Консультация на тему: «Методы и приемы формирования связной речи у учащихся младших классов на логопедических занятиях»
Оценка 5

Консультация на тему: «Методы и приемы формирования связной речи у учащихся младших классов на логопедических занятиях»

Оценка 5
Особые потребности
docx
дефектология
Детсад—1 кл
23.03.2018
Консультация на тему: «Методы и приемы формирования связной речи у учащихся младших классов на логопедических занятиях»
Формирование на логопедических занятиях учебно-практической деятельности является важнейшим условием усвоения детьми не только операций восприятия, т.е. порождения речевых высказываний, но и языковых закономерностей родного языка на теоретическом уровне. Направление и содержание коррекционной работы определяются учителем-логопедом с учетом индивидуально-типологических, возрастных особенностей учащихся. Учитываются симптоматика и механизмы имеющихся у них нарушений устной и письменной речи, особенности индивидуальных вариантов становления речевой функции.
Методы и приѐмы формирования связной речи на логопедических занятиях.docx

 

 

 

 

 

 

 

Консультация на тему:

«Методы и приемы формирования связной речи у учащихся младших классов на логопедических занятиях»

 

ПОДГОТОВИЛА:

учитель - логопед

МБДОУ детский сад № 32

ПИЛЮГИНА О.Л.

 

 

 

 

 

 

г. Новочеркасск

2018 г

 

Перед современной школой ставится проблема обучения и воспитания человека нового мышления, способного к самосовершенствованию, самообразованию и определению своего будущего. Исходя из этого, ставятся задачи: обеспечение современного качества образования, развитие личности, её познавательных и созидательных способностей, дифференцированного и индивидуального обучения.

Учитывая современные тенденции начального обучения, актуальными становятся вопросы содержания, форм, средств, приемов коррекционной работы. Деятельностный подход коррекционно-развивающего обучения, частично-поисковые методы и проблемные задачи приходят на смену традиционным, иллюстративно-объяснительным.

Формирование на логопедических занятиях учебно-практической деятельности является важнейшим условием усвоения детьми не только операций восприятия, т.е. порождения речевых высказываний, но и языковых закономерностей родного языка на теоретическом уровне.

Направление и содержание коррекционной работы определяются учителем-логопедом с учетом индивидуально-типологических, возрастных особенностей учащихся. Учитываются симптоматика и механизмы имеющихся у них нарушений устной и письменной речи, особенности индивидуальных вариантов становления речевой функции.

Была выведена формула правильной реализации индивидуального подхода на занятии: "От изучения индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся – к опоре на потенциальные возможности каждого из них и далее к развитию всех способностей каждого отдельно взятого ученика и классного коллектива в целом".

На логопедических занятиях ребёнок становится активным субъектом учебной или игровой ситуации. С целью амплификации (обогащение и развитие) ребёнка учителем-логопедом должны учитываться и специфические виды деятельности младших школьников (игры, элементы трудовой деятельности, различные условия общения с детьми и взрослыми и др.). Осваивая позицию субъекта речевой деятельности, ученик должен, прежде всего, переживать ситуацию успеха. Это позволяет преодолевать имеющиеся затруднения, связанные с коммуникацией. Ребёнок получает возможность реализовывать свой творческий потенциал.

Формируя связную речь у детей с речевым недоразвитием нельзя отдавать предпочтение только еѐ репродуктивным формам (составление рассказа по картинке, пересказ прочитанного и т.п.). Для данных детей этого недостаточно. В работе с ними необходимо предусмотреть, прежде всего, развитие инициативных форм речи: умений задавать вопросы, самостоятельно (по собственной инициативе) составлять развернутые неподготовленные сообщения и т.д.

Особенно замедленно и с большими трудностями учащиеся овладевают такой формой высказываний, как рассуждение. Оно требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения.

Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за учителем-логопедом или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т.д. Позднее следует систематически упражнять их в свободных высказываниях, постоянно побуждая к этому путем создания ситуаций, способствующих речевой активности детей. При этом учитель-логопед должен естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний.

