«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
Оценка 5
Контроль знаний
doc
математика
3 кл
05.08.2018
«Контрольно-измерительный материал по математике и природоведению для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС для 3 класса» является авторской разработкой учителя математики Вейер Т.В. ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Цель работы: углубленная диагностика обучающихся 3-ых классов, позволяющая определить уровень предметных знаний и умений, уровень сформированности метапредметных базовых учебных действий (БУД).
Проверочные работы разработаны для диагностики обучающихся с нарушением интеллекта (обучающихся по АООП умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) по математике и составлены в соответствии с требованиями школьной программы и требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью. Материал апробируется второй год в ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Структура проверочной работы:
1. Цель;
2. Что проверяет КИМ с указанием количества заданий на минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами (в пределах 50% для каждого уровня.);
3. В таблице дается текст заданий с процентным показателем предметных знаний, умений и метапредметных действий: регулятивные, познавательные и коммуникативные (обозначены буквами РПК);
4. Анализ проверочной работы.
КИМ 3 класс 8 вид ФГОС с БУД для сайта.doc
ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
«Контрольноизмерительный материал
по математике
для обучающихся по АООП с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в соответствии с требованиями ФГОС
3 класс»
Разработала:
Учитель математики
высшей квалификационной категории
Вейер Татьяна Викторовна. Ульяновск, 2017 г. №
1
2
3
Содержание
Стр.
Пояснительная записка
Контрольноизмерительный материал по математике
Справочный материал к контрольноизмерительному материалу
по математике
Приложение 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Контрольноизмерительный материал по математике и природоведению для обучающихся по
АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями
ФГОС для 3 класса» является авторской разработкой учителя математики Вейер Т.В. ОГБОУ Центр
ППМС «Развитие».
Цель работы: углубленная диагностика обучающихся 3ых классов, позволяющая определить
уровень предметных знаний и умений, уровень сформированности метапредметных базовых учебных
действий (БУД).
Проверочные работы разработаны для диагностики обучающихся с нарушением интеллекта
(обучающихся по АООП умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) по математике и
составлены в соответствии с требованиями школьной программы и требованиями ФГОС обучающихся с
умственной отсталостью. Материал апробируется второй год в ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Структура проверочной работы:
1. Цель;
2. Что проверяет КИМ с указанием количества заданий на минимальный и достаточный
уровень овладения предметными результатами (в пределах 50% для каждого уровня.);
3. В таблице дается текст заданий с процентным показателем предметных знаний, умений и
метапредметных действий: регулятивные, познавательные и коммуникативные (обозначены
буквами РПК);
4. Анализ проверочной работы.
Тексты проверочных работ представлены в одном варианте и скомпонованы по четвертям
учебного года: проверочная работа №1 проверяет знания, умения предметных и уровень метапредметных
действий за предыдущую четверть/год; проверочные работы №2 и №3 содержат тематические задания,
которые изучают обучающиеся по утвержденным адаптированным программам в период пребывания в
ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Проверочная работа рассчитана на 4045 минут в зависимости от объема работы и степени
трудности темы. В каждом задании оцениваются предметные знания и умения, а также уровень
метапредметных результатов обучения, согласно системе оценки образовательных достижений по
предмету. Разработанная система оценки образовательных достижений по предметам (приложение 1)
удобна для быстрого подсчета оценки предметных знаний и уровня сформированности метапредметных
действий обучающихся. Система оценки носит общий характер. Более конкретные требования к оценке
предметных и метапредметных результатов разработаны в анализе, который прилагается к каждой
проверочной работе.
По математике проверочная работа выполняется на отдельном листе в клетку с подробной записью
решения.
В помощь обучающимся разработан справочный материал по предмету, который оформлен в
строгом стиле и не носит отвлекающий характер. Это позволяет обучающимся с интеллектуальной
недостаточностью выполнять работу самостоятельно, а учителю оценить уровень познавательных
действий.
Данный материал может быть использован специалистами ППМС Центров, администрацией
отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП с умственной
отсталостью для контрольных срезов и дальнейшего представления результатов на ПМП консилиум, а
также учителями, работающими с детьми с нарушением интеллекта в общеобразовательных организаций
в условиях инклюзии.
Учителя отдельных образовательных организаций, обучающих по АООП, имеют возможность
разработать равноценный второй вариант.
Материал структурирован и содержит требования образовательных программ к знаниям, умениям
обучающихся 3 класса. Анализ метапредметных БУД 3 класс
Познавательны БУД
(работа с учебными
моделями, выполнение
сравнения, анализа,
синтеза, классификации)
Ориентироваться в
учебниках (система
обозначений, структура
текста, рубрики, словарь,
содержание).
Понимать информацию,
представленную в виде
текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы,
объекты: находить общее и
различие.
