Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"
Оценка 4.8

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Оценка 4.8
Доска объявлений +1
docx
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
09.03.2017
Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"
Данная разработка будет полезна для проведения, как внекласссного меропрятия, так и для классного часа с детьми младшего и среднего школьного звена. Материал был подготовлен к Всемирному Дню птиц, но его можно использовать и в любое другое время, беседуя о защите и бережном отношении к птицам.Мероприятие
Конспект внеклассного занятия.docx
«Наши крылатые друзья»  ЗАНЯТИЕ В РАМКАХ  ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ ПО ОХРАНЕ ПТИЦ «СКВОРЕЧНИК»  КО ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ПТИЦ                                                        Цели и задачи:  закрепить знания обучающихся о птицах, о бережном отношении к ним в разное время года, о пользе птиц;  расширить знания обучающихся интересными сведениями о жизни птиц;  воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, ответственное отношение к природе;  развивать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного. Форма проведения занятия: беседа­обсуждение; познавательные игры. Структура и план занятия: 1. Вводная часть. Организационный момент. Приветствие. 2. Теоретическая часть ­ Беседа «Поговорим о пернатых друзьях»; сценка «Разговор Скворца с Синицей»; игра «Прилетели птицы…». 3. Практическая часть: загадки о птицах; конкурс скороговорок; викторина «Птичьи секреты»; игра «Поэты»; создание проекта; кроссворд «Птицы». 4. Закрепление материала. Подведение итогов занятия. Исполнение песни «Аист на крыше». Рефлексия. Ход занятия. Включена запись пения птиц. Вводная часть. Организационный момент. Стихотворение «Берегите птиц» (Т.  Евдошенко).­ Читает педагог. О птицах много знаем мы И в то же время мало, И нужно всем: и вам, и нам, Чтоб их побольше стало. Съедят деревья и плоды Личинки насекомых,  И поредеют все сады Без наших птиц знакомых. Для этого побережём Своих друзей пернатых, Иначе мы к нулю сведём Певцов наших крылатых. Зимой поставь кормушку им, Синицам дай ты сала; Пшено едят все воробьи,  Подсыпь, как станет мало. Они вознаградят труды, И зацветут кругом сады. Среди зелёной той листвы Их песенку услышишь ты. Педагог: Добрый день, дорогие защитники крылатых друзей! Я надеюсь, что не только сегодня могу всех вас так поприветствовать.  Давайте дружно встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем всех вокруг и друг друга. Приветствие «Круг радости». «Добрый день людям и птицам! Добрый день улыбчивым лицам!» ­ Как вы думаете, какой теме посвящено будет наше занятие? (ответы) Теоретическая часть. Беседа «Поговорим о пернатых друзьях». «Несколько фактов …» 2 Педагог: Уже почти, как месяц мы простились с зимой, которая побаловала нас в этом году снегом, морозами, зимними праздниками, забавами. Наступила весна. Чего вы ждёте от весны? (ответы) Каждое живое существо с нетерпением ждёт весны, тепла, света, чего­то нового?!  Весна ­ время пробуждения, перемен. Но особенно долгожданное это время года для птиц. Как выдумаете почему? (ответы) Действительно, для птиц весна ­ это время возвращения на Родину. Неслучайно в дни возвращения птиц из тёплых стран отмечается День птиц. Всемирный день птиц начали отмечать с 1 апреля 1906 года, когда была подписана Международная конвенция (договор) об охране пернатых. Но и без принятия конвенции в России считалось преступлением разорить гнездо или убить птицу.  Российские крестьяне для скворцов вывешивали цилиндрические ящики из коры. Для аистов в Белоруссии и Украине по традиции весной на столбах выставлялись колёса от телег.  