Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей
Оценка 4.8

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Оценка 4.8
Особые потребности +1
docx
дефектология
1 кл—4 кл
06.03.2017
Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей
Учителя и родители узнают ответы на вопросы: Как получается "письмо", В чем причины нарушений письма?, Ошибки, на которые сдует обратить внимание. Когда мы говорим о письменной речи, противопоставляя ее устной, то имеем в виду не только письмо, но и чтение. О различии этих двух форм речи написаны целые научные трактаты. Нам достаточно знать, что письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях обучения. Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.
Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей.docx
Консультации учителя­логопеда для учителей начальных классов и родителей Как получается «письмо» Когда мы говорим о письменной речи, противопоставляя ее устной, то имеем в виду не только   письмо,   но   и   чтение.   О   различии   этих   двух   форм   речи   написаны   целые   научные трактаты.  Нам  достаточно  знать, что письменная речь  в отличие  от  устной  формируется только в условиях обучения. Чтобы   понять   механизмы   возникновения   нарушений   письменной   речи,   необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое. Все эти сложные перешифровки происходят в теменно­затылочно­височной области головного мозга и окончательно формируются на 10—11­м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования — этот уровень, как и    контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга. Исходя   из   вышесказанного,   мы   видим,   что   процесс   письма   и   чтения   является многоуровневым   и   только   при   согласованной   работе   всех   анализаторов,   при   сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением). Но   так   как   мы   с   вами   хотим   помочь   ребенку,   у   которого   имеются   нарушения письменной речи, то сразу делаем вывод: в этой системе слаженной работы анализаторов и деятельности головного мозга произошел сбой. Что мы должны сделать? Найти   слабое   звено   в   цепи,   выяснить   причину   и,   определив   круг   проблем,   составить индивидуальный план коррекционной работы с ребенком. В чем причины нарушений письма? «Все   дети   приходят   в   первый   класс,   начинают   учиться   читать,   писать   —   и   у большинства особых проблем нет. Почему же у нашего ребенка такие трудности? Откуда появились эти нарушения с пугающими названиями — дисграфия, дислексия?» Такой вопрос задают себе многие родители, столкнувшись с подобной проблемой. Итак, какие причины могли вызвать эти нарушения? 1 Не   будем   рассматривать   те   случаи,   когда   специфические   ошибки   возникают   в результате   снижения   интеллектуального   развития,   различных   органических   поражений головного мозга. Возьмем обычного школьника без видимых патологий. Как раз тот случай, когда ни родители, ни учителя не могут разобраться, почему у ребенка ничего не получается, несмотря на старания. Рассмотрим подробнее эти слабые звенья в развитии речи. 1.  Неправильное   звукопроизношение  (фонетические   нарушения)   может   вызвать проблемы в письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. В этом случае к моменту поступления в школу в произношении ребенка отсутствуют или искажаются какие­то звуки, а возможно, он только­только их исправил, и автоматизация этих звуков еще не закончилась.  Что в таком случае происходит? При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он   не   произносит   звук   Р,   то   вместо   слова   «КОРОВА»,   возможно,   напишет   «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА».  2. Фонематические нарушения, сложности звуко­буквенного анализа. Физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по­своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие  по звучанию: глухие — звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких   звуков   у   него   могут   встретиться   такие   примеры   в   тетради,   как   «МАЧ»   (мяч), «КОНКИ»   (коньки).   При   неправильном   звукопроизношении   он   также   может   написать «СУБА» вместо «ШУБА».   Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко­буквенного анализа и синтеза.                                                                         2 3. Лексико­грамматические нарушения.    Это в первую очередь нарушения слоговой структуры. Мы,   взрослые,   часто   умиляемся   тому,   как   смешно   говорят   наши   малыши,   и   не исправляем их. «КУБОВИЦА», «КАПЕТИК», «СКОРОДА» — в устах трехлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести­семи лет, здесь уже плакать  надо. Потому что именно так он потом и напишет. Кроме   того,   к   этой   же   категории   относятся   ошибки,   которые   мы   называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ»... Таких примеров можно привести очень много, и вы их наверняка найдете в детских тетрадях. Имеет   значение   и   наследственный   фактор,   когда   ребенку   передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а  недостаточность сформированности отдельных мозговых структур. В совокупности с другими «благоприятными» факторами: слабо развитой произвольностью; низким уровнем развития   речи,   памяти,   внимания;   психологическими   проблемами   и   т.   д.   и   получилось   в результате то нарушение письменной речи, которое диагностировали у ребенка. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней. Бывает, что нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последние 10 лет в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной. К детям из двуязычных семей нельзя подходить однозначно и ограничиться обучением русскому языку как иностранному. Среди них также можно выделить детей с нарушениями общего речевого развития, педагогической запущенностью, психологическими проблемами. В соответствии с этим и строится работа. Также   источником   неудач   в   становлении   письменной   речи   может   служить несвоевременное   формирование   процесса   латерализации   (установление   доминантной   роли одного   из   больших   полушарий   головного   мозга).   То   есть   к   моменту   обучения   грамоте   у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При   задержке   этого   процесса,   при   скрытых   формах   левшества   затрудняется   корковый контроль над многими видами деятельности. 3 Причиной   дислексии   и   дисграфии   может   явиться   и   расстройство   в   системах, обеспечивающих пространственные и временные представления. В   группу   риска   входят   дети,   не   страдающие   речевыми   нарушениями,   но   имеющие недостаточно   четкую   артикуляцию.   Таких   детей   часто   называют   «мямлями».   Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме. К   нарушениям   письменной   речи   может   привести   низкий   уровень   психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это   не   значит,   что   он   готов   сесть   за   парту.   Природа   не   изменила   законы,   по   которым развивается человек, но общество пытается вмешаться в эти процессы. Сейчас не редкость, когда «умные» мамы обучают ребенка грамоте с 2—З лет и пытаются записать в школу своих чад,   не   достигших   даже   6   лет.   И   иногда   им   это   удается.   Ничего   хорошего   из   этого   не получается. У ребенка неизбежно появляются какие­то проблемы. Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие­то сложности с появлением   на   свет,   будьте   внимательны   ко   всем   проявлениям   неблагополучия   в   его развитии.   Но   бывает   и   так,   что   все   было   нормально,   но,   когда   ребенок   пошел   в   школу, начались проблемы. Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет. Необходимо   иметь   в   виду   следующее:   все   ошибки,   которые   можно   отнести   к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю, или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления‚   невнимательности.   Здесь   необходимо   дальнейшее   наблюдение   для   того, чтобы выбрать вид помощи ребенку. 4 Ошибки, на которые сдует обратить внимание Существует   несколько   видов   нарушений   письма   и   чтения,   каждому   виду соответствуют и свои ошибки. 1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б­д, п­т, Е­З, а­о, д­ у, л­м, и­у, т­ш, ш­щ, х­ж, в­д, и­ш, и­п (письменные). 2.  Ошибки, связанные с нарушением произношения.  Отсутствие каких­то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи часто отражаются и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка). 3.  Смещение   фонем  по   акустико­артикуляционному   сходству,   что   происходит   при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются  гласные о­у, е­ю; согласные р­л, й­ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ  смешиваются кака между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), шуски (сушки), сыплята (цыплята). 4. Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при   недостаточной   сформированности   фонетической   стороны   речи   и   фонематического восприятия  может привести к ошибкам на письме:  пропуск букв и слогов, недописанные слова. 6. Большой процент ошибок из­за неумения ребенка передавать на письме  мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет), Луба (Люба). 7.  Слитное написание предлогов, раздельное —    приставок  также является одним из   проявлений дисграфии. 8. Кроме этого, дети, страдающие нарушениями письма, могут не держать строчку, игнорировать точку в конце предложения, заглавную букву. Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Вот пример письма ученика 6­го класса, у которого еще в начальной школе, в конце первого класса, проявилась смешанная форма дисграфии. Те же ошибки он допускал и при чтении.   В   силу   различных   обстоятельств,   кроме   обычных   дополнительных   занятий   по русскому языку, никаких мер не предпринималось. Специальной помощи ребенок не получил. 5 5. Часты при дисграфии ошибки застревания (персеверации): За зомом росла мамина.   упреждения (антиципации): дод небом лолубым.   (За домом росла малина.), предвосхищения, (Под небом голубым.) В   результате   дисграфических   ошибок   стало   меньше,   но   возросло   во   много   раз количество   орфографических   ошибок.   У   ребенка   развилась   дизорфография.   И   пример ученика   2­го   класса   со   смешанной   формой   дисграфии.   Проблемы   в   письме   начались   с середины первого класса. В настоящее время ребенок получает специальную помощь. (Дизорфография  –   особая   категория   стойкого,   специфического   нарушения   письма, проявляющегося   в   неспособности   освоить   орфографические   навыки,   несмотря   на   знание соответствующих правил). 6

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017