Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"
Оценка 4.6

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
классное руководство
3 кл
07.04.2017
Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"
Цель: Формирование представлений о русском дереве – береза. Задачи: 1.Уточнить и расширить знания детей о русской берёзке, о её удивительных особенностях. 2.Развивать познавательную активность детей на занятии. 3.Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, бережное и заботливое, внимательное отношение к природе.
Эта удивительная берёза..doc
ГБОУ школа­интернат с.МалыйТолкай «Эта удивительная берёза» (занятие в рамках проекта «Дерево моей России»). Подготовила и провела Ширшова Н.И. 2017 год. Тема: «Эта удивительная берёза». Цель: Формирование представлений о русском дереве – береза. Задачи:       1.Уточнить и расширить знания детей о русской берёзке, о её удивительных особенностях.      2.Развивать познавательную активность детей на занятии.      3.Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, бережное и заботливое  отношение к природе. Ход занятия: I.Орг момент.   Встаньте ровно, улыбнитесь и тихонечко садитесь. Добрый день, ребята! Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли  сегодня на занятие? Надеюсь, что все вы будете работать активно и внимательно слушать всё, о чём мы будем говорить.       II. Логическая минутка.  Постановка учебной задачи.    ­ Сегодня  мы проведем необычное занятие. А какова же тема его, вы  попробуйте догадаться после  того, как вы прослушаете песню и скажите о чём  она?  Верно. Речь пойдёт о русской берёзке.     Итак, тема сегодняшнего занятия « Эта удивительная берёза».   Занятие  проходит в рамках проекта «Дерево моей России». В конце занятия вы  должны ответить на такой вопрос «Чем же удивительна берёза?»   III. Основная часть занятия. ­Скажите, пожалуйста, какие  государственные   символы вы знаете? Да. Эти  символы официальные , утверждённые  правительством России.  Есть ещё и  неофициальные символы. ­Какие неофициальные символы России вы знаете?      У многих стран мира есть свои растения – символы: у Ливана – ливанский  кедр, у Канады – клён, у Японии – сакура, у Индии – лотос .А  у русского  человека ещё один символ­ русская берёзка. Этот символ не утверждало  правительство, его выбрал   народ. Воспитатель:    Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Из 65 видов берёз   55 растёт у нас С давних времен вошла она в нашу жизнь. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березку можно встретить даже в тех местах, которые   кажутся   непригодными   для   растений.   Она   неприхотлива   к   почве   и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка  (Виды берёз­ презентация).  В наших краях растёт берёза повислая и берёза пушистая. ­Как вы думаете , на каком слайде изображена повислая, а на каком пушистая  берёза?     Вот она – стройная и раскидистая, кудрявая, немного грустная, задумчивая  березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом  сарафане, с золотыми серёжками и нежно­зелеными изящными клейкими  листочками, иногда до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяется в  пояс и говорит: «Мир вам, люди добрые! ­Что же означает слово берёза? 1. О берёзе языком науки.        Русское слово "береза" очень древнее. Название своё дерево получило по цвету  коры. У  древних  славян  в  языке  существовало   слово  БЕР, что  значит «светлый,   ясный,   блестящий,   белый»,   от   которого   и   образовалось   сначала БЕРЗА, а впоследствии  – БЕРЕЗА.   Но у всех  берез очень необычная кора. Чем, же она необычна? (белого цвета).        Наша белоствольная береза ­ единственная в мире растений. Ярко­белый цвет ее   коре  придает   органический   краситель   бетулин     (если   отодрать   от   дерева кусочек коры, то на пальцах останется что­то вроде белого порошка).  У вас в руках кусочки коры берёзы. Потрите её пальцами и скажите, что вы обнаружили на них. Вот это и есть бетулин.  Плохо пришлось бы березе без этого вещества, т.к. кора у нее тонкая и поэтому дерево могло бы получить ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом не трудно убедиться. Если в жаркий день прикоснуться к стволу березы, то можно ощутить, что даже на солнце он остается прохладным.  Под тонкой белой корой находится береста.   Березовая смола хранит почки и молодые побеги от холода и сухости.        Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их  "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним  тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось  бы. Зимой отдушины наглухо замуровываются более плотными клетками (в это  время дерево спит и почти не дышит), а весной, когда береза просыпается, они  снова открываются. ­Какие виды берёз распространены в нашей местности? ­Чем отличается берёза повисая от берёзы пушистой?  ­Посмотрите  на слайд и скажите, на каком берёза пушистая на каком повислая? ­Где растут берёзки на территории нашей школы? Итак, давайте сделаем вывод. ­Что означает слово берёза? ­Почему в жаркий день ствол берёзы прохладный? ­Что такое чечевички?  2. Путешествие в далёкое прошлое.   ­Как помогала людям  берёза в далёком прошлом? ­Что мы  видим на слайде? (лучинку) ­Для чего нужна была в крестьянской избе лучинка?      Да, раньше не было электричества, и долгими зимними вечерами собиралась  вся семья в светлом уголке, освящённом  лучинкой. Женщины пряли шерсть,  бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки. А лучинка – то была  берёзовая, значит берёза давала свет. ­Что ещё представлено ? (лапти). ­Для чего они были нужны? (Это обувь лёгкая и удобная. Делали её из коры). ­А вот веник берёзовый. Для чего он был нужен? (Люди парились в бане и  прогоняли хворь). ­Что ещё видите на слайде? (Ложки, посуду, кузовки для сбора ягод, грибов,  игрушки для детишек).    Издавна из бересты на Руси делали нужные для хозяйства и удобные вещи. Плели корзины, короба, туески. В берестяных туесах хранили  ягоды, сметану, масло, мёд. В такой упаковке всё долго оставалось  свежим. ­А сейчас как используют берёзу?  Делают сувениры, посуду, ложки, матрёшки . Посмотрите на слайд и скажите и скажите: ­Можно ли так обращаться с деревом?  