Конспект урока (внеклассного мероприятия) по литературному чтению "Великие сказы П.П.Бажова" 2-4 классы
Оценка 4.9

Конспект урока (внеклассного мероприятия) по литературному чтению "Великие сказы П.П.Бажова" 2-4 классы

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл—4 кл
10.01.2017
Конспект урока (внеклассного мероприятия) по литературному чтению "Великие сказы П.П.Бажова" 2-4 классы
Интегрированный полижанровый урок«Великие сказы П.П.Бажова». Цель урока: обобщение и закрепление знаний о прочитанных сказах П.П.Бажова. Задачи: • повторить и обобщить впечатления о прочитанных сказах и об авторе сказов; • закрепить навык пересказа и отзыва о прочитанном произведении; • развивать познавательный интерес и творческие способности обучающихся; • эстетическое, морально-нравственное, патриотическое воспитание учащихся. Разработка может быть использована для проведения внеклассного мероприятия.
Разработка о Бажове.doc

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

3 КЛАСС

 

Тема: «Великие сказы П.П.Бажова»

Вид урока: интегрированный, полижанровый.

Цель: обобщение и закрепление знаний о прочитанных сказах П.П.Бажова

Задачи:

·        повторить и обобщить впечатления о прочитанных сказах и об авторе сказов;

·        закрепить навык пересказа и отзыва о прочитанном произведении;

·        развивать познавательный интерес и творческие способности обучающихся;

·        эстетическое, морально-нравственное, патриотическое воспитание учащихся;

Материалы и оборудование: фонограмма с песней «Волшебный цветок»; детские иллюстрации к сказам; малахитовая шкатулка;  образцы драгоценных и полудрагоценных камней; материалы для изготовления каменного цветка в мастерской Данилы Мастера (степлер, клей, ножницы, фольга, упаковочная бумага, изготовленные заранее стержни из картона);  костюмы для выступающих.

 

Ход урока:

     1. Организационный момент (звучит песня «Волшебный цветок»). Каким вы представляете себе волшебный цветок? К этому прекраснейшему природному объекту, а еще и волшебному, обращались не раз многие поэты и писатели. Вспомните, в каких литературных произведениях встречаются волшебные цветы? («Аленький цветочек», «Цветик – семицветик», «Каменный цветок», розы и в сказке «Снежная Королева» и др.) И мы с вами сегодня тоже затронем тему волшебного цветка и волшебства в целом.

 

     2. Постановка цели (вводное слово учителя)

- Сегодня мы в очередной раз попадем в мир сказок. Но это будут не просто сказки, а целый мир сказов. Как вы думаете, чем сказ отличается от сказки? (построен на реальных событиях, похож на реальный рассказ, отличается народной речью). А кто же написал сказы, которые мы читали? Отгадайте:

- Быт Уральский отразил,

Мастерство изобразил,

Он земли услышал зов.

Кто? Да, сказочник …(Бажов).

О чем же Бажов писал, какой край прославлял?

- Нам богатства эти дал

Край родной, родной … (Урал).

      Итак, мы с вами попадаем в мир сказов П.П.Бажова. Цель нашего урока – обобщить, что мы знаем о великом Уральском сказочнике и его сказах  (слайд 1)

 

     3. Биография П.П. Бажова (слайды 2-7)

     Кто такой Бажов? Как он жил, чем занимался? Вы что-нибудь знаете о нем?

- Павел Петрович Бажов – коренной уралец, родился 28 января 1879 г. в семье горнозаводского мастера. В 1899 г. закончил Пермскую духовную семинарию и начал свой трудовой путь в глухой уральской деревушке Шайдуриха, где работал учителем, преподавал русский язык. В течение 15 лет Бажов ежегодно во время каникул пешком странствовал по родному краю, изучал труд камнерезов, гранильщиков, оружейников.

     С первых дней революции 1917 г. Бажов уходит добровольцем на фронт. Именно в это время он берется за перо: редактирует дивизионную газету, пишет небольшие очерки, рассказы.

     После окончание Гражданской войны Бажов работает в газете. В 1024 году выходит первая его книга «Уральские были», которая состояла из очерков о старом Урале, за ней – автобиографическая повесть «Зеленая кобылка» (1939 г.).

     В 1938 г. были написаны первые сказы «Малахитовой шкатулки».

     В 1939 г., когда Бажову исполнилось 60 лет, выходит сборник его сказов «Малахитовая шкатулка», куда вошло только 14 сказов. А вообще им было написано около 60 сказов. Главными героями сказов были уральские умельцы, мастера.

     П.П.Бажов умер в 1950 году В Москве в Кремлевской больнице, но похоронен в Екатеринбурге. Где стоят ему памятники и сколько их? (на Ивановском кладбище, на Плотинке, Дом-музей).

 

     4. Викторина по сказам

     А сейчас пришло время узнать, насколько хорошо вы знакомы со сказами Бажова.

