Контрольно-оценочный материал по курсу «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» (10 класс)
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для
проведения итоговой контрольной работы по географии в 10 классе по теме:
Предмет: «география» 10 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Максаковского В.П. «География. Экономическая и социальная география мира». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011 г. Вид контроля: итоговый
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на экзаменационной работе
Код |
Описание элементов предметного содержания |
1.1 |
Раздел «Современная политическая карта мира» |
1.1.1 |
Типология стран |
1.1.2 |
Международные отношения |
1.1.3 |
Политическая география и геополитика |
1.2 |
Раздел «География население мира» |
1.2.1 |
Численность и воспроизводство населения мира |
1.2.2 |
Возрастной состав населения мира |
1.2.3 |
Демографическая политика |
1.2.4 |
Размещение и миграции населения мира |
1.2.5 |
Городское и сельское население. |
1.3 |
Раздел «НТР и мировое хозяйство» |
1.3.1 |
Характерные черты и составные части НТР |
1.3.2 |
Международное географическое разделение труда |
1.3.3 |
Международная и экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки |
1.3.4 |
Интернационализация хозяйственной жизни: роль ТНК |
1.4 |
Раздел «География отраслей мирового хозяйства» |
1.4.1 |
Топливно-энергетический комплекс мира |
1.4.2 |
Электроэнергетика мира |
1.4.3 |
Металлургический комплекс мира |
1.4.4 |
Машиностроение мира |
1.4.5 |
Легкая промышленность мира |
1.4.6 |
Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира |
1.4.7 |
Структура и география мирового транспорта |
1.4.8 |
Сельское хозяйство мира |
1.4.9 |
Всемирные экономические отношения |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код |
Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 |
Умение определять понятия, выявлять отличия (познавательное УУД) |
2.2 |
Умение анализировать, соотнести и сопоставить (познавательное УУД) |
2.3 |
Умение устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД) |
2.4 |
Умение строить предположения, логические рассуждения, умозаключения и делать выводы (познавательное УУД) |
2.5 |
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативное УУД) |
2.6 |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД) |
2.7 |
Умение адекватной оценки своих возможностей самостоятельной деятельности (регулятивное УУД) |
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся
Код |
Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 |
Раздел «Современная политическая карта мира» |
3.1.1 |
Определять регион мира, государство по описанию |
3.1.2 |
Знать типологию стран по социально-экономическому развитию |
3.1.2.1 |
Использовать элементы сравнительного анализа при характеристике стран, различающихся по социально-экономическому развитию |
3.2 |
Раздел «География население мира» |
3.2.1 |
Объяснять значение понятий «Депопуляция», «Демографическая политика» |
3.2.2 |
Знать типы воспроизводства населения мира |
3.2.3 |
Знать о возрастном составе населения мира |
3.2.4 |
Знать ареалы повышенной и пониженной плотности населения мира |
3.2.5 |
Знать существенные признаки понятия «Урбанизация» |
3.2.5.1 |
Знать высокоурбанизированные регионы мира |
3.2.5.2 |
Знать общие черты характерные для урбанизации |
3.2.6 |
Знать виды миграции и их географию |
3.2.6.1 |
Знать три главных центра притяжения трудовых ресурсов |
3.2.7 |
Устанавливать соответствие между географическими особенностями населения и странами мира |
3.3. |
Раздел «НТР и мировое хозяйство» |
3.3.1 |
Объяснять значение понятий и знать расшифровку аббревиатуры «Международное географическое разделение труда», «Международная экономическая интеграция», «Транснациональная корпорация» (ТНК), АСЕАН, ОПЕК, МАГАТЭ, ЕС |
3.3.2 |
Знать региональные и отраслевые группировки стран |
3.3.3 |
Знать новейшие отрасли мировой промышленности, возникшим в эпоху НТР |
3.4 |
Раздел «География отраслей мирового хозяйства» |
3.4.1 |
