Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История
Оценка 4.9

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
история
Взрослым
06.01.2017
Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История
В соответствии с ФГОС СПО КОС является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения студентами ППКРС СПО. Паспорт КОС имеет содержательные связи общих компетенций с их компонентами (знаниями, умениями) в контексте требований к результатам подготовки по программе ОГСЭ.02 История. В паспорте определены виды аттестации для оценки результатов подготовки по дисциплине и формы контроля. В паспорт включены: оценка освоения теоретического и практического курса дисциплины и требования к дифференцированному зачету.
кос по истории тяга 2016-2017.doc
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г.Ртищево (Филиал СамГУПС в г.Ртищево) Утверждаю Зам. директора по УР ____________  «____»___________ 20___ г. Комплект  контрольно­оценочных средств  по учебной дисциплине  ОГСЭ. 02. История основной профессиональной образовательной программы по специальностям   23.02.06   Техническая   эксплуатация   подвижного состава железных дорог (Уровень подготовки для специальности СПО) Ртищево, 2016 г. Комплект контрольно­оценочных средств разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта среднего профессионального  образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация  подвижного состава железных дорог Базовая   подготовка   среднего   профессионального   образования,   программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 История. Одобрено цикловой комиссией общеобразовательных и  социально – экономических дисциплин протокол № _________ от «____» ___________20___ г. Председатель ЦК __________  Согласовано Зам. директора по УПР ____________ /А.Л.Тишунин/ «____»___________ 20___ г. Разработчик:                                                            Н.А.Петухова, преподаватель высшей   квалификационной категории Рецензенты:                                                       Р.В.Давыдова,   преподаватель высшей   квалификационной категории                                                                                    Е.Б.Буравлева, старший кафедры преподаватель «Экономическая МИИТ   теория», Содержание 1. Паспорт комплекта контрольно­оценочных средств. 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке. 3. Оценка освоения учебной дисциплины: 3.1.Формы и методы оценивания. 3.2.Кодификатор оценочных средств. 4. Задания для оценки освоения дисциплины. Паспорт комплекта контрольно­оценочных средств В результате освоения учебной дисциплины История обучающийся должен  обладать предусмотренными ФГОС по специальностям 23.02.06 Техническая  эксплуатация подвижного состава железных дорог (Уровень подготовки для  специальности СПО) следующими знаниями, умениями, которые формируют  профессиональные компетенции, и общими компетенциями: У1 ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; У2 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально – экономических, политических и культурных проблем З 1 основные категории и понятия философии; З 2 роль философии в жизни человека и общества; З 3 основы философского учения о бытии; З 4 сущность процесса познания; З 5 основы научной, философской и религиозной картин мира; З   6   об   условиях   формирования   личности,   свободе   и   ответственности   за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; З   7   о   социальных   и   этических   проблемах,   связанных   с   развитием   и технологий. достижений техники науки,     использованием   …………………………….   и   ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски, и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК   4   Осуществлять,   поиск,   анализ   и   оценку   информации,   необходимой   для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК   5   Использовать   информационно   –   коммуникационные   технологии   для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать   их   работу   с   принятием   на   себя   ответственности   за   результат выполнения  заданий. ОК   8   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать   повышение квалификации. ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. ОК   10   Исполнять   воинскую   обязанность,   в   том   числе   с   применением полученных профессиональных знаний (для юношей).  Формой   аттестации   по   учебной   дисциплине   является   дифференцированный зачет. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке. 1.1. В   результате   аттестации   по   учебной   дисциплине   осуществляется комплексная   проверка   следующих   умений   и   знаний,   а   также   динамика формирования общих компетенций: Результаты  (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки  ОК 1. Понимать сущность и  социальную значимость своей  будущей профессии, проявлять к  ней устойчивый интерес. Демонстрация устойчивого  интереса к будущей  профессии. Проявление  инициативы в аудиторной и  самостоятельной работе. Экспертное наблюдение и  оценка деятельности  обучающегося в процессе  освоения учебной  дисциплины ОК 2. Организовывать  собственную деятельность,  определять методы и способы  выполнения профессиональных  задач, оценивать их  эффективность и качество. Экспертное наблюдение и  оценка деятельности  обучающегося в процессе  освоения учебной  дисциплины и выполнения  самостоятельной  внеаудиторной работы Систематическое  планирование собственной  учебной деятельности и  действие в соответствии с  планом. Структурирование объема  работы и выделение  приоритетов. Грамотное определение  методов и способов  выполнения учебных задач. Осуществление  самоконтроля в процессе  выполнения работы и ее  результатов. Анализ результативности  использованных методов и  способов выполнения  учебных задач. Адекватная реакция на  внешнюю оценку  выполненной работы. ОК 3. Решать проблемы,  оценивать риски и принимать  решения в нестандартных  ситуациях. Признание наличия  проблемы и адекватная  реакция на нее. Выстраивание вариантов  альтернативных действий в  случае возникновения  нестандартных ситуаций. Грамотная оценка ресурсов,  необходимых для  Экспертное наблюдение и  оценка деятельности  обучающегося в процессе  освоения учебной  дисциплины Интерпретация результатов  наблюдений за  деятельностью обучающихся в процессе деловых игр. ОК. 4.Осуществлять поиск,  анализ и оценку информации,  необходимой для постановки и  решения профессиональных  задач, профессионального и  личностного развития. ОК 5. Использовать  информационно­ коммуникационные технологии  для совершенствования  профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и  команде, обеспечивать ее  сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством,  потребителями. выполнения заданий. Расчет возможных рисков и  определение методов и  способов их снижения при  выполнении  профессиональных задач. Нахождение и  использование  разнообразных источников  информации.  Грамотное определение типа и формы необходимой  информации.  Получение нужной  информации и сохранение ее в удобном для работы  формате.  Определение степени  достоверности и  актуальности информации. Извлечение ключевых  фрагментов и основного  содержание из всего массива информации.  