Конспект занятия кружка "Занимательный русский язык" (3 класс)
Оценка 4.8

Конспект занятия кружка "Занимательный русский язык" (3 класс)

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
05.01.2017
Конспект занятия кружка "Занимательный русский язык" (3 класс)
Работа в ходе занятия направлена на формирование у обучающихся умения определять прямой и скрытый смысл пословиц; умения различать пословицы и поговорки, называть их отличительные особенности; на развитие внимания, мышления, воображения; способствует пополнению словарного запаса обучающихся пословицами и поговорками русского народа.Работа в ходе занятия направлена на формирование у обучающихся умения определять прямой и скрытый смысл пословиц; умения различать пословицы и поговорки, называть их отличительные особенности; на развитие внимания, мышления, воображения; способствует пополнению словарного запаса обучающихся пословицами и поговорками русского народа.
Конспект занятия кружка по русскому языку в 3 классе.docx

Конспект занятия кружка в 3 классе

«Занимательный русский язык»

 

Тема: «Игры с пословицами»

 

Цель: формировать у учащихся умение определять скрытый смысл пословиц; развивать внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас.

Ход занятия:

I.                  Организационный момент

- Ребята, давайте начнём наше занятие как всегда с улыбки. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. И мне, я очень хочу почувствовать тепло ваших улыбок. Ведь улыбка лишней не бывает, каждая из них дарит нам доброту, внимание и заряд хорошего настроения.

II.               Формулирование темы, цели занятия

- Итак, мы с вами начинаем очередное занятие кружка «Занимательный русский язык». Обратите внимание на доску, на ней записано три фразы. …. прочитай нам их, пожалуйста.

- Ребята, чем являются эти фразы? (Пословицами)

- Как вы определили? По каким признакам? Обоснуйте, пожалуйста, свой ответ.  (Ответы обучающихся)

- Совершенно верно. Это пословицы – краткие народные изречения с поучительным содержанием. Пословица – один из наиболее древних жанров народного творчества. Главная их особенность – точность и краткость, поскольку они передавались из уст в уста. Чаще всего пословица имеет прямой и переносный смысл, поэтому нередко пословицу, как загадку, нужно разгадывать, чтобы понять её скрытый смысл. Пословицы очень похожи на мудрые высказывания знаменитых людей, это коротенькие притчи. Можно сказать, что пословица не сочиняется, а рождается в результате каких-либо жизненных обстоятельств. Всякая пословица содержит поучение. Записывать пословицы начали ещё в глубокой древности. В России сборники пословиц появились в конце XVII века. Самое интересное собрание «Пословицы русского народа», содержащее более 25000 пословиц составлено Владимиром Ивановичем Далем.

- Пословицу довольно трудно отличить от поговорки. Необходимо помнить, что поговорка – это меткое образное выражение, складная короткая речь, которая не составляет полной пословицы и в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла.

- Я думаю, вы уже догадались, о чём пойдёт сегодня речь на занятии. О чём мы будем вести разговор? (О пословицах)

Помещаю на доску слово – пословицы.

- Внимание на экран. Что изображено на слайде? (Дети играют в игры)

Помещаю на доску слово – игры.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего занятия, соединив эти два слова. (Игры с пословицами) (Слайд)

- Какие, по-вашему мнению, задачи сегодня стоят перед нами?

1. Расширять словарный запас.

2. Повторить значение понятия пословица.

3. Учиться определять скрытый смысл пословиц.

(Слайд)

III. Работа по теме занятия.

1.     Разминка. Работа в парах. Игра «Зашифрованное послание».

- Ну что ж начнём учиться, играя. Предлагаю вам первую игру под названием «Зашифрованное послание». Ребята, вам предстоит сейчас поработать в парах и разгадать зашифрованное послание – криптограмму. Она представлена на листочках жёлтого цвета. Я знаю, что если вы разгадаете шифрограмму верно, то у вас получится пословица. Но прежде вам необходимо отгадать ключ, которым пользовались тайные агенты, подготавливая шифровку для отправки в центр. Над ключом я предлагаю вам поработать сообща. Он располагается на оборотной стороне листа. Будем отгадывать загадки, а каждое слово-отгадку записывать в соответствующую таблицу букву за буквой в отдельную ячейку. (Обучающиеся читают загадку, называют отгадку, записывают её в соответствующие поля)

 

1

2

3

4

з

в

у

к

- пишем букву, а произносим его. (Звук.)

