Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"
Оценка 4.6

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Оценка 4.6
Лекции +3
doc
изобразительное искусство +1
Детсад
30.04.2017
Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"
Раздаточный материал для педагогов
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ РИСОВАНИЯ.doc
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ (ТЕХНИКИ)  РИСОВАНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ О роли рисовании в гармоничном развитии ребенка говорилось уже нема­ ло.   Рисуя,   ребенок   развивает   определенные   способности:   зрительную   оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также спе­ циальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия рисованием вызывают у детей большой эмоциональный от­ клик. Вот почему так важно найти наиболее эффективные методы и приемы в работе с детьми.  Придавая особое значение разнообразию художественных техник и мате­ риалов, известный художник­педагог Я. Башилов сравнивает их с музыкальными инструментами.   «Как   плохой   инструмент   не   стимулирует   к   определенным достижениям   в   музыке,   так   и   бедный   изоматериал   не   дает   ребенку соответствующих импульсов в работе». О завораживающих свойствах художественных материалов, об их притя­ гательной силе для маленького ребенка, можно сказать очень много. Среди мно­ жества факторов, оказывающих определенное воздействие на характер замысла в   детском   рисунке,   существенную   роль   играет   своеобразие   художественных техник и материалов: цвет, фактура, форма, способствующие созданию адекват­ ного этим свойствам художественного образа. Очень часто несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунках задуманное, адекватно изобразить предметы окру­ жающего   мира,   и   как   следствие,   затрудняет   развитие   познания.   Ребенку­до­ школьнику гораздо легче освоить метод рисования тычком, ладошкой, тампоном и т.д., нежели овладеть методом изображения предметов при помощи линии.  В   работе   с   детьми   по   использованию   нетрадиционных   художественных техник решается ряд задач: •  Знакомство детей с разнообразными художественными материалами и их  свойствами. •  Развивается умение подчинять изобразительные материалы, средства,  способы изображения собственному замыслу, поставленной  изобразительной задаче. •  Воспитывается самостоятельность, инициатива, эстетический вкус. •  Развивается воображение, зрительнаю память, гибкость и быстрота  мышления. Работа   с   детьми   может   осуществляться   в  различных   формах  (на занятиях,   в   индивидуальной   работе,   в   совместной   деятельности   педагога   с детьми и как самостоятельная художественная деятельность детей). Для работы нетрадиционными художественными техниками необходим са­ мый  разнообразный материал:   гуашь,   акварель,  пастель,   уголь,  тушь,   воск, восковые мелки, пластилин, кисти мягкие и жесткие, разные штампы, шаблоны, тычки,   тампоны,   заостренные   палочки,   соломинки,   нитки,   бумага   разных размеров и оттенков и др. Работа по ознакомлению с нетрадиционными техниками осуществляется поэтапно. Алгоритм  работы  с  детьми  по   овладению  любой художественной техни    кой включает в себя следующие этапы: 1 этап ­ Знакомство с художественной техникой 2 этап ­ Упражнения в художественной технике 3 этап ­ Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую  деятельность Как правило, на первом этапе проходит первое знакомство с новой техни­ кой, детям сообщаются новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Здесь же ребенку предоставляется возможность  эксперименти­ ровать с материалом, самостоятельно изучить его свойства и признаки, экспе­ риментирование с материалом вызывает у ребенка положительные эмоции. На  втором   этапе  дети   непосредственно   упражняются   в   использовании нетрадиционных техник (материалов, инструментов и способов их применения). Отработка   навыков   в   использовании   различных   материалов   происходит   на занятиях   с   различной   тематикой.   