Концепция трагического в лирике А.Блока (Цвет и звук в цикле стихов «Снежная маска»)
Оценка 5

Концепция трагического в лирике А.Блока (Цвет и звук в цикле стихов «Снежная маска»)

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русская литература
11 кл
01.05.2017
Концепция трагического в лирике А.Блока (Цвет и звук в цикле стихов «Снежная маска»)
Развитие творческого мышления_Трегубова.docx
Развитие творческого мышления на уроках в младших классах И.Г.Трегубова, лицей Академического колледжа г.Владивосток     Л.С.Выготский считал, что литература – такая же жизненная реальность, как и сама жизнь.   Она   через   воображение   оказывает   на   человека   такое   же   влияние,   как   и окружающая   действительность.   Литературу   нужно   изучать   для   того,   чтобы   человек попытался   перестроить   свою   судьбу,   попробовал   творить   жизнь,   творить   свою духовность и умел выражать это словом.       Важно,   чтобы   полученные   знания,   развившиеся   умения   и   приобретенный   опыт школьника воплотился в его творческой деятельности. Он должен писать не сочинение, а рассказы, стихи, пьесы и т.п., иначе нельзя подняться на уровень духовности. Впрочем, бывает и так: идет наш  ученик по улице – видит розу живой, во всей красе, и срывает ее. Получается, что описывать научили – не научили любоваться. А человек должен смотреть   на   мир   глазами,   восхищенными   прекрасным:   он   должен   чувствовать   это прекрасное, беречь его, наслаждаться им и – творить его в слове. Мы воспринимаем прекрасное   прежде   всего   с   помощью   зрения   и   с   помощью   слуха.   Видеть   –   значит ощущать цвет, слышать – воспринимать звук. Цвет и звук воплощается в слове, от слова – к словосочетанию и далее: предложение – фраза – текст – произведение – литература – искусство – культура – духовность – общество – опыт. Задача педагога состоит в том, чтобы   совершенствовать   этот   путь,   а   потому   –   развитие   творческого   мышления школьника в системе «слово – цвет – звук» становится не только оправданным, но и общественно­значимым.         К.Д.Ушинский   писал:   "Ребенок   мыслит   красками,  звуками,  картинками".  Образы окружающего  мира  создаются   у  него  на  основе  эмоционально­образного  восприятия слова. Врачи и психологи сказали свое слово о влиянии музыки, живописи на память и чувства человека. Слово ­ это уже звук, музыка, с особым тембром, своей неповторимой окраской. И потому цепочка слово­цвет­звук так легко воспринимается детьми. Ведь в своей основе ум детей ­ творческий. Так что учителю­словеснику нужно лишь помочь ученику развить его способности.      Первоочередная задача  педагога ­ раскрепостить мышление школьника, дать ему возможность работать не по штампу "как надо", а так, как способен он сам. И делать это лучше через игру, через необычные задания, неожиданные темы сочинений.     Это могут быть небольшие творческие работы­пятиминутки в начале  урока, или "разминки", как я их еще называю. Можно в такие работы включить и грамматические задания. 1.   «Мысли в дождь» (о чем думается, когда смотришь на дождевые струи за окном во время урока) 2.   «Размышления школьного стола» (от 1 лица) 3.   «На балу в Королевском дворце» (вообразить себя  его участником  и представить происходящее действие. Включить в текст интересные эпитеты и сравнения, использовать градацию). 4.   «Здравствуй, инопланетянин!» (описать внешность и написать первые фразы при встрече). Хорошо эту тему использовать при изучении уточняющих членов предложений, дав отправные вопросы: Где? где именно? Когда? когда именно? Как? как именно? Какой? какой именно?. 5.   « Мир глазами животного». 6.   «О чем поведал мне придорожный камень». 7.   «Дождь в “мажоре”  и “Дождь в “миноре"». 8 «Воспоминания старой обуви». «Монолог пуговицы» (с использованием стилистически окрашенной лексики). 9 10 «С точки зрения капусты». 11 «В летний полдень над цветком» 12 «Расскажу себе о себе»   13 «Ощутим себя художниками» (описать комнату в обычный дневной час, а затем рассказать, какими звуками, красками наполняется  она, освещенная луной или отблеском ранней утренней зари) и т.п.       Такие   работы   учащиеся   лучше   воспринимают   с   какими­то   соответствующими   атрибутами. Например, ставлю на стол свечу, и ребята, глядя на ее трепещущее пламя, создают свою миниатюру «мыслей вслух», которая так и называется: «Пока горит свеча…» Аккомпанементом к этой работе может звучать запись песни А.Макаревича «Пока горит свеча» или «Вальс при свечах» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.   Миниатюру «Размышления последнего осеннего листа» ребята на моих уроках пишут на листах, вырезанных   в   форме   кленового   листочка.   5­7   минут     и   ­     маленький   шедевр   из   нескольких предложений о том, как жаль уходящего лета и как одиноко и уныло лететь в неизвестность.       Работа Алеши П. (5 кл.) «Ну вот. Падаю. Все. Оттрепыхался. А славно порезвился в свое время. Теперь вот лечу, а куда – не знаю и сам. Хорошо, если девчушка какая подберет в букетик или в гербарий сложит, а то попадешь под метлу дворника или сгниешь бесславно в грязной жалкой куче. Эх, жизнь!»    Другое по настроению мини­сочинение: «Ах, как прекрасен этот полет! Я кружусь, кружусь, словно в танце, удивляюсь и радуюсь всему. Кажется, еще недавно был маленькой почкой, и все, уже осень, а там   и   зима   не   за   горами.   Ничего,   после   стужи   вновь   придет   весна,   которая   даст   жизнь   новым зелененьким листочкам».      Развитию творческого мышления школьников способствуют музыкальные сочинения. Под «Времена года» П.И.Чайковского можно описать свое представление зимы и весны, лета и осени, а под пьесу А.К.Лядова «Музыкальная табакерка»   придумать, как восхитительно она может выглядеть. Шкатулка,   инкрустированная   драгоценными   камнями,   коробочка   с   маленькими   танцовщицами   на крышке, изящная поделка древних мастеров.…Каких только «музыкальных табакерок» не найдешь в детских сочинениях! И в каждой – музыка, душа и творчество ребенка.       Ключевыми   словами   к   таким   работам   могут   стать   слова   В.А.Сухомлинского:   «Музыка   – воображение – фантазия – творчество – такова дорожка, по которой мы идем, развивая свои духовные силы».

Концепция трагического в лирике А.Блока (Цвет и звук в цикле стихов «Снежная маска»)

Концепция трагического в лирике А.Блока (Цвет и звук в цикле стихов «Снежная маска»)

Концепция трагического в лирике А.Блока (Цвет и звук в цикле стихов «Снежная маска»)

Концепция трагического в лирике А.Блока (Цвет и звук в цикле стихов «Снежная маска»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017