Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся младших классов по теме: «Святые заступники Руси»
Оценка 4.7

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся младших классов по теме: «Святые заступники Руси»

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
музыка
1 кл—4 кл
04.11.2019
Конспект  занятия по внеурочной деятельности          для учащихся младших классов                                по теме:               «Святые заступники Руси»
«Святые заступники народа русского». Современные семиклассники совершенно не знают имен величайших подвижников своего народа. Эти имена – память о нравственных идеалах, на которых воспитывалось не одно поколение наших предков. Честность, добросовестность в труде, любовь к родине, презрение к богатству, забота об общественном благе, правдолюбие, общественная активность – всему этому учат нас жития святых. Сергий Радонежский и Серафим Соровский – два великих подвижника земли русской. Не знать этих имен не прилично для русского человека. Знакомство с именами великих подвижников будет полезно и детям других национальностей – это расширит их представление об истории и культуре России.
+++ Конспект занятия по внеурочной деятельности для конкурса .docx
Конспект  занятия по внеурочной деятельности          для учащихся младших классов                                по теме:               «Святые заступники Руси»                 Разработала:  учитель музыки                МБОУ СШ № 75 г. Ульяновска                Куландина Наталия Александровна Цель:  Пробудить живой интерес к священной истории родной земли, закрепить знания о святых защитниках   земли   русской;   обогащать   знаниями,   способствующими   усвоению определенных   норм   морали,   нравственности,   патриотизма   на   примере   выдающихся личностей, причисленных к лику православных Святых.    Развивать   умение   –   искусство   слушать,   говорить;   воспитывать   доброе,   внимательное отношение к окружающим, желание приходить на помощь к нуждающимся, заботиться о слабых. Задачи: 1.Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских   богатырей   Ильей   Муромцем,   Добрыней   Никитичем,   Алешей   Поповичем Александром Невским, Дмитрием Донским. 2.Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа. 3.Учить   отвечать   на   поставленные   вопросы   связно   и   последовательно,   описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения. Материалы: Репродукция   картины   художника   В.   Васнецова   «Богатыри»;   карта   России,   книги   о богатырях,   звукозапись   песни   «Богатырская   наша   сила»   А.   Пахмутовой   на   стихи   Н. Добронравова, звукозапись «Богатырские ворота» М. Мусоргского из сюиты  «Картинки с выставки», звукозапись «Богатырская симфония » А.Бородина. Понятия: Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава­палица). Ход занятия Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много   чудесных   стран   на   Земле,   везде   живут   люди,   но   Россия   –   единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец. Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какая она – наша Родина? (предполагаемые   детские  ответы) Большая,  огромная,  необъятная,  красивая,  богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире. Педагог. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было   оно   вначале   маленькое,   но   для   наших   предков   ­   славян   это   была   Родина. Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?  (предполагаемые детские ответы) Это люди, которые жили много­много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Педагог.   Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (предполагаемые детские ответы)  «Славяне» похоже на слово «слава». Педагог. А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? (предполагаемые детские ответы) Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку­ землю и отчий дом. Педагог.  Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние­давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на   Русь,   разоряли   села   и   деревни,   забирали   в   плен   женщин   и   детей,   увозили   с   собой награбленные богатства. (Слышится набатный звон) Это ­ набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришел враг, а народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?   Дети. Богатыри. Педагог. Кто такие богатыри? Дети. Силачи, воины, борцы. Педагог. А какие они были? Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные,  храбрые, мужественные. Педагог. А откуда вы знаете о богатырях? Дети. Из былин, русских народных сказок, стихотворений Педагог. А сейчас давайте изобразим богатырей (дети встают) Физминутка «Богатыри» Богатырь – вот он каков: (изображают силача) Он силен, он здоров, Он из лука стрелял, (имитируют движение) Метко палицу бросал, На границе стоял, Зорко, зорко наблюдал, Подрастем мы и, смотри, (поднимаем руки высоко вверх) Педагог. Много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня мы с вами  поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной. На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Педагог. Может, кто­то знает, как она называется? Ответы детей. Педагог. Кто­нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину? Ответы детей. Педагог. Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри». Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? Дети. Русские богатыри. Педагог. Кто назовет их имена? Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Читает стихотворение педагог или дети: Три защитника, три брата, Три богатыря!  Русь на воинов богата! С поля боя нет возврата, За спиною – Русь, Мать­земля, родные хаты… ­ Эй, смелее в бой, ребята! Меч и лук, копьё, булава, Щит и верный конь… Враг! Не тронь родной державы,  Охраняет Русь по праву Богатырь родной! Рассказ педагога по картине: (тихо звучит симфония «Богатырская» А.П.Бородина) Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские  богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо  которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и  мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая  борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой».  Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется,  загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная  палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в  железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к  бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет.  Любит богатырь Родину и честно служит ей. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом  воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно.  Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд­то у него пристальный.  Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует. Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой  сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и  воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукавая усмешка на его губах, вот  сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по  правую руку гусельки  яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а  лишь глаза косит да тугой лук держит наготове. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними  низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь,  которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. (звучит  музыка «Богатырские ворота» М.Мусорского) В: Кто из богатырей вам понравился больше всего?    Каким нарисовал художник каждого из богатырей.  Что их объединяет? Каков пейзаж? Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как  вооружен? Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружен? Как выглядит Алеша  Попович? Как он смотрит? Чем вооружен? Что видим сбоку?          Как одеты богатыри?  (На тело надета кольчуга – железная рубашка.) Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и  меча.) Что надето на головы богатырей? (Шлем изготавливали из металла, его украшали  орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными  пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов) Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень,  палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов –  ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой.) Под музыку А.Пахмутовой «Богатырская наша сила» входят дети ­ «богатыри» и  приносят письмо с заданием – собрать богатыря в дорогу В: Ребята, хотите помочь богатырям собраться  в дорогу на подвиг героический. Д/И «Собери богатыря в дорогу» На доске или на столе дети из предложенных картинок с изображением оружия и  одежды, выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к  русским богатырям. (тихо звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»)  Педагог. Молодцы! А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине? Дети. Сам погибай, а товарища выручай. С родной земли – умри, не сходи! За край свой насмерть стой! За правое дело стой смело! Жить – Родине служить. Счастье Родины – дороже жизни. Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет! .  Педагог   Русская история хранит в памяти много имён святых героев. Это не просто добрые и сильные люди. Герой добрыми делами служит Богу. А обычные люди могут употребить силу напрасно. Герой всегда самоотвержен, полагая душу свою за ближних. Своими   подвигами   он   прославляет   родную   землю,   защищает   её   от   врагов.   Христиане считают, что рождение в народе героя — это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжёлые времена.  Давайте вспомним имена святых воинов: святых князей Александра   Невского,   Димитрия   Донского.   Какие   подвиги   они   совершили,   за   что прославили? (Показ картин с изображением А.Невского , Д.Донского, С. Радонежского) СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Александр   Невский   был   мудрым,   справедливым   русским   князем   и   полководцем.   Он родился в Новгороде 30 мая 1220 года, рос добрым, послушным.  Обязанностью русских князей была защита Отечества. Юный князь Александр принял от своего отца эту обязанность — защищать и охранять Русскую землю от врагов. Время, в которое он жил, было немирным. Некоторые князья ссорились между собой, воевали друг против друга. Нападали на Русь монголо­татарские воины. Князья же, вместо того чтобы дружно отбить врага, равнодушно наблюдали за несчастьями соседей. С западной стороны появились новые враги­ немецкий Ливонский орден. Они заставили Русь платить им дань. А с севера наступали шведские завоеватели. Им нужны были не только богатые русские земли. Они хотели заставить русских людей забыть их православную веру. Тогда юный князь Александр встал на защиту Руси и веры православной. Шведский король прислал князю злое письмо: «Знай, что я возьму в плен твою землю. Если можешь, сопротивляйся». Ни минуты не сомневался молодой князь. Защита Родины и веры православной — это святая обязанность русских людей, считал он. Перед   началом   битвы   князь   пришёл   в   храм   и   в   словах   молитвы   обратился   к   Богу   за помощью. А потом он сказал своим воинам, что они должны быть смелыми защитниками Родины, не бояться врагов, так как Бог всегда поддерживает справедливое дело защиты Отечества: «Нас немного, а враг силён. Но не в силе Бог, а в правде. Если Бог за нас, то кто против нас? Никакие враги не смогут одолеть. Идите с вашим князем!» И в тяжёлой битве небольшая дружина князя разбила шведов на реке Неве. После этой победы стали называть князя Александра — Невским. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой   Александр   молился:   «Суди   меня,   Боже,   и   рассуди   распрю   мою   с   народом велеречивым   и   помоги   мне,   Боже,   как  древле   Моисею,   на   Амалика   и  прадеду   моему, Ярославу   Мудрому,   на   окаянного   Святополка».   По   его   молитве,   помощью   Божией   и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу». Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные. Современники   ясно   понимали   всемирное   историческое   значение   Ледового   побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима». ­ Что означает Благоверный ? ( верный по­доброму (по настоящему); верный Богу. Звучит  песня из кантаты «Александр Невский» «Вставайте люди русские» ЗАЩИТНИК РУССКОЙ ЗЕМЛИ СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ Всякий русский человек любит Родину, защищает её.  Святой благоверный князь Димитрий Донской и святой преподобный Сергий Радонежский были защитниками Руси. Они помогали сплотить всех людей для защиты Отечества от полчищ   татарского   хана   Мамая.   Соединила   людей   православная   вера.   Преподобный Сергий Радонежский родился в трудное для России время. Много пришлось претерпеть ей от   внешних   врагов.   Пали   духом   в   несчастьях   люди.   И   преподобный   Сергий,   игумен Троицкого монастыря, укрепил дух людей, их веру в силу и помощь Бога. Он вдохновил и поддержал князя Димитрия на сопротивление врагам Отечества. Димитрий советовался с преподобным Сергием. И люди верили , что если преподобный Сергий поддерживает князя Димитрия, то, значит, дело Божеское, правое. Сегодня мы с вами вспомнили настоящих  героев, от которых, по преданиям, и пошла сила  русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. А теперь давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей). Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы  детей). Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.) В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину. Мы надеемся, что вы вырастите настоящими  защитниками России. ( звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»)

