Конструкт
урока в смешанном обучении
перевернутый класс по биологии
Выполнила: Боровикова Т.Н.,
учитель биологии,1 категории.
Понятие модели обучения «перевернутый класс»
Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от нее «шагать в ногу». Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса - и те, кто учит, и те, кто учится. Наиболее эффективно реализовать эти требования позволяет именно модель перевернутого класса. Особую роль играют требования по индивидуализации учебного пространства.
Модель образовательного процесса под названием “перевернутый класс” – это разновидность смешанного обучения.
Перевернутый класс (урок) - это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома с помощью ИКТ (видео-лекций, интерактивных материалов, презентаций), а на очном занятии проходит практическое закрепление материала.
Для перевернутого обучения характерно использование водкастов (vodcast), подкастов(podcast), и преводкастинга (pre-vodcasting).
Подкаст (Podcast) - это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн.
Водкаст (Vodcast от video-on-demand, т.е. видео по запросу) - это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами.
Преводкастинг (Pre-Vodcasting) - это образовательный метод, в котором школьный учитель или преподаватель вуза создает водкаст со своей лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Метод преводкастинга - это первоначальное название метода перевернутого класса.
Существует технология использования водкастов в учебном процессе с применением специального программного обеспечения:
· CMS (Content Management System, система управления содержимым) - используется для создания и управления содержанием учебных материалов;
· LMS (Learning Management System, система дистанционного обучения) -обеспечивает доступ к учебным материалам, организацию обратных и горизонтальных связей и т.п.
Перевернутый класс (Flipped Class) - это модель обучения, в которой выполнение домашней работы, помимо прочего, включает в себя применение технологий водкаста:
· просмотр видеолекции;
· чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков
· прохождение тестов на начальное усвоение темы.
Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.
Переход к модели перевернутого класса является переходом от главенства учителя к главенству ученика. В зарубежной литературе этот переход образно описывают как смену роли учителя с “sage on the stage” на “guide on the side”, что вольно можно перевести как переход от «мудрец и на дуде игрец» к «гид – со стороны рулит».
Основная цель применения технологии «Перевернутый класс» заключается в такой организации учебной работы, при которой происходит:
1. Формирование универсальных учебных действий.
2. Развитие личностных качеств и общей культуры учащегося.
3. Понимание ценности образования, внутренней мотивации и ответственности за свое обучение.
4. Обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося, развития важных качеств и умений 21 века, таких как:
· активность, инициативность и самостоятельность;
· грамотность в области ИКТ;
· творческий подход и новаторство;
· критическое мышление и способность решать проблемы;
· коммуникабельность и сотрудничество.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ с ЭФУ
Модель смешанного обучения: ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС
|
|
Вариант использования ЭФУ: «модель BYOD»
|
|
УМК |
«Биология. 8 класс» автор В.В. Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов; под ред. В.В.Пасечнка.-М.Просвещение,2017(Линия жизни). Электронная форма учебника (ЭФУ) для общеобразовательных школ.
|
предмет |
биология |
класс |
8 |
Общая информация |
|
Тема учебного занятия |
Внутренняя среда организма. Кровь - компонент внутренней среды организма. |
Тип учебного занятия |
Урок «открытия» нового знания |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) |
Цель: Создание условий для осознания значения крови как важного компонента внутренней среды, показателя состояния здоровья организма человека. Задачи: Общеобразовательные: углубить знания о внутренней среде организма, ее постоянстве и компонентах; сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь; ввести ряд биологических понятий: лимфа, тканевая жидкость, плазма, эритроциты, гемоглобин, лейкоциты, тромбоциты, фагоциты, гомеостаз, антигены, антитела. Развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме; продолжить развитие навыков коммуникативных и информационных компетенций; формировать навыки работать индивидуально и в группах, анализировать ответы товарищей; формировать способности к творческому, креативному мышлению в рамках изучаемой темы. Воспитательные: воспитывать культуру речи; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; показать связь изучаемого материала с жизнью; разъяснить значение анализа крови как средства диагностики заболеваний. |
Планируемые результаты |
|
· личностные |
овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
· предметные |
формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию. |
· метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) |
высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции; умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Необходимое оборудование |
Компьютер учителя, нетбуки учащихся. |
Дидактическое обеспечение |
Таблица «Внутренняя среда организма. Состав крови» |
ЭОР и сетевые сервисы |
https://infourok.ru/videouroki/211 https://infourok.ru/videouroki/212 |
Система (платформа) - онлайн |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
при смешанном обучении с использованием ЭФУ в условиях реализации ФГОС
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Как используется материал ЭФУ (тип объекта, номер страницы, какую роль он играет на данном уроке), ЭОР и др. |
||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа дома (примерное время выполнения - 20 минут) |
||||||||||||||||||||||||||||||
Записать через электронный дневник для учащихся класса задания двух уровней сложности 1- 2 - для всех учащихся; 2- 3 – уровень повышенной сложности
|
Самостоятельно выполняют домашнее задание с использованием ЭОР: Учащиеся изучают материал на с. 60-73 «Состав внутренней среды организма и ее функции»;
- Что такое внутренняя среда организма? - Какие компоненты входят в состав внутренней среды? - В чем заключаются основные функции крови, лимфы, тканевой жидкости? 4. Готовят опорный конспект
|
Дома школьники изучают материал учебника(ЭФУ) на с. 60-73 «Состав внутренней среды организма и ее функции»; 1.Выписывают в тетрадь «Биологический словарик» новые термины и дают им определение. 2. Готовят сообщения: кровь, лимфа, тканевая жидкость Дают ответы на вопросы 3.Задание повышенной сложности Составление опорного конспекта
|
||||||||||||||||||||||||||||
УРОК (40 минут). Организационный этап (время выполнения:3 минуты)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
1. Проводит инструктаж на тему «Работа с ЭФУ» 2. Проверяет готовность школьников к уроку ( включены устройства с ЭФУ, открыты ЭФУ). 3. Предлагает обучающимся: с помощью функции «Закладки» найти с. 127. 4. Объясняет дальнейший ход урока.