Группировать,
классифицировать
предметы, объекты на
основе существенных
признаков, по заданным
критериям.
Коммуникативные БУД
(планирование, постановка
вопросов, построение
речевых высказываний)
Читать задания, понимать
прочитанное.
Слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию.
Вступать в диалог
(отвечать на вопросы,
задавать вопросы, уточнять
непонятное).
Оформлять свои мысли в
письменной речи.
№
п/
п
Регулятивные БУД
(целеполагание,
контроль, оценка)
1 Организовывать свое
рабочее место
2 Осуществлять
контроль в форме
сличения своей
работы с заданным
эталоном.
3 Вносить необходимые
дополнения,
исправления
в свою работу, если
она расходится с
эталоном (образцом).
4 В сотрудничестве с
учителем определять
последовательность
изучения материала,
опираясь на
иллюстративный ряд
«маршрутного листа».
+ сформировано, +/ частично сформировано, не сформировано
Оценка предметных результатов
0%
10%
1%9%
20%
34%
10%34%
35%40% 50% 60% 64% 65%70% 80%
65%90%
35%64%
90%
100%
91% и более
Отметка 1
Отметка 2
Отметка 3
Отметка 4
Отметка 5
Оценка метапредметных УУД
УУД/БУД
0%
10%
20% 34% 35%
40%
50% 60%
64%
65%
70%
80% 90%
100%
1%9%
10%34%
35%64%
65%90%
91% и
более
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Оценка Оценка 1
Оценка 2
Оценка 3
Оценка 4
Оценка 5 не
сформирован
критическ
тревожная
средняя
достаточная
успешная
ая
Учитель ___________________ / Ф И О учителя
Проверочная работа №1 по математике
1 четверть, 3 класс АООП УО (ИН)
Выявить уровень сформированности ЗУ за 2 класс.
Что проверяет диагностический материал:
1. Знание чисел 1 – 20;
2. Умение решать примеры в одно – два действия на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода
через десяток;
3. Умение решать простые текстовые задачи на увеличение/уменьшение числа на несколько единиц;
4. Умение различать и чертить углы (прямой, острый, тупой);
5. Умение сравнивать числа и числовые выражения в пределах 20.
Минимальный уровень: № 1 № 4 – 60%
Достаточный уровень: № 5 № 7 – 40%
№
1
Задание
Вставь пропущенные числа.
Стоимость
задания %
П
М
10% 10%
Оценка
по факту %
П
М Р
П
К
2 Реши примеры:
10 – 3 = 15 + 5 = 10 + 7 – 10 =
8 – 8 = 14 – 4 = 20 – 17 + 14 =
3 Реши задачу.
Дети посадили 10 кустов крыжовника, а малины на 5 кустов
больше. Сколько кустов малины посадили дети?
14% 14%
21% 21% Крыжовника – кустов.
Малины – ? на больше.
Сколько кустов малины посадили дети?
4 Начерти три угла: прямой, острый и тупой.
15% 15%
5 Сравни числа и числовые выражения. Соедини их знаками <, >, =.
15% 15%
Какой знак? Напиши.
<
>
=
17 7 10 – 2 2
14 10 10 + 10 20
6 Поставь в примеры нужные знаки (+ или ).
Какой знак? Напиши.
+
15 1 = 14 10 1 = 11 16 1 = 17
7 Запиши в пустые квадраты, сколько всего рыбок на рисунке.
Найди рыбку, которая отличается от других. Обведи её
кружком.
15% 15%
10% 10% Итого:
100
%
100
%
Выявить уровень сформированности ЗУ по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток».
1 четверть, 3 класс АООП УО (ИН)
Проверочная работа №2 по математике
Что проверяет диагностический материал:
1. Умение складывать и вычитать числа без перехода и с переходом через десяток.
2. Умение сравнивать числа.
3. Умение решать задачи простого и усложнённого характера.
4. Умение решать задания на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного
вычитаемого.
5. Умение назвать, измерять, сравнивать и обозначать геометрические фигуры.
Минимальный уровень: №1 №6 – 55%
Достаточный уровень: № 6 № 10 – 45%
№
Задание
Оценка
Стоимость
задания %
по факту %
П М П М Р
П
К
Разложи число на два числа:
9 9
Разложи число на десяток и единицы: 16 = ____ + ____
Дополни до десятка однозначные числа:.
3 + = 10 4 + = 10 + 9 = 10
1
2
3
10% 5%
10% 4%
10% 6% 4. Реши примеры:
3 + 8 = 8 + 4 = 17 – 0 = 6+ 4 + 2 =
13 – 4 = 15 – 8 = 17 – 7 – 7= 20 – 1 – 12=
В одном парке 16 скамеек, а в другом – на 2 скамьи больше.