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся младших классов по теме: «Святые заступники Руси»

Конспект  занятия по внеурочной деятельности          для учащихся младших классов                                по теме:               «Святые заступники Руси»

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся младших классов по теме: «Святые заступники Руси»

Конспект  занятия по внеурочной деятельности          для учащихся младших классов                                по теме:               «Святые заступники Руси»

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся младших классов по теме: «Святые заступники Руси»

Конспект  занятия по внеурочной деятельности          для учащихся младших классов                                по теме:               «Святые заступники Руси»

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся младших классов по теме: «Святые заступники Руси»

Конспект  занятия по внеурочной деятельности          для учащихся младших классов                                по теме:               «Святые заступники Руси»

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся младших классов по теме: «Святые заступники Руси»

Конспект  занятия по внеурочной деятельности          для учащихся младших классов                                по теме:               «Святые заступники Руси»

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся младших классов по теме: «Святые заступники Руси»

Конспект  занятия по внеурочной деятельности          для учащихся младших классов                                по теме:               «Святые заступники Руси»

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся младших классов по теме: «Святые заступники Руси»

Конспект  занятия по внеурочной деятельности          для учащихся младших классов                                по теме:               «Святые заступники Руси»

Конспект занятия по внеурочной деятельности для учащихся младших классов по теме: «Святые заступники Руси»

Конспект  занятия по внеурочной деятельности          для учащихся младших классов                                по теме:               «Святые заступники Руси»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2019