Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей
Оценка 4.8

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Оценка 4.8
Домашняя работа +1
docx
родителям
1 кл—4 кл
06.03.2017
Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей
Учителя и родители узнают о формах дизграфии и о том как можно самостоятельно заниматься при различных видах дисграфии. Существует несколько классификаций дисграфии. Определить форму нарушения необходимо, чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции. Для родителей, к кому в основном и обращена эта работа, вполне достаточно познакомиться с тремя формами нарушений письменной речи. Если же за работу возьмется логопед, то ему наверняка знакомы и другие, более полные классификации. Итак, выделяем три формы: оптическую, артикуляторно-акустическую, акустическую. 1. Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. 2. Артикуляторно-акустическая дисграфия. 3. Акустическая форма (и смешанная).
Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей.docx
Консультации учителя­логопеда для учителей начальных классов и родителей Формы дисграфии Существует несколько классификаций дисграфии. Определить   форму   нарушения   необходимо,   чтобы   выбрать   правильный   путь индивидуальной коррекции. Для родителей, к кому в основном и обращена эта работа, вполне достаточно познакомиться с тремя формами нарушений письменной речи. Если же за работу возьмется логопед, то ему наверняка знакомы и другие, более полные классификации. Итак, выделяем три формы: оптическую, артикуляторно­акустическую, акустическую. 1.  Оптическая   дисграфия  обусловлена   неустойчивостью   зрительных   впечатлений   и представлений. В чистом виде встречается редко, но ее элементы часто проявляются в других формах. В чем выражается? • Отдельные буквы не узнаются, не со относятся с определенными звуками; • наиболее часто смешиваются следующие буквы: п­н, п­и, у­и, ц­щ, ш­и, м­л, б­д, п­т, н­к, о­а, Е­З (письменные). • зеркальное изображение букв отдельных элементов. 2. Артикуляторно­акустическая дисграфия. Наряду со звукопроизношением страдает фонематическое восприятие. Ребенок   как   говорит,   так   и   пишет.   В   этом   случае,   пока   не   будет   исправлено звукопроизношение,   заниматься   коррекцией   с   опорой   на   проговаривание   нельзя. Одновременно необходимо развивать фонематическое восприятие. Но   не   всегда   искаженное   звукопроизношение   приводит   к   этой   форме   нарушения письма.   Иногда   за   счет   четкой   слуховой   дифференциации   звуков,   сформированных фонематических процессов проблем не возникает. 3.  Акустическая форма (и смешанная).  Это наиболее часто встречающаяся форма у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Каковы ее проявления и следствием чего они могут являться? • Пропуски букв и слогов; причины, кроме уже перечисленных, могут заключаться и в беглом чтении при поступлении в школу рука не успевает за проговариванием (приехал ­ прехал); •   недописывание   слов;   причина   может   быть   та   же   (моро  —   мороз)   проговаривает быстрее, чем пишет; • пересталовка букв или слогов (двое — дове); до школы надо было проводить работу по овладению сложной слоговой структурой; • повторение букв, слогов — застревание, персеверации (по даче ­ по доче); • предвосхищение, антиципации (дод забором); • контаминация в одном слове слоги разных слов (белток); • написание лишних букв — бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго поет звук;  • неумение передавать мягкость на письме (съегодня, больит); •   дефект   оглушения   (озвончения)   —   звонкие   звуки   частично   или   полностью заменяются на парные глухие и наоборот; 1 • аграмматизмы — «Моя любимый друг  Коля»;  в этом случае надо смотреть, нет ли двуязычия; если есть проявления ОНР, то работать в этом направлении; • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок. Теперь вы знаете, какие причины вызывают нарушения письма и чтения, как это может проявиться. Возможно, проанализировав письменные работы своего ребенка, вы обнаружите признаки всех трех форм и еще массу всяких нарушений. А может быть, и будете теряться в догадках: являются ли отмеченные вами ошибки признаками дисграфии? Чтобы   исключить   неправильное   толкование   проблем   и   точнее   поставить   диагноз, желательна консультация профессионала. Как заниматься при различных видах дисграфии Оптическая дисграфия 1. Если у ребенка ошибки только оптического плана, то работа с таблицами носит частичный и вспомогательный характер. С их помощью учим письму с проговариванием и используем в упражнениях, приведенных ниже. 2.  