Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)
Оценка 4.7

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Оценка 4.7
Документация +1
docx
русский язык
Взрослым
03.07.2018
Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)
Вниманию предлагается комплект оценочных средств, включающий примерные задания для выполнения зачетной работы. Представлены перечень вопросов для устного ответа, примерные темы рефератов, письменные упражнения, а также критерии оценки каждого вида предложенной работы. Указан пакет экзаменатора с перечнем результатов освоения обучающими компетенций и список рекомендованных источников
КОС ДП РЯ и КР Прикладные аспекты.docx
1.Паспорт комплекта оценочных средств 1. Область применения комплекта оценочных средств Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов  освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Таблица 1 Форма аттестации (в соответствии с учебным планом) Дифференцированн ый зачет Результаты освоения (объекты оценивания) Основные показатели оценки результата и их Вид  контроля критерии ОК 01. Осуществлять речевой  самоконтроль; оценивать  устные и письменные  высказывания с точки зрения  языкового оформления,  эффективности достижения  поставленных  коммуникативных задач. ОК 02. Анализировать  языковые единицы с точки  зрения правильности, точности, уместности их употребления. ОК 03. Проводить  лингвистический анализ  текстов различных  функциональных стилей и  разновидностей языка. ОК 04. Находить необходимую  информацию из различных  источников: учебно­научных  текстов, справочной  литературы, СМИ. ОК 05. Создавать устные и  письменные монологические и  диалогические высказывания  различных типов и жанров  учебно­научной, социально­ культурной и деловой сферах  общения.  ОК 06. Применять и соблюдать в практике речевого общения  основные орфоэпические,  лексические, грамматические  нормы современного русского  литературного языка. ОК 07. Грамотно оформлять  документацию. ОК 08.Пользоваться  справочниками, словарями  русского языка ОК 09. Использовать  профессиональную лексику. Умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать  устные и письменные  высказывания с точки зрения  языкового оформления,  эффективности достижения  поставленных  коммуникативных задач. Умение  анализировать языковые   единицы   с   точки   зрения правильности, точности,   уместности   их употребления. Умение проводить  лингвистический анализ  текстов различных  функциональных стилей и  разновидностей языка. Умение находить  необходимую информацию из  различных источников:  учебно­научных текстов,  справочной литературы, СМИ. Умение создавать устные и  письменные монологические и диалогические высказывания  различных типов и жанров  учебно­научной, социально­ культурной и деловой сферах  общения. и Умение   соблюдать   практике речевого   общения   основные орфоэпические,   лексические, нормы грамматические современного русского литературного языка. Умение   грамотно   оформлять документацию. Умение справочниками, русского языка Умение профессиональную лексику. пользоваться   словарями использовать применять   в           Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Тестирование Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2. Комплект оценочных средств 2.1. Задания для проведения зачета Дифференцированный зачет проводится в смешанной форме. Комплект оценочных средств состоит из двух частей. 1 часть представляет перечень вопросов ­ используется для оценки уровня освоения дисциплины «Русский язык и культура речи», 2 часть – практические задания или защиту подготовленного реферата по предложенной теме, которые используются для оценки общих и профессиональных компетенций студентов. Критерии оценки первой части Студентам предлагается устно ответить на один вопрос из перечня (на усмотрение преподавателя). Критерии оценивания: Оценка   «отлично»   ставится,   если   студент   четко   и   ясно   отвечает   на поставленный   вопрос,   соблюдая   правильность   устной   речи,   логичность высказывания, показывая владение обширным словарным запасом.   Оценка   «хорошо»   ставится,   если   студент   допускает   неточность формулировок, 1 – 2 ошибки в построении связного, логичного высказывания.  Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент дал неполный ответ, допустил   до   5   ошибок   в   построении   логичного   высказывания,   в   точности формулировок терминов.   Оценка   «неудовлетворительно»   ставится,   если   студент   не   дал правильного   ответа   на   вопрос,   не   владеет   умением   составлять   четкое, лаконичное,   содержательное   высказывание,   в   речи   допускает   неуместное использование жаргонной лексики, демонстрирует малый словарный запас. Критерии оценки второй части Студентам   предлагается   выполнить   письменное   задание.   