КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»
Оценка 4.8

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа +2
Детсад
12.06.2017
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»
Наряду с традиционными мето¬диками для интеллектуального раз¬вития детей в дошкольном учрежде¬нии используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития вос¬питанников является моделирование. Его применение открывает перед пе¬дагогом ряд дополнительных возмож¬ностей в работе с детьми, в том чис¬ле помогает воспитанникам получить представления о времени.Наряду с традиционными мето¬диками для интеллектуального раз¬вития детей в дошкольном учрежде¬нии используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития вос¬питанников является моделирование. Его применение открывает перед пе¬дагогом ряд дополнительных возмож¬ностей в работе с детьми, в том чис¬ле помогает воспитанникам получить представления о времени.
выступление 11.10.16г.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 6 «Тополёк» г. Балаково Саратовской области КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени» Буздуган Наталья Александровна, Педагог­психолог детского сада Октябрь 2016 г. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в   дошкольном   учреждении   используются   инновационные   педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития воспитанников является моделирование. Его применение открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в работе с детьми, в том числе помогает воспитанникам получить представления о времени.  Поскольку для мышления дошкольников характерны предметная образность и наглядная конкретность, формировать представление о времени и его единицах, опираясь только на словесно­логические связи и объяснения, очень сложно. Такие временные характеристики, как длительность, последовательность и цикличность, лучше рассматривать на основе технологии моделирования. Еще   полвека   назад   Т.Д.   Рихтерман   обращал   внимание   на   необходимость использования   предметно­схематических   моделей   при   формировании   у   детей временных представлений.   освещенность   Сутки   ­   это   первая   единица   времени,   которую   усваивает   дошкольник. Объяснять,   что   такое   сутки,   их   части   и   последовательность,   лучше   на основе   анализа   и   наблюдения   явлений,   происходящих   в   окружающей   среде: различное   положение   Солнца, земной   поверхности, воздушного   пространства,   появление   и   исчезновение   Луны,   звезд.   Можно   также наблюдать, как в разное время суток изменяется деятельность людей, чередуется их труд и отдых. Поэтому наряду с условным словесным определением частей суток детям предлагается и наглядное их изображение с помощью моделей. Это могут быть предметные модели, где каждая часть суток обозначена картинкой, которая отражает  ежедневно  повторяющиеся   в  режиме  дня   ребенка   действия,   например: утро ­ утренняя гимнастика; день ­ подвижная игра или занятие; вечер ­ спокойные игры или просмотр вечерней сказки; ночь – спящий ребёнок. Предметная модель может быть представлена и одним и тем же пейзажем в разное   время   суток   с   изображением   небесных   светил.   После   того   как   дети наблюдали   розовый   восход   и   серый   вечер,   можно   предложить   им   с   помощью прямоугольников   определенного   цвета   составить   модель   суток.   Предварительно следует задать воспитанникам наводящие вопросы. Например:  Как вы думаете, какое время суток мы обозначим на модели серым (чёрным, белым, розовым) цветом? Почему вы так думаете? В каком порядке мы разместим эти карточки? Почему розовая карточка у нас должна находиться между чёрной и белой? Раздав детям карточки указанных цветов, можно закрепить данное условное соотношение в игровых упражнениях. Например, выложи поочередно картинки с изображением зубной щётки, подушки, тарелки, игрушки и т.д., можно попросить ребёнка показать с помощью карточки серого, розового, белого или чёрного цвета, в какое время суток используется этот предмет каждый элемент единицы времени, т. е.   каждую   часть   суток.   В   старшей   группе   воспитанники   знакомятся   с   любой временной моделью, в том числе моделью «Сутки». При этом важно помнить, что схема должна отражать: количество элементов рассматриваемой единицы времени (сутки из четырёх, а неделя из семи); длительность   каждого   элемента   рассматриваемой   единицы   времени   (дни недели равны по длительности, а части суток нет); место каждого элемента в схеме (утро должно быть изображено после ночи, а за ним день и т. д.); цикличность (периодичность, алгоритм); С учетом этого модель суток состоит из четырех частей, при ее изображении обращают  внимание   на   то,   что  утро   и  вечер  ­  более  короткие  по  длительности промежутки времени, поэтому на модели секторы серого и розового цветов меньше, чем секторы черного и белого. В подготовительной группе дети без труда различают модели зимних и летних суток. Они способны объяснить, почему на модели летних суток белого цвета больше, чем на модели зимних. Для того чтобы подчеркнуть цикличность   и   периодичность   времени,   все   модели,   с   которыми   работают воспитанники   средней   группы,   должны   быть   круговыми.   Самой   сложной   для дошкольников является модель, представленная в форме спирали, на которой они могут проследить цикличность (периодичность) частей суток и их непрерывность. Знакомя детей с моделью «Неделя», важно руководствоваться знакомым правилом: отражаем количество элементов единицы времени, место каждого элемента в схеме и цикличность (периодичность, алгоритм). Когда   воспитанникам   предлагается   изобразить   модель   недели,   в   первую очередь   обращается   их   внимание   на   то,   что   число   элементов   в   модели   должно соответствовать   количеству   дней   недели.   Все   семь   дней   равны   между   собой, поэтому обозначаются одинаковыми по величине и форме элементами (секторами круга, бусинками, лепестками цветка и т. д.). Каждый день недели должен иметь отличительную особенность, которая чаще всего обозначается цветом. Если   дошкольники   самостоятельно   изображают   модель   недели,   важно предупредить их, что элементы модели лучше располагать по кругу (в виде цветка с семью   лепестками   или  зонтика  с  семью  секторами,  кольца,  окрашенного  в  семь цветов,   бус   с   разными   бусинками).   