Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста
Оценка 4.7

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Оценка 4.7
Мероприятия +2
docx
воспитательная работа +2
10 кл—11 кл
03.03.2019
Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста
Международный День памяти жертв Холокоста был официально установлен по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 году. Данный методический материал разработан для проведения внеурочного занятия в школьной гостинице для обучающихся 10-11 классов. Конспект занятия может быть использован на классных часах, уроках истории. Цели и задачи мероприятия: - привлечь обучающихся к осознанию и осмыслению трагических событий, связанных с историей и уроками Холокоста как геноцида ХХ века; показать, как по-разному относилось к евреям коренное население разных стран во время Холокоста; - познакомить с достоверными историческими фактами о трагедии Холокоста через истории конкретных людей; - развивать аналитическое мышление на основе объективного анализа трагических страниц прошлого (в интересах будущего); формировать умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, опираясь на фактический материал; - воспитывать толерантность, гуманность, человеколюбие, нетерпимость к жестокости и насилию; пробуждать сочувствие, сопереживание; ориентировать на признание таких базовых ценностей человечества, как безопасность, свобода и ответственность.
холокост.docx
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанск Тамбовской области МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ТЕМУ «ПРАВЕДНИКИ НАРОДОВ МИРА», ПОСВЯЩЁННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ­   привлечь   обучающихся   к   осознанию     и   осмыслению   трагических   событий, связанных   с   историей   и   уроками   Холокоста   как   геноцида   ХХ   века;   показать,   как   по­ разному относилось к евреям коренное население разных стран во время Холокоста; ­   познакомить   с   достоверными   историческими   фактами   о   трагедии   Холокоста через истории конкретных людей; ­ развивать аналитическое мышление на основе объективного анализа трагических страниц прошлого (в интересах будущего); формировать умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её, опираясь на фактический материал; ­   воспитывать   толерантность,   гуманность,   человеколюбие,   нетерпимость   к жестокости   и   насилию;   пробуждать   сочувствие,   сопереживание;   ориентировать   на признание   таких   базовых   ценностей   человечества,   как   безопасность,   свобода   и ответственность. Формы и виды деятельности: разгадывание ребуса, работа со словарями, мини­ лекция, заготовленные сообщения и презентации обучающихся, предварительная работа в группах. Необходимое оборудование: фото­ и книжная выставка; ТСО (компьютер, экран, мультимедийные презентации). ПРОВЕДЕНИЕ: 26 января 2018 г. Воспитатель – Мокшанова И.В. ХОД ЗАНЯТИЯ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. 1. Организация, мотивация Воспитатель.  Тема   нашего   сегодняшнего   разговора   зашифрована   в   ребусе. Разгадайте его. ­ Холокост. ­ Что такое Холокост? Ответы обучающихся. ­   Если   переводить   дословно,   то   понятие   происходит   из   греческих   библейских форм   «сжигаемый   целиком»,   или   «принесение   жертвы   всесожжения».   В   современном обществе   это   слово   зазвучало   в   1960­е   годы   благодаря   книгам   будущего   лауреата Нобелевской премии мира Эли Визеля, живущего в США еврейского писателя, узника Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистских лагерях смерти. Как вы думаете, кто больше всех подвергся Холокосту в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войн ­ в страшные годы «Всесожжения»?». ­ Евреи. ­   Верно,   евреи.   Холокост   —   это   «синоним»   газовых   камер,   печей,   сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине   –   принадлежность   к   еврейскому   народу.   Еврейский   народ   систематически преследовался и истреблялся не только немецкими нацистами, но и коллаборационистами из других стран. Очень сильно этот многострадальный народ подвергся дискриминации, зверствам и жестоким убийствам в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Что   вы   знаете   из   уроков   истории   об   истории   Холокоста   в   годы   Великой Отечественной войны? Обучающиеся: ­ В период Великой Отечественной войны на оккупированной нацистами и их союзниками территории СССР оказалось свыше 80 миллионов человек. Среди них – около 3 миллионов советских евреев. По разным оценкам, от 2,6 до 2,8 миллиона из них погибли.   