Знать географию размещение основных отраслей мирового хозяйства и отрасли международной специализации регионов мира |
3.4.1.1 |
Знать ведущие регионы и страны по добыче нефти и природного газа |
3.4.1.2 |
Знать ведущие регионы и страны по добыче железной руды |
3.4.1.3 |
Знать ведущие регионы и страны по выплавке стали |
3.4.1.4 |
Знать регионы и страны с высоким уровнем развития машиностроения |
3.4.1.5 |
Знать ведущие регионы и страны по производству электроэнергии |
3.4.1.6 |
Знать ведущие регионы и страны по запасам древесины |
3.4.1.7 |
Знать ведущие регионы и страны по производству зерновых и волокнистых культур |
3.4.1.8 |
Знать ведущие регионы и страны по развитию мясошерстного животноводства |
3.4.1.9 |
Знать географические различия в мировой транспортной системе |
3.4.1.10 |
Знать крупные мировые морские порты |
3.4.1.11 |
Знать ведущие регионы и страны по добыче и выплавке руд тяжелых цветных металлов |
3.4.2 |
Знать виды сельскохозяйственных культур |
3.4.3 |
Устанавливать и объяснять причинно-следственные связи разведения крупного рогатого скота различного направления в разных регионах мира. |
3.4.4 |
Объяснять причины увеличения или уменьшения темпов развития отраслей хозяйства в странах различного типа |
3.4.5 |
Объяснять причины увеличения или уменьшения роли тех или иных факторов в размещении отраслей промышленности |
3.4.6 |
Знать главные международные грузопотоки нефти и природного газа |
3.4.7 |
Объяснять роль различного вида транспорта в транспортной системе мира |
3.4.8 |
Объяснять причины преобладания в странах различного типа производства сырья и готовой продукции в разных отраслях промышленности |
3.4.9 |
Устанавливать и объяснять причинно-следственные связи возникновения «зеленой революции» |
3.4.10 |
Устанавливать и объяснять причинно-следственные связи пути транспортировки нефти из стран Ближнего Востока |
3.4.11 |
Знать структуру выработки электроэнергии |
3.4.12 |
Знать формы внешнеэкономических связей |
Назначение контрольной работы: оценить уровень подготовки учащихся 10 класса по курсу «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» Содержание контрольной работы определяется рабочей программой по учебному предмету «география», содержанием учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Максаковского В.П. «География. Экономическая и социальная география мира». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011г.
Данная контрольная работа является экзаменационной (переводной) по курсу «Экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира». На выполнение контрольной работы отводится 60 минут. Работа выполняется без использования карт. Контрольная работа состоит из 25 заданий, которые разделены на 3 части.
Часть А включает 14 заданий базового уровня. К каждому заданию даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный.
Часть В включает 7 заданий с дополнением в свободной форме или кратким односложным ответом. Из них 5 заданий базового уровня и 2 задания повышенного уровня.
Часть С содержит 4 задания повышенного уровня, которые требуют свободного, развернутого ответа.
Разделы курса экономической и социальной географии мира. Часть 1 |
Часть А |
Часть В |
Часть С |
География населения мира |
5 |
3 |
- |
НТР и мировое хозяйство |
1 |
2 |
- |
Международные организации |
2 |
1 |
- |
Современная политическая карта мира |
- |
2 |
1 |
Топливная промышленность мира |
5 |
- |
1 |
Электроэнергетика мира |
3 |
1 |
- |
Металлургический комплекс мира |
2 |
1 |
1 |
Машиностроение мира |
1 |
- |
1 |
Химико-лесной комплекс мира |
2 |
- |
- |
Агропромышленный комплекс мира |
2 |
2 |
3 |
География транспорта |
4 |
1 |
2 |
№ задания |
Уровень |
Коды проверяемых элементов |
Коды проверяемых элементов метапредметного содержания |
Коды проверяемых требований к уровню подготовки |
Тип задания |
Примерное время выполнения задания |
А1 (1 вар.) |
Базовый |
1.2.5 |
2.2 2.3 |
3.2.5.1 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
А1 (2 вар.) |
Базовый |
1.2.1 1.2.5 |
2.2. 2.3 |
3.2.2 3.2.3 3.2.4 3.2.5.1 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
А2 (1 вар.) |
Базовый |
1.3.3 |