4.1. Ермаковы …(лебеди),  Синюшкин ….(колодец),  Серебряное … (копытце),

Кошачьи … (уши), Орлиное …(перо), Огневушка …(поскакушка), Каменный …(цветок), Золотой …(Волос), Голубая …(змейка), Таюткино …(зеркальце).

4.2. Угадать название сказа по иллюстрации (слайды 8-14).

 

     5. Отзывы детей о прочитанных сказах Бажова и демонстрация детских иллюстраций по сказам.

 

     6. Инсценировка отрывка из сказа «Малахитовая шкатулка»

    Есть еще один очень интересный сказ, какой, догадайтесь. Сегодня в гости к нам пришли герои этого сказа (инсценирование).

- Ведущий:

«У Настасьи, Степановой то вдовы, шкатулка малахитова осталась со всяким женским прибором. Кольца, там, серьги и протча по женскому обряду. Сама хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой. Настасья в сиротстве жила, не привыкла к этому богатству и не шибко любительница была моду выводить.

- Настасья:

«Ишь, скажут, какая царица в Полевой выискалась. Уберу-ка, от греха подальше.»

- Ведущий:

«Как Степан умер, забеднела семья все-таки. Где-же одной женщине с малолетками хозяйство управить. Тут родня и давай Настасье в уши напевать.

- Родня:

«Продай шкатулку, то, на что она тебе. Что в пусте добру лежать. Все едино, и Танюшка как вырастет, носить не будет. Вон там штучки какие, только барам да купцам в пору.»

- Танюшка:

«Мамонька, не продавай. Лучше я в люди пойду, а тятину памятку побереги. (примеряет украшения и говорит): Сколь хорошо тятино, то подаренье. Тепло от него, будто на пригревенке сидишь, да еще кто тебя мягким гладит.

- Ведущий:

«Как Настя уезжала в город на базар, Танюшка достанет шкатулку и камушки перебирает, любуется, на себя примеряет. Раз к ней и забрался хитник. Испугалась Танюшка, сидит, как замерла. А мужик сойкнул, топор выронил, и обеими руками глаза захватил, как обожгло их.

- Хитник:

«Ой, батюшки, ослеп я, ослеп! Ой, не подходи! Как солнцем ударило, от жары что-ли! (убежал).

- Ведущий:

«А тоже случаем вышло. Приходит к ним женщина, небольшого роста, чернявая, в Настасьиных уже годах, а востроглазая, и по всему видать, шмыгало такое, что только держись. На спине котомочка холщевая, в руке черемуховый бадажок, вроде как странница. Просится у Настасьи.

- Странница (Хозяйка)

« Нельзя ли у тебя, хозяюшка, день другой отдохнуть, ноженьки не несут, а идти то не близко»

- Настасья:

«Место не жалко, не пролежишь, поди, и с собой не унесешь. Только вот кусок у нас сиротский: утором лучок с кваском, вечером квасок с лучком, вся и перемена.   (странница зашла и котомку развязала). Приветить ее не успели, а она нако, - обудки сняла и котомку развязала.

- Странница (женщина пальцем к себе Танюшку поманила):

« Иди-ка, дитятко, глянь на мое рукоделие, коль понравится и тебя выучу. (показывает вышивку).

- Ведущий:

Принялась  та женщина Танюшку учить. Скорехонько Танюшка все переняла. Да вот еще что, Танюшка не то, что к чужим, к своим неласкова была, а к этой женщине так и льнет, так и льнет. До того, слышь-ка, вверилась этой женщине, что ведь сказала ей про шкатулку.

- Танюшка:

«Есть у нас дорогая тятина памятка – шкатулка малахитовая, вот где каменья, век бы на них глядела. ( достала шкатулку и показала)

- Странница:

«Надень-ка на себя, виднее будет. Ладно, доченька, ладно. Капельку только поправить надо. Прими-ка доченька от меня памятку (подает пуговку). Как что забудешь по работе, либо трудный случай подойдет, погляди на эту пуговку, тут тебе и ответ будет»

-  Ведущий:

Сказала так и ушла. А Танюшка с той поры мастерицей стала. А уж в годы входить стала, вовсе невестой глядит. Заводские парни об окошки глаза смозолили. Жить ладно стали. Только беда их настигла, пожар случился. Шкатулку, однако, Настасья выхватила из огня.

- Настасья:

Видно край пришел, придется шкатулку продать.

- Ведущий:

«Горько стало Танюшке, да что поделаешь. В пуговку посмотрела, а так зеленоглазая маячит – пущай продают. И даже не стала на прощанье те камни глядеть. А носить те украшения не мог никто, на одного кого-то тот мастер подгонял, другому не подойдет, есть у нас красавица, другую такую не сышешь. Приехал в то время барин Турчанинов. Шкатулка попала на глаза барину, захотел увидеть он красавицу местную.

- Барин (обращаясь к Танюшке):

«А хошь, подарю обратно камешки та.»