Проводим   анализ   смешиваемых   букв   (графем)   с   использованием   мнемонических приемов. В — буква похожа на верблюда с двумя горбами, а Д — на верблюда с одним горбом.   б ­  похожа на белку, такой же хвост; слово белка тоже начинается на звук «б «д» похожа на дятла, сидящего на стволе дерева, и слово дятел начинается на звук «д». т  — у этой буквы три палочки, слово три тоже начинается на «т», а вот у буквы  п только пара палочек, и слово пара начинается на звук «п». р  – пишем эту букву, и палочка  ррррррастет,    а пишем «п» и палочка  перестала расти.   х — этой букве хххолодно, она вся сжалась, а вот букве   ж — жжжарко, она вся раскрылась. Часто дети путают заглавные буквы Е и З. Здесь можно использовать простой прием, который знают учителя, давно работающие в школе. Буква «Е» как будто  ЕЕЕЕЕЕдет  по строчке вперед, а вот буква «З» едет ЗЗЗЗЗЗЗадом. (Ключевая фраза — Едет Задом.) 3. Упражнения на уровне графемы: • на карточках написаны конфликтные буквы разными шрифтами и стилями; ребенка просят сгруппировать одинаковые буквы; • диктуем детям вразброс буквы­паронимы, с предварительным анализом (из каких элементов состоит, на что похожа, с какой буквой можно спутать); выставляем Таблицу 15, просим показать заданные буквы; показать, с какими буквами путает, чем они отличаются; • диктуем большое количество букв, которые ребенок путает, среди неконфликтных букв. Эти задания и их варианты выполняются систематически. Как только ребенок начинает стабильно писать буквы без ошибок, переходим к слогам и словам. 4.  Писать под диктовку различные  слоги (открытые, закрытые, по парам, подряд) с усиленной артикуляцией. 5.   Используем  Таблицы   слов­паронимов.   Полезно   дать   все   слова   с   конфликтными звуками для прочитывания и прописывания. 6. Вставить пропущенные буквы в письменном тексте. 7. На карточках письменные буквы, в том числе и вызывающие затруднения.  Надо вспомнить   и   написать   слова   с   этими   буквами.   Как   вариант   усложнения   буквы   в   разных заданных позициях. («Вспомни и напиши 3 слова, где звук «3»  находится в середине».) 8. Диктуем слово из Таблицы слов­паронимов. Здесь два варианта заданий: —   вспомнить   букву­пароним   для   первой   буквы,   записать   слово   с   этой   буквой: БОЧКА — ПАРТА. — заменяем только первую букву на букву­пароним, получается новое слово:  БОЧКА ПОЧКА. 9. Диктуем для записи слова, имеющие по две буквы­паронима: ДОБЫЧА, ТУЛУП... 10.  Составляем предложения, в которые входят слова­паронимы. Эту работу можно делать   и   устно,   и   письменно.   Но   в   любом   случае   пальцем   «писать»   (простукивать) предложение слева направо по твердой поверхности (см. Комментарий к Таблицам 12, 13). Как заниматься при различных видах дисграфии Артикуляторно­акустическая дисграфия При  этой  форме  нарушения  письма  ребенок  как  говорит, так  и  пишет. На  письме отражается неправильное произношение. При такой форме дисграфии нельзя опираться на проговаривание до полного исправления звукопроизношения. Одновременно должна вестись работа по развитию фонематического восприятия. Порядок работы 1. Постановка и автоматизация отсутствующих или искаженных звуков. 2. Дифференциация этих звуков в слогах и словах­паронимах. 3. Различные формы диктантов с использованием Таблиц слов­паронимов. 4.   После   исправления   звукопроизношения   продолжаем   работать   по   методике акустической дисграфии. В этом случае в устной речи ребенок все звуки произносит правильно, а на письме Акустическая дисграфия многие буквы, соответствующие фонетически близким звукам, заменяются. О проявлениях этой формы дисграфии на письме мы уже говорили. Но на практике чаще всего встречается смешанная форма дисграфии. При смешанной форме методика работы та же, что и при акустической, с добавлением упражнений для коррекции ошибок, соответствующих каким­то другим формам. Вот виды заданий и упражнений, которые предлагаются ребенку. Многие из них более подробно будут изложены в Комментариях к таблицам. 