2.1 |
3.3.2 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
А2 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.7 |
2.1 |
3.4.1.9 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
А3 (1 вар.) |
Базовый |
1.3.1 |
2.1 |
3.3.3 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
А3 (2 вар.) |
Базовый |
1.2.4 |
2.2 2.3 |
3.2.4 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
А4 (1 вар.) |
Базовый |
1.2.2 |
2.2 2.3 |
3.2.3 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
А4 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.7 |
2.2 2.3 |
3.4.1.9
|
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
А5 (1 вар.) |
Базовый |
1.4.7 |
2.2 2.3 |
3.4.1.9 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
А5 (2 вар.) |
Базовый |
1.3.3 |
2.1 |
3.3.1 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
|
Татаринцева И.В., методист ИМЦ отдела образования администрации городского округа город Буй |
|
||||||
А6 (1 вар.) |
Базовый |
1.4.1 |
2.1 |
3.4.1.1 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А6 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.2 |
2.2 2.3 |
3.4.1.5 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А7 (1 вар.) |
Базовый |
1.4.1 |
2.1 |
3.4.1.1 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А7 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.1 |
2.2 2.3 |
3.4.6 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А8 (1 вариант) |
Базовый |
1.2.4 |
2.2 2.3 |
3.2.6.1 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А8 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.3 |
2.1 |
3.4.1.2 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А9 (1 вар.) |
Базовый |
1.4.3 |
2.1 |
3.4.1.3 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А9 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.6 |
2.2 2.3 |
3.4.1 3.4.1.6 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А10 (1 вар.) |
Базовый |
1.4.8 |
2.1 |
3.4.1.7 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А10 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.8 |
2.1 |
3.4.1.8 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А11 (1 вар.) |
Базовый |
1.4.7 |
2.2 |
3.4.1.9 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А11 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.4 |
2.1 |
3.4.1.4 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А12 (1 вар.) |
Базовый |
1.4.1 |
2.2 2.3 |
3.4.6 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А12 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.1 |
2.1 |
3.4.1.1 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А13 (1 вар.) |
Базовый |
1.4.2 |
2.2 2.3 |
3.4.1.5 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А13 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.8 |
2.2 2.3 |
3.4.1.7 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А14 (1 вар.) |
Базовый |
1.4.6 |
2.2 2.3 |
3.4.1.6 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
А14 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.2 |
2.1 |
3.4.11 |
Тест с выбором ответа |
2 мин. |
||
|
Татаринцева И.В., методист ИМЦ отдела образования администрации городского округа город Буй |
|
||||||
В1 (1 вар.) |
Базовый |
1.3.2 |
2.1 |
3.3.1 |
Определение понятия |
4 мин. |
||
В1 (2 вар.) |
Базовый |
1.2.3 |
2.1 |
3.2.1 |
Определение понятия |
4 мин. |
||
В2 (1 вар.) |
Повышенный |
1.4.7 |
2.2 |
3.4.1.10 |
Соотнесение примеров с соответствующ им понятием |
3 мин. |
||
В2 (2 вар.) |
Повышенный |
1.2 |
2.2
|
3.2.7 |
Соотнесение примеров с соответствующ им понятием |
3 мин. |
||
В3 (1 вар.) |
Базовый |
1.3.3 |
2.1 |
3.3.2 |
Ответ на вопрос в свободной форме |
1 мин. |
||
В3 (2 вар.) |
Базовый |
1.3.4 |
2.1 |
3.3.1 |
Определение понятия |
2 мин. |
||
В4 (1 вар.) |
Базовый |
1.4.8 |
2.4 |
3.4.2 |
Ответ на вопрос в свободной форме |
1 мин. |
||
В4 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.8 |
2.1 |
3.4.2 |
Ответ на вопрос в свободной форме |
1 мин. |
||
В5 (1 вар.) |
Базовый |
1.2.1 |
2.1 |
3.2.1 |
Определение понятия |
2 мин. |
||
В5 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.3 |
2.1 |
3.4.1.11 |