Упрощение подачи  информации для ясности  понимания и представления. Грамотное применение  специализированного  программного обеспечения  для сбора, хранения и  обработки информации,  подготовки  самостоятельных работ. Положительная оценка  вклада членов команды в  общекомандную работу. Передача информации, идей  и опыта членам команды. Использование знания  сильных сторон, интересов и качеств, которые  необходимо развивать у  членов команды, для  определения персональных  задач в общекомандной  работе.  Формирование   понимания членами   команды   личной   и Оценка деятельности  обучающегося в процессе  самостоятельной работы.  Экспертная оценка  выполненной домашней  работы. Экспертное наблюдение и  оценка деятельности  обучающегося в процессе  освоения учебной  дисциплины и выполнения  самостоятельной  внеаудиторной работы Интерпретация результатов  наблюдений за  деятельностью обучающихся в процессе деловых и  имитационных игр,  групповой работы. коллективной ответственности. Регулярное представление  обратной связь членам  команды.  Демонстрация навыков  эффективного общения. Грамотная постановка  целей. Точное установление  критериев успеха и оценки  деятельности.  Гибкая адаптация целей к  изменяющимся условиям.  Обеспечение выполнения  поставленных задач. Демонстрация способности  контролировать и  корректировать работу  коллектива. Демонстрация  самостоятельности в  принятии ответственных  решений. Демонстрация  ответственности за принятие решений на себя, если  необходимо продвинуть  дело вперед. Способность к организации  и планированию  самостоятельных занятий и  домашней работы при  изучении учебной  дисциплины. Эффективный поиск  возможностей развития  профессиональных навыков. Разработка, регулярный  анализ и совершенствование  плана личностного развития  и повышения квалификации. Проявление готовности к  освоению новых технологий  в профессиональной  деятельности. ОК 7. Ставить цели,  мотивировать деятельность  подчиненных, организовывать и  контролировать их работу с  принятием на себя  ответственности за результат  выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно  определять задачи  профессионального и  личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно  планировать повышение  квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене  технологий в профессиональной  деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую  Осознанный выбор учетно­ Экспертное наблюдение и  оценка деятельности  обучающегося в процессе  освоения учебной  дисциплины и групповой  работой Экспертное наблюдение и  оценка деятельности  обучающегося в процессе  самостоятельной работы.  Экспертная оценка  выполненной домашней  работы. Экспертное наблюдение и  оценка деятельности  обучающегося в процессе  самостоятельной работы.  Экспертная оценка  выполненной домашней  работы. Интерпретация результатов обязанность, в том числе с  применением полученных  профессиональных знаний (для  юношей). наблюдений за  деятельностью обучающихся в процессе решения  ситуационных задач. военной специальности,  родственной получаемой  профессии (для юношей). Решение ситуационных  задач, требующих  применения  профессиональных знаний. Полнота понимания и  четкость представления о  возможности использования  профессиональных знаний  во время исполнения  воинской обязанности. 2. Оценка освоения учебной дисциплины: 2.1. Формы и методы контроля. Предметом   оценки   служат   умения   и   знания,   предусмотренные   ФГОС   по дисциплине ОГСЭ.04 Основы философии, направленные на формирование общих компетенций. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) Элемент учебной дисциплины Раздел 1. Предмет  философии и ее  история Тема 1.1.   Основные понятия  и предмет  философии Тема 1.2.   Философия  древнего мира и  средневековая  философия Тема 1.3.  Философия  Средневековья Тема 1.4.  Философия  Возрождения и  Нового времени Тема 1.5.  Современная  философия Раздел 2.  Структура и  основные  направления  философии Тема 2.1. Методы  философии и ее  внутреннее  строение Тема 2.2. Учение о  бытии и теория  познания Формы и методы контроля Текущий контроль Рубежный контроль Промежуточная аттестация Форма контроля Проверяемые ОК, У, З Форма контроля Проверяемые ОК, У, З Форма контроля Проверяемые ОК, У, З Устный опрос Самостоятельная работа Устный опрос Отчет по практической  работе Самостоятельная работа Устный опрос Отчет по практической  работе Самостоятельная работа  Устный опрос Отчет по практической  работе Самостоятельная работа Устный опрос Отчет по практической  работе Самостоятельная работа У1, З 1, З2, ОК 1,  ОК 3 У1, З 1, З2, ОК 2, ОК 4, ОК 5 У1, З 1, З2, ОК 3 У1, З 1, З2, ОК 3 У1, З 1, З2, ОК 3, ОК 6, ОК 7 Устный опрос Отчет по практической  работе Самостоятельная работа Устный опрос Отчет по практической  работе У1,   З 3 ОК 3 У1, З 4 ОК 2, ОК 4, ОК 5 Кодификатор оценочных средств Функциональный признак оценочного средства (тип контрольного задания) Устный опрос Практическая работа № n Тестирование Контрольная работа № n Задания для самостоятельной работы ­ реферат; ­ доклад; ­ сообщение; ­ ЭССЕ. Разноуровневые   задачи   и   задания (расчётные, графические) Рабочая тетрадь Проект Деловая игра Кейс­задача Зачёт Дифференцированный зачёт Экзамен Код оценочного средства УО ПР № n Т КР № n СР РЗЗ РТ П ДИ КЗ З ДЗ Э Лист согласования Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год Дополнения   и   изменения   к   комплекту   КОС   на   __________   учебный   год   по дисциплине _____________________. В комплект КОС внесены следующие изменения: ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Дополнения   и   изменения   в   комплекте   КОС   обсуждены   на   заседании   ЦК ______________________________________________________________________ «________» _________________ 20_____ г. (протокол № ______). Председатель ЦК ________________ /_____________/ Задания для оценки освоения дисциплины Темы эссе (рефератов, докладов, сообщений) 1. Философские школы и учения о первоначалах 2. Отличие рационализм и эмпиризма как философских направлений  3. Почему позитивизм как философия науки появился в ХIХ в.? 4. Философская система нашего времени: основные черты 5. Россия в эпоху глобализации. 6. Философия и смысл жизни.  Критерии оценки: • ­   оценка  «отлично»  выставляется   студенту,   если   соблюдены   все Критерии оценки: новизна, оригинальность идеи, подхода; • реалистичность   оценки   существующего   положения дел; • полезность и реалистичность предложенной идеи; • значимость   реализации   данной   идеи,   подхода,   широта охвата; • художественная   выразительность,   яркость,   образность изложения; • грамотность изложения; эссе представлено в срок……………………………….; • ­   оценка  «хорошо»  выставляется   студенту,   если   Критерии   оценки соблюдены частично, эссе представлено в срок.; ­   оценка  «удовлетворительно»  если   Критерии   оценки   соблюдены   частично, эссе представлено несвоевременно; ­   оценка   «неудовлетворительно»   если   Критерии   оценки   не   соблюдены,  эссе представлено несвоевременно. Практические работы Практическая работа № 1…………………………………………………………; Тема: Философия Древнего Китая, Древней Индии: сравнительный аспект.             этики,   и   противник   разных     культур   специфику Цели:   Древней   Индии научиться   сравнивать   философию   Древнего   Китая, осознать народов. стран Теоретические,   справочно­информационные   материалы   по   теме   занятия. 1.   