Консультация для педагогов "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"
Оценка 5

Консультация для педагогов "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Оценка 5
Повышение квалификации +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
30.03.2019
Консультация для педагогов  "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"
Воспитатель коррекционной школы должен иметь воспитательно – коррекционный потенциал внеурочной деятельности. Консультация проводится с целью: обучение воспитателей методам и приёмам коррекционно – воспитательной работы с детьми девиантного поведения, знать подходы к определению методов воспитательной работы с детьми девиантного поведения, уметь использовать приёмы воспитательного воздействия на воспитанников девиантного поведения.
консультация 2.docx
Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения. Консультация 2 Цель: Обучение воспитателей методам и приёмам коррекционно – воспитательной работы с  детьми девиантного поведения. План консультации: 1. Подход к определению методов воспитательной работы с детьми девиантного  поведения. 2. Приёмы воспитательного воздействия на воспитанников девиантного поведения. 3. Воспитательно – коррекционный потенциал внеурочной деятельности. 4. Литература для самостоятельного изучения. Содержание консультации:         Одной из главных задач воспитания школьника девиантного поведения является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Во­ первых, необходимо обеспечить включенность детей в реальные социальные отношения. Во­вторых,   предоставить   каждому   ребенку   возможность   самореализации   в   процессе социального взаимодействия.      Воспитание школьника девиантного поведения может осуществляться только на основе активности   самого   ребенка   во   взаимодействии   с   окружающей   средой.   Говоря   об активности ребенка, следует подчеркнуть, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребенка,   определять,   что   является   для   него   главным   на   данный   момент.   В   процессе воспитания такого школьника главное — добиваться ценностно­рефлексивного поведения, которое   предполагает   самооценку   ребенком   своего   поступка,   т.   е.   основной   целью воспитания является формирование у ребенка стремления к самостоятельному изменению.         Существует   ряд   подходов   к   определению   методов   воспитательной   работы   со школьниками. Рассмотрим один из этих подходов, представители которого считают, что основная   задача   педагога   —   помочь   ребенку   в   его   развитии   и   вся   гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущ­ ностных человеческих сфер ребенка. Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод   самовоспитания   отличаются   один   от   другого   тем,   на   какую   сущностную   сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.  В   интеллектуальной   сфере  необходимо   формировать   у   ребенка   с   девиантным   поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения. Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для   формирования   взглядов,   понятий,   установок   используется   метод   убеждения. Убеждение предполагает разумное Доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего.   Убеждению   соответствует   самоубеждение   —   метод   само   воспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно в поиске решения какой­либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов.      В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных   интересов;   стремление   к   идеалу;   правдивость;   нравственные   установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в общении с другими людьми. Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование — методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности   (поощрение   и   наказание).   Метод   самовоспитания,   соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.   В   эмоциональной   сфере  необходимо   формировать   характер   нравственных   переживаний, связанный с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочув­ ствие, доверие, благодарность, отзывчивость и др. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение   управлению   конкретными   чувствами,   пониманию   своих   эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Методом самовоспитания, соответствующим внуше­ нию, является самовнушение.      В волевой сфере нужно формировать нравственно­волевые устремления в реализации нравственных   поступков:   мужества,   смелости,   принципиальности   в   отстаивании нравственных идеалов. Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей   инициативы,   уверенности   в   себе,   развитие   настойчивости,   умения   преодолевать трудности и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. воспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно в поиске решения какой­либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов.       В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных   интересов;   стремление   к   идеалу;   правдивость;   нравственные   установки; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям; потребность в общении с другими людьми. Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование — методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности   (поощрение   и   наказание).   Метод   самовоспитания,   соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации.   В   эмоциональной   сфере  необходимо   формировать   характер   нравственных   переживаний, связанный с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочув­ ствие, доверие, благодарность, отзывчивость и др. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение   управлению   конкретными   чувствами,   пониманию   своих   эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Методом самовоспитания, соответствующим внуше­ нию, является самовнушение.      В волевой сфере нужно формировать нравственно­волевые устремления в реализации нравственных   поступков:   мужества,   смелости,   принципиальности   в   отстаивании нравственных идеалов. Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей   инициативы,   уверенности   в   себе,   развитие   настойчивости,   умения   преодолевать трудности и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.  В   сфере   саморегуляции  необходимо   формировать   нравственную   правомерность       выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию   и   др.   