Ответ на вопрос в свободной форме |
2 мин. |
||
В6 (1 вар.) |
Базовый |
1.4.2 |
2.2 2.3 |
3.4.1.5 |
Ответ на вопрос в свободной форме |
2 мин. |
||
В6 (2 вар.) |
Базовый |
1.4.9 |
2.1 |
3.4.12 |
Ответ на вопрос в свободной форме |
1 мин. |
||
В7 (1 вар.) |
Повышенный |
1.1.1 1.2 1.4.4 1.4.8 |
2.2 2.4
|
3.1.1 |
Определение объекта по описанию |
3 мин. |
||
В7 (2 вар.) |
Повышенный |
1.1.1 1.2 1.4.7 1.4.8 |
2.2 2.4 |
3.1.1 |
Определение объекта по описанию |
3 мин. |
||
С1 (1 вар.) |
Повышенный |
1.4.3 |
2.3 2.4 |
3.4.4 |
Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной |
4 мин. |
||
|
Татаринцева И.В., методист ИМЦ отдела образования администрации городского округа город Буй |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
форме |
|
||
С1 (2 вар.) |
Повышенный |
1.4.7 |
2.3 2.4 |
3.4.7 |
Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме |
4 мин. |
||
С2 (1 вар.) |
Повышенный |
1.4.8 |
2.3 2.4 |
3.4.3 |
Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме |
4 мин. |
||
С2 (2 вар.) |
Повышенный |
1.4.5 |
2.3 2.4 |
3.4.8 |
Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме |
4 мин. |
||
С3 (1 вар.) |
Повышенный |
1.1.1 |
2.3 2.4 |
3.1.2.1 |
Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме |
4 мин. |
||
С3 (2 вар.) |
Повышенный |
1.4.8 |
2.3 2.4 |
3.4.9 |
Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме |
4 мин. |
||
С4 (1 вар.) |
Повышенный |
1.4.4 |
2.3 2.4 |
3.4.5 |
Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме |
4 мин. |
||
С4 (2 вар.) |
Повышенный |
1.4.7 1.4.1 |
2.3 2.4 |
3.4.10 |
Рассуждение по теме, ответ на вопрос в свободной форме |
4 мин. |
||
Оценка правильн ости выполнен ия задания |
Базовый |
|
2.6 |
|
Сверка с эталоном |
Выполняетс я после проверки работы учителем |
||
Повышенный |
|
2.7 |
|
Сверка с выполненной учебной задачей по критериям |
||||
№ задания |
Количество баллов |
А1 – А14 |
балл – правильный ответ баллов – неправильный ответ |
В1 |
балла – дана полная формулировка определения, балл – формулировка определения дана частично баллов – нет верного ответа, отражающего |
|
понятие |
В2 (1 вариант) |
2 балла – полное соответствие эталону (по 0,4 балла за каждый правильный ответ) |
В2 (2 вариант) |
2 балла – полное соответствие эталону (по 0,5 балла за каждый правильный ответ) |
В3 |
1 балл – дан правильный ответ 0 баллов – дан неправильный ответ |
В4 (1 вариант) |
4 балла – названы все три элемента 2 балла – названы два элемента 1 балл – назван один элемент 0 баллов – нет верных ответов |
В4 (2 вариант) |
4 балла – полное соответствие эталону (по 1 баллу за каждый правильный ответ) |
В5 |
2 балл – дан правильный ответ 0 баллов – дан неправильный ответ |
В6 |
1 балл – дан правильный ответ 0 баллов – дан неправильный ответ |
В7 |
2 балл – дан правильный ответ 0 баллов – дан неправильный ответ |
С1 (1 вариант) |
3 балла - указаны две причины 2 балла указана одна причина 0 баллов – нет верных ответов |
С1 (2 вариант) |
3 балла – дан правильный ответ 0 баллов – дан неправильный ответ |
С2 (1 вариант) |
3 балла - указана причина и приведены названия климатических поясов, природных ландшафтов 2 балла - приведены только названия климатических поясов и природных ландшафтов 1 балл - указана только причина 0 баллов – нет верных ответов |
С2 (2 вариант) |
3 балла - указана причина и приведены 2 фактора размещения предприятий легкой промышленности 2 балла - указана причина и приведен только 1 фактор размещения предприятий легкой промышленности 1 балл - указана только причина 0 баллов – нет верных ответов |
С3 (1 вариант) |
3 балла – названы все три элемента 2 балла – названы два элемента 1 балл – назван один элемент 0 баллов – нет верных ответов |
С3 (2 вариант) |
3 балла – дан правильный ответ 0 баллов – дан неправильный ответ |
С4 (1 вариант) |
3 балла – указаны причины повышения роли всех трех факторов 2 балла – указаны причины повышения роли двух факторов 1 балл – указаны причины повышения роли одного фактора 0 баллов – нет верных ответов |
С4 (2 вариант) |
3 балла – дан правильный ответ 0 баллов – дан неправильный ответ |