Буддизм   ­   одна   из   трех   мировых   религий   мира,   учение   Гаутамы 2.   Лао­Цзы   –(604г.   до   Р.Х)­   китайский   философ,   основатель   даосизма 3. Мо­Цзы –(480­400г. до Р.Х)­великий китайский ученный, специалист в области социальной Конфуция 4. Конфуций­(552­479г. до Р.Х ) китайский философ ,историк, государственный деятель,   основатель   китайской   государственной   религии   конфуцианство­ философия морали 5. Философская школа­ направление, которое создается учителем и его учениками и   может   и   может   существовать   в   течении   нескольких   поколений. Рекомендации занятию: Для   подготовки   к   занятию   изучите:   Горелов   A.A   “Основы   философии” стр.16­44. М.:   упражнения. 1) аскет. 2) Широко распространено мнение о том, что аскет­ это человек, который может жить в пустыне или в лесу, есть, что придется, одеваться только для того, чтобы прикрыть наготу, годами не с кем не общаться. Как вы думаете достаточно ли перечисленных   качеств   для   полного   понимания   того,   кто   такой   аскет? 3)   В   чем   философский   смысл   легенды   о   принце   Гаутаме? 4)   В   чем   главная   причина   земных   страданий   с   точки   зрения   буддизма   ? 5) Каким образом учение Будды предлагает избавиться от страданий и печалей земной жизни? 6)   Каково   значение   понятий   “янь”   и   “инь”   в   китайской   культуре? 7) культуре? Академия Практические   Раскройте 2010, задачи,     понятий стyдентам   подготовке содержание   Каково   значение   ритуала задания, аскетизм,   в   китайской   по     глава             к     2 Практическая работа №2 Тема:  «Античная   философия.  Философские   школы.   Сократ.   Платон. Аристотель.» Цели  выполнения практических заданий: ˗ ˗ о пределить   значение   античной   философии   в   истории   философской мысли и духовной культуре человека; научится выявлять онтологические и гносеологические проблемы среди других философских проблем; ˗ развивать   навыки   самостоятельной   работы   с   философскими источниками информации, давать им  критическую оценку; ˗ развивать   умение   логично   формулировать,   излагать   и аргументировано отстаивать собственное видение проблемы и способов ее разрешения.   Вариант №1 Задание 1. Ознакомьтесь с оригинальным философским текстом, автором   которого   является   выдающийся   античный   мыслитель Аристотель, и ответьте на вопросы: 1) О какой науке идет речь в данном отрывке? 2) Сформулируйте   главную   онтологическую   проблему,   которая решалась в античной философия? 3) Назовите   гносеологические   корни   философии,   согласно Аристотелю? 4) Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки? Ответ кратко обоснуйте.      «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины… Ибо и   теперь   и   прежде   удивление   побуждает   людей   философствовать,   причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало удивление, а затем   они   задавались   вопросом   о   более   значительном,   например,   о   смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Если таким образом, начали философствовать, чтобы избавится от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремится ради понимания, а не ради какой­нибудь пользы». (Аристотель, «Метафизика») Задание   2.  Ознакомьтесь   с   выдержкой   из  энциклопедического словаря   крылатых   слов   и   выражений  и  ответьте   на   вопросы, используя философскую терминологию: 1) О какой философской проблеме идет речь в данном тексте? 2) Какой   раздел   философии   занимается   изучением   данной проблемы? В мировой литературе в романе «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса (1547—1616) впервые встречается фраза  «Платон мне друг, но истина   дороже».  Первоисточником   являются   слова   древнегреческого философа Платона. В сочинении «Федон» Платон вкладывает в уста своего учителя Сократа такие слова:  «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». Похожая   фраза   есть   и   у   Аристотеля,   который   в   своем   сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее». Задание 3. Раскройте смысл высказывания Гераклита: «Многознание уму не научит». Задание 4. Ознакомьтесь со взглядами современных философов на проблему истины и, используя теоретический материал,  ответьте на вопросы: 1) В чем различие взглядов Платона и Аристотеля с одной стороны и представителей   постпозитивизма   Л.   Лаудана   и   Т.   Куна   с   другой   на проблему истины? 2) К чему должен стремиться настоящий философ или ученый, по Вашему мнению? Аргументируйте свой ответ. Американский   философ   и   методолог   Ларри   Лаудан,   представитель постпозитивистской   философии   науки,   считает,  что   наука   призвана   не объяснять   факты,   а   решать   проблемы.   С   точки   зрения   Лаудана  вопросы истинности   в   науке  обычно   не   волнуют   ученых,   когда   они   определяют, решает ли данная теория ту или иную проблему. При этом сам по себе факт автоматически не становится проблемой: науку интересуют только те факты, для которых она «созрела», и то, что мы считаем проблематичным, зависит от нашего   общего   теоретического   видения   мира.   Американский   философ исходит из того, что никому еще со времен Платона не удалось обосновать достижимость   Истины.   если   научная   рациональность заключается в стремлении к истинному знанию, а «истина» определяется в ее классическом,   то   наука   иррациональна (нерациональна).   В   то   же   время,   Лаудан   отрицает   в   научном   познании   не истинность   как   таковую,   а   ее   значимость   для   ученого,   который   в   своей повседневной   научно­исследовательской   деятельности   руководствуется   критериями, прагматическими     непрагматическом   смысле,   Поэтому, (или   наоборот,   метафизическими) позволяющими ему отбирать и анализировать интересные для него факты и проблемы. По мнению Томаса Куна, известного историка и методолога науки, цель деятельности ученого ­ не истина (этот термин оказывается излишним при описании   научной   деятельности),  а   решение   концептуальных   или инструментальных   «головоломок».   Успех   вознаграждается   признанием соответствующего научного сообщества; мнение людей, не включенных в это сообщество, вообще игнорируется или учитывается в незначительной мере. Поэтому, с одной стороны, научное сообщество крайне консервативно в своих оценках   собственной   рациональности (эта   консервативность   ­   условие единства   и   общности,  с другой стороны,   оно   настроено   почти   всегда   на полное отрицание «иной» рациональности, претендующей на решение тех же «головоломок». Выводы.  Значение   античной   философии   в  истории   философской   мысли заключается в следующем: _________________. Онтологические   и   гносеологические   проблемы   занимают   в   античной философии __________________ место. В результате выполненных заданий я приобрел(а) умения:  самостоятельно извлекать знания из оригинальных философских текстов античных философов: __________________ (перечислить);  анализировать и оценивать философские источники информации;  формулировать собственные суждения;  высказывать   корректной форме.    собственное   мнение   и   аргументировать   его   в Практическая работа № 2 Тема:  «Античная   философия.  Философские   школы.   Сократ.   