Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Оценка 4.8

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
русская литература +1
Детсад—2 кл
14.09.2017
Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Анализ статистических данных выявил неблагополучную тенденцию в речевом развитии детей. Занятия сказкотерапией – метод, успешно применяемый педагогами. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у детей. Ведь у них преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. Обратились к этому методу и логопеды, т.к. проблема речевого развития детей сохраняет особую остроту в системе образования. Данный метод, использующий сказочную форму для речевой активности детей с общим недоразвитием речи (ОНР), развивает у детей творческие способности, совершенствует взаимоотношения с окружающими.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ .docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение  какой­либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши  пра­пра­бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки  знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что  такое плохо».Сказкотерапия является одним из методов арттерапии. «Сказка  ­ это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К.Д.  Ушинский). Занятия сказкотерапией – метод, успешно применяемый педагогами.  Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться  популярностью у детей. Ведь у них  преобладает абстрактное мышление – а  это значит, что информация, переданная посредством ярких образов,  наиболее восприимчива. Обратились к этому методу и логопеды,  т.к. проблема речевого развития детей сохраняет особую остроту в системе  дошкольного образования. Детство ­ один из самых важных этапов жизни  ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся  его последующая жизнь будет ущербной. Анализ статистических данных  выявил неблагополучную тенденцию в речевом развитии детей дошкольного  возраста. Данный метод, использующий сказочную форму для речевой  активности детей с общим недоразвитием речи (ОНР), развивает у детей  творческие способности, совершенствует взаимоотношения с окружающими. Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в  единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода  комплексной сказкотерапии. Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими  детьми особенности их личности. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления  знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребенок естественным путем  учится действовать осознанно, видеть причинно­следственные связи,  исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно  проявляет творческие способности.  Трудно отрицать роль сказок и  художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают  верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Нетрадиционно ­ это значит мыслить оригинально, непривычно, по­своему не  только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные  ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Но помимо всех этих пусть и узловых задач не менее важно сделать речь  детей более эмоциональной, образной, красивой. В нашем понимании коррекционно­образовательная среда выступает не  только условием развития личности ребенка, но и показателем  профессионального творчества специалиста, так как ее моделирование и  конструирование требует от педагога глубоких знаний, высокого  профессионализма, творческого поиска, гибкого сочетания традиционных и  нетрадиционных технологий, умения работать с детьми, их  родителями, людьми, обеспечивающими коррекционный процесс. Чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе с  детьми, имеющими общее недоразвитие речи, используем сюжетно­ тематическую организацию занятий со сказочной тематикой т. к. данные  занятия более целесообразны для активизации речи, развития познавательных  процессов и соответствуют детским психофизическим данным, а  также максимально реализуют потенциальные возможности детей. Интенсивное развитие речи с применением данных методов обеспечивает:  взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно­речевых и творческих способностей детей,  с формированием у них духовно­нравственных ценностей;  интенсивное развитие видов речевой деятельности: умение слушать,  говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях  общения;  развитие художественно­образного и логического мышления детей,  воспитание культуры речевого общения.           повышение активности детей, их самостоятельности, способствующее   умственному и речевому развитию;  способность осмысленно говорить;  обогащение речи детей, развивает их внимание и интерес к языковым  явлениям;  расширение и уточнение представлений об окружающем в ходе чтения  сказок, слушанья музыки, рассмотрения иллюстраций;  развитие фонематического слуха;  развитие общей и мелкой моторики;  развитие речевого дыхания;  обеспечение элементарных понятий о звукобуквенном анализе слов;  обогащение словаря детей, развитие связной речи и грамматического  строя речи. Все это благодаря специфике детского возраста легче усваивается в рамках  сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической  темы. По мере того как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»,  «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении  пословиц, поговорок, участвуют в сочинении сказок. Варианты организации занятий с использованием элементов сказкотерапии: ­ сказочный сюжет; ­ элементы фольклора; ­ воображаемые приключения; ­ литературные персонажи; ­ сюжеты и герои мультфильмов и т. д. Построение занятий с использованием элементов сказкотерапии происходит  на придуманном сюжете. Занятия, проводимые и организуемые по единой  теме или сюжету, способствуют: ­ развитию всех компонентов речи; ­ формированию навыка звуко­слогового анализа и синтеза; ­ развитию познавательных процессов; ­ развитию творческих способностей детей; ­ воспитанию положительных эмоций и нравственно­эстетических чувств. Занятия с элементами сказкотерапии обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, вызывают желание совершать хорошие  поступки, воспитывают чувство прекрасного. Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и  дифференциации звуков включает обязательные элементы: 1. организационный момент; 2. сообщение темы занятия; 3. характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам; 4. произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях; 5. произношение звуков в словах; 6. психогимнастика; 7. работа над предложением; 8. произношение звука в связной речи;       9. обучение элементам грамоты;     10.итог занятия. Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на  развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению  грамоте; лексико­грамматические задания; психогимнастика, голосовые,  дыхательные, мимические упражнения; имитация движений и действий,  происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания;  словотворчество; игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются  задачами каждого конкретного занятия. Их введение обусловлено не только  темой занятия, но и характером персонажей, используемых на занятии. В основу программ и технологий положена идея развития личностного,  речевого потенциала ребенка, его психического становления посредством применения метода сказкотерапии. Особенностью данных программ является  их комплексная и много аспектная направленность, позволяющая  объединять знания из различных областей в единое целое. Сказкотерапия является одним из методов арттерапии, в связи с этим  используем сказочную форму для речевого развития личности ребенка,  расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с  окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии ­ целостное развитие  личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть  терапия). Е.И. Пожиленко в своей книге «Волшебный мир звуков» придумывает разные  варианты занятий с использованием: литературных сказочных персонажей,  специально изготовленных панно, сюжетов сказок и т. д. По необходимости на занятиях используются: ­ Умение детей задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных  отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.) умение в контексте разумно сформулировать вопрос  является одним из показателей успешного развития дошкольника. Конечно, в  течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее  ему будет поставить шуточный вопрос героям.  ­ Умение конструировать слова, словосочетания и предложения. Например:  придумать несколько однокоренных слов (лес ­ лесок, лесовичок и т. д.);  срифмовать два слова, обращая при этом внимание на развитие  фонематического слуха (кузнец­удалец), а затем можно снова переходить к  рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;  составить длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по  словечку.  Использовать элементы лингвистического образования тоже  важное направление в словотворчестве. Здесь важно научить ребенка не  только сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в  жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды  такого общения ­ это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые  герои сказок являются первыми объектами такого общения. Книга Л.Б.  Фесюковой «Воспитание сказкой» предлагает сказочную сюжетно­ тематическую организацию занятий и разнообразие в преподнесении учебного  материала, что способствует спонтанному развитию связной речи,  поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и  внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.  Положительным моментом является и то, что задания направлены на  включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность  использования наглядного материала по всем лексическим темам  способствует переходу образов­представлений в образы­понятия, что важно  для последующих этапов обучения. В данной книге разработана специальная универсальная схема, помогающая в  полной мере использовать сказки в системе дошкольного воспитания. Она  выглядит следующим образом: Название сказки. Нравственный урок. Воспитание добрых чувств. Речевая зарядка. Развитие мышления и воображения. Сказка развивает руки и др. Данная схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм  самостоятельной творческой работы педагогов со сказкой, в целях  гармонического развития детей. Одна из главных задач, стоящих перед  взрослыми:  познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае  побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть,  драматизировать, инсценировать... Это так называемое  традиционное направление работы со сказкой.  Т.Д. Зинкевич­Евстигнеева в своей книге «Тренинг по сказкотерапии»  говорит, что нет такого психологического, психотерапевтического,  педагогического направления, которое обошлось бы без сказки. Предлагаемые программы построены на метафорах, должны «уложиться» в душе и  начать мягко изменять мировоззрение и поведение, используется эффект  «незавершенного действия». Подобный прием позволяет оставить восприятие  детей активным, стимулирует их способность к размышлению. Н.М. Погосова в книге «Погружение в сказку» рассматривает словарь  сказочных символов, который помогает увидеть внутреннюю суть сказок, то,  что обычно скрыто от нашего взора. Сказочные занятия помогают погрузиться в сказку т. е.поиграть вместе с ребенком, прожить сказку, наполниться  энергией сказочных образов. Сказка — это человеческая жизнь в миниатюре.  Нагни жизненные невзгоды, проблемы и задачи ­ совсем не случайность.  Любое препятствие — это испытание для души. Мы становимся богаче и  сильнее духом, если правильно проходим испытание. «Проживая» сказку, перевоплощаясь в сказочных героев, в колдуний и ведьм,  в чудищ и фей, в принцев и принцесс, дети учатся принимать все грани своей  личности. В. Соколов отмечает, что литературные сказки могут служить в терапии  профилактикой, тренировкой, иллюстрацией, моделью, развитием контакта...  Считает, что сказка может быть использована для того, чтобы предложить  ребенку, способы решения конкретной проблемы. Но это только один из  возможных путей ее использования, он обозначил следующие пути: 1. Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с  ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом­ двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее, у взрослого. (Тем более что это взрослый чего­то хочет.) Язык сказки их  естественно сближает. 2. Сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не  выдает свои положения за что­то более серьезное, чем символы,  метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами  дети, дают и материал для анализа, и названия для индивидуально значимых понятий. 3. Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом  педагоге. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции,  первого впечатления и т.п. 4. Сказка несет свободу. В процессе взаимодействия с внешним миром ребенок, выступая активно  действующим лицом, познает мир, а вместе с тем познает и себя. А через  самопознание он приходит к определенному знанию не только о самом себе,  но и об окружающем мире.

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Консультация для педагогов: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2017