Достигается это различными способами, и, прежде всего – системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений, правил и т.д. Следует также формировать у них контрольно-оценочное действие путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий. В процессе проверки (на первых порах при максимальной помощи со стороны учителя-логопеда) дети на практике обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью производимой детьми учебной работы, а связность – порядком выполнения учебных действий.

Не менее эффективным средством развития умения строить связные высказывания является взаимная оценка детьми собственных устных высказываний. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. На коррекционных занятиях необходимо использовать специальные упражнения, в ходе выполнения которых учащимся приходилось бы производить анализ содержания прочитанного материала, располагать его в логической последовательности. Помимо этого, учащимся следует чаще предлагать упражнения с заданиями распространить или сократить текст (и соответственно подробно или сжато его пересказать), воссоздать текст по плану, развернутому или краткому.

Как известно, работе над планом немало места и времени отводится и в программе по родному языку. Однако при обучении детей с речевым недоразвитием работе над планом надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планом должна быть использована не только как средство развития речи (внешней и внутренней), но и как способ организации их учебной деятельности.

В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них различных приёмов мыслительной обработки материала: деления текста по смыслу на отдельные части, выделения смысловых опорных пунктов, составления плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей и тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану.

Важность работы по формированию связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя-логопеда. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда занятие проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.

Научите ребёнка переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова, и вы придадите его речи ясность и яркость.

Как же этого достичь? Возможно, на основе использования комплексных методов, соединяющих разные виды деятельности – рисование, речь, игру. Игра даёт простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; в рисовании проявляется образное мышление ребёнка, мир его чувств и фантазии. Особенно это важно на первых этапах обучения ребёнка.

Я хочу остановиться на нескольких методах, иллюстрирующих взаимосвязь разных видов деятельности. Использовать эти методы можно на уроках чтения, изобразительного искусства и факультативных занятиях в начальных классах.


1. Метод коллективного сочинения сказок и рассказов с одновременным изображением происходящего.

      Цель – обучение составлению устного текста повествовательного типа. Суть метода заключается в том, что дети одновременно с учителем-логопедом заняты в двух видах деятельности: рисовании и рассказывании. Рисование является для ребёнка более знакомым видом деятельности, поэтому этот метод применяется в начале обучения. Сказочный сюжет для рассказывания предлагается учителем-логопедом, но развивается и дополняется детьми. Изображение «действующих предметов» по ходу повествования представляет собой составление иллюстративных опор для последующего самостоятельного воспроизведения сочинённого текста. Эта работа вызывает у учащихся чувство уверенности в собственных силах, что стимулирует процесс коллективного творчества. Метод реализуется в двух разновидностях:

1. Дети совместно с учителем-логопедом составляют план повествовательного текста с элементами описания при помощи изобразительных средств. Генетически такой вид деятельности восходит к игре-рисованию, сопровождающейся рассказом. Выводя эгоцентрическую речь

во внешний план, логопед регулирует и направляет её. Литературным материалом служат известные детям стихи, песни, загадки. Создание на таком занятии проблемной ситуации позволяет расширить творческие возможности ученика.

2. Рассказ-игра. Ученики коллективно составляют текст повествовательного типа с элементами описания по опорам-иллюстрациям, сделанным логопедом. Мотивация этого действия – в характере текста (сказка-путешествие с высоконравственной целью – чьё-то спасение). Одновременно с рассказом ученики переносят иллюстрации-опоры на свои листы.

2. Метод, основанный на знаменитом магическом «если бы…» К.С.Станиславского.

Ученик переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую, пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или воображаемом персонаже.

На первых этапах – это перенесение реальных героев в хорошо знакомые обстоятельства и составление текста от лица этих героев (составление рассказа-загадки от лица любимой игрушки). При этом в предмете или явлении выделяются наиболее существенные признаки, на основании которых строится миниатюрный текст-описание. Составление такого рассказа объясняет ребёнку, что говорить, кому и зачем, и, таким образом, мотивирует процесс порождения текста.

