КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +2
Взрослым
07.04.2017
В современном мире мы все чаще встречаемся с социальными проблемами, они охватывают все периоды жизни человека. Особо остро стоит вопрос в подростковой группе, потому и проблема очень актуальна в настоящее время.
Проблемы молодежи волнуют общество во все времена, и тогда, когда современные старики были молодыми, и когда их родителям было по восемнадцать, и они выбирали по какой дороге им пойти. Проблема подростков – одна из главных, потому что, как ни банально это звучит, за нею будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда в противоречии. То, что убеленным сединами кажется нужным, для молодежи звучит глупо и смешно. Так будет всегда, но почему нам кажется, что старшее поколение всегда не право, что ищет истоки проблем, когда они на поверхности или ищет их не там? Может быть потому, что у сегодняшней молодежи не так сильно развито чувство ответственности, или оно еще не сильно укоренилось в молодых душах. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Суицидальное поведение у подростков.docx
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Суицидальное поведение у подростков.
по дисциплине: Введение в кризисную психологию
Работу выполнил:
Слушатель курса 3.4
Практическая психологическая конфликтология
(психологконфликтолог)
Мананникова Наталья Александровна
По дисциплине: Введение в кризисную психологию
Научный руководитель
___________________
к. психол. наук, доц.
Шелепанова Н.В.
Новосибирск 2016 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1.Особенности и причины суицидального поведения у подростков....................4
2.Профилактика суицидального поведения у подростков.................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................................17
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1.Особенности и причины суицидального поведения у подростков...................4
2.Профилактика суицидального поведения у подростков.................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................17 3
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире мы все чаще встречаемся с социальными
проблемами, они охватывают все периоды жизни человека. Особо остро стоит
вопрос в подростковой группе, потому и проблема очень актуальна в
настоящее время.
Проблемы молодежи волнуют общество во все времена, и тогда, когда
современные старики были молодыми, и когда их родителям было по
восемнадцать, и они выбирали по какой дороге им пойти. Проблема
подростков – одна из главных, потому что, как ни банально это звучит, за нею
будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда в противоречии. То,
что убеленным сединами кажется нужным, для молодежи звучит глупо и
смешно. Так будет всегда, но почему нам кажется, что старшее поколение
всегда не право, что ищет истоки проблем, когда они на поверхности или
ищет их не там? Может быть потому, что у сегодняшней молодежи не так
сильно развито чувство ответственности, или оно еще не сильно укоренилось в
молодых душах. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
Психологический смысл подросткового суицида (вернее, суицидального
поведения, поскольку попытки часто оказываются неудачными) это крик о
помощи, желание привлечь внимание к своему страданию. Истинного желания
умереть, в основном, в данном возрасте нет; представление о смерти весьма
неотчетливо,
представляется желанным
продолжительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в иной мир.
инфантильно.
Смерть
Часто смерть кажется средством наказать обидчиков. Да и представление о
ценности собственной жизни еще не сформировалось.
Цель данной работы рассмотреть суицидальное поведение подростков. Задачи: изучит особенности и причины суицидального поведения у
подростков; рассмотреть профилактику суицидального поведения у
подростков
4
1.Особенности и причины суицидального поведения у подростков
Суицидальные проявления у детей и подростков определенно
отличаются от суицидального поведения у взрослых. В 90 процентов случаев
суицидов в подростковом возрасте — это «крик о помощи» и только в 10
процентов случаев — настоящее желание покончить с собой. Так частота
законченных попыток в сравнении с покушениями соотносится как 1:50. Но
все таки, данные цифры сообщают о необходимости своевременного
обнаружения претсуицидальных состояний у школьников, которые нуждаются
в психотерапевтической и психологопедагогической помощи.
Особенности суицидального поведения подростков:1
1. Недостаточно адекватная оценка подростками последствий своих
суицидальных действий изза отсутствия отчетливого представления о том,
что такое смерть, и предвидения смертельного исхода.
2. В данном возрасте отсутствуют четкие различия между настоящими
суицидальными намерениями и демонстративными, шантажными действиями.
3. Не соответствуют внешний повод и реакция на него, то есть
«незначительность», «несерьезность», «мимолетность», с точки зрения
взрослых, мотивов суицидальных попыток отсюда «неожиданность» факта.