Оценивается полнота   ответа,   владение   терминологией,   соблюдение   норм   русского литературного   языка,   наличие   примеров,   иллюстрирующих   теоретические выкладки,   четкость,   логичность,   лаконичность   высказывания   (при   оценке можно использовать критерии оценивания, приведенные выше). Критерии оценки реферата Требования к оформлению: 1) Шрифт   –   обычный,   Times   New   Roman,   кегль   14   pt;   заголовки   – жирный, прописные буквы; Интервал: до абзаца – 0 пт, 2)                   после абзаца – 0 пт,                   межстрочный – 1,5; 3) 4) 5) 6) Абзац – отступ первой строки 1 см; Поля – 2 см. Выравнивание – по ширине; На   титульном   листе   указывается   наименование   учреждения,   тема (без   кавычек   и   точки   в   конце),   учебная   дисциплина,   исполнитель   работы, проверяющий, место и год написания. Страница не нумеруется. 7) В   содержании   прописывается   введение,   глава   (главы),   параграфы глав (если есть),  заключение,  список использованной литературы  с указанием номера страницы. Страница самого содержания не нумеруется. 8) Список   использованной   литературы   выстраивается   в   алфавитном порядке,   указывается   автор   книги/статьи,   название,   место,   год   издания, количество страниц. Для статьи: указывается издание, год, номер, страницы. Образец:  Кузнецов Ф.Ф. «Тихий Дон»: Судьба и правда великого романа. М., 2005. 387 с. Красноштанов С.И. Партизанские песни Г.Я. Отрепьева // Дальний Восток. 1968. № 1. С. 37 – 56. Нумерация начинается с 3 страницы (введения). 9) 10) Объем работы – 15 – 25 стр. (без учета титула, содержания, списка литературы). Изложенное   понимание   реферата   как   целостного   авторского   текста определяет   критерии   его   оценки:   новизна   текста;   обоснованность   выбора источника;   степень   раскрытия   сущности   вопроса;   соблюдения   требований   к оформлению. Новизна текста:  а) актуальность темы исследования;  б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового   аспекта   известной   проблемы   в   установлении   новых   связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);  в)   умение   работать   с   исследованиями,   критической   литературой, систематизировать и структурировать материал;  г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт. Степень раскрытия сущности вопроса:  а) соответствие плана теме реферата;  б) соответствие содержания теме и плану реферата;  в) полнота и глубина знаний по теме;  г) обоснованность способов и методов работы с материалом;  е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме). Обоснованность выбора источников:  а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы   по  теме  исследования  (в   т.ч.   журнальные  публикации   последних   лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.). Соблюдение требований к оформлению:  а)   насколько   верно   оформлены   ссылки   на   используемую   литературу, список литературы;  б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;  в) соблюдение требований к объёму реферата. Экзаменатор   выставляет   оценку   после   защиты   реферата.   Для   устного выступления ученику достаточно 10 минут. Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ   различных   точек   зрения   на   рассматриваемую   проблему   и   логично изложена   собственная   позиция,   сформулированы   выводы,   тема   раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала;   отсутствует   логическая   последовательность   в   суждениях;   не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Оценка   3   –   имеются   существенные   отступления   от   требований   к реферированию.   В   частности,   тема   освещена   лишь   частично;   допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод. Оценка   2   –   тема   реферата   не   раскрыта,   обнаруживается   существенное непонимание проблемы. Оценка 1 – реферат не представлен. Условия выполнения задания 1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория. 2. Максимальное время выполнения задания: 40 минут, в т.ч. из них: 1 часть – 5 мин – ответ (20 мин – подготовка к ответу), 2 часть – 15 мин – выполнение письменного задания (реферат выполнен заранее). 2.4. Пакет экзаменатора Результаты освоения Критерии оценки результатов (в соответствии Отметка о  выполнении ОК 01. Осуществлять речевой  самоконтроль; оценивать  устные и письменные  высказывания с точки зрения  языкового оформления,  эффективности достижения  поставленных  коммуникативных задач. ОК 02. Анализировать  языковые единицы с точки  зрения правильности, точности, уместности их употребления. ОК 03. Проводить  лингвистический анализ  текстов различных  функциональных стилей и  разновидностей языка. ОК 04. Находить необходимую  информацию из различных  источников: учебно­научных  текстов, справочной  литературы, СМИ. ОК 05. Создавать устные и  письменные монологические и  диалогические высказывания  различных типов и жанров  учебно­научной, социально­ культурной и деловой сферах  общения.  