Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)
Оценка 4.7

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
дефектология
Детсад
17.02.2017
Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)
1КОНСУЛЬТАЦИЯ Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности - копия.docx
Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности. 2 слайд «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»                                                                                                                                        Г. Гегель. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным  развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Детский сад ­ это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры. Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно­ языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. 3 слайд Работая над развитием речи дошкольников педагоги должны ставить перед собой цель: Способствовать  активизации речи детей в разных видах деятельности  4 слайд учитывая основные направления работы по речевому развитию  5 слайд  и средства развития речи К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим   для   успешной   учебы   в   школе.   Это   звуковая   культура   речи,   овладение   грамматическим   и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу   возможность   выбирать   адекватные   языковые   средства   в   процессе   общения   с   окружающими   его людьми. 6 слайд Думаю, что педагоги со мной согласятся, качество и результативность проводимой работы с детьми зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В группе должны быть созданы все условия для развития речи детей: «Речевой уголок»  В нем должны быть размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры. «Театральный уголок» Очень важна для ребенка театральная деятельность.  В театральном уголке должно быть оборудование для   обыгрывания   и   драматизаций,   разные   виды   театров.   Участвуя   в   спектакле,   дети   обмениваются информацией,   что   способствует   общению детей,   взаимодействие   и   сотрудничество   между   ними.   Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка»,  «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д. «Сюжетно – ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью» Сюжетно­ролевая   игра   оказывает   положительное   влияние   на развитие   речи.  В   ходе   игры   ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Развивается диалогическая речь. «Книжный уголок» Это необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем выставляем различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. 7 слайд В  разных видах деятельности нужно  использовать различные методы и формы: Методы речевого общения Наглядный Словестный  Практический Одним   из   основных   методов   речевого   развития   является   обучение,   определенное   кругом   речевых навыков и умений. 8 слайд Формы работы с детьми 1.Непосредственно – образовательная деятельность,  где составляют описательные рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок, пересказывают тексты. Решают задачи из всех разделов программы:   развиваю навыки и умения,  которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаю реализовать возможности речевого развития. 2.  Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через  метод проектов. Цель и задачи специального   тематического   проекта   имеют   направленность   на   комплексное   решение   задач,   указанных   в ФГОС ДО.  3.   Такая   форма   речевого   развития   дошкольников   как  игра  побуждает   детей   к   вступлению   в   контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Бизикова О.А предлагает игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки»   и   др.   (освоить   разнообразие   инициативных   и   ответных   реплик,   приобщиться   к   выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не   содержащие   готовых   реплик:   «Кто   кого   запутает»,   «Поручение»,   «Похожи   –   не   похожи»,   «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг». 4.Кузеванова   О.В.,   Коблова   Т.А.   приводят   примеры   разных   форм   работы   для   речевого   развития  литератрно­музыкальные   праздники,   фольклорные   ярмарки,   игры­драматизации, дошкольников: разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий др.  5.   Конструкторы   ЛЕГО  широко   используются   в   дошкольных   образовательных   учреждениях.  Созданные постройки   из   ЛЕГО   можно   использовать   в   играх­театрализациях,   в   которых   содержание,   роли,   игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также  имеются элементы  творчества.  Выполняя постройку,  дети создают объемное  изображение,  которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО­ элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д. 6. Логические блоки Дьенеша.  Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях,   как   алгоритм   и   кодирование   информации.   