КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Оценка 4.6

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
14.01.2017
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Результатом педагогического проектирования выступает проект урока, то есть подробный и продуманный во всех отношениях сценарий урока. Разрабатывая план-конспект урока, учитель стремился отразить содержательную составляющую учебного занятия. Так как основной целью знаниево-ориентированного подхода в обучении школьников выступало формирование образов и представлений учащихся, основными способами её реализации в массовой педагогической практике становились объяснительно-иллюстративные методы обучения: учитель объяснял, рассказывал, беседовал и закреплял усвоение учебного материала с помощью упражнений репродуктивного характера. Новые образовательные стандарты поставили педагогов перед необходимостью отражать в проектах уроков деятельностную составляющую личностно-ориентированного и компетентностно-ориетированного взаимодействия. Средством повышения деятельностной составляющей современного урока выступила технологическая карта. Конструирование, которой и представлено в данной работе.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.doc
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Результатом педагогического проектирования выступает проект урока, то есть подробный и продуманный во всех отношениях сценарий урока.  Разрабатывая   план­конспект   урока,   учитель   стремился   отразить содержательную   составляющую   учебного   занятия.   Так   как   основной   целью знаниево­ориентированного   подхода   в   обучении   школьников   выступало формирование   образов   и   представлений   учащихся,   основными   способами   её реализации   в  массовой   педагогической   практике   становились   объяснительно­ иллюстративные методы обучения: учитель объяснял, рассказывал, беседовал и закреплял   усвоение   учебного   материала   с   помощью   упражнений репродуктивного характера. Новые   образовательные   стандарты   поставили   педагогов   перед необходимостью   отражать   в   проектах   уроков   деятельностную   составляющую личностно­ориентированного компетентностно­ориетированного и     взаимодействия. современного урока выступила технологическая карта.   Средством   повышения   деятельностной   составляющей Сам   термин   «технологическая   карта»   напрямую   связан   с   понятием «технология»,   и   тоже   пришёл   из   технических,   точных   производств.   В экономическом   словаре   технологическая   карта   определяется,   как   форма технологической   документации,   в   которой   описан   весь   процесс   обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т.п.» (  ) В   педагогике   технологическая   карта   урока   –   это   форма   и   способ графического   проектирования   учебного   занятия,   таблица,   позволяющая структурировать   учебное   занятие   по   определённым   параметрам;   визуальный образ (замысел) будущего учебного занятия. 1 Исходя из данных определений, можно выделить те позиции, на которые  необходимо опираться при конструировании технологической карты урока: 1)  она имеет статус документа, а значит предполагает деловой академический стиль   письменной   речи   и   техническое   оформление   в   соответствии   с предъявляемыми требованиями; 2) в ней должен быть описан весь процесс точно рассчитанный и алгаритмично представленный; 3) должны быть указаны  операции, их составные части; 4) описан технологический инструментарий (методы, приёмы, средства); 5) описание краткое (так как это графическая форма, таблица), но создающее целостный и точный визуальный образ процесса (от качества замысла зависит и качество реализации). Совершенно   очевидно,   если   урок   выступает   клеточкой,   элементом, единицей   педагогического   процесса,   значит,   и   технологическая   карта   урока должна соотноситься с его структурой (схема 1). Схема 2. Структура педагогического процесса Проект   урока   (разработка   урока)   включает   в   себя   паспорт   урока, технологическую карту хода урока,  приложения. 1. Технические требования к оформлению проекта урока 1) Проект   урока   выступает   конечным   продуктом   педагогического проектирования   предстоящего   взаимодействия   учителя   и   учащихся   на учебном   занятии,   направленном   на   воспитание   и   развитие   личности средствами формирования УУД и достижение планируемых образовательных результатов в контексте требований ФГОС. 2) Проект   урока   является   формой   методического   продукта   (т.е.   может   быт представлен   педагогическому   сообществу).   