В России всегда с любовью относились к птицам, считая их живыми символами свободы, красоты, счастья. Праздник ещё важен и тем, что именно в эти первые весенние промозглые дни, птицы   демонстрируют   нам   великое   чудо   любви   к   Родине,   преодолевая   тысячи километров с более тёплых краёв, принося благую весть о наступающей весне. Даже слабая птица готова преодолеть огромные расстояния, вынести тяготы, отказаться от сытого,   тёплого   края,   для   того,   чтобы   её   дети   увидели   белый   свет   на   бескрайних просторах России.  Сегодня в рамках проведения акции по охране птиц «Скворечник» ко Всемирному дню птиц мы проводим наше занятие. А почему человек уделяет такое внимание птицам? (ответы) Педагог: давайте послушаем небольшую сценку… Сценка «Разговор Скворца с Синицей» (Приложение 1) (чтецы – по желанию)  Педагог:  Какие же правила необходимо соблюдать, мастеря скворечник, чтобы птицы были довольны? Игра «Прилетели птицы…» Педагог:  Я сейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что­то другое, то тут, же даёте сигнал ­ хлопок, называя мою ошибку.  Прилетели птицы: Голуби, куницы… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Гаички, стрижи,  Аисты, кукушки… Даже совки­сплюшки… 3 Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Даже совки­сплюшки, Лебеди, скворцы… Все вы молодцы! «Птицы ­ двигатель прогресса». (Продолжение беседы) Педагог:  Птицы   ­   дети   воздуха,   покорители   воздушного   океана.   Они   могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море. Птицы   издавна   привлекали   внимание   человека.   Наблюдая   пернатых,   люди расширяли   свои   знания.   Несомненно,   первые   мысли   о   воздухоплавании,   стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук. До   сих   пор   работают   учёные   над   интереснейшей   научной   проблемой   ­   тайной ежегодных перелётов птиц. С давних времен люди наблюдали за полетами птиц и, подобно другим живым существам, стремились летать. Люди пытались скопировать полет крупных птиц.  Китайцы,  например,  придумали  воздушного   змея,  чтобы  подниматься  на  нем  в небо.  Многие просто прыгали с высоких башен и откосов, держа в руках планирующие предметы.  Леонардо да Винчи создал такие замечательные чертежи летательных аппаратов, по которым в дальнейшем были созданы многие летательные аппараты. Но хозяевами воздуха, безусловно, являются насекомые и птицы.  При планировании птица движется в воздухе продолжительное время, не делая взмахов   крыльями.   Сейчас   в   воздухе   находятся   различные   аппараты,   летающие   по принципу неподвижного (немахающего) крыла. «Птицы ­ защитники от насекомых». (Продолжение беседы) Педагог: Птицы ­ верные помощники, защитники наших лесов, полей, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодоножек и грызунов. По­разному   вредят   эти   насекомые.   Одни   грызут   листву   деревьев,   другие подгрызают их корни; третьи забираются под кору дерева и точат его изнутри. Одни летают, другие ползают. Но птицы находят их везде. Трудно представить какое количество вредных насекомых уничтожают за год все птицы, обитающие в нашей стране. Синица за сутки съедает столько, сколько весит сама. Одна полёвка за лето уничтожает 1 килограмм зерна, а одна сова за лето съедает 1000 полёвок и мышей: значит, одна сова сохраняет за лето тонну хлеба. Вот сколько саранчи могут уничтожить розовые скворцы одной колонии. В каждый прилёт к гнезду скворец несёт 3 саранчука по 3 грамма весом каждый. За день пара птиц скармливает   птенцам   360   граммов   саранчи.   За   гнездовой   месяц   пара   скворцов уничтожает 10 килограммов 800 граммов саранчи. За месяц тысяча скворцов вместе с птенцами, живущими в колонии, истребляет 22000 килограммов вредителей. Практическая часть. 4 Звучат голоса птиц. Показ слайдов. Педагог: И взрослые, и дети все любят загадки. Загадки ­ это и игра, и состязание, и развлечение, и учение. Сегодня загадки будут о птицах. Птицы ­ гонцы весны. Загадки. 