Почему?   Больно сжимается сердце,  когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!                      В весенний день мальчишка злой                      Пронзил ножом кору берёзы –                      И капли сока, точно слёзы,                      Текли прозрачною струёй.                      Пастух кору надрезал у берёзы,                      Склоняясь, тянет сладковатый сок.                      За каплей капля капает в песок Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.                      И вот она, от муки холодея,                      Увянет к будущей весне.                      Иссохнет ствол, и ветви онемеют,                     И помертвеют корни в глубине.  Воспитатель:   И что может угрожать березе? ­ вырубка ­ лесные пожары ­надписи, вырезание ножом ­нерациональная добыча березового сока (залеплять садовым варом, мхом)   ­А сейчас пьют сок? ­А как нужно взять сок, чтобы не повредить дерево? (Нужно помнить, что сок  лучше брать там, где планируют вырубать деревья, нельзя получать его от  молодых берёзок. Да и брать его нужно с умом. Достаточно срезать веточку и  повесить на неё банку, а не в коем случае не делать глубоких надрубов на  стволе. Это губительно для дерева). Воспитатель: ­  Всегда нужно помнить, что брать у природы нужно с умом,  не наносить  вред.                                   «На земле мы живем с тобой.                                   Нет прекрасней земли родной.                                   Так давайте беречь и любить.                                    Не губить ее, не губить!» Посмотрите на слайд  и  представьте, что мы на минуту оказались с вами в  берёзовой роще,  и продолжите предложение  « Входишь в берёзовую рощу и  чувствуешь…..», ответы запишите на листочках ( ответы учащихся:  красоту  русской природы,  аромат трав, цветов, шорох  листочков  живительную прохладу,  вдохновение, красоту природы и любовь к Родине,  свежий аромат  деревьев;  красоту родной земли, свободу и что всё в этом мире прекрасно).      Посмотрите отрывок из фильма «Калина красная» и скажите: «Как называет  берёзку главный герой?»       Давайте мы подберём слова, характеризующие берёзу.  (Белая, белоствольная, стройная, статная, гибкая, русая, плакучая, милая,  родная, красавица, раскидистая, лечебная, целительная).        Но для того, чтобы берёзка стала такой, какой мы с вами  её называли,  потребуется несколько десятков лет. Много труда, силы и упорства нужно  приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху. ­Как  мы с вами можем помочь  росточкам? (Поливать в сухую погоду,  подставить палочку, чтобы ветром не сдуло). «Мало леса – береги. Много леса­ не руби. Нет леса ­ посади»­гласит народная  мудрость.   3. В народе говорят.   Наши далёкие предки, крестьяне – земледельцы, связывали с образом берёзы  немало  примет, пословиц.  Вот несколько из них. ­Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету. ­Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют  снизу — поздняя.  ­Коли берёза наперёд опушается, то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.  ­Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха.  ­Если весною на берёзе много почек — просо будет обильное. ­Если берёзовые почки распускаются снизу, то хлеба ядрёные (хорошие зерном)  родятся. ­ Если листья на берёзе густы и тёмно­зелены (при обилии летней влаги) — к  урожаю и рослому хлебу.  ­ Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб.  ­ Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.  Русские пословицы. Давайте соберём пословицы о берёзе. Начало пословицы записано, а вы подбираете ей  конец. Береза не угроза: …                                                  там и березняк.     Где дубняк …                                                             когда с нее кору дерут И у березки слезки текут, …                                    а не оденешься. Березой обогреешься, …                                           где стоит, и шумит.         угроза. Для врага и берёза …                           Кривая берёза не удержит снега,…    4.     Обычаи и традиции русского народа.         В старину у славян  Новый год наступал не зимой, а весной, когда  начинались работы на земле.  Поэтому встречали его не елью, а берёзой.         плохой человек не удержит слова.      Во время христианского праздника Троица берёза была самым уважаемым  деревом . В Троицу пастухи из берёзы плели венки, один – корове  на рога, а  другой пастух отдавал хозяйке. Первый венок хозяйка вечером скармливала  корове, а второй берегла на случай болезни животного.      Березовыми ветками украшали горницу и вход  в дом, полы посыпали  душистой свежескошенной травой.    Парни и девушки на Троицу встречали русалок. Они шли в поле, плели венки и вешали их на берёзы, потому что считалось, что любимое занятие русалок ­   качаться на ветвях берёзы. Девушки гадали,  бросая берёзовые венки в воду.  Если венок тонул, значит,  девушку в этом году ожидает несчастье, а если  плывёт, то смотрят, в какую сторону. Там живёт суженый. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение –  пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали  на ее ветвях бантики, кланялись ей и просили выполнить их желание . а ещё  вокруг берёзки они водили хороводы. Нынче праздник Троица. Стройная береза. Пусть дождем умоется, пусть прольются грозы. Коль на ветку тонкую ленту повязать, То береза ломкая счастье может дать.  Итог занятия.     Дорогие ребята! Наш рассказ о белоствольной берёзке подошёл к концу. Ещё  много интересного и удивительного о берёзе вы узнаете на других занятиях.  Понравилось ли вам занятие? ­Что нового вы узнали?      И где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она красавица русского леса и будет стоять вечно. И как бы далеко  вы не оказались от родного дома, я думаю, вы всегда будете вспоминать  свет  родных берёз, своё село или город, и, конечно же , берёзку.

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"

Конспект внеклассного занятия "Эта удивительная берёза"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017