На   ней   будет   лучше   видно,   что   после воскресенья опять приходит понедельник, и дни недели чередуются. При   работе   с   любой   круговой   моделью   времени,   в   том   числе   с   моделью недели, следует условно указать один из элементов модели, например: "Определи, лепестком какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен синим?". Такую условность можно установить в начале работы с моделью и не повторять ее в вопросах. Например: «Покажи на схеме выходные дни», "Лепестком какого цвета обозначена   среда?".   При   работе   с   круговыми   моделями   необходимо   постоянно напоминать   детям,   что   на   схеме   все   элементы   расположены   друг   за   другом   по часовой стрелке. В   младшей   группе   ярким   примером   моделирования   служит   календарь природы, на котором год представлен условно в виде картинок с одним и тем же пейзажем в разное время года. В средней группе эта модель может быть изображена в виде вращающихся на диске кукол, олицетворяющих весну, зиму, лето и осень, каждая из них стоит на круге в определенном месте. Можно использовать на модели характерные для этого времени года дары природы (снежинка ­ зима, подснежник ­ весна, ягода ­ лето, желтый лист ­ осень). Модель года удобно представлять на основе живого объекта, например, символически изображенного дерева, где каждый сектор отражает особенности развития дерева в разное время года (весной ­ дерево с почками, молодыми листочками и цветами, летом ­ с плодами, осенью ­ с желтыми листьями, зимой ­ голое или в снегу). В старшей группе предметные модели заменяются условно­символическими, где крайне редко проскальзывают как подсказки предметные символы. Чаще всего эта условность выражается в использовании цветовых символов. Так, воспитанники средних   и   старших   групп   при   составлении   модели   года   каждое   время   года обозначают секторами разного цвета. По традиции синим цветом ­ зиму, зеленым, символизирующим   молодую   листву   и   травку,   ­   весну.   Красным   цветом   ­   лето красное, а желтым ­ пору золотой листвы, осень. С помощью карточек разного цвета дети   выполняют   упражнения   и   задания,   играют   в   игры   (дидактическая   игра "Круглый год", игровое упражнение "Когда это бывает?" и др.). В   подготовительной   группе   модель   года   усложняется:   воспитанники отражают на модели не только времена года, но и месяцы. При изображении ме­ сяцев предлагается использовать оттенки цветов, характерные для времени года, с которым они соотносятся. Так, зимние месяцы можно изобразить синим, голубым и фиолетовым или белым цветом, весенние ­ салатовым, ярко­зеленым и темно­зеле­ ным и т. д. В работе с моделью данного вида детям предлагаются задания типа «Найди   на   схеме   ноябрь»,   "Назови   месяц,   обозначенный   коричневым,   голубым цветом", "Покажи на модели зимние, весенние месяцы", "Покажи месяц, который зиму начинает, а год заканчивает" и др. Модели года и месяца могут быть представлены в виде календарей разного вида. Самой доступной моделью года для детей этого возраста является отрывной календарь. Дошкольники легко усваивают, что листок ­ это день; чтобы сорвать следующий   листок,   надо   ждать   целые   сутки.   По   такой   модели   они   могут проследить, что время идет и с каждыми сутками приближается ожидаемая дата (выходной, праздничный день или день рождения). Более   сложной   моделью   является   календарь   месяца,   где   отражается взаимосвязь   таких   единиц   времени,   как   сутки   и   неделя.   Поэтому   важно   в   под­ готовительной  группе  иметь  календарь  на  текущий  месяц. Дети  наблюдают, что каждое   окошко   с   числом   символизирует   определенный   день   месяца   (дату).   По количеству окошек можно определить, сколько дней в текущем месяце. На таких календарях легко прослеживается алгоритм записи каждого дня месяца. Они строго расписаны в семь рядов или колонок (по количеству дней недели), чтобы было легко узнать,   на   какой   день   недели   приходится   определенное   число   месяца.   Числа   в окошках,   приходящиеся   на   выходные   и   праздничные   дни,   обозначены   красным цветом.     календаря оформлении Таким   же   должен   быть   по   форме   календарь,   в   котором   Иногда   педагоги   нарушают   методику дети   отмечают   погоду. число при окошек, равное числу рабочих, а не календарных дней, не всегда соблюдают правила размещения окошек в зависимости от дня недели. Ведь месяц часто начинается не с понедельника, а с другого дня недели, и окошки размещаются на модели каждый раз индивидуально. Выходные и праздничные дни также должны изображаться на этом календаре. изображают     погоды:   Когда воспитанники хорошо научатся ориентироваться в календаре месяца, им   не   сложно   будет   разобраться   с   настенным   или   карманным   календарем   года. Нужно   объяснить   детям,   что   в   календаре   года   представлены   календари   всех месяцев по порядку в виде колонок: шесть ­ в верхнем ряду и шесть ­ в нижнем. Предстоит  научить   их   соотносить   порядковый  номер   колонки   и  месяца  (первая колонка ­ январь, вторая ­ февраль и т. д.). На таком календаре можно найти любой день года и определить, какой это будет день недели. Данным календарем как мо­ делью года дети могут пользоваться только с помощью взрослых, тем не менее его наличие в группе необходимо. Таким   образом,   использование   моделирования   при   формировании представлений   о   времени   поможет   сделать   этот   процесс   интересным   и   увлека­ тельным   для   детей.   Как   только   воспитанники   освоят   простые   модели,   педагог сможет привлекать их к совместному, а затем и к самостоятельному моделиро­ ванию.   Модели,   особенно   сделанные   своими   руками,   значительно   облегчат дошкольникам   восприятие   и   осмысление   сложнейшего   понятия   времени,   будут способствовать сохранению у них устойчивого познавательного интереса.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Использование технологии моделирования при формировании у детей представлений о времени»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017