Оценка правильности выполнения задания |
Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
Итого |
40 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы |
Отметка |
40 - 33 |
Отметка «5» |
32 - 21 |
Отметка «4» |
20 - 14 |
Отметка «3» |
13 - 0 |
Отметка «2» |
I вариант
А 1. Высокоурбанизированным регионом мира является: 1) Западная Европа 3) Южная Азия
2) Юго-Восточная Азия 4) Северная Африка
А 2. Международная организация АСЕАН представляет государства региона:
1) Южная Европа 3) Юго-Восточная Азия
2) Центральная Африка 4) Юго-Западная Азия
А 3. К новейшим отраслям мировой промышленности, возникшим в эпоху НТР, относится:
1) топливная промышленность 3) микроэлектроника
2) пищевая промышленность 4) судостроение
А 4. Высока доля детей в возрастной структуре населения:
1) Европы 3) Австралии 2) Северной Америки 4) Африки
А 5. Наибольшей густотой железнодорожной сети отличаются страны:
1) Западной Европы 3) Юго-Восточной Азии
2) Тропической Африки 4) Центральной Америки
А 6. Ведущие страны Зарубежной Азии по добыче нефти:
1) Таиланд, Лаос, Йемен 3) Япония, Пакистан, Афганистан
2) Саудовская Аравия, Иран, Китай 4) Вьетнам, Бангладеш, Монголия
А 7. Первое место в мире по добыче природного газа занимает:
1) Россия 3) США 2) Алжир 4) Канада
А 8. Главными регионами притяжения трудовых ресурсов являются:
1) Западная Европа 3) страны Персидского залива
2) США 4) все варианты ответов
А 9. Ведущие страны по выплавке стали:
1) Норвегия, Финляндия, Дания 3) Мексика, Аргентина, Бразилия
2) Китай. Япония, США 4) Испания, Португалия, Греция
А 10. Крупнейшим в мире производителем зерновых культур является:
1) Австралия 3) Япония 2) Египет 4) Китай
А 11. Главный морской путь, связывающий Европу со странами Южной и ЮгоВосточной Азии, проходит через канал:
1) Волго-Балтийский 3) Панамский
2) Кильский 4) Суэцкий
А 12. Международные грузопотоки нефти направлены из стран Персидского залива:
1) в Россию 3) в Северную Африку
2) в Западную Европу 4) в Центральную Азию
А 13. Регион мира с высокой долей АЭС:
1) Латинская Америка 3) Африка
2) Зарубежная Европа 4) Австралия
А 14. По запасам древесины выделяются:
1) США, Мексика, Аргентина 3) Австралия, ЮАР, Перу 2) Франция, Германия, Великобритания 4) Россия, Бразилия, Канада
В 1. Закончите фразу:
Международное географическое разделение труда – это
В 2. Установите соответствие между названием морского порта и страной размещения:
1) Роттердам а) США
2) Гамбург б) Канада
3) Нью-Йорк в) Нидерланды
4) Марсель г) Германия
5) Ванкувер д) Франция
В 3. Число стран Европейского Союза.
В 4. Какие три сельскохозяйственные культуры обеспечивают более 75% мирового сбора зерновых?
В 5. Уменьшение населения страны, региона в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли, называется…
В 6. Назовите государство, где геотермальные станции используются не только для выработки электроэнергии, но и для отопления и горячего водоснабжения.
В 7. Определите название страны по её описанию:
«Это экономически развитое государство расположено в северном полушарии на четырех крупных островах, а также занимает почти 4 тысячи мелких островов. Столица является крупным экономическим центром страны с населением более семи миллионов жителей. Население характеризуется однородным национальным составом. Страна бедна природными ресурсами, но очень богата и экономически развита. Она лидирует в области электроники, робототехники, биотехнологии. В сельском хозяйстве основной зерновой культурой является рис, посевы которого занимают почти половину обрабатываемых земель. Это страна высокой культуры и сплошной грамотности».
С 1. Объясните, почему развитие черной и цветной металлургии в крупных развитых странах резко замедлилось, а в развивающихся странах эта отрасль стала довольно быстро расти?
С 2. Объясните, почему разведение крупного рогатого скота молочного направления характерно для стран Северной Европы и России, а мясного направления – для Аргентины, Австралии, США?
С 3. Почему северные страны Африки: Алжир, Египет – экономически более развиты, чем страны Тропической Африки?
