Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»
Оценка 4.6

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание +1
Взрослым
06.04.2017
Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»
Цель: знакомство обучающихся с процессом познания; в чем заключается особенности чувственного, рационального, научного познания. Задачи: образовательные: 1. показать место познания среди многообразия человеческой деятельности; 2. раскрыть роль знаний в жизни людей; 3. охарактеризовать основные источники познаний человека об окружающем мире; 4. изучить особенности различных видов познания; 5. Показать взаимосвязь различных видов познания между собой. воспитательные: 1. воспитывать у обучающихся стремление к совершенствованию, познанию мира, изучению наук для понимания окружающей действительности и себя. развивающие: 1. развивать умения учащихся логически мыслить; 2. выделять главное в тексте и объяснении учителя; 3. устанавливать причинно-следственные связи; 4. делать обоснованные выводы. Оборудование: магнитная доска, стаканчик с горячей водой, яблоко, карточки с понятиями, карточки с анкетами. Понятия: знание, виды знаний, гносеология, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение и т.д.
Артемьева ЗНАНИО.docx
Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний» 1. Организационный момент 1) приветствие обучающихся 2. Мотивационный момент У крестьянина перестал работать трактор. Все  попытки  крестьянина   и его  соседей  починить  машину  были  напрасны. Наконец   он   позвал   специалиста.   Тот   осмотрел   трактор,   попробовал,   как действует   стартер,   поднял   капот   и   все   тщательно   проверил.   Затем   взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда   мастер   подал   крестьянину   счет,   тот,   удивленно   взглянув   на   него, возмутился: — Ты хочешь сто монет только за один удар молотком?! Ребята, как вы думаете, что ответил мастер? — Дорогой друг, – ответил мастер, – за удар молотком я запросил только знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту. Ребята, о чем эта притча? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Сегодня   мы   будем   говорить   с   вами   о   ЗНАНИИ,   О   ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ. Процесс получения знаний – познание.  Гносеология ­ раздел философии, в основе которого лежит процесс получения знания. Сколько существует человек и человечество, столько и задается вопросом: А ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?  Ребята, как вы считаете, познаваем ли мир? Выделяют 3 направления философов о познаваемости мира: Агностицизм  ( Иммануил Кант)  Мир не познаваем Оптимизм  Представители   данного направления   считают, что   мир   познаваем. (Карл   Маркс,   Платон, Аристотель, Демокрит) Скептицизм  Скептики     не   отрицали познание   мира,   однако, они   считали,   что   хоть мир и познаваем, но его познать достаточно сложно   и   не   все   наши знания о мире является истинным.   Несмотря   на то,   что   мы   можем считать   его   таковым. (Монтель) Что   является   основой   познания?   Существуют   различные НАПРАВЛЕНИЯ Эмпиризм  Эмпирики   считали,   что решающую   роль   играют эксперимент и опыт (Френсис Бэкон)  «Знание – сила» Рационализм Рационалисты   считали, что   решающую   роль играет разум, мыслительная операция. Рене Декарт «Я мыслю – значит я существую»   Сенсуализм Сенсуалисты   считали, что   решающую   роль играют   ощущение   и восприятие. Джон Локк Современные   ученые   считают,   что   мир   познаваем   и   познание   есть единство чувственного познания и рационального. Обратите внимание на то, что происходит вокруг вас. Откуда вы это знаете? ( эксперимент со стаканом горячей воды)  Чувственное познание Формы Ощущение  Восприятие  Представление  Рациональное познание Понятие    Свойства  Элементарное отражение   отдельных сторон   и   свойств явлений   и   предметов (горячая чашка, красный круг)  Целостный образ внешнего мира, который формируются на основе наших ощущений (горячая   чашка,   синяя, глубокая) Образ предмета, возникающих   на   основе предшествующих ощущений и восприятий Логически   обобщенный Суждение  Умозаключение связь образ предмета Яблоко   –   фрукт, которое   растет     на дереве,   содержащее много   витаминов   и железа. Логическая понятий Яблоко + Витамины   Вывод нового знания на основе имеющихся суждений Яблоко много витаминов. Человеку   необходимы витамины,   чтобы   не болеть. Вывод:   для   того, чтобы быть здоровым, необходимо есть яблоки. содержит          Существуют различные мыслительные операции: Анализ – разложение целого на части.  