Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса
Оценка 4.9

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
русский язык
9 кл
03.05.2017
Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса
Этот документ содержит подборку контрольно-измерительных материалов за курс 9 класса по учебнику Баранова, Ладыженской. В подборку входят итоговые работы по всем разделам изучаемого материала в течение учебного года: диктанты, тесты, комплексные анализы текстов, сжатые изложения, итоговая работа за курс 9 класса.
КИМ 9 класс.docx
Контрольно­измерительные материалы. Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5 – 8 классах» Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет  прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов. На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда­то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и  закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и  вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение. Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик  начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь­красавец, красноперая плотва, серебряный язь. Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)   (По В. Солоухину) Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме     «Сложносочиненное предложение»       Как­то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под  ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука  пастушьего рожка, а за окнами едва заметно голубела заря. Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой  мглой. Мгла эта светлела, делалась всё прозрачнее, и сквозь неё уже были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков. Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья сыпались с них частым и  печальным дождем. Я вернулся в комнаты, в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза, и почти вся она за эту ночь пожелтела, и  несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Через день она вся облетела. (К.Паустовский.) (163 сл). Грамматическое задание. 1. Произведите синтаксический разбор последнего предложения во 2 абзаце. 2 . Найти ССП и определить грамматическую основу и разряд союза. 3. Произвести морфемный разбор слов ОБРАДОВАЛИСЬ, ПРОЗРАЧНЕЕ, СЫПАЛИСЬ, ЛИМОННЫХ. «Сложноподчиненные предложения» Комплексный анализ текста № 1 Свеча над Енисеем.       (На)против села на скале обката(н,нн)ой дождями и временем похожей на запёкшийся кулич… скорее отскочив от пр…брежного леса р…стет береза. Я помню её с детства. Она уже старая но по росту всё девушка – не хватило н… почвы н… свету н… размаха дереву.         Эта берёза начинает осень на левом, скалистом берегу Енисея: числа двадцатого – двадцать пятого августа пр…открывается на ней полоска едва видной желтизны  и за несколько дней вся береза …делается будто свечка восковая. Последн…м плам…нем словно ярким вскриком в конце лета заявит она о себе и сразу же отделится о мира от леса от реки и всего своего земного окружения.         Стоит деревце одиноко и тихо светится молитве(н,нн)о дог…рает.         Все равно быть осени быть (не)погоде но пока стоит молчит тихая вещунья на голой скале.         Свечечка родная не …горай (до)тла пусть дни погожие и ясные дольше порадуют людей.         Гори и не гасни над Енисеем над миром в храме природы негасимым жёлтым огоньком свечи вечности. ( В. Асафьев) Определи стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.      2.  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.      3.  Определите значение слова вещунья. Запишите к нему синонимы.     4.   Выпишите из текста слова, в которых правописание приставок зависит о значения.     5.   Найдите в тексте предложение с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами. Союзы обведите.     6.   Разберите по членам первое предложение.     7.  Во всех сложносочиненных предложениях подчеркните грамматические основы, укажите тип союза, которыми соединяются их части. Комплексный анализ текста № 2 Прочитайте текст и выполните задания. _____________________________       Однажды в московском доме извес(?)ного писателя я увидел гравюру с глухарем… Птица будто живая всматривалась в лесную далью Она ол…ц… творяла волю спокойствие мудрость. И я стал искать встречи с художником что(бы) увидеть того глухаря ра…тревожившего душу и давшего мне понять что красота зовуща…             Меня бе…покоит сегодня отсутствие у многих людей чу(?)ства красоты и желания понимать её. В д…лекие времена этим почему(то) меньше страдало наше общество. И гложет теперь наши души эта потеря. Хотим и стремимся уже вернуть духовность.         Человек частица природы но не покоритель её не царь меньших наших братьев. Назначение человека в его стремлении… к нравственному усовершенствованию. Природа в этом отношении наш учитель у неё мы берем уроки совершенства. Природа в гравюрах художника это то что она создала за миллионы лет её труды… И глядя на них ты понимаешь что человеку нет ничего необходимее густоты вечерней травы пр…чудливост… архитектуры деревьев глухариной песни на з…ре журавлиного клина в поднебесь… . Художник учит защищать природу.                                      (А. Грешневиков) 1. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение. 2.  Какова тема и основная мысль текста. 3. Озаглавьте текст. 4. Выразите в двух­трёх предложениях свое отношение к поднятым в тексте проблемам. 5. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. 6. Какие средства выразительности использованы автором в тексте? Запишите примеры. 7. В каком предложении второго абзаца автор использует контекстные синонимы? Выпишите это предложение. Подчеркните синонимы как члены  предложения. 