С 4. Почему в последнее время растет роль научного и трудового факторов размещения отраслей машиностроения, а роль сырьевого уменьшается?
I вариант
А 1. – Западная Европа (1)
А 2. - Юго-Восточная Азия (3)
А 3. – микроэлектроника (3)
А 4. – Африка (4)
А 5. – страны Западной Европы (1)
А 6. - Саудовская Аравия, Иран, Китай (2)
А 7. – Россия (1)
А 8. - все варианты ответов (4)
А 9. - Китай. Япония, США (2)
А 10 – Китай (4)
А 11. – Суэцкий (4)
А 12. - в Западную Европу (2)
А 13. - Зарубежная Европа (2)
А 14. - Россия, Бразилия, Канада (4)
В 1. Международное географическое разделение труда – это специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.
В 2. 1) – в; 2) – г; 3) – а; 4) – д; 5) – б. В 3. - 25
В 4. – Пшеница, рис, кукуруза
В 5. – Депопуляция
В 6. – Исландия В 7. – Япония
С 1. Перемещение черной и цветной металлургии в развивающиеся страны объясняется:
1) потребностями индустриализации развивающихся стран;
2) более строгой природоохранной политикой в экономически развитых странах Запада, которые таким путем пытаются уменьшить экологически вредное воздействие
«грязных» производств.
С 2. Для развития крупного рогатого скота молочного направления необходимы сочные травы естественных лугов и пастбищ, формирующиеся в условиях морского и умеренноконтинентального климата умеренного климатического пояса (страны Северной Европы, Россия). Мясной скот разводят преимущественно в более засушливых районах умеренного и субтропического поясов. Засушливые ландшафты степей Аргентины, Австралии, США способствуют развитию животноводства мясного направления.
С 3. Страны Северной Африки: Алжир и Египет – экономически развиты, т.к.:
1) выгодное ЭГП, определяемое выходом к Средиземному морю, соседством с развитыми странами Южной Европы; 2) давность освоения территории;
3) важно значение имеющихся ресурсов: нефти, газа, плодородных почв в дельте Нила, международного туризма на побережье Средиземного моря.
С 4. В машиностроении мира, уменьшается роль сырья, так как металл частично заменяется пластмассами и другими материалами. Роль научного фактора увеличивается, так как последнее время быстрыми темпами растут новейшие отрасли машиностроения (ракетостроение, роботостроение, электроника и электротехника), требующие высоко квалифицированных кадров. Растет и роль трудового фактора, так как необходимо наличие не только квалифицированных ресурсов, но и дешевых рабочих рук.
II вариант
А 1. Верным утверждением является:
1) Южная Азия – высокоурбанизированный регион мира
2) Самые высокие темпы естественного прироста населения – в Европе
3) Африка – регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности 4) Австралия – самый густозаселенный регион мира
А 2. В грузоперевозках мира преобладает:
1) железнодорожный транспорт 3) автомобильный транспорт
2) морской транспорт 4) авиационный транспорт
А 3. К главному ареалу повышенной плотности населения относится:
1) Северная Америка 3) Северная Африка 2) Австралия 4) Южная Азия
А 4. Какие из приведенных ниже участков мирового морского судоходства отличаются наибольшей интенсивностью движения судов:
1) Гибралтарский пролив 3) пролив Дрейка
2) Панамский канал 4) Суэцкий канал
А 5. Организация стран-экспортеров нефти:
1) АСЕАН 3) ОПЕК
2) МАГАТЭ 4) ЕС
А 6. Регион мира с высокой долей ГЭС:
1) Зарубежная Европа 3) Австралия
2) СНГ 4) Латинская Америка
А 7. Международные потоки природного газа направлены из России:
1) в Северную Америку 3) в Зарубежную Европу
2) в Северную Африку 4) в Южную Азию
А 8. Первое место в мире по добыче железной руды занимает:
1) Китай 3) Индия 2) Россия 4) США
А 9. Отраслью международной специализации стран Северной Европы, Канады и России является:
1) нефтедобывающая 3) лесная и деревообрабатывающая
2) цветная металлургия 4) автомобилестроение
А 10. Одним из мировых лидеров по развитию мясошерстного животноводства является:
1) Австралия 3) Северная Европа
2) Северная Америка 4) Центральная Африка
А 11. Страны с высоким уровнем развития машиностроения: 1) Бразилия, Испания, Китай 3) США, Япония, Германия
2) ЮАР, Индия, Португалия 4) Турция, Чили, Перу
А 12. Нефтедобывающая промышленность является ведущей отраслью хозяйства:
1) Австралии 3) стран Восточной Европы
2) стран Персидского залива 4) стран Восточной Африки
А 13. Первое место по посевам хлопчатника и сбору хлопка занимают:
1) страны Америки 3) страны Африки
2) страны Азии 4) Австралия
А 14. Самая высокая доля электроэнергии в мире вырабатывается на:
1) ГЭС 3) ТЭС
2) АЭС 4) Альтернативных электростанциях
В 1. Закончите фразу:
Демографическая политика – это
В 2. Установите соответствие между географическими особенностями населения и странами, для которых они характерны:
1) наибольшая численность а) Швеция
2) высокий миграционный приток б) США
3) наибольший уровень урбанизации в) Китай
4) высокая рождаемость г) Нигер
В 3. Закончите предложение:
Международная компания (концерн), в рамках которой объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, расположенные в разных странах, называется…
В 4. Какие сельскохозяйственные культуры относятся к волокнистым?