Сколько скамеек во втором парке?
Измерь отрезки. Найди длину ломаной
А В
С К
5. Составь два примера на вычитание десятка из чисел: 15, 18.
4
5
6
7
Впиши такое число, чтобы разность была равна 10:
=10
8
Реши примеры: 3 +
□
=12 14
□
= 7
9
Сравни числа:
20 * 2 13 * 10 19 * 19
10
9% 5%
10% 14%
6% 6%
15% 20%
10% 15%
10% 15%
10% 10%
Итого:
100
%
100
%
Проверочная работа №3 по математике
1 четверть, 3 класс АООП УО (ИН)
Выявить уровень сформированности ЗУ по теме «Сложение и вычитание чисел с переходом через
десяток».
Что проверяет диагностический материал:
1. Умение складывать и вычитать числа без перехода и с переходом через десяток.
2. Умение сравнивать числа.
3. Умение решать задачи простого и усложнённого характера. 4. Умение решать задания на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого,
неизвестного вычитаемого.
5. Умение назвать, измерять, сравнивать и обозначать геометрические фигуры.
Минимальный уровень: №1 №6 – 55%
Достаточный уровень: № 6 № 10 – 45%
№
Задание
Разложи число на два числа:
9 8 7 6 5
Сравни числа, поставь знаки >, <, =
20 … 19 9 … 10 18 … 18
Разложи число на десяток и единицы: 18 = ____ + ____
1
2
3
Стоимость
задания %
Оценка
по факту
%
П М П М
10% 5%
5% 5%
5% 5%
Дополни до десятка однозначные числа:.
2 + = 10 5 + = 10 + 9 = 10
4
10% 10%
5
Реши примеры:
5 + 8 = 9 + 4 = 11 – 0 = 7+ 3 + 5 =
14 – 5 = 16 – 9 = 16 – 6 – 6= 20 – 1 – 10=
10% 5%
В одном бидоне 13 литров молока, а в другом – на 10 литров
меньше. Сколько литров молока в двух бидонах?
6
15% 20%
Начерти отрезок длиной 6 см. Построй один отрезок на 4 см
короче, а другой на 5 см длиннее.
7
15% 15%
На какое число нужно уменьшить 14, чтобы разность была равна
10?
8
10% 10% На какое число нужно увеличить 14, чтобы сумма была равна 20?
10% 10%
9
Составь примеры, так чтобы:
8 + >11 16 < 7
10
15% 15%
Итого:
100
%
100
%
Проверочная работа №1 по математике
2 четверть, 3 класс АООП УО (ИН)
Выявить уровень сформированности ЗУН основного материала 3 класса по математике за 1 четверть.
Что проверяет диагностический материал:
1. Умение складывать и вычитать числа без перехода и с переходом через десяток.
2. Умение сравнивать числа.
3. Умение решать задачи простого и усложнённого характера.
4. Умение решать задания на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого,
неизвестного вычитаемого.
5. Умение назвать, измерять, сравнивать и обозначать геометрические фигуры.
Минимальный уровень: №1 №4 – 45%
Конструктивный уровень: № 5 № 8 – 45%
Творческий: № 9 – 10%
№
Задание
Стоимость
задания %
Оценка
по факту
%
П М П М
10% 5%
Разложи число на два числа:
5 7
1
2
Разложи число на десяток и единицы: 16
10% 4%
Реши примеры: 8 + 4 = 2 + 8 = 13 – 4 = 15 – 8 =
13 + 7 – 12 = 8 + 11 + 0 = 6 + 3 + 10 =
3
16% 6% Сравни числа:
20 * 2 13 * 10 19 * 19
4
9% 5%
5
Одну улицу освещает 18 фонарей, а вторую – на 2 фонаря меньше.
Сколько фонарей на второй улице? Сколько фонарей на двух
улицах?
15% 20%
Построй только те отрезки, длины которых меньше 1 дм: 7 см,
10 см, 13 см
6
10% 15%
Дополни до десятка однозначные числа:
4 + = 10 14 = 10
7
Составь два примера на вычитание десятка из чисел: 15, 18.
8
10% 15%
10% 20%
Если сегодня пятница, 11 ноября, то какой день недели будет
через неделю? Какое число будет через неделю?
9
10% 10%
Итого:
100
%
100
%
Проверочная работа №2 по математике
2 четверть, 3 класс АООП ИН
Выявить уровень сформированности ЗУ по теме «Умножение и деление».
Что проверяет диагностический материал:
1. Умение умножать и делить на 2, на 3.
2. Умение записывать сумму одинаковых слагаемых с помощью умножения
3. Умение сравнивать числа.
4. Умение решать задачи простого и усложнённого характера.
5. Умение решать задания на нахождение неизвестного множителя, делимого 6. Умение назвать, сравнивать и обозначать геометрические фигуры.
