Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»
Оценка 4.8

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
9 кл—11 кл +1
07.01.2017
Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»
Методическая разработка «Декоративная стилизация в натюрморте. Работа в цвете» является практико-ориентированным методическим материалом, как для начинающих педагогов дополнительного образования изостудий, так и опытных. Представленный в методической разработке опыт подготовки, организация и проведение занятия по важнейшим структурным элементам в какой-то степени отражает сегодняшний день учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании. Материалы могут использовать как педагоги дополнительного образования, так и учителя рисования во внеурочной деятельности.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конспект. Декоративная стилизация в натюрморте..docx
Муниципальное   образовательное учреждение дополнительного образования «Детско­юношеский центр Киренского района «Гармония» « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Педагог дополнительного образования: Ушакова Галина Викторовна, в.к.к., контакты: 89500799536 Киренск 2016 Методическая разработка  «Декоративная стилизация в натюрморте. Работа в цвете»  является   практико­ориентированным   методическим   материалом,   как   для начинающих педагогов дополнительного образования изостудий, так и опытных. Представленный в методической разработке опыт подготовки, организация и проведение   занятия   по   важнейшим   структурным   элементам     в   какой­то   степени отражает   сегодняшний   день   учебно­воспитательного   процесса   в     дополнительном образовании.  Материалы могут использовать как педагоги дополнительного образования, так и учителя рисования во внеурочной деятельности. 2 Тема: «Декоративная стилизация в натюрморте. Работа в цвете». Детское объединение:  «Изостудия», 3 год обучения. Тип занятия: систематизация и обобщение знаний и умений. Цель занятия: создание содержательных и организационных условий для творческой работы учащихся  по выработке и защите собственной манеры исполнения при  создании натюрморта в стилях «Кубизм», «Фовизм». Планируемые результаты, направленные на формирование универсальных учебных действий: Предметные результаты: ­ знать способы трансформации, применяемые художниками, работавшими в стиле  «Кубизм», «Фовизм»; ­ знать способы стилизации  в декоративном натюрморте, где все изображаемые  объекты, как и все изобразительные средства, работают на одну идею; ­   уметь   распознавать  картины,   написанные   знаменитыми   художниками   в   стиле «Кубизм», «Фовизм» от других стилей. Метапредметные результаты:  Познавательные УУД: ­ перерабатывать полученную информацию из жизненного опыта и новых знаний; ­ наблюдать и делать выводы.  Коммуникативные УУД: ­ участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); ­ приводить свои примеры из жизненных ситуаций; ­ составлять свои решения.  Регулятивные УУД: ­ определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе занятия; ­ учиться оценивать свою деятельность; ­ проговаривать в логической последовательности свои действия; ­ учиться делать самооценку своей деятельности на занятии.  Личностные УУД: ­ формирование интереса к изучению нового материала; ­ повышение уровня мотивации учебной деятельности; ­ формирование межличностных  отношений, сотрудничество со сверстниками. 3 Оснащение:  портреты художников­кубистов, фовистов;  репродукции картин знаменитых художников, работавших в  декоративной манере: А. Матисс, Р. Фальк, А. Лентулов, А. Дерен, П.  Пикассо, Ж. Брак, И. Машков, М. Сарьян, П. Гоген, А. Куприн через  презентацию;  выставка работ детей по теме «Декоративный натюрморт»;  презентация к занятию;  предметы для постановки натюрморта (гитара, маракасы, балалайка,  мандолина, барабан, нотные листы, драпировки разные по цвету),  подставка для натюрморта, проектор, ноутбук, экран, мольберты,  табуреты,  цветные карандаши, бумага формат А4, краски: акварель,  гуашь, банка с водой, кисточки, бумага для палитры, ранее выполненные  эскизы ­ наброски. План занятия  Организационный этап                                                                                    1 мин.  Этап   постановки   цели   и   задач   урока.   