4. Опосредующее воздействие неблагоприятной, микро социальной,
психотравмирующей среды (семьи, ближайшего окружения сверстников,
1 Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция.
Барнаул, 2014 5
школы), а не степень выраженности тех или иных психопатологических
нарушений.
5. Присутствие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с
коекакими проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побеги из
дома, интерната, прогулы уроков, раннее курение, случаи алкоголизации,
наркотизации,
правонарушения и т.д
конфликтные отношения с родителями,
мелкие
В случае подростков суицидальное поведение бывает подражательным.
Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя,
предлагаемые TV, массовой литературой. В особенности подражательность
свойственна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может
заметить, что смерть пугает окружающих и является эффективным средством
давления на обидчиков.
Суицидальное поведение отображает разные формы деструктивной,
личностной активности, направленные на самоубийство или покушение на
свою жизнь.
Главными мотивами и поводами для суицидального поведения
(приведены в порядке уменьшения значимости) бывают:2
1. Личностносемейные конфликты:
несправедливое отношение (оскорбление, обвинение, унижение) со
стороны родственников и друзей;
потеря близкого друга, смерть, болезнь родных;
преграды мешающие удовлетворить актуальную потребность;
несчастная любовь;
недостаточное количество внимания и заботы со стороны окружающих.
2. Психическое состояние. Две третьих самоубийств совершаются в
момент не психотических состояний, мотивам и поводам в данных случаях,
2 Караванова Л.Ж. Психология.М.: Дашков и К, 2014 6
вполне реальные и только третья часть суицидов происходит под влиянием
психоза с глупыми мыслями.
3. Физическое состояние. Данное решение в основном принимают
больные,
которым поставили диагнозы онкологической патологии,
туберкулеза, сердечнососудистых заболеваний. В данной ситуации
самоубийство происходит при неуточненном диагнозе.
4. Конфликты, имеющие связь с антиобщественным поведением
самоубийцы:
Страх получить наказание или позор;
самобичевание за нелицеприятный поступок.
5. Конфликты внутри профессиональной или учебной сфер:
непригодность, невезения в учебном или рабочем процессе;
несправедливость
выдвинутых требований к реализации
профессиональных или учебных обязательств.
Данные мотивы редко приводят к суициду.
6. Проблемы материальнобытовой сферы. Они аналогично, являются не
частой причиной суицида.
В состав целей суицида могут входить:
1. Протест, месть. При суицидальном поведении по типу "протеста"
предполагается нанесение ущерба, месть обидчику, т. е. тому, кто является
предполагаемой причиной суицидальных наклонностей. Работает принцип:
"Вам будет хуже после моей смерти". Конфликту присуща реальная
напряженность.
2. Призыв. При суицидальном поведении по типу "призыва"
наблюдается острая реакция, преимущественно с помощью самоотравления.
Основным смыслом суицидальной попытки выступает получение помощи
извне, чтобы изменить создавшуюся ситуацию. 7
3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу
"избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании
психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в
попытках их избежать.
4. Самонаказание определяется переживаниями вины реальной, или же
это следствие патологического чувства вины.
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и
мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.
Каждый год все больше и больше подростков совершают самоубийство.
Очень тяжело фиксировать попытки суицида, так как в большинстве случаев
родители не обращаются в больницу или сами попытки не считаются
таковыми.
Суицидальное поведение среди женщин и мужчин различается по
характеру, при этом женщины в три раза чаще совершают его. Тем не менее,
юноши в четыре раза чаще умирают в итоге таких попыток изза особенностей
методов. Девушки чаще прибегают к передозировке наркотических средств
или вскрытию вен, в следствии чего увеличивается вероятность спасения.
Парни применяют оружие, вешаются или прыгают с высоты, что приводит к
быстрой смерти. Также ученые установили, что большая часть суицидов
совершается среди белокожих мужчин, хотя в последнее время наблюдается
возрастания попыток самоубийства среди афроамериканцев.
