Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"
Оценка 4.8

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
экология +1
Взрослым
06.11.2017
Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"
мартынова. концепц.проект 2015 Елховка.docx
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОЕКТА ОСОБОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ» "Воспитание, созданное самим народом и  основанное на народных началах, имеет ту  воспитательную силу, которой нет в самых  лучших системах,  основанных на абстрактных   идеях".                            Введение  К.Ушинский        Проблема взаимоотношений «Человек­общество­природа» одна из тех, которая все более волнует современное общество. Глобальный характер экологических   проблем   свидетельствует   о   необходимости   формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль   в   этом   вопросе   отводится   дополнительному   образованию.   Усвоение экологических   знаний   еще   не   гарантирует   формирование   экологической культуры,   для   этого   необходимо   развитие   у   человека   экологического сознания   и   соответствующего   поведения.   Проект   «Формирование экологической   культуры   обучающихся   объединения   «SOS»   через самоуправление»   предлагают   формировать   экологическую   культуру   через создание   условий,   способствующих   самореализации   и   личностному   росту обучающихся.   Педагогический   процесс,   направленный   на   формирование экологической   культуры,   основывается   на   мотивации   обучающихся, 1 определяемой   эмоционально­чувственным   переживанием   природы   и подкрепленной знаниями в области естественных и гуманитарных дисциплин. В современных условиях особое значение приобретает раскрытие связей экологического   образования   с   состоянием   здоровья   населения,   качеством жизни   людей.   Соответственно   в   структуре   экологического   образования особую   ценность   приобретают   знания   об   экологии   человека,   геоэкологии, ведущие к интеграции экологии, географии, экономики, морали и права. Назначение экологического образования – защищать и отстаивать право человека   на   благоприятную   среду   жизни.   Оно   призвано   формировать подлинно   человеческое   отношение   к   природе,   ставить   предел   допустимой меры   ее   преобразования,   способствовать   усвоению   специфических социоприродных   закономерностей   и   нормативов   поведения,   при   которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Описание   проблемы,   на   решение   которой   направлена   идея Актуальность   экологического   образования   вызвана   социальными потребностями,   рождающимися   на   фоне   ухудшающегося   качества   жизни человека,   его   физического,   психологического   и   социального   здоровья,  падения   духовно­нравственной   составляющей усиления   агрессивности, личности,  переосмысления   качественных   показателей   прогресса   на   фоне кризисной   обстановки   Земли.   Концепцию   экологического   образования необходимо рассматривать в общем контексте организации жизни на планете, гармонизации   всех   сил   в   системах   «человек­природа»,   «человек­человек», «человек­общество»,   «человек­вселенная»   распространяя   методологию системного анализа во все сферы деятельности человека, вводя ценностные ориентиры экологической культуры в контекст повседневного поведения. Воспитание культуры чувств, умения сопереживать, слышать, видеть и понимать, ощущать сопричастность опыту предков через проникновение в мир родного   края,   формирование   любви   к   месту   своего   рождения,   желание 2 сделать   его   лучше   и   уютнее   ­   помогут   решить   накопившиеся   проблемы окружающей среды. Настоящее время характеризуется модернизацией системы образования в России.   Время   диктует   нацеливать   систему   образования   на   приведение результатов   ее   деятельности   в   соответствие   с   запросами   государства, общества и личности. Данный проект ориентирован на интересы и потребности обучающихся в свободном выборе деятельности в рамках социально­значимой экологической деятельности дополнительного  образования детей. Проект   «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ   ВОСПИТАНИЕ   В   СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ   ДЕТЕЙ»   разработан   для обеспечения   реализации   государственного   образовательного   стандарта.   Он направлен   на   формирование   экологической   культуры   обучающихся,   на   их духовно­нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.  Проблемное поле проекта Основные     проблемы   экологического   воспитания   детей   и   учащейся молодежи в РФ 1. Концепция  непрерывного   экологического образования,   не   обеспечена программными мероприятиями, ресурсами.  2. Комплексных,   научно   обоснованных,   обеспеченных   материальными, организационными   и   кадровыми   ресурсами   программ   непрерывного формирования экологической культуры школьников в Самарской области и 3. ее муниципальных образованиях в настоящее время нет.   Системная   работа   по   формированию   массовой   экологической   культуры 3 учащихся не ведется. Экологическую культуру отождествляют со знаниями экологии,   ставя   знак   равенства   между   экологическим   воспитанием   и экологическим образованием. 4. Деятельность по экологическому воспитанию в общеобразовательных школах Самарской   области   носит   недостаточно   системный   характер,   опирается   в 5. первую очередь на энтузиазм немногих учителей и руководителей школ.   Система   дополнительного   экологического  образования охватывает незначительный процент (около 2,5%) школьников и при всей своей важности не может обеспечить формирование экологической культуры большинства.  6. Специальные предметы («Экология» и т.п.), отсутствуют в учебных планах и не ожидаются даже в проекте новых стандартов. 7. В настоящее время, несмотря на наличие  позитивных тенденций в социально­ экономическом развитии страны, общество и особенно молодое поколение, переживает   глубокий   духовно­нравственный   кризис.   