Мотивация   учебной   деятельности учащихся                                                                                                   2­3 мин.  Актуализация знаний                                                                                 10 мин.  Обобщение и систематизация знаний                                                       2­3 мин.  Применение знаний и умений в новой ситуации                                  15­20 мин.  Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция                       2­3 мин.  Итоговая завершенность                                                                                 5 мин. .   Ход занятия Перед началом занятия на экране демонстрация портретов знаменитых художников: А. Матисса, А. Дерена, П. Пикассо, И. Машкова, М. Сарьян, А. Куприна. 1.Организационный этап. Проверка готовности учащихся к занятию. 2.Этап определения темы и задач занятия. Сегодня у нас заключительное занятие по разделу «Декоративная стилизация в   натюрморте». Давайте определим тему сегодняшнего занятия.                                        (Декоративная стилизация в натюрморте цветом). Почему? (Ответы детей). Определим   задачи занятия. Что нам необходимо сегодня сделать? (Ответы детей). 4 Обобщаю, уточняю, дополняю задачи занятия: ­ знать способы трансформации, применяемые художниками, работавшими в  стиле «Кубизм», «Фовизм»;  ­ знать способы стилизации  в декоративном натюрморте; ­ уметь распознавать картины, написанные знаменитыми художниками в стиле ­ выполнить практическую работу по теме и оценить ее. 3.Актуализация знаний.  Вопрос: Вспомним, что означает слово «натюрморт»? (Ответы детей) Обобщение и дополнение: Слово «натюрморт» произошло от итальянского «naturamorta», что означает мёртвая природа или постановка неодушевлённых предметов, объединенных в единую группу. Специфика   жанра   подразумевает   повышенное   внимание   художника   структуре объектов,   фактуре   поверхности   предметов   и   характеру   их   пространственных соотношений. Высшей степенью мастерства следует считать такое творчество, при котором   художник   может   сразу   на   плоскости   картины   вообразить   композицию, которая, обладая достаточной пространственной глубиной, хорошо вписывается в плоскость.  Вопрос: Как вы понимаете слово «стилизация»? (Ответы детей). Обобщение и дополнение: Стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов  с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и   цветовых отношений. Чтобы   в декоративном   натюрморте   состоялась   стилизация,   он   должен   быть   выстроен   в едином плане, где все изображаемые объекты, как и все изобразительные  средства, должны работать на утверждение одного композиционного  принципа – одной идеи. Стилизация может идти по пути предельного  упрощения и доведения до предметных символов, а может и, наоборот, за счет усложнения формы  и активного наполнения изображения   декоративными   элементами,   если   это   созвучно   идее     построения композиции. Можно построить натюрморт на тягучей пластике силуэтов, используя пастельные   цветовые   сочетания   и   мягкий   рисующий   контур   или   взять   за   основу рубленные прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями,   наполняя   их   упрощенным   геометрическим   декором.   Необходимо, чтобы   каждый   натюрморт   был   понятен,   имел   свою   особенность,   повод   для переработки и стилизации.  Работа в парах. 5 Вспомним   способы   трансформации   формы   (ответы   детей   по   заготовленным карточкам). Карточки с текстом  (обсудить ответ в паре, зачитать и показать, в чьей работе применён этот способ) 1. Можно  округлить или вытянуть форму предмета, круглую форму заменить на квадратную и наоборот. 2. Изменить соотношение пропорций  как внутри одного предмета, так между несколькими. 3. Предметы   можно   двигать,   менять   их   местами,   подвешивать   в   воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя их в сторону. 4. Можно   условно   показать   перспективу   в     натюрморте,   где   все   предметы должны работать на выявление выразительности композиции. 5. Можно   увеличивать   и   уменьшать   количество   предметов,   вводить дополнительные   объекты,   драпировки,   но   главное   сохранить   суть     и узнаваемость постановки. 