Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".
Оценка 5

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Оценка 5
Педсоветы
doc
математика
Детсад
27.06.2018
Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".
Уже в дошкольном детстве происходит обучение детей началам геометрии, что в дальнейшем будет одним из условий успешной учебной деятельности в школе. Данная статья содержит методические рекомендации из опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами и формой предметов.
Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов правленное.doc
Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников Основной   задачей   обучения   детей   5­6   лет   является   формирование системы   знаний   о   геометрических   фигурах.   Первоначальным   звеном   этой системы   являются   представления   о   некоторых   признаках   геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.   Детям   даются   известные   им   фигуры   и   предлагается   руками обследовать границы квадрата и круга, прямоугольника и овала и подумать, чем   эти   фигуры   отличаются   друг   от   друга   и   что   в   них   одинаковое.   Они устанавливают, что у квадрата и прямоугольника есть «уголки», а у круга и овала их нет. Воспитатель, обводя фигуру пальцем, объясняет и показывает на прямоугольнике и квадрате углы, вершины, стороны фигуры. Вершина – это та   точка,   в   которой   соединяются   стороны   фигуры.   Стороны   и   вершины образуют границу фигуры, а граница вместе с ее внутренней областью – саму фигуру.  Угол (плоский) – геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами), выходящими из одной точки (вершины).   Необходимо   приучать   ребят   делать   свои   заключения,   уточнять   к обобщать их ответы. В   старшей   группе   у   детей   начинают   формировать   представления   о четырехугольнике.   Четырехугольник   –   это   обобщенное   понятие   фигуры, обладающей определенными признаками (четыре угла и четыре стороны).  Подводя детей к новому для них пониманию, следует исходить из уже сложившихся   представлений.   знакомить   детей   с четырехугольником,   следует   начать   с   анализа   уже   знакомой   фигуры   –   например,   Так, треугольника.   Воспитатель   показывает   детям   треугольник   и   спрашивает: «Почему   он   так   называется?»   Дети,   очевидно,   будут   рассуждать   так: «Треугольник называется так потому, что у него три угла». К такому выводу прийти детям нетрудно, так как они знают основные признаки этой фигуры. Затем,   указывая   на   группу   предметов   с   четырьмя   углами   (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб – названия двух последних фигур детям не даются), воспитатель предлагает детям сказать, чем похожи эти фигуры. Дети указывают  на  углы  и  стороны:  «У  всех  этих  фигур  четыре  угла  и четыре стороны».   Воспитатель   просит   детей   самостоятельно   придумать   название всем этим фигурам, одобряет их сообразительность и подтверждает, что все эти фигуры называются четырехугольниками. Так детей подводят к выводу, что одно понятие включается в другое, более общее: квадрат, прямоугольник – разновидности четырехугольника. Различные   геометрические   фигуры   используются   как   материал   для построения   заданий   на   распознавание, классификацию.    сравнение,   обобщение   и Цель   этих   заданий   –   формировать   и   развивать   наблюдательность, умение выделять существенные (важные) признаки предметов, сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, разделять предметы на группы (классифицировать) в соответствии с выделенными признаками. Программа «Школа 2100» содержит серию таких заданий. На первом этапе это обобщение фигур по одному из признаков: цвету, форме, величине (задание «Что общего у этих фигур?»). В последующих заданиях изменение – преобразование   фигур   по   одному,   двум,   трем   признакам   (задание   «Что изменилось?», «Измени форму», «Измени цвет», «Измени размер»). При этом ребенок должен определить признак, который не меняется. Для закрепление этой работы как на занятиях, так и в свободное время хорошо   использовать   набор   геометрических   фигур.   Детям   дается   задание сгруппировать   фигуры   по   признаку   величины,   независимо   от   формы;   по признаку формы, независимо от величины и цвета; по цвету, независимо от формы и величины; выделить две группы: округлые и угольные фигуры. При выполнении задания дети должны сопровождать свои действия описанием. Закрепление   представлений   детей   о   знакомых   им   геометрических фигурах   и   телах   рекомендуется   осуществлять   в   различных   дидактических играх:   «Чудесный   мешочек»,   «На   что   это   похоже?»;   в   играх:   «Домино», «Геометрическое лото»; а также в повседневной жизни. В   старшей   группе   детей   учат   видеть   геометрическую   форму   в окружающих предметах: мяч, обруч, тарелка – круг; крышка стола, стена, пол –   прямоугольник;   платочек   –   квадрат;   косынка   –   треугольник;   стакан   – цилиндр. Определять   геометрическую   форму   в   предметах   дети   могут, рассматривая   картинки,   окружающие   предметы   групповой   комнаты, оборудование участка.  