Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
20.12.2018
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме : "Луг- природное сообщество". Урок открытия новых знаний. занятие проводится в виде игры, в классе будут работать три отдела редакции журнала «Жизнь луга», а в конце урока дети должны представить его макет.. На протяжении всего урока обучающимся необходимо выполнять задания, делать выводы. Обучающиеся продолжают учиться самостоятельно формулировать тему и задачи урока.
конструкт урока Луг природное сообщество.docx
Институт развития образования Свердловской области
Конструкт урока окружающего мира
по теме «Луг – природное сообщество»
4 класс
технология проблемного обучения
Разработали:
Плотникова Г.С. г. Екатеринбург, 2017
Тема: «Луг – природное сообщество»
Класс: 4
Вид: урокигра
Тип урока:урок открытия новых знаний
Цель: способствовать формированию представления о луге, как о природном сообществе.
Задачи:
обучающая:
способствовать формированию умения ориентироваться в своей системе знаний для решения учебной задачи;
развивающие:
развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
развивать умение строить речевое высказывание придерживаясь этических норм общения при совместной работе;
воспитательная:
воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение
пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида
деятельности на другой.
Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных
источников, обобщать её и делать выводы.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать
позицию собеседника, формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение. сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с
Предметные:
разнообразием живых организмов луга и ролью человека в жизни природного сообщества.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков, презентация, медиапроектор, карточки с
заданиями, аудиозаписи, картинки из старых журналов и газет для создания журнала, ватман, клей, ножницы,
художественные материалы, атласопределитель, гербарий, толковый словарь С.И.Ожегова.
Ход урока
Этапы, цель
Деятельность учителя
Формируемые
УУД
Деятельность
учащихся
Методы и
приемы
Организацио
мотивационн
нно –
ый
3мин
Выработать
мотивацион
ный
компонент
к учебной
деятельнос
ти
Актуализаци
я знаний
4 мин
Применение
способов
Подготовка к уроку.
Приветствуют
учителя. Слушают
Коммуникативн
ые учебные
действия: форми
ровать умение
слушать и
слышать учителя и
друг друга,
Монологиче
ский (слово
учителя),
наглядный
(презентация
,
аудиозапись)
Фронтальная
.
Приветствует
готовность к уроку.
детей!
Проверяет
(Звучит песня Юрия Антонова «Родные
места»)
Нашу зеленую планету населяют
удивительные растения и животные, между
которыми существуют крепкая дружба.
Сегодня на уроке Окружающего мира нам
предстоит открыть новые тайны зеленых
жителей планеты. Нас ожидают встречи
невиданные, знакомства негаданные,
зазвучат звуки неслыханные, а загадки –
так на каждом шагу.
Сейчас давайте проверим ваши знания и
проведем графический диктант.
Запишите знак +, если утверждение верное,
если неправильное поставьте
Выполняют
графический диктант.
Смотрят презентацию
Монологиче
ский (слово
учителя,
объяснение,
презентация)
,
Личностные:
развивать
познавательный
интерес, учебные
мотивы,
чувство
бережного индивидуаль
ная
действий
повторения
и
закрепления
ранее
изученного
1 Самый верхний ярус леса образован
деревьями.
2 Средний ярус –это мхи и лишайники.
3 В этом сочетании не будет происходить
круговорота веществ: дуб – гусеницаптица
микробы.
4 На дереве обитают кроты и землеройки.
5 Грибы необходимы лесу, потому что ими
питаются многие животные.
6 Жуки короеды приносят вред лесному
сообществу.
7 Лесная подстилка долгие годы
сохраняется в лесу.
8 Все животные леса делятся на четыре
группы по типу питания.
9 Бурый медведь хищник.
10 Плоды всех кустарников человек
употребляет в пищу.
Обменяйтесь карточками и проверьте
работу товарища.
Поставьте себе заработанные за эту работу
к
отношения
природе.
Регулятивные:
развивать умение
определять цель
деятельности на
уроке;
формировать
умение
пользоваться
правилами работы
в
группе;
формировать
умение
удерживать
внимание,
переключаться с
одного
вида
деятельности на
другой.
Познавательные:
формировать
умение извлекать
необходимую
информацию из
разных
источников,
обобщать её и
делать выводы.
Коммуникативн баллы в свой «Лист успеха»: нет ошибок –
5 баллов, 1 2 ошибки – 4 балла, более 2
ошибок – 3 балла.
Ответы (на слайде): +, , , , +, , , +, , .
Постановка
темы и цели
урока
2 мин
Подведение
детей к
формулиров
анию темы
и задач
Послушайте внимательно стихотворение
Ивана Сурикова.
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Смотрят презентацию,
слушают.
