Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)
Оценка 5

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
русская литература
7 кл
29.11.2018
Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди  В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)
Шукшин.doc
Комитет по образованию Октябрьского района города Барнаула МОУ «Гимназия № 40» Вопрос лжи и покаяния в рассказе­исповеди  В. М. Шукшина «Дядя Ермолай» (конспект урока в 7 классе) Выполнила Яковлева Татьяна Ивановна Барнаул 2009 Как   учитель   литературы   я   вижу   одну   из   своих   задач   в   том,   чтобы   через изучаемые   художественные   произведения   дети   впитывали   в   себя общечеловеческие, нравственные и духовные ценности, заложенные в них. Чтобы, став   свидетелями   происходящих   событий,   перестрадали   их   с   литературными героями,   осмыслив   выбор   героев   и   его   последствия.   В   результате   чего формировался бы внутренний стержень, обуславливавший делать самостоятельный позитивный выбор в жизни, руководствуясь полученным опытом.  Интересным   урок   станет   тогда,   когда   решаемая   проблема   зазвучит   для учеников   как   жизненно   важная,   волнующая,   захватывающая,   коснется   лично каждого, явится ответом на интересующие вопросы. Именно «труд души» или, как писал Л.Н. Толстой,   «диалектика души»­ вот результат урока литературы, его практическая направленность.  Покажем это на примере изучения рассказа В.М. Шукшина «Дядя Ермолай». Смысловым   ядром   урока   считаем   учебную   задачу.   Она   становится   ведущим мотивом деятельности учеников, анализа текста и позволяет учителю направить деятельность   к   целям   урока,   постижению   авторской   позиции.   Учебную   задачу ставим в форме аналитического задания, т.е. проблемного вопроса:    Почему Василий Макарович Шукшин рассказал случай из своего детства, когда   он   и   его   товарищ   совершили   постыдный   поступок,   и   зачем   вынес   на всеобщее обозрение то, что все стараются скрыть? Урок   сопровождается   презентацией,   что   способствует   воздействию   на визуальные каналы восприятия и лучшее усвоение материала. Тема урока: Вопрос   лжи   и   покаяния   в   рассказе­исповеди   В.   М. Шукшина «Дядя Ермолай» (слайд 1) Цель  создать условия для понимания авторской позиции и формирования своего мнения сопричастности к судьбе Отечества  через беседу и погружение в текст обеспечить его понимание  продолжить   воспитание   нравственного   человека,   развитие   чувства Оборудование урока:  портрет   писателя,   компьютер,   проектор, Методические приемы:  аналитическая   беседа,   чтение   по   ролям, справочный материал на каждый стол. самостоятельная работа учащихся. Ход урока I. Словарная работа (слайд 2) 2 Бригадир, скирда, ток ­ точок     II. Выявление личностного восприятия текста  ­ Завершите начатое предложение: ««Дядя Ермолай» ­ это рассказ о …» III. Проверка домашнего задания (слайд 3)           Обсуждение   вариантов   плана,   выделение   шести   основных   эпизодов рассказа: 1. На току. 2. Дядя Ермолай посылает мальчишек на ток караулить. 3. О том, как ребята «выполняли» задание. 4. Первый разговор дяди Ермолая с ребятами. 5. Второй разговор.  6. «Дума» над могилой дяди Ермолая много лет спустя. IV. Постановка проблемного вопроса (слайд 4) ­   Почему   Василий   Макарович   Шукшин   рассказал   случай   из   своего детства, когда он и его товарищ совершили постыдный поступок, и зачем вынес на всеобщее обозрение то, что все стараются скрыть?  V. Беседа по вопросам Эпизод № 1. ­ Почему ребятишки были рады дождю? ( Устали, хотели отдохнуть). ­ Почему дядя Ермолай, бригадир, недовольно поглядывал на тучу, не спешил? («Ему охота было домолотить скирду».   Он надеялся, что «все пронесет с бурей и не будет никакого дождя»). Эпизод № 2.  ­   Почему   дядя   Ермолай   посылает   двух   мальчишек   назад   на   ток ночевать по такой погоде? такая. Самая воровская ночь»). Какой он человек? («Как бы в такую ночь не подъехал кто да не нагреб зерна. Ночь­ то самая ­   Что   можно   сказать   о     дяде   Ермолае   на   основании   этого   эпизода? (Он   работящий,   простой   человек,   ответственный,   неравнодушный,   за колхозное зерно переживает, как за свое собственное).   ­  Почему дядя Ермолай пошел следом за мальчишками сам? Может, чтобы их проконтролировать? (Просто   погода   становилась   все   хуже,   началась   сильная   гроза,   и   дядя Ермолай  забеспокоился о мальчиках). ­ Как это его характеризует?  3 (Он   очень   добрый,   к   мальчишкам   относится,   как   к   своим   сыновьям, заботится о них, переживает. Неравнодушный, уже пожалел, что отправил ребят, а не сам пошел. Он не думал, что будет такая гроза). Эпизод № 3. ­ Почему ребята не выполнили поручение бригадира? (Заблудились, сбились с дороги и потеряли ту скирду, у какой молотили, и решили заночевать в другой, теплой и уютной).   ­  Что вам не нравится, кажется предосудительным в поступке ребят? То, что они решили заночевать в скирде или что­то другое? (Их решение солгать, что ночевали на точке). Эпизод № 4. Выразительное чтение по ролям первого разговора дяди Ермолая с ребятами. ­ Чего добивается дядя Ермолай? (Добивается, чтобы ребята сознались, что не ночевали на точке.) ­ Что его потрясло в поведении ребят? Приведите цитаты. («Не были же, не были – и в глаза врут стоят <…> Обормоты. В глаза врут стоят – и хоть бы что <…>. О!.. Да ты скажи честно: испужались, можеть, не нашли – нет, в глаза смотрют и врут»). ­ Найдите слова, передающие душевные переживания дяди Ермолая. (Взвился, аж за голову взялся и болезненно сморщился, ошалел, сморщился болезненно и пошел прочь, вытирал ладошкой глаза). Эпизод № 5. Выразительное чтение по ролям второго разговора.   ­   Почему   днем,   когда   молотили,   дядя   Ермолай   еще   раз   решил поговорить с ребятами? (Хочет   добиться   того,   чтобы   они,   осознав   свой   поступок,   раскаялись   и сказали правду). ­ Чем этот разговор близок первому и чем отличается? (Речь идет о том же, но дядя Ермолай говорит более душевно, смотрит с мольбой, старается убедить, показывая место, где он стоял, как все было, умоляет, взывая к их совести: «Вот тут я от дождя прятался <…> Да где же с той­ то?! Где с той­то? Я же шумел вас, звал!.. Я ее кругом всю обошел скирду­ то <…> Ну, ладно, ладно <…> Вы, может, боитесь, что я ругаться буду? Не буду. Только честно скажите: где ночевали? Не скину по пять трудодней <…> Где ночевали?»  Общее то, что снова сморщился, снова плачет).  ­ Было ли ребятам стыдно на самом деле? (Было:   «У   меня   заныл   кончик   позвоночника,   копчик.   Гришка   тоже растерялся <…> хлоп­хлоп глазами»). ­ Почему же они решили «стоять насмерть»? 4 (Герои рассказа несут в себе приметы эпохи, их сформировавшей. Детство мальчиков   выпало   на   военные   и   послевоенные   годы,   когда   особенно   ценились такие   качества,   как   мужество,   стойкость.   Поведение   подростков   –   результат превратного истолкования этих понятий (что иногда бывает у детей). Даже слезы дяди Ермолая для них – проявление слабости). ­ Подтвердите это примером из текста. (Дядя   Ермолай   <…>   сморщился   болезненно   и   пошел   прочь,   вытирая ладошкой глаза. Он был не очень здоровый). ­ Почему же на самом деле плачет Ермолай Григорьевич? (Совестливый,   честный   человек   дядя   Ермолай   изумлен   и   огорчен   наглой ребячьей ложью. Ему больно и обидно за мальчишек до слез, он хочет, чтобы они покаялись). Слово учителя.  ­ Да, действительно, дядя Ермолай добивался того, чтобы ребята раскаялись в своем поступке. Ведь покаяние ­ это когда человек настолько сильно осознаёт свою неправоту, так переживает чувство стыда за содеянное, что никогда больше не   поступит   подобным   образом.   Слово   «покаяние»   ­   перевод   греческого «метанойя»   ­   значит   изменение   мышления,   направления,   поворот   на   180˚.   