Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"
Оценка 5

Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"

Оценка 5
Лекции
docx
русская литература
Взрослым
09.04.2017
Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"
Фрагменты для анализа.
Публикация является частью публикации:
Лекция.docx
Литература. Занятие 49.  Василь Владимирович Быков (1924 – 2003). Повесть «Сотников».  Цели занятия:  обучающая – знакомство   с   биографией   и  творчеством   В.   Быкова   и   содержанием   повести «Сотников»;  развивающая – развитие навыков анализа художественного текста; формулировка темы и идеи произведения,   закрепление   навыков   сравнительной   характеристики   героев;   совершенствование умения выражать собственные мысли в письменной речи;  воспитательная -  выявление  нравственных   идеалов   писателя;   воспитание   уважительного отношения   к   отечественной   истории   и  совершенствование   духовно­нравственных   качеств студентов. Ход  занятия: № Этапы   урока (время) 1. Организацион­ ный  этап(1мин.) Этап  постановки  цели; мотива­ ция учебной  деятельности (3 мин.) 2. 3. Этап актуали­ зации и подго­ товки к актив­ ному, созна­ тельному усво­ ению новых  знаний (3 мин.) Действия преподавателя Действия студента Быстрое включение в деловой ритм. Знакомство с темой и учебной (Формулирование и проблемой. проговаривание целевых установок занятия и плана работы. Обоснование актуальности темы.)  фиксация отсутст- Приветствие; вующих; организация внимания студентов. Сообщение темы, постановка учебной проблемы, совместное определение цели занятия и планирование действий для её достижения. Постановка привлекательной цели. У: Тема нашего занятия – …  Попробуйте определить, что необходимо освоить каждому из вас в ходе занятия. (С:   Перед нами стоят 2 задачи: 1)  познакомиться  с биографией и творчеством В. Быкова; 2) познакомиться с содержанием повести «Сотников». У:  А   теперь   попробуйте   обосновать   актуальность   сегодняшней     темы.   (Изучение   темы позволит ещё раз обратиться к страницам истории Великой Отечественной войны, выявить нравственную позицию писателя, более осмысленно относиться к жизни.) Актуализация субъектного опыта студентов.           20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были   делать   свой   нравственный   выбор:   совершить   благородный   поступок   и   погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый   решал   для   себя   сам.   Порой   этот   выбор   был   невыносимо   тяжек,   раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике,  заставляя  отрекаться  от привычных  нравственных  ценностей.  И  только  те люди, которые   сумел   сохранить   человеческое   достоинство,   которые   остались   верны   своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями. В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20­го века, проблема нравственного выбора является основной. 1 4. 5. 6. Этап первич­ ного усвоения  новых знаний Этап  первичного  закрепления  новых знаний  Этап  первичной  проверки  усвоения новых знаний Организация знакомства с теорети-ческим материалом по теме; обеспе-чение метода исследования изучаемых зна- ний, способов и средств; обеспече-ние усвоения методики воспроизве-дения изучаемого материала. Знакомство с теоретическим материалом по освоение методов исследования теме; изучаемых знаний, способов и средств (эвристическая анализ художественных текстов; систематизация и обобщение информации, формулирование выводов и авторской позиции). Перенос знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях. беседа; Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы  ему при этом пришлось потерять жизнь. Аристотель Основные этапы жизни и творчества.          Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне   в   книге   воспоминаний   «Долгая   дорога   домой»     вспоминал   так:  «Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из­за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из­за спины — от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше.»          В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске. Повесть «Сотников» (1970) В. Быков: «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента,   которые   упрощенно   можно   определить   так:   что   такое   человек   перед сокрушающей   силой   бесчеловечных   обстоятельств?   На   что   он   способен,   когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Анализ повести «Сотников». 1. Сравните   портреты  героев.   Какой   вывод   можно   сделать?      (Сотников   ­  физически нездоров; Рыбак ­ полон жизненных сил.) 2. Чем   они   занимались   до   войны?  (Сотников   ­   интеллигент,   до   войны   работал учителем; Рыбак ­ деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду.) 3. Как они преодолевают трудности партизанской жизни?  (Сотников ­ благодаря силе духа,   упорству.   Перед   тем   как   попасть   в   окружение,   подбил   несколько   танков; Рыбак ­ благодаря физической силе и крепкому здоровью.) 4. Как Сотников и Рыбак оказались в партизанском отряде?  (Сотников ­ по идейным соображениям; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях; Рыбак ­ потому что так поступали многие;   оставаться   в   деревне   было   опасно:   его   могли   отправить   в   германское рабство.) 5. Какие качества характера располагают к Рыбаку? (Удаль, физическая выносливость.) 6. Как   в   отказе   Рыбака   расстрелять   старосту   Петра,   вопреки   требованиям   Сотникова, проявилось   различие   нравственных   позиций   товарищей?   На   чьей   стороне   автор? (Сотников   к     компромиссам   не   склонен   вообще.   Он   прекрасно   понимает   законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия. Знает, что такое предательство. Пожалев старосту Петра, партизаны подставляют под удар самих себя. Рыбак ­ готов идти на компромисс   с врагом. Взяв овцу, он становится терпимее к старосте Петру, служащему немцам. Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.) 7. Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?  (Сотников стреляет, задерживая врага и давая возможность товарищу уйти. Рыбак – больше всего думает   о   сохранении     своей   жизни;   хочет   уйти,   оставив   отставшего   раненого больного товарища, но возвращается, боясь объяснений в отряде.) 