1. Что за весенняя черная птица Трактору чуть ли на нос не садится? Кто там за плугом носится вскачь? (Слайд ­ грач) 2. Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песня и полет Вошли в стихотворенья. (Слайд ­ жаворонок) 3. Это птица никогда  Не строит для себя гнезда. Соседкам яйца оставляет. И о птенцах не вспоминает. 4. Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный. Лепит домик над окном Из травы и глины. (Слайд ­ кукушка) (Слайд ­ ласточка) 5. Он выступает перед нами Как молодой весны гонец. Он рад увидеться с друзьями. А зовут его…                              (Слайд ­ скворец) Дополнительно загадки в Приложении 1 Педагог:  Всем   известно,   что   птицы   поют/разговаривают   на   разных   языках. Человеку порой бывает очень трудно изобразить на своем языке птичий пересвист. А вот сказать о птицах скороговорки мы с вами сейчас попробуем. Конкурс скороговорок. Галдят грачата на галчат, Галдят галчата на грачат. Цапнула цапля черные чернила. Черная цапля циркулем чертила. Викторина «Птичьи секреты». 1. Какую птицу считают «лесным доктором»? (Слайд ­ дятел) 2. Какая птица умеет подражать голосам? (Слайд ­ скворец) 3. Какая птица самая маленькая в мире? (Слайд ­ колибри) 4. Какая птица любит воровать блестящие вещи? (Слайд ­ сорока) 5. Какую птицу называют лесной кошкой? (Слайд ­ сова) 6.  Какие птицы едят грибы? (Слайд ­ глухарь) 7.  Сколько насекомых съедает синица? 5 (Слайд  ­ синица) Педагог: Молодцы, проведем…  Я буду называть слово, а вы подбирать к нему рифму, которая должна обозначать Игру «Поэты».   название птиц. Кораблик ­ …(зяблик) Макушки ­ …(кукушки) Капля ­ …(цапля) Париж ­ …(чиж, стриж) Птица ­ …(синица, орлица) Врач ­ …(грач) Корона ­ …(ворона) Гол ­ …(щегол) Палка ­ …(галка) Создание проекта. Педагог:  Чтобы рассказать другим о важности заботы и защиты птиц, предлагаю перейти к созданию проекта, выбрав один из видов работы:  нарисовать знак;  придумать стихотворение;  создать эскиз необычного скворечника. Выполнение задания. Защита проектов. Объяснение, что хотели рассказать своей работой. Педагог: О птицах, их пользе, красоте можно говорить и говорить, а еще интереснее наблюдать за ними или слушать их пение. Предлагаю под пение птиц разгадать кроссворд. Кроссворд «Птицы». (Приложение 3) В   каждом   столбце   вписаны   названия   птиц   с   пропущенными   через   одну буквами. Впиши недостающие буквы, дополни слово в столбце, и ты прочтешь скрытую фразу­призыв. с л в й я л к с е и ь л б д 6 о о а д т л л с о к Ответы: 1. Зяблик. 2. Соловей. 3. Сорока. 4. Лебедь. 5. Снегирь. 6. Ласточка. 7. Дятел. Подведение итогов занятия. Закрепление материала.  «Птицы ­  украшение Земли». (Завершение беседы) Педагог:  Птицы ­ это песнь и полёт! Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полёты, мелодичное пение. Птицы   ­   это   тайна   и   красота.   О   птицах   сложены   прекрасные   стихи   и   песни, легенды и сказки. Образы птиц отражены в картинах художников, в творениях народных умельцев. Птицы ­ это дети радуги. Перья их переливаются мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы ­ это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год. Их весёлая, задорная, звонкая, а иногда грустная песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Некоторые   птицы   являются   для   людей   символами,   например,   голубь   является символом мира, а появление аиста оповещает о рождении новой жизни. Общее исполнение песни «Аист на крыше». (Приложение 4) Рефлексия. Педагог:   Вы заботитесь о птицах?   Почему людям необходимо заботится о птицах?   Важную тему мы затронули на нашем занятии?   Что нового вы узнали сегодня?   Много ли требуется от человека, чтобы заботиться о птицах?  Завершение «Круг радости». «Спасибо большое людям и птицам! Спасибо улыбчивым лицам!» Педагог: Друзья! Дружите с птицами!  Охраняйте их гнезда, устраивайте кормушки!  