Минимальный уровень: №1 №4 – 45%
Достаточный уровень: № 5 № 9 – 55%
№
Задание
Замени сложение одинаковых слагаемых умножением:
3 + 3 + 3 + 3 =
Реши примеры: 3 × 6 = 18 – 3 × 2 =
15 : 3 = 12 : 2 + 7 =
Вместо точек, вставь знак действия.
16 … 2 = 8 3 … 6 = 18
Вместо точек вставь нужные знаки: >, =, <.
12 : 3 … 3 × 2 4 × 3 … 2 × 6
Пять КАМАЗов перевозят по 3 тонны груза, а один грузовик 2
тонны в день. Сколько груза перевезут машины за день?
Как называются геометрические фигуры на рисунке? Какие виды
углов вы знаете? Подпишите их.
Стоимость
задания %
Оценка
по факту
%
П М П М
10% 9%
15% 12%
10% 12%
15% 12%
20% 20%
10% 15%
10% 15%
1
2
3
4
5
6
7
8
Запишите предложение в виде равенства и вычисли:
Десять уменьшить на два
Десять увеличить в два раза
Десять увеличить на два
Десять уменьшить в два раза
Впиши пропущенные числа 3 × = 15 : 2 = 9
Итого:
10% 15%
100
100
%
%
Проверочная работа №3 по математике
2 четверть, 3 класс АООП УО (ИН)
Выявить уровень сформированности ЗУ по теме «Умножение и деление».
Что проверяет диагностический материал:
1. Умение умножать и делить на 26.
2. Умение записывать сумму одинаковых слагаемых с помощью умножения
3. Умение сравнивать числа.
4. Умение решать задачи простого и усложнённого характера. 5. Умение решать задания на нахождение неизвестного множителя, делимого
6. Умение назвать, сравнивать и обозначать геометрические фигуры.
Минимальный уровень: №1 №4 – 50%
Достаточный уровень: № 5 № 8 – 50%
№
Задание
Стоимость
задания %
Оценка
по факту
%
П М П М
1
2
3
4
5
6
7
8
Замени сложение умножением.
4 + 4 + 4 = 4 + 4 + 4 + 5 =
3 + 3 + 3 + 3 = 2 + 2 + 2 + 2 + 4 =
Реши примеры:
5 × 4 =
3 × 5 + 4 =
(20 – 8) : 3 =
6 : 3 =
20 15 : 5 =
6 × (17 – 15) =
Вместо точек, вставь знак действия.
5 … 5 = 1 20 … 4 = 5 6 … 3 = 18
Вместо точек вставь нужные знаки: >, =, <.
3 х 6 … 5 х 4 20 : 2 … 20 : 4
12 пуговиц пришили поровну к 3 рубашкам. Сколько пуговиц
пришили к каждой рубашке?
Назови геометрические фигуры на рисунке. Покажи углы в
многоугольниках. Определи их виды.
1
2
3
4
Из ряда чисел выпиши числа, которые делятся на 3:
2, 6, 8, 12, 14, 18.
Из трёх чисел составь пример на умножение и два примера на
деление: 18, 2, 9.
Итого:
10% 9%
15% 12%
10% 12%
15% 12%
20% 20%
10% 15%
10% 15%
10% 15%
100
100
%
%
Проверочная работа №1 по математике
3 четверть, 3 класс АООП УО (ИН)
Выявить уровень сформированности ЗУ по темам 1 и 2 четверти: «Сложение и вычитание однозначных
чисел с переходом через десяток», «Умножение и деление».
1. Умение складывать и вычитать числа без перехода и с переходом через десяток. Умение
Что проверяет диагностический материал:
умножать и делить на 26. 2. Умение сравнивать числа, величины.
3. Умение решать задачи простого и усложнённого характера.
4. Умение решать задания на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого,
неизвестного вычитаемого, множителя, делимого.
5. Умение назвать, измерять, сравнивать и обозначать геометрические фигуры.
6. Умение решать задания на нахождение неизвестного
Минимальный уровень: №1 №5 – 55%
Конструктивный уровень: № 6 № 9 – 45%
№
Задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Разложи число на десяток и единицы: 17
20 15 : 5 =
(20 – 8) : 3 =
3 + 12 0 =
6 × (17 – 15) =
Реши примеры:
Реши примеры:
4 × 6 =
5 + 4 =
8 : 2 =
2 + 8 =
9 + 3 + 8 =
0 + 4 =
3 × 5 + 4 =
13 – 2 =
15 – 8 =
14 + 5 – 12 =
В саду посадили 12 яблонь, в 3 ряда. Сколько посадили яблонь в
одном ряду?
Трём мальчикам дали по 4 конфеты. Сколько всего конфет у
мальчиков?
