Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика
6 кл
05.04.2017
урок проводился в рамках декады точных наук. На уроке показана связь таких предметов как математика и русский язык.Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучить математики». На протяжении всего урока мы прослеживали связь между математикой и русским языком
Цели урока.docx
Ц е л и у р о к а :
Обучающие:
Показать связь математики и русского языка на уроках математики и русского
языка.
Закрепить знания учащихся по темам математики: "Умножение и деление дробей" и
русского языка: « Суффиксы имен существительных».
Развивающие:
1.Продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной и
исследовательской деятельности обучающихся; 2.Создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей
учащихся;
3.Продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.
Воспитательные:
1.Формировать эстетический вкус к слову;
2.Содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в
новые жизненные ситуации;
3.Направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, ларчик.
Материалы к уроку: презентация, карточки с дифференцированным заданием по
русскому языку, набор картинок с рабочими строительных профессий.
Тип урока: повторение пройденного материала
Форма урока: путешествие по стране Знаний
Ход урока:
1) Учитель русского языка (Р): Сегодня у нас необычный урок, урок математики
совместно с уроком русского языка. Эти два предмета очень разные на первый
взгляд,но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без
грамматики невыучить математики». На протяжении всего урока мы попробуем
проследить связьмежду математикой и русским языком. (Слайд 1)
Учитель математики (М):
М: Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи, ну разве это труд?
Р: Нет ничего ужасней чисел скучных
Какихто формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
М: Но математику учил ракет создатель
И в космос полетели мы без вас.
Р: Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.
М: Друг мой! Не надо ссор,
Решим сейчасмы этот спор.
Р: Чтобы решить этот спор, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране
знаний.
2) Первая станция, на которой мы останавливаемся «Игровая». Посмотрите на
слайде инайдите «Третье лишнее». (слайд 2)
1) Кружок, дружок, горошек;
2) Прокатчик, фонарщик, прицепщик; +
3) Карандашик, чертежик, молоточек; на какое правило эти примеры? (после шипящих под ударением в суффиксах имен
существительных пишется буква о, без ударения буква е);
на какое правило эти примеры? (в суффиксах существительных чикщик после букв
д
тзсж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ);
на какое правило эти примеры? (чтобы правильно написать гласные в суффиксе ек
ик,
надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо
писать букву е, если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и).
3) М: Какой компонент действий с дробями здесь лишний? (сумма). (слайд 3)
Компоненты каких действий здесь представлены? (Компоненты умножения:
множитель, множитель, произведение). Как найти неизвестный множитель?
(Компоненты деления: делимое, делитель, частное). Как найти неизвестное делимое?
4) Р: Выполнив эти задания, вы вспомнили некоторые правила по русскому языку и
математике, а теперь подумайте, что мы будем повторять на уроке по предмету
русский язык?
М: А по предмету математики? (слайд 4)
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока по математике.
Ипродолжаем наше путешествие.
5) М: Мы подъезжаем к станции «Отвечайка» (слайд 5)
Выполните задания устно.
6) Р: Мы остановились на станции « Историческая». (слайд 6)
Ученики подготовили материал о словах, которые сегодня будут чаще всего звучать
«умножение» и «деление»
В это время 1 ученик делает на доске морфемный разбор слов «умножение, деление».
1)Толковый словарь Ожегова дает такое определение:
Умножение математическое действие, посредством которого заменяют сумму
нескольких одинаковых слагаемых одним числом. Например: Таблица умножения.
Слову «деление» толковый словарь Ожегова дает такое определение:
1. расстояние между двумя отметками на измерительной шкале, например деления
на термометре.
Пример: столбик в термометре поднялся на два деления.
2. обратное умножению математическое действие: нахождение одного из
сомножителей по произведению и другому сомножителю.
2)В этимологическом словаре: Слово «умножить» образовано из праславянской
формы,
от которой произошло старославянское мъногъ.
Слово «деление» происходит от глагола делить, который образован из праславянской
формы, переводится «часть, доля».
3)Из словаря синонимов я подобрал синонимы к слову «умножить»: перемножить;
увеличить, усилить, приумножить. Слово «деление»: дробить, раздроблять, разделять.
Р: Проверим работу одноклассника у доски.
1 ученик с места проверяет.
7) М: Мы остановились на станции «Исследовательская». (слайд 7)
Запишите в тетради номер варианта. Выполните самостоятельную работу.
1 вариант 2 вариант
8) Р: Следующая станция «Русский язык». (прикрыть проектор)
У вас на столах лежат разноцветные карточки. На них задания разного уровня :
легкие,средние, сложные. Вам дается несколько минут для выполнения этого
задания. Надоске 2 ученика выполняют аналогичное задание.
Синяя карточка: Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в
именах существительных.
Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к,
вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.
Зеленая карточка: Распределите слова по столбикам с суффиксами ИК , ЕК:
Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к,
карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.
Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные
буквы, выделите суффиксы –ек,ик.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючийклубоч…к
выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячийкомоч…к защищён мощнее, чем
зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов,
ключ…к к которым надо искать и искать.
Р: Проверим задание на доске.
9) Р: Долгожданная станция «Перемена». Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А под нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзины ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.
Ну а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть. (открыть проектор)
10) М: Приблизились к станции «Математическая». ( Ларч…к. слайд 9).
На столе у нас стоит ларчик, чтобы его открыть, вам придется потрудиться. Давайте
решим задачу. Прочитайте текст задачи.
Замоч…к тяжелее, чем ключ…к на 480г. Масса ключ…ка составляет 5
1
массы замочка.
Какова масса ключика и масса замочка?
М: О чем задача?
Р: Как правильно написать слова, в которых пропущены буквы? М: Запишем кратко условие в тетради. (Одновременно условие появляется на
слайде).
Каков вопрос задачи? (Значит масса замочка и ключика неизвестна).
Что известно о массе ключика? Что известно о массе замочка? Каким способом
будем
решать задачу? Какую величину удобнее принять за х? (После обсуждения, один
учащийся решает на доске, остальные в тетради на местеМ: Ларчик открылся.
(Достаем картинки с рабочими строительных профессий.)
11) Р: Мы прибыли на станцию «Творчество». (Проектор прикрыть)
Мы знаем, что суффиксы чикщик называют лица по их профессии.
Представьте, что вы корреспонденты и должны написать статью о строителях.
Напишите 3 предложения о людях, которые строят дом. Какие профессии вы
вспомните?
Зачитаем 2 примера.
12) Станция «Строительная» (Слайд 10). (Проектор открыть)
М: При строительстве дома важно не только запланировать сроки строительства, но
ивремя работы на различных этапах строительства: закладке фундамента,
возведениистен, внутренних работах. Эти виды работ выполняются людьми
строительных профессий. Решим задачу
М: Кто участвует в строительстве дома?
Р: Как правильно пишутся слова, с пропущенными буквами?
М: Сколько длится строительство дома? Каким словом можно заменить? Что
известноо времени работы бетонщиков? Что известно о времени работы укладчиков
икрановщика? Какой вопрос задачи? Что нужно узнать для ответа на этот вопрос?
Какнайти эти величины?
М: Вы можете предложить другой способ решения этой задачи?
У доски решают 2 ученика различными способами, а другие дети в тетрадях
Итог урока: « Многие, которым никогда не представлялось случая
более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука,
требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века
говорилсовершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время
поэтом в душе».(С. Ковалевская)
муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №4» г. Краснослободска конспект интегрированного урока
«Без грамматики не выучишь математики»
Провели:
учитель математики Лабутова Л.В.
учитель русского языка Зайцева С.А.
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Конспект урока"Без грамматики не выучишь и математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.