8. Как ведут себя Дёмчиха, Сотников и Рыбак во время ареста партизан?  (Дёмчиха не упрекает   партизан   в   своей   трагедии,   несмотря   на   то,   что   её   дети   останутся круглыми сиротами. Винит в своей беде палачей­фашистов. Даже страх за детей не способен пересилить в ней ненависть к полицаям. Рыбак в своих неудачах и аресте винит   Сотникова,   из­за   которого   он   вынужден   был   вернуться   и   попал   в   плен   к фашистам. Сотников винит себя в аресте женщины и Рыбака.)   9. Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.  (Автор глубоко презирает предателей.   Отступив   от   нравственных   законов,   они   перестали   быть   людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя,   как   шавки,   выслуживающиеся   перед   своими   хозяевами.  Стась   предал   даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!») 10. Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?   (Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от   любых   компромиссов   стал   его   последней   победой   над   врагом.   Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.) 11. Что   ужаснуло   Рыбака,   когда   он   увидел   Сотникова,   вернувшегося   после   допроса? (Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)  12. Какую позицию во время допроса избрал Рыбак? (Подстраиваться, хитрить.) 13. Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.) 14. А Сотников? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.) 15. Почему Рыбака не пытали? (Следователь почувствовал духовную слабось Рыбака, его склонность к компромиссам.) 16. Какой нравственный выбор делают в итоге Сотников и Рыбак? (Сотников любую цену за   возможность   выжить   не   принимает.   Рыбак   ради   жизни   идёт   на предательство.) 17. Чем   закончится   путь   Рыбака?  (Предательством   –   он   собственноручно   казнил товарища.) 18. В   чём   видит   Сотников   причину   падения   (предательства)   Рыбака?  (Партизан   он хороший, а человеческие качества не дотягивают.) 19. Какой сон снится Сотникову в плену? В чём смысл этого сна? (Отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего   поколения:   Сотников   должен   повторить   подвиг   русского   полковника перед лицом будущего, передать завет  грядущим поколениям. В итоге Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.) 20. Как меняется лексика Сотникова в финале? (Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой   духовности,   вневременные:   «Совесть   –   мерило   поступков»,   «милость», «терпеть»,   «совесть»,   «нравственность»,   «Библия».   Нет   слова   Бог,   не   звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайя: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким! Горе тем, которые мудры   в   своих   глазах   и   разумны   пред   самими   собою!..   Омойтесь,   очиститесь; удалите   злые   деяния   ваши   от   очей   Моих;   перестаньте   делать   зло;   Научитесь делать добро; ищите правды…  (Книга  пророка Исаии:   гл.   5:   20­21;   гл.   1:16­17).  Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую­то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.) 21. Что видит Сотников с этой высоты? (Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.) 22. Почему   Сотников,   глядя   на   приготовленную   ему   петлю,   думает:  «Одна   на   двоих»? (Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже   готов   броситься   головой   вниз,   но   не   решается.   Унизительное   рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)  23. Как вы понимаете финал повести?  (Оступившись один раз, человек уже не может остановиться,   как   бы   он   того   ни   хотел.   Жизнь,   купленная   предательством, достойна   только   презрения.   Человек,   не   изменивший   своим   нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)          Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни:   необходим  «момент   истины»,   ситуация   категорического   нравственного выбора. В партизанскую разведку отправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не   отличающийся   мощью   интеллигентный   Сотников,   сам   вызвавшийся   пойти   на задание,   несмотря  на   недомогание.   Сотников   –  сугубо   штатский   человек,   до   войны работавший   учителем   в   школе.   Физическую   силу   ему   заменяет   упрямство   и   сила характера.   Рыбак   же   с   12   лет   занимался   тяжёлым   крестьянским   трудом,   легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта, однако духовно был слаб. Он   пытается   перехитрить   своего   врага,   не   понимая,   что   уже   вступил   на   путь предательства,   потому   что   поставил   собственное   спасение   выше   законов   чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем. С духовной высоты, на которую он поднимается перед смертью, он видит природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его никогда не предаст.) Проверочная работа. Составление миниатюры «В чём заключается подвиг Сотникова?». С: Выполняют проверочную работу. С:   Отвечают на вопросы. Этап контроля  и  самопроверки 7. 8. Этап  подведения  итогов;  рефлексия 1 Какую  полезную для вас информацию вы получили на сегодняшнем занятии? 2 Над чем вас заставила задуматься повесть «Сотников»? 3 Оцените по пятибалльной системе эффективность занятия для вас лично. 7. Этап  информиро­ У: Прочитать повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»; [1], стр. 329 – С:   Записы­ вания о задании  для самостоя­ тельной работы  и инструктаж по  его выполнению 330   (вопр.   1,   2   –   устно;   3   –   письм.   в   тетр.);   инд.   рефер.   сообщение «Биография и творчество В.Г. Распутина». вают   задание для   самост. работы.

Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"

Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"

Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"

Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"

Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"

Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"

Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"

Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"

Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"

Конспект занятия "В.В. Быков. Повесть «Сотников»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017