8.Выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. 9. Замените словосочетание в лесную даль, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со  связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. 10. Выпишите грамматическую основу выделенного предложения. Укажите вид сказуемого, объясните графически постановку в нем знаков  препинания. 11. Среди предложений первого абзаца найдите сложноподчиненное предложение. Обозначьте в нем грамматические основы, укажите, чем  присоединяются придаточные предложения к главному. 12. В последнем абзаце найдите сложное предложение с однородными членами. Обозначьте однородные члены как члены предложения. Сжатое изложение. ТЕКСТ №1 «Мир детства»                              Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие ­ хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.                Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что­то больше, что­то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечника с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.                Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети ­ самые тонкие ценители таких неуловимо­реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть­чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот­вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому ­ всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.                   (По В.И.Белову) 184 слова ТЕКСТ №2 «Дерево»             Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.             Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах. Особо примечались деревья­долгожители, деревья­красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.                                            (По А.Камкину) 198 слов Контрольная работа «Виды придаточных предложений». Определите вид придаточного предложения 1. В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 2. Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 3. Отец толковал мне, что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 4. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 5.Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. 6.И слышно было до рассвета, как ликовал француз. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 7.Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. 8.Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 9.Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 10.Маленький дом, где я живу, заслуживает описания. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. 11.  На дворе стояла совершенно черная непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось точно слепому ощупывать перед  собой дорогу. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным  образа действия. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. 5. 12.Мне кажется, что я не покидал России. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. 13.Я вырастал в глухое время, когда весь мир был глух и тих. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели.  14. В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван, обитый медными гвоздиками. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.  2. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным         изъяснительным. 15.Пишу, пишу рукой небрежной, чтоб здесь чрез много скучных лет от жизни краткой, но мятежной какой­нибудь остался след. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным        сравнения. 16.Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. 17.Женщинам разрешили забрать столько имущества, сколько они могли бы унести на себе. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным меры и степени. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным места. 18.Грибов почти не было, несмотря на то что дожди лили весь июль. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. 19.Оттого что нельзя говорить вслух, девочки корчат смешные рожицы. 1. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. 20.Проблемы не решить, будь он семи пядей во лбу.  1. Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки. 2. Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. 3. Сложноподчиненное предложение с придаточным  времени. 4. Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Бессоюзные сложные предложения Сжатое изложение ТЕКСТ №3 «Леса»           Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.                  Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.           В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе , кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы , охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.                                                                   (По К.Паустовскому) 187 слов Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме     «Бессоюзные предложения» Было это в сороковом году, в последний день сентября. По прошествии стольких лет я иногда задаю себе вопрос: та ли жизнь — твоя, которую прожил? Юноша подобен путнику на перекрестке: три неведомые дороги впереди, одна, коротенькая, позади. За плечами опыт, как тощий вещмешок, из читанного, да слышанного, да из крохи виденного. Что подтолкнет путника к выбору: темный ли бор впереди, серый ли камень­валун, что приметой лежит на обочине, или гладкий тракт, кто знает. Передо мной и моими товарищами было не три, а тридцать раз по три дороги, и мы вольны были выбирать. В этом смысле, может быть, и не на ту ступил. Но только — в этом! Главная дорога нам была уготована временем: наша юность вышла в путь в канун великого испытания, которое меньше чем через год сольет, спаяет жизнь всех поколений в одну судьбу — народную, и в этом выбора ни у кого из нас не было. Так что какую жизнь прожил — та и твоя, в той и разобраться надо. (По И. Васильеву) (158 слов)  Задание 1. Выпишите два бессоюзных сложных предложения. 