Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Нурлат Республики Татарстан
Конспект урока математики
в 3 «А» классе
Тема: Умножение и
деление в пределах 100
Учитель высшей
квалификационной категории
Мухаметова Л. А.
2016 годЦели:
1. Закрепить знания таблицы умножения и деления; отрабатывать умение решать
составные задачи; продолжать формировать вычислительные навыки.
2. Развивать логическое мышление; умение делать выводы, обобщать.
3. Работая в группах, воспитывать такие качества личности, как сотрудничество,
взаимовыручка, толерантность.
Тип урока: урок совершенствования и закрепления навыков.
Задачи:
Обучающие:
познавательные:
закрепить знания по теме;
активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
предметные:
Выполнять действия умножения и деления с числами в пределах 100;
находить значения числовых выражений;
решать составные задачи в 23 действия.
регулятивные УУД:
действовать по плану и планировать свои учебные действия;
адекватно оценивать свои достижения,
осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления,
прогнозировать результат;
Воспитывающие:
коммуникативные:
воспитывать умение слушать и вступать в диалог;
воспитывать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем
личностные:
воспитывать учебнопознавательный интерес к учебному материалу,
воспитывать способность к самооценке;способствовать воспитанию активности, самостоятельности, продолжить формирование
коммуникативных навыков.
Развивающие:
познавательные УУД:
искать, получать и использовать информацию соотносить её с имеющимися знаниями,
опытом;
развивать речь, мышление, математические способности, внимание.
коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге, в общей беседе, вьполняя принятые правила речевого поведения,
культуры речи;
умение работать в парах, анализировать;
личностные УУД:
формировать у младших школьников учебнопознавательный интерес к учебному
материалу;
развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающим.
Методы обучения: деятельностный, поисковый, наглядный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (парная),
индивидуальная.
Средства обучения:
для учителя: «Математика 3 класс» Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова изд. «Просвещение»
2013 г экран; конституция РФ, таблица Пифагора, портрет С. Я. Маршака,
для учащихся: учебник, КИМы, карточки для самостоятельной работы, листы формата А
3, маркеры.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели
2. Самоопределение к деятельности
Девизом нашего урока предлагаю взять слова нашего любимого детского поэта С. Я.
Маршака «Таблица умножения, достойна уважения!»Чему же будет посвящен наш урок? Какое арифметическое действие связано с умножение?
Запишите тему нашего урока: Умножение и деление в пределах 100.
Ребята, а кто выучил всю таблицу умножения? Много пришлось трудится?
Определить цели нашего урока поможет слово ТРУД.
Что же мы будем делать на уроке?
Т – трудиться, тренироваться
Р решать, рассуждать, работать в команде
У – умножать
Д делить, думать, действовать.
Итак, главной героиней сегодня по праву будет таблица умножения.
Откуда пришла к нам таблица умножения и сколько ей лет?
Сегодня об этом расскажет нам Арина. Она изучала различную литературу по данной теме
и нашла интересные факты.
Подготовленный ученик – Синцова Арина
Самые первые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней
Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст
которых составляет 5000 лет. Так что, скорее всего, таблица умножения появилась гдето в
тех краях. Хотя не исключено также и то, что данная система устного счета появилась
независимо в разных местах. Ведь таблица умножения необходима тогда, когда человек
имеет дело с большими числами и вынужден постоянно совершать арифметические
действия. Поэтому узнать имя гениального математика, который первым додумался
записать результаты умножения в виде таблицы, скорее всего, не удастся. Хотя в
европейской культуре авторство таблицы умножения приписывается знаменитому
греческому математику Пифагору, но никаких доказательств этому нет. Тем не менее
данная таблица получила название «Таблица Пифагора»
Чтобы числа перемножить
Ты в таблице их найди.
Результат получишь скоро
Просто числа совмести.
Спасибо, Арина, очень ценная информация.
Ребята, а можно ли таблицей Пифагора пользоваться постоянно? Таблица умножения
- это прекрасная тренировка памяти. Но, как и любая другаятренировка, она должна быть регулярной для достижения хорошего
результата. Итак, отправляемся в город Числоград, где нас ждёт математический
диктант.
3. Актуализация и пробное учебное действие.
А) инструкция:
У вас на столах есть 8 карточек. Участники под № 4 – раздайте карточки всем членам
вашей команды поровну. Сколько карточек получил каждый? ( по 2, потому что 8 :4=2).
Сейчас я вам буду давать различные задания, а вы записывайте ответы на отдельных
карточках и кладите их на середину стола, начинаем с участника под № 1 :
Произведение чисел 16 и 4. (64)
1 множитель 25, второй множитель 3, найти произведение. (75)
Увеличить 9 в 2 раза. (18)
Цена лазерного диска 11 рублей. Сколько стоит 9 таких дисков? (99)
Делимое 48, делитель 8. Чему равно частное? (6)
Если число 63 уменьшить в 9 раз, то получится? (7)
Найти частное чисел 24 и 2? (12)
Пирожок стоит 14 рублей, а сок 7 рублей. Во сколько раз сок дешевле пирожка? (2)
Ученики под № 3 по эталону проверьте ответы своей команды.
64, 75, 18, 99, 6, 7, 12, 2.