|
|
ЭФУ: в содержании с.60
|
||||||||||||||||||||||||||||
Вводно – мотивационный этап (время выполнения 5 мин.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ЭФУ : стр. 60-73
|
||||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний (время выполнения – 10 минут)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сообщение 1. Тканевая жидкость – промежуточная среда между кровью и клетками организма. Составляет около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки тела. Она состоит на 95% из воды и растворенных в ней органических и неорганических веществ, а также кислорода и углекислого газа. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада и углекислый газ, которые поступают обратно в кровь и ею уносятся. Сообщение 2. Лимфа – жидкая
соединительная ткань, состоящая из воды с растворенными в ней продуктами
жизнедеятельности. Она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим
капиллярам, которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические
сосуды образуют лимфатический проток, через который лимфа попадает в
кровь. Сообщение 3. Кровь – удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь».
2. Составляют схему в опорных листах «Взаимосвязь компонентов внутренней среды» слайд 4 компоненты внутренней среды
кровь лимфа тканевая жидкость
|
Просматривают инфоурок «Состав внутренней среды организма и ее функции»;
11 Расширение понятий: Кровь. Лимфа
|
||||||||||||||||||||||||||||
Этап изучения нового материала (время выполнения 10 минут)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организует исследовательскую работу в группах (4 0 5 человек) в рамках задания – проекта ЭФУ. Назначает тьюторов группы. 2.Организует представление результатов групповой исследовательской работы |
1) Работают в группах с использованием ЭФУ: исследуют особенности строения и функционирования клеток крови. 2) Группы представляют результаты исследовательской работы. Группа 1.
Дополнение : гемоглобин, оксигемоглобин Нв+4О2= НвО8 НвО8= Нв+4О2 Группа 2
Группа 3.
|
С. 62 (ЭФУ)
С. 63(ЭФУ)
С.64-65
|
||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка (2 минуты) |
||||||||||||||||||||||||||||||
Этап первичного закрепления пройденного на уроке материала ( время выполнения – 6 минут)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
1) Организует закрепление материала с помощью тренажера и контролирующего теста ЭФУ |
1) Работают с итоговым тренажером в конце темы «Внутренняя среда организма. Кровь». |
Расположите описания этапов свёртывания крови в порядке следования сверху вниз
|
||||||||||||||||||||||||||||
Этап подведения итогов урока (время выполнения- 2 минуты) |
||||||||||||||||||||||||||||||
1). Организует подведение итогов урока. 2)Организует рефлексию |
1) Тьюторы в группах выставляют оценки каждому школьнику и докладывают учителю, в целом анализируют работу всей группы. 2) участвуют в рефлексии урока. |
На сайте учителя школьники размещают отзывы об уроке и анализируют свою работу. |
||||||||||||||||||||||||||||
Этап выдачи домашнего задания - 2 минуты |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Дома школьники составляют схему «Типы иммунитета». Выкладывают выполненные задания на сайт учителя. Учитель проверяет и оценивает задания. |
||||||||||||||||||||||||||||
Список литературы
1. Карманова Е.В. Методика использования сетевых социальных сервисов Web 2.0. в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Е.В. Карманова, М.А. Яковенко // Магнитогорск: МаГУ, 2018. – 55 с.
2. Мастерская Марии Курвитс – [Электронный ресурс]. URL: http://www.marinakurvits.com/2014/02/blog-post.html – Режим доступа: (дата обращения: 14.11.2020).
3. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. / И.Я. Ланина – М.: Просвещение, 2019.-24с
4. Веб-сервис learningapps.org. – [Электронный ресурс]. URL: http://learningapps.org/myapps.php?displayfolder=160520 – Режим доступа: (дата обращения: 14.11.2020
5. Гончарова, Н.Ю. Новые информационные технологии – [Электронный ресурс] URL: http://www.acis.vis.ru/8/4/1_5/4.htm Режим доступа: (дата обращения 14.11.2020)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.