Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"
Оценка 4.9

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
администрации +1
Взрослым
05.05.2017
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочая программа к курсу «Шахматы» составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год: 1 час в неделю. Программа представляет собой систему постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, которые помогают сформировать у детей мысленный план действий. Данная рабочая программа написана в соответствие с федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Особенности программы в -определении видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. в намеченных ценностных ориентирах и воспитательных результатах. Программа предполагает уровневую оценку в достижении планируемых результатов. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы".Содержит пояснительную записку,учебно- тематический план.
программа.docx
МБОУ «Базковская» СОШ Утверждено Педагогический совет (протокол № ___ от ____________) Приказ № _____________________  Директор ______ С.И.Романова Рабочая программа   «Шахматы» Автор программы: Д.С. Выпряжкин 1 ст.Базковская 2014 – 2015  СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт Программы 2. Пояснительная записка      3. Концепция программы 4. Принципы педагогической деятельности в работе с  3 4 5 6 детьми 7 8 9 10 10 11 11 12 5. Цель  и задачи программы 6. Модель воспитанника 7. Основные методы обучения 8. Основные формы и средства обучения 9. Особенности организации внеурочного занятия 10. Ожидаемые результаты программы 11. Ожидаемые эффекты программы 12. Требования к личностным, метапредметным и  предметным результатам освоения программы 13. Контроль и оценка планируемых результатов 14. Содержание Программы 15. Учебно – тематический план 16. Методическое обеспечение программы                                   Общеинтеллектуальное   Выпряжкин Д.С. Ст. Базковская Шолоховского района Ростовской области Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования   общей   культуры   и   организации   содержательного   досуга посредством обучения игре в шахматы. 1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ   Рабочая программа «Шахматы» 14 16 20 21  Полное название  программы Направление  Автор программы  Территория  Цель программы Задачи программы  1. научить   школьника   самостоятельно   находить   личностно   значимые смыслы в конкретной учебной деятельности; 2. создание   условий   для   формирования   и   развития   ключевых   интеллектуальных, (коммуникативных, компетенций  учащихся   социальных); 3. развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление; 4. формировать   универсальные   способы   мыследеятельности   мышления, внимания,   умения   производить   логические   памяти, (абстрактно­логического творческого воображения, операции).      5. развить навыки групповой работы;  6. способствовать   развитию   управления   своими   эмоциями   и 7. действиями; заложить   идеи   развития   у   подростков   собственной   активности, целеполагания, личной ответственности; 2 8. воспитывать   целеустремлённость, отношение ко времени;   самообладание,   бережное 9. поддерживать   увлеченность   обучающихся   каким­либо   учебным предметом, видом внеурочной деятельности.  34 часа в год, 1 час в неделю.  2014 ­ 2015 учебный год Администрация школы,  преподаватель.  МБОУ «Базковская» СОШ                                                   Обучающиеся 1­го  класса компьютер, медиапроектор, видео сопровождение; помещение, где можно быстро организовать учебное пространство ­  переставить столы и стулья, освобождать место для упражнений, связанных  с двигательной активностью детей;  демонстрационная шахматная доска; набор шахматных досок по количеству пар в группе.   29 обучающихся Количество часов Срок реализации Участники реализации  программы Место проведения Целевая группа  Условия реализации  программы Общее количество  участников программы 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                  Рабочая программа к курсу «Шахматы» составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год: 1 час в неделю.  Курс "Шахматы – школе" под редакцией И.Г. Сухина написан специально для начальной школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей мысленный план действий.               Новизна     данной   рабочей   программы   определена   федеральным государственным   стандартом  начального   общего   образования   2010   года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов    организации деятельности обучающихся, направленных  на  личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов достижение   освоения учебного курса. 2.   В   основу   реализации   программы   положены    ценностные   ориентиры   и 3 воспитательные результаты.  3.Ценностные   ориентации   организации   деятельности     предполагают  уровневую оценку в достижении планируемых результатов.   4.Достижения   планируемых   результатов   отслеживаются     в   рамках   внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. 3. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но   и   действенное,   эффективное   средство   их   умственного   развития.   Процесс обучения   азам   шахматной   игры   способствует   развитию   у   детей   способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико­синтетической деятельности, мышления,   суждений,   умозаключений,   учит   ребенка   запоминать,   сравнивать, обобщать,  предвидеть   результаты   своей   деятельности   и   т.п.   В.А.Сухомлинский писал:   "Уже   в   дошкольном     возрасте   среди   детей   выделяются   теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный   процесс   обучения   шахматам   много   даёт   и   одарённым   детям,   и условно   обычным,   и   слабым,   и   детям   с   различными   функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. 4 Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний   план   действий".   Проблема   формирования   внутреннего   плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше   времени.   Идеальным   инструментом   для   формирования   умственных действий     представляются   шахматы.  Обучение   игре  в  шахматы –  не  самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать   развивающий   потенциал,   заложенный   в   древней   игре.   Поэтому шахматы   как   школьный   и   дошкольный   учебный   предмет   должны   иметь структурированную   систему   постепенно   усложняющихся   занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Базой такого подхода стали теория П.Я.