- Танюшка:

«Отдаривать нечем»

- Барин:

« Ну а примерить на себя ты их можешь? Взглянуть мне охота, как эти камни на человеке придутся? Выходи за меня замуж, согласна?

- Танюша:

«Слыхала я, будто в царском дворце есть палата, малахитом тятиной добычи обделанная. Вот если ты в этой палате царицу мне покажешь, тогда выйду.

- Ведущий:

«Уехал барин в Петербург. Танюша к нему приехал. А слух уже о Турчаниновой невесте по всему городу прошел. Прошла Танюша в царские палаты и услышала, что ее выдают за самовольницу, Турчанинову невесту.

- Таня:

«Это еще что придумал, я просила мне царицу показать, а ты подстроил меня ей показывать. Опять обман! Видеть тебя больше не хочу. Получи свои камни».

- Ведущий:

«С этими словами прислонилась к стенке малахитовой и растаяла. Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея и руки. А камни из шкатулки, какой не схватят, тот свернется в капельку. Поглядел  в пуговку, а там зеленоглазая красавица хохочет. Да еще после этого случая заметочка вышла. Сказывали, будто Хозяйка Медной горы двоиться стала. Сразу двух девиц в малахитовых платьях  видали

  

  - Какой это сказ? («Малахитовая шкатулка»)

 

7. Вопросы о камнях

     А знаете ли вы, какие драгоценные камни подарила Хозяйка Медной горы  Настасье в малахитовой шкатулке? Сейчас проверим: (камни достаются из малахитовой шкатулки и показываются на слайде 15)

 

- На  нем зеленые узоры, словно русские просторы,

На лужайку он манит, медный камень …(малахит).

 

- Царь камней! Он так искрится, не устанешь им дивиться.

Тверже всех во много раз. Бриллиант или …(алмаз).

 

- Честность, дружбу предвещает, бури, злобу устраняет,

Словно бриллиант на глаз, благороднейший …(топаз).

 

- Этот камень для утех, дарит он любовь, успех.

И  легенды в том не врут, камень этот …(изумруд).

 

- Властелин морских глубин голубой …(аквамарин).

 

- В путешествиях не страшны ни пурга, муссон, эфир.

Если есть с собою камень, называется …(сапфир).

 

- Он печаль забыть велит, чудный камень …(хризолит).

 

- Камень положи  в вино, соком станет в раз оно.

Он лилов, прозрачен, чист, распрекрасный …(аметист).

 

- Видели, идет молва, его в клюве у орла.

Важен для любых сердец, родонит или …(орлец).

 

- Счастье, радость , мир дарит синий камень …(лазурит).

 

- Разных он цветов бывает, он здоровье охраняет

Говорят, что с ним не страшно, потому, что это… (яшма)

 

- Камень этот яшме брат и зовут его …(агат).

 

- Будто шкурку змея сбросила и на камень его набросила

Камень тот узнаешь вмиг, он зовется …(змеевик)

 

- Стоит обратить нам взоры – письмена тут иль узоры?

Тайну древнюю хранит, еврейский камень … (пегматит)

 

8. Мастерская Данилы- Мастера.

(Дети делятся на  группы. Каждой группе выдается материал: степлер, клей, скотч, фольга, упаковочная бумага, заранее подготовленный из картона ствол).

     А теперь каждая из групп должна сделать свой «каменный цветок», такой, какой не удалось сделать Даниле-Мастеру. Не забудьте, что цветок должен быть красивым и волшебным. Вложите все свои добрые пожелания и помыслы в этот цветок, и тогда он, действительно, приобретет волшебные качества.

(Когда цветы готовы, они надеваются на светящийся жезл, и получается один большой светящийся цветок).    

 

8. Итог урока.

     У нас с вами получился один настоящий волшебный цветок. Теперь мы можем загадать самые сокровенные желания, которые наш цветок исполнит. А самое заветное мое желание, чтобы вы всегда любили свой родной край, богатейший Урал. Урал, как вы помните, переводится как «земля золотая». И богата она не только полезными ископаемыми: драгоценными камнями и металлами, но и золотыми талантливыми людьми, какими станете, надеюсь, и вы. Спасибо за урок. Чтобы вы хотели пожелать друг другу возле нашего волшебного цветка? (пожелания детей.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ

Биография П.П. Бажова (слайды 2-7)

Биография П.П. Бажова (слайды 2-7)

Настасья: «Ишь, скажут, какая царица в

Настасья: «Ишь, скажут, какая царица в

До того, слышь-ка, вверилась этой женщине, что ведь сказала ей про шкатулку

До того, слышь-ка, вверилась этой женщине, что ведь сказала ей про шкатулку

А камни из шкатулки, какой не схватят, тот свернется в капельку

А камни из шкатулки, какой не схватят, тот свернется в капельку

Будто шкурку змея сбросила и на камень его набросила

Будто шкурку змея сбросила и на камень его набросила
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017