6. Можно   сохранить   цветовой   колорит   постановки,   меняя   лишь   тональное отношение  (Не применён, почему?).  Проблемный   вопрос.  Сможете   ли   вы   применить   этот   способ самостоятельно, без дополнительных знаний, прямо сейчас?  Давайте попробуем.   Задание для выполнения эскизного рисунка: Покажите трансформацию цвета драпировок и гитары (время 1 мин). Понятно ли было вам, как нужно выполнить задание? (ответы детей)  Это значит что? (ответы детей). (Необходимо получить новые знания) 4.Обобщение и систематизация знаний, умений Как можно это сделать мы рассмотрим на примере картин художников, работавших в таком стиле. А   вы   в   процессе   моего   рассказа   проанализируйте   выполненное   упражнение   и определите   для   себя:   Как   применить   этот   способ   в  дальнейшей   работе?  Работы, какого художника вы возьмёте примером для себя? Возможностей   для   декоративной   стилизации   в   натюрморте   много,   но   любой натюрморт должен быть уравновешен. Возможно, членение плоскости на неравные части. Любая стилизованная композиция должна иметь композиционный центр или доминанту.   Важно   обращать   внимание   на   пластику   форм,   их   выразительность   и декоративность. Многие   знаменитые   художники   работали   в   декоративной   манере.  Мастера «Фовизм» шли по пути выявления декоративно – экспрессионных возможностей 6 цвета   и   фактуры,   используя   активные     сочетания   основных   цветов   и   сочные фактурные мазки. Это направление так назвали от французского слова fauve­ дикий, за яркие, кричащие краски, которые придавали «дикий вид». Главным у художников этого   направления   было   выразить   свои   чувства     и   настроения.   Основным художественным средством  является цвет. Крупнейшими представителями стиля «Фовизм» являются Джордж Руо, Андре Дерен, Альберт Марке, Морис Вламинк, Жорж Брак, Рауль Дюфи, Анри Фриез. Мы сегодня познакомимся с некоторыми из них. Главным из них был Анри Матисс (1869­1954гг). В жанре натюрморта известны «Голубой горшок и  лимон», «Ваза с подсолнухами», «Посуда на столе», «Посуда и фрукты». (Прил.1.1; 1.2) Андре Дерен (1880­1954гг) в своих натюрмортах подчеркивает конструкцию вещей,   желая   выявить     объемность   предметов.   В   натюрморте   «Стол     стулья»   ­ различимы влияния кубизма. (Прил.1.3) Другим   направлением   в   искусстве     является   кубизм.  Кубизм   –   это модернистское течение   в изобразительном искусстве, в первой половине 20 века, когда Пабло Пикассо  написал картину «Авиньонские  девицы», необычную по своей гротескности,     где   деформированные   огрубленные     фигуры   изображены,   как комбинация, расположенных на плоскости объёмов. (Прил.1.4) Образовалась   группа   последователей.   Представители   кубизма   обратились   к конструированию объемной  формы на плоскости, расчленению реального объема на геометризированные   тела,  сдвинутые,  пересекающие     друг   друга,  воспринятые     с разных точек зрения. П. Пикассо создал серию натюрмортов – «Кларнет и скрипка», «Гитара и скрипка», «Натюрморт из плоских цветовых пятен»… (Прил.1.5; 1.6; 1.7) Под влиянием фовистов   и кубистов   наш русский художник Илья Машков (1881­1944гг.)   написал     свои   натюрморты   –   «Натюрморт   с   хлебами   и   тыквой», «Натюрморт   с   веером»,   «Снедь   московская».   Он   добивался   звучности   цвета, допуская самые смелые колористические сочетания. (Прил.1.8; 1.9; 1.10) В   свою   очередь   очень   декоративны     по   колориту   натюрморты   армянского художника Мартироса Сарьяна (1880­1972гг.). Чтобы сделать более   звучным, он усиливает свет. М. Сарьян  строит свои композиции двухмерно на одной плоскости, как Поль Гоген и Анри Матисс. Люди, животные, деревья, фрукты, цветы никогда не теряют   под   его     кистью   своих   исконных   отличительных   очертаний   –   «Осенний натюрморт», «Цветы», «Натюрморт». (Прил. 1.11; 1.12; 1.13) Много   работавший   в   области   натюрморта   Александр   Куприн   (1880­1960гг.),   в период с 1910 по 1920г.  Был увлечен кубизмом. В своих натюрмортах он сочетает декоративное   начало   с   острым   аналитическим   проникновением   в   изображаемую 7 натуру. Это «Натюрморт с синим подносом», «Натюрморт со статуэткой», «Осенний букет».   