В 5. Как называется один из крупных районов по добыче и выплавке руд тяжелых цветных металлов, сложившийся в Центральной Африке?
В 6. Какая форма внешнеэкономических связей считается наиболее древней?
В 7. Определите название страны по её описанию:
«Это развивающаяся страна расположена в двух частях света. Это древнейшее государство существовало 3000 лет до новой эры. 95% населения проживает в долине и дельте одной из великих и самых длинных рек мира. Столица страны – одна из самых крупных агломераций на материке. Население характеризуется однородным национальным составом, доля горожан в общей численности составляет 45%. Основное занятие населения – сельское хозяйство, в основном земледелие: выращивают рис, хлопчатник. Государство расположено на важном морском пути, соединяющим Западную Европу с Южной и Юго-Восточной Азией. Наличие историко-культурных, рекреационных ресурсов способствует развитию международного туризма».
С 1. Почему особую роль в транспортной системе Западной Европы играет автомобильный транспорт?
С 2. Почему в легкой промышленности среди стран, производящих сырье и получающих готовую продукцию, преобладаю развивающиеся страны?
С 3. Почему «зеленая революция» коснулась только крупных плантаций на землях иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах?
С 4. Почему из стран Ближнего Востока нефть транспортируется и вдоль Африки, и через Суэцкий канал? Не выгоднее ли везти всю нефть через Суэцкий канал? Ведь такой путь транспортировки более короткий.
II вариант
А 1. - Африка – регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности (3) А 2. - морской транспорт (2)
А 3. - Южная Азия (4)
А 4. - Гибралтарский пролив (1)
А 5. – ОПЕК (3)
А 6. - Латинская Америка (4)
А 7. - в Зарубежную Европу (3)
А 8. – Китай (1)
А 9. - лесная и деревообрабатывающая промышленность (3) А 10. – Австралия (1)
А 11. - США, Япония, Германия (3)
А 12. - стран Персидского залива (2)
А 13. - страны Азии (2)
А 14. – ТЭС (3)
В 1. Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для себя направлении.
В 2. 1) – в; 2) – б; 3) – а; 4) – г.
В 3. - Транснациональная корпорация (ТНК)
В 4. – лен, хлопчатник, джут, сизаль
В 5. – «Медный пояс» В 6. – Торговля В 7. - Египет
С 1. Территория стран Западной Европы маленькая. Расстояния, на которые необходимо перевезти продукцию, небольшие. В таких условиях необходима маневренность автомобильного транспорта.
С 2. В размещении предприятий легкой промышленности огромную роль играет сырьевой фактор. Основными поставщиками сырья являются развивающиеся страны Зарубежной Азии. Легкая промышленность ориентируется и на дешевую рабочую силу. Многие старопромышленные районы Европы, не выдержав конкуренции с дешевыми товарами развивающихся стран, перестали производить свою продукцию. Но законодателями моды по-прежнему остаются развитые страны.
С 3. В бедных сельских хозяйствах недостаточно средств на покупку техники, удобрений и других химикатов.
С 4. Глубина Суэцкого канала невелика, поэтому через него не могут пройти танкеры с большой осадкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.