Начерти отрезок длиной 8 см. Построй один отрезок на 3 см
короче, а другой на 4 см длиннее.
Впиши пропущенные числа 4 × = 12 : 3 = 6
4 + = 12 3 = 6
Вместо точек, поставь знак действия.
4 … 4 = 1 20 … 5 = 4 5 … 3 = 15
4 … 4 = 0 20 … 5 = 15 5 … 3 = 8
Вместо точек поставь нужные знаки: >, =, <.
3 + 6 … 16 : 4 20 2 … 3 × 4
Из трёх чисел составь пример на умножение и два примера на
деление: 16, 2, 8.
Итого:
Проверочная работа №2 по математике
3 четверть, 3 класс АООП УО (ИН)
Выявить уровень сформированности ЗУ по теме «Нумерация».
Что проверяет диагностический материал:
Стоимость
задания %
Оценка
по факту
%
П М П М
5% 4%
15% 12%
10% 10%
10% 10%
15% 10%
10% 12%
10% 12%
15% 15%
10% 15%
100
100
%
% 1. Знание нумерации, числовой последовательности в пределах 100.
2. Умение заменять десятки на единицы и единицы на десятки
3. Умение сравнивать числа.
4. Умение решать задачи простого и усложнённого характера.
5. Знание чётного и нечетного числа.
6. Умение назвать, измерять, сравнивать и обозначать геометрические фигуры.
Минимальный уровень: №1 №6 – 55%
Достаточный уровень: № 7 № 10 – 45%
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Задание
Замени десятки на единицы. Образец: 7 дес.=70 ед.
4 дес. = 5 дес. =
Замени единицы на десятки Образец: 70 ед. = 7 дес.
40 ед. = 50 ед. =
Разложи числа на десятки и единицы:
48 91 –
Вставь пропущенные числа:
10, 20, * , *, *, 60, * , *, *, 100
Впиши следующее и предыдущее число:
□
Сравни числа. Вместо точек поставь нужные знаки: >, =, <.
, 61,
□
□
, 60,
□
7 … 67 99 … 9
Измени меньшее число так, чтобы оно стало равно большему.
Реши примеры:
40 – 1 = 39 + 1 =
45 – 10 = 35 + 10 =
3 × 5 8 = 20 12 : 6 =
Задача
На участке посадили 30 грядок моркови и 10 грядок лука.
Пропололи 20 грядок. Сколько грядок осталось прополоть?
Напиши три нечётных числа.
Начерти отрезок длиной 10 см. Начерти отрезок на 2 см меньше
первого отрезка.
Итого:
Стоимость
задания %
Оценка
по факту
%
П М П М
10% 10%
10% 10%
10% 10%
5% 5%
10% 10%
10% 10%
10% 10%
15% 15%
10% 10%
10% 10%
100
100
%
% Проверочная работа №3 по математике
3 четверть, 3 класс АООП УО (ИН)
Выявить уровень сформированности ЗУ по теме «Сложение и вычитание круглых десятков, однозначных
и двузначных чисел».
Что проверяет диагностический материал:
1. Знание мер длины, времени
2. Умение заменять десятки на единицы и единицы на десятки
3. Умение сравнивать числа, величины
4. Умение решать задачи простого и усложнённого характера.
5. Умение складывать и вычитать круглые десятки, однозначные и двузначные числа
6. Умение назвать, измерять, сравнивать и обозначать геометрические фигуры.
Минимальный уровень: №1 №5 – 55%
Достаточный уровень: № 7 № 10 – 45%
№
Задание
1
2
3
4
5
6
7
8
Реши, полученные ответы сравни с 1 дм.
40 см – 30 см = 39 см + 1 см =
15 см : 5 = 35 см + 10 см =
Начерти отрезки, длины которых 13 см и 9 см. Отрезок, который
больше 1 дм обведи красным карандашом.
Сравни: 24ч …1сут 22ч … 1 сут
40 + (50 30)=
76 – 5 =
64 (44 4)=
76 – 50 =
100 –50 10 = 43 + 33 – 4 =
Реши примеры:
34 + 6 =
34 + 60 =
100 – 60 =
Для посадки в парке привезли 80берёз. В первый день посадили 26
берёз, а во второй день ещё 32. Остальные посадили в третий день.
Сколько берёзок посадили в третий день?
55 + (80 – 5)=
100 – (34 – 24)=
100 – 90 + 45=
Начерти окружности с радиусом 3 см и 2 см. Закрась круг зелёным
цветом. Подпиши где окружность, а где круг.
Найди неизвестное число:
□
Дополни до 1р.: 40к., 90к.
Образец: 30к. + 70к. = 100к. = 1р.