2. Выполните синтаксический разбор одного и составьте схему другого предложения. Контрольная работа по теме: «    Сложные предложения с разными видами связи» 1. Какие сложные предложения называются сложными с разными видами связи?  Приведите пример подобного предложения. Вариант І 2. Какие виды синтаксической связи являются ведущими в сложном предложении с разными видами связи? а) сочинительная; б) подчинительная; в) бессоюзная. 3. Определите, какая связь является ведущей в следующем предложении: Здесь Лист забывал о своей невеселой солдатской жизни, о старухе­матери, которая жила на Васильевском острове в Петербурге; пыхтя неизменной  трубкой, он рассказывал друзьям о походах. (Ю. Тынянов.) а) сочинительная; б) бессоюзная. 4. Сложное предложение с разными видами связи отличается от сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений, в которых  используется только один вид синтаксической связи. Учитывая сказанное, определите, к какому типу предложений относится каждое из приведенных  ниже. 1) Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая бы ответила на слова Долохова. (Л.Толстой.); 2) Ручей остался где­то в стороне, говор его притих; сильнее и отчетливее стали шуметь ели. (В. Быков.); 3) Теперь, читатель, пока мой герой сидит под мостом и предается скорби, оставим его и обратимся к девушке, удившей рыбу. (А. Чехов.) а) сложноподчиненное; б) бессоюзное; в) сложное с разными видами связи. 5. В сложном предложении с разными видами связи может быть разное количество частей (грамматических основ). Опираясь на сказанное, укажите  соответствия. 1) Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было у всех на устах, все были уверены, что он предводительствовал отважным злодеям (А. Пушкин.); 2) Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движение, слово, взгляд. (Л. Толстой.); 3) Несколько месяцев уже спустя, нашед его имя в числе отличившихся и тяжело , раненных под Бородином, она упала в. обморок, и боялись, чтоб  горячка ее не возвращалась. (А, Пушкин.); 4) Они не могли увидеть отсюда, как далеко отошли от города, но Иван чувствовал, что взобрались высоко. (В. Быков.) а)3 части; б)4 части. 6. Сложное предложение с разными видами связи может быть охарактеризовано по количеству частей и характеру синтаксической связи между ними.  Укажите, какое из утверждений правильное. Когда же поворотился он, чтобы взглянуть на татарку, она стояла перед ним, подобно темной гранитной статуе, вся закутанная в покрывало, и отблеск  отдаленного зарева, вспыхнув, озарил только одни ее очи. (Н. Гоголь.)    а) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, 4 части; б) сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, 4 части; в) сложносочиненное предложение, 3 части. 7. Размещение частей сложного предложения с разными видами связи, их зависимость друг от друга можно изобразить в виде схемы. Укажите, какой  схеме соответствует данное предложение. Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и верным Савельичем, который, насильственно  разлученный со мною, утешался по крайней мере мыслию, что служит нареченной моей невесте (А. Пушкин.) а) [   ], и [   ], (    ), (    )  б) [   ], [   ], и [    ], (   )  . в) [   ], и [   ], (   )  . 8. Опираясь на данную ниже схему, составьте сложное предложение с разными видами связи и запишите его: [   ] :   [   ], (что...)  . 9. Опираясь на правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи, найдите пунктуационную ошибку в приведенном ниже предложении и исправьте ее. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чем она догадывалась, но она чувствовала что ей было бы неприлично слышать такое объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда­нибудь получить ее руку. (А. Пушкин). 10. В сложном предложении с разными видами связи рядом стоящими могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Вспомните, при каких  условиях между ними ставится запятая, и выберите правильный вариант из следующих предложений. а) Тут, наверно, и летом немного ездили, а теперь, после долгих февральских метелей, все заровняло снегом, и если бы не лес, было бы трудно и понять,  что это дорога. (В. Быков.); б) Вечером кромешная темнота окружает дом, сосны придвигаются к нему вплотную, и, когда выходишь из ярко освещенного холла наружу, тебя  охватывает ощущение полного одиночества с глазу на глаз с зимой, морем и ночью. (К. Паустовский.) 11. Составьте схему этого сложного предложения с разными видами связи, расставив в нем знаки препинания. Только что солнце показалось на чистой полоске из­под тучи как ветер стих как будто он не смел портить этого прелестного после грозы летнего утра;  капли еще падали но уже отвесно, — и все затихло. (Л. Толстой.) 12. Выберите правильный вариант характеристики данного предложения. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему  обыкновению, и вчерашние подозрения совершенно разгладились. (А. Пушкин.) а) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, ведущая связь сочинительная, состоит из 4 простых предложений; б) сложносочиненное предложение, состоит из 3 простых предложений; в) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью, ведущая связь бессоюзная, состоит из 4 простых предложений. 1. Какие сложные предложения называются сложными с разными видами связи?  