Этот метод основан на привлечении внимания к таким деталям произведения, которые, ускользая от поверхностного взгляда, не позволяют понять его основную мысль. Чтобы проникнуть «внутрь» любого произведения необходимо отождествить себя с каким-то персонажем и уже потом передавать мысли и чувства героя с помощью изобразительно-выразительных средств. Процесс порождения текста должен стать для учащихся внутренне мотивированным.

3. Метод трансформации текстов или составление одного вида текста на основе другого.

Текст, воспринимаемый в одной знаковой системе – словесной, изобразительной, музыкальной – перекодируется в другую, более доступную возрасту обучающегося. На первом этапе происходит соотнесение только двух видов текстов и образов, в них содержащихся: сравниваются два произведения с одной общей темой и основной мыслью (стихи о природе, проникнутые тем же чувством, что и пейзажи). На следующем этапе происходит сравнение разных текстов с общей темой, но различными идеями. И только затем может производиться трансформация текстов (стихотворного в изобразительный или музыкального в изобразительный). На последних занятиях происходит двойная трансформация: на основе музыкального образа учащиеся создают свой изобразительный образ, а затем уже на основе заданного музыкального и собственно изобразительного – словесный.

Такой метод позволяет четко и наглядно представить ученику предмет речи и построить внутренний план высказывания в соответствии с собственным замыслом, избежать лишних, не относящихся к основной теме микротем.

4. Метод  создания  опор. Данный метод представлен в виде двух несколько различающихся приемов:

1). Прием, основанный на «функциях» В.Проппа. Сущность его состоит в том, что ученикам предлагается определенный набор обязательных функций сказочных персонажей, который и служит своеобразным каркасом, схемой построения сказки. Под функциями Пропп понимал «поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действий». Функции составляют внутреннюю смысловую структуру сказки.

1 – Зачин,

2 – Событие,

3 – Испытание,

4 – Сказочные повторы,

5 – Возвращение домой,

6 – Добро побеждает зло.

Прием сочинения сказок на основе данного набора функций выступает не только как средство, стимулирующее воображение, но и как способ построения внутренней структуры текста.

2). Прием составления опор-иллюстраций. Они представляют собой готовые или созданные учениками и учителем-логопедом иллюстрации, отражающие основные сюжетные точки повествовательного текста. Например, при составлении опор-иллюстраций к сказке «Лиса и Волк» выбираются эпизоды: 1). Лиса притворяется мертвой; 2). Лиса на дороге ест рыбу; 3). Волк хвостом ловит рыбу; 4). Бабы бьют Волка; 5). Лиса едет на Волке.

Вся работа над текстом должна быть проникнута вниманием к Слову. Особое внимание следует обратить на  полноту образного восприятия произведений, а не анализ их содержания. Это делается для того, чтобы у ребенка сформировалось целостное впечатление от текста, усиливающее эмоциональность. У детей пробуждается желание творить самостоятельно: сочинять сказки и стихи, рисовать картины.

5. Метод инсценировки. 

Прием драматизации прекрасно известен в методике и более эффективен, чем пересказ, так как стоящая перед детьми задача полноценно выразить индивидуальность героя предполагает усвоение особенностей его речи в условиях почти идентичной речевой ситуации. Можно инсценировать произведение целиком, с использованием музыкального сопровождения, костюмов, декораций, а можно — эпизоды. Составной частью урока могут стать некоторые средства драматической выразительности (пантомима, живые картины).
Дети легко усваивают используемые в процессе драматизации определенные языковые средства, в результате чего происходит обогащение и лексического, и синтаксического, и интонационного строя устной речи.

Формы работы со сказкой могут быть бесконечно разнообразными. Хотелось бы обратить внимание на некоторые смысловые аспекты, которые представляются значимыми, и с подачи учителя будут способствовать благотворному воздействию на формирование личности ребенка. Они могут реализоваться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребятам после знакомства со сказкой, и т.п.