Например, анализ крови раскладывается на электроциты, тромбоциты и т.д.  Синтез – объединение частей в целое. Например, делая анализ крови, проверив все показатели, можно сделать выводы о том, что человек здоров. Сравнение – сопоставление ряда явлений и предметов для выявления общего и различий (большой и малый круг). Абстрагирование  –   формирование   образов   реальности   посредством отвлечения и пополнения. Обобщение – переход от единичного к общему. Значительную роль в познании играет ПРАКТИКА Практика  –  материальное   освоение   человека   окружающего   мира,   является основой познания, целю познания, это один из главных критерий истинности знаний. Что же такое истина?  Истина – соответствие представлений о предмете самому предмету. Абсолютная истина Относительная истина   которая   меняется   со Истина, временем Та   истина,   которая   не   меняется   со временем, устоявшееся знание Главная критерий истины – практика. Побочный продукт достижения истины – заблуждение.  Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету. Ложь – преднамеренное введение в заблуждение. Основные формы познания: ­ наука  ­ искусство ­ философия ­ мораль ­ религия ­повседневное знание. Существует 2 уровня научного познания: Эмпирический  (чувственный) Ощущение, представление. Главная задача: описание предметов и явлений. Основные формы: факты и законы. Пример: изменениями природы. Теоретический 1) понятие, суждение, умозаключение. Главная задача: объяснить изучаемое явление, только констатировать факт, но и объяснить, почему так происходит. Основные   формы:   закон,   принцип, научная теория. наблюдение восприятие, за   т.е.   не Главная   особенность   науки:   стремление   к   объективности,   т.е. независимость от человека, который исследует тот или иной предмет; целенаправленность,   использование   определенных   методов,   точность наличие особого языка, выявление законов и закономерностей. Мы с вами выяснили, что наука имеет свои методы. Методы научного познания. Метод – способ познания. Эмпирический  1. Наблюдение: 1.1. включенное 1.2. невключенное 2. Эксперимент: 2.1. Исследовательский (изучить что­ то новое)  2.2.  Проверочный (проверить  ту  или иную гипотезу)  3. Мыслительный Теоретический  1. Анализ 2. Синтез 3.   Индукция   (движение   мысли   от частного к общему) 4.   Дедукция   (движение   мысли   от общего к частному 5. Моделирование    Отрасли научного познания Фундаментальные науки Физика, химия Естественные науки  Физика, химия, биология Общественные Прикладные науки Направлены на решение практических вопросов агрономия, зоотехника и т.д. Технические науки Информатика, инженерия Гуманитарные  Экономика, история, обществознание, Филология, лингвистика и т.д. политология  Особое место занимает общественное познание. В чем его сложность?  1. объект и субъект познания совпадает; 2. изучаемые события и явления в социальном познании неповторимы, каждый исторически   период   уникален   по   своему,   каждое   общество   уникально   по своему. 3. Сложность уникального объекта. 4.   Методы   социального   познания   ограничены.   Мы   не   можем   ставить эксперименты над обществом.   достоверность   познания   достигается   посредством   единения 3. Закрепление изученного материала 1) Приведите 3 особенности научного познания 1. достоверность, доказанность выводов; 2. наличие специфического языка, инструментов, методов; 3. чувственного и рационального познания. 2) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Познаваем ли мир ». Составьте план, в соответствии  с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.  Домашнее задание: разобрать эссе по критериям "Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств". (Ф. Патриций) 4. Рефлексия

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»

Конспект занятия по обществознанию на тему: «Знания. Виды знаний»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017