Контрольно-оценочный материал по курсу «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» (10 класс)
Оценка 4.6

Контрольно-оценочный материал по курсу «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» (10 класс)

Оценка 4.6
Контроль знаний
pdf
география
10 кл
05.02.2017
Контрольно-оценочный материал по курсу «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» (10 класс)
Данная разработка представляет собой итоговую контрольную работу за курс «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для обучающихся 10 класса. Контрольная работа включат в себя следующие темы предметного содержания: - Современная политическая карта мира; - География население мира; - НТР и мировое хозяйство; - География отраслей мирового хозяйства; Содержание контрольной работы определяется рабочей программой по учебному предмету «география», содержанием учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Максаковского В.П. «География. Экономическая и социальная география мира». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011 г. Данная контрольная работа является экзаменационной (переводной) по курсу «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира». На выполнение контрольной работы отводится 60 минут. Работа выполняется без использования карт. Контрольная работа состоит из 25 заданий, которые разделены на 3 части: - часть А включает 14 заданий базового уровня. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный; - часть В включает 7 заданий с дополнением в свободной форме или кратким односложным ответом. Из них 5 заданий базового уровня и 2 задания повышенного уровня. - часть С содержит 4 задания повышенного уровня, которые требуют свободного, развернутого ответа.
Контрольная работа по курсу_Социально_экономическая географии мира_10 класс.pdf

 

Контрольно-оценочный материал по курсу «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» (10 класс)

 

 

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для

проведения итоговой контрольной работы по географии в 10 классе по теме:

«Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира»

 

Предмет: «география» 10 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Максаковского В.П.  «География. Экономическая и социальная география мира». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011 г. Вид контроля: итоговый 

 

1.    Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на экзаменационной работе

 

Код

Описание элементов предметного содержания

1.1

Раздел «Современная политическая карта мира»

1.1.1

Типология стран

1.1.2

Международные отношения

1.1.3

Политическая география и геополитика

1.2

Раздел «География население мира»

1.2.1

Численность и воспроизводство населения мира

1.2.2

Возрастной состав населения мира

1.2.3

Демографическая политика

1.2.4

Размещение и миграции населения мира

1.2.5

Городское и сельское население.

1.3

Раздел «НТР и мировое хозяйство»

1.3.1

Характерные черты и составные части НТР

1.3.2

Международное географическое разделение труда

1.3.3

Международная и экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки

1.3.4

Интернационализация хозяйственной жизни: роль ТНК

1.4

Раздел «География отраслей мирового хозяйства»

1.4.1

Топливно-энергетический комплекс мира

1.4.2

Электроэнергетика мира

1.4.3

Металлургический комплекс мира 

1.4.4

Машиностроение мира

1.4.5

Легкая промышленность мира

1.4.6

Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира

1.4.7

Структура и география мирового транспорта

1.4.8

Сельское хозяйство мира

1.4.9

Всемирные экономические отношения

 

 

 

 

 

2.    Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе

 

Код

Описание элементов метапредметного содержания

2.1

Умение определять понятия, выявлять отличия (познавательное УУД) 

2.2

Умение анализировать, соотнести и сопоставить (познавательное УУД)

2.3

Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД)

2.4

Умение строить предположения, логические рассуждения, умозаключения и делать выводы (познавательное УУД)

2.5

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативное УУД)

2.6

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД)

2.7

Умение адекватной оценки своих возможностей самостоятельной деятельности (регулятивное УУД)

 

3.    Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

 

Код

Описание требований к уровню подготовки обучающихся

3.1

Раздел «Современная политическая карта мира»

3.1.1

Определять регион мира, государство по описанию

3.1.2

Знать типологию стран по социально-экономическому развитию

3.1.2.1

Использовать элементы сравнительного анализа при характеристике стран, различающихся по социально-экономическому развитию

3.2

Раздел «География население мира»

3.2.1

Объяснять значение понятий «Депопуляция», «Демографическая политика»

3.2.2

Знать типы воспроизводства населения мира 

3.2.3

Знать о возрастном составе населения мира

3.2.4

Знать ареалы повышенной и пониженной плотности населения мира

3.2.5

Знать существенные признаки понятия «Урбанизация»

3.2.5.1

Знать высокоурбанизированные регионы мира

3.2.5.2

Знать общие черты характерные для урбанизации

3.2.6

Знать виды миграции и их географию

3.2.6.1

Знать три главных центра притяжения трудовых ресурсов

3.2.7

Устанавливать соответствие между географическими особенностями населения и странами мира

3.3.