- Значит, цифре 1 соответствует какая буква? (Ответы обучающихся)

- Цифре 2? Цифре 3? Цифре 4?

 

5

6

7

8

с

е

р

а

- она входит в состав спичечной головке. (Сера.)

9

10

9

10

н

я

н

я

- Арина Родионовна для А. Пушкина - … (Няня.)

11

3

4

л

у

к

- он от семи недугов. (Лук.)

- Ребята, теперь вы видите, какой букве какая соответствует цифра, и можете разгадать криптограмму. Посмотрим, какая пара справится быстрее.

Криптограмма:

2

6

7

9

8

10

в

е

р

н

а

я

 

3

4

8

1

4

8

у

к

а

з

к

а

 

9

6

н

е

 

4

3

11

8

4

к

у

л

а

к

 

8

а

 

11

8

5

4

8

л

а

с

к

а

 

- Прочитайте получившуюся пословицу. Объясните её смысл.

Ответ: Верная указка не кулак, а ласка.

Добиться желаемого от окружающих легче добрыми словами, а не грубостью.

2. Игра «Корректор». Работа в парах

- Продолжим работу в парах, но усложним задание.  И поиграем в игру «Корректор». (Слайд) Обратите внимание на написание этого слова. Сейчас вам предстоит поработать корректорами. Но что же это за люди, чем они занимаются? (Ответы обучающихся)

- Корректор – это специалист издательства, типографии или редакции газеты  или журнала, который устраняет грамматические ошибки и другие неточности в текстах, которые готовят к печати. Вот и вам предстоит исправить ошибки в пословицах, напечатанных на оранжевых листочках. Положите их перед собой.  По одному слову в каждой из этих пословиц было заменено по невнимательности на другое. Определите, пожалуйста, каким словам нет места в данных пословицах. Замените их на те, которые всегда в них употреблялись. Если у вас возникнут трудности в работе, то вы можете воспользоваться словами для справок. Они напечатаны на обратной стороне листочков.

- Давайте проверим, что у вас получилось. И постараемся объяснить значение каждой пословицы.

·        Береги костюм снову, а честь смолоду (платье).

И в самом деле, есть ли смысл беречь одежду, если она уже порвана и испачкана? Беречь надо новую вещь, ещё чистую и целую. Так же и с честью: запятнаешь в молодости имя своё, совершив некрасивый, нечестный поступок, так и проживёшь жизнь с дурной славой. Очень уж сложно от неё избавиться, очиститься. Вернуть доброе имя нелегко…

·        Жизнь дана на экстремальные дела (добрые).

Добро – это понимание и сочувствие. А смысл добра в желании помочь, совершать поступки и радоваться за других. Только добрыми делами и добрыми помыслами человек сможет добиться уважения и ответной доброты от людей.

·        Не говори «ура», пока не перепрыгнешь (гоп).

Не торопись объявлять дело сделанным, пока не доведёшь его до самого конца.

3. Узнайте пословицу по рисунку и объясните её значение

- А сейчас мы поиграем ещё в одну интересную игру с пословицами под названием «Так, да не так». (Слайд)

- В самом начале занятия вы сказали, что на доске представлены нашему вниманию пословицы. Вот с ними и пришла пора поработать. Но нужно быть очень внимательными. Мы отметили, что пословицы порой бывают похожи на загадки, т.к. могут заключать в себе прямой и переносный смысл. И поэтому нередко пословицу, как загадку, нужно разгадывать, чтобы понять её скрытый смысл. Возьмём, к примеру, пословицу «Дорога ложка к обеду». Если не вникать в скрытый смысл, то всё понятно: хорошо, когда во время обеда окажется под рукой ложка и не придётся есть руками. Но если та же ложка обнаружится в школе в вашем портфеле, то она окажется бесполезной. Скрытый же смысл заключается в том, что всё нужно делать вовремя: с днём рождения поздравлять не до и не после, а именно в день торжества, прощение просить сразу после осознания своей вины, а не год спустя, заданное стихотворение учить к нужному сроку, а не к следующей четверти и т.д.

