Тема: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в
суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.
Задачи урока:
Образовательные: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение
правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;
Развивающие: Развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи,
навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать
развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и
применять их на практике.
Воспитательные: Воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры
интеллектуального труда ,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с
текстом,
Тип урока: Открытие нового знания;
Форма урока: урок-поиск
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска.
Этапы урока
Организацион
ный момент
Языковая
разминка
(комплексное
повторение
теоретически
Ход урока
Деятельность учителя
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату,
классная работа. Начнём с языковой разминки.
Повторение .
( прием «Закончи фразу»).
1 Имя прилагательное – это часть речи, которая
обозначает… и отвечает на вопросы….
2 Имена прилагательные изменяются по…
Деятельность учащихся
Записывают в тетрадях.
Записывают в тетради
конечную фразу. х сведений по
теме)
3 По значению и форме имена прилагательные
делятся на….
4 В предложении имена прилагательные бывают…
5 Основные способы словообразования имен
прилагательных…
6 Чаще всего имена прилагательные образуются ..
7 Сложные прилагательные пишутся через дефис…
8 Сложные прилагательные пишутся слитно…
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений
в
деятельности.
(работа в
парах)
1) Трёх(этажный), осе..ий , серо(глазый);
2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый);
3) русско(немецкий), древне(русский)), утре...ий;
4) …… …….. …….
Прочитайте ряды слов. Внимательно их рас-
смотрите. Сформулируйте свое задание.
Какое слово можно исключить из первого ряда?
Почему?
Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду?
Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов?
Из каждого ряда надо
исключить лишнее слово.
Исключенные слова
написать в четвертую
строку. Вставить
пропущенные буквы,
раскрыть скобки
Из первого ряда можно
исключить слово осенний.
Слова трёх(этажный) и
серо(глазый) — сложные
имена прилагательные.
Пишутся слитно.
Во втором ряду лишнее
слово серебряный. Это
простое прилагательное.
Юго-западный, темно-
зеленый — сложные
прилагательные. Они
пишутся через дефис. I этап.
Постановка
учебной
проблемы.
- Прочитайте слова, которые вы написали в чет-
вертом ряду. Определите, к какой части речи они
относятся.
- В какой части прилагательных пропущены
буквы?
- А теперь сравните свои записи с правильным
вариантом. (Учитель открывает образец с
правильным написанием).
Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы
не знаем? (побуждение к осознанию противоречия)
- Значит, какова тема урока?
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его те-
му. Используйте для этого опорные слова на
доске.
1)Познакомиться с правилом
2) учиться... .
В третьем ряду лишнее
слово утренний.
Прилагательные
русско(немецкий),
древне(русский) сложные,
первое слово пишется через
дефис, а второе слитно.
Слова осенний,
серебряные, утренний —
это имена прилагательные.
Буквы пропущены в
суффиксах прилагательных.
Мы не знаем когда в
прилагательных пишется
-н-, а когда -нн-.
(осознание противоречия)
Одна и две буквы н в
суффиксах прила-
гательных
Познакомиться
с
правилом написания бук-
вы н в суффиксах
прилагательных; учиться
правильно писать
суффиксы
прилагательных с буквой
н. II этап.
Поиск
решения
учебной
проблемы
Побуждающи
й к гипотезам
диалог:
Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы
о правописании Н и НН в суффиксах
прилагательных? (Побуждение к выдвижению
гипотез):
- Все с этим согласны? (Побуждение к устной
проверке).
-Все ли слова с НН имеют суффикс –ЕНН- (Подсказка
к контраргументу).
Ещё какие есть гипотезы?
Учитель: С этой гипотезой все согласны?
(Побуждение к устной проверке).
Учитель (побуждение к выдвижению гипотез):
Другие гипотезы есть?
- Вспомните, в какой морфеме находиться наша
орфограмма? ( в суффиксе)(подсказка к решающей
гипотизе 1)
- От каких частей речи образованы прилагательные?
- С помощью каких суффиксов)
- Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы?
Обратимся к таблице. .(Подсказка к решающей
гипотезе 2).