Усвоение   представлений   о   геометрических   фигурах,   как   правило,   не вызывает   у   детей   трудностей.   Однако,   чтобы   у   ребенка   не   возникало   как   фигуре неверного   представления   о   геометрической   фигуре, определенного   внешнего   вида,   воспитатель   должен   предоставить   детям возможность   действовать   с   моделями   геометрических   фигур   разной конфигурации   (равносторонние,   равнобедренные,   прямоугольные   и   др. треугольники; четырехугольники разного вида – квадраты, прямоугольники, ромбы). Это позволит детям научиться осознано выделять основные признаки геометрических фигур. Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими   фигурами   как   эталонами   предметной   формы.   У   ребенка необходимо   развивать   умение   видеть,   какой   геометрической   фигуры   или какому   их   сочетанию   соответствует   форма   того   или   иного   предмета.  Это способствует  более  полному, целенаправленному  распознаванию  предметов окружающего   мира   и   воспроизведению   их   в   рисунке,   лепке,   аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с   обследованием   предметов,   выделяя   в   каждом   из   них   общую,   основную форму и форму деталей.   Работа   по   сопоставлению   формы   предметов   с   геометрическими эталонами проходит в два этапа. На первом этапе нужно научить детей на основе   непосредственного   сопоставления   предметов   с   геометрической фигурой давать словесное определение формы предметов.   Таким   образом,  удается   отделить   модели   геометрических   фигур   от реальных предметов и придать им значение образцов. Для игр и упражнений подбираются предметы с четко­выраженной основной формой без каких­либо деталей (блюдце, обруч, тарелка – круглые; платок, лист бумаги, коробка – квадратные   и   т.   п.).   На   последующих   занятиях   могут   быть   использованы картинки,   изображающие   предметы   определенной   формы.   Занятия   следует проводить в форме дидактических игр или игровых упражнений: «Подбери по форме», «На что похоже?», «Найди предмет такой же формы», «Магазин» и т. п. Далее выбирают предметы указанной формы (из 4­5 штук), группируют их и обобщают по единому признаку формы (все круглые, все квадратные и т. д.). Позднее   им   предлагают   найти   предметы   указанной   формы   в   групповой комнате. При этом дается лишь название формы предметов: «Посмотрите, есть ли на полке предметы, похожие на круг» и т. п. Хорошо провести игры «Путешествие по групповой комнате», «Найдите, что спрятано». На   втором   этапе   детей   учат   определять   не   только   основную   форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка и т. д.). Игровые упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определенной формы и воссоздавать предмет из частей. Рабочая   тетрадь   программы   содержит   ряд   заданий,   где   нужно   закрасить определенные фигуры в рисунке конкретным цветом. Упражнения   на   распознавание   геометрических   фигур,   а   также   на определение   формы   разных   предметов   можно   проводить   вне   занятий,   как небольшими   группами,   так   и   индивидуально,   используя   игры   «Домино», «Геометрическое лото», «Логические таблицы» и др. Очень   важно   упражнять   детей   в   комбинировании   геометрических фигур,   в   составлении   разных   композиций   из   одних   и   тех   же   фигур.   Это приучает   их   всматриваться   в   форму   различных   частей   любого   предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из геометрических фигур   Это   разнообразные могут   составляться   изображения   предметов. геометрические   мозаики,   плоскостные   конструкторы   (конструктор   на ковролине).   Вариантами   конструктивных   заданий   будет   построение   фигур   из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек:  1) сложить два квадрата из семи палочек;  2) сложить три треугольника из семи палочек;  3) сложить прямоугольник из шести палочек;  4) из пяти палочек сложить два разных треугольника;  5) из девяти палочек составить четыре равных треугольника;  6) из десяти палочек составить три равных квадрата;  7) можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?  8) можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?   Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления   детей.   Наиболее   сложные   задания   могут   быть   использованы   в работе с детьми подготовительной группы. Знания   о   геометрических   фигурах   в   подготовительной   группе расширяются, углубляются и систематизируются.  