+ 30 = 70 80 – = 55
□
Итого:
Стоимость
задания %
Оценка
по факту
%
П М П М
10% 10%
10% 10%
10% 10%
15% 15%
10% 10%
15% 15%
15% 15%
15% 15%
100
%
100
% Проверочная работа №1 по математике
4 четверть, 3 класс АООП УО (ИН)
Выявить уровень сформированности ЗУ по теме «Сложение и вычитание круглых десятков, однозначных
и двузначных чисел».
Что проверяет диагностический материал:
1. Знание нумерации, числовой последовательности в пределах 100. Знание мер длины, времени
2. Умение сравнивать числа, величины
3. Умение решать задачи простого и усложнённого характера.
4. Умение складывать и вычитать круглые десятки, однозначные и двузначные числа, числа,
полученные при измерении.
5. Умение назвать, измерять, сравнивать и обозначать геометрические фигуры.
Минимальный уровень: №1 №5 – 55%
Достаточный уровень: № 6 № 9 – 50%
№
Задание
Реши, полученные ответы сравни с 1 дм.
50 см – 30 см = 19 см + 1 см =
18 см : 3 = 30 см + 70 см =
Начерти отрезки, длина которых 1 дм красным карандашом,
больше 1дм синим карандашом, меньше 1 дм зелёным карандашом.
Подпиши длину каждого отрезка.
Реши примеры: 45 + 3 = 45 + 50 = 67 – 5 = 56 – 50 =
50 + (80 – 60) = 100 – (80 – 20) =
20 : (18 – 13) = (14 – 8) × (12 – 9) =
У Саши 60к. Сколько у него не хватает денег до 1 р.? Если Саше
дать 30к., то сколько тогда ему не будет хватать до 1 р.?
Напиши названия месяцев: четвёртого, пятого, восьмого, десятого.
Начерти окружности с радиусом 3 см и 2 см с центром в одной
точке. Закрась круг с меньшим радиусом зелёным цветом.
Окружность обведи красным цветом.
Сравни: 24ч …1сут 12ч … 1 сут 32ч … 1 сут
+ 30 = 70 80 – = 50 100 – 10 = 0
Найди неизвестное число:
□
Чтобы сложить 1 квадрат нужно иметь 4 одинаковые палочки.
Ученик сложил 2 квадрата и у него остались лишними 3 палочки.
□
□
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Стоимость
задания %
Оценка
по факту
%
П М П М
8% 8%
9% 9%
13% 13%
15% 15%
5% 5%
13% 13%
10% 10%
12% 12%
15% 15% Сколько всего палочек было у ученика?
Итого:
100
%
100
%
Проверочная работа №2 по математике
4 четверть, 3 класс АООП УО (ИН)
Выявить уровень сформированности ЗУ по теме «Сложение и вычитание круглых десятков, однозначных
и двузначных чисел».
Что проверяет диагностический материал:
1. Знание нумерации, числовой последовательности в пределах 100. Знание мер длины, времени
2. Умение сравнивать числа, величины
3. Умение решать задачи простого и усложнённого характера.
4. Умение складывать и вычитать двузначные числа, числа, полученные при измерении.
5. Умение назвать, измерять, сравнивать и обозначать геометрические фигуры.
Минимальный уровень: №1 №5 – 55%
Достаточный уровень: № 6 № 9 – 50%
№
Задание
1
2
3
4
5
6
7
8
Реши, полученные ответы сравни с 50.
34 + 25 = 79 28 = 96 + 4 = 80 – (35 24) =
46 + 4 = 35 + 65 = 34 + 26 = 67 – 42 + 25 =
2.Сравните числа. Поставь знак >, = или <.
38 … 84 98 … 99
Коле было поручено изготовить 20 корабликов. Но он ошибся и
изготовил 18 корабликов. Сколько корабликов не изготовил Коля?
Найди неизвестное число:
+ 35 = 75 85 – = 50 35 + 55 + = 100
□
□
□
Сделай большее число равным меньшему
55 и 40
Образец: 38 > 30, 38 – 8 = 30
По примеру на сложение составь два примера на вычитание:
44 + 15 =
Образец: 22 + 78 = 100 100 – 22 = 78 100 – 78 = 22
Вставь пропущенный знак действия.
12 … 6 = 6 6 … 6 = 1 8 … 10 = 80
Напиши числа, которые на 2 десятка больше 47
Напиши числа, которые на 3 десятка меньше 99.
Стоимость
задания %
Оценка
по факту
%
П М П М
10% 10%
5% 5%
15% 15%
20% 20%
15% 15%
10% 10%
10% 10%
15% 15% Итого:
100
%
100
%
Проверочная работа №3 по математике
4 четверть, 3 класс АООП УО (ИН)
Выявить уровень сформированности ЗУ по теме «Сложение и вычитание круглых десятков, однозначных
и двузначных чисел».