Это   почти   половина   всех   еврейских   жертв   нацизма   в   Европе.   Именно   на советской   земле   началось   их   тотальное   истребление.   Всего   же   в   огне   Холокоста погибло более 6­ти миллионов человек. ­ На оккупированных территориях, входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало   41   гетто,   в   которых   методично   истреблялось   еврейское   население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске.  ­ Страшным символом Холокоста стал Бабий Яр в городе Киеве. 2. Целеполагание Тёмный лес – наше спасение. По колено воды – живём! Сохранит нас для жизни забвение. Нам землянка – единственный дом. Лишь бы немцы не сунулись разом в эту чащу со сворой собак. Полицаи своим волчьим глазом не увидели б дым сквозь мрак. За любого из нас – пачка соли. Килограмм – цена жизни всей: и души, и сердца,                                 и крови, потому лишь,                        что ты  ­ еврей… (Золотковский Ф.М. Тёмный лес. (Лёвиным С. и А.) Июнь 1995 г.) Тема   сегодняшнего   занятия   выбрана   неслучайно.   Лишь   на   первый   взгляд   она кажется узкой и национальной. На экране перед вами записаны слова немецкого пастора протестантской евангелической церкви Мартина Нимёллера, узника нацистских лагерей. Прочтите их и попробуйте сформулировать цель нашего занятия: «Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем.  Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом.  Затем   они   пришли   за   профсоюзными   работниками.   Я   молчал   –   я   не   был профсоюзным работником.  Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь». Формулировка цели записывается на доске. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ II. 1. Мини­лекция «Праведники народов мира» Воспитатель.  История Холокоста определила четыре группы действующих лиц: жертвы и палачи, а также наблюдатели и спасатели. Место первых двух групп в истории чётко определено.  Третья группа ­ наблюдатели (за рубежом их называют очень ёмко – «стоящие рядом»). Кто они? Мирные люди, вчерашние друзья и соседи... Но как по­разному они повели себя в обстоятельствах оккупации. Одни стали преследователями и даже убийцами своих вчерашних друзей. Другие сохраняли нейтралитет, опасаясь за собственную жизнь и жизни своих родных. Во время Холокоста коренное население разных стран относилось к евреям по­разному: кто­то был безразличен, кто­то враждебно настроен, а кто­то боялся за себя, за свою жизнь. Были такие, которые сотрудничали с нацистами, другие наживались за счёт конфискованного еврейского имущества.  Но и в жестоком безнравственном мире оставались ещё чистые люди. Именно эти немногие   с   удивительным   мужеством   сохраняли   лучшие   человеческие   качества.   И, несмотря на опасность, протянули руку помощи еврейскому  народу.  Они не думали  о смерти, которая им грозила, они не думали о славе и доброй памяти, которая, возможно, ждёт их впереди, они просто спасали тех, кому реально смерть смотрела в глаза. Это и есть 4­я группа – спасатели. «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир»  – эти слова из Синедриона (37, 71), высшего религиозного учреждения и высшего судебного органа Древней Иудеи   по праву относятся к людям, впоследствии названными Праведниками народов мира. Праведники народов мира – это люди, которые, несмотря на террор и смертельную опасность, в эти трудные времена протянули руку помощи еврейскому народу В   начале   1950­х   годов   в   Израиле   был   принят   Закон   о   Памяти   Катастрофы, согласно   которому   лица,   не   принадлежащие   к   еврейской   национальности,   но   спасшие евреев   в   годы   фашистской   оккупации   Европы   от   смерти,   рискуя   собственной   жизнью, получают звание Праведники народов мира. Здесь неважно, сколько человек было спасено от   смерти,   сотни   или   один,   важно,   что   представитель   не   еврейского   народа   рисковал собственной жизнью, жизнью своих родных и близких не ради денег и обогащения, а ради СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, чья вина заключается, по мнению фашистов, только в том, что он родился в еврейской семье.  