Они   способствуют   развитию   речи:   ребенок   строит высказывания, используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми. 7.  Также   можно   использовать  музейную   педагогику.   Она   помогает   интегрировано   решать   задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания.  Формы   и   методы   ее   работы   способствуют развитию и   совершенствованию   коммуникативно­речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка­дошкольника.  Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать. Каждый мини­музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 9 слайд Сегодня я приглашаю Вас на деловую игру. Описание работы: Предлагаю вам деловую игру «Речевое развитие дошкольников». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, методистам дошкольных отделений. Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач речевого развития детей дошкольного возраста. Цель Совершенствование   работы   по   речевому   развитию   дошкольников   в   Учреждении. Задачи: Повышать   знания,   профессиональную   компетентность,   педагогическое   мастерство   воспитателей   в осуществлении развития. Развивать   умение   обсуждать   и   согласовывать   предложенные   вопросы,   задания.   Развивать   творческую речевого     задач активность   участников. Атрибуты игры: Эмблемы команд, значки капитанов, кроссворды, черный ящик, репродукции картин (И.И. Левитан «Золотая осень», В.М. Васнецов «Аленушка», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», К.С. Петров­Водкин «Утренний натюрморт»), карточки для работы с пословицами и поговорками, бланки­протоколы у жюри. Правила игры:  Уметь слушать других. Вырабатывать общее решение вопроса. Принимать активное участие в игре. Не оспаривать оценку жюри. Соблюдать культуру речи и тактичность. Ход Распределение по командам. Выбор капитанов. Представление жюри, ведущего. Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, вы отвечаете. Команды  быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего. 10 слайд 1 задание. Разминка: 1 команда Общение   является   ведущим   средством развития речи. (Да) Обучение   рассказыванию   по   памяти предшествует   обучению   рассказыванию   по воображению. (Да) Неисправленная   грамматическая   ошибка   – лишнее   неправильных условных   связей   не   только   у   говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да) Детей   5   лет   нельзя   научить   произносить буквы.  (Да. Произносятся звуки.)   подкрепление Формирование   звуковой   культуры   речи относится   к   обязанностям   логопеда,   а   не воспитателя.  (Нет) 2 команда Активный   словарь   ребенка   всегда   шире пассивного словаря.  (Нет.) Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)   группы   Оснащение разнообразным оборудованием   не   относится   к   разделу развития речи детей. (Нет) Повторное   чтение   является   приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)   начатого Окончание   детьми   рассказа, воспитателем,  является   приемом   по заучиванию   стихов?   (Нет.   Это  прием обучения рассказыванию)       «Речевое 11 слайд 2. Выберите неправильный ответ  1 команда 1.Что   включает   в   себя   образовательная область развитие»? (Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение   активного   словаря;   развитие связной, грамматически   правильной диалогической   и   монологической   речи; развитием   мышц   живота,   развитие речевого   творчества;   развитие   звуковой   и интонационной речи, фонематического   слуха;   знакомство   с книжной   культурой,   детской   литературой; культуры         развитии 2 команда 2.Каковы   основные   достижения   в речевом старшего дошкольника? (На   первый   план   выдвигается   общение   со сверстниками.   Диалог   с   товарищем приобретает   характер   скоординированных предметных   и   речевых   действий, использование   звуков,   дети   уже   умеют привлекать   к   себе   внимание   соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.) *относится   к   достижениям   ребенка звуковой   аналитико­ формирование синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.) *физическое развитие ребенка 3.Перечислите   функции   речи   старшего дошкольника. (Речь служит для установления контактов с окружающими;   привлечения   внимания   к себе,   своим   делам,   переживаниям.   Речь служит   важным   источником   знаний   об окружающем   мире.   Речь   –   область объективных   отношений,   которые   познает ребенок.  Речь   как  область   удовлетворения   личностных деловых, потребностей   ребенка.  Подражание действиям   взрослого  является  одним  из важнейших   механизмов   формирования общения *относится   к   достижениям   ребенка раннего возраста.   познавательных, раннего возраста 4.Назовите ученых, которые занимались  проблемой становления и развития  детской речи. (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А.  Флерина, Альберт Эйнштейн, Р.И.  Жуковская, А.П. Усова, Е.М. Струнина,  Ф.