Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»
Оценка 5

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Оценка 5
Научные работы
doc
музыка
Взрослым
29.01.2017
Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»
концепция на тему учителя музыки на конкурс "Учитель года" «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.» “Когда человек поет сам для себя, он испытывает чисто физическое удовольствие.” – С.Кузина. “Без музыки жизнь была бы ошибкой.” Фридрих Ницше составила: учитель музыки Пименова Юлия Витальевна (1 квалификационная категория)
моя концепция.doc
Муниципальное казенное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №2 г. Россошь » «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.» составила: учитель музыки  Пименова Юлия Витальевна  (1 квалификационная категория) 2016г. СОДЕРЖАНИЕ: I. II. Введение…………………………………………………………3 Основная   часть:    1).   Плавила   певческой     посадки…………………………………7   2).   Дыхание……………………………………………………………7   3).   Вокальная   работа……………………………………………….8  а) Распевание…………………………………………………..8  б) Распевание хора……………………………………………..9  в) Звукоизвлечение……………………………………………10  г) Атака звука………………………………………………….11  д) Звукообразование………………………………………….12  е) Работа с гудошникам………………………………………16   4).   Разучивание   песни……………………………………………..17      5).   Работа с микрофоном……………………………………………17   6).   Творческий   отчет………………………………………………21 III. Заключение……………………………………………………...23 IV. Литература………………………………………………………24 2 V.     Приложения………………………………………………………25 ВВЕДЕНИЕ “Когда человек поет сам для себя,  он  испытывает  чисто  физическое удовольствие.” –  С.Кузина. “Без музыки жизнь была бы ошибкой.” Фридрих Ницше.   и     ассоциировалось         Петь мы, люди, начали раньше чем говорить. Ч. Дарвин был убежден, что привычка   издавать     музыкальные   звуки   родились   впервые   как   средство ухаживания     с   ожиданием   самых   сильнейших наслаждений: любви, соперничества, победы.       Хочешь узнать человека – заставь его петь.       Что же происходит с нами, когда мы поем?        Пение отличается тем, что в речи человек строит логические обороты, и этими огромными логическими связями, цепями причин и следствий он связан с миром. А когда человек поет, то переходит в эмоциональную сферу. Ведь петь   можно   только душой. Когда люди поют компанией, они испытывают целую     гамму     чувств.     Кроме   того,   что   они   вместе   сопереживают,   они попадают в резонанс и как бы друг друга изнутри взбадривают. Это сильная песенная   вибрация,   от которой даже мурашки по спине идут ­ особенно, когда     поет     слаженная   компания.     Самое   главное   ­   человек   в   пении раскрывается, становится самим собой. Люди лживые поют очень редко...          Музыка, как и другие искусства, в системе общего образования имеет особое предназначение  духовного совершенствования человека.  Воздействуя интонационно   на   чувства,   сознание   и   неосознанные   пласты   человеческой психики,   на   личность   в   целом,   она   активно   формирует  мироощущение, мировосприятие и мировоззрение человека.           Воспитание духовности, формирование системы духовных и нравственных ценностей   у   подрастающего   поколения,   становление   личности,   воспитание гражданственности и патриотизма – вот наиболее проблемные, в то же время наиболее   значимые   задачи,   которые   ставятся   обществом   и   государством перед   системой   школьного   образования.   По   моему   глубокому   убеждению, уроки музыки – благодатное поле для решения этих задач. 3 Духовные ценности, запечатленные в музыке, — общечеловеческие и глубоко   личностные   одновременно.   Передаются   они  только   через сопереживание.  Поэтому   важнейшими   задачами   музыкального   образования должно   быть  развитие   художественного   восприятия    и  воспитание эстетических   чувств.  Музыка   —   не   только   носитель   духовных   ценностей, хранимых   человечеством,   но   и  язык   духовного   общения,  которым   нужно овладеть. И моё мнение состоит в том, что приобщение к общечеловеческому духовному опыту, выраженному в музыке, происходит в процессе   общения учителя и ученика с музыкальным произведением (его внутренним миром, а также   автором,   эпохой,   исполнителем).   Я   думаю,   что   немаловажным условием   общения   на   уроке   музыки   является     развитие  музыкального мышления  выразительного   интонационного   слуха   и эстетического восприятия,  а средством общения — практическое владение музыкальной   речью.   Поэтому   процесс   музыкального   образования   должен представлять   собой   целостную   последовательную  систему   развития музыкального   мышления  учащихся   в   процессе   практического   освоения материала .   личности,   ее Цель базового музыкального образования в школе — ввести детей в мир музыки.    По­   моему,     это   значит   воспитать   музыкальную   культуру   детей, отличать   хорошее   от   плохого.   Вхождение   ребенка   в   музыку   —   это постепенное   раскрытие   его   духовности,   возвышение   чувств,   приобщение   к миру   прекрасного,   воспитание   ценностного   отношения   к   музыке   и   жизни, раскрытие   творческого   потенциала   личности.   Оно   не   должно   сводиться   к усвоению   музыкальных   знаний,   умений   и   навыков,   хотя   предполагает   их приобретение. Важно   поставить   в   центр   музыкально­воспитательного   процесса творчески   активную   личность   учащегося,   что   требует   применения компетентностного подхода к преподаванию музыки. В     основе   лежит   система   знакомства   учащихся   с   музыкальным произведением,     самостоятельная   работа   учащихся   с   музыкальной литературой, их активная деятельность, собственная оценка работы на уроке. При   диалогическом   построении   урока  происходит   становление   личности   в процессе совместной деятельности, расширение опыта каждого ученика через соприкосновение с опытом других. Вводя учащихся в мир музыки, по моему мнению, важно не загружать учеников     знаниями     о   ней,   а   постоянно   включать     ее,   как   важную составляющую в коммуникативных связях человека с окружающим миром, проигрывать эти связи различными способами.  Важнейшим средством   учебного процесса является насыщение содержания урока.   Это   коренным   образом   меняет   позицию   учащихся   на   уроке.   Урок музыки перестает носить односторонне информационный характер Но каким бы оснащенным ни был учебно­воспитательный процесс, его результативность   целиком   и   полностью   зависит   от  личности   учителя. 4 Преподаватель   музыки   должен   быть   творческой   личностью   с   развитым воображением и художественным мышлением, богатой духовной культурой. Большое   значение   имеет   атмосфера   урока,   которая   создает   нужный психологический   настрой,   будит   фантазию,   воображение   детей,   создает условия   для   активизации   усвоения   знаний   посредством   включения   в деятельность всех  учащихся. Создавать такую атмосферу на уроке помогают широкие   связи   с   другими   искусствами,   исполнительское   мастерство   и артистизм учителя. Основной   формой   организации   музыкально­воспитательного   процесса является урок. На своих уроках я использую различные виды деятельности:  Слушание музыкального произведения  Анализ музыкальных образов  Метод сопоставления  Работа с музыкальной литературой  Составление сравнительных таблиц  Творческие работы учащихся (рефераты, сообщения на тему)  Работа в группах  Индивидуальная работа каждого ученика  Составление кроссвордов  Урок ­  викторина  Урок ­ концерт.  Создание презентационного материала к уроку. Важно, чтобы каждый урок не только направлялся на раскрытие темы четверти   или   ее   элементов,   но   имел   свою   художественно­игровую   форму, воплощенную   в  сценарии,  эмоционально­смысловой  драматургии  урока, имеющего сюжет,  план и нравственно­эстетическую кульминацию.     Современный   урок   музыки   строится     путем   сопоставления самостоятельных   видов   деятельности   и   по   принципу   эмоционального оценивания   художественных   образов.   Поэтому   работа   над   каждым произведением   осуществляется   во   взаимосвязи   различных   видов деятельности.   Тем   самым   обеспечивается   методика   так   называемого "быстрого ведения урока", когда решение одной учебной задачи переносится на самостоятельную  работу ученика над художественными произведениями. При   этом   целостность   урока   создается   не   только   его   темой,   связью   с предыдущими   и   последующими   уроками,   но   обязательной   постановкой учителем   художественной  сверхзадачи,  требующей   рождения   личностного, творческого отношения  детей к произведению и его месте в жизни человека, т.е.   нравственно­эстетической   интерпретации   содержания   урока.  Цель базового музыкального образования в школе — ввести детей в мир музыки. По­   моему,     это   значит   воспитать   музыкальную   культуру   детей,   отличать 5 хорошее   от   плохого.   