В   конце   жизни   в   творчестве   А.Куприна   усиливаются   реалистические тенденции. (Прил.1.14; 1.15) Итак,     мы   узнали   о   возможностях   в   декоративной   стилизации натюрморта,   познакомились   с   наиболее   яркими   художниками,   ставшими классиками, которые работали в декоративной манере, с их   работами.  Алгоритм выполнения практического задания Выполнить   практическую   работу   в   цвете   (необходимо   выполнить декоративный   стилизованный   натюрморт   с   большим   количеством   предметов   с натуры,   можно   выполнить   в   стиле   известного   художника,   рассмотренного   нами ранее).  1. Правильно подобрать цвета и расположить их в композиции, соблюдая законы композиции цвета.  2. Для достижения равновесия можно использовать членение плоскости на части.  3. Цветовое   решение   в   контрастно   –   дополнительных   цветах,   верно распределяя цветовые акценты.  4. Необходимо увидеть красоту и довести её до единой стройной системы, используя  накопленные знания и творческий потенциал. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.  Выбрать и подготовить материалы для выполнения практической работы.  Перед вами натюрморт с большим количеством предметов и драпировками, работа   по   построению   у   вас   уже   выполнена.   Внимательно   изучите   цвета   в постановке, рассмотрите цвет каждого предмета со своей точки зрения, так как дополнительный анализ постановки может натолкнуть на идею композиции цветов.  Практическую работу необходимо начать с уточнения форм предметов, после чего   начать   работу   тоном.  Главное   в   работе:   цветовое   решение   должно быть выполнено в контрастно – дополнительных цветах. Физпауза Упражнение «Что я вижу?» (слайды презентации). 5. Выполнение практической работы.   В ходе выполнения практической работы, осуществляется контроль за поэтапным выполнением заданий, делаются необходимые поправки. 8 6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. В   конце   занятия   предлагаю   учащимся   выставить   свои   работы   для   просмотра   и самоанализа. Вопросы:   что удалось?   что нет?   Почему?   Что хочется исправить?   Успел (а) ли выполнить задание? Что помешало?  В чём была основная сложность при выполнении? 7.Итоговая завершенность.                                                                             Детям предлагается оценить проделанную работу, выявить наиболее удачные  варианты декоративной стилизации натюрморта. Выскажите свои советы, пожелания, идеи. Оценить стили в работах художников.  Вопросы:   Нравиться ли такой стиль?   Если нет, то почему?   Какому стилю отдаёте предпочтение? Задание для самостоятельной работы по изученной теме.                                Выберите   художника, чьё творчество отвечает признакам изученного стиля.  Используйте предложенный дополнительный материал или подберите свой.  Подготовьте презентацию творческих работ периода «Кубизм», «Фовизм»  выбранного художника. Отметить изобразительные приёмы в каждой представленной работе художника. Понравилось занятие? (покажите руками: вверх – да понравилось; вниз – не совсем, были проблемы).  Понравилось ­ думаю, еще и потому, что поставленные задачи мы выполнили и  выполнили хорошо. Мне понравились в целом все ваши работы. Молодцы! Занятие окончено. До свидания дети! 9 Список  литературы 1. Новая философская энциклопедия – Т.1.М.2000г. 2. Декоративная композиция Г.М. Логвиненко–М.2006г. 3. Проблемы композиции В.В. Ванслов – 2000г. 4. Композиция Е.В. Шорохов, Н.Г. Козлов – М.1978г. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Иллюстративный материал. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Презентация к занятию.                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Раздаточный материал. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Дополнительный материал для самостоятельной работы.                  ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Результативность учащихся. 10 11

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»

Конспект занятия « ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ. РАБОТА В ЦВЕТЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017