Платон. Аристотель.» Цели  выполнения практических заданий: определить значение античной философии в истории философской мысли и духовной культуре человека; ˗ научится выявлять онтологические и гносеологические проблемы среди других философских проблем; развивать   навыки   самостоятельной   работы   с   философскими источниками информации, давать им  критическую оценку; развивать   умение   логично   формулировать,   излагать   и аргументировано отстаивать собственное видение проблемы и способов ее разрешения. Вариант №2 Задание 1. Ознакомьтесь с оригинальным философским текстом, автором   которого   является   выдающийся   античный   мыслитель Аристотель, и ответьте на вопросы: 1) К   какому   разделу   философии   можно   отнести   данное высказывание?  2) О каком уровне познания идет речь в высказывании? 3) Определите   гносеологические   корни   философии,  анализируя текст Аристотеля? 4) Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки? Ответ кратко обоснуйте. «Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому ­ влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что­ либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах]». (Аристотель, «Метафизика») Задание   2.  Ознакомьтесь   со   статьей   из   новой   философской энциклопедии   о   Платоне  и  ответьте   на   вопросы,   используя философскую терминологию: 1) О какой философской проблеме идет речь в данном тексте? 2) Какой   раздел   философии   занимается   изучением   данной проблемы? Сердцевина   философии   Платона   –   учение   об   идеях.  Суть   его   кратко   и наглядно   представлена   в   произведении   «Государства»:   «…сама   область умопостигаемого   бытия   делится   на   два   класса   по   степени   реальности: больший класс – подлинно сущее, вечные идеи, постижимые только умом, беспредпосылочно и интуитивно; меньший класс – предмет  предпосылочного знания,   прежде   всего   математических   наук   –   это   числа   и   геометрические объекты.   Присутствие   подлинного   умопостигаемого   сущего   делает возможным   бытие   всех   низших   классов,   существующих   благодаря причастности   высшему.   Наконец,   умопостигаемый   космос   единственная подлинная   реальность,   обладает   бытием   благодаря   наивысшему трансцендентному началу, которое именуется богом, в «Государстве» – идеей блага или Благом как таковым, в «Пармениде» – Единым. Это начало – выше бытия, по ту сторону всего сущего; поэтому оно неизреченно, немыслимо и непознаваемо; но без него никакое бытие невозможно, ибо чтобы быть, всякая вещь   должна   быть   самой   собою,   быть   чем­то   единым   и   одним.   Однако принцип единства, просто единое как таковое, существовать не может, ибо с прибавлением   к   нему   предиката   бытия   оно   станет   уже   двумя,   т.е. множеством. Следовательно, единое – источник всякого бытия, но само по ту сторону   бытия,   и   рассуждение   о   нем   может   быть   лишь   апофатическим, отрицательным». (Платон, «Государство») Задание 3. Раскройте смысл высказывания Демокрита: «Глупым [людям] лучше повиноваться, чем повелевать». Задание 4. Ознакомьтесь со взглядами современных философов на проблему истины и, используя теоретический материал,  ответьте на вопросы: 1) В чем различие взглядов Платона и Аристотеля с одной стороны и представителей   прагматизма   Ч.   Пирса   и   У.   Джемса   с   другой   на проблему истины? 2) К чему должен стремиться настоящий философ или ученый, по Вашему мнению? Аргументируйте свой ответ.  Обвинив всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности,   Чарльз   Пирс   выдвинул   программу   «реконструкции   в философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия   и   познания,   чем   она   считалась   со   времен   Аристотеля,   но   общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных проблемных ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей   в   непрерывно   меняющемся   мире.   Пирс   отождествлял   всю окружающую   человека реальность с   опытом,   несводимым   только   к чувственному   восприятию,   а   понимаемым   как   «всё,   что   переживается   в опыте», т. е. как любое содержание сознания. Согласно   Пирсу,   опыт   никогда   не   дан   нам   изначально как нечто определенное,   но   все   объекты   познания   формируются   нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Пирс рассматривает мышление лишь как средство приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли — не в познании как отражении объективной реальности, a в преодолении сомнения, являющегося помехой   для   действия (Пирс),   в   выборе   средств,   необходимых   для достижения   цели (Джемс) или   для   решения   «проблематичной ситуации» (Дьюи). Идеи, понятия и теории — лишь инструменты, орудия или планы   действия.   Их   значение,   «принципу   Пирса»,   целиком   сводится   к возможным  практическим   последствиям.   Соответственно   «...истина определяется   как  полезность» или   работоспособность   идеи.   Такое определение истины является наиболее характерной и наиболее критикуемой доктриной   Пирса:   успех   абсолютизируется   и   превращается   не   только   в единственный критерий истинности   идей,   но   и   в   само   содержание   понятия истины. Выводы.  Значение   античной   философии   в  истории   философской   мысли заключается в следующем: _________________. Онтологические   и   гносеологические   проблемы   занимают   в   античной философии __________________ место. В результате выполненных заданий я приобрел(а) умения:  самостоятельно извлекать знания из оригинальных философских текстов античных философов: __________________ (перечислить);  анализировать и оценивать философские источники информации;  формулировать собственные суждения;  высказывать   корректной форме.    собственное   мнение   и   аргументировать   его   в Практическая работа № 3 европейской философии»  Тема:  «Основные   отличия   философии   Древнего   Рима   от   средневековой Цели и задачи практической работы: Уметь: ­   ориентироваться   в   наиболее   общих   философских   проблемах   бытия, познания,   ценностей,   свободы   и   смысла   жизни   как   основе   формирования культуры гражданина и будущего специалиста  ­ сравнивать и делать анализ философских учений и отдельных философов на примере средневековой  философии знать: ­ основные категории и понятия философии; ­ основы философского учения о бытии, сущность процесса познания; ­ особенности философских учений Средних веков Краткое содержание занятия:   Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и  реалистов в Средние века. Сравнительная характеристика. Понятия:   «теология»,   «патристика»,   «догматизм»,   «схоластика», «номинализм», «реализм», «трансцендентальное», «теософия» и т.д. Задания студентам: 1) Найти   самостоятельно ( с помощью преподавателя, учебников, словарей) информацию по философам  Средних веков 2) Заполнить  сравнительно­обобщающую таблицу: «Философия Средних веков» 3) Проанализировать и сделать выводы о роли средневековой  философии в жизни современного человечества. Сравнительно­обобщающая таблица Средневековые Место Основные Понят Значен философы направления философии   и расположения, время идеи ия ие Выводы… Контрольные вопросы: 1) Дать определение понятиям: «теология», «патристика», «догматизм», «схоластика», «номинализм», «реализм», «трансцендентальное», «теософия» 2) Определить       и       охарактеризовать       основанные   философские направления и философов средневековья. 