Раздел «НТР и мировое хозяйство»

3.3.1

Объяснять значение понятий и знать расшифровку аббревиатуры «Международное географическое разделение труда», «Международная экономическая интеграция», «Транснациональная корпорация» (ТНК), АСЕАН, ОПЕК, МАГАТЭ, ЕС

3.3.2

Знать региональные и отраслевые группировки стран

3.3.3

Знать новейшие отрасли мировой промышленности, возникшим в эпоху НТР

3.4

Раздел «География отраслей мирового хозяйства»

3.4.1

Знать географию размещение основных отраслей мирового хозяйства и отрасли международной специализации регионов мира

3.4.1.1

Знать ведущие регионы и страны по добыче нефти и природного газа

3.4.1.2

Знать ведущие регионы и страны по добыче железной руды

3.4.1.3

Знать ведущие регионы и страны по выплавке стали

3.4.1.4

Знать регионы и страны с высоким уровнем развития машиностроения

3.4.1.5

Знать ведущие регионы и страны по производству электроэнергии

3.4.1.6

Знать ведущие регионы и страны по запасам древесины

3.4.1.7

Знать ведущие регионы и страны по производству зерновых и волокнистых культур

3.4.1.8

Знать ведущие регионы и страны по развитию мясошерстного животноводства

3.4.1.9

Знать географические различия в мировой транспортной системе

3.4.1.10

Знать крупные мировые морские порты

3.4.1.11

Знать ведущие регионы и страны по добыче и выплавке руд тяжелых цветных металлов

3.4.2

Знать виды сельскохозяйственных культур

3.4.3

Устанавливать и объяснять причинно-следственные связи разведения крупного рогатого скота различного направления в разных регионах мира.

3.4.4

Объяснять причины увеличения или уменьшения темпов развития отраслей хозяйства в странах различного типа

3.4.5

Объяснять причины увеличения или уменьшения роли тех или иных факторов в размещении отраслей промышленности

3.4.6

Знать главные международные грузопотоки нефти и природного газа

3.4.7

Объяснять роль различного вида транспорта в транспортной системе мира

3.4.8

Объяснять причины преобладания в странах различного типа производства сырья и готовой продукции в разных отраслях промышленности

3.4.9

Устанавливать и объяснять причинно-следственные связи возникновения «зеленой революции» 

3.4.10

Устанавливать и объяснять причинно-следственные связи пути транспортировки нефти из стран Ближнего Востока

3.4.11

Знать структуру выработки электроэнергии

3.4.12

Знать формы внешнеэкономических связей

 

Спецификация КИМ

 

Вид контрольной работы: итоговый

Назначение контрольной работы: оценить уровень подготовки учащихся 10 класса по курсу «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» Содержание контрольной работы определяется рабочей программой по учебному предмету «география», содержанием учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Максаковского В.П.  «География. Экономическая и социальная география мира». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011г.

Общая характеристика содержания и структуры работы

Данная контрольная работа является экзаменационной (переводной) по курсу «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира». На выполнение контрольной работы отводится 60 минут. Работа выполняется без использования карт. Контрольная работа состоит из 25 заданий, которые разделены на 3 части.

 Часть А включает 14 заданий базового уровня. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный.

 Часть В включает 7 заданий с дополнением в свободной форме или кратким односложным ответом. Из них 5 заданий базового уровня и 2 задания повышенного уровня.

 Часть С содержит 4 задания повышенного уровня, которые требуют свободного, развернутого ответа.

 

Распределение заданий по основным содержательным блокам между частями контрольной работы

 

Разделы курса экономической и социальной географии мира. Часть 1

Часть А

Часть В

Часть С

География населения мира

5

3

-

НТР и мировое хозяйство

1

2

-

Международные организации

2

1

-

Современная политическая карта мира

-

2

1

Топливная промышленность мира

5

-

1

Электроэнергетика мира

3

1

-

Металлургический комплекс мира

2

1

1

Машиностроение мира

1

-

1

Химико-лесной комплекс мира

2

-

-

Агропромышленный комплекс мира

2

2

3

География транспорта

4

1

2

 

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метопредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения 

 

задания

Уровень

Коды проверяемых элементов

Коды проверяемых

элементов

метапредметного содержания

Коды проверяемых

требований

к

уровню подготовки

Тип задания

Примерное время

выполнения задания

А1 

(1 вар.)