Большинство молодых людей, планирующие самоубийство, имеют
психологические проблемы, такие как депрессия или биполярное
расстройство (то, что раньше называли маниакальнодепрессивный психоз),
зависимость от алкоголя или наркотиков или все одновременно. Опыт и
прошлое подростка так же увеличивают риск суицида. К примеру, семейная 8
предрасположенность, предыдущие попытки причинить себе вред или уход из
дому. Подросток может прибегнуть к этому в ответ на стрессовую ситуацию,
потерю или конфликт с другим лицом.
Настораживающие признаки 3
Перед попыткой самоубийства можно отметить некоторые признаки.
Если Вы отметили признаки потребления наркотиков и алкоголя или
депрессивное состояние, сразу же обратитесь за помощью.
Ребенок может сообщать о планированном суициде при помощи:
Слов
Разговоров, записей или чегото еще, что выразит одержимость
смертью.
Постоянных жалоб на то, что он плохой или “гнилой внутри”.
Вербальных намеков: “Лучше бы я умер!” “Не хочу больше быть
для тебя проблемой!” “Больше не увидимся”, “Нет смысла”.
Действий
Удалений от друзей или семьи
Изменений аппетита, внешнего вида, сна.
Внезапного падения успеваемости.
Все свои дела приводит в порядок, к примеру, убирает любимые
игрушки, выбрасывает необходимые вещи, приводит свою комнату в порядок.
Действует в спешке, раздражен, враждебен или часто бывает в
Чувств
Чувствует безнадежным, смущенным, виновным.
Не проявляет интереса к любимым занятиям и будущему, в
гневе.
общем.
3 Говорин Н.В., Сахаров А.В. Суицидальное поведение: типология и факторная обусловленность.Чита: Иван
Федоров, 2008 9
Внезапно изменяется настроение, к примеру, пребывает в
состоянии радости после периода депрессии (возможно, что так находит
выход из ситуации).
Попытки самоубийства одноклассника, друга или кумира может
дать импульс к совершению суицида Вашим ребенком. Иногда попытки
следуют одна за другой, когда один случай провоцирует другого человека,
который уже находится на грани.
Характеристики подростков с риском самоубийства:
1. Дети и подростки, которые переживают острые, экстремальные или
продолжительные, психологическитяжелые ситуации.
2. Подростки, в поведении которых отмечаются аффективные
расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не
обоснованной грусти).
3. Подростки с пат характерологическими, психопатическими
реакциями и психопат подобными состояниями с превалированием
возбудимости, демонстративности, неустойчивости и психастенических
расстройств в поведении.
4. Подростки, которые употребляют спиртные напитки и склонные к
асоциальным формам поведения.
5. Подростки из конфликтных семей, а также те, которые проживают с
родителямиалкоголиками и
психическибольными родственниками,
наркоманами, в семьях, где случались суициды у когото из близких.
6. Подростки, которые страдают хроническими соматическими и
неврологическими заболеваниями,
которые приводят к социально
психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными
переживаниями. 10
7. Подростки, которые совершили в прошлом попытку самоубийства, а
также высказывали угрозу суицида.4
Суициды у подростков могут быть проявлением психогенных, острых
аффективных реакций, а также итогом затяжных реактивных состояний. При
том взаимосвязь между причиной и результатом может быть не
прямолинейной, а опосредоваться массой других факторов: семейным и
школьным микроклиматом,
взаимоотношениями со сверстниками,
успеваемостью, личностными особенностями и т. д.
Суицидальноопасная референтная группа: Молодежь: с нарушением
межличностных отношений, “одиночки”, которые злоупотребляют алкоголем
или наркотиками, отличаются девиантным или криминальным поведением,
включают физическое насилие; Сверхкритичные к себе. Лица, которые
страдают от недавно отведанных унижений или трагических утрат.
Подростки, которые фрустрированы несоответствием между ожидавшимися
успехами в жизни и реальными достижениями. Люди, которые страдают от
болезней или покинуты окружением.
Внешний вид и поведение: тоскливое выражение лица (скорбная
мимика), амимия, гипомимия, тихий монотонный голос, краткость ответов,
замедленная речь, отсутствие ответов, ускоренная экспрессивная речь,
причитания, патетические интонации, склонность к нытью, общая
двигательная заторможенность, бездеятельность.