Вхождение   ребенка   в   музыку   —   это   постепенное раскрытие   его   духовности,   возвышение   чувств,   приобщение   к   миру прекрасного,   воспитание   ценностного   отношения   к   музыке   и   жизни, раскрытие   творческого   потенциала   личности.   Оно   не   должно   сводиться   к усвоению   музыкальных   знаний,   умений   и   навыков,   хотя   предполагает   их приобретение. Одним  из  видов  деятельности  на  уроках  музыки  является   вокальное исполнительство. Она обычно является одним из наиболее любимых занятий школьников на уроке музыки. В этом приходилось много раз убеждаться при индивидуальных опросах ребят, (которые не однократно проводились мной в школе) когда на вопрос: «Почему ты любишь урок музыки?», дети чаще всего отвечали: «Потому что мы там поём песни».   Многие   педагоги   и   я   в   том   числе,   стараются   в   последние   уроки четверти   или   учебного   года   больше   времени   отдавать   на   вокальное исполнительство, чтобы дать учащимся возможность «попеть» перед большим перерывом, который  им  предстоит.  Ведь  в  настоящее   время  нас  окружает только   развлекательная   музыка,   которую   в   изобилии   предоставляют современные СМИ. Она не способствует тому, чтобы под её звучание дети вспоминали полезные навыки, приобретенные на школьных уроках:  умение старательно   и   чисто   вокализировать,     вдумываясь   в   содержание   песни. Любить   красоту   мелодии,   «пропускать   через   себя»,   «вживаться»   в произведение,  понимать смысл  и значения  выражаемых чувств,  вкладывать душу, пылкую и   артистическую, здравый смысл и память, эмоционально и духовно развиваться, знакомиться с добрым и вечным и т. д. А самое главное, конечно   же,   наши   дети   очень   любят   петь.   И   я   учу   их   выразительному, красивому   пению.   «Нам   песня   строить   и   жить   помогает!».   Участие   в творческих   конкурсах   и   научно­практических   конференциях,   концертные программы ­ все это способствует духовному обогащению моих учеников.     Выбор моей педагогической концепции не случаен.  Во­первых:   Музыкальное   исполнительство,   которое   принято   называть пением, обычно является одним из наиболее любимых занятий школьников на уроке музыки. Во­вторых: Учитывая социальный заказ необходимо возрождать духовную сферу человека. В­третьих:   Попытаться   решить   актуальную   задачу   нашего   времени   в обществе, а именно духовное возрождение.            Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом   процессе,   ведь   в   простых   истинах   заложена   концепция, программа   учительского   труда,   его   общественная   польза   и   значимость, поэтому   стараюсь   придерживаться   вошедших   в   педагогическую   практику норм и требований: 6  отлично владеть своим предметом, стараться знать все или многое о современных достижениях наук, сопредельных с предметом, который преподаю, о новом в психологии, педагогике, методике преподавания;  глубоко   знать   содержание   преподаваемого   курса,   серьезно   и обстоятельно готовиться к урокам, в том числе и психологически; применять современные педагогические технологии в образовательном процессе,   много   и   с   удовольствием   работать   в   своем   кабинете, создавать и использовать разные ряды наглядности;  настойчиво и без раздражения работать с каждым учеником, стараясь добиться необходимого учебного эффекта. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ             Непосредственная  вокальная работа  на уроках  музыки  начинается с правил певческое посадки, постановки дыхания, голоса, распева солистов и хора, звукоизвлечения и др. ПРАВИЛА ПЕВЧЕСКОЙ ПОСАДКИ.             Перед   началом   вокальных   занятий   педагог   обязан   познакомить   школьников с тем, как надо правильно сидеть или стоять во время пения. Эти требования   приходится   часто   напоминать.   Я   считаю,   что   так   же целесообразно   их   записать   на   специальном   плакате.   Текст   такого   плаката может выглядеть следующим образом.  ПРАВИЛА ПЕВЧЕСКОЙ ПОСАДКИ:  Во время пения спину держи прямо.  Следи, чтобы твои плечи были развёрнуты, а подбородок приподнят.  Руки положи перед собой на стол или на колени. Не прижимай локти к  бокам.  Внимательно следи за указанием педагога.  Дыхание надо брать ртом.  Не смотри по сторонам.  Если во время пения ты стоишь, то стой прямо и ровно ( не переминайся с  ноги на ногу). ДЫХАНИЕ.          После того как учащимся   я сообщила требования певческой позиции, преступаю к объяснению правил правильного дыхания. Легкие (меха). Резервуар накопления воздуха. Они опираются на  диафрагму, которая отделяет их от брюшной полости. Их расширение в момент вдыхания 7 может происходить сразу сверху вниз ­ сокращением диафрагмы и  в  стороны раздвижением ребер. Из соединения этих двух процессов получается  полное дыхание. (Cм. рис. ). Я   считаю,   что   нельзя   сделаться   искусным   певцом,   не   овладев искусством   управления дыханием. Чтобы легко вздохнуть, держите голову прямо, развернув  плечи  без натяжки, грудь свободно; опустите диафрагму без  толчков  и  поднимите грудь медленным и правильным движением.     Подвергая легкие особому упражнению, можно в высокой  степени  развить их эластичность и мощность: 1.Сперва   вздыхают   медленно   в   продолжении   нескольких   секунд   столько воздуха, сколько грудь может вместить; 2.Выдыхают   этот   воздух   с   такой   же   медлительностью,   с     которой     его вдыхали; 3.Сохраняют легкие наполненными воздухом столько времени,   сколько это возможно; 4.Их держат, наоборот, пустыми столько времени, сколько  позволяют силы.    Язычок мягкого неба человека обладает мощным  рецептурным  аппаратом, является   чрезвычайно   чувствительным   местом...   пусковой   зоной     для возникновения рефлекторной регуляции актов дыхания, глотания, фонации.          Первые попытки взять дыхание повторяются несколько раз, по этому необходимо контролировать:  Синхронность;  Чтобы во время дыхания у ребят не поднимались плечи, таким образом дети приобретают навык дыхание диафрагмой, что является необходимым при певческом звукоизвлечении;  Наблюдаю за продолжительностью выдоха.       Для того что бы учащиеся начальных классов могли представить эти действия  можно привести им следующий пример. «Представьте, что наш животик – это воздушный шарик и мы его надуваем, а потом сдуваем. И так несколько раз. » ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА. Далее идет вокальная работа.   РАСПЕВАНИЕ      Непосредственно вокальная работа начинается с выстраивания унисона на простейших распеваниях и развивать умение правильного звукоизвлечения. 8 Я рассказываю о важнейшей цели распеваний, о том что они нужны для того,   чтобы   «разогреть   горлышко»,   чтобы   перед   пением   «горло   сделало зарядку».          Обычно в течении года с детьми изучается на меньше десятка разных распеваний, попевок. Изучение новых распеваний принято выстраивать, что я считаю   очень   удобным   и   правильным,   по   так   называемой   «глинкинской системе»,   при   которой   диапазон   распеваний   увеличивается   от   примы   до квинты и сексты, а если возможно, то и до октавы.     Сначала   я   обращаюсь   с   просьбой   повторить   один   звук, продемонстрированный им голосом. Здесь идёт знакомство с «командой» – дирижёрским   взмахом.   Как   правило,   первая   «проба   голоса»   у   детей получается не совсем успешно и приходится просить детей  исполнить первый звук   несколько   раз.   Чтобы   настойчивая   просьба   не   показалась   ученикам младших   классов   слишком   утомительной   можно   разнообразить   этот   вид работы, предлагая  исполнение упражнений в разных вариантах.     Приём «эхо». Сначала поется распевание относительно громким звуком, а затем повторяется в тихой динамике.     Приём «перекличка». Сначала поется распевание одной группой или одним ребёнком, а затем его повторяет вторая (второй).      По мере освоения простейших распеваний следует постепенно разучивать новые   на   более   широкий   диапазон.   Распевания   можно   исполнять   как   на различные открытые слоги – «лё», «ля», «ла», «ми» и др., так и со словами. Роль   распеваний   с   текстом   успешно   выполняют   фольклорные   потешки   и попевки.  РАСПЕВАНИЕ ХОРА.      Распевание хора происходит по аналогичной схеме.     Цель подготовка каждого певца и всего хора к работе над репертуаром и к концертному исполнению. Может продолжаться 10 ­ 15 минут и более. Задача ­   пение   на   едином   правильном     звучании,   выработка   ансамбля,   строя, интонации;   активизация   артикуляционного   аппарата.   Распевание   хора начинается   с   удобных   упражнений   на   средних   нотах   диапазона   хоровой партии, на небольшой звучности; полезно пение упражнений сверху вниз для наведения   на   высокую   позицию,   пение   с   закрытым   ртом.   Упражнения   не должны быть длинными и трудными, их не следует часто менять. Вокальная   работа   в   хоре   ­   выработка   ансамбля,   строя,   нюансов,   дикции, тембров. Вокальная работа ­ предполагает устранение певческих недостатков хористов и привитие им правильных навыков пения. Полезно практиковать пение группами и по одному. I.