Консультация для родителей
«Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»
Подготовила:
воспитатель
Догадина Яна Геннадьевна
МДОУ д/с № 28
Уважаемые родители! Помните, что успех
коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех
специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей.
Что не может сделать один, мы делаем
вместе!
1. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам
дошкольного учреждения, получите
индивидуальные, семейные консультации, участвуйте в тренингах для родителей и
детей. Старайтесь прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов,
занимающихся с вашим ребёнком.
Помните, вы не виноваты, что так случилось.
Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось,
размышляйте о том, как жить дальше. Помните, что все ваши страхи и «тёмные»
мысли ребёнок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего
ребёнка постарайтесь найти в себе силы с надеждой и оптимизмом смотреть в
будущее, живя в настоящем.
Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же
родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг
друга. Преодолеть сложный период может помочь психолог или те родители, у
которых ребёнок с похожими трудностями, и они успешно преодолели нелёгкий
период.
Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом,
вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это
поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные
способы поведения.
2. Читайте. Читайте как
можно больше. Изучайте доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать
особенности развития вашего ребенка и пути помощи, приемы, игры, возможности.
Постоянно возвращайтесь к уже прочитанному, стимулируйте себя, ведь информация
забывается, мы устаём, мы привыкаем к текущему положению вещей, попросту –
расслабляемся, перестаём поддерживать связь со специалистами, ежедневно играть
и заниматься с ребёнком. А ведь чтобы поддержать ребёнка и помочь его развитию,
занятия ежедневные и регулярные – условие необходимое.
3. Соблюдайте ВСЕ рекомендации учителя – логопеда. Нарушения речевого развития – препятствие для
развития в целом, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребёнка в выполнении
артикуляционной гимнастики и других заданий учителя-логопеда.
4. ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ.
Самооценка ребёнка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно,
чтобы ребёнок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищённости,
позитивного мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет
общение. Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением. Например, задайте
своему ребёнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в саду.
Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль –
активизируется память.
Помните, чтобы ребёнок знал, как себя вести и
что сказать в разных ситуациях, его надо этому научить. Просто наблюдая за
вами, «со временем», он этому не научится. Учите, что надо сказать, когда
сказать, как подойти, что ответить в том или ином случае. Отрабатывайте разные
ситуации общения сначала в игре (приход в гости, поздравление с днем рождения,
звонок по телефону маме на работу, разговор с чужим человеком на улице и т.п.),
а потом и в реальной ситуации. На первых порах всегда будьте рядом, подсказывайте,
поддерживайте ребёнка. Учите просить о помощи, помогать другим. Создавайте
условия для общения ребенка со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства
массовой информации не заменят живого общения. Чем раньше ребёнок начнет
общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче
адаптироваться в будущем. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность,
дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми. Ребёнку с первых
месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
5. Что делать НЕ НАДО. Не
смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно
его опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребёнку, не делайте за него всё,
включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека
детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках
самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как
уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль
необходим, но его необходимо организовывать не "над", а
"рядом". Ребёнок в 4-5 лет может и должен самостоятельно одеваться и
раздеваться, складывать свою одежду в шкаф, убирать игрушки, помогать накрывать
на стол и убирать со стола, может вытереть пыль и протереть полы. Ребёнок – ваш
главный помощник. Приучайте его выполнять домашние обязанности и поручения,
ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по
самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и приспособительную
активность, делает ребёнка самостоятельным и менее зависимым. Предоставляйте
ребёнку разумную самостоятельность в действиях и принятии доступных ему
решений.
Хвалите детей, когда у них получается что-то
сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой,
как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, и помните, что есть и другие
члены семьи, которым вы тоже нужны.
Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Научитесь
обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать в случае необходимости, это
позволит ребёнку ориентироваться в социальных условиях среды, проще говоря –
понять, что хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое
неправильное, когда и почему. Излагайте свои мысли четко, конкретно,
последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие.
Интересуйтесь мнением ребёнка, внимательно
выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и
тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку
зрения ребёнка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету,
зато укрепит в ребёнке чувство самоуважения.
6. Помните о домашних занятиях. При задержке психического развития у ребёнка ослаблена память, не
сформировано произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов,
поэтому материал, изученный в детском саду, необходимо повторять и закреплять
дома, тренировать и отрабатывать использование знаний и умений в разных
условиях. Для этого специалисты дают вам домашние задания на повторение
изученной темы .
Первоначально задания выполняются ребёнком с
активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует
спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить
своевременный и разумный характер.
Важно определить, кто именно из взрослых будет
заниматься с ребёнком по заданию дефектолога. Время занятий (15 – 20 мин.)
должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует
ребёнка без лишних слов, помогает усвоению учебного материала. Занятия должны
носить занимательный характер обязательно! Мы не учимся, мы – играем.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с
его содержанием, убедитесь, что вам все понятно. В затруднительных случаях
консультируйтесь у педагога. Подберите необходимый наглядный дидактический
материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.
И главное - занятия должны быть регулярными.
Вспоминать узнанное, закреплять знания вполне возможно во время прогулок,
поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют
обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих
факторов. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и
пресыщения.
Игры и занятия должны быть разнообразными,
чередуйте занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти,
мышления. Чтобы ребёнку было легче удерживать внимание, не забывайте про
«переменки» - через 8-10 минут после начала занятий поиграйте в подвижную игру,
сделайте несколько физических упражнений.
Выделите дома специальное отдельное место для
игр, занятий и отдыха. Позвольте ребёнку самостоятельно следить за порядком и
чистотой этих мест.
Будьте терпеливы с ребёнком, доброжелательны, но
достаточно требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите ребёнка
преодолевать трудности.
Обязательно посещайте консультации педагога и
открытые занятия педагогов.
7. Развивайте у детей специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка.
Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых
возможностей. Научите детей техникам концентрации внимания, переключения
внимания, расслабления, регуляции эмоционального состояния, отдыха.
8. Помните о своих интересах и желаниях. Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от
любимых занятий, хобби, участвуйте в интересных событиях, читайте интересную
литературу (специальную и художественную). Если вы будете удовлетворены жизнью,
вы несравнимо больше сможете дать и вашим детям.
9. Отслеживайте, как идет развитие ребёнка. Вспомните школьные годы и заведите дневник
наблюдений. Записывайте, что нового в поведении, эмоциональном развитии, чему
ребенок научился, что узнал. Такой дневник – ваш стимул и поддержка,
перечитывая записи, вы увидите, как идет развитие, сможете понять, что
необходимо делать, чему научить, что повторить, а что скорректировать. Подобные
записи ведут все специалисты. Станьте специалистом по своему ребёнку. Это
придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.
10. Заботьтесь о здоровье и прививайте этот навык детям. Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на
велосипеде, лыжах и т.д.), гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за
питанием. Научите детей заботиться о других – это стимулирует развитие.
Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью,
поведением, эмоциональным самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и
настроение – основа качества жизни вашей семьи. Ваша бодрость и вера в лучшее
лучше всего поможет ребенку справляться с трудностями, даст ему внутреннюю
опору на всю жизнь.
Поддерживайте дружеские отношения с близкими,
родственниками, друзьями и знакомыми.
Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно
реагируйте на интерес посторонних к вашему ребёнку в присутствии незнакомых
людей и вашего ребёнка. Это позволит детям сформировать такой же стиль
поведения и отношений.
Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся
жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей, к которым направляют специалисты. Задержка
психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического
развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей
лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем,
приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому сопровождение
врачом–неврологом необходимо: он может выявить признаки органической
поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи
лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребёнка,
нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.