Например,   при   ознакомлении   с   техникой "рисование пальчиком" во 2 младшей группе проводится цикл занятий ("Идет дождь", "Мухоморы", "Птички клюют ягоды"). Таким образом, дети получают возможность прочно освоить данную технику. Упражнения детей в применении способов   действий,   направлены   на   репродуктивный   способ   познания   и   фор­ мирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Как правило, данному этапу отводится 2­3 занятия в зависимости от слож­ ности техники. Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети вклю­ чаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий раз­ нообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств для изображения своего замысла ("Зимняя сказка", "Лес точно терем расписной", "Вальс цветов" и т.д.). На этом этапе происходит самостоятельный выбор ребен­ ком средств для выражения своего замысла. Ребенку предоставляется большой выбор материалов и инструментов для адекватного воплощения образа. Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное со­ держание,  побудить  их  к   творческой   деятельности,  вызвать   интерес,  способ­ ствовать развитию самостоятельности, инициативы. В своей деятельности мы используем широкоизвестные методы по клас­ сификации М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера: •  объяснительно­иллюстративный (информационно­рецептивный), •  репродуктивный, •  проблемное изложение, •  частично­поисковый (эвристический), •  исследовательский. Объяснительно­иллюстративный.метод как правило используется на 1­ м этапе обучения детей нетрадиционным художественным техникам, когда педа­ гог, используя разные средства, сообщает детям готовую информацию (объясня­ ет детям как называется данный вид техники, как называется материал, как пра­ вильно пользоваться инструментом и т.д.). Репродуктивный метод, в основном, используется на 2­м этапе, когда ре­ бенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу (например, сначала воспитатель показала как работать жесткой кистью, затем потренировались на отдельном листе бумаги, после этого создается образ с по­ мощью данного приема). Таким образом, создаются условия для формирования умений   и   навыков   путем   упражнений.   Действуя   по   предложенному   образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний. Частично­поисковый  и  исследовательский  методы  предполагают,  что ребенок самостоятельно находит различные варианты для решения поставлен­ ной задачи, он выбирает материал и инструменты для выполнения данной ра­ боты,   использует   полученные   знания   (например,   для   того,   чтобы   изобразить пушистого цыпленка, ребенок сам выбирает инструмент, которым он будет ра­ ботать). В настоящее время в современной педагогике самый актуальный вопрос сегодня ­ вопрос о развивающем обучении. Именно поэтому методы и приемы в работе с детьми должны носить развивающий характер. При использовании данных методов ребенок становится активным участ­ ником педагогического процесса, а не созерцателем и слушателем, он становит­ ся в ситуацию  свободного выбора  (темы, содержания, материала, способов и др.), он учится сравнивать, анализировать, обобщать. Практически на каждом занятии используется художественное слово, за­ гадки, стихи, отрывки из детских произведений, которые помогают более тонко­ му, образному восприятию. Метод проблемных вопросов ставит ребенка в ситуацию, когда ему необ­ ходимо подумать, проанализировать что­то, сравнить, что способствует активи­ зации мыслительных процессов у ребенка. Метод  творческих заданий  способствует развитию творческого вообра­ жения, фантазии, нестандартного мышления, уход от шаблонов, позволяет запу­ стить у ребенка механизм думания. "Сказочная педагогика" ­ также один из действенных методов развиваю­ щего   обучения.   Самый   любимый   детский   жанр   ­   это   сказка,   поэтому   ис­ пользование   сказочного   сюжета   на   протяжении   всего   занятия,  цикла   занятий позволяет детям "входить" в изображаемые обстоятельства, в условные ситуа­ ции, способствует увлеченности и захваченности деятельностью. Очень часто на занятиях используется прием "оживления окружающего мира", который способствует развитию у ребенка образного восприятия, вооб­ ражения, когда знакомые предметы (карандаш, кисточка) наделяются признака­ ми живого, умеют разговаривать, переживать, радоваться и т.