В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой   самому   праведнику   или   его   наследникам   вручаются   почётный   сертификат   и именная медаль, на которой на двух языках — иврите и французском — выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».  Присвоение звания Праведник народов мира выражает собой стремление жертв отдать   дань   уважения   людям,   вставшим   на   их   защиту   во   времена   преследований   и величайшей трагедии. Звание Праведник народов мира стало широко известным во всём мире, оно является синонимом чести, человеческого героизма и означает победу добра над силами зла. Имена   Праведников   увековечивают   в   израильском   национальном   мемориале Катастрофы   (Холокоста)   и   Героизма   «Яд   ва­Шем»   на   Горе   Памяти   в   Иерусалиме. Название мемориала «Яд ва­Шем» в переводе на русский язык означает «рука и имя», «память и имя» или «место и имя». 2. Самостоятельная работа со словарями Найдите   в   словарях   слова   «геноцид»,   «жертва»,   «память».   Прочитайте   их значение.  ­ Геноцид: Толковый словарь Ожегова: Истребление отдельных групп населения, целых народов   в   мирное   или   военное   время   по   расовым,   национальным   или   религиозным мотивам. Геноцид ­ тягчайшее преступление против человечества. Толковый   словарь   Ефремовой:   Действия,   совершаемые   с   намерением уничтожить полностью или частично какую­либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. ­ Жертва: Толковый   словарь   Даля:   Пожираемое,   уничтожаемое,   гибнущее   / Пострадавший от чего­либо есть жертва причин этих. Толковый словарь Ожегова: О ком­нибудь страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Толковый словарь Ефремовой: Тот, кто подвергся чьему­либо насилию, злому умыслу. ­ Память: Толковый   словарь   Ожегова:   Способность   сохранять   и   воспроизводить   в сознании прежние впечатления, опыт / Воспоминание о ком или чём­нибудь; Толковый   словарь   Даля:   Способность   помнить,   не   забывать   прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. 3. Сообщения и презентации обучающихся «Избранные истории» Воспитатель.  В наше время мы часто видим исторические факты жестокости и насилия с теле­ и киноэкранов, хотя и не все они достоверные. Дома вы группами готовили сообщения и презентации о ваших сверстниках и реальных людях, кто, осознавая весь ужас произошедшего и рискуя своей жизнью, спасал евреев. Думаю, вам будет небезинтересно узнать реальные истории людей, имевших такой героический опыт: 1) Необычная судьба двух сестёр – Прилож. 1 2) Список Шиндлера – Прилож. 2 3) Они спасали еврейских детей – Прилож. 3 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Воспитатель.  Мы   прослушали   3   истории   о   людях,   спасавших   ценой   своей собственной жизни жизнь незнакомых людей еврейской национальности. Но таких историй множество.   Кто­то   спас   тысячи   людей,   а   кто­то   ­   одного,   но   и   одна   спасённая   жизнь достойна того, чтобы назвать человека Праведником мира.  В списках Праведников из бывшего Советского Союза 4217 человек. В России это звание получили 179 человек. 1. Рефлексия Не все сегодня согласны с тем, как звучит это звание ­ Праведник народов мира и вообще с признанием катастрофы Холокоста. Как вы думаете, стоит ли давать это звание вышеперечисленным людям или нет?  Насколько вы оцениваете важность их деятельности в годы войны? Могли бы вы поступить так же? Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему, говоря о   толерантности   сегодня,   мы   вспоминаем   события   тех   лет?   И   почему,   говоря   о Праведниках   народов   мира,   мы   говорим   о   примерах   мужества,   толерантности   и человечности? Обучающиеся высказывают свое мнение, опираясь на услышанный и увиденный материал. На   индивидуальные   и   коллективные   обращения   граждан   и   общественных организаций к Президенту Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе о Дне памяти   жертв Холокоста в России поступил ответ (май 2011 года), что в России такой День памяти есть – это 22 июня – и он касается всех… Прокомментируйте это   заявление   и   выразите   своё   отношение   к   проблеме   увековечивания   памяти   жертв Холокоста и воинов­освободителей нацистских лагерей смерти. Ответы обучающихся. 