Что проверяет диагностический материал:
1. Знание нумерации, числовой последовательности в пределах 100. Знание мер длины, времени
2. Умение сравнивать числа, величины
3. Умение решать задачи простого и усложнённого характера.
4. Умение складывать и вычитать двузначные числа, числа, полученные при измерении.
5. Умение назвать, измерять, сравнивать и обозначать геометрические фигуры.
Минимальный уровень: №1 №6 – 53%
Достаточный уровень: № 6 № 9 – 50%
№
Задание
1 Сравни числа. Поставь знак >, = или <.
65 к … 1 р. 100 р … 100 к 46 см … 46 м
80 см … 1 дм 1 дм … 1м 7 дм … 70 см
Реши, полученные ответы сравни с 1 дм.
36см 30см = 7 см + 5 см =
Реши, полученные ответы сравни с 1 м.
36 дм 30дм = 70 см + 30 см =
Реши, полученные ответы сравни с 1 ч.
93 мин 30мин = 37 мин + 23 мин =
Реши примеры: 36 + 40 (97 – 72) : 5
42 +18 (61 – 41) : 4
90 – 47 3 × (56 – 50)
Задача. За несколько коробок заплатили 20 рублей. Коробка
стоит 4 рубля. Сколько было куплено коробок?
Начерти два пересекающихся отрезка длиной 5см и 8см.
Реши примеры:
2
3
4
5
6
7
8
Стоимость
задания %
Оценка
по факту
%
П М П М
10% 10%
8% 8%
8% 8%
8% 8%
9% 6%
10% 10%
10% 10%
12% 15% 1 ч – 45 мин = 1 сут – 4 мес = 1 год – 10 мес =
1 р – 55 к. = 1 дм – 2 см = 1 м – 4 дм =
Найди неизвестное число:
Напиши число, которое в 2 раза больше 10
Напиши числа, которые в 2 раза меньше 10
× 4 > 16 : 2 16 : 4 = 4 ×
□
□
9
10
Итого:
15% 15%
10% 10%
100
%
100
%
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
К КОНТРОЛЬНОИЗМЕРИТЕЛЬНОМУ
МАТЕРИАЛУ
ПО МАТЕМАТИКЕ Компоненты сложения, вычитания, умножения и деления.
Первое слагаемое
Второе слагаемое
Уменьшаемое
7
7
Первый множитель Второй множитель
Вычитаемое
5
5
4
2
Делимое
Делитель
8
2
Увеличение и уменьшение чисел.
сумма сумма
Произведение × •
Сумма +
7 + 5 = 12
Разность
7 – 5 = 2
разность разность
4 × 2 = 8
произведение
произведение
Частное :
8 : 2 = 4
частное частное Число Увеличить
Уменьшить
Увеличить
Уменьшить
на 2
на 2
в 2 раза
в 2 раза
8
8 + 2 = 10
8 – 2 = 6
8 × 2 = 16
8 : 2 = 4
Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Повторяют алгоритм нахождения неизвестного компонента. На месте однозначного числа могут быть любые числа.
Слагое слагое сумма
2 + = 5
Слагое
= 5 2
Слагое
= 3
Слагое слагое сумма
+ 2 = 5
Слагое
= 5 2
Слагое
= 3
Уменое вычое разность
7 = 3
Вычое
= 7 3
Вычое
= 4
Уменое вычое разность
3 = 5
Уменое
= 5 + 3
Уменое
= 8 Разностное и кратное сравнение чисел.
Б – большее число, М – меньшее число.
Кратное
Разностное
сравнение
Числа
сравнение чисел.
Б М
8 и 2
8 – 2 = 6
чисел
Б : М
8 : 2 = 4
2 и 6
6 – 2 = 4
6 : 2 = 3 Решение задач на разностное и кратное сравнение.
Б – большая величина, М – меньшая величина.
Условие задачи
Вопрос
Решение
Ответ
Вывод
Масса арбуза – 8 кг.
Масса дыни 2 кг.
больше,
Во сколько раз масса
арбуза
чем
масса дыни?
Во сколько раз масса
дыни
чем
масса арбуза?
меньше,
8кг : 2 кг = 4
На сколько масса
арбуза
чем
масса дыни?
больше,
8кг 2 кг = 6 кг
арбуза
Масса
больше, чем масса
дыни в 4 раза.
Масса дыни меньше,
чем масса арбуза в 4
раза.
Масса
арбуза
больше, чем масса
дыни на 6 кг.
Б : М
Б М На сколько масса дыни
меньше,
чем масса
арбуза?
Масса дыни меньше,
чем масса арбуза на 6
кг.
Решение задач «Было, израсходовали, осталось»
Было
20кг
20кг
Израсходовали
4кг
?
Решение:
Осталось
?