Поэтому   он   должен   быть 2 достаточно   кратким,   но   по   полноте   и   плотности   информации   создавать ясное,   чёткое   и   целостное   представление   о   взаимодействии   учителя   и учащихся   обеспечивающем   достижение   запланированных   образовательных результатов. «Чем тщательнее и полнее разработан план урока, ­ утверждает В.А. Онищук, ­ тем лучше пройдёт предстоящее занятие» [3]. 3) Проект урока оформляется в виде печатного текста на листах А4 формата. Поля: левое 2 см, верхнее и нижнее – 1,5 см, правое – 0,5 см. Шрифт: Times New Roman – 12. Межстрочный интервал – одинарный. 4) В   оформлении   должны   быть   использованы   шрифтовые   выделения   и подчёркивания:   этапы урока оформляются жирным шрифтом прописными буквами;   пункты   плана,   отражающие   содержание   учебного   материала жирным   шрифтом   строчными   буквами;   названия   приёмов   и   методов оформляются   курсивом;   формы   и   средства   обучения   –   без   шрифтовых выделений, но с подчёркиванием. 5) В оформлении допускаются и приветствуются следующие сокращения:  ПОР – планируемые образовательные результаты; ЛР – личностные результаты; МР –  метапредметные   результаты;     ПР ­    предметные   результаты;     РУД  – регулятивные   универсальные   учебные   действия;   ПУД   –   познавательные учебные действия; КУД – коммуникативные учебные действия. 2. Конструирование паспорта урока 1) Паспорт   урока   должен   представлять   описание   всего   образовательного процесса   в   соответствии   с   его   структурными   компонентами:   целевым, содержательным, организационно­деятельностным, результативным. 2) Паспорт оформляется в таблице следующего вида: Паспорт урока __________________ в _____ классе ФИО учителя, название ОО Тема урока: Образовательная цель Планируемые образовательные результаты По окончании изучения темы ученик: ЛР: МР: ПР: 3 к результатам «_______________» т Программные   требования образовательным раздела н е н о п м о к й о в е л е Ц т Программное содержание Мировоззренческая идея Ценностно­смысловые ориентиры План   изучения   учебного материала Ученик научиться: Ученик получит возможность научиться:  1. 2. 3. н е н о п м о к   й ы н ь л е т а ж р е д о С   н е н о п м о к й ы н т с о н ь л е т я е д ­ о н н о и ц а з и н а г р О т Тип урока Основные понятия   Основные закономерности ­­­­­­­­­ законы, или Форма урока Образовательная технология   технологии обучения Оснащение урока Мизансцена урока Предварительная подготовка   к   уроку учащихся Домашнее задание 3) Конструирование целевого компонента предполагает: а)  формулировку темы урока, которая соотносится с календарно­тематическим планированием учителя; б)   формулировку   образовательной   цели   урока,  которая   характеризует   общие стратегические   ориентиры   и   направления   педагогического   взаимодействия, поэтому её иногда принято называть «цель­стратегия», «цель­вектор» или «цель­ идеал»; в) декомпозиция цели выражается в определении и формулировании конкретных планируемых   образовательных   результатов:   личностных,   метапредметных, 4 предметных, которые подлежат оценке в установленный временной период (как правило,   по   окончании   изучения   темы);   планируемые   образовательные результаты   выступают   здесь     как   «цель­норма»   и   должны   формулироваться точно,  конкретно, критериально, чтобы их можно было  измерить и  оценить; г) «цель­стратегия» и «цель­норма» должны соотноситься с требованиями ФГОС и рабочей программой по предмету, разработанной учителем, подтверждением этого является выписка из программы тех программных требований, которые определены к данному разделу учебной дисциплины; 4)   Конструирование   содержательного   компонента   образовательного процесса предполагает: а)   соотнесение   отбираемого   содержания   образования   данного   урока   с программным содержанием, то есть теми дидактическими единицами, которые определены рабочей программой по данному предмету; б) в результате содержательного анализа учебного материала темы определение и   оформление   мировоззренческой   идеи   урока,   т.е.   такой   мысли,   которая выступает системообразующим элементом отражения целостного представления о законах и закономерностях мироустройства и определяющего   становление личности в качестве социального субъекта; в) обозначение тех ценностей, приобщение к которым способствует изучение и осмысление содержания учебного материала по данной теме; г) составление простого плана содержания учебного материала по теме; д)  в  результате   логико­структурного   анализа   учебного   материала   по   теме,  в зависимости от специфики учебного предмета, выделяются компоненты знаний, обеспечивающие   достижение   обучающимися   планируемых   образовательных результатов:   основные   понятия,   даты,   имена   (исторических   личностей, писателей,   учёных,   литературных   героев   и   т.