К эмоциональным нарушениям относят: скуку, грусть, угнетенность,
уныние, мрачную угрюмость, раздражительность, злобность, ворчливость,
брюзжание, неприязненное, чувство ненависти к благополучию окружающих,
враждебное отношение к окружающим, чувство физического недовольства,
безразличное отношение к себе, окружающим, бесчувствие, тревогу
предметная (мотивированную) и беспредметную, ожидание непоправимой
4 Степанов В.Е. Психология.М.: Дашков и К, 2014 11
беды, страх мотивированный, страх немотивированный, тоска как постоянный
фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности,
углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг,
неестественно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
устойчивое чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти, ощущение
скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении
работы, которая раньше приносила удовольствие, уход от контактов,
изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку, нарушение
внимания со снижением качества выполняемой работы, погруженность в
размышления о смерти, отсутствие планов на будущее, внезапные приступы
гнева, зачастую возникающие изза мелочей. Психические заболевания:
маниакальнодепрессивный психоз,
характеризуется беспричинным страхом,
неврозы,
шизофрения,
которая
внутренней тревогой и
напряжением.
Оценка собственной жизни: пессимистическая оценка своего прошлого,
избирательное
событий прошлого,
пессимистическая оценка своего сегодняшнего состояния, отсутствие
неприятных
воспоминание
перспектив в будущем.
Взаимодействие с окружающим: нелюдимость, стремление к контакту с
окружающими, избегание контактов с окружающими, поиски сочувствия,
апелляция к врачу за помощью, эгоцентрическая направленность на свои
страдания, склонность к нытью, капризность.
Вегетативные нарушения слезливость, расширение зрачков, сухость во
рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение
стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные
боли, бессонница, повышенная сонливость, нарушение ритма сна, отсутствие
чувства сна, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, жалобы на
соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость), снижение либидо, нарушение менструального цикла (задержка),
запоры, снижение веса тела, повышение веса тела, пища ощущается
безвкусной, потеря аппетита или импульсивное обжорство.
12
2.Профилактика суицидального поведения у подростков
При разработке мер профилактики суицидального поведения
подростков необходимо иметь в виду:
1.
Граница между настоящим и демонстративношантажным
суицидальным поведением в подростковом возрасте условная. Разумно все
суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка анализировать, как
реальную угрозу его здоровью и жизни.
2. Чем младше подросток, тем острее проходят депрессивные
состояния с высокой суицидальной опасностью. 13
3. Сама по себе депрессия не содержит суицидальных тенденций. Они
возникают под воздействием конфликтных ситуаций, если не приняты
адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.
4. Психологические переживания часто подростки переоценивают и
взрослые недооценивают.
5. Структура депрессивного состояния может содержать симптомы, на
которые психологу следует обратить пристальное внимание.
6. Во время депрессии у детей и подростков всегда наблюдается
высокий уровень риск повторений, что нуждается в индивидуальной
профилактической работе.
7. Обычно, суицидальные угрозы и намерения реализуют депрессивные
дети и подростки в реальные покушения на самоубийства.
Во время проведения беседы с подростком, который размышляет о
суициде, педагогам следует:5
внимательно слушать собеседника, поскольку подростки часто
чувствуют себя одинокими от невозможности выговориться;
правильно формулировать вопросы,
спокойно и доходчиво
расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь
необходима;
не удивляться услышанному и не подвергать ребенка осуждению за
любые, даже самые шокирующие замечания;
не вступать в спор и не акцентировать тот факт, что его проблема
довольно мала, что он живет лучше многих; изза высказываний "все имеют
такие же проблемы" ребенок может ощущать еще большее безразличие к
своей персоне
попытаться уничтожить романтический и трагедийный взгляд подростка
на собственную смерть;
5 Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция.
Барнаул, 2014 14
не давать неоправданных утешений, но сделать акцент на временном
характере проблемы;
дать подростку надежду; она должна укрепить его силы и возможности
и быть в тоже время реальной.
Если в поведении школьника прослеживается склонность к
самоубийству, следующие советы могут помочь изменить ситуацию:
1. Необходимо внимательно выслушать подростка, который решился
совершить самоубийство. Следует приложить все усилия, чтобы понять суть
проблемы, скрытой за его словами.