Приведите пример подобного предложения. Вариант II 2. Может ли подчинительная синтаксическая связь являться ведущей в сложном предложении с разными видами связи? а) не может, так как это будет сложноподчиненное предложение; б) может, несмотря ни на что; в) иногда может, иногда не может, не знаю почему. 3. Определите, какая связь является ведущей в следующем предложении: Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и тире, мелькали из­за дерев, а дальше синелись зубчатою  стеной горы, из­за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке. (М. Лермонтов.) а) сочинительная; б) бессоюзная. 4. Сложное предложение с разными видами связи отличается от сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений, в которых  используется только один вид синтаксической связи. Учитывая сказанное, определите, к какому типу предложений относится каждое из приведенных  нижt 1) Ростов замечал что­то новое между Долоховым и Соней; но он не определял себе, какие это были новые отношения. (Л. Толстой.) 2) Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить. (А. Пушкин.); 3) Снег летит с сосен, рассыпается мелкой пылью, и весь лес до самой глубины густо дымит и вот­вот, кажется, запылает белым холодным пожаром. (К.  Паустовский.) а) сложносочиненное; б) бессоюзное; в) сложное с разными видами связи. 5. В сложном предложении с разными видами связи может быть разное количество частей (грамматических основ). Опираясь на сказанное, укажите  соответствия. 1) Все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов, и опять Багратион впереди всех пошел к столу. (Л. Толстой.); 2) Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и  ямщики советовали мне переждать. (А. Пушкин.) а) 3 части; б) 4 части. 6. Сложное предложение с разными видами связи может быть охарактеризовано по количеству частей и характеру синтаксической связи между ними.  Укажите, какое из приведенных ниже утверждений правильное. Дефорж освещал дорогу фонарем, Антон Пафнутьич шел за ним довольно бодро, прижимая изредка к груди потаенную суму, дабы удостовериться, что  деньги еще при нем. (А. Пушкин.)  а) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью, 4 части; б) сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, 4 части; в) сложносочиненное предложение, 3 части. 7. Размещение частей сложного предложения с разными видами связи, их зависимость друг от друга можно изобразить в виде схемы. Укажите, какой  схеме соответствует данное предложение. Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов; но, признаюсь, я не имел того  хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении. (А. Пушкин.) а) [   ], (   ); но [   ], (   ), (   )  . б) [   ], [   ]; но [   ], (    ), (     )  .  в) [   ]; но  [   ], (   )  . 8. Опираясь на данную ниже схему, составьте сложное предложение с разными видами связи и запишите его. [    ] :       [ ],  (если... ) . 9. Опираясь на правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи, найдите пунктуационную ошибку в приведенном ниже предложении и исправьте ее. Долго плакала бедная девушка, воображая все, что ожидало ее, но бурное объяснение облегчило ее душу и она спокойнее могла рассуждать о своей  участи и о том, что надлежало ей делать. (А. Пушкин.) 10. В сложном предложении с разными видами связи рядом стоящими могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Вспомните, при каких  условиях между ними не ставится запятая, и выберите правильный вариант из следующих предложений. а) Он с нетерпением ожидал появления хозяйской дочери, о которой много наслышался, и хотя сердце его, как нам известно, было уже занято, но  молодая красавица всегда имела право на его воображение. (А. Пушкин.)', б) Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и, если пристально вглядеться, то можно было увидеть ее тончайшее кристаллическое  строение. (К. Паустовский.) 11. Составьте схему данного сложного предложения с разными видами связи, расставив в нем знаки препинания. Оленин сначала думал что изнуренное храброе кавказское воинство которого он был членом будет принято везде, особенно казаками, товарищами по  войне, с радостью, и потому такой прием озадачил его. (Л. Толстой.) 12. Выберите правильный вариант характеристики данного предложения. Во все это время Дубровский не отлучался из Покровского, но слух о разбоях его не утихал благодаря изобретательному воображению сельских  жителей, но могло статься и то, что шайка его продолжала свои действия и в отсутствие начальника. (А. Пушкин.) а) сложносочиненное предложение, состоит из 4 простых; б) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, ведущая связь сочинительная, состоит из 4 простых предложений; в) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью, ведущая связь бессоюзная, состоит из 5 простых предложений. «Общие сведения о языке» Сжатое изложение ТЕКСТ №4 «Доблесть»            А что такое доблесть? Доблесть – это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть – это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там – доблесть. А победа – дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа.            А что значит сильных дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством – безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве – тщеславие, показуха, а в доблести – подлинная сила духа.            Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией ещё более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал всё пространоство исторической Руси. (По Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) 198 слов. «Обобщение и повторение изученного» Сжатое изложение Текст № 5. Солнце с белыми лучами. Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии: ­ Мама, мы нашли странный цветок! ­ Он растет за домом, около клена с красными листьями. ­ Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок? И   они   зашагали   к   клену   с   красными   листьями.   Присели   на   корточки   и   стали   разглядывать   цветок,   неожиданно   распустившийся   в   саду.   Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже. ­ Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца. Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец. Он сказал: ­ Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов. Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным. И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слезы. ­Это ромашка, ­ тихо сказала бабушка. – Она из моего детства. Когда­то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно срывали. ­Зачем? – спросили дети. ­ Просто так. Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно: ­ Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. (по Ю.Яковлеву) Текст № 6 Поговорим о бабушках. Давайте поговорим о стариках – о собственных родных бабушках. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не  хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и  стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдерживаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения. Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она­то сколько прощает  тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты­то знаешь, что во многом сильнее ее,  здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что  старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только  ты – ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда. А потом, у каждого  возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижать на грудного младенца, если он  кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас  трудно представить себя старым, а все­таки попытайся.        (по И.Медведевой) Итоговая контрольная работа 1. Определите тип предложения: Мальчик пишет, а девочка читает. а) простое предложение с однородными членами; б) простое предложение с обособленным определением; в) простое предложение с обособленным обстоятельством; г)  сложное предложение. 1 вариант 2. Определите тип предложения: В лучах заходящего солнца блестит, переливается золотом река. а) простое предложение с однородными членами; б) простое предложение с обособленным определением; в) простое предложение с обособленным обстоятельством; г)  сложное предложение. 3. Найдите сложное предложение. а) Я простился и пошел домой. б) Она то посидит, то походит. в) Она покраснела, когда мы пришли.  г) Мне весело. д) Я смирился со всем. е) Сегодня на улице хорошая погода. 4. Определите вид предложения: Я проснулся и увидел, что лунная ночь еще более побелела. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 5. Определите вид предложения: Переулок был весь в садах, и у заборов, бросавших теперь, при луне, широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 6. Определите вид предложения: На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 7. Определите вид предложения: Ночи стучат, посуда звенит, масло шипит. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 8. Найдите сложносочиненные предложения. а) Уж солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску. б) Перед ним стелется равнина, где ели изредка взошли. в) Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся. г) Все ждали сильного половодья, потому что зима была снежная. д) Хаджи­Мурат остановился, загорелое лицо его буро покраснело. е) Ему стало досадно, и он стал браниться в запертую дверь ногой и шашкой. 9. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Ночная мгла на город трепетный сошла, но долго жители не спали. а) ССП с соединительным союзом; б) ССП с противительным союзом; в) ССП с разделительным союзом; г) ССП с соединительным и противительным союзами; д) ССП с соединительным и разделительным союзами; е) ССП с противительным и разделительным союзами. 10. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка. а) ССП с соединительным союзом; б) ССП с противительным союзом; в) ССП с разделительным союзом; г) ССП с соединительным и противительным союзами; д) ССП с соединительным и разделительным союзами; е) ССП с противительным и разделительным союзами. 11. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь. а) ССП с соединительным союзом; б) ССП с противительным союзом; в) ССП с разделительным союзом; г) ССП с соединительным и противительным союзами; д) ССП с соединительным и разделительным союзами; е) ССП с противительным и разделительным союзами. 12. Найдите сложноподчиненные предложения. а) Авдотью страх разобрал такой, что колени у ней задрожали. б) Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо. в) Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо. г) Я не ручаюсь, что это мое увлечение сможет продолжаться долго. д) В лес идет – домой глядит, из лесу идет – в лес глядит. е) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. 13. Определите вид придаточного предложения: Сегодня нужно заниматься теми делами, которые будут полезными для твоего здоровья.  а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 14. Определите вид придаточного предложения: Когда мы вернулись с прогулки, наступил вечер. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 15. Определите вид придаточного предложения: Если бы ты музыкой была, я тебя бы слушал неотрывно. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 16. Определите вид придаточного предложения: Я не знаю, когда мама вернется.  а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 17. Определите вид придаточного предложения: В городе Павел не видел звёзд, потому что мешали фонари. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 18. Найдите бессоюзные сложные предложения. а) Испугалась она, а все лицо расцветало радостью. б) Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду. в) Я не мог уснуть: передо мной во мраке вставали события сегодняшнего дня. г) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошел в ямскую избу. д) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. е) Ловкость и щегольство молодого франта не понравилось гордому боярину, который и прозвал его остроумно французскою обезьяной. 19. Определите смысловые отношения в БСП: Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. а) причина; б) пояснение; в) время; г)  сравнение; д) следствие. 20. Определите смысловые отношения в БСП: Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. а) причина; б) пояснение; в) время; г)  сравнение; д) следствие. 21. Определите смысловые отношения в БСП: Земля кругла – на ней не скроешь тайны. а) причина; б) пояснение; в) время; г)  сравнение; д) следствие. 22. Найдите предложение с пунктуационными ошибками. а) Солнце поднимается над лугами, и я невольно улыбаюсь от радости. б) Слабо шурша, падали шишки: вздыхая, шумел лес. в) Меня покоряла музыка стихов: только в стихах раскрывалось до предела певучее богатство русского языка. г) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. 23. Найдите правильное объяснение наличия или отсутствия знаков препинания в предложении: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. а) ССП, перед союзом и нужно ставить запятую. б) ПП с однородными членами, перед одиночным союзом и запятая не нужна. в) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая между частями СП не ставится. г) ССП с общим второстепенным членом, поэтому нужно поставить запятую между частями СП. 24. Найдите правильное объяснение наличия или отсутствия знаков препинания в предложении: Печален я со мною друга нет с кем долгую запил бы я разлуку кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет. а) ССП, между частями  сложного предложения ставится запятая. б) СПП, между частями сложного предложения ставится запятая. в) БСП, между частями сложного предложения ставится двоеточие. г)   СП   с   разными   видами   связи:   между   первой   и   второй   частью   бессоюзная   связь   (нужно   ставить   двоеточие),   между   второй   и     третьей   – подчинительная (нужно ставить запятую). 25. В каком предложении между частями бессоюзного сложного предложения нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены). а) Я не знаю куда он ушел. б) Помни все хорошее от человека. в) Мама придёт когда совсем будет темно. г) Мы не знали что нам делать. 1. Определите тип предложения: Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом. 2 вариант а) простое предложение с однородными членами; б) простое предложение с обособленным определением; в) простое предложение с обособленным обстоятельством; г)  сложное предложение. 2. Определите тип предложения: Читатель догадается, что на другой день Лиза не замедлила явиться в роще. а) простое предложение с однородными членами; б) простое предложение с обособленным определением; в) простое предложение с обособленным обстоятельством; г)  сложное предложение. 3. Найдите сложные предложения. а) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца. б) Эти два стиха, сказанные Пушкиным об Ольге, гораздо больше идут Татьяне. в) Осень предупреждала о  своём приходе то сухим листком, то маленькой зеленой гусеницей, спускавшейся  на паутине мне прямо на голову. г) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. д) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. е) Татьяна верила преданиям простонародной старины. 4. Определите вид предложения: Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 5. Определите вид предложения: Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 6. Определите вид предложения: Странный старичок заговорил очень протяжно, и звук его голоса поразил меня. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 7. Определите вид предложения: Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 8. Найдите сложносочиненные предложения. а) Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. б)  Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. в) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью. г) Кучер тронул вожжами, и тройка унеслась в степь. д) Кроме Вали и Степы, в  садике присутствовал незнакомый паренек. е) Начинало темнеть, и на небе зажигались звёзды. 9. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц. а) ССП с соединительным союзом; б) ССП с противительным союзом; в) ССП с разделительным союзом; г) ССП с соединительным и противительным союзами; д) ССП с соединительным и разделительным союзами; е) ССП с противительным и разделительным союзами. 10. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. а) ССП с соединительным союзом; б) ССП с противительным союзом; в) ССП с разделительным союзом; г) ССП с соединительным и противительным союзами; д) ССП с соединительным и разделительным союзами; е) ССП с противительным и разделительным союзами. 11. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Старцев всё собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного времени. а) ССП с соединительным союзом; б) ССП с противительным союзом; в) ССП с разделительным союзом; г) ССП с соединительным и противительным союзами; д) ССП с соединительным и разделительным союзами; е) ССП с противительным и разделительным союзами. 