Ансамбль (франц.) согласованность исполнения при пении. Ансамбль ­ частный (отдельной хоровой партии); 9 Ансамбль ­ общий (согласованность всех партий); Совокупность   ансамбля:   интонационная,   тембральная, динамическая,   дикционная,   орфоэпическая.     Группа   музыкантов   (певцов) совместно исполняющие произведение. II Cтрой. Работа над строем. 1. Не допускать фальши, всякая неточность должна быть указана, разъяснена   ритмическая, и исправлена; 2. В хоровых партиях отмечать трудные и “опасные” места; 3. Дирижер в этих трудных местах должен помочь хору жестами; 4. Знание и исполнение певцами интервалов; 5. Дирижеру   необходимо   основательное   знакомство   с   построением   и сочетанием   аккордов   и   уметь   пользоваться   указаниями   по   вертикально   ­ гармоническому строю. Хор понижает по двум причинам внешнего порядка: 1. Плохое интонирование, плохой горизонтально ­ мелодический строй; 2. Плохой вертикально ­ гармонический строй.   внутреннего   порядка:   отсутствие   настроения,   подъема   в Причины   исполнении.  Причины повышения внешнего порядка: “Перебор” интервалов (т.е. сплошное расширение интервалов). Внутренние причины повышения: горячность, нервозность дирижера. III  Дикция 1.Яркое произношение гласных с правильным для каждой буквы положением рта, губ и языка; 2. Подчеркивание согласных, образующих совместно с гласной слог; 3. Произношение окончаний, образующих и округляющих слово. Дикция влияет на нюансы. Живые нюансы дают выражение.  ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ  Гортань (орган звукообразования).       Гортань ­ орган, способный к значительным смещениям как вверх, так и вниз. Эти смещения во время пения и речи, по  сравнению с   положением покоя, могут достигать нескольких сантиметров (до 3,5) в каждую сторону. Образует на передней части шеи выступ, видимый глазом и  прощупываемый рукой,   ­   “адамово   яблоко”   (или   кадык).   В     целом     она     имеет     форму усеченного   конуса,   основанием   вниз.   Ее   полость   значительно   сужается     к середине, где она представляет две горизонтально расположенные   складки, одна направо, другая налево, которые называются голосовыми струнами, или голосовыми   связками.   Эти   связки   имеют   способность     производить колебания. Отверстие, заключающееся между этими   связками,   называется голосовой щелью. 10 Голос  выходя из голосовой щели,  звучит   над   гортанью   в   глотке  ­ полости   очень   растяжимой,   которая   занимает   пространство   между перегородкой,   видимой   в   глубине   рта,   когда   опускают   язык,   и   сводом, который   образует   окружность   глотки.   Эта   полость,   благодаря     различным изменениям   формы,   которые   она   может   образовать,   придает   звуку, производимому гортанью, характер различных тембров и различных гласных.  Человеческий   (певческий)   голос   слагается   из   следующих регистров:  ­ Грудного, головного, фальцета (по современной терминологии “медиум” или “микста”  (смешанный регистр).    ­ Из двух главнейших тембров: светлого и темного. Светлый тембр придает блеск и яркость, но доведенный до  преувеличения становится крикливым и визгливым.   Темный тембр, напротив, придает звуку полноту и округлость, доведенный до крайности... делает звук глухим и сиплым.  ­ Из различных характеров звучности и заглушенности.  ­ Различных степеней силы и полноты.  Сила   звука   зависит   от   количества   воздуха,   прорывающегося   сразу   через голосовую щель. Полнота звука зависит  от   расширения,   которое   верхние (ложные) связки образуют над голосовой щелью.   Глотка (рефлектор).    Чтобы хорошо понять движение глотки, нужно себе вообразить  глубокую и растяжимую трубку, которая начинается у   гортани,   изгибается   в небном своде и оканчивается ротовым отверстием. Р а с ш и р е н н а я  г л о т к а    способствует  достижению  всех свойств хорошо поставленного голоса (сильного и полного голоса, вибрато, звонкости ­   полетности...).   Челюсти   освободятся   от   скованности,   дыхание   сделается более глубоким.        Я считаю, что большое значение для   достижения   непринужденности   в пении     детей   имеет   свободная   артикуляция,   которая   неосуществима     без раскрепощения нижней челюсти и гортани  (использовать прием "полузевка" ­ при   зевке   уши   как   бы   закладывает,   перекрыть   их).   На   гласном   "У" раскрывается не только рот, но и глотка, вместе с тем растягивается мягкое небо, уплотняются стенки глоточного резонатора, этот прием способствует правильному положению  гортани ­  ее наклону  вперед,  предохраняет ее  от противоположного   "завала".     Полезно   ­     умеренная   сила,   мягкость   атаки, звучания, повышенный импеданс. АТАКА ЗВУКА. 11 Держите язык расслабленным и неподвижным. В этом положении вздохните медленно и долго, со спокойствием и легкостью атакуйте звук очень точно... быстрым,  коротким  ударом  голосовой щели на ясную гласную А. Это «А» нужно взять в глубине глотки: при   этих условиях звук должен получаться ярким и округленным. Чтобы зазвучал головной резонатор и было ощущение мягкого неба  поднятым нужно  “выше зуб мудрости!”.          При поднятом мягком небе язычок соприкасается с задней стенки глотки; при этом по бокам от него образуются правые и  левые  щели,  через которые   воздух   может   проникать   в   носовые   полости.   Звуки   должны отдаваться в голове, которая для певца исполняет (роль... резонатора) на всех ступенях его голоса (грудной звук сливается с чистым головным).   Ротовой   (артикуляционный) аппарат. Слишком большое раздвижение челюстей в результате   сжимает   глотку и, следовательно,   заглушает   (нормальную)   вибрацию   голоса,   отнимая   у голосового   аппарата   его   резонирующий   свод.   Это   преувеличенное раскрывание   рта   ­   не   единственный     недостаток,     которого     должны остерегаться певцы. 1.Если губы чрезмерно сближены, голос получит горловой оттенок   2.Если   слишком   выдвигают   губы   в   форме   воронки,   то   получают     только тяжелые и как бы “лающие” звуки. 3.Если   рот   открывают   овально   (“как   рыба”)   ­     это     положение     имеет неудобство, что оно глушит голос, ассимилирует (уподобляет) все  гласные, мешает   артикуляции   и,   наконец,   придает   лицу   грубое     и     некрасивое выражение. ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ.      Фантастический  эффективный  по результатам рецепт:  звучание   голоса должно   всегда   чувствоваться   “впереди   рта,   а   не   полоскаться   в   горле”. Автофония (греч.) себезвучание ­ слышание певцом собственного голоса.         Верно   оформленный   певческий   звук   в   смешанном   регистре, узнается по нежному, теплому выразительному тембру. Он всегда льется и радует слух, а вернее радует сердце и наш голосовой аппарат не только своей благозвучностью,   но   и   одухотворенностью.   Кажется   сам   звук   обладает искренностью. Голос ­ это посол от человека к человеку, от сердца к сердцу, средство человеческого общения. 12 Надо   всегда   помнить,   что   при   пении,   так   и       время разговора...задерживать можно только дыхание ­ все остальное должно быть совершенно свободно. Хотя звук образуется в гортани, но певец не должен этого    чувствовать;  если  существует   хоть  маленькое    ощущение    гортани, значит звук поставлен неправильно (ощущение  непринуждённости).   во      ВНИМАНИЕ  при взятии  ноты на то, чтобы  поддерживать дыхание  ­  как будто процесс дыхания продолжается   ­ таким образом, чтобы  голос  опирался на дыхание или лучше сказать,  поддерживался бы воздушным столбом  и звук выходил бы чистый и без постороннего шума. Певец чувствует при этом самым ясным образом, что  может  издавать звук тем продолжительнее, чем больше   он   удержит грудную клетку во время пения во вдыхательном положении.    Я объясняю детям, что   Звук берется не “снизу”, а как бы “сверху”    и обязательно     при     неподвижной   гортани.     Неподвижная   гортань   основа ровного, льющегося  звука. Основа leqato, основа бельканто. При такой атаке звука   передняя   часть  гортани (кадык)    всегда     должна   быть   ниже  задней. “Вдыхательная   установка”   ­   это   постоянная   готовность   ко   вдоху     при фонационном выдохе. Экономия   расхода воздуха при пении способствует возникновению импеданса. Этот труд ­ замедление в выдыхании ­ составляет то, что обыкновенно называется ­ опереть голос на одну или другую часть грудной полости. ИМПЕДАНС   ­   суммарное   давление   воздуха   на   связки   со   стороны ротоглоточной полости (ощущение ­ как бы петь в себя, наполняя грудную клетку как емкость (cм.рис.)       Это давление сдерживает в какой ­ то мере подсвязочное давление. При этом связки освобождаются от лишней нагрузки, что создает для них  более благоприятные условия работы. Таким образом, импеданс   оказывается для голосовых связок защитным механизмом. В процессе  пения  импеданс каждое мгновение изменяется в   зависимости   от   силы   звука,   качества гласной, высоты и задач художественной выразительности. Я считаю, что подстройка импеданса   является   очень   важной   частью   вокальной   техники.   