Пусть они своим пением украшают наши города, поля и леса!  7 Ведь   не   зря   именно   пернатые   являются   символом   счастливой   прекрасной мирной жизни! Спасибо всем большое за активное участие! Приложение 1 Сценка «Разговор Скворца с Синицей». Синица:  Здравствуйте,   дорогой   Скворец!   Поздравляю   вас   с   благополучным возвращением на родину. Скворец: Спасибо! Я сам очень рад. Синица: Довольны ли вы новой квартирой? Скворец: Сейчас   я   ее   осмотрю.   Хорошо,   что   ребята   не   стругали   ту   сторону   доски, которая обращена вовнутрь. Птицам по шершавой доске удобней выбираться из гнезда. Приятно, что дом снаружи выкрашен темной краской. Синица: Проверьте, крепко ли забиты гвозди, хорошо ли проконопачены щели. Скворец: Вы правы! Ужасно, когда квартира качается из стороны в сторону, но на этот раз все в порядке. Синица: Вас не огорчает отсутствие жердей? Скворец: Да что вы! Они нужны только кошкам! Синица: Где и когда вы дадите свой первый концерт? Скворец: Сегодня на крыше скворечни. Вы знаете, у меня особый дар: перенимать чужие голоса и звуки. Я могу квакать, как лягушка, скрипеть, как телега, свистеть, как дрозд. Приложение 2 Дополнительные загадки. Чёрный, проворный, Кричит «крак», червякам враг. (Грач) Он прилетает каждый год, Туда, где домик его ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. (Скворец) Спинкой зеленоватая, Животиком желтоватая, Черненькая шапочка,  И полоска галстучка. (Синица) Спереди шильце, Сзади вильце, Сама мала, а за морем бывала. (Ласточка) Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбешкой набивал. Закончив лов, забрал улов, Поднялся ввысь – и был таков. (Пеликан) Гнездо своё он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения! (Жаворонок) 8 Прилетел к нам наконец Самый лучший наш певец. Дни и ночи напролет  Он поет, поет, поет. (Соловей) Кто в беретке ярко­красной, В черной курточке атласной. На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел) У нее глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем. (Сова) Непоседа пёстрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) Каждый год я к вам лечу – Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко красный галстук мой. (Снегирь) По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь) Мать, отца не знаю, но частенько называю, Детей знать не буду, чужим сбуду. (Кукушка) Это старый наш знакомый,  Он живёт на крыше дома – И летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) Приложение 3 Кроссворд «Птицы». В   каждом   столбце   вписаны   названия   птиц   с   пропущенными   через   одну буквами. Впиши недостающие буквы, дополни слово в столбце, и ты прочтешь скрытую фразу­призыв. с л в й я !л к о о а л б д с е и ь 9 Ответы: 1. Зяблик. 2. Соловей. 3. Сорока. 4. Лебедь. д т л л с о к 5. Снегирь. 6. Ласточка. 7. Дятел. Фраза­призыв: Берегите птиц Текст песни «Аист на крыше». Приложение 4 1. Где это было, Когда это было,  В детстве, а может во сне.  Аист на крыше Гнездо для любимой  Свил по весне.  Чудился мне он  в странствиях дальних Символом верной любви.  Люди, прошу, Не спугните случайно  Аиста вы. Припев: Люди, прошу вас, Потише, потише,  Войны пусть сгинут во мгле.  Аист на крыше, Аист на крыше,  Мир на земле.  Аист на крыше, Аист на крыше,  Мир на земле.    2. Аист на крыше Гнездо с аистёнком  Ночью и днём бережёт.  Но, а в том доме Под крышей девчонка  Счастья так ждёт.  Люди в Нью­Йорке, Берлине, Париже,  Верьте друг другу и мне.  Аист на крыше, Счастье под крышей,  Мир на земле.  Припев (2 раза): Люди, прошу вас, Потише, потише,  Войны пусть сгинут во мгле.  Аист на крыше, Аист на крыше,  Мир на земле.  Аист на крыше, Аист на крыше,  Мир на земле. 10

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект внеклассного занятия "Наши пернатые друзья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2017