12.  Найдите сложноподчиненные предложения. а) Всё гремело, вздрагивало, отталкивало звуки. б) Я объяснил всё ему. в) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену. г) Молнии, слепя глаза, рвали тучи. д) Я запел громко, во всю силу. е) Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. 13. Определите вид придаточного предложения: Над долиной, где мы ехали, спустились тучи. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 14. Определите вид придаточного предложения: Он не явился на занятия, потому что заболел.  а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 15. Определите вид придаточного предложения: Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 16. Определите вид придаточного предложения: Мы не хотим, чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 17. Определите вид придаточного предложения: Гавриле всё­таки было приятно слышать человеческий голос, хотя это и говорил Челкаш. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное уступки; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 18. Найдите бессоюзные сложные предложения:  а) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась. б) Вдруг я чувствую: кто­то берёт меня за плечо и толкает. в) Через два часа мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения. г) Скворцы вывелись и улетели. д) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. е) Раз, гуляя по лесу, я чуть не заблудился. 19. Определите смысловые отношения в БСП: Кончил дело – гуляй смело. а) причина; б) пояснение; в) время; г)  сравнение; д) следствие. 20. Определите смысловые отношения в БСП: Солнце сильно палит – к вечеру  соберётся гроза. а) причина; б) пояснение; в) время; г)  сравнение; д) следствие. 21. Определите смысловые отношения в БСП: Мороз не страшен: воздух сухой. а) причина; б) пояснение; в) время; г)  сравнение; д) следствие. 22. Найдите предложение с пунктуационными ошибками. а) Погода утихла, тучи расходились. б) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. в) В лесу еще можно было слышать пение птиц хотя время было позднее. г) Дорога то уходила в овраг, то вилась по откосу горы. 23. Найдите правильное объяснение наличия или отсутствия знаков препинания в предложении: Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. а) ССП, перед союзом и нужно ставить запятую. б) ПП с однородными членами, перед одиночным союзом и запятая не нужна. в) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая между частями СП не ставится. г) ССП с общим второстепенным членом, поэтому нужно поставить запятую между частями СП. 24. Найдите правильное объяснение наличия или отсутствия знаков препинания в предложении: Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. а) ССП, между частями  сложного предложения ставится запятая. б) СПП, между частями сложного предложения ставится запятая. в) БСП, между частями сложного предложения ставится двоеточие. г) СПП, между главной и придаточной частью нужна запятая, между двумя придаточными частями запятая не нужна, так как они связаны одиночным союзом и.   25. В каком предложении между частями бессоюзного сложного предложения нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены). а) Он не приехал потому что заболел. б) Я поднял глаза высоко в небе неслись над станицей птицы. в) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне завернув хвост. г) Староста спросил у него документ но документа не оказалось. 1. Определите тип предложения: Звуки росли, крепли, полнели, становились всё более и более властными, захватывали сердца объединенной и 3 вариант замиравшей толпы. а) простое предложение с однородными членами; б) простое предложение с обособленным определением; в) простое предложение с обособленным обстоятельством; г)  сложное предложение. 2. Определите тип предложения: Одно затрудняло её: она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги. а) простое предложение с однородными членами; б) простое предложение с обособленным определением; в) простое предложение с обособленным обстоятельством; г)  сложное предложение с разными видами связи. 3. Найдите сложные предложения. а) Большой город притягивал своей мощью, жизнерадостностью, суетой непрерывных человеческих потоков. б) Лиза вышла из лесу, перебралась через поля, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму, где Настя ожидала её. в) Иван Никифорович был ни жив ни мертв. г) Из вековых садов вливались в улицы волны прохлады, сыроватое дыхание молодой травы, шум недавно распустившихся листьев. д) Муромский попросил у Берестова дрожек, ибо признался, что от ушиба не был он в состоянии доехать до дома верхом. е) Дети собирали в лесу лечебные травы. 4. Определите вид предложения: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 5. Определите вид предложения:  По Каме   около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 6. Определите вид предложения: Куда пошла река, там и русло будет. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 7. Определите вид предложения: Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием. а) ССП; б) СПП; в) БСП; г) СП с разными видами связи. 8. Найдите сложносочиненные предложения. а) Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. б) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. в) На берегу горели два костра, а в море никого не было. г) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили. д) Заря сияла на востоке. е) Раз, гуляя по лесу, я чуть­чуть не заблудился. 9. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Стало уже совсем тепло, и гром рокотал ещё далеко, но уже не затихал ни на мгновение. а) ССП с соединительным союзом; б) ССП с противительным союзом; в) ССП с разделительным союзом; г) ССП с соединительным и противительным союзами; д) ССП с соединительным и разделительным союзами; е) ССП с противительным и разделительным союзами. 10.   Определите   тип   ССП   в   зависимости   от   вида   союза:  В   это   время   распускалась   черемуха   и   кусты   дикой   смородины   над   самой   водой позеленели. а) ССП с соединительным союзом; б) ССП с противительным союзом; в) ССП с разделительным союзом; г) ССП с соединительным и противительным союзами; д) ССП с соединительным и разделительным союзами; е) ССП с противительным и разделительным союзами. 11. Определите тип ССП в зависимости от вида союза: Погода отличная, но, к сожалению, нет дождей. а) ССП с соединительным союзом; б) ССП с противительным союзом; в) ССП с разделительным союзом; г) ССП с соединительным и противительным союзами; д) ССП с соединительным и разделительным союзами; е) ССП с противительным и разделительным союзами. 12.  Найдите сложноподчиненные предложения. а) Я хотел было спросить его насчет собаки, да видно он  не в духе был. б) Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили. в) Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости. г) Меня спросили, куда я поеду летом. д) Цепи яблонь протянулись там, где были пустыри. е) Остап уже занялся своим делом и давно отошел от куреня, Андрий же чувствовал какую­то духоту на сердце. 13. Определите вид придаточного предложения: Коль нет цветов среди зимы, то и грустить о них не надо. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 14. Определите вид придаточного предложения: Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, музыка оборвалась. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 15. Определите вид придаточного предложения: Около заднего воза, где был Егорушка, шёл старик с седой бородой. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 16. Определите вид придаточного предложения: Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 17. Определите вид придаточного предложения: Валя проснулась оттого, что в столовой мать и отец тихо позвякивали чайной посудой. а) придаточное изъяснительное; б) придаточное определительное; в) придаточное времени; г) придаточное места; д) придаточное условия; е) придаточное причины. 18. Найдите бессоюзные сложные предложения. а) Мы пришли, когда все уже спали. б) Молвит слово, как соловей поёт. в) Я обернулся: он стоял на том же месте. г) Солнце дымное встает, так что будет день горячий. д) Назвался груздем – полезай в кузов. е) Одно полено не горит и в печи, а два полена не гаснут и в поле. 19. Определите смысловые отношения в БСП: Несчастья бояться – счастья  не видать. а) причина; б) пояснение; в) условие; г)  сравнение; д) следствие. 20. Определите смысловые отношения в БСП:  Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка. а) причина; б) пояснение; в) время; г)  сравнение; д) следствие. 21. Определите смысловые отношения в БСП: Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют. а) причина; б) пояснение; в) время; г)  сравнение; д) следствие. 22. Найдите предложение с пунктуационными ошибками. а) Лес рубят – щепки летят. б) На дворе декабрь в половине; окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет. в) Мне стало совестно, и я не мог докончить начатой речи. г) Успокойтесь, рана не опасная. 23. Найдите правильное объяснение наличия или отсутствия знаков препинания в предложении: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. а) ССП, перед союзом и нужно ставить запятую. б) ПП с однородными членами, перед одиночным союзом и запятая не нужна. в) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая между частями СП не ставится. г) ССП с общим второстепенным членом, поэтому нужно поставить запятую между частями СП. 24.   Найдите   правильное   объяснение   наличия   или   отсутствия   знаков   препинания   в   предложении:  Старик   предупредил,   что   если   погода   не улучшится, то о рыбалке нечего и думать. а) ССП, между частями  сложного предложения ставится запятая. б) СПП, между частями сложного предложения ставится запятая. в) БСП, между частями сложного предложения ставится двоеточие. г) СПП, запятая между двумя стоящими рядом союзами не ставится, потому что имеется вторая часть союза то.   25. В каком предложении между частями бессоюзного сложного предложения нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены). а) Скажешь слово добавят десять. б) Погода была ужасная ветер штормовой ревел с ночи. в) Солнце сильно палит так что к вечеру соберётся гроза. г) За мной гнались но я духом не смутился. Ответы. Уровень А Уровень В Уровень С 1. Г 1. А 1. А 2. А 3. В 4. Б 5. Г 6. А 7. В 8. В, Е 9. Б 10. А 11. В 12. А, Г, Е 13. Б 14. В 15. Д 16. А 17. Е 18. Б, В, Д 19. Б 20. А 21. Д 22. Б 23. В 24. Г 25. Б 2. Г 3. А, Г 4. Б 5. Г 6. А 7. В 8. В, Г, Е 9. Б 10. А 11. Г 12. В, Е 13. Б 14. Е 15. Д 16. А 17. Г 18. Б, Д 19. В 20. Д 21. А 22. В 23. Б 24. Г 25. Б 2. Г 3. Б, Д 4. В 5. Г 6. Б 7. А 8. Б, В 9. Г 10. А 11. Б 12. В, Г, Д 13. Д 14. В 15. Б 16. А 17. Е 18. В, Д 19. В 20. Б 21. А 22. Г 23. В 24. Г 25. Б Оценка результатов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимально возможное число баллов – 30.  30­28 балла – «5»;  27­22 балла  – «4»;  21­15 баллов – «3».

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса

Контрольно - измерительные материалы за курс 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2017