Гальперина   о   поэтапном   формировании   умственных   действий,   а   также исследования   Я.А.Пономарёва   о   психологии   творчества   и   стадиях   развития внутреннего   плана   действий.   Из   всего   многообразия   шахматного   материала отобран   такой,   который   позволяет   поэтапно   сформировать   внутренний   план действий. 4. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:       методических принципов: Обучение осуществляется на основе общих ∙       Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. ∙     Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны; ∙      Принцип  доступности,   последовательности   и   системности  изложения программного материала.   Основой   организации   работы   с   детьми   в   данной   программе   является система       дидактических принципов: 5 ∙     принцип   психологической   комфортности ­ создание учебно­тренировочной среды,   обеспечивающей   снятие   всех   стрессообразующих   факторов   учебного процесса ∙     принцип целостного представления о мире ­ при введении нового понятия раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; ∙     принцип   вариативности ­ у   детей   формируется   умение   осуществлять собственный   выбор;   учащимся   систематически   предоставляется   возможность выбора; ∙     принцип   творчества ­   процесс   обучения   сориентирован   на   приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;          Изложенные   выше   принципы   интегрируют   современные   научные   взгляды   об основах   организации   развивающего   обучения,   и   обеспечивают   решение   задач интеллектуального   и  личностного   развития. Это   позволяет   рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений   выстраивать   внутренний   план   действий,   развивать   пространственное воображение,   целеустремленность,   настойчивость   в   достижении   цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. 5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ  Цель:    Создание   условий   для   личностного   и   интеллектуального   развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи программы:  Образовательные научить учащегося самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной деятельности; создание   условий   для   формирования   и   развития 6 Развивающие ключевых   компетенций  учащихся   (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);     универсальные     памяти, способы (абстрактно­логического внимания,   умения   производить развивать   интеллектуальные   процессы,   творческое мышление; формировать   мыследеятельности мышления, творческого воображения, логические операции).    развить навыки групповой работы;  способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями; заложить   идеи   развития   у   подростков   собственной активности, целеполагания, личной ответственности. Воспитательные  воспитывать   целеустремлённость, бережное отношение ко времени   самообладание, 6. МОДЕЛЬ ВОСПИТАННИКА         Личность, здоровая физически, духовно­нравственно и социально;        Личность,   способная   самостоятельно   находить   выход   из   проблемной ситуации,   осуществить   поисковую   деятельность,  проводить   исследования, 7 рефлексию   деятельности, исследовательского труда;   владеющая   средствами   и   способами        Личность,   способная   осуществить   самостоятельно   продуктивную деятельность;          Личность,   обладающая   разносторонним   интеллектом,   высоким   уровнем культуры;        Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,   воспринимающая и другого человека как личность, имеющую  право на свободу выбора, самовыражения;              Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных          образовательных программ отдельных областей знаний с учетом           склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей. 7. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Формирование  шахматного  мышления  у  ребенка  проходит  через  ряд  этапов   от репродуктивного   повторения   алгоритмов   и   схем   в   типовых   положениях,   до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. 8 ∙        На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный  методы. Они применяется: 1. При знакомстве с шахматными фигурами. 2. При изучении шахматной доски. 3. При обучении правилам игры; 4. При реализации материального перевеса. ∙        Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах  шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того  чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим  арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления: анализ позиции ­ мотив ­ идея ­ расчёт ­ ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. ∙        При   изучении   дебютной   теории   основным   методом   является частично­ поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. В   программе   предусмотрены   материалы   для   самостоятельного   изучения обучающимися   (домашние   задания   для   каждого   года   обучения,   специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.). ·        На   более   поздних   этапах   в   обучении   применяется творческий  метод,   для совершенствования   тактического   мастерства   обучающихся   (самостоятельное составление   позиций,   предусматривающих   определенные   тактические   удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). ∙        Метод проблемного обучения.  Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.  Использование   этих   методов   предусматривает,   прежде   всего,   обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.   8. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1.     Практическая игра. 2.     Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 9 3.     Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 4.     Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические         игрушки. 5.    Участие в турнирах и соревнованиях. 10.             УЧЕБНО­ТРЕНИРОВОЧНОГО    ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ        ЗАНЯТИЯ            Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально   организованная   игровая   деятельность,   использование   приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В   программе   приводится   примерный   перечень   различных   дидактических   игр   и заданий,   дается   вариант   примерного   распределения   программного   материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые   можно   использовать   в   учебном   процессе   и   сделать   своими   руками. Предлагается   также   рекомендательный   список   художественной   литературы   и список методической литературы для тренера.           Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые   шаги   в   мире   шахмат.   Учащиеся   знакомятся   с   историей   возникновения шахматной   игры,   шахматной   доской,   фигурами,   учатся   выполнять   различные дидактические   задания,   разыгрывать   положения   с   ограниченным   количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают   за   передвижением   фигур   на   доске,   сравнивают   силу   фигур   и   их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.        На  занятиях используются  загадки,  головоломки  по  темам,  лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой­либо фигуре, но и представление об ее   игровых   возможностях   и   ограничениях.   Кроме   этого   обучающимся предлагаются   занимательные   рассказы   из   истории   шахмат,   тесты для проверки  полученных знаний.                         10 10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ   1. Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка,  развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,  самостоятельности. 2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной  игре. 3. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,  игровые упражнения, соревнования).  11. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ  ПРОГРАММЫ 1.  Развитие умственного потенциала обучающихся, их способности мыслить и  действовать. 2.  Появление потребности к интеллектуальным играм.   11 12. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения данной программы учащиеся получат  Определять и формулировать цель деятельности  с помощью тренера.  Определять и высказывать под руководством тренера самые простые  В предложенных тренером ситуациях общения и сотрудничества, опираясь Проговаривать последовательность действий.  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  Учиться работать по предложенному тренером плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с тренером и другими учащимися давать  возможность   формирования Личностных результатов:    общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).  на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке  других участников группы и тренера, как поступить. Метапредметных результататов :   Регулятивные УУД:    иллюстрацией рабочей тетради.    эмоциональную оценку деятельности товарищей.  Познавательные УУД:  известного с помощью тренера.   жизненный опыт и информацию, полученную от тренера.   совместной  работы всей группы.  Перерабатывать   полученную   информацию:  сравнивать  и  группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.  Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   находить   и формулировать   решение   шахматных   задачи   с   помощью   простейших     моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД:  письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).  Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:  отличать  новое   от   уже Перерабатывать   полученную   информацию:  делать   выводы  в   результате Добывать   новые   знания:  находить  ответы  на   вопросы,   используя   свой Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и  Слушать и понимать речь других. 12 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,  Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать   им.  критика). Предметных результатов:   ­ знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,  диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;  ­ знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, ­ знать правила хода и взятия каждой фигурой; ­ различать диагональ, вертикаль, горизонталь; ­сравнивать между собой предметы, явления; ­обобщать, делать несложные выводы; ­ уметь проводить элементарные комбинации; ­ уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту   своих фигур; ­ уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;  ­определять последовательность событий; ­выявлять закономерности и проводить аналогии.       13 13. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ    В основу изучения программы   положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты учебно­тренировочной деятельности   оцениваются  по трём уровням. Первый уровень результатов  —  приобретение учащимся социальных знаний (об   общественных   нормах,   устройстве   общества,   о   социально   одобряемых   и неодобряемых   формах   поведения   в   обществе   и   т.   п.),   первичного   понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие учащегося со своим тренером  как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.   Второй уровень результатов  — получение учащимся  опыта переживания и позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества   (человек,   семья, Отечество, природа,  мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­ циальной реальности в целом.                     Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое  значение   имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне группы, школы, то есть     в защищенной,   дружественной   про­социальной   среде.   Именно   в   такой   близкой социальной   среде   ребёнок   получает   (или   не   получает)   первое   практическое подтверждение   приобретённых   социальных   знаний,   начинает   их   ценить   (или отвергает).    Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного общественного   действия.   Только   в   самостоятельном   общественном   действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том,   как   стать)   социальным   деятелем,   гражданином,   свободным   человеком. Именно   в   опыте   самостоятельного   общественного   действия   приобретается   то мужество,   та   готовность   к   поступку,   без   которых   немыслимо   существование гражданина и гражданского общества.            Для отслеживания результатов  предусматриваются следующие формы контроля:  ­ оценка усвоения изучаемого материала осуществляется тренером в форме  наблюдения; ­   прогностический,  то   есть   проигрывание   всех   операций   учебного   действия   до начала его реального выполнения; Текущий:  14 ­   пооперационный,   то   есть   контроль   за   правильностью,   полнотой   и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;  ­   рефлексивный,   контроль,   обращенный   на   ориентировочную   основу,   «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;  ­тестирование; ­практические работы; ­творческие работы учащихся; Итоговый контроль   в формах  Самооценка   и   самоконтроль  определение   учащимся   границ   своего   «знания   ­ незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.           