Отвечают на вопросы,
ставят самостоятельно
тему урока и цель
рассуждающ
ий(слово
учителя,
диалог),
наглядный
(презентация
),
Фронтальная
ые: формировать
умение слушать и
слышать учителя и
друг
друга,
умение учитывать
позицию
собеседника,
умение задавать
вопросы и чётко
формулировать
свою мысль, давая
ответ
на
поставленный
вопрос;
формировать
умение
обосновывать и
доказывать своё
мнение.
Личностные:
развивать
познавательный
интерес, учебные
мотивы,
чувство
бережного
отношения
природе.
к урока
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
Как вы думаете, почему я прочла именно
это стихотворение?
Правильно: тема нашего урока «Луг –
природное сообщество»
Какие цели и задачи мы можем
поставить перед собой на уроке?
что такое луг, как он выглядит
выяснить особенности луга:
что растёт на лугу;
кто живёт на лугу?
как человек использует луга
И главный вопрос:
является ли луг природным
сообществом?
А что является природным сообществом?
Дети формулируют
цель и задачи.
Высказывают свои
мнения
Регулятивные:
развивать умение
определять цель
деятельности на
уроке;
формировать
умение
пользоваться
правилами работы
в
группе;
формировать
умение
удерживать
внимание,
переключаться с
одного
вида
деятельности на
другой. Слушают учителя,
смотрят презентацию,
делятся на 3 отдела,
работают с учебником,
гербарием, атласом –
определителем
и
энциклопедиями.
В
группах назначаются
ответственные
за
работу всего отдела.
распределяют
Они
задания,
назначают
докладчиков,
обсуждают,
план защиты.
строят
Исследовате
льский
(слово
учителя,
объяснение,
беседа),
наглядный
(презентация
, карточки с
заданием),
практически
й (работа в
команде).
Фронтальная
, групповая,
Открытие
новых
знаний
15 мин
Расширение
понятийной
базы за счет
включения в
нее новых
знаний
Сегодня у нас состоится не совсем
обычный урок. Урок – игра. В нашем
классе сегодня будут работать три отдела
редакции журнала «Жизнь луга», а в конце
урока мы представим его макет.
(Учитель дифференцированно делит класс
на группы)
Условия игры:
Класс поделим на три отдела.
Каждый отдел получает карточку –
задание.
Все сотрудники должны активно
участвовать в обсуждении всех
вопросов и подготовить отчет о
работе отдела.
Раздаются карточки, дети делятся на 3
отдела:
1 отдел работает по теме «Растения
луга»
к
Личностные:
развивать
познавательный
интерес, учебные
мотивы,
чувство
бережного
отношения
природе.
Метапредметн
ые:
Регулятивные:
развивать умение
определять цель
деятельности на
уроке;
формировать
умение
пользоваться
правилами работы
в
группе;
формировать
умение
удерживать
внимание,
переключаться с
одного
вида
деятельности на
другой. Высказывают своё
работа со
мнение,
словарём
2 отдел работает по теме «Животные
луга»
3 отдел работает по теме «Человек и
луг»
Для начала работы мы должны уточнить,
что же такое луг?
Луг участок земли, покрытый
травянистой растительностью. (Толковый
словарь. С.И.Ожегов)
А нас с вами интересует жизнь луга.
Сейчас мы работаем по своим
направлениям, а затем предоставляем
отчет о проделанной работе, оформив
найденную информацию на листах А4. А в
конце урока ваши наработки объединим в
журнал. Не забудьте назначить
ответственных и распределить обязанности
в отделе.
Познавательные:
формировать
умение извлекать
необходимую
информацию из
разных
источников,
обобщать её и
делать выводы.
Коммуникативн
ые: формировать
умение слушать и
слышать учителя и
друг
друга,
умение учитывать
позицию
собеседника,
умение задавать
вопросы и чётко
формулировать
свою мысль, давая
ответ
на
поставленный
вопрос;
формировать
умение
обосновывать и
доказывать своё
мнение.
Предметные: сформировать
представления
учащихся о луге,
как о природном
сообществе,
познакомить
разнообразием
живых организмов
луга,
с ролью
человека в жизни
природного
сообщества.
с
Карта №1
План работы 1 отдела «Растения луга»
Выяснить:
1. Какие растения растут на лугу?
2. Что объединяет эти растения?
3. Интересные факты из жизни луговых
растений.
Карта №2
План работы 2 отдела «Животные луга»
Выяснить:
1. Какие животные живут на лугу?
2. Богат ли луг разнообразием
животных?
3. Особенности жизни некоторых
животных луга. Карта №3
План работы 3 отдела «Человек и луг»
Выяснить:
Выполняют
физминутку
1. Какие действия людей могут
привести к гибели луга?
2. Как по вине человека может
нарушиться экологическое
равновесие луга?
3. Составьте правила друзей луга.
(Правила могут быть в рисунках.)
А теперь давайте сделаем небольшой
перерыв и проведем физкультминутку
«Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
Прыгскок. Прыгскок.
Сели, травушки поели,
Тишину послушали.
Отчет отделов о
работе. Заслушиваются
представители
каждого отдела.