ОК 06. Применять и соблюдать в практике речевого общения  с разделом 1 «Паспорта комплекта оценочных средств») Умение осуществлять речевой  самоконтроль; оценивать устные и  письменные высказывания с точки  зрения языкового оформления,  эффективности достижения  поставленных коммуникативных  задач. Да/нет     точки   Умение  анализировать   языковые зрения единицы   с правильности, точности, уместности их употребления. Умение проводить лингвистический анализ текстов различных  функциональных стилей и  разновидностей языка. Умение находить необходимую  информацию из различных  источников: учебно­научных  текстов, справочной литературы,  СМИ. Умение создавать устные и  письменные монологические и  диалогические высказывания  различных типов и жанров учебно­ научной, социально­культурной и  деловой сферах общения. Умение   применять   и   соблюдать   в практике   речевого   общения основные орфоэпические,  лексические, грамматические  нормы современного русского  литературного языка. ОК 07. Грамотно оформлять  документацию. ОК 08.Пользоваться  справочниками,  словарями   русского языка ОК 09. Использовать  профессиональную лексику. Решение Члены комиссии: ________________________________ орфоэпические, основные грамматические лексические, нормы   современного   русского литературного языка. Умение   грамотно   оформлять документацию. Умение   справочниками, русского языка Умение   профессиональную лексику. пользоваться словарями   использовать Перечень примерных вопросов для первой части зачета 1. Что   понимается   под   понятием   «культура   речи»?   Назовите   три аспекта культуры речи. В чем они состоят? 2. 3. 4. Каковы коммуникативные качества хорошей речи? Что такое коммуникативная компетенция личности? Как   вы   понимаете   понятие   «речевая   коммуникация»?   Опишите модель речевой коммуникации с опорой на схему коммуникативного акта. 5. 6. 7.  По каким признакам определяются типы речевой коммуникации? Что такое «речевой жанр». Приведите примеры. Определите   понятия   «язык/речь».   Каковы   основные   функции языка/речи? В чем состоит различие между устной и письменной формами речи? Что такое «языковая норма»? Назовите основные типы норм. 8. 9. 10. Как   различаются   нормы   по   степени   обязательности?   Определите понятия   «императивная   (обязательная)»   и   «вариантная»   нормы.   Приведите примеры. 11. Как   различаются   между   собой  речевая   ошибка   и  вариант   нормы. Приведите примеры. 12. Как вы понимаете понятие «речевой этикет»? 13. Назовите   основные   разновидности   национального  языка.  Какие   из них не входят в литературный язык? 14. Определите   понятие   «литературный   язык».   Каковы   признаки литературного языка? 15. Что   такое   «функциональный   стиль»?   Назовите   основные   сферы человеческой деятельности и функциональные стили, которые используются в этих сферах. 16. Назовите   главные   конструктивный   принцип   и   основные   признаки   в)   б)   официально­делового, функциональных   стилей: публицистического, г) художественного, д) разговорного.   а)   научного, 17. Дайте определение понятия «официально­деловой стиль». Назовите основные   разновидности   этого   стиля.   Каковы   основные   черты   официально­ делового стиля? 18. Что такое «деловой документ»? Приведите примеры.  19. Определите   понятие   «реквизит   документа».   Назовите   основные реквизиты служебного документа. 20. Каковы общие правила оформления документов? 21. Что   такое   «бланк   документа»?   Каковы   требования   к   бланкам документов? 22. На какие виды документы делятся по своему содержанию? 23. Назовите основные группы и жанры служебных документов. 24. Дайте   определения   личных   документов:   а)   заявления;   б) доверенности; в) расписки; г) объяснительной записки. Каковы основные правила оформления личных документов? 25. Дайте   определение   понятия   «научный   стиль».   Каковы стилистические черты научной речи? 26. Назовите методы логической организации научного текста. 27. Опишите   композицию   а)   дедуктивного   и   б)   индуктивного рассуждения. 28. Назовите   подстили   научной   речи   и   их   особенности.   Определите жанры текстов, характерных для разных подстилей научной речи. 29. Каковы приемы компрессии информации в научном тексте? 30. Назовите вторичные жанры научной речи. Что представляет собой текст­источник? 31. Опишите   правила   составления   вторичных   научных   текстов:   а) аннотации; б) реферата; в) рецензии. 32. Определите   правила   оформления   библиографии.   Опишите особенности  библиографического  описания  а)   книги,  б)  статьи  в  журнале;   в) диссертации. 33. Каковы основные правила оформления цитат? Примерные задания для второй части зачета 1. Выпишите   обороты,  подтверждающие   публицистичность   речи.  Напишите высказывание в научном стиле речи. Слеза слезе ­ рознь. Женщины плачут не только чаще мужчин, но их слезы на полградуса теплее скупых мужских. О слезах, вызванных соринкой, попавшей в глаз, или при чистке лука, мы говорить не будем. А вот об эмоциональных… в них, оказывается,  немало белка.  В слезах, вызванных  горем,  печалью,  ученые обнаружили успокаивающие вещества. Слезы ­ это защитная реакция организма на   стресс.   