И Библия учит: «Признавайтесь друг перед другом в проступках, чтобы исцелиться (душевно)…» [Иакова 5:16].  ­   Почему   он,   огорчаясь   до   слез,   упорно   добивался,   чтобы   ребята сознались   в   обмане?   (Прежде   чем   ответить   на   этот   вопрос,   прочитайте высказывания   под   номерами   один   и   два   из   справочного   материала (приложение)). (Это была борьба за Человека в человеке. Ему не всё равно. Он переживает за судьбу   мальчишек,   за   будущее   страны.   Этот   простой   деревенский,   возможно, малограмотный   человек   исключительно   чуток   ко   всякому   проявлению безнравственности, бездуховности).  ­ Итак, обратимся к основному вопросу нашего урока: почему Василий Макарович   Шукшин   рассказал   случай   из   своего   детства,   когда   он   и   его товарищ   совершили   постыдный   поступок,   и   зачем   вынес   на   всеобщее обозрение то, что все стараются скрыть?  Отвечая на вопрос, учтите, что это рассказ­исповедь. Прочитайте в справочном материале, толкование слова исповедь. (Исповедь­ 1. откровенное признание; 2. покаяние в грехе (из приложения). Рассказ является покаянием Василия Макаровича. Глубоко раскаялся еще мальчик Вася. Доказательством тому является то, что разговор с дядей Ермолаем врезался в память подростка так, что и время не стерло подробностей. Значит, всегда это жило в сердце чувством вины, не забывалось. Нравственный урок, полученный в детстве,   усвоенный   на   «5»,   способствовал   формированию   личности   Василия Макаровича Шукшина, каким мы его знаем сегодня. Он благодарен дяде Ермолаю за   полученный   урок.   Это   видно   из   эпилога.   На   кладбище,   поминая   родных, 5 поминает и дядю Ермолая ­ стоит над его могилой. Дядя Ермолай для него родной человек, как отец). ­   Так  зачем  Шукшин  вынес   на   всеобщее   обозрение   то,   что   все стараются скрыть? (Получив нравственный урок у Ермолая Григорьевича, писатель учит своих читателей.   Это   и   есть   проявление   преемственности   поколений:   завещание старшего поколения – младшему, урок нам, живущим сегодня, и тем, кто будет жить после нас. Василий Макарович так же, как и дядя Ермолай, болеет за судьбу народа,   их   волнует   бездуховность,   следствие   которой   –   безнравственность.   И решению этой проблемы посвящено творчество Шукшина). ­ А у вас в жизни была   ситуация, когда вы стояли на лжи и так и не признались, хотя было стыдно? Или приходилось вам наблюдать подобные случаи?  (В случае положительного ответа просим детей поднять руку, а желающих ­ высказаться). Учитель. ­ Как мы видим, в жизни так случается. Жизнь есть жизнь. Писатель не хочет, чтобы мы тоже опоздали попросить прощение у того, кому нанесли боль своей ложью. Папы, мамы, учителя… Они ведь переживают за то, что дети могут вырасти плохими людьми.  Я на своем опыте знаю, что когда попросишь у человека прощения, то самому становится легко, с души спадает груз. И человек рад, даже если прошло много времени. ­ В произведении ничего невозможно изменить (от названия до знаков препинания), не нарушив авторского замысла. Как вы думаете, почему автор озаглавил рассказ «Дядя Ермолай»? (Настоящее название смещает акцент на главного героя. Главный герой­ дядя Ермолай. Он – центр рассказа, у него надо учиться жизни. Благодаря ему поступок ребят осознается как гадкий и ведет к покаянию). ­ Что изменится, если рассказ озаглавить, например, «Гадкий поступок» или «Запоздалое покаяние»?    (Эти   названия   разрушают   истинный   смысл,   искажают   авторскую   позицию, смещая акцент с объекта рассказа на субъект). Эпизод № 6 (слайд 6) Выразительное чтение эпилога. ­ Почему автор не дает ответа на многочисленные вопросы и оставляет финал открытым? (Открытый   финал   позволяет   каждому   серьезнее   поразмышлять   над   этим, поискать ответ).  Слово учителя. Думаю, что Шукшин знал ответ. Он задает эти вопросы в финале, предвидя, что люди, следующего поколения могут рассуждать именно так.  