Величина импеданса   во   время   пения   регулируется   каждое   мгновение     с   помощью артикуляционного   аппарата,   отсюда   делаю  вывод:    техника     артикуляции определяет не только технику дикции, произношения, но и вокальную технику в целом. При грудных звуках, надо чувствовать как бы две точки опоры звука: одну   в   груди,   другую   в   твердое   нёбо   (в   точку)   у     передних     зубов.   Для 13 образования более высоких закрытых нот, передвинуть точку упора воздуха с передней части твердого нёба более назад, но сохраняя грудной оттенок, то есть продолжая чувствовать упор звука в груди. При пении высоких нот ­ звуки должны быть направлены  в  голову,  но без лишнего носового звучания (ощущение “маски”, то есть высокого звучания, самые низкие ноты должны звучать, как самые высокие,  в голове).  О ПОДАЧЕ ГОЛОСА И ЕГО КАЧЕСТВАХ. Считаю, что многочисленные недостатки могут вредить красоте голоса: Горловой тембр ­ чтобы исправить недостаток этого  тембра,  язык...должен двигаться своим концом, слабо серединой и  отнюдь  не  корнем. Расстояние между челюстями должно оставаться  приблизительно  одинаковым для всех гласных; Носовой   тембр   ­  зажимая   ноздри,   можно     распознать,   направляется     ли воздушный столб по выходе своем из гортани в  хоаны...  или  он  прямо идет в ротовую   полость.   Достаточно   поднять   небную   занавеску,   чтобы   исправить этот недостаток; Глухой     тембр  ­   достаточно     поднятия     кончика     языка     или       слишком большого сближения губ, чтобы сделать звук глухим и замогильным.  Глухой тембр   исправляется   при   энергичном   смыкании   связок.   Гласная   «И» способствует исправлению.  ТЕМБР.       Одно из важнейших качеств тембра голоса ­ его полетность, связанная с непринужденностью   звукоизвлечения   при   смешанном   голосообразовании   – считаю, что может решающим образом влиять на развитие диапазона у детей. Полетность   избавляет   певцов   петь   громко,   форсировать   звучание.     Тембр формирует выразительную вокальную дикцию.     Сохраняя высокое положение гортани, обуславливающее собой образование наиболее   красивого   тембра   голоса,   для     достижения     нежного     тона необходимо атакировать или начинать звук при   выдыхании   с   постоянным давлением сверху на переднюю часть гортани.       Во   время   работы   я   сделала   вывод,   что   негодование,   угрозы,   строгое приказание     голос,   делают   его   грубым   и   высокомерным. Воинственный или религиозный экстаз округляют голос и  делают  его ярким и   блестящим.   Сдержанная   угроза,   глубокое   горе   и     скрытое     отчаяние выражаются   глухим   тембром.   Ужас   и   тайна   заглушают   голос,   делая   его темным и хриплым. При изнеможении, которое следует за сильным волнением голос становится тусклым. В радости тембр становится живым, блестящим и непринужденным. Насмешка делает голос металлическим, кричащим. В смехе ­  голос  резкий, визгливый, прерывающийся, конвульсивный.  СГЛАЖИВАНИЕ РЕГИСТРОВ.   округляют   14 Оба   резонатора   (грудной   и   головной)   работают   одновременно   при различном их соотношении, в зависимости от регистра,  требуемой  окраски, от эмоции и т.п. Я часто говорю детям, что нужно остерегаться уменьшения блеска   и   силы   грудных   звуков,   в     тоже   время   нужно   давать   фальцету (медиуму) всю энергию,  на  которую  он способен. А также предупреждаю о том, что своевременное умелое опускание вибрирующего язычка мягкого неба возбуждает   резонанс   лицевой   маски,   облегчает   формирование   (трудных) переходных   и   высоких   нот   и   позволяет   воздуху   (звуковым   волнам) проникнуть   в   носовые   полости   и   тем   самым   распространяться   к   лобным, челюстным     и   прочим   резонаторам;   так   можно   избежать   ненужных (чрезмерных)  мышечных напряжений  и связанных с ними приливов крови к шее и лицу.          По всему вышесказанному делаю вывод: правильно поставленный голос должен   быть   на   среднем     (смешанном)     и   верхнем   регистре   обязательно “прикрытым”, для чего необходимо  скрещивать грудной регистр с головным. По выражению Эверади “ставь грудь  на голова” или “ставь голова на грудь” ­ означали:   при   пении   грудных     нот   обязательно   примешивание   высокого головного   звучания,   и,   наоборот,   при   пении   высоких   головных   нот   нужна грудная   опора   звука.   Начинать   смешивать   головное   звучание   с   грудным (“надевать  шапочку на звук”) нужно ранее предельных переходных нот. Для высоких     голосов   применять   прикрытие   звука   несколько   ниже   фа1,     для других  голосов  ­ соответственно еще ниже.    Первый звук (ре, ре#, ми, фа) нужно брать попеременно то грудью, то  фальцетом. Это последование нужно исполнять на одно дыхание, вначале  немного раз и медленно... потом увеличить скорость и число последований.  Грудные звуки прекратить на ноте Фа.  О ВОКАЛИЗАЦИИ    Вокализировать ­ значит петь на гласные... свободно связывая  звуки между собой. Выделяю 5 основных способов соединения звуков: 1.соединять посредством portamento;  переносить  голос  ­ значит вести его от одного звука к другому через все промежуточные ноты. Этот прием помогает выравнивать регистры, тембры, и силу голоса. 2.петь связно (leqato); связывать звук ­  значит  переходить от одного звука к другому чисто, быстро, непринужденно, без перерыва голоса или переносить его через какой ­ нибудь звук. 3.акцентировать   (marteellato);   ­     значит     выделять     звуки   при   исполнении, опирая каждый звук отдельно, но не отрывая  его  и  не бросая. Достигается толчком  (дыхания) на  каждой  ноте,  производимым давлением диафрагмы и расширением глотки. 15 4.петь отрывисто (staccato); ­  атакировать  каждую  ноту особым смыканием голосовой щели, отделяющим один звук от другого. Кроме блеска, который они придают пассажу, эти упражнения, исполненные со вкусом, развивают эластичность, ликвидируют вялость голосового аппарата. 5.петь   с   придыханием   (специальный   прием).   Способ     исполнения   этих пассажей заключается в легком   придыхании   перед   повторением каждой ноты.   Этот   способ   приводит   к   тому,   что   эти   ноты   делаются   достаточно четкими.  ЗНАЧЕНИЕ ДИКЦИИ. АРТИКУЛЯЦИЯ.            Артикуляция ­ это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и богатая.    Артикуляция ­ это физкультура для лица (лицевых мышц), от этих движений и лицо становится красивее.   Критерием правильной артикуляции будет всегда ее   естественность в связи с выразительным звучанием голоса, его тембра. Считаю, что хорошие певцы артикулируют активно и потому их исполнение является ярким, убедительным.   Мне   видится,   что   артикуляция,   необходимый   элемент   внятного   произношения   при   пении.     Предлагаю   следующие   упражнения:   надо переходить   на   одной   и   той   же   ноте   и   на   одном     дыхании   через   все последовательные тембры, начиная с самого светлого   до самого темного и потом обратно ­ на другом дыхании от темного тембра к светлому... звук должен   сохранять   одинаковую   степень   силы     протяжении   всего упражнения. Отчетливая   дикция   способствует   улучшению   звука,   делая   голос     более концентрированным и мягким.  Хорошая дикция  ­ обрамление голоса.   в    ФИЛИРОВКА ЗВУКА.    Считаю ­ хорошо филировать звук ­ это значит быть певцом. Эти звуки начинаются   pianissimo,   постепенно   возрастая   в   силе,   самую     большую интенсивность, точно совпадающую с половиной их длительности; потом   в обратном движении звук проходит, уменьшаясь в силе,  ту  же  постепенную градацию, пока не окончится совершенно.  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ПЕНИИ.    Со мной многие согласятся, что выражение (экспрессия) есть великий  закон в  искусстве.    Мной выделяются некоторые внешние признаки, проявляющиеся у человека: 1.Движение лица (мимика); 2.Различные изменения дыхания; 3.Волнение голосом; 4.Разнообразие тембров; 5.Изменение артикуляции; 6.Изменения в быстроте выговора; 16 7.Повышение и понижение голоса; 8.Различные степени силы голоса.      В человеке все тесно связано, и всякое душевное движение отзывается на всем   его   поведении.   Отсюда   делаю   вывод,   что   жест   и   голос   должны естественным   образом   согласовываться   в   выражении   одного   и   того     же чувства.  ЕДИНСТВО.       Строгий   и   разумный   выбор   средств   и   эффектов   составляет   то,   что называется единством. Это трудное умение основано  на  точном  понимании смысла и значения выражаемых чувств. Считаю, что исполнитель не должен пренебрегать никакой,  даже  самой  незначительной мелочью. Все сказанное об одной пьесе применяется также  и  ко всей роли. Надо представить себе общий характер этой роли, затем подумать о том, какие детали надо придать изображаемому лицу в отличии   от других. Ученику необходимы не только голос,   но   и   душа,   пылкая   и     артистическая,   хорошие   музыкальные способности, здравый смысл и память. РАБОТА С ГУДОШНИКАМИ. Раскрепощение нижней челюсти в положении хорошо открытого   рта      Во время работы я сделала вывод что одной из основных причин плохого интонирования     является     отсутствие   и   детей   верной   координации   между слуховым представлением  и  его воплощением голосом, не умеет правильно формировать     (оформлять)     певческий   звук.   