3) Проанализировать   значение   средневековой   философии   для современного мира Практическая работа № 4  Тема: Особенности философии эпохи Возрождения и нового времени Цели: Обосновать   отличие   философии   Нового   времени   от   предшествующих этапов развития философской мысли Сравнить   философские   системы   Ф.   Бэкона   и   Р.  Декарта   как   основания эмпиризма и рационализма в теории познания.   3.Сопоставить   дуалистическую   концепцию   бытия   Р.   Декарта   и монистическую – Б. Спинозы. Теоретическая часть 1.Творчество Фрэнсиса Бэкона, сосредоточившего внимание на практике и науке,   интерес   к   которым   стимулировался   быстрым   развитием капиталистического   производства.   Ф.   Бэкон   предпочитал   индуктивный метод. По мнению Гегеля, Бэкон олицетворял собой философию перехода от Возрождения к Новому Времени, Рене Декарт же явился родоначальником философии Нового Времени, центром и исходной точкой которой является размышляющий субъект («Я мыслю, следовательно, существую»).  2. Р. Декарт считал приоритетным дедуктивный метод, начало которого – интеллектуальная   интуиция   (прямое,   непосредственное,   рациональное постижение сути дела), а также уяснить свойственный философии Декарта дуализм   –   противопоставление   материальной   субстанции   и   духовной, главными   атрибутами   которых   являются   соответственно   протяженность   и мышление.   3. Готфрид Лейбниц стремился конкретно перечислить и обосновать те интуиции,   о   которых   писал   Декарт.   Среди   интуитивных   принципов, разработанных Лейбницем:  1. Принцип непротиворечия или тождества.  2. Принцип необходимости достаточного основания. 3.Принцип тождества неразличимых.   4.Принцип   идеальности   монад   и   вытекающий   из   него   принцип предустановленной гармонии 5.Оосновные   положения   субъективно­идеалистического   онтологического учения   Д.  Беркли   и   познавательного   скептицизма   Д.  Юма,   в   основном   не характерные для рационалистического мышления Нового времени.  6   формирование   новых   правовых   идей:   понятия   естественного   права, общественного договора и юридического равенства (Томас Гоббс, Джон Локк; их   преемники,   философы   французского   Просвещения   –   Ж.Ж.   Руссо,Ш. Монтескье и др) Задания к практической работе Вопросы   1.   Что   диктовало   необходимость   переориентирования нововременной философии на гносеологические проблемы?   2.  В  чем   причины   конфликта   эмпиризма   и  рационализма   в  философии Нового   времени?   3.   Каковы   особенности   нововременного   субъективно­ иеалистического сенсуализма?  4. В чем заключалась основная проблематика философии Просвещения?  5. Характерные черты философии Нового времени  6. Особенности понимания Ф. Бэконом науки и ее методов.  7. Суть рационалистического метода Р. Декарта.  8. Правовые идеи Т. Гоббса и Д. Локка.  9. Интуитивные принципы и монадология Г. Лейбница. 10. Субъективно­идеалистическая онтология Д. Беркли и гносеологический скептицизм Д. Юма. 11.   Понимание   природы   человека   и   общества   французскими просветителями. Практическая работа №5 Тема: Немецкая классическая философия ХIХ в.  Цели:       1. Доказательно мотивировать новизну философии И. Канта и ее влияние на последующие философские системы.   2.        Сопоставить   античную   натурфилософию,   неоплатонизм   и шеллингианство, выявить сходства и различие.  3.       Сравнить понимание диалектики Гераклитом, Сократом, Платоном и Гегелем.  Теоретическая часть. По   праву   считается,   что   у   истоков   немецкой   классической   философии стоял   «Кенигсбергский   затворник»   Иммануил   Кант.   По   мнению В.С. Соловьева,   творчество   И.   Канта   дало   такую   же   мощную   «закваску»   для развития гуманитарных знаний, как ранее труды Р. Декарта – для развития естественнонаучных. Т.н. «докритический» период в творчестве Иммануила Канта связан с его интересом к законам естественного мира (в современной физике   Кант   известен   как   один   из   авторов   теории   Канта­Лапласа   об образовании   Солнечной   системы   из   газопылевого   облака).   Перелом   во взглядах Канта наступил в 70­е гг. XVIII в., когда знакомство с работами     Д. Юма пробудило его от «догматического сна». При рассмотрении гносеологии Канта студентам необходимо уяснить логику разделения знания на априорное и апостериорное, подход философа к научным идеализациям, категориальный аппарат Канта. Следует понять специфику понятий трансцендентального и трансцендентного,   отношение   мыслителя   к   пространству   и   времени; охарактеризовать кантовскую «вещь в себе» и сделать вывод о возможности объективного познания с точки зрения Канта, а также объяснить, почему его философскую систему называют «трансцендентальным», или «критическим» идеализмом. При изучении этики Канта следует обратить внимание на менее строгую   логичность   построений   и   объяснить   смысл   категорического императива   (всеобщего   и   необходимого   нравственного   закона):   «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».  Рассматривая   философские   системы   учеников   Канта,   во   многих отношениях   оппонирующих   учителю,   студентам   рекомендуется   обратить внимание   на   то,   что   И.   Фихте,   пытаясь   преодолеть   агностицизм   Канта, противопоставившего трансцендентальный субъект и трансцендентный объект («вещь в себе»), перемещает центр внимания к субъекту, ставя на его место абсолютно самодеятельное и не определенное через вещи, а, наоборот, само определяющее их «Я» (субъективный идеализм), Шеллинг же  отождествляет субъект   и   объект   также   с   целью   преодоления   субъект­объектной  двойственности. Подход Фридриха Шеллинга был детально развит Георгом Гегелем   и   привел   его   к   «абсолютному   идеализму».   Студентам   следует разобраться в природе гегелевских идей, являющихся сутью любых вещей, в т.ч.   и   понятий   (идеи   –   суть   и   объекта,   и   субъекта,   противопоставление которых   в   этом   случае   неправомерно).   Рекомендуется   разобраться   в гегелевской   триаде   «тезис   –   антитезис   –   синтез»:   идеи   изменяются, «самодвижутся»,   переходя   в   свое   иное,   в   другую   идею   (диалектическое отрицание);   тезис   переходит   в   антитезис,   затем   они   сливаются   в   новое единство таким образом, что синтезирующая идея содержит в себе тезис и антитезис как свои моменты. Историю Гегель представлял как развертывание Абсолютной   идеи   сначала   в   природе   (своем   «инобытии»)   и   далее   через субъективный и объективный дух – в Абсолютном духе. Студентам следует также   обратить   внимание   на   содержание   диалектики   Гегеля,   которая понимается им как логика идей, как восхождение от абстрактных идей ко все более   конкретным.   Т.о.,   диалектика   выступает   у   него   как   дедуцирование, выведение   одних   идей   из   других,   причем   идея   содержит   в   себе   свои противоположные   определения,   она   внутренне   противоречива   и   поэтому диалектика   как   движение   идей   по   своей   внутренней   природе   есть противоречие.   Людвиг   Фейербах   не   был   согласен   с   Гегелем   в   том,   что идеальное объективно, он переводил идеальное в голову человека, считая его мыслью или чувством, настаивал, как и всякий материалист, на восхождении от материального к идеальному.   