Базовый

1.2.5

2.2

2.3

3.2.5.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

А1 

(2 вар.)

Базовый

1.2.1

1.2.5

2.2.

2.3

3.2.2

3.2.3

3.2.4

3.2.5.1

Тест с выбором ответа

2  мин.

А2

(1 вар.)

Базовый

1.3.3

2.1

3.3.2

Тест с выбором ответа

2 мин.

А2 

(2 вар.)

Базовый

1.4.7

2.1

3.4.1.9

Тест с выбором ответа

2 мин.

А3

(1 вар.)

Базовый

1.3.1

2.1

3.3.3

Тест с выбором ответа

2 мин.

А3 

(2 вар.)

Базовый

1.2.4

2.2

2.3

3.2.4

Тест с выбором ответа

2 мин.

А4

(1 вар.)

Базовый

1.2.2

2.2

2.3

3.2.3

Тест с выбором ответа

2 мин.

А4 

(2 вар.)

Базовый

1.4.7

2.2

2.3

3.4.1.9

 

Тест с выбором ответа

2 мин.

А5

(1 вар.)

Базовый

1.4.7

2.2

2.3

3.4.1.9

Тест с выбором ответа

2 мин.

А5 

(2 вар.)

Базовый

1.3.3

2.1

3.3.1

Тест с выбором ответа

2 мин.


 

 

Татаринцева И.В., методист ИМЦ отдела образования администрации городского округа город Буй

 

А6

(1 вар.)

Базовый

1.4.1 

2.1

3.4.1.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

А6 

(2 вар.)

Базовый

1.4.2

2.2

2.3

3.4.1.5

Тест с выбором ответа

2 мин.

А7

(1 вар.)

Базовый

1.4.1

2.1

3.4.1.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

А7 

(2 вар.)

Базовый

1.4.1

2.2

2.3

3.4.6

Тест с выбором ответа

2 мин.

А8

(1 вариант)

Базовый

1.2.4

2.2

2.3

3.2.6.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

А8 

(2 вар.)

Базовый

1.4.3

2.1

3.4.1.2

Тест с выбором ответа

2 мин.

А9

(1 вар.)

Базовый

1.4.3

2.1

3.4.1.3

Тест с выбором ответа

2 мин.

А9 

(2 вар.)

Базовый

1.4.6

2.2

2.3

3.4.1

3.4.1.6

Тест с выбором ответа

2 мин.

А10

(1 вар.)

Базовый

1.4.8

2.1

3.4.1.7

Тест с выбором ответа

2 мин.

А10 

(2 вар.)

Базовый

1.4.8

2.1

3.4.1.8

Тест с выбором ответа

2 мин.

А11

(1 вар.)

Базовый

1.4.7

2.2

3.4.1.9

Тест с выбором ответа

2 мин.

А11 

(2 вар.)

Базовый

1.4.4

2.1

3.4.1.4

Тест с выбором ответа

2 мин.

А12

(1 вар.)

Базовый

1.4.1

2.2

2.3

3.4.6

Тест с выбором ответа

2 мин.

А12 

(2 вар.)

Базовый

1.4.1

2.1

3.4.1.1

Тест с выбором ответа

2 мин.

А13

(1 вар.)

Базовый

1.4.2

2.2

2.3

3.4.1.5

Тест с выбором ответа

2 мин.

А13 

(2 вар.)

Базовый

1.4.8

2.2

2.3

3.4.1.7

Тест с выбором ответа

2 мин.

А14

(1 вар.)

Базовый

1.4.6

2.2

2.3

3.4.1.6

Тест с выбором ответа

2 мин.

А14 

(2 вар.)

Базовый

1.4.2

2.1

3.4.11

Тест с выбором ответа

2 мин.

 

 

Татаринцева И.В., методист ИМЦ отдела образования администрации городского округа город Буй

 

В1

(1 вар.)

Базовый

1.3.2

2.1

3.3.1

Определение понятия 

4 мин.

В1

(2 вар.)

Базовый

1.2.3

2.1

3.2.1

Определение понятия

4 мин.

В2

(1 вар.)

Повышенный

1.4.7

2.2 

3.4.1.10

Соотнесение примеров с соответствующ им понятием

3 мин.