А. Сохин и др.) *  Альберт   Эйнштейн   ­   немецкий   физик, создатель теории относительности. Предположил, что все тела   не   притягивают   друг   друга,   как считалось   со   времен   Ньютона,   а искривляют окружающее пространство и время. общей     12 слайд 3 задание «Черный ящик»  Ведущий: Велика  роль   работы  с  произведениями   изобразительного  искусства  в   развитии   такого  качества связной   речи,   как   образность.   Так   как   формирование   эстетического   восприятия   произведений   живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания – описании,   повествовании,   рассуждении.   Умение   связно,   интересно,   в   доступной   форме   донести   до   детей содержание педагога. необходимым качеством является картины           речи   В черном ящике находятся репродукции картин, по которым составлен описательный рассказ воспитателей. Команде надо отгадать название картины и ее автора. Примерные рассказы воспитателей Зачитывает первая команда для второй На полотне изображен характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи,   река.   Художник   изобразил   лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…»,   и   нашел   выразительное многоцветье   красок   для   описания прелестной   осенней   поры.   Золото   листвы красиво   оттеняет   прозрачную  воду   реки   и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущей реки еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реке, словно в зеркале, отражаются   прибрежные   деревья,   кусты   и высокое   небо.   На   картине   запечатлен теплый,   безветренный   день.   Все   дышит тишиной и осенним покоем.  13 слайд Зачитывает вторая команда для первой Сюжет   картины   навеян   темой   сиротства, страдания детей, русской народной сказкой. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную   чащу   к   глубокому   омуту,   чтобы выплакать   обиду,   нанесенную   злыми людьми,   попечалиться   о   своей   тяжелой жизни.   Вечер.   Гаснет   заря.   Сумерки спускаются   на   молодые   сосенки,   на потемневшую воду. На камне одиноко сидит девочка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы,   взгляд   неподвижен,   шелковистые каштановые   волосы   спутанными   прядями рассыпались   по   плечам,   крепко   сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета она бедно.   На   ней   старенький,   порванный кафтан,   выцветшая   голубая   кофта,   ноги Ответ 1.И.И. Левитан «Золотая осень» Картина производит особое, задушевное  впечатление. Веет от нее чем­то близким и  родным. Перед нами скромный сельский  пейзаж. На переднем плане, на покрытом  тающим ноздреватым снегом берегу пруда,  выстроились в ряд старые кривые березы.  На их голых ветвях расположились  грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами  хозяева этих птичьих домишек. На втором  плане виден освещенный весенним солнцем  бревенчатый забор, а за ним возвышается  колоколенка сельской церкви. А дальше, до  самого леса, раскинулись побуревшие поля  со сладами не растаявшего снега. Этот  скромный пейзаж напоен прозрачным,  звенящим от грачиного гомона весенним  воздухом. Он чувствуется и в высоких,  нежно голубеющих облаках, и в неярком  свете солнца. В воздухе пахнет весной. 15 слайд Ответ А.К. Саврасов «Грачи прилетели» босые,   а   на   дворе   уже   осень.   Природа созвучна   настроению   девочки.   Печально притихнув,   застыли   вокруг   молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания   природы.   Пожелтевшие   листья падают   на   зеркальную   поверхность   воды. Над   головой   девочки   тихо   щебечут ласточки,   как   бы   стараясь   успокоить, рассеять   ее   грусть.   Островерхие   молодые сосенки,   острые   стебли   осоки   как   бы охраняют   девочку,   защищают   ее   от   злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают   темно­зеленый   и   красно­ коричневые цвета. Картина очень поэтична. 14 слайд Ответ 2.В.М. Васнецов «Аленушка» Перед нами дощатый, чисто выскобленный  чьей­то заботливой рукой розовый стол. Он  источает едва уловимый запах древесины.  На столе – небольшой самовар, стакан на  блюдце, яйца, букет полевых цветов,  фонарик и коробок спичек. Предметы лежат перед нами как на ладони. Весело сверкают  грани начищенного до блеска самовара. В  его зеркальной поверхности видно  отражение стола. Солнечные блики играют  на стакане с чаем, на яйцах, на фонарике, на  вазе. В прозрачной стеклянной вазе – букет  полевых цветов: голубые, как бы  склонившиеся перед нами в поклоне,  колокольчики и желтые ромашки, похожие  на маленькие солнца. В верхнем углу  художник поместил большого, рыжего,  вислоухого пса. Умная собака терпеливо  ждет своего хозяина, который незримо  присутствует на картине. Кажется, что он  где­то рядом. Картина вся сияет, словно  прозрачное солнечное утро. Она полна  яркого света, покоя и чистоты. Отчего  ощущение радости становиться еще сильнее. 16 слайд Ответ К.С. натюрморт»   Петров­Водкин   «Утренний 17 слайд  4 задание. Инсценировка. Ведущий: Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно­эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет   задание   сложнее.   