Диалектический   материализм   Карла   Маркса   и   Фридриха   Энгельса   был намного более системно развит, чем антропология Фейербаха. В этом учении было уделено особое внимание конкретно­общественной природе человека и роли практики как критерия истины. Большой заслугой К. Маркса явилось выделение мира социального, ведь до него в фактуальном мире видели только противостояние духовного мира субъекта и природы, Маркс же обнаружил третий   мир,   мир   общественного,   все   аспекты   которого   (правовые, политические,   определяются экономическими   отношениями.   При   изучении   марксистской   философии рекомендуется   обратить   особое   внимание   на   талантливую   критику недостатков капитализма и разработанную в этой связи теорию отчуждения труда.    нравственные   и   др.)   религиозные, Вопросы   к   практической   работе:   1.   Каковы   основные   достижения немецкой   классической   философии?   2.   В   чем   заключается   специфика гносеологии И. Канта? 3. Этические особенности философии И. Канта. 4. Как развивались идеи И. Канта в «наукоучении» И. Фихте? 5. Каковы основные особенности   натурфилософии   Ф.   Шеллинга?   6.   Почему   учение   Г.   Гегеля называют   «панлогизмом»?   7.   В   чем   проявляется   своеобразие   гегелевской диалектики?   8.   Охарактеризуйте   особенности   антропологического материализма Л.Фейербаха. 9. Какие философские идеи оказали значительное влияние   на   формирование   диалектического   материализма?   10.   В   чем заключается   своеобразие   исторического   материализма?   11.   Основные достижения марксистской философии. 12. Исторические судьбы марксизма. 13. Основные идеи философии И. Канта, неокантианство. 14. И. Фихте: новое в   понимании   принципов   философии.   15.   Преодоление   противоположения субъекта и объекта Ф. Шеллингом. 16. Смысл мирового процесса, назначение человека   и   содержание   истории   по   Г.Гегелю.   17.   Диалектический   метод Гегеля.   18.   Понимание   человека   Л.Фейербахом.   19.   Диалектический материализм и его влияние на исторический процесс. Практическая работа № 6 Тема: Основные направления философии ХХ в. Цели:  1 Раскрыть своеобразие гносеологии А. Шопенгауэра. 2. Проанализировать специфику взглядов Ф. Ницше на европейскую культуру и мораль.  3.Обосновать   преемственность   методов   средневековой   и   современной герменевтики.   4.   Произвести   сравнительный   анализ   теорий   К.   Поппера,   научно­ исследовательских программ И. Лакатоса и парадигм Т. Куна.  Вопросы  1. Кто стоял у истоков современной философии?  2.   В   чем   состоит   главное   отличие   классической   европейской   философии   от неклассической?  3. Как раскрывается категория "воля" в философии Шопенгауэра?  4. Можно ли говорить о том, что в понимании Кьеркегора бытие человека можно описать в терминах науки?  5. Перечислите основные направления философии жизни. В чем заключаются особенности каждого из направлений философии жизни?  6. На каком принципе основан позитивизм? Назовите основные этапы развития позитивизма. 7. Назовите основных представителей неопозитивизма.. В чем состоят основные гносеологические принципы неопозитивизма?  8. В чем заключается "лингвистический поворот" в философии?  9 В чем заключается принцип фальсификации, выдвинутый К. Поппером?  10. В чем особенность постпозитивизма?  11. Перечислите ведущие направления современной философии.  12.   Что   означает   термин   "экзистенция"?   В   чем   заключается   главный   призыв экзистенциализма?  13. А. Шопенгауэр как основатель современного европейского иррационализма.  14. Различие светского и религиозного экзистенциализма.  15. Развитие идей позитивизма. 16. Философские идеи структурализма, постструктурализма. 17. Важнейшие аспекты постмодернизма. Практическое занятие № 7 Тема: «Философия экзистенциализма и психоанализа» Цели:   Научиться   определять   особенности   развития   философии экзистенциализма и психоанализа Оборудование:   учебники   «Основы   философии»   А.А.   Горелов,   «Основы философии» В.А. Канке Ход занятия: Проанализировать параграфы учебников «Основы философии» стр 105­134 А.А. Горелов и «Основы философии» стр 158­172 «Основы философии» В.А. Канке. 1. Объясните суть чувствительного познания.  2. Раскройте суть рационального познания  3. Объясните теорию логического познания. 4. Объясните три концепции истины.  5. Дайте определение понятиям Аналитика Герменефтика Постмодернизм Память Интуиция Творчество Сознание Понимание Психосоматика Разум 6. Объясните логику психоанализа.  7. Объясните суть интуиции и интуитивного познания  8. Поясните теорию феноменологии  9. Объясните различая  между чувственным, рациональным  и логическим познаниями  Вывод Практическая работа № 10 Тема: «Философия о глобальных проблемах современности»  Цель: расширение  знаний   по  теме «Философия   о  глобальных  проблемах современности»  Рассматриваемые вопросы 1Понятие и классификация глобальных проблем современности  2Глобальные социально­политические проблемы 3 Глобальные социально­экономические проблемы  4Глобальные социально­экологические проблемы  5Глобальные проблемы Человека 6 Глобальные проблемы и прогнозы на будущее Задание: Подготовить проект по темам  Рекомендации студентам по подготовке к занятию: Для подготовки к занятию изучите: 1. Горелов А. А. Основы философии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений. 9 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. часть 1 гл. 1. Стр 2. Гусев Д. А. Философия. Учебный курс. ­ М.: « Академия», 2009. стр. 5 – 20. Практическое занятие № 11 Тема: Сравнение философии с другими отраслями культуры  Цель: выявить умения студентов делать сравнительный анализ Рассматриваемые вопросы 1. Философия и наука. 2. Соотношение философии и науки как метод понимания смысла и назначения философии. Доказать, что философия является наукой?  3. Философия и религия.  4. Сравнение философии и религии как общественных явлений. 5. Сравнение   философского,   мифологического   и   религиозного мировоззрений.  6. Философия и искусство. 7. Сходство философии и искусства: общее и различие.  Рекомендации студентам по подготовке к занятию: Для подготовки к занятию изучите: 1. Горелов А. А. Основы философии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений. 9 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. часть 1 гл. 1.  2. Гусев Д. А. Философия. Учебный курс. ­ М.: « Академия», 2009. стр. 5 – 20. Рассмотрение презентаций студентов по изучаемой теме Практическое занятие № 12   Тема:   Сопоставление   личности   философа   и   его   философской   системы (любое время)  Цель: выявить умения студентов делать сравнительный анализ Рассматриваемые вопросы 1.Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время) 2. Рассмотрение презентаций студентов по изучаемой теме Для подготовки к занятию изучите: 1. Горелов А. А. Основы философии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений. 9 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. часть 1 гл. 1. Стр 2. Гусев Д. А. Философия. Учебный курс. ­ М.: « Академия», 2009. стр. 5 – 20. Критерии оценки: Оценивание   выполненных   заданий   проводится   дифференцированно,   по пятибалльной   системе.  Оценка  за   ответ   на  каждый  вопрос   выставляется   с учетом:  корректности (правильности) ответов, которая определяется при сравнении их с эталонами правильных ответов:  их логической составляющей;  грамматической и стилистической формы. Каждый ответ оценивается в баллах.  