Со   слезами   выводятся   из   организма   токсичные   вещества,   что образуются под воздействием нервного напряжения, депрессии (из газеты). 2. Что значат образные выражения? В тексте какого стиля речи можно их употребить? Буриданов осел Гордиев узел Объятия Морфея 3. Отметьте   обороты   речи,   типичные   для   этого   стиля   речи.   Исправьте речевые ошибки. Государство Древний Рим, разросшееся из небольшой территории города Рима, основанного около 754 ­753 года до нашей эры. Официальным языком этого государства был латинский язык, первоначальными древними носителями которого   являлись   латины   племя,   населявшее   лаций   ­   небольшую   область   в центральной части Аппенинского полуострова. Рим превратился в крупнейшую среднеземноморскую державу. (Чернявский М.Н.) 4. Определите стиль каждого текста. Отметьте его лексическое своеобразие. А) Стоя на сей горе, видишь на правой стороне всю Москву, сию ужасную громаду   домов   и   церквей,   которая   представляется   глазам   в   образе величественного   амфитеатра:   великолепная   картина,   особливо,   когда   на   нее светит солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся. В густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. (Карамзин Н.М.). Б) Только сегодня и только у нас вы можете купить билеты на экскурсию по Москве, с достоинством оцените все прелести столицы нашей Родины, с ее бесчисленными церквями, аллеями и парками. Хотим обратить ваше внимание на Данилов монастырь, посещение которого останется в памяти на всю жизнь. 5. Что положено в основу каламбура? Какие слова имеют особое ударение или произношение? А) Был мужик видных статей Героем статей. (Высоцкий В.С.) Б) А позволь­ко мне да слово вымолвить Третьи суточки да ног не складучи, Я вожу двух русских могучих богатырей…(из былины) 6. Отметьте   в   диалоге   примеры   просторечного   произношения.   Напишите литературный вариант. ­ Да жду своих. Катьку­то, ­ сулились… А зять­то партейный, нуко да коситься начнет. ­ Плюнь! Кому како дело? Нонче нет такого закону… ­ Да закону­то нет, а … И так­то живут неважно, а тут я ишо… ­ Не гневи бога, Кузьмовна, не гневи. У меня вон сколько икон висит. А ты ее в шифонер запятила! ­ Да не ездит никто, оно и дела никому нет. ­ Не все так­то живут. Ко мне люди ездиют, я не одинокая. (Шукшин В.А.) 7. Как различаются по стилю фразеологизмы в предложениях? Подберите к ним синонимы. Баба ­  ума палата. Ну, да что вспоминать,  мертвых с погоста не носят. (Бунин И.А.) Все его многочисленные генералы и советники понимали, что это была пиррова победа. (Толстой Л.Н.) Бабушка… примирительно вздыхала: «Он мужик­то не дурной, нет, только из круга выбился». Саня зажил как кум королю. Задирал стоящего перед ним и в чем­то трепанного с головы до пят, помятого мужика. (Распутин В.) Примерные темы рефератов 1. Деловой этикет: личное и письменное общение. 2. Мастерство публичного выступления. 3. Язык эффективного общения современного человека. 4. Проблемы языковой культуры в современном российском обществе. 5. Способы словесного противоборства. 6. Правила построения ораторской речи. 7. Риторические приемы и изобразительно­выразительные средства языка. 8. Спор и его виды. 9.   Язык   и   стиль   выступлений   известного   оратора   или   политического деятеля. 10.   СМИ   и   культура   речи.   Основные   особенности   разговорного   стиля современного русского языка. 3. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов, дополнительной литературы  Основные источники: 1. Введенская Л.А. Культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов­на­Дону.: Феникс, 2013. – 448 с. 2.Введенская   Л.А.,   Черкасова   М.Н.   Русский   язык   и   культура   речи   / Введенская Л.А. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2011. – 382 с. 3.  Руднев  В.Н.   Русский  язык  и   культура   речи:   учебное  пособие.   –   М.: КНОРУС, 2017. – 254 с. Интернет­ ресурсы: 1. [email protected]; 2. http://www.slovari.gramota.ru; 3. http://www.slovari.ru. 4. www.yamal.org//ook 5.www.stihi­rus.rus/pravila.htm 6. www.philol.msu,ru/rus/galya­1/ Дополнительные источники: 1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов. –  М.: «АТЕМП», 2004. – 944с. 2. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка / И.Л. Резниченко. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2008. –  944 с. 3.   Розенталь   Д.Э.   Справочник   по   орфографии   и   пунктуации.   /   Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис­пресс, 2008. – 832 с. 4. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Московик. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 816 с. 5. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи / Н.В. Соловьев. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 847 с. 6. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2006. – 350с.

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Русский язык и культура речи" (2 курс специальности ДПИ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2018