2. Итог 27 января весь мир отмечает День памяти жертв Холокоста. Эта дата связана с освобождением в 1945 году войсками советской армии концлагеря Освенцим, в котором было уничтожено более 1 млн. евреев. Этот день был официально установлен по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 году. Души, опалённые войной, И сердца, омытые слезами, Наша память, словно часовой, Неотступно следует за нами. Кровь и слёзы в ней переплелись, Её молчанье много громче грома, Шесть миллионов душ в ней улеглись Родных, любимых, незнакомых. Тех, кто жил, любил, трудился, Неотступно Господу молился, Чтоб в минуту трудную помог. Жаль, молитвы не услышал Бог. Только память, как Вселенная, Всё помнит. Помнит и хранит. Вечно живая, нетленная, Павших с живыми навечно роднит. Души, опалённые войной, И сердца, омытые слезами, Наша память, словно часовой, Неотступно следует за нами.  (Анатолий Зусман. Холокост. Февраль 2007) Память о Холокосте – это способ недопущения подобных трагедий в будущем. И мы   не   должны   забывать   о   таких   событиях,   не   должны   повторять   ошибок   истории. Необходимо быть терпимым к недостаткам других и уважать окружающих. Воспитатель благодарит обучающихся за работу. Используемая литература: 1) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / Т. 3. – М.: Издание М.О. Вольфа, 1981; 2) Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах / Том 2. – М.: АСТ, Астрель, Харвест, Lingua; 2006; 3) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. ­ М.: Мир и Образование, Оникс; 2011; 4) Память о Холокосте: проблемы мемориализации. ­ СПб.: Материалы 6­й Международной конференции «Уроки Холокоста и современная Россия», 2011; 5) Стрелова   О.Ю.   История   и   память:   ресурсы   дополнительной содержательной   линии   в   изучении   истории   Холокоста.   ­   Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование: № 3, 2015. Электронные информационные источники: 1) http://www.yadvashem.org/yv/ru/righteous/about.asp  2) http://www.yadvashem.org/yv/ru/righteous/russia/ivanov.asp 3) http://www.yadvashem.org/yv/ru/righteous/stories_schindler.asp 4) http://www.yadvashem.org/yv/ru/righteous/stories_sendler.asp 5) http://www.stihi.ru/avtor/frednika  6) https://vk.com/the_holocaust ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Необычная   судьба   двух   сестёр.   Прокофий   и   Лидия   Ивановы,   Елизавета Кондратьева (Россия) Супруги   Прокофий   и   Лидия   Ивановы   проживали   в   деревне   Косачёвка,   что неподалёку   от   местечка   Петровичи,   в   50   км   южнее   Смоленска.   Оба   они   работали учителями в местной школе. После нападения нацистской Германии на СССР их старшая дочь Люба ушла на фронт и погибла. Косачёвка   была   оккупирована   немцами   в   конце   июля   1941   года.   Ивановы продолжали преподавать   в школе и при немцах, но в то же время оказывали всяческую поддержку   советским   партизанам,   развернувшим   свою   деятельность   в   этих   местах: снабжали их провизией, сообщали нужную информацию, помогали в добыче необходимых для   партизанского  быта   вещей.   Роль   связного   с   партизанами   выполняла   младшая   дочь Ивановых, Люся.  Так прошёл первый год оккупации. Однажды, в конце лета 1942 года, партизаны привели   в   дом   Ивановых   раненого   в   ногу   еврейского   подростка, Льва Гуревича.   Его родители   и   младший   брат   погибли   во   время   массового   расстрела   евреев   в   местечке Петровичи, 22 июля 1942 года. Чудом уцелевшие Лев и его старший брат Хаим скрылись в лесу, где встретили ещё нескольких  евреев из Петровичей, переживших расстрел. Вскоре братьям посчастливилось попасть к партизанам, но в одной из операций Лев был ранен. Ивановы знали, какому риску они себя подвергают, согласившись приютить еврея: они были на учёте в полиции,  их подозревали в антифашистской деятельности, кроме того, их   ближайшие   соседи   открыто   сотрудничали   с   немцами.   И,   тем   не   менее,   16­летнему партизану­еврею был оказан радушный приём. Сначала его спрятали на чердаке, затем в сарае, а позже – в погребе, выкопанном прямо в полу дома. Все члены семьи Ивановых ухаживали за юношей, помогали восстановиться  после ранения. В то время, когда Лев скрывался   у   Ивановых,   Хаим   Гуревич   погиб   в   одной   из   партизанских   операций.   