Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)
Оценка 5

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
06.01.2017
Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)
Данная методическая разработка урока позволяет быстро подготовиться к уроку , так как в учебнике по данной теме очень мало материала я внесла в содержание информацию из дополнительной литературы. Урок соответствует требованиям ФГОС .Кроме того он содержит разнообразные формы и методы работы с детьми на уроке.
ЖИЗНЬ ЛУГА МОЙ УРОК.doc
Сценарий урока окружающего мира в 4 классе. Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».  Цели  и задачи урока:  Личностные:  развивать   познавательный   интерес,   учебные   мотивы,   чувство бережного отношения к природе. Метапредметные:   Регулятивные   учебные   действия:  развивать   умение   определять   цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе;   формировать   умение   удерживать   внимание,   переключаться   с   одного вида деятельности на другой. Познавательные   общеучебные   действия: формировать   умение   извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы. Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника,  умение задавать вопросы   и   чётко   формулировать   свою   мысль,   давая   ответ   на   поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.  Предметные:  сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе,   познакомить   с   разнообразием   живых   организмов   луга,   с   ролью человека в жизни природного сообщества. 5. Планируемые результаты. Школьники должны: ­   овладеть   понятием   «природное   сообщество»,   уметь   сравнивать   разные природные сообщества; ­   решать   проблемы   творческого   и  поискового   характера   при   чтении   научно­ познавательного текста; ­ на основе полученных знаний составить памятку «Как вести себя на лугу»; ­ оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других. Основное понятие: «природное сообщество». Межпредметные   связи:    взаимосвязь   с   предметами   «Литературное   чтение»   ­ чтение и слушание научно­познавательных и художественных текстов, «Русский язык» ­ орфографическая минутка (названия растений луга), ИЗО – работа с иллюстрациями. Оборудование:  компьютер,  мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга. Луг   –   природное   сообщество»,   гербарий,   толковый   словарь   С.И.Ожегова, карточки для групповой работы, атлас­определитель «От земли до неба». Ход урока 1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности) (На доске записан эпиграф  к уроку) Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…                                                                                                                    А.И.Герцен ­ Ребята, объясните смысл данного высказывания.                      Слайд1 с   помощью   толкового   словаря   определяют   значение   слова Ученики   «перечить»  (возражать,   выказывать   недовольство),   объясняют   смысл высказывания     (Человек   должен   жить   по   законам   природы,   в   ладах   с природой). 2.Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы ­ Послушайте стихотворение и скажите о чём идёт речь: Шуми, шуми, зелёный дом! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой…                                И. Никитин    ­ Что это за дом? (Это лес. Лес – это природное сообщество.) ­ Сколько в нём этажей? (Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.) ­ Что обозначает слово «сообщество»?  (Дети по словарям находят значение слова:    1.Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели.   2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.) ­   Почему   лес   называют   природным   сообществом?  (Все   обитатели   леса   – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.) ­ Выполните задание: Составьте цепи питания с  каждым из этих  животных. Фронтальная работа (на доске карточки с названиями животных ,  составляем цепи питания , находим лишнее животное)        карточки на  доске                                                  ­Какое затруднение у вас возникло? Кто здесь оказался «лишним»? (Шмель не живёт в лесу. Остальные – это животные леса.)  ­ Отгадайте загадку: Мы по ковру идём с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой И жёлт, и синь, и ал.          ]    (Это луг.) Сформулируйте тему урока. ­ Итак, тема нашего урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество» (Слайд  2)  ­ Какие задачи поставим перед собой? Задачи:  ­выяснить особенности луга: ­что растёт на лугу; ­кто живёт на лугу? ­как человек использует луга    4.Открытие нового знания.  ­ Что изображено на слайде?                                                          (Слайд  2) (Луг) ­ Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?  (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.) ­ Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах? (В горах тоже есть участки, где нет деревьев.) ­ Верно, высоко в горах есть субальпийские луга. ­ Значит, что такое луг? Сделайте вывод.                                   (Слайд  3) (На лугу растут только травянистые растения.) ­   Послушайте   стихотворение,   постарайтесь   как   можно   больше   запомнить растений, растущих на лугу. На лугу растёт ромашка, Лютик едкий, клевер – кашка! Что ещё? Гвоздика, смолка, Колокольчик, хвощ – как ёлка. А ещё? Кошачьи лапки, Одуванчиковы шапки, Подорожник, васильки,  Граммофончики – вьюнки, Ещё много разных травок, У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых!        [1, с. 128] ­ Какие растения растут на лугу? .   Проверка.)