НН пишется, если
прилагательное
образовано с помощью
суффикса _ЕНН_
(Ошибочная гипотеза 1).
Нет.
В слове осенний нет
суффикса –ЕНН-.
НН пишется, если
суффикс ударный.
(Ошибочная гипотеза 2).
Нет. В слове утренний
суффикс безударный, но
пишется НН
(контраргумент).
Учащиеся молчат.
От существительных:
осень, серебро, утро
-Н-, -ЯН-, -ЕНН-
Учащиеся молчат. I
Прилагатель
ное
суффи
кс
-Н
-ОНН
-ЕНН
-ИН
-АН
-ЯН
Существител
ьное
Туман
Станция
Тыква
II Пчела
Кожа
Трава
Образование и написание имен прилагательных
исключен
ия
-
-
ветрЕНый
-
-
стеклЯНН
ый
оловЯННы
й
деревЯНН
ый
Краткое прилагательное
Река медлЕННа.
прилагательное
Река медлЕННая.
III Полное
Сначала поработаем со словами под цифрой 1.
Образуйте от каждого имени существительного имя
прилагательное с указанным суффиксом. В прила-
гательных выделите суффикс и определите
количество Н
Обобщите первую часть нашей работы и скажи-
те, в каких случаях пишутся две буквы Н в
прилагательных,
от
существительных?
образованных
Выполняют
задание
коллективно. Один ученик
работает с таблицей у
доски, остальные пишут в
тетрадях.
Делают вывод.
Делают вывод. Решение
проблемы
«Открытие
нового
знания».
Какое слово является исключением из этого
правила?
Аналогичную работу ученики выполняют со
словами под цифрой II.
Прочитайте запись под цифрой III с полным и
кратким прилагательными. Сделайте вывод о
написании в них суффикса.
Формулируют правило –
открытие нового знания
А теперь, используя таблицу, сформулируйте
полностью правило о правописании буквы Н и НН в
суффиксах прилагательных. Организация
деятельности
по
применению
новых знаний.
1. Коллективная работа.
Устно объяснить правописание слов:
Комиссионный комиссия+онн
Клюквенный клюква+енн
Лебединый лебедь+ин
Стеклянный стекло+янн
Телефонный телефон+н
Государственный государство+енн
Травяной трава+ян
Дети выполняют задание и
повторяют правило о
правописании Н и НН в
суффиксах прилагательных.
физкультмину
тка
Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый ,
шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый,
глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый.
Если н-дети встают, если нн-
дети хлопают
Дети выполняют задание и
повторяют правило о право-
писании
Н и НН в
суффиксах прилагательных.
3. Буквенный диктант.
Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10.
Я буду вам читать слова на изученную орфограмму,
но записывать их не надо, под каждой цифрой вы
напишите только букву н, одну или две, в
зависимости от того, сколько их в слове.
Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный,
даль туманна, юный, ветреный, старинный,
песчаный, дивизионный.
Проверь себя.
1
2 3 4 5 6 7 8 9 1
0 н
н
н н н
н
н н
н
н
н
н н н
н
Поставь себе оценку:
"5" - нет ошибок;
"4" - 1;
"3" - 2,3;
больше - "2".
1. Итог урока.
Рефлексия.
Сегодня на уроке я:
1) узнал, открыл для себя…
2) научился, смог…
3) могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Дети оценивают свою
деятельность и деятельность
одноклассников по заданной
схеме.
Домашнее
задание
Используя предложения, составленные на уроке,
написать мини-сочинение «Зимушка-зима».
Конспект урока+презентация по русскому языку 6 класс "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конспект урока+презентация по русскому языку 6 класс "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конспект урока+презентация по русскому языку 6 класс "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конспект урока+презентация по русскому языку 6 класс "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конспект урока+презентация по русскому языку 6 класс "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конспект урока+презентация по русскому языку 6 класс "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конспект урока+презентация по русскому языку 6 класс "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конспект урока+презентация по русскому языку 6 класс "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конспект урока+презентация по русскому языку 6 класс "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.