д. Такой метод как нарочитая ошибка взрослого побуждает ребенка к само­ стоятельности   суждениям,   позволяет   педагогу   оценить   степень   осознанного овладения ребенком материала. С целью развития уверенности в себе, уметь критически оценивать свою работу   мы   используем   прием  «социализации»  ­   всё,   что   сделано   ребенком должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. Очень эффективен прием "работа в паре, в микрогруппе", позволяющий совершенствовать коммуникативные навыки детей (умение договариваться друг с другом, работать сообща, не мешая друг другу). Таким образом, выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуславливается его задачами, содержанием, индивидуальными и возрастными особенностями детей и т.д. На сегодняшний день существует большое многообразие различных худо­ жественных техник, которые успешно используются нами в практике работы с детьми дошкольного возраста (монотипия, граттаж, кляксография, пуантилизм и др.) и художественных материалов (гуашь, акварель, карандаш, пастель, уголь, соус   и   др.),   но   их   применение   не   является   самоцелью   для   педагога.   Ис­ пользование этих графических материалов и разнообразных техник не только расширяет художественные представления детей об изобразительных средствах, повышает интерес к рисованию, но и совершенствует навыки детей, позволяет разнообразить приемы работы, придает образам, создаваемым детьми,  особую выразительность, а главное – способствует развитию творческих способностей ребенка. В   работе   с   детьми   можно   использовать   следующие   нетрадиционные техники рисования: Рисование пальчиками  (с  2  лет).  Средства   выразительности:  пятно, точка, короткая линия, цвет.  Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик  и наносит точки,  пятнышки  на бумагу. На каждый пальчик набирается   краска   разного   цвета.   После   работы   пальчики   вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается Рисование   ладошкой  или  "Печать   от   руки"  (с  2   лет).  Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.  Материалы: широкие блюдца   с   гуашью,   кисть,   плотная   бумага   любого   цвета,   листы   большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.  Средства   выразительности:  пятно,   фактура,   цвет. "Печатка"  или   оттиск   различными   материалами  (оттиск   пробкой, печатками из картофеля, оттиск смятой бумагой, оттиск пенопластом и др.) (с 3 лет).  Материалы: пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,   пропитанного   гуашью,   плотная   бумага   любого   цвета   и   размера, печатки   из   пробки,   картофеля,   кусочки   поролона,   пенопласта,   печатки   из ластика   (их   педагог   может   изготовить   сам,   прорезая   рисунок   на   ластике   с помощью ножа или бритвенного лезвия), смятая бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), печать по трафарету.  Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. "Тычок   жесткой   полусухой   кистью"   Средства выразительности:  фактурность   окраски,  цвет.  Материалы:    жесткая   кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего   животного.  Способ   получения   изображения:  ребенок   опускает   в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности (с   2   лет). "Тычок с помощью карандаша" (с 5 лет). Средства выразительности: фактура, объём. Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша   в   середину   квадратика   из   бумаги   и   заворачивает   вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы   тот   не   соскользнул   с  карандаша,  ребёнок   опускает   его   в   клей.  Затем приклеивает   квадратик   на   основу,   прижимая   его   карандашом.   Только   после этого   вытаскивает   карандаш,   а   свёрнутый   квадратик   остаётся   на   бумаге. Процедура   повторяется   многократно,   пока   свёрнутыми   квадратиками   не заполнится желаемый объект пространства листа. "Пуантилизм"  (с   5   лет).  На   занятиях   по   ознакомлению   с   искусством (например, при рассматривании пейзажей) обращаем внимание детей на особую технику   рисования   ­"пуантилизм",   когда   изображение   состоит   из   множества маленьких точек. При рисовании точками рисунок приобретает мозаичный вид. Используя  этот   прием,  можно  нарисовать   контуры  светлым   мелком,  а  затем заполнить их яркими точками гуаши. "Монотипия предметная" (с 5 лет). Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.  Способ   получения   изображения:  ребенок   складывает   лист   бумаги вдвое   и   на   одной   его   половине   рисует   половину   изображаемого   предмета (предметы   выбираются   симметричные).   После   рисования   каждой   части предмета,   пока   не   высохла   краска,   лист   снова   складывается   пополам   для получения   отпечатка.   Затем   изображение   можно   украсить,   также   складывая лист   после   рисования   нескольких   украшений.   Примерные   темы:   "Бабочки", "Стрекозы". "Монотипия пейзажная"(с 6 лет).  Средства выразительности:  пятно, тон,   вертикальная   симметрия,   изображение   пространства   в   композиции. Материалы:  бумага,   кисти,  гуашь   либо   акварель,   влажная   губка,   кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть.   Половина   листа,   предназначенная   для   отпечатка,   протирается влажной   губкой.   Исходный   рисунок,   после   того   как   с   него   сделан   оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать  лист бумаги и кафельную плитку. На  последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается  влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. "Кляксография обычная" (с 5 лет). Средства выразительности: пятно. Материалы:  бумага,   тушь   либо   жидко   разведенная   гуашь   в   мисочке, пластиковая  ложечка.  Способ  получения  изображения:  ребенок  зачерпывает гуашь   пластиковой   ложкой   и   выливает   на   бумагу.   В   результате   получаются пятна   в   произвольном   порядке.   Затем   лист   накрывается   другим   листом   и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь,   а   другой   его   прикрыть).   Далее   верхний   лист   снимается,   изображение рассматривается:   определяется,   на   что   оно   похоже.   Недостающие   детали дорисовываются.   Примерные   темы:   "Фантастические   животные",   "Подводный мир". "Кляксография   с   трубочкой"(с   5   лет).  Средства   выразительности: пятно.  Материалы:  бумага, тушь  либо  жидко  разведенная   гуашь  в  мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).  Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так,   чтобы   ее   конец   не   касался   ни   пятна,   ни   бумаги.   При   необходимости процедура   повторяется.   Недостающие   детали   дорисовываются.   Примерные темы: "Деревья", "Цветы". "Черно­белый   граттаж"   (грунтованный   лист)  (с   5   лет).  Средства выразительности:  линия,   штрих,   контраст.  Материалы:  полукартон   либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.  Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается  тушью,  без   добавок.  После  высыхания   палочкой   процарапывается рисунок. Примерные темы: "Ночной город", "Космос", "Портрет". "Цветной   граттаж"  (с   6   лет).  Средства   выразительности:  линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист   закрашивается   гуашью,   смешанной   с   жидким   мылом.   После   высыхания палочкой   процарапывается   рисунок.   Далее   возможно   дорисовывание недостающих деталей гуашью. Примерные темы: "Праздничный салют", "Ночной лес". "Набрызг"  (с   5   лет).  Средства   выразительности:  точка,   фактура. Материалы:  бумага,   гуашь,   жесткая   кисть,   кусочек   плотного   картона   либо пластика (5x5 см).  Способ получения изображения:  ребенок набирает краску на   кисть   и   ударяет   кистью   о   картон,   который   держит   над   бумагой.   Краска разбрызгивается   на   бумагу.   Примерные   темы:   "Звездное   небо",   "Снежинки летят". "Ватная" живопись (с 3 лет). Можно создавать великолепные "шедевры" из обыкновенной ваты. Для этого дети скатывают маленькие ватные комочки, обмакивают   их   в   клей   и   приклеивают   их   на   лист   бумаги.   Это   могут   быть одуванчики. Тогда ватные шарики раскрашиваются после приклеивания желтой гуашью. Для снеговика понадобятся более крупные шарики ваты, а ведро, нос, метлу   можно   пририсовать.   