Лев лишился последнего родного человека. В феврале 1943 года Лидия и Люся Ивановы были задержаны по обвинению в связях с партизанами. Вскоре после ареста Лидия была расстреляна, а юную Люсю перед смертью пытали, требуя сообщить сведения о партизанах. Потеряв жену и дочь, убитый горем,   Прокофий   продолжал,   тем   не   менее,   ухаживать   за   скрывавшемся   в   его   доме мальчиком. Теперь и он лишился всех родных. В этот тяжёлый период Прокофия поддержала соседка, Елизавета Кондратьева; её помощь в уходе за Львом Гуревичем и по хозяйству трудно переоценить. Бывший ученик Ивановых,   работавших   в   местной   полиции,   взял   на   себя   труд   заранее   предупреждать Прокофия о намечавшихся обысках и других санкциях в Косачёвке, что давало Елизавете Кондратьевой возможность перепрятать Льва в лесу. Через какое­то время Прокофий и Елизавета стали жить как муж и жена. После освобождения Смоленской области советскими войсками, в сентябре 1943 года, Лев Гуревич покинул дом своих спасителей, но в течение многих лет переписывался с ними. В 1991 году он эмигрировал в Израиль и вскоре обратился в Национальный мемориал Памяти «Яд ва­Шем с просьбой наградить своих спасителей: «Я всю жизнь буду помнить героизм   семьи   Ивановых   и   никогда   их   не   забуду.   Такие   люди   достойны   быть Праведниками». 13   декабря   1995   года   Яд   ва­Шем   удостоил   Прокофия   и   Лидию   Ивановых почётного звания Праведник народов мира. Четыре года спустя, в 1999 году, этого звания была удостоена и Елизавета Кондратьева. Но история на этом не кончается. Прошло   несколько   лет.   Однажды   в   Яд   ва­Шем,   в  отдел   «Праведники   народов мира» пришёл посетитель. Типичный израильтянин по имени Илан Гай принёс несколько старых фотографий Прокофия и Лидии Ивановых, и рассказал следующую историю: в начале   ХХ   века   сестра   Лидии, Екатерина,   вышла   замуж   за   крестьянина   из   Косачёвки, Родиона   Трофимовича   Агеева.   Находясь   в   госпитале   после   ранения,   полученного   во время Первой мировой войны, Агеев начал читать Священное писание. Никто не знает, что именно так поразило воображение этого русского человека, крепкого крестьянина и отца семейства. Известно только, что вскоре после выздоровления и возвращения домой, Агеев собрал   группу   единомышленников,   поставивших   себе   целью   перейти   в   иудаизм   и переселиться на Святую Землю. В 1923 году Агееву с семьёй удалось осуществить свою мечту. Екатерина Агеева переписывалась с оставшимися в России родными, обменивалась семейными фотографиями с сестрой Лидией. С началом войны переписка между сёстрами прервалась... Только  через  тридцать три  года,  в  1956 году,  Родион  посетил  Косачёвку,  где, вероятно, услышал о трагической судьбе, постигшей Лидию и её дочерей. Видимо, тогда он и привёз в Израиль фотографию черноволосого юноши, на оборотной стороне которой посвящение:   «Посмотрите   и   вспомните!!!   Страшные,   чёрные   годы,   пережитые   нами   во время фашистской оккупации. На память Прокофию Васильевичу! От того, которого он спас от смерти. Лёва, 1.3.1945». После смерти Родиона Агеева эта фотография была найдена его потомками среди снимков родных и друзей покойного. Внук Родиона Агеева, Илан Гай, решил выяснить, кто изображён на снимке, и почему его дед хранил его. После нескольких поездок в Россию и Белоруссию (где теперь живут потомки Прокофия и Елизаветы Ивановых), поиски привели господина Гая в Яд ва­Шем, где, проверив базу данных с именами евреев, погибших в годы Холокоста,   он   обнаружил   Листы   свидетельских   показаний,   заполненные   Львом Гуревичем   на   своих   родных,   погибших   в   местечке   Петровичи.   Разыскав   Гуревича в Израиле, Илан Гай из его уст услышал о судьбе сестры своей бабушки и судьбах её дочерей в период нацистской оккупации.   Так, две такие нетипичные истории о судьбах двух сестёр закончились, совершив круг,   в   Израиле.   Две   русские   женщины,   родившиеся   на Смоленщине:   одна   из   которых перешла в иудаизм и поселилась в Палестине, и чьи многочисленные потомки продолжают жить в Израиле; вторая осталась в России, но сыграла важную роль в спасении еврея, который после войны создал семью, переехал в Израиль, где рассказал об удивительной семье   Ивановых   и   позаботился   о   том,   чтобы   имена   его   спасителей   были   выбиты   на Мемориальной Стене в Саду Праведников народов мира в Иерусалиме. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Список Шиндлера. Оскар и Эмили Шиндлер (Германия) Оскар   Шиндлер   родился   28   апреля   1908   года   в   городе Цвиттау, Моравия (в настоящее   время Республика   Чехия)   в   католической   семье.   