Работаю   с   такими   детьми следующим образом.    К числу применяемых приемов отношу: 1. Пение звуков (с постепенным повышением) на гласный  «У»  приемом стаккато (на слабой  доле  такта)  с  переходом на легато  (для    достижения органического и непринужденного характера звукоизвлечения); 2. (при пении на гласном «У») 3. зрительной наглядностью. 4. Задание дается в живой форме, содержащей  художественный  момент. 5. В  случае   необходимости   добиться   от   ребенка     верного     выполнения задания с  помощью перечисленных  мер  применяется  специальный  прием: плотное закрывание ушей ладонями рук (при этом ушные раковины  следует пригладить вперед). С помощью этого приема интонация сразу исправляется. Также   прием   с   закрыванием   ушей   применяю     иногда     для     исправления характера звукоизвлечения и уточнения интонации ко всем   детям. В этом случае дети сами закрывают себе уши (или только одно ухо). Певческое   задание   дается   ребенку     на     слух,     но     подкрепляется РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ. 17 При достижении некоторых результатов в исполнении попевок перехожу к такому виду музыкальной деятельности как разучивание и исполнение песен.     Применяемая мной методика разучивания песен состоит из 4 этапов:  Слушание песни;  Её разборка с детьми;  Разучивание слов и мелодии песни;  Художественная отработка звучания.          При знакомстве с песней школьникам сообщаю, кто её авторы – поэт и композитор и спрашиваю, знакомы ли уже детям какие либо произведения этих авторов. Затем учащимся даю прослушать музыкальное произведение, после чего дети определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые свойственные ему особенности.      Обычно на одном занятии не разучиваю всю песню целиком. Мне кажется что   это   удобнее   и   эффективнее   разучивать   покуплетно,   в   течении   ряда занятий.   Художественное   оформление   каждого   куплета   провожу   либо   во время его разучивания, либо по окончанию разучивания всей песни. После того как вся песня выучена, выяснены   и закреплены все особенности его покуплетного исполнения,  поём ее как на концерте. РАБОТА С МИКРОФОНОМ.       Научить ребенка пользоваться и исполнять в микрофон – это также наша работа в вокальной студии. Особенно это относиться к участникам, которые занимаются концертной деятельности.          При   умелом   обращении,   микрофон   из   неудобного   и   отвлекающего предмета превратится в Вашего доброго и привычного помощника на сцене.   с     концертным   микрофоном        Среди всего многообразия микрофонов, которые различаются по системе, конструкции, назначению и области применения, исполнитель на сцене имеет дело         Концертные микрофоны для солистов бывают двух типов – кабельные и радио.   В   настоящее   время   радиомикрофоны   практически   вытеснили кабельные, т.к. дают большую свободу движений исполнителю и не требуют использования   стоек,   загромождающих   сцену.   Радиомикрофоны   бывают ручные (которые исполнитель держит в руках) и головные (которые крепятся на голове исполнителя).  солистов. для      Микрофон – очень нежный прибор, для которого достаточно лишь одного падения или удара, чтобы его характеристики изменились в худшую сторону. Поэтому он требует очень бережного и внимательного обращения. Ни в коем случае нельзя дуть в микрофон или стучать по нему рукой, чтобы проверить 18 работоспособность. Это может привести к деформации мембраны и выходу микрофона из строя.      Различные проблемы, которые могут возникнуть у исполнителя с  микрофоном на сцене, можно объединить в несколько основных групп:       1. Включение микрофона       2. «Заводка» микрофона       3. Тембр звука       4. Искажения звука       5. Посторонние шумы.  Включение микрофона.             Как   правило,   во   время   концерта   на   сцене   присутствует   человек,   в обязанности которого входит своевременная подача микрофона очередному исполнителю. Но, нередки случаи, когда микрофон оказывается выключен. И это выясняется только тогда, когда исполнитель уже начинает петь. Следуя принципу  «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», необходимо знать,         Самыми распространёнными на сегодняшний день, являются микрофоны фирм Shure и AKG. На фото стрелками указано положение переключателей для включения.       У   микрофонов   Shure   во   включённом   состоянии   должен   светиться индикатор зелёного цвета. Если кроме него светится ещё и красный, значит, батарея разряжена, и этот микрофон лучше не брать. микрофоны. включаются как их                 У   микрофонов   AKG   индикатор   включения   красного   цвета.   Он кратковременно   загорается   только   в   момент   включения   микрофона.   О состоянии батареи можно судить по времени свечения индикатора – чем оно короче,   тем   лучше   батарея.   Если   после   включения   индикатор   светится постоянно, значит, батарея почти полностью разряжена.       Степень   зарядки   батареи   микрофона   влияет   на   качество   звука   и надёжность   радиосвязи   с   приёмником,   поэтому   выбирайте   микрофон   со свежей         Если микрофон оказался незнакомой конструкции, не поленитесь заранее спросить, включается.       Когда   микрофон   уже   у   Вас   в   руках   и   Вы   проверили   положение переключателей,   чтобы   окончательно   убедится   в   работоспособности батареей. как он         19 микрофона,   произнесите   в   него   звук  «Ц».  Этот   звук   будет   Вам   хорошо слышен   из   колонок   и,   в   то   же   время,   не   привлечёт   к   себе   внимания окружающих.         После   выступления   не   выключайте   микрофон!   Не   осложняйте   жизнь следующему исполнителю. Не кладите микрофон куда попало, а отдайте в руки ответственному или очередному участнику концерта.  «Заводка» микрофона.         писк     «Заводка»  или  «возбуждение»  микрофона   –   это   возникновение акустической обратной связи на определённой частоте между микрофоном и акустическими   системами   (звуковыми   колонками).   Она   проявляется   как противный гул.       Чтобы избежать  «заводки», в то время, когда микрофон не используется по прямому назначению (выход на сцену, пока звучит вступление, проигрыш, уход   со   сцены),   его   нельзя   опускать   ниже   уровня   пояса.       В   процессе   выступления   не   подходите   слишком   близко   к   мониторам (акустические   системы,   направленные   на   исполнителя).   Оптимальное местоположение   певца   на   сцене   во   время   номера   –   на   линии   занавеса.         Если микрофон всё же  «завёлся»,  ни в коем случае не закрывайте его рукой – писк только усилится! Скорее отверните микрофон от акустических систем.   или    Тембр звука.      Тембр звучания микрофона сильно зависит от его положения относительно рта   исполнителя.   В   отличие   от   бытовых   микрофонов   караоке, профессиональные   эстрадные   микрофоны   имеют   более   низкую чувствительность   и   узкую   диаграмму   направленности.   Частотная характеристика   значительно   меняется   с   расстоянием.   Чем   дальше   от   губ находится   микрофон,   те   меньше   в   звуке   низких   частот,   которые   создают опору   звучанию,   тем   более   резко   и   плоско   звучит   голос.   Особенно   это существенно для детского голоса, в котором всегда недостаёт низкочастотной составляющей. Наилучший звук достигается при расстоянии от губ 0,5 ­ 2 см.        Положение микрофона относительно рта также очень существенно влияет на звук. Многие, насмотревшись по TV выступлений звёзд эстрады, пытаются копировать такую манеру манипулирования микрофоном. Но дело в том, что 100%   TV   концертов   проходит   под   плюсовую   фонограмму   и,   что   бы   ни вытворял певец с микрофоном, на звук это никак не повлияет. Другое дело – выступление  «вживую».  Наиболее   правильное   с   точки   зрения   звучания положение   микрофона   –   почти   горизонтальное,   с   небольшим   отклонением вниз.       Некоторые   предпочитают   отклонение   вверх,   считая,   что   это   более стильно.   На   звук   это   не   влияет,   но   приводит   к   появлению   не   красивых фотографий. 20 Работая с детьми, чтобы добиться правильного положения, я предлагаю им представить, что нижняя часть микрофона – это фонарик, который надо всегда   направлять   на   зрителей.   Для   маленьких   детей   радиомикрофон   – довольно тяжёлая вещь. Во время выступления они пытаются прижать локоть руки, в которой держат микрофон, к груди – так легче справиться с весом. А это приводит к неправильному дыханию и изменению положения микрофона. Поэтому   на   репетициях,   даже   если   нет   микрофона,   пусть   держат   в   руке какой­либо предмет.       