Дядя Ермолай принадлежал   к   поколению   людей,   впитавших   с   молоком   матери   истинные 6 нравственные   ценности,   изложенные   в   Священном   Писании.   Их   взросление происходило в дореволюционные годы, когда в школе изучали «закон Божий». Они знали наказ Бога: « Положите на сердце ваше все слова, которые Я объявил вам сегодня, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас; но это жизнь ваша <…>. Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети ­ следующему роду <…>» (Второзакония 32:46,  Иоиля  1:3). И  была  у них  уверенность  в  том,  что Творец знает, в какой временной отрезок истории дать жизнь человеку на земле. Что Он не ошибается и сверх силы не дает, и человек должен прожить свою жизнь достойно, честно, ведь «каждому предстоит умереть, а потом суд». VI. Рефлексия (Запись ответов с последующим прочтением) 1. Исследовав рассказ, погрузившись в его глубину, еще раз завершите  начатое предложение: ««Дядя Ермолай» ­ это рассказ о …» 2. Изменилось ли ваше понимание рассказа после нашей беседы? Что  открыли для себя?  Из ответов детей:  Я   по­новому   открыл   для   себя   людей   старого   поколения.   Понял,   что действительно   есть  большой  смысл   в  том,  как  они  прожили  свою   жизнь, потому что их нравственные принципы основывались на  философии вечной Библии.  Прочитав рассказ, я даже сильно о нем не задумалась. Он показался мне интересным, но простым. После беседы  человек ­ труженик дядя Ермолай открылся   как   человек   с   большим   сердцем.  Он   не   читал   мораль,  а   хотел помочь мальчишкам стать честными людьми.     Шукшин   своим   примером   показал,   что   открыть,   сделать   известным   свой проступок и попросить прощение – нелегко, но очень важно. Теперь, думаю, я тоже смогу сделать это.   Из такого короткого рассказа я извлек много уроков, но новым для меня стало значение покаяния и смысл этого слова.   Рассказ показался мне очень интересным, особенно после того, как мы в нем разобрались. Хочу почитать другие рассказы Шукшина).   VII. Домашнее задание (по выбору) 1. Нарисуйте иллюстрацию к рассказу «Дядя Ермолай». 2. Письменно   ответьте   на   вопрос:   «Что   нового   я   открыл   в   Василии Макаровиче Шукшине как  человеке и писателе?» 7 3. Рекомендация понравившегося рассказа Шукшина (выберите и озвучьте на  уроке пять – шесть таких предложений из рассказа, услышав которые,  одноклассникам захочется прочитать его весь).  Хочется обратить внимание на то, что цель урока достигнута: задачи урока, обозначенные вначале, выполнены. Это показала рефлексия.  Дорогого   стоит,   на   наш   взгляд,   то,   как   изменилась   глубина   восприятия рассказа. Сравним выполнение задания, предложенного в начале и в конце урока: «завершите начатое предложение: ««Дядя Ермолай» ­ это рассказ о …»». Первоначальное восприятие Восприятие после анализа рассказа  о деревенском жителе дяде Ермолае о том, как мальчишки соврали дяде  Ермолаю о деревенской жизни в старое время о Гришке с Васькой и дяде Ермолае на уроке о красоте души дяди Ермолая и  нравственном уроке, который он  преподал о том, что покаяние не бывает поздним о том, что поколение дяди Ермолая  понимало смысл жизни иначе: глубже,  чище и нравственней о преемственности поколений 8

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди  В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди  В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди  В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди  В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди  В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди  В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди  В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)

Конспект урока "Вопрос лжи и покаяния в рассказе- исповеди  В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" (литература, 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018