Его   семья   принадлежала   к среднему классу и была частью немецкоговорящей общины в Судетах. Молодой Шиндлер, который закончил немецкую среднюю школу и изучал инженерное дело, должен был пойти по стопам отца, чтобы со временем управлять семейной фабрикой сельскохозяйственной техники. Среди школьных товарищей и соседей Шиндлера были евреи, но ни с кем из них он не был особенно дружен. Как и большинство немецкоговорящей молодёжи в  Судетах, он вступил в Судето­немецкую партию Конрада Генлейна, которая решительно поддержала нацистскую Германию и ратовала за раздел Чехословакии и её присоединения к Германии. Когда   в   1938   году Судеты вошли   в   состав   Германии,   Шиндлер   официально   стал членом нацистской партии. Вскоре после начала войны в сентябре 1939­го Шиндлер, которому к тому времени исполнился 31 год, появился в оккупированном Кракове. Старинный город, с еврейским населением   в   60   000   человек,   главный   город   немецкой   оккупационной   администрации – оказался   исключительно   привлекательным   для   немецких   предпринимателей, надеявшихся нажить капитал на несчастьях порабощённой страны. Казалось, что ловкий и не слишком щепетильный Шиндлер должен процветать в такой обстановке. В октябре 1939 года   он   начал   заправлять   делами   на   фабрике   по   производству   эмалированной   посуды, принадлежавшей в прошлом еврею. Он хорошо просчитывал свои действия с помощью бухгалтера   польского   еврея Исаака   Штерна –   и   накапливал   капитал.   Небольшое предприятие в Заблоче на окраине Кракова начало поставлять кухонную посуду немецкой армии   и   стало   разрастаться   не   по   дням,   а   по   часам.   По   истечении   трёх   месяцев   на производстве уже были заняты 250 польских рабочих, в том числе семь евреев. А к концу 1942­го   предприятие   превратилось   в   гигантский   завод   по   производству   эмалированной посуды и амуниции для немецкой армии, с территорией в 45 000 квадратных метров, на котором   работало   800   человек.   370   из   них   были   евреями   из Краковского   гетто, существовавшего с начала оккупации города. Любитель наслаждений и игрок по натуре, Шиндлер вёл распутный образ жизни ­ устраивал   шумные   застолья,   пьянствовал   с   высокопоставленными   эсэсовскими  чиновниками и волочился за красивыми польскими женщинами. Казалось, он ­ такой же, как и все немцы – должностные лица оккупационной администрации и их сотрудники. Единственное, что отличало его от других, ­ это гуманное отношение к своим рабочим, особенно к евреям. Шиндлер не имел никаких оснований негативно относиться к нацистскому режиму. И, тем не менее, его постоянно растущее неприятие бессмысленной жестокости нацистских преследований беззащитных евреев, привели к любопытной трансформации в душе некогда беспринципного   авантюриста.   Постепенно   эгоистическая   цель   набить   деньгами   свои карманы отошла на второй план, уступив место всеобъемлющему желанию вырвать как можно   больше   людей   из   рук   нацистских   палачей.   В   конце   концов,   в   своих   попытках сохранить жизнь еврейским рабочим он не только готов был расстаться со всеми деньгами, но и поставил на кон собственную жизнь. Самой выигрышной картой в разработанном им самим плане спасения евреев было привилегированное   положение   его   предприятия,   как   «необходимого   для   военной экономики», по определению инспекции по вооружению в оккупированной Польше. Этот статус   не   только   позволял   Шиндлеру   получать   прибыльные   военные   контракты,   но   и привлекать к работе евреев, находившихся под контролем СС. Когда его людям грозила депортация   в Аушвиц   (Освенцим),   он   требовал   их   освобождения,   утверждая,   что отсутствие   квалифицированных   рабочих   серьёзно   повредит   производству   продукции, важной для военной экономики. Он не останавливался перед фальсификацией документов учёта,   записывая   детей,   домохозяек   и   юристов   в   качестве   специалистов­механиков   и слесарей   по   металлу,   тем   самым   давая   работу   как   можно   большему   числу неквалифицированных или временно нетрудоспособных рабочих.  