Красиво   смотрится   снегопад   из   ваты   в   "зимнем" пейзаже. «Рисование   карандашной   стружкой»  (с   5   лет).  Если   вы   точите карандаши обычной точилкой, не спешите выбрасывать карандашную стружку. Она может служить прекрасным материалом для создания оригинальных работ.  На листе бумаги наносится контур задуманного изображения Ребенок на­ мазывает клеем контурное изображение и приклеивает ряд за рядом карандаш­ ную стружку Изображение получается объемным. Очень хороша эта техника для изображения оперения птиц, животных, зимних сугробов и т.д.. "Восковые мелки + акварель"  (с 4 лет).  Средства выразительности: цвет,   линия,   пятно,   фактура.  Материалы:  восковые   мелки,   плотная   белая бумага,   акварель,   кисти.  Способ   получения   изображения:  ребенок   рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Примерные темы: "Наш аквариум". "Свеча + акварель" (с 4 лет). Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.  Материалы:  свеча, плотная бумага, акварель, кисти.  Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Примерные темы: "Подснежники для мамы", "Заколдованные картинки". "Рисование   по­сырому"  (с   5   лет).  До   недавним   пор   считалось,   что рисовать  можно только  на  сухой бумаге,  ведь  краска достаточно  разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать   на   влажной   бумаге.   Например,   если   в   рисунке   нужна   неясность, расплывчатость. Это может быть: "Город в тумане", "Идет дождь", "Цветы за занавеской",   "Ночной   город"   и   т.д.   Средства   выразительности:   цвет,   линия, пятно.   Материал:   акварель,   бумага,   смоченная   водой.   Способ   получения изображения:   нужно   научить   дошкольника   сделать   бумагу   немного   влажной. Если будет бумага излишне мокрой ­ рисунка может не получиться. Ребенок берет   комочек   ваты   или   поролона,   мочит   в   чистой   воде,   отжимает   его   и смачивает лист бумаги. Бумага готова к произведению неясных образов. "Рисование по мятой бумаге" (с  4 лет). Эта техника интересна тем, что в   местах   сгибов   бумаги   (там,   где   нарушается   ее   структура)   краска   при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги Нетрадиционные   приёмы   рисования   помогут   детям   почувствовать   себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами   сделать   ребенку,   в   силу   несформированности   изобразительных навыков, намного труднее. А главное, нетрадиционные приёмы рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру. Возрастная группа «Техника» Тема Младший  дошкольный возраст Средний дошкольный возраст «Пальчиковая живопись» «Бусы»,  «Платочки для матрёшки», «Падает  пушистый снег», «Пришла зелёная весна»… «Пальчиковая живопись» «Цыплята»,  «Рыбки», «Бусы на ёлку», «Зимний  узор», «Дымковская барышня»… Тампонирование Монотипия Рисование свечой Набрызг Трафарет «Осеннее дерево», «Одуванчики», «Цветы в вазе»... «Бабочка», «Ваза» «Солнце греет травку», «Ёлочка в лесу», «морозные узоры» «Дождь», «Первый снег»  Декоративное рисование Старший дошкольный возраст «Пальчиковая живопись» Тампонирование «Украшение подноса  из рябины»,«Арбуз»,   «Корзина с яблоками», «Три медведя», «Здравствуй, Зима»… Монотипия «Бабочка», «Цветы в вазе»,  «Город на реке»… Рисование свечой Пушистый рисунок Трафарет Набрызг «Поздняя осень», «Зима пришла», «Вечерний город» Декоративное рисование Дождь, снег… Рисование на  мятой бумаге Рисование на  мокрой бумаге Пейзажи, салют, цветы… Рисование ладошкой  Размытый рисунок Рисование ниточками Кляксография «Ветвистое дерево», «Пальма», «Лебедь»,  «Павлин»… Сюжетное рисование, пейзажи На   воображение СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Казакова   Р.Г.   Рисование   с   детьми   дошкольного   возраста:   Нетрадиционные техники. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Просвещение, 1978. 3. Цквитария   Т.А.   Нетрадиционные   техники   рисования.   Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 4. Давыдова   Г.Н.   Нетрадиционные   техники   рисования   в   детском   саду.   –   М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"

Консультация для педагогов "Нетрадиционные приёмы (техники) рисования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017