В2

(2 вар.)

Повышенный

1.2

2.2

 

3.2.7

Соотнесение примеров с соответствующ им понятием

3 мин.

В3

(1 вар.)

Базовый

1.3.3

2.1

3.3.2

Ответ на вопрос в свободной форме

1 мин.

В3

(2 вар.)

Базовый

1.3.4

2.1

3.3.1

Определение понятия

2 мин.

В4

(1 вар.)

Базовый

1.4.8

2.4

3.4.2

Ответ на вопрос в свободной форме

1 мин.

В4

(2 вар.)

Базовый

1.4.8

2.1

3.4.2

Ответ на вопрос в свободной форме

1 мин.

В5

(1 вар.)

Базовый

1.2.1

2.1

3.2.1

Определение понятия

2 мин.

В5 (2 вар.)

Базовый

1.4.3

2.1

3.4.1.11

Ответ на вопрос в свободной форме

2 мин.

В6

(1 вар.)

Базовый

1.4.2

2.2

2.3

3.4.1.5

Ответ на вопрос в свободной форме

2 мин.

В6

(2 вар.)

Базовый

1.4.9

2.1

3.4.12

Ответ на вопрос в свободной форме

1 мин.

В7

(1 вар.)

Повышенный

1.1.1

1.2

1.4.4

1.4.8

2.2

2.4

 

3.1.1

Определение объекта по описанию

3 мин.

В7

(2 вар.)

Повышенный

1.1.1

1.2

1.4.7

1.4.8

2.2

2.4

3.1.1

Определение объекта по описанию

3 мин.

С1

(1 вар.)

Повышенный

1.4.3

2.3

2.4

3.4.4

Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной

4 мин.

 

Татаринцева И.В., методист ИМЦ отдела образования администрации городского округа город Буй

 

 

 

 

 

 

 

форме

 

С1

(2 вар.)

Повышенный

1.4.7

2.3

2.4

3.4.7

Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме

4 мин.

С2

(1 вар.)

Повышенный

1.4.8

2.3

2.4

3.4.3

Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме

4 мин.

С2

(2 вар.)

Повышенный

1.4.5

2.3

2.4

3.4.8

Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме

4 мин.

С3

(1 вар.)

Повышенный

1.1.1

2.3

2.4

3.1.2.1

Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме

4 мин.

С3

(2 вар.)

Повышенный

1.4.8

2.3

2.4

3.4.9

Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме

4 мин.

С4

(1 вар.)

Повышенный

1.4.4

2.3

2.4

3.4.5

Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме

4 мин.

С4

(2 вар.)

Повышенный

1.4.7 1.4.1

2.3 2.4

3.4.10

Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме

4 мин.

Оценка правильн ости

выполнен ия задания

Базовый

 

2.6

 

Сверка с эталоном

Выполняетс я после проверки работы учителем

Повышенный

 

2.7

 

Сверка с выполненной учебной задачей по критериям

 

 

№ задания

Количество баллов

А1 – А14

балл – правильный ответ

баллов – неправильный ответ

В1

балла – дана полная формулировка определения,

балл – формулировка определения дана  частично

баллов – нет верного ответа, отражающего

Система оценивания контрольной работы

 

          


 

 

понятие

В2 (1 вариант)

2 балла – полное соответствие эталону (по 0,4 балла за каждый правильный ответ)

В2 (2 вариант)

2 балла – полное соответствие эталону (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

В3

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

В4 (1 вариант)

4 балла – названы все три элемента

2 балла – названы два элемента

1 балл – назван один элемент

0 баллов – нет верных ответов

В4 (2 вариант)

4 балла – полное соответствие эталону (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

В5

2 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

В6

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

В7

2 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

С1 (1 вариант)

3 балла -  указаны две причины 2 балла указана одна причина

0 баллов – нет верных ответов

С1 (2 вариант)

3 балла – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

С2 (1 вариант)

3 балла -  указана причина и приведены названия климатических поясов, природных ландшафтов

2 балла - приведены только названия климатических поясов и природных ландшафтов

1 балл - указана только причина

0 баллов – нет верных ответов

С2 (2 вариант)

3 балла -  указана причина и приведены 2 фактора размещения предприятий легкой промышленности

2 балла - указана причина и приведен только 1 фактор размещения предприятий легкой промышленности

1 балл - указана только причина

0 баллов – нет верных ответов

С3 (1 вариант)

3 балла – названы все три элемента

2 балла – названы два элемента

1 балл – назван один элемент

0 баллов – нет верных ответов

С3 (2 вариант)

3 балла – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

С4 (1 вариант)

3 балла – указаны причины повышения роли всех трех факторов

2 балла – указаны причины повышения роли двух факторов

1 балл – указаны причины повышения роли одного фактора 0 баллов – нет верных ответов

С4 (2 вариант)

3 балла – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

Оценка правильности выполнения задания

Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. 

Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится.

Итого

40 баллов

 

Перевод баллов к 5-балльной отметке 

Баллы

Отметка

40 - 33

Отметка «5»

32 - 21

Отметка «4»

20 - 14

Отметка «3»

13 - 0

Отметка «2»

 

Текст контрольной работы

 

I вариант

 

Часть А

 

А 1. Высокоурбанизированным регионом мира является:  1) Западная Европа                    3) Южная Азия

         2) Юго-Восточная Азия            4) Северная Африка

 

А 2. Международная организация АСЕАН представляет государства региона:

1)  Южная Европа                      3) Юго-Восточная Азия

2)  Центральная Африка            4) Юго-Западная Азия

 

А 3. К новейшим отраслям мировой промышленности, возникшим в эпоху НТР, относится:

1)  топливная промышленность        3) микроэлектроника

2)  пищевая промышленность           4) судостроение

 

А 4. Высока доля детей в возрастной структуре населения:

 1) Европы                                  3) Австралии  2) Северной Америки              4) Африки

 

А 5. Наибольшей густотой железнодорожной сети отличаются страны:

1)  Западной Европы                 3) Юго-Восточной Азии

2)  Тропической Африки          4) Центральной Америки

 

А 6. Ведущие страны Зарубежной Азии по добыче нефти:

1)  Таиланд, Лаос, Йемен                             3) Япония, Пакистан, Афганистан

2)  Саудовская Аравия, Иран, Китай          4) Вьетнам, Бангладеш, Монголия

 

А 7. Первое место в мире по добыче природного газа занимает:

          1) Россия             3) США  2) Алжир             4) Канада

 

А 8. Главными регионами притяжения трудовых ресурсов являются:

1)  Западная Европа                3) страны Персидского залива

2)  США                                   4) все варианты ответов

 

А 9. Ведущие страны по выплавке стали:

1)  Норвегия, Финляндия, Дания       3) Мексика, Аргентина, Бразилия

2)  Китай. Япония, США                    4) Испания, Португалия, Греция

 

А 10. Крупнейшим в мире производителем зерновых культур является:

          1) Австралия            3) Япония  2) Египет                  4) Китай

 

А 11. Главный морской путь, связывающий Европу со странами Южной и ЮгоВосточной Азии, проходит через канал:

1)  Волго-Балтийский          3) Панамский

2)  Кильский                         4) Суэцкий

 

А 12. Международные грузопотоки нефти направлены из стран Персидского залива:

1)  в Россию                              3) в Северную Африку

2)  в Западную Европу             4) в Центральную Азию

 

А 13. Регион мира с высокой долей АЭС:

1)  Латинская Америка            3) Африка

2)  Зарубежная Европа            4) Австралия

 

А 14. По запасам древесины выделяются:

          1) США, Мексика, Аргентина                          3) Австралия, ЮАР, Перу  2) Франция, Германия, Великобритания        4) Россия, Бразилия, Канада 

 

Часть В

 

В 1. Закончите фразу:

Международное географическое разделение труда – это

 

В 2. Установите соответствие между названием морского порта и страной размещения:

1)  Роттердам                  а) США

2)  Гамбург                     б) Канада

3)  Нью-Йорк                  в) Нидерланды

4)  Марсель                     г) Германия

5)  Ванкувер                    д) Франция

 

В 3. Число стран Европейского Союза.

 

В 4. Какие три сельскохозяйственные культуры обеспечивают более 75% мирового сбора зерновых?

 

В 5. Уменьшение населения страны, региона в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли, называется…

 

В 6. Назовите государство, где геотермальные станции используются не только для выработки электроэнергии, но и для отопления и горячего водоснабжения. 