Методы   воздействия   на   сферу   саморегуляции   направлены   на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навы­ ков осознания жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния  других  людей,  формирование  навыков  честного отношения  к  себе  и  другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. В качестве модификации этого которое   соревнование, метода можно рассматривать пример. Методом самовоспитания в данном случае является самокоррекция.  В   предметно­практической   сфере  необходимо   развивать   способность   совершать   нравственные   поступки,   проявлять   честное   и   добросовестное   отношение   к   действи­ тельности;   умение   оценивать   нравственность   поступков,   их   соответствие   моральным нормам. Методы воздействия на предметно­практическую сферу предполагают развитие у детей   качеств,   помогающих   человеку   реализовать   себя   и   как   существо   сугубо общественное,   и   как   неповторимую   индивидуальность.   Сюда   относятся   методы   орга­ низации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях, т.е. методы   воспитывающих   ситуаций.   Модификацией   метода   воспитывающих   ситуаций является     формированию   качеств конкурентоспособной личности. В качестве метода самовоспитания выступают социальные пробы­испытания.      В экзистенциальной сфере  требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу   о   красоте   тела,   речи   и   души.   Методы   воздействия   на   экзистенциальную   сферу направлены   на   включение   учащихся   в   систему   новых   для   них   отношений,   здесь целесообразно   использовать   упражнения   по   формированию   у   детей   способности   к суждениям на основе принципа справедливости. Соответствующий метод самовоспитания является рефлексией, означающей процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.       Таким образом, представленная система методов воспитания девиантных школьников построена   на   основе   выделения   доминирующих   бинарных   методов   воспитания   — самовоспитания. способствует Приёмы воспитательного воздействия на воспитанников девиантного поведения.       При выборе метода воспитания воспитатель должен исходить из цели и актуальности задач   воспитания;   учитывать   возрастные,   индивидуальные   и   личностные   особенности воспитанников, их социальное окружение; уровень квалификации педагога.           Реализация   каждого   метода   предполагает   использование   совокупности   приемов, соответствующих   социально­педагогической   ситуации.   Приемы   воспитания   школьников девиантного   поведения   —   это   педагогически   оформленные   действия,   посредством которых   на   поведение   и   позиции   обучаемого   оказывается   внешнее   побуждение, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков. Выделяются   три   группы   педагогического   воздействия   на   школьников   девиантного поведения. К первой группе относятся приемы индивидуального воздействия:  просьба о помощи — воспитатель обращается к воспитаннику за советом, рассказывая о своих   проблемах   и   просит   найти   способ   их   решения;   и   оцени   поступок   —   педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории;  обсуждение   статьи   —   подбирается   ряд   статей,   в   которых   описываются   различные преступления и др. асоциальные поступки; педагог просит дать оценку этим поступкам;  добрый поступок — ребенку предлагается оказать помощь нуждающимся;  обнажение противоречий — разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или   иному   вопросу   в   процессе   выполнения   творческого   задания   с   последующим столкновением различных точек зрения;  стратегия жизни — педагог выясняет жизненные планы воспитанника, затем пытается выяснить вместе с ним, что поможет, а что помешает реализации этих планов;  рассказ   о   себе   и   других   —   воспитатель   предлагает   ребенку   написать   рассказ   о прошедшем дне (неделе, месяце) и ответить на вопрос: можно ли это время прожить по­ иному;  мой   идеал   —   выясняются   идеалы   воспитанника,   и   делается   попытка   оценить   идеал, выявив положительные нравственные качества;  сказка   для   воспитанника   —   воспитателем   сочиняется   сказка,   герои   которой   очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц; окончание сказки придумывается вместе педагогом и учеником;  ролевая маска — учащемуся предлагается войти в какую­то роль и выступить от лица соответствующего персонажа. Вторая группа приемов связана с организацией групповой деятельности:  непрерывная эстафета мнений — учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему;  самостимулирование — учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу встречные вопросы;  вопросы и ответы коллективно обсуждают;  импровизация   на   свободную   тему   ­   учащиеся   выбирают   интересную   для   них   тему; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по­ своему их интерпретируют и т. п. Третья группа приемов связана с организацией деятельности воспитателя, направленной на измене­        ние ситуации вокруг ученика:  инструктирование   ­   на   период   выполнения   какого­либо   творческого   задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся;  распределение ролей ­ четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем   владения   теми   знаниями,   умениями   и   навыками,   которые   требуются   для выполнения задания;  коррекция позиций — тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность обучения и препятствующих выполнению творческих заданий;  самоотстранение учителя — после того, как определены цели и содержание задания, установлены   правила   и   формы   общения   в   ходе   его   выполнения,   учитель   как   бы устраняется от прямого руководства или берет на себя обязательства рядового ученика;  распределение инициативы — создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися;  обмен ролями — учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий;  мизансцена   —   активизация   общения   и   изменение   его   характера   посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы. Воспитательно­коррекционный потенциал внеурочной деятельности     Наряду с учебно ­ познавательной деятельностью школьники с отклоняющимся  поведением являются участниками и других видов деятельности: общественной, трудовой,  спортивно ­ оздоровительной, художественно­эстетической, нравственно­правовой,  игровой и т. д. Деятельность становится интересной и значимой для школьников, если она  приносит эмоциональное удовлетворение. Также не менее важным является включение  школьника в позицию активного участника данного вида деятельности.       Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что школьникам с девиантным поведением предоставляется возможность удовлетворить свои интересы» реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе. Наконец, попытаться найти оптимальный  вариант взаимоотношений  со сверстниками  и учителями  и выбрать приемлемую форму поведения. Внеурочная  воспитательная деятельность (в отличие от учебно­познавательной)   создает   условия   для   упражнения   и   тренировки   определенных эмоционально­волевых и нравственно­поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений. Воспитательно­коррекционный   потенциал   внеурочной   деятельности   зависит   от   ее характера и содержания, от того места, которое она занимает в едином педагогическом процессе, от тех задач, которые решаются в ходе ее осуществления. Следует отметить, что воспитательная   деятельность   сама   по   себе   не   решает   проблем   предупреждения   и коррекции   отклонений   в   поведении   школьников.   Для   того,   чтобы   она   обладала необходимым коррекционно ­ развивающим потенциалом, воспитательная работа должна быть   соответствующим   образом   организована   и   педагогически   инструментирована, снабжена обще педагогическими и специальными методами, приемами и средствами.       Поскольку   деятельность   является   ведущим   средством   формирования   личности,   то методами   коррекции   целесообразно   считать   те   способы   организации   и   осмысления деятельности,   которые   изменяют   к   лучшему   черты   школьника   и   способствуют исправлению, коррекции отклонений в поведении. Выделяют  четыре   группы   методов,   направленных   на   исправление   отклоняющегося поведения личности:  методы   разрушения   отрицательного   типа   характера:   метод   «взрыва»   и   метод реконструкции характера;  методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков; б) переориентировки самосознания; в) переубеждение; г) прогнозирование отрицательного поведения;  методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентация образа жизни;  методы предупреждения отрицательного и стимулирование положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования;  в) положительной перспективы        Организуя воспитательную работу с учащимися, необходимо учитывать тот факт, что коллектив   может   выступать   как   фактор   и   условие   предупреждения   отклоняющегося поведения школьников, как действенный компонент воздействия на личность. Выделяют следующие приемы воздействия коллектива на девиантных школьников:  доверия — учащийся выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить себя;  постепенного приучения к деятельности на общую пользу — поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;  поддержки коллективистических  проявлений — поощрение и одобрение коллективом усилий   учащегося   выполнить   общественную   работу   в   сочетании   с   возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;  недоверия — коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое­либо дело данному учащемуся из­за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;  отклонения   недобросовестного   и   некачественного   выполнения   работы   —   коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;  осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов школьника;  переключения   критики   на   самокритику,   побуждающей   учащегося   дать   объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;  включения учащегося в коллективные, общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.      В процессе коррекционно­педагогического воздействия на воспитанника с девиантным поведением   целесообразно   использовать   также  приемы   индивидуальной   работы  с воспитанниками, среди которых: ­ мобилизации внутренних сил школьника на выполнение задания перед учащимися рас­ крываются их возможности, умения, необходимость предстоя  щей работы лично для них активизации (создания) целевой установки — со школьником разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело доводится до конца, не браться за несколько дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки); ­ контрастности — от регулярных неудач в деятельности подводить учащегося к первым значительным успехам в ней; ­   стимулирование   личного   достоинства   школьника   —   предложение   посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях; ­   требование   доверия   —   подчеркивается   неизбежность   выполнения   задания,   но оказывается   поддержка,   укрепляется   надежда   на   то,   что   ребенок   справится   с предложенным заданием; ­ поощрение — похвала — поддержка, похвала — побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.     Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение   различных   форм   и   видов   внеучебной   деятельности   в   коррекционно­ педагогической   работе   со   школьниками   девиантного   поведения   усиливает   ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и отклонений в поведении учащихся реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Консультация для педагогов "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Консультация для педагогов  "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Консультация для педагогов "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Консультация для педагогов  "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Консультация для педагогов "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Консультация для педагогов  "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Консультация для педагогов "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Консультация для педагогов  "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Консультация для педагогов "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Консультация для педагогов  "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Консультация для педагогов "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"

Консультация для педагогов  "Методы воспитательного воздействия в коррекционно – педагогической работе с детьми девиантного поведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019