д.),   географические   объекты, формулы,   законы,   правила   (орфограммы),     техники,   приёмы,   операции, процедуры,   технологии,   теории,   концепции,   произведения   (литературные, художественные, музыкальные, исторические и т.д.), жанры и т.д.; 5 5)   Конструирование   организационно­деятельностного   компонента образовательного процесса на уроке включает в себя: а)   определение   типа   урока,   т.е.   его   ведущая   дидактическая   задача:   вводный урок,   комбинированный     урок,   урок   изучения   нового   материала,   урок повторения   и   закрепления   изученного;   урок   обобщения   и   систематизации изученного; урок контроля и оцени достижений обучающихся; б) определение формы (вида) урока: урок­исследование, урок­дискуссия, урок­ диспут, урок­практическая работа, урок­лабораторное занятие, урок­игра, урок­ презентация и т.д.; в)   выбор   технологии,   обеспечивающей   достижение   цели   и   планируемых образовательных   результатов:   технология   развития   критического   мышления, технология   проблемного   обучения,   технология   развивающего   обучения,   технология   учебно­группового технология   интерактивного   обучения, сотрудничества,   информационно­коммуникативные   технологии,     технология модульного обучения, технология создания учебных ситуаций и т.д. г)   определение   системы   средств,   обеспечивающих   эффективность   и результативность   образовательного   процесса:   дидактических   и   материально­ технических, настенных и настольных; д)   определение   мизансцены   урока,   обеспечивающей   целесообразность педагогического взаимодействия: расстановка парт по кругу, рядами, группами, буквой «П»,  одиночно по всему периметру классной комнаты; е) описание заданий и видов деятельности учащихся, которые они получили от учителя   заранее   и   выполнили   в   течение   определённого   времени   в   качестве подготовки к данному уроку; ж)   описание   домашнего   задания,   способствующего   укреплению   достижения планируемых   образовательных   результатов   и   успешной   демонстрации обучающимися мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, знаний, универсальных учебных действий на последующих уроках. 3. Конструирование технологической карты хода урока 6 1) Технологическая карта  хода урока отражает сущность обучения, основными характеристиками   которого   выступают:   целенаправленность,   двусторонний характер   (учитель   и   ученик);   активное   взаимодействие   (преподавание   и учение). 2) Технологическая карта хода урока оформляется в таблице следующего вида: ПОР Деятельность учителя ЭТАП УРОКА ЭТАП УРОКА Деятельность учащихся *ПОР – планируемые образовательные результаты урока 3) Конструирование хода урока предполагает: а)   Обозначение   этапов   урока,   количество   и   последовательность   которых определяется   логикой   той   технологии,   которая   выбрана   учителем   для реализации целей данного урока. Неизменными остаются только традиционно утвердившиеся в практике и отражающие логику любой деятельности – первый (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   МОМЕНТ)     и   последний   (ПОДВЕДЕНИЕ   ИТОГОВ УРОКА) этапы.  б) распределение отобранного и сконструированного содержания образования по этапам урока; в)   перенос   формулировок   ПОР   из   паспорта   урока,   осмысление   и   выбор целесообразных УУД и технологического инструментария их достижения; г)   выстраивание   упорядоченной   последовательности   целесообразных   заданий, действий субъектов образовательного процесса; д)   координация   и   синхронизация   ПОР,   заданий   и   действий   (методов,   форм, средств); е)   определение   системы   методов   и   форм   диагностики   и   контроля образовательных   достижений   обучающихся,   диагностических   средств   для оценки и самооценки образовательных результатов; ж) конструирование содержания личностной рефлексии и форм её фиксации. 4. Конструирование приложений 7 Приложения   включают   в   себя   всё   дидактическое   сопровождение образовательного процесса, т.е. все те дидактические материалы, которые не могут быть включены в формат технологической карты хода урока, но являются не   только   необходимыми   средствами   организации   активной   учебно­ познавательной   деятельности   обучающихся,   но   и   средствами   создания визуального образа проектируемого урока: а)   слайды   мультимедийного   сопровождения   учебного   занятия   (6   слайдов   на листе А4 формата книжной ориентации); б)   раздаточный   материал:   дидактические   карточки,  перфокарты,   инструкции, памятки, схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, тексты, иллюстрации,  и т.д.; в) изображения макетов, приборов, с которыми работают обучающиеся. 8

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017