Правильная хватка не даст микрофону выскользнуть из руки и обеспечит надёжную фиксацию нужного положения. Во время выступления, особенно у детей, от волнения ладони рук становятся влажными. Если держать микрофон несколькими пальцами, есть большой риск его уронить и при движениях он будет постоянно смещаться относительно рта, что приведёт к провалам звука.   форме похожий весу по и                 Держите   микрофон   всей   кистью   и  старайтесь,  чтобы   при   движениях   и поворотах головы во время номера, он был словно приклеенным к Вашим губам.   Во   время   проигрыша   микрофон   лучше   всего   прижать   к   груди. Искажения звука.     сделать       Внимательно послушайте, как поёт предыдущий участник концерта. Если у него подача значительно слабее Вашей, звукооператор добавит усиление, а после номера, возможно, не вернёт его к нормальному значению. Поэтому в начале Вашего выступления не форсируйте звук, т.к. это может привести к искажениям   и   оглушить   зрителей   и   жюри.   Дайте   немного   времени звукооператору работу.       При пении в микрофон надо смягчать атаку взрывных согласных звуков «П» и «Б», иначе эти звуки будут очень сильно выделяться, а при достаточно мощном усилении вообще будут восприниматься, как удар. Это достигается практикой, поэтому в микрофон надо петь не только на концертах, но и на репетициях.       Не кричите в микрофон. Если этого требует постановка Вашего номера, во время очень громкого открытого звука немного отодвиньте микрофон (на 1­2 см.)   от   нормального   положения.   Но   не   переусердствуйте,   иначе   вместо акцента   в   вашей   песни   может   получиться   провал   звука.   Вообще,   не злоупотребляйте этим приёмом, прибегайте к нему лишь в случае крайней необходимости. свою    Посторонние шумы. 21 всё            Находясь за кулисами в ожидании своего номера, особенно если у Вас в руках   уже   включенный   микрофон,   не   разговаривайте,   не   комментируйте другие выступления. Даже если Вам ничего не слышно, зрители в зале вполне могут услышать.       Во   время   номера   старайтесь   избегать   трения   микрофона   об   одежду. Перекладывание   микрофона   из   одной   руки   в   другую,   если   этого   требует постановка, делайте мягко и осторожно. Предлагая зрителям поддержать Вас аплодисментами, не хлопайте по микрофону – просто имитируйте движения, не его.       Если позволяет  время и администрация, очень желательно до концерта опробовать звучание микрофона, дать указания звукооператору по балансу громкости фонограммы, типу (холл, дилэй) и глубины эффекта для голоса. Запомните микрофон, в который Вы проводили настройку (как правило, они имеют   какие­либо   разноцветные   метки)   и   перед   выступлением   выберите именно его.       При   умелом   обращении,   микрофон   из   неудобного   и   отвлекающего предмета превратится в Вашего доброго и привычного помощника на сцене. касаясь       ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ.           Любая   работа   должна   иметь   своё   логическое   завершение.   После проделанной большой работы, после того как песня выучена, отработаны все вокальные трудности, найден художественный образ… необходимо ребенку дать   возможность   показать   себя   на   публике,   а   именно:   школьные тематические вечера.      Выступление на сцене перед аудиторией, пусть не большой, дает ребенку возможность   оценить   себя,   ответить   на   вопросы:   «Кто   Я?»,   «Какой   Я?», «Каким мне быть?», «Могу ли я уважать себя и за что?», т. е. думать о себе как о личности. Эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими   людьми,   в   том,   чего   следует   ожидать   от   себя   в   будущем.   (Я КОНЦЕПЦИЯ). С помощью концертных, публичных выступлений достигаем максимального уровня притязания личности.    Для   лучшего   понимания   и   взаимодействия   для   исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе­игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. Эта тенденция позволит обеспечить формирование у детей целостной картины мира в гармонии абстрактно­логического, образного мышления. Еще концепция выдающего музыканта и педагога Д. Б. Кабалевского способствовала не только созданию яркого, эмоционального занятия музыкой, но и воспитанию ребенка как человека творческого, который «должен любить 22 музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относиться к  музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызывать у окружающих  любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен»        У меня много детей, которые увлеклись музыкальным исполнительством. И мне  хотелось бы  поделиться с вами моими достижениями, а точнее будет сказать достижениями моих воспитанников. Многие учащиеся получив азы вокального исполнительства на уроках музыки посещают и кружки. В нашей школе   существует   работа   по   дополнительному   образованию   в   урочной системе.   Так   учащиеся   начальной   школы   посещают   музыкальные   занятия дополнительно. Данное занятие проходит как урок с разницей только в том, что   данный   урок   посещают   заинтересованные   дети,   дети,   которые   хотят хорошо и правильно научиться петь.         Учащиеся   средней   школы   №2   выступают   на   всех   общешкольных праздниках и мероприятиях(«встреча выпускников», «день рождения школы», «КВН»   и   др),   тематических   линейках   («день   знаний»),   конкурсных программах («голос ­ дети»). Также выступаем и на конкурсах городского , районного и всероссийского значения. Мы достигли некоторых успехов. На конкурсе патриотической песни нами было получены призовые места.  Никитенко   Анна,   Скуйбедина   Екатерина,   Белоконова   Юлия,   Ильиных Елизавета, Горбанева Полина, Гурина Алевтина, ансамбли «Веселые нотки», «Три   подружки»   являются   участниками,   дипломантами,   лауриатами   и победителями многих вокальных конкурсов.       В данный момент мои выпускники Суржко Екатерина и Шишкина Юлия в городе   Воронеж   образовали   студенческий   вокально­инструментальный ансамбль. Мануйлов Андрей записал песню со знаменитой московской звездой Домиником Джокером. «Петь, мы, люди начали раньше чем говорить.»   «Хочешь узнать человека – заставь его петь.» «Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным.» “Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать” ­   Ф.Аквинский. “Чем больше учишься, тем более чувствуешь  потребность  учиться”  ­  Монтескье. “Пению нужно учиться больше умом, а не голосом, так как, утомив голос, никакими   средствами   не   приведешь   его   опять   в   хорошее     состояние” И.Назаренко.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 Итак ­ для реализации и решения насущных проблем, которые возникли в обществе   необходимо   «лечить»   наше   подрастающее   поколение.   Решать возникшие   проблемы   необходимо!   Ведь   в   настоящее   время   нас   окружает только   развлекательная   музыка,   которую   в   изобилии   предоставляют современные СМИ. Она не способствует тому, чтобы под её звучание дети вспоминали полезные навыки, приобретенные на школьных уроках:  умение старательно и чисто вокализировать,  вдумываясь в содержание песни, любить красоту   мелодии,   «пропускать   через   себя»,   «вживаться»   в   произведение, понимать смысл и значения выражаемых чувств, вкладывать душу, пылкую и артистическую, здравый смысл и память, эмоционально и духовно развиваться и т. д.       Надеюсь, что моя педагогическая концепция помогает возрождать  духовную сторону ребенка вдыхать вечное и доброе. Петь, мы, люди начали раньше чем говорить.       Хочешь узнать человека – заставь его петь.        Что же происходит с нами, когда мы поем? Пение отличается тем, что в речи человек строит логические обороты, и этими огромными логическими связями, цепями причин и следствий он связан с миром. А когда человек поет, то переходит в эмоциональную сферу. Ведь петь  можно  только душой. Когда люди поют компанией, они испытывают целую  гамму  чувств.  Кроме того, что они вместе сопереживают, они попадают в резонанс и как бы друг друга изнутри   взбадривают.   Это   сильная   песенная     вибрация,     от   которой   даже мурашки по спине идут ­ особенно,  когда  поет  слаженная компания мужчин. Самое   главное   ­   человек   в   пении   раскрывается,   становится   самим   собой. Люди лживые поют очень редко... ЛИТЕРАТУРА 24 1.Агапова И. А., Давыдова М А.  30 музыкальных занятий. « Аквариум»  ГИППВ. 2002. с.238 2. Аюбашев Г. Л. Пособие по методике музыкально­эстетического  воспитания. РПГК 2001. С.39 3. Аюбашев Г. Л. Трилогия. 1часть. Вокал. РПГК 2001. С.42 4. Бабанов С. М. Педагогика. Пособие для студентов педагогических учебных заведений. Педагогическое общество России. М. 1998. С. 308 5. Блейз О. С. Все о музыке. Астрель. М. 2001. С. 176 6. Бугаёва З. И. Весёлые уроки музыки в школе и дома. Сталкер. Д. 2002. С.  384 7. ДубровинаИ. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. Акадкмия.  