Рассказывают и
представляют
Вывод:
• На лугу растут
травы,
большинство
растений – цветы.
• На лугу растут
грибы.
• Растут на
открытой
местности.
• Любят свет и
тепло.
Вывод: Животный мир
разнообразен.
На лугу живут
насекомые, птицы,
черви, жуки,
пресмыкающиеся
Тише – тише, высоко
Прыгай на ногах легко!
Теперь давайте начнем представление и
заслушивание отчетов. После выступления
представителя каждого отдела задаются
вопросы, идет обсуждение, подводится
итог работы каждого отдела.
Какие особенности выявили?
1.Отдел
Что растёт на лугу?
Что объединяет все растения?
2.Отдел
Кто живёт на лугу?
3.Отдел.
Влияние человека на луг
Правила поведения на лугу.
Следовательно, можно сделать вывод,
что: Луг –это природное сообщество, Закрепление
10 мин
Соотнесение
цели
учебной
деятельнос
ти и ее
результата
потому что растения, животные, грибы и
микроорганизмы, живущие на лугу тесно
связаны между собой и, человек не имеет
права нарушать жизнь данного сообщества.
Давайте сейчас проверим составим
СИНКВЕЙН.( 1 строка – одно ключевое слово,
определяющее содержание синквейна; 2 строка –
два прилагательных, характеризующих ключевое
слово; 3 строка – три глагола, показывающие
действия понятия; 4 строка – короткое
предложение, в котором отражено авторское
отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно
слово, обычно существительное, через которое
автор выражает свои чувства и ассоциации,
связанные с понятием.)
Работа с учебником.
Используя иллюстрации на с. 184185,
запишите 23 цепи питания, сложившиеся
на лугу.
Травы гусеницы птицы
Найдите в данной схеме животное,
которое поддерживает равновесие в
природном сообществе луга (на доске)
Составляют синквейн
Открывают учебник,
проводят
взаимопроверку в
парах, работают со
схемой.
(слово
учителя,
объяснение,
беседа),
наглядный
(карточки на
доске),
практически
й (работа по
схеме).
Фронтальная
, парная,
индивидуаль
ная
к
Личностные:
развивать
познавательный
интерес, учебные
мотивы,
чувство
бережного
отношения
природе.
Познавательные:
формировать
умение извлекать
необходимую
информацию из
разных
источников,
обобщать её и
делать выводы.
Коммуникативн
ые: формировать
умение слушать и
слышать учителя и
друг
друга,
умение учитывать
позицию собеседника,
умение задавать
вопросы и чётко
формулировать
свою мысль, давая
ответ
на
поставленный
вопрос;
формировать
умение
обосновывать и
доказывать своё
мнение.
РЕЗЕРВ
1) Отгадайте загадки.
От ветра голову склоню,
Но почемуто не звоню.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?
Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Колокольчик)
(Одуванчик)
(Ромашка)
(Муха)
(Бабочка)
(Пчела) Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(Кузнечик)
Рефлексия и
итог
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
Молодцы, все справились с заданиями.
Теперь пришло время записать домашнее
задание, откроем дневники, записываем:
учебник стр. 182 190 прочитать, + рабочая
тетрадь стр. 7681 или составить кроссворд
на тему «Жизнь луга» из 15 вопросов
А теперь давайте вспомним:
Почему луг называется природным
сообществом? Приведите примеры.
Открывают дневники,
слушают учителя,
записывают домашнее
задание
Отвечают на вопросы
Словесный
(слово
учителя,
беседа),
наглядный
(презентация
),
Фронтальная
, парная,
индивидуаль
ная
Чтение стихотворения учителем:
Слушают
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой!»,
Коммуникативн
ые: формировать
умение слушать и
слышать учителя и
друг
друга,
умение учитывать
позицию
собеседника,
умение задавать
вопросы и чётко
формулировать
свою мысль, давая
ответ
на
поставленный
вопрос;
формировать
умение
обосновывать и
доказывать своё
мнение. Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как изпод ног
Молчаливо, дыша елееле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно ромашки глядели…
О чем говорится в стихотворении
Какие чувства оно у вас вызвало
Имеет ли право человек вмешиваться в
жизнь природного сообщества?
Высказывают свое
мнение, оценивают
Вывод: Человек не имеет права
вмешиваться в жизнь природного
сообщества, чтобы не нарушить
экологическое равновесие.
Оцени свою деятельность на уроке,
расскажи об этом своему соседу по
парте. Выставление оценок в парах и
учителем.
Всем спасибо за урок! До свидания!
Список использованной литературы.
1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.,2004
2. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 кл. М., 2008. 3. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: 2012
4. Коваленко Л.И.рабочая тетрадь «Окружающий мир». 4 класс. В 2 ч.Саратов: Лицей, 2010.
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Конструкт урока окружающего мира по теме «Луг – природное сообщество» 4 класс технология проблемного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.