2. Требуется оценить серьезность намерений и чувств ребенка. Если он
уже разработал план по самоубийству ему требуется срочная помощь.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали.
Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг
начинает проявлять бурную деятельность, это может служить основанием
для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам
и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не
давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в
состоянии глубокой депрессии.
5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о
самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать
о своих проблемах.
Рекомендации родителям
Дезорганизация семьи является главной социальнопсихологической
причиной суицидов. Дети, совершают самоубийство, как правило, если их
семьи неблагополучны, их родители постоянно конфликтуют, в отношение
детей применяется насилие. Тяжелая экономическая ситуация в семье, ранняя 15
утрата родителей или потеря с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход
из семьи отца также могут выступить в качестве причин для принятия
суицидального решения.
Рекомендации для родителей:6
Нельзя оставлять нерешенные проблемы, которые касаются сохранения
детского физического и психического здоровья;
изучать вместе с сыном или дочерью все трудные ситуации;
обучать ребенка с ранних лет ответственности за свои поступки и
решения, предвидению последствий поступков. Формировать в нем
потребность задавать себе вопрос: "Что будет, если...";
прививать ребенку привычку рассказывать родителям не только свои
достижения, но и тревоги, сомнения, страхи;
не запаздывать с ответами на его вопросы по разным физиологическим
проблемам физиологии;
не смейться над ребенком, если в какойто ситуации он оказался слабым
физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути
решения возникшей проблемы;
обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в
ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие
номера телефонов;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев особенности суицидального поведения в подростковом
возрасте, сделаем следующие выводы. Суицид можно рассматривать, как
действие, которое подчинено определенной цели покончить с собой, но
включенное в более широкую систему предметной деятельности с
соответственным ей мотивом. Суицид есть “следствие социально
6 Вихристюк О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?.И.: МГППУ, 2013 16
психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро
социального конфликта”. Данные конфликты связываются, как с семейными
отношениями так и со сверстниками. Дезадаптация, которая связана с
нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной
структуре не отвечает уровню его притязаний. Конфликты с семьей, чаще
всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения,
алкоголизация и наркотизация, как почва для появления суицидальной
ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.
Подростки с суицидальным поведением полагают, что их эмоции,
переживания уникальны, выделяются от переживаемых чувств других людей,
и именно их эмоции невыносимы, потому они и приходят к своему роковому
решению. Весьма значимо, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах
он не одинок, а суицид – не единственный способ разрешения проблем.
Необходимо также донести мысль до подростка, что суицид на самом
деле не является “изысканной” или “благородной” смертью “мужественного
человека”. Естественная смерть рано или поздно приходит к каждому, а
выбор не спешить умирать требует большего мужества, чем уход из жизни.
Возраст значимо воздействует на особенности суицидального
поведения. К примеру, кризисные периоды жизни, как юность или начало
старости, характеризуются увеличением суицидальной готовности.
Для суицидента присуща, как заниженная самооценка, так и высокая
потребность в самореализации. Это сенситивный; эмпатичный человек со
сниженной способностью переносить боль. Его выделяет высокая тревожность
и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному
(дихотомическому) мышлению. Также отмечают сложности волевого усилия и
тенденция ухода от решения проблем.
Таким образом, рассмотрев проблему суицидального поведения, можно
прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося 17
поведения личности, ее социальнопсихологической адаптации. Происходят
самоубийства по разным мотивам и поводам, но всегда вытекают из
конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда
индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем.
Хотя нами были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же
очевидно, что суицид явление отрицательное и нужно разрабатывать
способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень.
Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в решении конфликта
на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика,
1.
профилактика, коррекция.Барнаул, 2014.100с
2.
Вихристюк О.В. Что нужно знать родителям о подростковых
суицидах?.И.: МГППУ, 2013.67с 3.
Говорин Н.В., Сахаров А.В. Суицидальное поведение: типология и
факторная обусловленность.Чита: Иван Федоров, 2008.178с
4.
5.
Караванова Л.Ж. Психология.М.: Дашков и К, 2014.389с
Степанов В.Е. Психология.М.: Дашков и К, 2014.518с
18
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: Суицидальное поведение у подростков. по дисциплине: Введение в кризисную психологию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.