М. 2007. С. 464 8. Бурменская Г. В., Слутский В. М. Одаренные дети. М. 1991 9. Гульянц Е. И. Музыкальная грамота. « Аквариум» ГИППВ. 2004. с.128 10. Истомин  С. В. Музыка. (Хочу всё знать). Астрель. М. 2005. С.396 11. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? Просвещение. М. 2005. С.224 12. Мижеринков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую  деятельность. Педагогическое общество России. М. 2002. С. 268 13. Михайлова М. А.  Развитие музыкальных способностей у детей.  «Академия развития». Ярославль. 1997. С.238 14. Мягков И. Ф., Боков С. Н., Чаева С. И. Медицинская психология. Логос.  М. 2002. С. 320 15. И.К. Назаренко “Искусство пения”  Музыка. M. 1968г 16. Немов Р. С. Психология. 1 книга: Общие основы психологии. ВЛАДОС.  М. 2001. С. 688 17. Немов Р. С. Психология. Словарь­справочник в 2­х частях ВЛАДОС. М.  2003. С. 665 18. Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. Прсвещение. М. 1994. С. 124  19. Платонов К. К. об изучении психологии учащихся. Всесоюзное Учебно­  педагогическое Издательство «Профтехиздат». М. 1961 с. 140  20. Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания.  «Академия развития». Ярославль. 2006. С.128 21. Школяр Л. В.  Музыкальное образование в школе. М. 2001. С.230 22. Юдина Е. азбука музыкально­творческого саморазвития. М. 1994 ПРИЛОЖЕНИЕ 25 ПЕНИЕ КАК ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ.      Петь, мы, люди начали раньше чем говорить. Причиной этому послужило разделение   мира   на   самцов   и   самок,   у   которых     влечение     к     процессу размножения было сильнее тяги к знаниям   и   развитию   интеллектуальных способностей. Ч.Дарвин был убежден, что привычка издавать   музыкальные звуки родились впервые как средство   ухаживания   и   ассоциировалось   с ожиданием самых сильнейших наслаждений: любви, соперничества, победы. ПЕСНЯ КАК ПУТЬ РЕШЕНИЯ ЖИТЕЙСКИХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ.      В античном мире песня была средством сохранения и  передачи  великих событий,   поскольку   средства   массовой   информации   в   то   время отсутствовали.   Министром   песенной   информации   можно   считать   Гомера. Любовь   к   пению   погубило   Нерона.   Чтобы   выходить   победителем   на   всех песенно­музыкальных   cоревнованиях,   было   загублено   и     задушено     очень много певцов попробавших состязаться с ним. Истощив   терпение   народа, который приговорил его к смерти, он был   вынужден   заколоть   себя   со словами: “Какого певца (актера) теряет сегодня Рим!”.   ПЕСНЯ КАК ОРУЖИЕ.          Военная песня воодушевляет солдат и удваивает храбрость. С песнями шли полки грозного царя на взорванные стены Казани. С   песнопениями же входил в 1612 году князь Пожарский  в  освобожденную  Москву.  Под песню “Ах, зачем было огород городить!” входили русские войска   в   Милан. А песня Александрова “Вставай, страна огромная”  давала  нам  силы победить фашизм. ПЕСНЯ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ.        Плутарх и Афине передают, что законы в то время писались  стихами и пелись   публично.  Кстати,  пелись   они   и  у   нас   в  виде  “Гимна     Советского Союза”, в тексте которого отражались статьи 2 и 6 главы  1,  статьи 36 главы 6,   статьи   70   и   71   главы   8   Конституции   СССР.В   отличии   от   сегодняшней оппозиции, у которой в распоряжении   сотни песен, сочиненных за 70 лет советской власти,   нынешней   демократической  власти вместе  хором петь нечего.   А   если     нет     объединяющих     песен,   людям   трудно   о   чем   ­   либо договориться... ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА ­ ЗАСТАВЬ ЕГО СПЕТЬ. Что же происходит с нами, когда мы поем? Пение отличается тем, что в речи человек   строит   логические   обороты,   и   этими   огромными   логическими связями, цепями причин и следствий он связан с миром. А когда человек поет, то переходит в эмоциональную сферу. Ведь петь  можно  только душой. Когда люди поют компанией, они испытывают целую  гамму  чувств.  Кроме того, 26 что они вместе сопереживают, они попадают в резонанс и как бы друг друга изнутри   взбадривают.   Это   сильная   песенная     вибрация,     от   которой   даже мурашки по спине идут ­ особенно,  когда  поет  слаженная компания мужчин. Самое   главное   ­   человек   в   пении   раскрывается,   становится   самим   собой. Люди лживые поют очень редко... “Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать” ­  Ф.Аквинский. “Чем   больше   учишься,   тем   более   чувствуешь     потребность     учиться”     ­ Монтескье. “Избегайте   тех...,   кто   ненавидит     можно воспользоваться >. Советы эти подобны молнии, которая устрашает и в то же время освещает < путь идущим в темноте >. “Я   сохраняю   за   собой   необходимость   указания     ­     насколько     возможно научиться начальным правилам для того чтобы   не   петь   в   потемках”   ­ И.Назаренко. “В   искусстве   гораздо   более   совершенствуются   размышляя,   упражняясь” ­ Жаклин.   которыми     нежели   советы,     <   СОВЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ КОМПОЗИТОРОВ И ВОКАЛИСТОВ ПЕВЦАМ. М.И.ГЛИНКА: “По моему методу, надобно сперва  усовершенствовать  натуральные тоны (то есть без всякого усиления берущиеся)”. (для гудошников!!!). “Мало   ­   помалу   потом       можно   обработать   и   довести   до   возможного совершенства и остальные звуки”. “Попадать прямо на ноту, не тянуть при переходе  из  одной  ноты  в другую” (без глиссандирования). “Не сила, а верность составляет главное в музыке”. Если ученик  понижает заставляйте его петь в мажорном тоне, если повышает ­ в минорном. Ф.И. ШАЛЯПИН: “Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода  тлетворное слово “авось” и полагался только на сознательное творческое усилие. Я вообще не верю в одну спасательную славу таланта без упорной   работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в  пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески... Следуя   хорошим   образцам,  я   и   после     достаточных     успехов     продолжал учиться у кого только мог и работал... Никакая работа не может быть плодотворной, если в ее основе не  лежит  какой ­ нибудь идеальный принцип... Единственно правильным путем к  красоте я поэтому признал для себя правду... Песня без внутренней жизни никого не волнует”. 27 Бениамино Джильи: 1. Пойте  вдоль вашего  спинного хребта, так как пение (по представлению) возникает оттуда ( костный мозг ­ шланг);                                      2. Формируйте высокие тоны темным  тембром; 3. Вы должны шевелить ушами, бровями, когда поете высокие ноты; 4. Думайте  о запахе тухлой рыбы, когда вы формируете  головной звук; 5. Сожмите нос пальцами и пропойте слова “Ave Maria” медленно на каждой ноте, идя вверх по шкале гаммы. Это способствует выведению звука вперед к носу, губам; 6. Пойте слово “ку ­ ку“  каждый день для лучшего развития голоса; 7.  Для   более   правильного   формирования   высоких   нот   сожмите   маленький язычок гландами.  А.В. Нежданова:  Качества необходимые для певца. 1. Музыкальные познания;   совершенство в интонации;   свободное дыхание; легкость голоса;         умение   владеть   звуком   при   усилении   и   ослаблении     соответственно выражаемым чувствам; ясное и точное произношение; изящество звука; музыкальная память. Д.ОГОРОДНОВ:        “Музыкально ­ певческое  воспитание  в  общеобразовательной школе. Ладовое чувство ­ основа развития музыкального слуха. Само   ладовое   чувство   проявляется   в   том,   “что     все     звуки     мелодии воспринимаются в их отношении к устойчивым звукам лада,   в   результате чего   каждый   звук   приобретает   своеобразное   качество,   ладовую     окраску, характеризующую степень устойчивости и характер его тяготения”.            Ладовое   чувство   ­    это   эмоциональное   переживание   определенных отношений между звуками. Музыкальные   представления   могут   возникнуть   только   на   основе   ладового переживания   мелодии,   отсюда   наиболее   легким   способом   является интонирование мелодии на основе ладового соотношения звуков. Об   условиях   формирования   навыка   голосообразования у детей младшего школьного возраста.   смешанного (механизма) 1. Практика и теория показывают, что одной из   точек   соприкосновения обеих функций (речевой и вокальной) оказывается   высота   тона,   на которой свободнее всего говорят дети. 28 2. Но певческим и наилучшим по тембру этот  тон  получается  тогда, когда ученик, используя при звукоизвлечении наряду с фальцетным и  богатый грудной   механизм,   сумеет   и   правильно   его   оформить    ­     в     высокой позиции. 3. Нахождение   высокой   позиции   звучания   (головного     резонирования     в координации с грудным) на низком певческом тоне осуществимо только в том случае, если ученик споет   непринужденно,         при   правильном выборе   высоты   тона.   Здесь   заключен   “главный   секрет”     становления певческого голоса  (звук выше голосовых cвязок).        