Консультация на тему: «Особенности словесной речи учащихся с недостатками речевого развития при их переходе на вторую ступень обучения»
Оценка 4.7
Памятки +1
doc
дефектология
Детсад
28.03.2018
В данном материале затрагиваются вопросы о детях, имеющих речевое недоразвитие на фоне замедленного темпа физического и интеллектуального развития. Поступающие в первые классы дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Готовность детей к обучению в школе находится на низком уровне. В школу приходят дети с общим недоразвитием речи и со сложными речевыми нарушениями, обусловленными патологией речевых центров. Функции школьного логопеда меняются: теперь он занимается не только проблемами речи и моторики руки, но и общим развитием ребенка.
Особенности словесной речи учащихся второй ступени обучения.doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 «Березка»
Консультация на тему:
«Особенности словесной речи учащихся с
недостатками речевого развития при их
переходе на вторую ступень обучения»
Подготовила:
учительлогопед
МБДОУ д/с № 32
Пилюгина О.Л. 2018 г.
В последние годы в общеобразовательные школы поступает большое
количество детей, имеющих речевое недоразвитие на фоне замедленного темпа
физического и интеллектуального развития. Поступающие в первые классы дети
имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки,
неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Готовность детей к обучению в
школе находится на низком уровне. Если в 90х годах ХХ века у учащихся
начальных классов наблюдались, в основном, несложные фонематические
нарушения, редко встречалось нерезко выраженное общее недоразвитие речи, то
на данный момент характер речевых патологий усложнился. В школу приходят
дети с общим недоразвитием речи и со сложными речевыми нарушениями,
обусловленными патологией речевых центров. Функции школьного логопеда
меняются: теперь он занимается не только проблемами речи и моторики руки,
но и общим развитием ребенка.
На начальном этапе обучения речевое недоразвитие у детей в ходе
коррекционной работы постепенно компенсируется; учащиеся овладевают
базисной лексикой, грамматическими средствами её оформления, что позволяет
уже в конце первой ступени обучения значительно расширить кругозор
учащихся, сформировать их речевую деятельность, перейти к изучению
систематического курса грамматики.
Конечными целями работы по развитию речи в начальных классах школы
являются:
1.
2.
3.
4.
Повышение произносительной культуры речи.
Обогащение словарного запаса.
Усвоение норм лексической и синтаксической стилистики
Развитие навыков и умений связной устной и письменной речи. Однако, уровень владения словесной речью у детей, оканчивающих
начальную школу, далеко не одинаков и часто настолько низок, что создает
трудности как в понимании и осмыслении текстов учебников
общеобразовательной школы второй ступени (59 классы), так и при построении
собственных высказываний, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки,
неумение связно и правильно выражать свои мысли.
Причин здесь достаточно, среди них характер дефекта, время и
эффективность коррекционного воздействия, ограниченность речевого опыта.
Проявления же у них общие – недостаточная сформированность речевых
навыков и умений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности
учащихся в различных её формах.
Общеизвестно, что от уровня практического владения учащимися
словесной речью зависит не только усвоение курса родного языка, но и
приобретение других знаний. Только речь, опирающаяся на достаточный
словарный запас, грамматические нормы языка, может обеспечить полноценное
общение с окружающими, стать основным средством познавательной
деятельности.
Основные направления работы по развитию речи в последних классах
первой ступени и в начале второй осуществляются преимущественно на уроках
русского языка и литературы в связи с анализом содержания и языка
художественных произведений.
Практика обучения показывает, что словарный запас школьников с
речевыми нарушениями часто очень ограничен количественно, неточен и беден
по своему составу ( разнообразие используемых прилагательных и наречий
невелико, часто отсутствуют деепричастия, отглагольные существительные; в
самостоятельной речи не часто используются слова, имеющие собирательное
или обобщенное значение; учащиеся затрудняютсяопределять и передавать
словесно то или иное физическое,эмоциональное или нравственное состояние человека.
Так, для детей с нерезко выраженным и общим недоразвитием речи,
оканчивающих начальную школу, характерны бедность и неточность словаря,
недостаточная дифференцированность лексических единиц по их
семантическим признакам; наблюдаются повторы одних и тех же слов,
неадекватное их использование; в фразах преобладают существительные,
глаголы, личные и притяжательные местоимения. У детей с ОНР имеется
ограниченность в использовании слов, выражающих свойства и качества
предметов и действий, абстрактные и собирательные понятия.
Ещё более значительными затруднениями при переходе из начального в
среднее звено учащихся с неустойчивой речевой средой являются трудности в
По мере завершения
овладении грамматически правильной речью.
коррекционного курса в речи детей меняются соотношения в использовании
знаменательных частей речи. Так, наблюдается положительная тенденция к
увеличению числа прилагательных, наречий и местоимений. Вместе с тем
отмечается, что при переходе в классы второй ступени даже после изучения
курса морфологии в речи учащихся (и устной, и письменной) отсутствуют
причастия и деепричастия.
В целом можно сказать, что младшие школьники с речевыми нарушениями
практически владеют грамматическим строем родного языка, однако
испытывают при этом определенные трудности, которые выражаются в
отдельных случаях в аграмматизме, в неумении грамматически правильно
изменять слова и строить предложения, в недостаточном понимании
грамматических форм. Учащиеся с речевыми нарушениями часто испытывают
затруднения в опознании грамматических категорий, свыделении в них лексико
грамматических разрядов; для них характерна стереотипность при анализе
языкового материала
На фоне недостаточной сформированности и устойчивости структуры
простого предложения, примитивности грамматических конструкций имеют место ошибки в предложнопадежном управлении, в согласованности
существительных с прилагательными (типа “лебедя разбудила шум волн”, “была
жаркая лето”).
Опираясь на исследования ведущих отечественных дефектологов и на
личный опыт, учителялогопеды давно заметили, что при любых
отклонениях речевого развития у детей в той или иной мере страдает как
речевая, так и познавательная деятельность.
Консультация на тему: «Особенности словесной речи учащихся с недостатками речевого развития при их переходе на вторую ступень обучения»
Консультация на тему: «Особенности словесной речи учащихся с недостатками речевого развития при их переходе на вторую ступень обучения»
Консультация на тему: «Особенности словесной речи учащихся с недостатками речевого развития при их переходе на вторую ступень обучения»
Консультация на тему: «Особенности словесной речи учащихся с недостатками речевого развития при их переходе на вторую ступень обучения»
Консультация на тему: «Особенности словесной речи учащихся с недостатками речевого развития при их переходе на вторую ступень обучения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.