Решение:
20кг – 4кг = 16кг
16кг 20кг – 16кг = 4кг
4кг
16кг
?
Решение:
16кг + 4кг = 20кг Математические действия при решении задач.
В условии требуется
узнать
На … больше
На … меньше
В … раз(а) больше
В … раз(а) меньше
На сколько больше?
На сколько меньше?
Во сколько раз больше?
Во сколько раз меньше?
Действия
+ складываем
вычитаем
• умножаем
: делим
вычитаем
: делим Всего
+ складываем Соотношения мер
1к.
1 р. = 100к.
1 мм
1 см = 10 мм
1 дм = 10 см
1 дм = 100 мм
1 м = 10 дм
1 м = 100 см
1 г
1 кг = 1 000г
1 ц = 100 кг
1 т = 10 ц
1с
1 мин = 60 с
1 ч = 60 мин
1 сут. = 24 ч
1 нед. = 7 сут.
1 мес. = 28 ( 29, 30, 31 ) сут.
1 год = 12 мес.
1 век = 100 лет
Изображение
Меры.
Меры
Стоимости
копейка
рубль
Длины
миллиметр
сантиметр
дециметр
метр
Массы
грамм
килограмм
центнер
тонна
к.
р.
мм
см
дм
м
г
кг
ц
т
Времени
секунда
минута
час
сутки
неделя
месяц
год
век
с
мин
ч
сут.
нед.
мес.
год
век
Углы.
Название
Острый
угол.
Прямой угол. Тупой угол.
Прямоугольник. Квадрат.
Д – длина, Ш – ширина.
Название
Изображение
Сумма длин сторон
Прямоугол
ьник
Квадрат
Д
боковая
сторона Ш Ш
(Ширина)
Д
основание
(Длина)
Д
боковая
сторона Д Д
(Длина =Ширина)
Д
основание
(Длина)
(Р)
Д + Ш + Д + Ш
Д = Ш
Д + Ш + Д + Ш Геометрические фигуры.
Прямая
Отрезок.
Луч.
В
Круг.
Окружность
А В
• •
АВ прямая
Линия
АВ отрезок
Треугольник
В
А С
Р = АВ+ВС+АС
• А АВ луч
Прямоугольник Квадрат.
Овал.
Угол.
Четырёхугольники
Ломаная.
А С
D
В
АВ+ВС+СД –длина
ломаной Система оценки образовательных достижений по предметам
Оценка
в %
0%
Уровень
сформирова
нности
Отмет
ка
не
сформирован
1
19%
критический
1
1034% тревожный
2
от 35%
до 64%
средний
3
Действия обучающихся по предметным
знаниям
Нет достижений базового уровня. Действие
отсутствует, обучающийся не понимает
его смысла, не включается в процесс
выполнения вместе с учителем.
Низкий уровень достижений. Смысл действия
понимает, но не связывает с конкретной
ситуацией. Выполняет действие по
прямому указанию учителя, требует
оказания помощи, но не включается в
процесс выполнения даже вместе с
учителем.
Пониженный уровень достижений .
Преимущественно выполняет действие
по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его
самостоятельно. Выполняет задание
неверно
Уровень, который демонстрирует освоение
учебных действий с опорной системой знаний в
рамках диапазона выделенных задач. Овладение
базовым уровнем является достаточным для
продолжения обучения на следующей ступени
образования. Способен самостоятельно
выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому
указанию учителя. Выполняет часть
задания неверно.
Характер действий обучающихся
Метапредметные действия обучающихся
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Не сформированы в действиях:
К: доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Р: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
изза парты и т. д.);
П: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
Сформированы на низком уровне:
К:
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Р: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
изза парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
П: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо
родовые отношения предметов;
Сформированы на уровне ниже среднего
К: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Р: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
изза парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
П: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо
родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать
на наглядном материале;
Сформированы на среднем уровне:
К: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большин
ства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Р: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
изза парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
П: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо
родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать
на наглядном материале; от 65%
до 90%
достаточный
4
Повышенный уровень достижения планируемых
результатов. Способен самостоятельно
применять действия, но иногда
допускает ошибки, которые исправляет /
не исправляет по замечанию учителя.
Свыше
91%
успешны
й
5
Высокий уровень достижения планируемых
результатов. Самостоятельно применяет
действие в любой ситуации.
Сформированы на уровне выше среднего
К: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик, ученик ученик, ученик
класс, учителькласс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать
со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое
поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Р: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
изза парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать
ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
П: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо
родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать
на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Сформированы на высоком уровне
К: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик, ученик ученик, ученик
класс, учителькласс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать
со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое
поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Р: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
изза парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать
ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
П: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо
родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать
на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
«Контрольно-измерительный материал по математике для обучающихся по АООП с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС 3 класс»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.