 

В 7. Определите название страны по её описанию:

«Это экономически развитое государство расположено в северном полушарии на четырех крупных островах, а также занимает почти 4 тысячи мелких островов. Столица является крупным экономическим центром страны с населением более семи миллионов жителей. Население характеризуется однородным национальным составом. Страна бедна природными ресурсами, но очень богата и экономически развита. Она лидирует в области электроники, робототехники, биотехнологии. В сельском хозяйстве основной зерновой культурой является рис, посевы которого занимают почти половину обрабатываемых земель. Это страна высокой культуры и сплошной грамотности».

 

 

Часть С

 

С 1. Объясните, почему развитие черной и цветной металлургии в крупных развитых странах резко замедлилось, а в развивающихся странах эта отрасль стала довольно быстро расти?

 

С 2. Объясните, почему разведение крупного рогатого скота молочного направления характерно для стран Северной Европы и России, а мясного направления – для Аргентины, Австралии, США?

 

С 3. Почему северные страны Африки: Алжир, Египет – экономически более развиты, чем страны Тропической Африки?

 

С 4. Почему в последнее время растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроения, а роль сырьевого уменьшается?

 

 

Ответы

I вариант

 

Часть А

 

А 1. – Западная Европа (1)

А 2. - Юго-Восточная Азия (3)

А 3. – микроэлектроника (3)

А 4. – Африка (4)

А 5. – страны Западной Европы (1)

А 6. - Саудовская Аравия, Иран, Китай (2) 

А 7. – Россия (1)

А 8. - все варианты ответов (4)

А 9. - Китай. Япония, США (2)

А 10 – Китай (4)

А 11. – Суэцкий (4)

А 12. - в Западную Европу (2) 

А 13. - Зарубежная Европа (2)

А 14. - Россия, Бразилия, Канада (4)

           

Часть В          

 

В 1. Международное географическое разделение труда – это специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.

В 2.     1) – в;    2) – г;    3) – а;    4) – д;    5) – б. В 3. -  25

В 4. – Пшеница, рис, кукуруза

В 5. – Депопуляция

В 6. – Исландия В 7. – Япония

 

Часть С

 

С 1. Перемещение черной и цветной металлургии в развивающиеся страны объясняется:

1)  потребностями индустриализации развивающихся стран;

2)  более строгой природоохранной политикой в экономически развитых странах Запада, которые таким путем пытаются уменьшить экологически вредное воздействие

«грязных» производств.

 

С 2. Для развития крупного рогатого скота молочного направления необходимы сочные травы естественных лугов и пастбищ, формирующиеся в условиях морского и умеренноконтинентального климата умеренного климатического пояса (страны Северной Европы, Россия). Мясной скот разводят преимущественно в более засушливых районах умеренного и субтропического поясов. Засушливые ландшафты степей Аргентины, Австралии, США способствуют развитию животноводства мясного направления.

 

С 3. Страны Северной Африки: Алжир и Египет – экономически развиты, т.к.:

 1) выгодное ЭГП, определяемое выходом к Средиземному морю, соседством с развитыми странами Южной Европы;  2) давность освоения территории;

 3) важно значение имеющихся ресурсов: нефти, газа, плодородных почв в дельте Нила, международного туризма на побережье Средиземного моря.

 

С 4. В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами. Роль научного фактора увеличивается, так как последнее время быстрыми темпами растут новейшие отрасли машиностроения (ракетостроение, роботостроение, электроника и электротехника), требующие высоко квалифицированных кадров. Растет и роль трудового фактора, так как необходимо наличие не только квалифицированных ресурсов, но и дешевых рабочих рук. 

 

 

 

 

II вариант

 

Часть А

 

А 1. Верным утверждением является:

1)  Южная Азия – высокоурбанизированный регион мира

2)  Самые высокие темпы естественного прироста населения – в Европе

3)  Африка – регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности  4) Австралия – самый густозаселенный регион мира

 

А 2. В грузоперевозках мира преобладает:

1)  железнодорожный транспорт           3) автомобильный транспорт

2)  морской транспорт                            4) авиационный транспорт

 

А 3. К главному ареалу повышенной плотности населения относится:

 1) Северная Америка              3) Северная Африка  2) Австралия                            4) Южная Азия

 

А 4. Какие из приведенных ниже участков мирового морского судоходства отличаются наибольшей интенсивностью движения судов:

1)  Гибралтарский пролив                3) пролив Дрейка

2)  Панамский канал                         4) Суэцкий канал

 