НА   ДОСКЕ   СОВМЕСТИТЬ   НАЗВАНИЕ   С (Дети перечисляют.) ­  Рассмотрите  НА  КАРТОЧКАХ  (  РАБОТА  В ПАРАХ)   растения  луга. Вам самим предлагается узнать растения при помощи атласа­определителя. (Детям предложено   определить   растения:   нивяник,   клевер,   фиалка,   белена тысячелистник,   чистотел,   лютик,   мышиный   горошек,   василёк   луговой) НУЖНО   НАПЕЧАТАТЬ   КАРТОЧКИ   !!!!!ПРИГОТОВИТЬ   ТАБЛИЧКУ КУДА ВПИСАТЬ НАЗВАНИЕ (  Работа   в   парах   ИЗОБРАЖЕНИЕМ. ­   Обратите   внимание,   что   растения   луга   также   растут   ярусами.  (Слайд    4) ­Вы рассматривали   карточки с изображением растений , работали с атласом определителем   .Расскажите,   исходя   из   своих   наблюдений,   какие   листья   у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему?   (Ответы  детей.) ­Листья   у   луговых   трав   чаще   всего   длинные   и   узкие,   стебли   разветвлённые, бывают с усиками­зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена   луговых   растений   приспособлены   для   расселения   по   лугам.   Дать задание выучить вывод [2, с. 169] (На слайде 4 картинки появляются по щелчку) ­У   одних   растений   семена   лёгкие,   с   парашютиками   (одуванчик).     Как   вы думаете, для чего?                                                                                    (Слайд  5) (Их разносит ветер.) ­Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего? (С   помощью   зацепов   они   прикрепляются   к   одежде   человека   или   шерсти животных.) ­ Цветут растения на лугах в определённом порядке, чтобы не мешать опылению своих «соседей». Поэтому создаётся  впечатление, что луга цветут непрерывно всё лето. ­Луга   –   отличные   пастбища   и   территории   для   заготовки   кормов   домашним животным.                                                                                            (Слайд  6)  ­ На лугах растут мятлик, тимофеевка, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек. Это ценные кормовые травы.                                          (Слайд  7) Кроме того, клевер и мышиный горошек являются не только кормовыми, но и медоносными растениями. ­На лугу растёт много  лекарственных  растений:  тысячелистник, подорожник, пастушья сумка, аптечная ромашка, одуванчик, валериана.          (Слайд  8) ­ Вспомните, что вы знаете об этих растениях, какие из них делают лекарства.   (Ответы детей.)   Собрать материал ­ На лугу встречаются и ядовитые  растения.                                    (Слайд  9) Самое опасное из них – вех. Если его  сок попадёт  в организм человека, то он быстро действует на мозг, что  приводит к остановке дыхания. VI. Знакомство с животными луга. ­Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живёт. Если приглядеться и прислушаться повнимательнее, то можно увидеть и услышать множество обитателей.                                                                        (Слайд  10) ­ Чьи голоса вы узнали? Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему? (Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.) ­Вам предстоит выполнить творческое задание. Вы сами попытаетесь рассказать, какие животные могут жить на лугу. Свой ответ надо обосновать. Работа в группах ( по 2 парты) (Ученики получают карточки с заданием)  Приложение 2. 1 группа ­ Подумайте, представители каких классов животных обитают на лугу? (Млекопитающие,   птицы,   насекомые,   членистоногие,   пресмыкающиеся, земноводные,  черви) 2 группа ­   Подумайте,   какую   окраску   могут   иметь   животные   луга?   Ответ обоснуйте. (Зелёную, чтобы прятаться среди трав, яркую, пёструю, чтобы сливаться с цветами.) 3 группа ­ Как вы думаете, на лугу живут  хищники? (Да, иначе бы развелось слишком много растительноядных животных, они бы уничтожили  всю растительность.) 4 группа ­ Чем питаются  животные на лугу? (Они питаются пыльцой и нектаром цветов, листьями и семенами  растений, хищники ­ более мелкими животными).  Игра «Кто лишний» На доске представлены картинки с изображениями животных. Определите кто  из животных лишний и почему. Слайд 10. Физкультминутка Что можно сказать об остальных животных?( Эти животные  населяют луга) 5.Физкультминутка. (Проводит  ученик) 6.Первичное закрепление  материала. ­Рассмотрите рисунки на стр.184­185. Каких вы животных здесь видите?  (Ответы детей) ­Прочитайте самостоятельно текст на стр.186.   [3, с. 186] (Дети работают по учебнику.) ­ Каких животных можно встретить на лугу?  (Насекомых, птиц, пресмыкающихся.) ­ Отгадайте загадки: (загадки на слайдах)                                        (Слайд  11) ­ Почему вокруг луговых растений так много пчёл? (Они пьют цветочный нектар и переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя растения.) ­Наверняка вы слышали, как жужжат пчёлы, но послушайте ещё раз. Что интересное вы знаете о пчёлах? У пчелы есть корзиночки, куда она складывает цветочную пыльцу. Если  пчела ужалит, то умрет сама. Пчел трогать нельзя. Пчела живет  короткую жизнь – чуть больше месяца. В улье у каждой пчелы своя “профессия”. В улье всего одна пчела­матка.  Это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых  выводятся молодые пчелы, она живет в глубине улья и никогда не  выходит из него. Ее всегда кормят другие пчелы. Пчелы работают без  устали, собирая целыми днями нектар с цветов – это рабочие пчелы. Есть пчелы­строители – они строят соты, в которых хранится мед и в  которых растут маленькие пчелки ­ личинки. За яйцами и личинками  ухаживают пчелы­няньки. Есть так же пчелы­уборщицы, которые  следят за чистотой улья, и выбрасывают мусор. Но есть и пчелы­ лентяи – это трутни. Они ничего не делают, только едят мед. Когда  меда становится мало, пчелы их из ульев выгоняют. Если пчел не будет, то некому будет опылять растения и они исчезнут.                                     (Слайд  12) ­ Бабочки также участвуют в опылении растений. Среди луговых насекомых можно увидеть и хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек.    Что интересного вы знаете о стрекозах?          (Стрекоза – полезное насекомое. Крупные, с подвижной головой,  большими глазами, короткими усиками, четырьмя прозрачными  крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком.  При полёте стрекозы машут передней и задней парами крыльев  поочерёдно, добиваясь лучшей маневренности, или одновременно —  большей скорости. Это воздушные хищники – они на лету схватывают  мух, комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь.  Стрекоза за своим любимым лакомством – мухой – способна пролететь за 1 час до 100 км, причем за тот же час эта обжора может  проглотить целых 10 мух. Одной из особенностей её глаз является способность видеть в  инфракрасном диапазоне, то есть они оценивают окружающую  обстановку с помощью измерения температуры животных и  предметов. Это помогает ей наиболее верно ориентироваться в  пространстве и находить подходящую добычу).                                                                                                              (Слайд  13) ­ Жук­могильщик и жук­навозник  ­ это насекомые­санитары.  ­ Почему их так назвали? ­Если этих жуков на лугу достаточно, то он находится в образцовом порядке.                                                                                                                    (Слайд  14) ­Кузнечик и кобылка похожи, но есть и отличия. Найдите их. Послушайте, как стрекочет кузнечик.                                                                                                                     (Слайд  15)                                                                                                                     (Слайд  16) ­На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми. ­Насекомыми также питаются птицы – перепёлка, коростель, трясогузка. Эти птицы устраивают гнёзда прямо на земле среди травы.                      (Слайд  17)  ­Послушайте голоса этих птиц.       7.Самостоятельное применение знаний. ­А теперь закрепим полученные знания.  Работа в рабочей  тетради  ­   Рассмотрите   растения,   подпишите   только   растения   луга,   обведите   опасное растение. ­Проверьте себя.                                                                                       (Слайд  18)    ­ Раскрасьте только животных луга и составьте с ними схемы цепей питания. Проверь себя.                                                                                            (Слайд  19) ­ Объясните, что растения луга дают животным?                                 (Слайд  20) (Они дают животным пищу, укрытие.) ­ Чем помогают растениям луга животные?                                           (Слайд  21) (Животные опыляют растения, разносят их семена.) ­Кроме того, в почве живут черви, бактерии, которые перерабатывают останки растений и животных. ­ Какой вы можете сделать вывод? (Луг – это тоже сообщество, т.к. все обитатели  луга связаны между собой и зависят друг от друга.)  Что   может   произойти   ,   если   вмешаться   и   нарушить   связи   в   природном сообществе?   Вспомните   сказку   В.Бианки   «Сова».   Что   произошло,   если   мы станем рассуждать с экологической точки зрения? ( Старик обидел сову , тем самым нарушил связи в природном сообществе «Луг»….) ­Подумайте, а что луга дают человеку?                                                   (Слайд 22) (Луг человеку даёт место для отдыха, корм для домашних животных и продукты, полученные от домашних животных.)      Задание 2 в учебнике на стр.189.( дополнительно) Объясните,   как   правильно   должна   двигаться   косилка   при   скашивании   трав? Почему? (Косилка должна двигаться от центра к краю луга, чтобы животные имели возможность спастись)  8.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Задание   «Исправь   ошибки»   (Слайд 23) (Ответы детей) Проверь себя!                                                                           (Слайд  24) Сформулируем правила поведения  на лугу.                         (Слайд  25) (Индивидуальная   работа   «Составь   правило»)Каждый   ученик   получает разрезную карточку с высказыванием, составляет , формулирует правило. 9.Рефлексия деятельности на уроке. ­Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей? (Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.) ­ Что для вас было новой информацией?  ­ Что запомнилось, показалось наиболее интересным?  ­ Что вызвало затруднение? (Ответы детей)                 У   каждого   из   вас   на   парте   есть   карточки  ,  символизирующие   ваше настроение на уроке. Выберите: цветок­если на уроке всё было понятно , бабочку – если возникали вопросы , но вы с ними справились ,     облачко­ сели было трудно и непонятно. ( ПОКА ПРИКРЕПЛЯЮТ КАРТОЧКИ ­ ЗВУЧИТ ПЕСНЯ)  Карточка   на   каждой   парте (Приложение 3.) 10.Домашнее задание. 1.Найти   информацию   о   животных   и   растениях   луга,   занесённых   в   Красную книгу. 2.При помощи условных знаков составить памятку «Как вести себя на лугу».

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)

Конспект урока "Жизнь луга . Луг природное сообщество"( Окружающий мир, 4 класс ,Школа России)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017