Одна из задач подготовительной к школе группы – познакомить детей с многоугольником и его признаками: вершины, стороны, углы. В   программе   «Школа   2100»   понятие   о   многоугольнике   начинается знакомство   детей   с   ломанной,   замкнутой   и   незамкнутой   линиями.   Детям дается   задание   нарисовать   замкнутую   линию   из   трех   отрезков,   затем   из четырех,   пяти,   шести.   Закрепив   понятия   треугольник,   четырехугольник, воспитатель подводит детей к названиям пятиугольник, шестиугольник.   Решение   этой   задачи   позволит   подвести   детей   к   обобщению:   все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников. Для уточнения знаний о многоугольнике могут быть даны задания по зарисовке фигур на бумаге в клетку. Затем можно показать разные способы преобразования фигур: обрезать или отогнуть углы у квадрата и получится восьмиугольник. Накладывая  два  квадрата  друг  на  друга, можно  получить восьмиконечную звезду. Итак,   аналитическое   восприятие   геометрических   фигур   развивает   у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. С самого рождения нас окружает трехмерный геометрический мир.  Дети накапливают достаточно большой запас пространственных  представлений. Игрушки различной формы, а также дома, растения,  являющиеся, по сути, моделями геометрических тел позволяют детям  воспринимать и получать сведения об объемных телах и их свойствах из  окружающего нас мира.  Таким образом, у дошкольников сформированы  некоторые пространственные представления и умения ориентироваться в  трехмерном окружающим мире. Между тем, «геометрия на плоскости» –  искусственное образование, по существу абстракция от трехмерной  геометрии, поскольку в мире вообще не существует двумерных предметов, не  имеющих толщины. При этом удачное и умелое применение наглядности  побуждает детей к познавательной самостоятельности и повышает их интерес, является важнейшим условием успеха. Знакомство   с   объемными   формами   и   моделями   объемных геометрических   фигур   (кубом,   шаром,   цилиндром   и   др.)   происходит   в процессе  игр  со  строительным  материалом  уже   в  младшем  возрасте.  Дети отличают предметы по форме, но к моделям относятся, как к игрушкам.  В 5­6 лет дети способны уже отличать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Поэтому на данном этапе предлагается сравнивать между собой близкие по форме фигуры разной объемности. Так, куб сравнивается с квадратом. Для этого предлагается спрятать между прямыми ладонями (или ладонью и поверхностью стола) сначала плоскую, а затем объемную фигуру. Выясняется,   что   плоская   фигура   прячется   в   ладошки,   а   объемная   –   не прячется. С этой целью можно предлагать группировать фигуры в ходе игры «Почта»:   плоские   фигуры   –   «конверты»   –   проходят   в   прорезь   почтового ящика, а объемные фигуры – «посылки» – не проходят. Другим   методом   сравнения   плоских   и   объемных   фигур   является подсчет   уголков.   Так,   у   четырехугольной   призмы   имеется   8   углов,   а   у четырехугольника – 4. Кроме этого, важно обратить внимание детей на то, что плоские и объемные фигуры используются в разных видах конструктивной и изобразительной деятельности. Причем в процессе аппликации и рисования объемные   предметы   изображаются   при   помощи   соответствующих   плоских фигур. Так, например, крыша домика, имеющая форму треугольной призмы, на рисунке изображается в виде треугольника. Программа «Школа 2100» предполагает знакомство с терминами куб, цилиндр, шар, параллелепипед, конус в подготовительной группе. Причем на это отводится два плановых занятия. В связи с этим закрепление знаний об объемных геометрических фигурах падает на свободную деятельность, где используются различные виды строительного материала, модули, объемные конструкторы   (например,   магнитный;   конструктор   «Такеши.   Выйти   из плоскости»),   дидактические   игры   (например,   геометрические   пазлы, волшебный куб и др.).   Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. Так, ребята узнают, что   понятие   четырехугольника   является   обобщением   таких   понятий,   как «квадрат»,   «ромб»,   «прямоугольник»,   «трапеция»   и   др.;   в   понятие   четырехугольники, «многоугольник»   входят   все   треугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо от их размера и вида. Подобные взаимосвязи   и   обобщения,   вполне   доступные   детям,   поднимают   их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность,   формируются   новые   интересы,   развиваются   внимание, наблюдательность,   речь   и   мышление   и   его   компоненты   (анализ,   синтез, обобщение). Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".

Консультация для воспитателей на тему: "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2018