А) Рассортируйте карточки на группы. На какие группы рассортировал стол № 3. (чётные,
нечётные) Какие числа мы называем чётными? ( те числа, которые делятся на 2) назовите
их. А нечётные? – назовите их. Кто поделил так же?
Б) Как ещё можно было рассортировать данные числа? (однозначные и двузначные)
Умножьте полученные однозначные числа (6*7*2= 84)
Вам нужно составить задачу с ответом 84 про природу нашего края. Думаем 30 секунд.
Время закончилось. А сейчас расскажите свою задачу соседу по плечу, начинают нечётные
номера. Как завершите работу, подайте сигнал.
Проверим, что у вас получилось. Если вам понравилась задача – хлопаем в ладоши.
Встаньте те, кто составлял задачу про цветы, про посаженные растения, про срубленные
деревья.Молодцы, никто не допустил главной ошибки. Кто помнит, какая статья Конституции
Российской Федерации посвящена охране природы? (58)
(Один ученик выходит и читает статью)
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к
природным богатствам.
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
В) Итак, отдохнули, теперь можем выполнять следующее задание. У вас на столах есть
большие листы бумаги, переверните их и найдите сектор для работы под своим номером.
Какие задания мы можем выполнять с помощью умножения и деления?
Структура « «Плейс мэт консенсус»
(на доске: числовое выражение, уравнение, неравенство)
1) Поднимите руку те команды, которые будут выполнять задания с числовыми
выражениями. Спасибо.
Что нужно помнить, чтобы правильно найти значение числового выражения? (порядок
действий). Вам в помощь модели примеров на доске.
А∙ (В+Г): Б Б+Г∙Д ( ВГ):А∙Б
2) Хлопните в ладоши, кто будет выполнять задания с неравенствами.
Какими могут быть неравенства? (числовыми) – Это ваш вид.
Какими ещё могут быть? ( именованными) Это ваш вид. Какие единицы измерения можете
использовать? (единицы измерения длины, времени, массы)
3) Встаньте, кому достались уравнения. Какой компонент может быть неизвестен? (1
множитель) – Это ваш вид уравнений.
Например, делитель. – Это ваш вид.
Послушайте инструкцию, как мы будем работать.Каждый ученик в своей части листа придумывает задание для своих одноклассников.
Записываете столько идей, сколько успеете за 1 минуты. Время пошло. Хлопок.
А сейчас каждый выберите самую удачную идею и представьте её команде. Начинает
ученик под № 1, затем № 2 и так далее. А все члены команды должны оценить работу.
Если идея отличная – палец вверх. Значит, это задание соединяете красной стрелкой с
центральным ромбом. Как завершите работу, подайте сигнал. (РАУНД РОБИН).
А сейчас самая непростая задача для команды. Вам нужно выбрать одну общую идею и
записать её с решением в центральный ромб. Выбираете из тех, которые отмечены
стрелками.
А сейчас пришло время представить свои идеи. Чьи задания выбрали, пишут их на доске, а
остальные ученики себе в тетрадь. Ученик у доски получает оценку.
После защиты лист вывешивается на стену, чтобы ученики имели возможность изучить
другие задания.
Где нам может ещё пригодится умножение и деление? ( Решение задач)
В математике существует несколько видов задач, которые необходимо решать с
помощью таблицы умножения. Самые распространенные – это … А в общем
догадайтесь сами. Для этого мы пойдём в магазин. Кто догадался, какие это задачи?
(Цена, количество, стоимость). Я думаю, что вы уже достаточно хорошо научились
решать задачи такого вида, что можно попробовать решить их самостоятельно.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
У вас на столах есть конверты с задачами. На синих карточках лёгкие задачи, на розовых
самые трудные. Выберите карточку с задачей и решите её в тетради. Первым пятерым , как
всегда, ставлю оценки.
На доске вывешивается эталон для проверки. Какого цвета карточка, такого цвета эталон
для проверки (на доске) поставьте себе оценку за работу над задачей.
Встаньте те, кто решил задачу без ошибок. Поднимите руку, кому ещё нужна помощь.
Спасибо за честность.
Конечно же, ребята, мы не должны забывать, что самая главная наша задача: подготовка к
Всероссийской проверочной работе. И здесь умножение и деление так же нам очень
пригодится. Откройте Кимы на стр. 76 – это ваше домашнее задание. Задания типа А и Б
делают все, а задания С дополнительно.
Сегодня в течение урока мы задания данного вида с вами повторили, думаю, что особого
труда задания вызвать не должны.
А сейчас найдите на ваших столах буквы. При помощи данной буквы опишите, каким наш
урок получился. Обсудите 30 секунд в группе и выберите того, кто будет отвечать.М математический, почему?
И интересный
Е ежедневный
У успешный
Н необыкновенный
Я ярким
Какое слово можно составить из этих букв? (умение)
У вас были знания таблицы умножения, мы целый урок действовали, трудились и знания
превратились в умения, которыми вы теперь можете пользоваться и применять.
Вернёмся к целям нашего урока. Встаньте те, кто достиг поставленной цели?
А девиз не забыли? Читают хором.
Ярослав М.
Таблица умножения
Достойна уважения
Она всегда во всём права:
Чтоб ни случилось в мире,
А всё же будет дважды два,
Попрежнему четыре.
Таблицу каждый должен знать
Обязательно на «5».
Чего я вам всем , конечно, желаю.
Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке и за что?
Я хочу похвалить всех ребят. МОЛОДЦЫ!