2 балла – ответ полностью совпадает  с эталоном; грамотный с точки   зрения   логической,   грамматической,   орфографической   и стилистической составляющей;  1 балл – ответ содержит как совпадения, так и отклонения от эталона,  имеются нарушения правил логики, грамматики, орфографии.  0 баллов – ответ отсутствует либо не совпадает с эталоном. Критерии оценивания Оценка «5» (отлично) – 100­90% правильных ответов Оценка «4» (хорошо) – 89­75% правильных ответов Оценка «3» (удовлетворительно) – 74­60% правильных ответов Оценка «2» (неудовлетворительно) – менее 60% правильных ответов Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» в г.Ртищево Рассмотрено ЦК: «___»________ 20__ г. Председатель ________ Утверждаю: Зам. директора по уч. работе ________________________ «____»__________ 20__ г. Перечень вопросов к дифференцированному зачёту  по дисциплине ОГСЭ.01 «Основы философии » Для специальностей:  23.02.01 «Организация перевозок и  управление на транспорте» (по видам) 08.02.10 «Строительство железных дорог,  путь и путевое хозяйство» 23.02.06 «Техническая эксплуатация  подвижного состава железных дорог» Разработал:  преподаватель Петухова  Н.А. ПЕРЕЧЕНЬ вопросов к дифференцированному зачёту Вариант 1 1. Какому философу принадлежит следующая трактовка бытия: «бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи;  инобытие идеи – природа; понятие есть истина бытия» а)Плотин б)Гегель в)Платон г)Маркс 2. Что является источником философского знания, согласно Сократу? постоянная духовная неудовлетворенность знание о неизбежности смерти процесс познания мира жизнь человека в обществе 3. Каким историко­философским традициям соответствует следующая  трактовка бытия: «единое под разными именами; ни сущее, ни не­сущее; существовавшее до  мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и  явления» брахманизм элеаты атомисты даосизм 4. Для антропоцентрического мировоззрения характерно положение: весь земной мир и человек в нем – это момент неуклонного движения к Богу человек есть совокупность всех общественных отношений человек живет вещами и существует лишь для космоса физических тел человек есть мыслящая вещь 5. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали: К. Маркс и Ф. Энгельс К. Сен­Симон и Г. Спенсер Ф. Ницше и А. Камю Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров 6. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана  с направлением: реализма рационализма сенсуализма скептицизма 7. Греческое слово «филео» означает любовь: братскую стремление страсть половую 8. В современной философии человек рассматривается как: венец природы раб божий и червь земной космобиопсихоинформационное существо микрокосм общества главная тайна мироздания 9. Отчуждение во взаимоотношениях, человека и общества наступает тогда,  когда: осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм  деятельности, ее плодов и результатов выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы  деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный  способ жизнедеятельности в обществе человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего  в себе природные, социальные и духовные качества происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах,  в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе 10. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в  психике отдельного человека включает: маску тень Аниму/Анимуса архетипы 11. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть  способность: ориентации в обыденной жизни ориентироваться на достижение практических целей и использовать  понятия обыденной жизни по определенным правилам разложения целостных объектов на составные части согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью 12. Что появилось у человека раньше – мышление или язык: они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен одновременно мышление язык 13. В философии «агностицизм» понимается как : сомнение в возможности познания рассмотрение процесса познания полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания рассмотрение объектов познания 14. Философскими учениями о сущности и развитии человеческого общества  не являются: онтология антропология метафизика философия истории социальная философия 15. Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха, ­ ради постижения мира в идеях по естественной склонности души для решения стратегических жизненных задач во имя реализации своей общественной сущности 16. «Будда» в соответствующем религиозно­философском учении – это: просвещенный мудрый просветленный родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни 17. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это  религия и этика: любви государства Абсолюта права 18. Из суждения­посылки «Все люди мыслят» и суждения, обосновывающего  знание, «Я – человек», сделайте умозаключение: все люди похожи на меня животные тоже мыслят я отношусь ко всем людям я мыслю 19. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие: взаимодействия бога и природы мирового исторического процесса сознания производительных сил 20. Общество является предметом исследования такой философской науки,  как: гносеология политология культурология социальная философия 21. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой: необходимость произвол волю знание 22. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является: огонь вода земля дерево 23. Какому философу принадлежит следующее определение бытия «Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство,  истинность» Аврелий Августин Дж. Беркли Фома Аквинский Ж. П. Сартр 24. В современной философии это понимается как высшая ступень  логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски  мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это ­ мышление разум ум рассудок 25. Для Вольтера равенство людей – это, прежде всего, равенство: политическое природное имущественное сословное Вариант 2 1. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию: любовь желание надежду страдание 2. Субъект познания в современной гносеологии – это: мыслительный коллектив реальный ученый или философ технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.) абстрактный индивид 3. Философское рассмотрение религии – это: мировоззрение, основанное на вере в бога вера в бога учение о боге и сверхъестественном единство единоверцев, которое может быть построено в форме духовной  иерархии особый вид духовно­практической деятельности, нацеленный на  постижение высшего, абсолютного 4. В эпоху эллинизма у философов отмечался повышенный интерес к: медицине математике астрономии астрологии 5. Какому философу принадлежит следующее определение бытия «Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия» Ж. П. Сартр Дж. Беркли Фома Аквинский Аврелий Августин 6. Познание в современной философии преимущественно рассматривается  как: объективная реальность, данная в сознании действующего человека способности, умения, навыки в определенной области деятельности обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний значимая информация в аспекте деятельности 7. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных  практических и познавательных проблем – это: метод механизм методология методика 8. Этот философ считал, что благоразумие дороже самой философии: Пиррон Эпикур Диоген Клеанф 9. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической  картины мира, следующие: теория бессознательного создание гелиоцентрической системы мира теория происхождения человека от обезьяноподобного предка теория тепловой смерти Вселенной открытие клетки 10. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и  ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в  философии понимается как: отчуждение произвол предопределение фатум (рок) 11. В. С. Соловьев писал, что в платонизме это «соединяет в себе идеальную  природу с чувственною»: эрос хора философия эйдос 12. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер,  привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, – это: индивидуальность личность индивид субъект 13. Согласно концепции М. Вебера, общество – это: понимающее «бытие­в­мире» система социальных действий и их смыслов жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания свободный практический и творческий выбор 14. Рассмотрение внешних отличительных особенностей человеческого  существа в философии включается в понятие: индивидуальность личность субъект человек объект 15. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом: математики истории естественных наук религии 16. Философские направления, которые можно назвать атеистическими: постмодернизм марксизм философия жизни французский экзистенциализм первый позитивизм 17. В философии миф – это: фантастический рассказ, предание целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и  явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике специфическое образное синкретическое мировоззрение сказка, выдумка, заведомый обман мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное 18. «Бессознательное» в современной философии – это: явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но  влияют на его поведение нечто, присущее только отдельному человеку все, что не осознается человеком рефлекторные процессы в организме человека 19. Исторический период развития схоластики: I­IV вв. VIII­XVI вв. IV­Хвв. IX­XV вв. 20. Самосознание человека – это: осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры  человечества результат рефлексии, размышления личности о себе самой осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми духовное зеркало для самоизучения и самолюбования 21. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль  отведена: нации науке государству экономике 22. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия  рассматривает сознание как: часть психики, подчиняющуюся принципу реальности субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей высшую функцию мозга, связанную с речью 23. В развитии философии нет: преемственности научных достижений ценностной составляющей устаревших идей 24. Какому философу принадлежит следующее определение бытия «Бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает;  при этом он осужден быть свободным» Ж. П. Сартр Дж. Беркли Аврелий Августин Фома Аквинский 25. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений,  верований человека, определяющих, выбор определенной жизненной позиции,  отношение к миру и другим людям, – это: мировосприятие мироощущение мировоззрение миропонимание Вариант 3 1. «Учителями мудрости» в Древней Греции называли … Софистов Элеатов Стоиков 2. Эпоха возникновения философского мировоззрения: Античность Средневековье Возрождение Просвещение 3. Соответствие, которое позволяет охарактеризовать проблематику  основных разделов философского знания: Онтологи – учение о бытии Гносеология ­  учение о познании социальная философия – учение об обществе философская антропология 4. Автором философско­политического трактата «Государство» является … Платон Демокрит Зенон Аристотель 5. Исторические типы мировоззрения: Религиозное Экзистенциальное Атеистическое Мифологическое Гносеологическое Философское 6. … – это господствующий тип средневековой теологической философии Герменевтика Диалектика Схоластика 7. Высказывание: «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он  находится, ни в том месте, где его нет» принадлежит … Гераклиту Демокриту Платону Зенону 8. Соответствие основных учений древнегреческой философии и их  представителей: стихийная диалектика – Гераклит атомизм – Демокрит этический рационализм – Сократ учение о мире идей ­  Платон 9. Доминиканский монах, по имени которого называется одно из  господствующих направлений католической Церкви, автор пяти  доказательств существования Бога и теории двух истин – … Августин Блаженный Фома Аквинский Ансельм Кентерберийский Пьер Абеляр 10. Последовательность этапов развития древнегреческой философии: 1) Милетская школа 2) Элейская школа 3) Софисты 4) Платонизм 5) Стоицизм 11. Общие понятия в средневековой теологической философии назывались … Категории Универсалии Умозаключения 12. Соответствие типов государств, по Платону: монархия – справедливая власть одного человека тирания ­ несправедливая власть одного человека аристократия – справедливая власть меньшинства олигархия – несправедливая власть меньшинства тимократия – несправедливая власть честолюбцев военных, армии демократия – несправедливая власть большинства, бедняков, восставших  против богачей 13. Знаменитое изречение «Я мыслю, – следовательно, я существую» (Cogito  ergo sum) принадлежит: Декарту Бэкону Канту Гегелю 14. Философ, обосновавший принцип материалистического сенсуализма: Гоббс Спиноза Локк Шеллинг 15. Характерные черты философской мысли эпохи Возрождения: антисхоластический характер теоцентризм пантеизм агностицизм схоластический характер 16. Вопросы методологии научного познания становятся центральными в  эпоху… Античности Средневековья Возрождения Нового времени 17. Философ, выступивший против вульгарного материализма Фейербах Гегель Шеллинг Маркс 18. Соответствие между мыслителями и их философско­мировоззреческими  позициями: Кант – объективный идеализм Гегель – дуализм Фихте – метафизический материализм Фейербах – субъективный идеализм 19. Представители утопического социализма эпохи Возрождения: Мюнцер Т.  Леонардо да Винчи Кузанский Н. Мор Т. Кеплер И. Кампанелла Т. 20. Мыслитель, являющийся основоположником немецкой классической  философии: Фихте Шеллинг Кант Гегель Фейербах 21. Яркий представитель скептицизма и агностицизма 18 в.: Лейбниц Юм Фихте Ломоносов 22. Основоположниками двух направлений в гносеологии Нового времени:  эмпиризма и рационализма являются: Бэкон Ф. Спиноза Б. Гоббс Т. Декарт Р. Локк Дж. 23. Автором знаменитого социально­философского трактата «Город Солнца»  является: Кампанелла Т. Мор Т. Мюнцер Т. Кеплер И. 24. Идея философии Возрождения, которая в первую очередь делала акцент  на человека как центр мироздания гуманизм христианская идея антропоцентризм эстетическое понимание действительности антисхоластика 25. Философ, разработавший диалектический метод на идеалистической основе Маркс Фейербах Гегель Шеллинг Критерии оценки: ­ оценка «отлично» выставляется студенту, если допущена 0­1 ошибка; ­ оценка «хорошо» , если допущено 2­6 ошибок; ­ оценка «удовлетворительно» , если допущено 7­12 ошибок; ­ оценка «неудовлетворительно» , если допущено более 12 ошибок.

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История

Контрольно-оценочные средства по ОГСЭ.02 История
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017