Гестапо несколько   раз   арестовывало   его,   предъявляя   обвинения   в   нарушении приказов и в покровительстве евреям. Однако Шиндлер не останавливался. В 1943 году по просьбе   еврейской   американской   организации Джойнт он   предпринял   крайне   опасную поездку в Будапешт, где встретился с двумя представителями венгерского еврейства. Речь шла  об отчаянном положении евреев в Польше и возможностях оказания им помощи. В   марте   1943 Краковское   гетто было   ликвидировано,   а   оставшиеся   евреи   Шиндлер   добился   жестокого   коменданта   лагеря   и   своего переведены   в   концлагерь Плашов на   окраине   Кракова. у гауптштурмфюрера СС Амона   Гета, собутыльника, разрешения создать филиал лагеря для еврейских рабочих его фабрики в Заблоче. Там легче было создать относительно терпимые условия существования евреев, увеличить   их   более   чем   скудный   рацион   питания   продуктами,   купленными   на   чёрном рынке на собственные деньги владельца фабрики. На территорию филиала было запрещено входить эсэсовцам. В   конце   1944   года   концлагерь Плашов и   все   его   филиалы   получили   указание эвакуироваться в связи с приближением русских. Большинство узников – более 20 000 мужчин, женщин и детей – были отправлены в лагеря уничтожения. Получив приказ об эвакуации,   Шиндлер   обратился   в   специальный   отдел Верховного   командования вооружённых сил Германии и сумел получить официальное разрешение на продолжение производства на фабрике, которую он и его жена Эмили открыли в Брюннлице, на их родине в Судетах. Предполагалось, что все рабочие из Заблоче, к которым были добавлены и   большое   количество   узников   лагеря   Плашов,   переедут   на   новую   фабрику.   Однако, вместо Брюннлица 800 мужчин – среди них 700 евреев – и 300 женщин из списка Шиндлера были отправлены в лагеря Гросс­Розен и Аушвиц. Узнав о случившемся, Шиндлер, в первую очередь, позаботился об освобождении мужчин из лагеря Гросс­Розен, а затем послал свою личную секретаршу в Аушвиц для переговоров   об   освобождении   еврейских   женщин.   Последняя   сумела   договориться, пообещав платить за каждую работницу 7 немецких марок в день. Это единственный случай в истории лагерей уничтожения, когда такой большой группе людей дали возможность покинуть   территорию   лагеря   живыми   в   то   время,   когда   газовые   камеры   ещё функционировали. Одним   из   особенно   выдающихся   поступков   Оскара   и Эмили   Шиндлер было освобождение 120 мужчин­евреев из концлагеря Голешов, филиала Аушвица. Мужчины работали   там   на   карьерной   установке,   принадлежащей   руководимой   СС   компании «Немецкие земляные и каменные работы». В январе 1945 года, с приближением русского фронта, рабочих эвакуировали из Голешова на запад, в опечатанных вагонах для скота, без еды и питья. Через неделю долгого изнурительного пути эсэсовские охранники поставили два   вагона   с   человеческим   грузом   у   ворот   Брюннлица.   Эмили   Шиндлер   едва   успела остановить   коменданта   лагеря,   который   намеревался   отправить   вагоны   назад.   Самому Шиндлеру, спешно вернувшемуся в лагерь из поездки, с большим трудом удалось убедить коменданта в том, что ему для работы жизненно необходимы люди, запертые в вагонах. Когда вагоны открыли, их глазам открылось ужасное зрелище. Шиндлеры взяли на себя   уход   за   107   выжившими,   страшно   истощёнными   людьми,   с   обмороженными конечностями:   они   организовали   медицинскую   помощь   и   постепенно   все   больные вернулись к жизни. Шиндлер также уговорил нацистского коменданта не сжигать трупы замёрзших насмерть людей, но похоронить их по еврейскому обряду на земельном участке, прилегающем к католическому кладбищу, специально купленном им для этой цели. В последние дни войны, перед самым приходом русских в Моравию, Шиндлеру удалось перебраться в Германию, в зону, контролируемую союзниками. Промышленный магнат   военного   времени   не   имел   теперь   ни   гроша.   Еврейские   организации   помощи   и группы,   переживших   Катастрофу,   поддерживали   его,   как   могли,   финансировали   его эмиграцию   в Южную   Америку (оказавшуюся,   в   итоге,   неудачной).   Когда   в   1961   году Шиндлер впервые посетил Израиль (всего визитов было 17), его восторженно встретили 220 человек, спасённых  им от смерти. Шиндлер жил то в Израиле, то в Германии. После его смерти в Хильдесхейме, в Германии в 1974 году, скорбящие евреи перевезли его прах в Израиль и похоронили на католическом кладбище в Иерусалиме. Надпись на его надгробье гласит: «Незабвенному спасителю от 1200 гонимых евреев». В 1962 году в честь Шиндлера было посажено дерево на Аллее Праведников. В 1993­м  Оскар   и Эмили   Шиндлер были   удостоены   почётного  звания   Праведник   народов мира. История   Оскара   Шиндлера   легла   в   основу   книги   «Ковчег   Шиндлера»   и основанного на ней фильма «Список Шиндлера». ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Они спасали еврейских детей. Ирена Сендлер (Польша) Когда разразилась Вторая мировая война, 29­летняя Ирена Сендлер работала в социальной службе отдела благосостояния Варшавского муниципалитета. После немецкой оккупации   отдел   всё   также   продолжал   заботиться   о  бедных   и   лишившихся   имущества жителях города. Ирена Сендлер, как могла, старалась помогать евреям, однако после того, как в ноябре 1940 гетто было изолировано, это стало практически невозможно. Почти 400 000 человек оказались на небольшой территории, выделенной под гетто, и   их   положение,   очень   тяжёлое   с   самого   начала,   вскоре   ещё   больше   ухудшилось. Антисанитария,   нехватка   продовольствия   и   лекарств,   отсутствие   медицинского обслуживания   привели   к   эпидемиям   и   высокой   смертности   в   перенаселённом   гетто. Подвергая   себя   огромному   риску,   Ирена   Сендлер   изобретала   всевозможные   способы проникнуть   в   гетто   и   помочь   умирающим   евреям.   Ей   удалось   добыть   разрешение муниципалитета на посещение гетто с целью инспекции санитарных условий. Сразу же она установила контакт с активистами еврейских социальных служб и стала им помогать. Она выводила евреев из гетто и искала убежища для них. Осенью  1942  года,   после  депортации  в   Треблинку   280  000  евреев,   был   создан Совет помощи евреям ­ Жегота, Сендлер стала активно участвовать в его деятельности. Когда   Жегота   начала   функционировать,   к   концу   1942   года   большая   часть   варшавских евреев   уже   была   уничтожена.   Но   большинство   евреев   из   тех,   кто   пережил   массовые депортации, спаслись благодаря действиям активистов Совета. Эта организация проявляла заботу   о   тысячах   евреях,   пытавшихся   выжить:   подыскивала   для   них   места   укрытия, обеспечивала их содержание и медицинское обслуживание. В сентябре 1943 года, через четыре месяца после полного разрушения Варшавского гетто, Сендлер, чьё подпольное имя было Йоланта,  поручается руководить отделом опеки еврейских   детей   в   Жеготе.   Под   прикрытием   того,   что   Сендлер   следила   за   больными детьми, она и её товарищи вывезли из Варшавского гетто 2500 детей, которые далее были переданы в польские детские дома, в частные семьи и в монастыри. Детей выводили через подвалы   домов,   непосредственно   прилегающих   к   гетто.   Использовались   для   побегов   и водосточные   люки.   Других   детей   вынесли   в   мешках,   корзинах,   картонных   коробках. Сендлер   использовала   свои   связи   с  детскими   домами   и   учреждениями   для   брошенных детей и отправляла туда еврейских детей. Многие из  них попали в варшавский приют «Родзина   Марии»,   а   также   в   воспитательные   религиозные   учреждения,   руководимые монахинями, в близлежащем Хомутове и в Турковицах, около Люблина. Точное количество детей, спасённых Иреной Сендлер и её товарищами, неизвестно. Сендлер   арестовали   20   октября   1943   года.   Ей   удалось   спрятать   улики: закодированные адреса детей, находящихся под опекой Жеготы, и большие суммы денег, предназначенные для помощи евреям. Несмотря на это подпольщица получила смертный приговор и её отправили в печально знаменитую тюрьму Павьяк. Но активистам подполья удалось   подкупить   чиновников   и   освободить   Ирену.   Близость   смерти   не   отпугнула отважную подпольщицу от рискованных действий. После своего освобождения в феврале 1944­го, находясь в розыске, она продолжила подпольную работу. Опасность заставила её перейти на нелегальное существование, что не позволило Сендлер даже присутствовать на похоронах собственной матери. 19   октября   1965   года   Яд   ва­Шем   удостоил   Ирену   Сендлер   почётного   звания Праведник народов мира. Дерево, посаженное в её честь, находится в самом начале Аллеи Праведников.

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников "Праведники народов мира", посвящённого Международному Дню памяти жертв Холокоста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019