А 5. Организация стран-экспортеров нефти:

1)  АСЕАН              3) ОПЕК

2)  МАГАТЭ           4) ЕС

 

А 6. Регион мира с высокой долей ГЭС:

1)  Зарубежная Европа              3) Австралия

2)  СНГ                                       4) Латинская Америка

 

А 7. Международные потоки природного газа направлены из России:

1)  в Северную Америку          3) в Зарубежную Европу

2)  в Северную Африку           4) в Южную Азию

 

А 8. Первое место в мире по добыче железной руды занимает:

          1) Китай              3) Индия  2) Россия            4) США

 

А 9. Отраслью международной специализации стран Северной Европы, Канады и России является:

1)  нефтедобывающая             3) лесная и деревообрабатывающая

2)  цветная металлургия         4) автомобилестроение

 

А 10. Одним из мировых лидеров по развитию мясошерстного животноводства является:

1)  Австралия                          3) Северная Европа

2)  Северная Америка            4) Центральная Африка

 

А 11. Страны с высоким уровнем развития машиностроения:  1) Бразилия, Испания, Китай          3) США, Япония, Германия

         2) ЮАР, Индия, Португалия           4) Турция, Чили, Перу

 

А 12. Нефтедобывающая промышленность является ведущей отраслью хозяйства:

1)  Австралии                                    3) стран Восточной Европы           

2)  стран Персидского залива          4) стран Восточной Африки

 

А 13. Первое место по посевам хлопчатника и сбору хлопка занимают:

1)  страны   Америки        3) страны Африки          

2)  страны Азии                 4) Австралия

 

А 14. Самая высокая доля электроэнергии в мире вырабатывается на:

1)  ГЭС                3) ТЭС

2)  АЭС               4) Альтернативных электростанциях

 

 

Часть В

 

В 1. Закончите фразу:

Демографическая политика – это

 

В 2. Установите соответствие между географическими особенностями населения и странами, для которых они характерны:

1)  наибольшая численность                            а) Швеция

2)  высокий миграционный приток                 б) США

3)  наибольший уровень урбанизации             в) Китай

4)  высокая рождаемость                                  г) Нигер

 

В 3. Закончите предложение:

Международная компания (концерн), в рамках которой объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, расположенные в разных странах, называется…

 

В 4. Какие сельскохозяйственные культуры относятся к волокнистым? 

 

В 5. Как называется один из крупных районов по добыче и выплавке руд тяжелых цветных металлов, сложившийся в Центральной Африке?

 

В 6. Какая форма внешнеэкономических связей считается наиболее древней?

 

В 7. Определите название страны по её описанию:

«Это развивающаяся страна расположена в двух частях света. Это древнейшее государство существовало 3000 лет до новой эры. 95% населения проживает в долине и дельте одной из великих и самых длинных рек мира. Столица страны – одна из самых крупных агломераций на материке. Население характеризуется однородным национальным составом, доля горожан в общей численности составляет 45%. Основное занятие населения – сельское хозяйство, в основном земледелие: выращивают рис, хлопчатник. Государство расположено на важном морском пути, соединяющим Западную Европу с Южной и Юго-Восточной Азией. Наличие историко-культурных, рекреационных ресурсов способствует развитию международного туризма».

 

Часть С

 

С 1. Почему особую роль в транспортной системе Западной Европы играет автомобильный транспорт?

 

С 2. Почему в легкой промышленности среди стран, производящих сырье и получающих готовую продукцию, преобладаю развивающиеся страны?

 

С 3.  Почему «зеленая революция»  коснулась только крупных плантаций на землях иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах? 

 

С 4. Почему из стран Ближнего Востока нефть транспортируется и вдоль Африки, и через Суэцкий канал? Не выгоднее ли везти всю нефть через Суэцкий канал? Ведь такой путь транспортировки более короткий.

 

Ответы

II вариант

 

Часть А

 

А 1. - Африка – регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности (3) А 2. - морской транспорт (2)

А 3. - Южная Азия (4)

А 4. - Гибралтарский пролив (1)

А 5. – ОПЕК (3)

А 6. - Латинская Америка (4)

А 7. - в Зарубежную Европу (3)

А 8. – Китай (1)

А 9. - лесная и деревообрабатывающая промышленность (3) А 10. – Австралия (1) 

А 11. - США, Япония, Германия (3)

А 12. - стран Персидского залива (2)

А 13. - страны Азии (2)

А 14. – ТЭС (3)

 

Часть В

 

В 1. Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для себя направлении.