Содержательный   контроль   и   оценка     результатов     учащихся   предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе тренера. В рамках накопительной системы, создание портфолио   Динамика развития учащихся фиксируется учителем:  внутренняя   система   оценки     на   основе   сформированности целеполагания,   развития контроля, самооценки  внешняя   система     оценка   на   основе   результативности   участия   в турнирах, викторинах; беседы с родителями. Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие  показатели: – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учащихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; –   поведение   учащихся   на   занятиях:   живость,   активность,   заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли учащиеся с этими заданиями самостоятельно; 15 14. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ   Для занятий используется специальная литература,  карточки с диаграммами для решения   задач   и   упражнений,     демонстрационная   шахматная   доска   и   фигуры, комплекты шахмат.   ∙          Первое знакомство с Шахматным  королевством. Из истории шахмат.           ∙          Шахматная доска ­ поле шахматных сражений: Знакомство с основными понятиями: Горизонтали, Вертикали Диагонали Дидактические игры и задания: "Горизонталь".   Двое   играющих   по   очереди   заполняют   одну   из   горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. "Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны  назвать ее.  "Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют  горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").   ∙          Шахматные фигуры. Первое знакомство.  «Тронул ­ ходи!». Белая и черная армии. Дидактические игры и задания: "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все  шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая  фигура спрятана. "Угадай­ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны  догадаться, что это за фигура. "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем  они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) 16 "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую  высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. ∙          Начальная позиция. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением  фигур. Дидактические игры и задания: "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и  постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли  эти фигуры рядом в начальном положении.   ∙          ПЕШКИ  Благородные пешки черно­белой доски. «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла ­ фигуру нашла». Ход пешки,  взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятия на проходе).  Дидактические игры и задания:  «В бой идут одни только пешки».  «Игра на уничтожение».     ∙          КОРОЛЬ Ход Короля. И Король в поле воин (взятие). Дидактические игры и задания:  "Игра на уничтожение", "Один в поле воин".   ∙          ЛАДЬЯ Ход, взятие. Дидактические игры и задания: Одна против пешек. Лабиринт.  Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».                                     ∙          СЛОН Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона. Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт",  "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита". ∙          ФЕРЗЬ  17 «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.  Ход, взятие. Ферзь против ладьи, слона Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение",  "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".                          ∙          КОНЬ Ход, взятие, сила.                                             Игра конем на усеченной доске. Конь против ферзя, ладьи, слона Дидактические игры и задания: "Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт",  "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь".   ∙         Относительная ценность фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания: "Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая  фигура сильнее? На сколько?" "Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит  ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы  суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.   ∙         Шах.  Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические игры и задания: "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики  должны    определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.            ∙          Мат ­ цель игры. Техника матования одинокого короля: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические  игры и задания: "Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".  Решение шахматных задач и упражнений.   ∙                   Ничья. 18 Варианты ничьей. Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат. Дидактическое задание: "Пат или не пат".   ∙                   Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание: "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных  случаях.   ∙                   Шахматная партия. Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. ∙        Короткие шахматные партии. ∙       Занимательные страницы шахмат. Шахматные сказки.     Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для учащихся виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной   доске.   При   этом   все   игры   и   задания   являются   занимательными   и развивающими,   эффективно   способствуют   тренингу   образного   и   логического мышления. 19 15. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  Тема  № 1 Шахматная доска 2 Шахматные фигуры 3 Начальная расстановка фигур 4 Ходы и взятие фигур 5 Цель шахматной партии 6 Игра всеми фигурами из начального положения Итого  Количество часов 2 6 1 10 5 10 34          20 16. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Учебно – методическая литература для учителя № Автор, год издания Название пособия 1. И.Г. Сухин «Шахматы первый год или Учусь и Учу». Обнинск:  «Духовное возрождение», 1999 2. DVD – диск «Шахматы в сказках» ЗАО «ИнформСистемы» 3. DVD – диск «Шахматная школа» ЗАО «ИнформСистемы» 4. DVD – диск «Шахматная школа» ЗАО «ИнформСистемы» Вид пособия Пособие для  учителя. Пособие для  учителя Пособие для  учителя Пособие для  учителя Учебная литература для обучающихся № 1. Автор, год издания И.Г. Сухин. Обнинск: «Духовное  возрождение», 2007 Название пособия «Шахматы, первый год,  или там клетки чёрно –  белые чудес и тайн  полны». Вид пособия Рабочие тетради в 2­х  частях. 21

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Шахматы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017