1. Закрепить знания из раздела фонетики. Уточнить точность сформированных понятий по темам: • гласные согласные звуки; • твердые мягкие согласные; • звонкие — глухие согласные;  • понятие звука и буквы. 2. Развиваем лексическую память. Для этого используются различные виды диктантов. Как дополнительная задача — стимулируем раздельное написание предложений. Для этого проводятся следующие упражнения: —   сколько   слов   в   предложении:   количество   слов   считаем   на   пальцах;   ребенок отсчитывает (откладывает) слова на пальцах; — отстукивание пальцем ведущей руки фразы на столе, слева направо, на предлоге делаем акцент голосом; в конце произносим слово «ТОЧКА». При развитии лексической памяти полезно использовать приемы развития различных видов памяти: слуховой, зрительной, тактильной, двигательной.  3.  Обучение   письму   с   проговариванием.   Об   этом   подробно   вы   прочтете   в Комментариях к таблицам. 4.  Ниже представлены некоторые приемы, которые без применения грамматических правил могут помочь избежать ошибок.  Это достигается только путем автоматизации этих приемов на письме. •   Если   ребенок   часто   делает   ошибки   в   написании   ЖИ­ШИ,   при   обучении проговариванию задержитесь на всех слогах, где есть гласные Ы и И. Попросите его при проговаривании   И  рот  растягивать  в   улыбке   («рот   до   ушей»),   при  проговаривании   Ы  — нижнюю челюсть выдвигать вперед. Почти   сразу   же   переходим   к   слогам   ЖИ­ШИ.   Просим   ребенка   всегда   при проговаривании  этих  слогов  рот «растягивать  до ушей».  При  этом  не делаем  акцента на грамматическом правиле. • Когда пишем заглавную букву, произносим ее тише, чтобы хватило дыхания, так как писать ее дольше. •   Если   у   ребенка   неправильное   речевое   дыхание,   поработайте   над   этим.   При проговаривании длинных слов не надо все произносить на одном дыхании, научите ребенка правильно пользоваться своим дыханием. Иногда можно и прерваться для вдоха на одной букве (например заглавные Ж или Ш), затем продолжать писать. • У письма с проговариванием есть общие принципы и правила, но в целом подход должен   быть   индивидуален.   Каждый   ребенок   вносит   что­то   свое,   требовать   от   него «идеального»   проговаривания   можно   только   во   время   обучения,   затем   все   будет сглаживаться, границы переходов при   проговаривании будут несколько смазываться. Это нормальное явление, но допустимо только тогда, когда навык усвоен и начинает приносить результаты. 5.   Далее   вам   представлены   различные   упражнения   и   задания,   которые   можно использовать  в  работе   (некоторые  из  них  предлагаются  в  Комментариях   к  определенным таблицам). •   Даем   ребенку   карточку   с   одной   буквой   (печатная   и   письменная,   заглавная   и строчная)   и   много   картинок.   Надо   отобрать   картинки   с   этой   буквой.   Можно   заранее оговорить позицию буквы в слове. •  Перед  ребенком  разложены  карточки  с  буквами.  Показываем  картинку и  просим показать ту букву, с которой начинается название картинки. • По двум картинкам, в названиях которых есть звуки­паронимы, дети должны найти эти буквы и назвать их или написать: СУП—ЗУБ, П—В, С—З. •   Картинный   диктант.   Показываем   картинки,   в   названиях   которых   есть   звуки­ паронимы. Ребенок находит их и записывает. •   Диктуем   слова.   Ребенок   находит   звук,   у   которого   есть   звук­пароним,   и   пишет соответствующую букву. Например:  ДОМ, Д – Т. • Графические диктанты. Эта форма диктантов предлагается И.Н. Садовниковой. Из слов и предложений во время диктанта ребенок выделяет и записывает только заданные звуки (какой­то один или звуки­паронимы). Можно использовать при любой форме дисграфии. Например. Задание: записываешь не все слово, а только буквы Д и Т. Дятел долбит ствол дерева. Дт  дт  т  д. 6.   