В 2.        1) – в;    2) – б;    3) – а;    4) – г.  

В 3. - Транснациональная корпорация (ТНК)

В 4. – лен, хлопчатник, джут, сизаль

В 5. – «Медный пояс» В 6. – Торговля В 7. -  Египет

 

Часть С 

 

С 1. Территория стран Западной Европы маленькая. Расстояния, на которые необходимо перевезти продукцию, небольшие. В таких условиях необходима маневренность автомобильного транспорта.

 

С 2. В размещении предприятий легкой промышленности огромную роль играет сырьевой фактор. Основными поставщиками сырья являются развивающиеся страны Зарубежной Азии. Легкая промышленность ориентируется и на дешевую рабочую силу. Многие старопромышленные районы Европы, не выдержав конкуренции с дешевыми товарами развивающихся стран, перестали производить свою продукцию. Но законодателями моды по-прежнему остаются развитые страны.

 

С 3. В бедных сельских хозяйствах недостаточно средств на покупку техники, удобрений и других химикатов.

 

С 4. Глубина Суэцкого канала невелика, поэтому через него не могут пройти танкеры с большой осадкой.

 

Контрольно-оценочный материал по курсу «Экономическая и социальная география мира

Контрольно-оценочный материал по курсу «Экономическая и социальная география мира

Всемирные экономические отношения 1

Всемирные экономические отношения 1

Знать географию размещение основных отраслей мирового хозяйства и отрасли международной специализации регионов мира 3

Знать географию размещение основных отраслей мирового хозяйства и отрасли международной специализации регионов мира 3

Контрольная работа состоит из 25 заданий, которые разделены на 3 части

Контрольная работа состоит из 25 заданий, которые разделены на 3 части

А1 (2 вар.) Базовый 1

А1 (2 вар.) Базовый 1

Татаринцева И.В., методист ИМЦ отдела образования администрации городского округа город

Татаринцева И.В., методист ИМЦ отдела образования администрации городского округа город

А13 (2 вар.) Базовый 1

А13 (2 вар.) Базовый 1

В6 (2 вар.) Базовый 1

В6 (2 вар.) Базовый 1

С4 (2 вар.) Повышенный 1

С4 (2 вар.) Повышенный 1

В1 балла – дана полная формулировка определения, балл – формулировка определения дана частично баллов – нет верного ответа, отражающего

В1 балла – дана полная формулировка определения, балл – формулировка определения дана частично баллов – нет верного ответа, отражающего

В2 (1 вариант) 2 балла – полное соответствие эталону (по 0,4 балла за каждый правильный ответ)

В2 (1 вариант) 2 балла – полное соответствие эталону (по 0,4 балла за каждый правильный ответ)

С4 (1 вариант) 3 балла – указаны причины повышения роли всех трех факторов 2 балла – указаны причины повышения роли двух факторов 1 балл –…

С4 (1 вариант) 3 балла – указаны причины повышения роли всех трех факторов 2 балла – указаны причины повышения роли двух факторов 1 балл –…

А 5. Наибольшей густотой железнодорожной сети отличаются страны: 1)

А 5. Наибольшей густотой железнодорожной сети отличаются страны: 1)

США, Мексика, Аргентина 3)

США, Мексика, Аргентина 3)

С 1. Объясните, почему развитие черной и цветной металлургии в крупных развитых странах резко замедлилось, а в развивающихся странах эта отрасль стала довольно быстро расти?

С 1. Объясните, почему развитие черной и цветной металлургии в крупных развитых странах резко замедлилось, а в развивающихся странах эта отрасль стала довольно быстро расти?

В 2. 1) – в; 2) – г; 3) – а; 4) – д; 5) – б

В 2. 1) – в; 2) – г; 3) – а; 4) – д; 5) – б

II вариант Часть А

II вариант Часть А

А 9. Отраслью международной специализации стран

А 9. Отраслью международной специализации стран

В 3. Закончите предложение:

В 3. Закончите предложение:

Ответы II вариант Часть

Ответы II вариант Часть

С 2. В размещении предприятий легкой промышленности огромную роль играет сырьевой фактор

С 2. В размещении предприятий легкой промышленности огромную роль играет сырьевой фактор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017