Непринужденно ­  значит без насилия, без нажима, а  следовательно  ­ охотно, с удовольствием; и не за счет “облегчения”, как это имеет  место в фальцете, а органично и полноценно (а следовательно, ­ и перспективно). Большое значение для  достижения  непринужденности  в  пении  детей имеет свободная артикуляция, которая неосуществима  без  раскрепощения нижней челюсти и гортани  (использовать прием "полузевка" ­ при зевке уши как бы закладывает, перекрыть их). На гласном "У" раскрывается не только рот, но и глотка,   вместе   с   тем   растягивается   мягкое   небо,   уплотняются   стенки глоточного   резонатора,   этот   прием   способствует   правильному   положению гортани ­ ее наклону вперед, предохраняет ее от противоположного "завала". Полезно ­  умеренная сила, мягкость атаки, звучания, повышенный импеданс. Одним   из   ценнейших   качеств   певческого   голоса   (его   тембра)   считается наличие   в   нем   высокой   певческой   форманты   (область   высоких   частот     в спектре голоса), которая придает голосу  п о л е т н о с т ь. Чтобы   выполнить   "задачу"   (открыть   рот)   достаточно   бывает   предложить детям     слегка   надавить   пальцами   на   щели   между   зубами   и   подбородок опустится или взять кисть ребенка в свои руки и его пальчиками раздвинуть собственные (через щеки) , дав ребенку почувствовать, как у самого учителя свободно открывается рот, опускается челюсть. Хоровой словарь. Автофония (греч.) себезвучание ­ слышание певцом собственного голоса. А   капелла  (итал.)   ­   хоровое   пение   без   сопровождения.   Распространено   в народном творчестве. Русская православная  музыка использует только такое пение. Этот жанр распространен во многих странах. Анализ   хоровой   партитуры  ­   разбор   партитуры,   необходимое   условие   для успешного   изучения   произведения с хором. Задача ­ понять произведение, осознать   наметить последовательность изучения и т.д. Аннотация  ­   краткое   письменное   изложение   содержания   музыкального произведения.   его   содержание,   определить   трудности, 29 Аранжировка  ­ (франц). ­   приводить в порядок, устраивать ­ переложение музыкального   произведения   для   исполнения,   может   быть   простой   и творческой, нередко сопровождается транспонированием. Артикуляция (лат) ­ расчленять.  1.Способ   исполнения   звуков   при   пении,   одно   из   важнейших   средств выразительности; 2.Работа органов речи необходимая для произношения звуков. Ауфтакт    (нем)   ­   над,   замах,   предварительный   взмах,   жест,   импульс, специфический   дирижерский   жест,   предваряющий   и   организующий исполнение   в   отношении   темпа,   динамики,   штриха,   начала,   окончания, фермат; в пении так же показ вдоха перед атакой звука. Вокализация  ­   нередко   встречается   в   хоровых   произведениях     (фон, подголосок, украшение);   употребляется в упражнениях при распевке и как прием в процессе изучения произведения, звуки подбираются в зависимости от педагогической задачи. Глиссандо  (итал)  ­   скользя   ­   особый   прием   исполнения,  заключающийся   в постепенном   перемещении   звука   голосом   вверх   или   вниз,   без   выделения отдельных промежуточных ступеней. В пении  называется также портаменто и применяется солистами, в хоре очень редко, в специфических  выразительных целях. Голос   певческий  ­   совокупность   певческих   звуков,   издаваемых   голосовым аппаратом; постановка голоса; охрана голоса. Голосоведение  ­ Движение каждого голоса в многоголосном произведении; Соотношение   нескольких   движущихся   голосов,   отсюда   различные   виды голосоведения:  прямое ­ в одном направлении, параллельное ­ движение на одинаковое по названию интервала; косвенное  ­  один голос на месте; противоположное. В   полифоническом   изложении   голосоведение   более   самостоятельное   и равномерно. При гармоническом ­ подчинено главному голосу. Горловой   звук  ­   призвук,   термин   иногда   применяется   для   обозначения неправильной   манеры   пения,   придающий   звуку   неприятный,   сдавленный горловой   оттенок.   Причины   могут   быть   различны:   чрезмерное   высокое положение гортани, давление корня языка на гортань. Детонация ­ (франц)  ­ фальшивое пение ­ неточное исполнение, отклонение от   нормальной   высоты   звука,   ­   пение   без   опоры.   Причины:   неразвитый музыкальный     слух,   непонимание   (не   ощущение)   ладового   значения исполняемого звука;   неправильная манера пения, отсутствие координации между   слухом   и   голосом;   слабость   мышц   голосового   аппарата,   его болезненное   состояние,   усталость;   пение   во   время   мутации;   отсутствие самоконтроля, рассеянность. Заглушение ­ лечебный прием, сущность которого состоит в заглушении для певца   собственного   голоса.   Цель   ­   нарушить   неправильные   связи, 30 установление между слухом  певца и его мышечными ощущениями. Этой же цели может способствовать и пение в хоре. Задавание тона  ­ предварительное (негромкое) пропевание дирижером одного или несколько голосов для настройки хора в тональности исполняемой пьесы. Применение камертона. “Закрытый рот”  ­ весьма распространенный прием в хоровом исполнении”. Часто применяется как аккомпанемент солисту. Полезно в педагогических целях в работе над строем, ансамблем.  Медиум  (лат)   смешанный  ­   регистр   певческого   голоса,   переходный   между грудным и головным (фальцет) регистрами; характерен мягкостью, легкостью. В миксте    в мужских    голосах  преобладает   грудной  характер  звучания,  в женских ­ головного.  Мутация  ­ (лат) ­ перемена, изменение ­ переход  детского голоса в голос взрослого. Позиция  ­   (лат)   ­   положение.   Термин   употребляемый   педагогами   ­ вокалистами (высокая позиция). Прикрытие звука ­ настройка голосового аппарата за счет расширения нижней части глотки и соответственного формирования нижней челюсти, придающая певческому   звуку   некоторую   затемненность,   мягкость,   глубину,   связана   с применением нижней форманты. Применяется для сглаживания регистров. Резонаторы  (лат)   откликаюсь   ­   часть   голосового   аппарата,   придающая слабому   звуку   рождающемуся   на   голосовых   связках,   силу,   звучность, характерный тембр. Подразделяются на верхние ­ головные (расположенные над связками): полости глотки, рта, носа, лобные. И нижние (подсвязочные) ­ грудная клетка (трахея, бронхи). Тесситура (итал. ­ ткань) ­ часть диапазона голоса или инструмента, наиболее  использованная в пьесе (низкая, средняя, высокая).  ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО ИЗЛЕЧЕНИЯ. По Библии, древнееврейский царь Саул, страдавший тяжелыми приступами тоски,   успокаивался   при   звуках   арфы   будущего   царя   Давида.     В     одном египетском   папирусе   содержится   предписание   для   лечения     бесплодных женщин музыкой. Аристотель и Пифагор  рекомендовали  пение  при  лечении душевных больных и помешательств. П О М О Г И  С Е Б Е  С А М. И ГОЛОСУ НУЖНА ГИМНАСТИКА. Общественный   деятель,   педагог,   лектор   знают   цену     выразительной     и эмоциональной речи. Однако часто людей  “речевых”  профессий  подводит голос:   он   быстро     выразительность. Специальные   упражнения   помогают   избежать   подобных   осложнений,   а   в холодную погоду и уберечь голосовой аппарат от простудных заболеваний.   утомляется,     хрипит,     теряет   31 В первую очередь для сохранения здоровья  и  предупреждения  расстройства голоса важно всегда пользоваться  н о с о в ы м   дыханием. Упражнения: 1.Сделать 5 ­ 6 вдохов и выдохов через левую и правую ноздрю поочередно, закрывая отдыхающую указательным пальцем. 2.На вдохе носом  оказывайте  сопротивление  воздуху,  надавливая пальцем на крылья  носа 8 ­ 10 раз. 3.Сделать   вдох   носом,   на   выдохе   протяжно   тянуть   звук   БМММ, одновременно постукивая пальцем по крыльям носа. Для сохранения звучности голоса необходимо научиться правильно  дышать. Приобрести этот навык помогут следующие упражнения: 1.Стоя или сидя носом направить в область живота   (как   бы   ощущая его заполнение).   Выдох   через   маленькое   отверстие   между     губами,     мышцы живота подтягиваются. Повторить 5 ­ 6 раз. 2.Сделайте несколько брюшно ­ носовых выдыханий: а. Стоя, быстро втянуть мышцы живота и одновременно быстро выдохнуть через нос, вдох обычный, 4 ­ 6 раз. б. То же самое сидя и во время ходьбы. Для   акустических   и   тембральных   свойств   голоса   необходимо     развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма: 1.Произнести беззвучно А ­ Э ­ О, стараясь шире  раскрыть  полость ЗЕВА, а не рот. Повторить 10 раз. 2.Несколько раз зевните (зевок стимулирует  не  только  голосовой аппарат, но и деятельность головного мозга, а также  снимает  стрессовые состояния). 3.Энергично произнесите П ­ Б, эти звуки укрепляют  мышцы  губ.  3­4 раза. 4.Для укрепления мышц языка Т ­ Д. 3 ­ 4 раза. 5.Для укрепления мышц глотки энергично произнесите К ­ Г. 3­ 4 раза. 32

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном исполнительстве на уроках музыки.»

Концепция на тему «Достижение успеха в вокальном  исполнительстве на уроках музыки.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017