- Сейчас я прошу вас объяснить прямой смысл каждой из представленных пословиц. Подберите рисунок, отображающий прямой смысл данной пословицы.

- А каков переносный смысл? Подберите рисунок, отображающий переносный смысл данной пословицы.

 

 

·        За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Прямой смысл:

В основе выражения – житейский опыт, который уходит своими корнями ещё к первобытным временам, когда охотники загоняли зайцев, упорно преследуя одного бедолагу-косого, пока он окончательно не выбивался из сил. Если же гоняться сразу за двумя зайцами, давая передышку то одному, то другому, то вскоре сам выбьешься из сил, а зайцы благополучно удерут.

 

Переносный смыл:

Всегда надо помнить: возьмёшься сразу за несколько дел – ни одного толком не сделаешь.

 

·        Двое пашут, а семеро руками машут.

Прямой смысл:

Два человека пашут поле, а семеро наблюдают за их работой, активно жестикулируя руками.

 

Переносный смыл:

Как правило работу выполняют один, два человека, а вот сторонних наблюдателей и подсказчиков может быть очень много.

 

·        Любишь кататься, люби и саночки возить.

Прямой смысл:

Нет спору, скатиться с горки очень приятно. Но потом приходится вновь подниматься на горку, да ещё и тащить за собой санки.

 

Переносный смыл:

В любом деле есть приятные и неприятные моменты. И от этого никуда не деться.

 

IV. Физминутка

- А теперь настало время отдохнуть.

V. Работа в группах

- Вот и подошло время для последнего самого сложного задания. И выполнять его вам предстоит в группах.

- У меня в руках листочки, на которых записаны…(пословицы).

- Правильно! Каждая группа не глядя вытянет одну из них и составит из лежащих на ваших столах изображений людей и различных предметов иллюстрацию для своей пословицы. А потом мы все вместе будем отгадывать, какую же пословицу иллюстрировала та или иная группа. Не забудьте раскрасить ваши иллюстрации. (Защита работы каждой команды)

 

VI. Подведение итога занятия

- Вот и подошло к концу занятие нашего с вами кружка.

- Оцените, пожалуйста, своё настроение, с которым вы покинете сейчас класс. (Работа с цветными кружками.)

- Я правильно поняла, что ваше настроение можно охарактеризовать как хорошее, весёлое, просто замечательное.

- Как вы думаете, что способствовало тому, что ваше настроение именно такое?  (Мы хорошо поработали на занятии, узнали много нового.)

- Смогли мы выполнить задачи, которые ставили перед собой в начале занятия?

- Напомните, пожалуйста. Какие задачи были нами выполнены.

- Продолжите фразу: «Сегодня я узнал (понял)…».

- Мне было с вами очень приятно сегодня работать. Спасибо за занятие.

 

 

 


 

Конспект занятия кружка в 3 классе «Занимательный русский язык»

Конспект занятия кружка в 3 классе «Занимательный русский язык»

Внимание на экран. Что изображено на слайде? (Дети играют в игры)

Внимание на экран. Что изображено на слайде? (Дети играют в игры)

Ребята, теперь вы видите, какой букве какая соответствует цифра, и можете разгадать криптограмму

Ребята, теперь вы видите, какой букве какая соответствует цифра, и можете разгадать криптограмму

Если у вас возникнут трудности в работе, то вы можете воспользоваться словами для справок

Если у вас возникнут трудности в работе, то вы можете воспользоваться словами для справок

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Не забудьте раскрасить ваши иллюстрации

Не забудьте раскрасить ваши иллюстрации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017