерживает интерес и познавательную активность
учащихся.
В группе один из сильных учащихся может зачитать
свою работу другим.
Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на
основной вопрос урока мы можем дать? (указывает
на проблему, записанную на доске)
Если новое знание состоит из нескольких
информационных единиц, то открытие
осуществляется в несколько шагов, каждый из
которых завершается выводом по проблеме
Деятельность учителя
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает
учеников к определению и выбору видов работы по
достижению целей урока, помогает комментировать
учебные действия "ведущему" (сильному ученику),
поддерживает интерес и познавательную активность
учащихся. . Создание ситуации успеха для каждого.
Индивидуальная работа по устранению ошибок.
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к
цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Осмысление пользы учения
(Л).самооценка (Р)Развитие логического мышления (П) Сотрудничество в группах и парах (К)
Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести
с планом работы, записанным на доске, и оценить меру
своего личного продвижения к цели и успехи класса в
целом
Какой ответ на основной вопрос урока мы
можем дать? Как оцените свою работу? Работу
своих одноклассников? Дайте развернутый ответ:
«Я считаю, что…, потому что, вопервых, … во
вторых…».
Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия поставленной цели
и результатов деятельности: называют тему и задачи
урока, отмечают наиболее трудные и наиболее
понравившиеся эпизоды урока,
высказывают
оценочные суждения. Определяют степень своего
продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы
одноклассников, участников группы. Могут отметить
продуктивную работу группы.
Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций
или проблем, которые приводят к постановке учебных
задач, активность учащихся, направленная на их
решение, дают знания, которые помогают учащимся
выстроить новые знания, в своем опыте и изменить
прежний опыт, и они (знания) являются средством
изменения самого ученика.
8 ЭТАП Домашнее задание. Закончить свою работу творческим заданием – по теме исходного текста
выразить свое мнение с приведением доказательств из других источников.
ПАМЯТКА 1. Получи текст, прочитай внимательно.
2. Прочитай первый абзац своему напарнику вслух.
3. Вместе с ним попытайтесь ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце. Найдите
ключевые слова, озаглавьте текст..
4. Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь.
5. Поменяйтесь ролями и приступайте к работе со вторым текстом в такой же
последовательности.
6. Далее поменяйтесь партнерами, перескажите первый абзац ему, проработайте
второй абзац в такой же последовательности.
7. Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пункте 36.
8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в
малой группе или перед классом.
Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс
Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс
Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс
Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс
Конспект урока в виде технологический карты "Сжатое изложение по исходному тексту с дополнительным творческим заданием". 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.