У   многих   опытных   учителей   в   запасе   секреты,   не   имеющие   ничего   общего   с грамматическими правилами, но во многом облегчающие усвоение некоторых тем. На первый взгляд, они немного смешны, немного нелепы, но эффект дают очень хороший. Помните еще из нашего школьного детства: уж зам уж невтерпеж, Иван  Рубит  Дрова, Варвара Топит Печь (очередность падежей)... Приводим здесь несколько таких приемов. Падежные окончания. Чтобы написать правильно окончание существительного в предложении, ребенок, если не делает этого автоматически, должен определить склонение, поставить вопрос к слову, вспомнить, какое окончание у этого падежа. Для одних это не составит никакого труда, для других   становится   препятствием.   Отсюда   у   детей   с   нарушением   письменной   речи   много ошибок на надежные окончания. Вот один из способов облегчить эту задачу ребенку. Но помогает он не сразу, а после тренировки. Вы говорите ребенку: — Есть три слова, которые всегда при тебе: РУКА, ПЛЕЧО, ГРУДЬ (показываете на ребенке). Допустим, ты пишешь предложение МЫ ЕДЕМ НА МАШИНЕ и не знаешь, какую букву написать в конце слова МАШИНА. Как ты думаешь, к какому слову из трех «твоих» слов подходит слово МАШИНА?  Она, моя  —­ к слову РУКА. Смело подставляй в своем предложении вместо слова МАШИНА слово РУКА. Получается Я ЕДУ НА «РУКЕ», ясно слышится в конце слова «Е», значит, и в слове «МАШИНЕ» пишешь «Е». То же самое и с другими словами... ДОМ СТОИТ НА БОЛОТЕ. «БОЛОТО» «ПЛЕЧО». ДОМ СТОИТ  НА «ПЛЕЧЕ». Я СКАЧУ НА ЛОШАДИ. «ЛОШАДЬ» — «ГРУДЬ». ДОМ СТОИТ НА «ГРУДИ». —   Конечно,   вначале   будет   непросто   использовать   эту   «подмогу»,   но, потренировавшись   какое­то   время,   она   станет   «палочкой­выручалочкой»   в   диктантах,   в классных письменных работах. Твердый знак. После   того   как   вы   поработали   с   привлечением   движений   над   мягким   знаком, переходите к словам с твердым знаком. Приведите тот же пример, что и в Таблице 7: Как будто бы ты опять едешь на велосипеде (или на роликах), но не в ямку въезжаешь, а на тротуар через бордюр. И так же с помощью движений ведущей руки пусть ребенок все слова проговорит, на месте делая рукой не ныряющее движение, а «горочку». Покажите ему, как это делается, и, таким образом, проговорите несколько слов вместе с ним. Предлагаем проработать такие слова: СЪЕЛ, ОБЪЕДКИ, РАЗЪЕДАЕТ, ВЪЕЗЖАЕТ, ВЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ, ПОДЪЕЗД, СЪЕЗД,   ОБЪЕМ,   РАЗЪЕХАЛИСЬ,   СЪЕЖИЛСЯ,   ВЗЪЕРОШЕН,   РАЗЪЯРЕННЫЙ, ОБЪЯСНЯЕТ,   ПРЕДЪЯВИЛ,   СЪЕДОБНЫЙ,   ОБЪЕДИНЯЕТ,   СЪЕСТНОЕ,   ОТЪЕЗД, ОБЪЯТИЯ, СЪЕЖИЛСЯ, ОБЪЯВЛЕНИЯ. Предлоги и приставки. Очень часто дети 1—2­го класса затрудняются в постановке вопросов к словам, таким образом, не различал слова­предметы и слова­действия. Кроме того, дети не могут усвоить обычный   способ   проверки   наличия   предлога   «вставь   слово   между   коротким   словечком­ предлогом и словом». Мы же предлагаем подойти с другой стороны. Как правило, к моменту начала коррекционной работы дети в школе уже знакомились с понятиями   ПРЕДЛОГ   и   ПРИСТАВКА.   Теоретически   они   знают,   что   ПРЕДЛОГ   пишется раздельно со словом, а ПРИСТАВКА слитно. Объясняете   ребенку,   что   есть   слова,   которые   можно   нарисовать   —   ДОМ,   СТОЛ, КОШКА, ДЕРЕВО и т. д., — это слова­ предметы. Есть слова, которые нарисовать нельзя — ЕХАЛ, ЕСТ, ИДЕТ и т. д. — это слова­действия. Поставьте вопросы к этим словам. Дайте ребенку несколько слов, чтобы проверить, понял ли он, что вы от него хотите. Часто, когда предлагаешь глаголы, дети говорят, что нарисовать это можно. Например:  ЕХАТЬ   ребенок   говорит,   что   он   нарисует   мальчика   на   велосипеде. Необходимо объяснить ему, что в данном случае он рисует МАЛЬЧИКА, ВЕЛОСИПЕД, но не   рисует   слово   ЕХАТЬ.   Только   после   того,   как   ребенок   поймет   смысл   задания,   можно переходить к тренировкам с предлогами и приставками. На первый взгляд кажется, что эти задания носят несколько абстрактный характер и будут трудны для понимания младшего школьника, но, исходя из опыта, можно сказать, что особого затруднения понимание таких заданий у детей не вызывает. Просто для усвоения одним детям нужно времени больше, другим — меньше. — Представляем следующее задание с возможными неправильными ответами ребенка (все произносится с утрированной артикуляцией, голосовой акцент на предлог необходим); ­ Сколько слов в предложении  Я ИДУ  В ШКОЛУ? ­ Три.                                                                              ­ Назови их по порядку. ­ Я ИДУ ВШКОЛУ. ­  Последнее слово ВШКОЛУ? ­ Да. ­ Есть такое слово ВШКОЛА? ­ Нет. ­  А какое слово есть? ­  ШКОЛА. ­  А можно нарисовать слово ШКОЛА? ­ Да, можно (дайте пофантазировать, какую школу он нарисует). ­  В ШКОЛУ (голосовой акцент на предлог), слышишь маленькое словечко В? ­ Да. ­  Давай теперь сосчитаем — сколько слов в предложении Я ИДУ В ШКОЛУ? ­ Четыре. ­  Если слово можно нарисовать, то маленькое словечко ты напишешь отдельно от него, а если нельзя нарисовать, то маленькое словечко ты напишешь вместе с ним. ­  Затем нужно время для тренировок. Причем мы не пользуемся школьным способом нахождения предлога, так как ребенку он до сих пор не помогал. Тренироваться   полезно   с   применением   мяча.   Вы   кидаете   мяч   и   называете   слово, ребенок, кидая мяч вам обратно, говорит ответ. — Вот в каком порядке, постепенно увеличивая сложность задания, можно проводить тренировки: 1) даете слова без предлогов, отвечает ­  можно нарисовать или нельзя; 2) предлагаете слова с предлогами, но только слова­предметы, не давайте такие слова, как МОРОЗ, РАДОСТЬ и т. д., с ними вы будете работать на более поздних этапах; ответ — раздельно пишем или слитно; 3) приставочные глаголы — начните с простых и понятных; ответ тот же; 4) даете существительные и глаголы по очереди; ответ тот же. — Если положение с правильным написанием предлогов и приставок носит совсем уж тяжелый характер, можно попробовать еще один способ. Он несколько тяжеловесен, но более нагляден. К нему приходилось прибегать нечасто, но были дети, которые только после такой работы начинали понимать разницу предлогов и приставок.  В чем же он заключается? Вам   нужен   раздаточный   материал:  елочка,   грибок   и   матрешка   из   двух   частей (предметы­символы). Размером побольше — для вас и маленький набор каждому ребенку, если вы работаете с группой. — Объясняем детям символику наших предметов. Елка — это слово­предмет, это слово всегда можно нарисовать. — Грибок — это маленькое словечко, предлог; как грибок рядом с елкой, но отдельно, так и предлог пишется со словом­ предметом рядом, но отдельно. — Матрешка будет обозначать такие слова, как ПОЕДУ, НАШЕЛ. Кажется, что   они состоят из двух частей, но как матрешка состоит из двух частей, но должна быть всегда целой, так и две части в этих словах пишутся слитно. Прочитаем   предложение,   «отбиваем»   его   пальцем   на   столе   с   проговариванием, выделяя голосом предлог. Затем ставим предметы слева направо. Пример: НАШЕЛ НА ДОРОГЕ — «НАШЕЛ» ­  Можно это слово нарисовать? Нельзя. ­  Две части, но пишутся вместе, значит берем матрешку. ­ НА ДОРОГЕ». ­ Есть такое слово «НАДОРОГА»? Нет. ­  Можно слово «ДОРОГА» нарисовать? Можно. ­  Значит, НА  напишем отдельно. Ставим грибок, а на место слова ДОРОГА елку. В   дальнейшем,   начиная   с   простых   примеров,   прорабатываем   такие   предложения   с отстукиванием, разбором и предметами­ символами. — Не старайтесь детям все разжевать и разложить по полочкам. Поверьте, многие из них схватывают на лету те объяснения, которые нам кажутся нелепыми и громоздкими. — Все эти способы не надо применять, если у ребенка нет серьезных проблем в  написании предлогов и приставок, а ошибки носят единичный характер. 7. Для уточнения правильного понимания предлогов можно использовать таблицы из Приложения (А, В, В) — «Колобок». Порядок работы такой: Рассмотрим   Таблицу   А.   Вместе   с   ребенком   составьте   словосочетания   по   каждому кубику: Колобок на кубике, Колобок над кубиком и т. д. — Таблица В. Ребенок в ответ на ваш вопрос рисует в нужном положении Колобок: «Нарисуй Колобок ПОД кубиком» и т. д. — Таблица В. Ребенок самостоятельно составляет словосочетание к каждому кубику и называет или вписывает предлог. —   Таблицы   Б   и   В   вы   можете   использовать   и   в   дальнейшем.   Читаете   ребенку предложение, а он, пользуясь таблицей, показывает нужный кубик или рисует Колобок.

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей

Консультации учителя-логопеда для учителей начальных классов и родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017