Вот как могут выглядеть некоторые типовые  вопросы  и  задания:
1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).
2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.
3. Показать, что становится объектом насмешки народа.
4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.
5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.
6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.
7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц.
8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.
9. Объяснить, почему в сказках возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?
10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.
11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, «прославляющие» чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.
12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.
13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.
14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющие, почему произошло то или иное событие.
15. Предложение поразмышлять о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.
16. «Эстетические» вопросы. Почему понравилось то или иное описание?
17. «Открытые» вопросы: что вы можете сказать в том-то и том-то.
18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки (правила нравственного поведения и т.п.).
19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.
20. Рассказать, как и почему изменяется характер героя.
21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем русская сказка напоминает сказку другого народа).
22. Каковы коренные ценности народа, его понятия о справедливости, заслуженной награде и неизбывном позоре?

И, может быть, 

самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным

 

Взаимодействие учителя-логопеда и учащихся должно строиться на демократической основе по принципу делового партнерства взрослого и ребенка (по типу «ученик – учитель»). При сочетании разумной требовательности и строгости к детям учителю-логопеду необходимо с глубоким терпением и уважением относиться к ответам, суждениям и чувствам детей. Только атмосфера психологического комфорта может позволить преодолеть имеющиеся психологические затруднения общения и коррекционного обучения, создать атмосферу любви, доверия и творчества.

Самое главное, чтобы занятие было построено на положительных эмоциях. Ребенок должен с радостью идти в школу.

В свое время К.А. Москаленко говорил:

 «Необходимо, чтобы все уроки, все без исключения, начинались с положительных эмоций и заканчивались детской радостью».

Именно это общее настроение класса создает в нем благоприятную обстановку. Малейшее продвижение «слабого» ученика всячески поощряется. Чтобы у детей воспитывался интерес к учению, очень важен фактор психологического внушения. Школьникам надо постоянно внушать, что у них все обязательно получится, пусть у одних раньше, у других позже.

Ведь одно из древнейших педагогических правил гласит:

«Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь».


 

Консультация на тему: «Методы и приемы формирования связной речи у учащихся младших классов на логопедических занятиях»

Консультация на тему: «Методы и приемы формирования связной речи у учащихся младших классов на логопедических занятиях»

Перед современной школой ставится проблема обучения и воспитания человека нового мышления, способного к самосовершенствованию, самообразованию и определению своего будущего

Перед современной школой ставится проблема обучения и воспитания человека нового мышления, способного к самосовершенствованию, самообразованию и определению своего будущего

Особенно замедленно и с большими трудностями учащиеся овладевают такой формой высказываний, как рассуждение

Особенно замедленно и с большими трудностями учащиеся овладевают такой формой высказываний, как рассуждение

При этом большое внимание следует уделять развитию у них различных приёмов мыслительной обработки материала: деления текста по смыслу на отдельные части, выделения смысловых опорных пунктов,…

При этом большое внимание следует уделять развитию у них различных приёмов мыслительной обработки материала: деления текста по смыслу на отдельные части, выделения смысловых опорных пунктов,…

Метод реализуется в двух разновидностях: 1

Метод реализуется в двух разновидностях: 1

На следующем этапе происходит сравнение разных текстов с общей темой, но различными идеями

На следующем этапе происходит сравнение разных текстов с общей темой, но различными идеями

Это делается для того, чтобы у ребенка сформировалось целостное впечатление от текста, усиливающее эмоциональность

Это делается для того, чтобы у ребенка сформировалось целостное впечатление от текста, усиливающее эмоциональность

Объяснить, почему в сказках возникают значимые имена

Объяснить, почему в сказках возникают значимые имена

Только атмосфера психологического комфорта может позволить преодолеть имеющиеся психологические затруднения общения и коррекционного обучения, создать атмосферу любви, доверия и творчества

Только атмосфера психологического комфорта может позволить преодолеть имеющиеся психологические затруднения общения и коррекционного обучения, создать атмосферу любви, доверия и творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018