Одной   команде   надо   показать   инсценировку   какой­нибудь   сказки   при   помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами. Такие   задания   развивают   у   детей   творчество,   воображение.   Дети   становятся   более   свободными, раскрепощенными. Кроссворды на тему «Речевое развитие дошкольников» 18 слайд  Кроссворд № 1 для 1 команды 19 слайд  Кроссворд № 2 для 2 команды 1.Речь, рассказ одного человека. 2.По горизонтали. Создание нового слова на  базе другого однокоренного слова при  помощи приставки, суффикса. 2.По вертикали. Часть речи, обозначающая  предмет, объект, явление. 3.Вид рассказа, который начинается с  общего определения и названия предмета  или объекта, затем идет перечисление  признаков, свойств, качеств, завершается  итоговой фразой, дающей оценку предмету  или высказывающей отношение к нему. 4.Небольшое литературное произведение в  прозе, описание, повествование, история. 5.Метод, используемый воспитателем на  занятиях по развитию речи, при котором  используются вопросы, объяснение, беседа,  рассказ воспитателя. 6.Слова, различные по своему звучанию, но  близкие по значению. * Ответы:  1.Монолог. 2 по горизонтали.  Словообразование. 2 по вертикали.  Существительное. 3.Описание. 4.Рассказ.  5.Словесный. 6.Синонимы. 1.Слова, противоположные по смыслу. 2.Вид рассказа, в котором дети должны  развить сюжет, развертывающийся во  времени и логической последовательности. 3.Человек, который пишет книги, создает  какие­нибудь произведения. 4.Часть речи, которая обозначает действие  предмета. 5.Метод, используемый воспитателем на  занятиях по развитию речи, при котором  детям демонстрируются игрушки,  предметы, картинки, фотографии, рисунки,  слайды и др. 6.Разговор между двумя людьми. 7.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. * Ответы:  1.Антонимы. 2.Повествование. 3.Автор.  4.Глагол. 5.Наглядный. 6.Диалог.  7.Загадка. 20 слайд  5 задание. Игра Капитанам команд предлагается провести словесную игру и пальчиковую гимнастику со своими командами. 1 команда Словесная   игра   «Закончи   слово»   или «Цепочка слов» Дети располагаются по кругу.  Ведущий   бросает   кому­либо   мячик   и говорит   первый   слог   какого­нибудь   слова, например: «Ма...».  ­   «...ма»   (Мама)   —   и   передает   мячик другому.  ­ «Ма...» (Маша) ­ «ша» (Шапка) ­ «ка» (Каша)….и т.д. 2 команда Пальчиковая гимнастика «Семья» Этот пальчик ­ самый толстый, самый  толстый и большой, Этот пальчик для того, чтоб показывать его, Этот пальчик ­ самый длинный и стоит он в  середине, Этот пальчик ­ безымяный, этот ­  балованный самый, А мизинец, хоть и мал, но и ловок, и удал. 21 слайд  6 задание. Работа с пословицами, поговорками Ведущий: В   речевом   развитии   детей   большое   место   отводится   пословицам   и   поговоркам.   Пословицы   и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к различным ситуациям. Именно в пословицах и поговорках заложен огромный нравственный и эстетический потенциал. Они не велики по объему, но емкие по смыслу. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства. 1 команда Подберите   к   поговорке   сказку,   которая подходит ей по смыслу 1.Не   в   золоте   счастье.   (Курочка   Ряба) 2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя) 3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок) 2 команда Подберите   к   поговорке   сказку,   которая подходит ей по смыслу 1.Вместе   вдвое,   дело   любое,   спорится друзья. (Репка) 2.В   тесноте,   да   не   в   обиде.   (Рукавичка) 3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят) «Переведите»   пословицы   на   русский язык. 1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово   серебро   –   молчанье   золото 2.Тот   не   заблудится,   кто   спрашивает (Ирландия)   – Язык   до   Киева   доведет 3.Ошпаренный   петух   от   дождя   убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду «Переведите»   пословицы   на   русский язык. 1.Сын   леопарда   –   тоже   леопард   (Африка) – Яблоко   от   яблони   недалеко   падает 2.Верблюда   под   мостом   не   спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь 3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся Подведение итогов деловой игры Жюри обсуждает ответы и оценивает их.  Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи. Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри), вручает небольшие сувениры, благодарит за участие. 22 слайд  Ведущая  Я Вам желаю в вашем нелегком труде Здоровья, успехов, активности, организаторских способностей, толерантности и многих других качеств. Список используемой литературы 1.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2001. 2.Справочник старшего воспитателя/ авт.­сост. Н.А. Кочетова. – Волгоград: Учитель, 2013. 3.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)

Консультация "Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности" (для педагогов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017