Масштабы   духовно­ нравственного кризиса таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, распространение   суицида, масштабы потребления алкоголя   и   табака,   количество   абортов   среди   несовершеннолетних,   число социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.), общество вплотную приближается     к   грани   необратимой   духовно­нравственной   и   физической деградации:  1.   Ухудшается   состояние   здоровья   детей   и   молодежи;  получают распространение   социальные     болезни;   учащаются   стрессы,   неврозы, проявления агрессии. 2. Развитие средств массовой информации и коммуникаций значительно расширили   и   изменили   информационное   поле,   на   фоне   которого происходит   воспитательная   деятельность.   В   условиях   высокой доступности   информации   и   материалов,   распространяемых   через прессу,   телевидение,   радио,   интернет,   на   детей   и   молодежь   часто обрушивается   поток   низкопробной   информационной   продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления, насилия, 4 и другие формы, способствующие примитивизации личности. Все чаще встречаются   факты   криминального   использования   сети   интернет   в целях   эксплуатации   детей,   распространения   материалов,   наносящих вред психическому и нравственному здоровью несовершеннолетних.  3.   Серьезной   проблемой   для   современного   общества   стало распространение   социально­негативных   молодежных   течений   (скинхеды,   эмо,   экстремистские   организации готы, националистического и неофашистского толка).     молодежные   и   др.  4. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек­подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. 5.   Изменилась   социальная   природа   современного   детства.   Эксперты говорят о принципиальном изменении социальной ситуации развития ребенка. Еще два­три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого социума семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, детских сообществ (октябрятской, пионерской, комсомольской организаций). При   этом   развитие   детей   и   подростков   происходило   всегда   при   четкой привязанности   к   конкретному   взрослому.   Сегодня   ребенок   поставлен   в принципиально   новую   ситуацию,   когда   уже   с   дошкольного,   младшего школьного возрастов он находится в огромном социальном пространстве, где на его сознание давит поток информации, идущей из телевизора, Интернета. Эта информация часто перекрывает позитивные знания, получаемые ребенком от   родителей,   воспитателей,   учителей.   Так   перед   детьми   открывается бесконечное,   часто   деформированное   информационное   поле,   с   помощью которого   он   познает   опыт   разного   рода   не   всегда   нравственных   форм взаимоотношений и взаимодействий.  5 Сохранение и усиление   негативных социальных и духовно­нравственных деформаций в детской и подростковой среде является одной из главных угроз национальной безопасности и будущему России. Проблемы, связанные с  воспитанием детей в семье Изменения, произошедшие в российском обществе, прежде всего отра­ зились на российской семье. Дифференциация доходов семей, дезорганизация их жизни, разрушение сложившихся нравственно­этических норм и традиций семейного   уклада   —   это   те   явления,   которые   сегодня   характерны   для современной   семьи.   Правовая,   моральная,   экономическая   незащищенность привела   к   повышению   конфликтности   в   отношениях   между   супругами, родителями   и   детьми.   Отмеченные   негативные   тенденции   сопровождаются резким   снижением   воспитательного   воздействия   семьи,   ее   роли   в социализации детей.  Исследования, проведенные в среде педагогов, воспитанников и их ро­ дителей подтверждают вышесказанное. Так, например, на вопрос «Чем болеет современная семья?» были получены следующие ответы: ­Неуверенностью в будущем; ­Тревогой за своих детей, за их будущее; ­Дефицитом взаимопонимания; ­Неумением любить, прощать, отсутствием уважения к духовному миру друг друга;  ­Одиночеством взрослых и детей; ­Социальной неустроенностью; ­Нездоровым образом жизни; ­Разрывом межпоколенных семейных связей (проблемой «отцов и детей»); ­Негативным влиянием социума; ­Различными физическими и духовными болезнями. 6 Проблемы, связанные с ситуацией развития воспитательной        компоненты в учреждениях дополнительного образования детей Анализ деятельности  учреждений дополнительного образования детей Самарской области в сфере экологического воспитания в целом показывает, что   системообразующим   фактором   развития   воспитательной   компоненты являются   идеи   духовно­нравственного,   патриотического   воспитания, гражданского   становления   личности,   формирования   культуры   здорового образа жизни и др. В деятельности учреждений дополнительного образования детей   реализуются   инновационные   проекты   культурно­исторической направленности и духовно­нравственного содержания, основанные на базовых национальных ценностях.  За   последние   годы   в   учреждениях   дополнительного   образования усилилось   внимание   к   разработке   и   реализации   программ   экологического воспитания, физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к   преодолению   проявлений   асоциального   поведения   обучающихся   и молодежи, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно­досуговую деятельность.  Актуальность В области развития экологического воспитания детей  объединения «SOS» Одним из эффективных способов развития воспитательной компонен­ 7 ты   в   области   экологической   культуры   выступает   воспитательная   система. Однако информация о научном подходе к проектированию воспитательных систем не всегда доходит до педагога, либо доходит в значительной степени в упрощенном   виде,   выхолащивая   научную   идею,   превращая   ее   порой   в противоположность. Донести до педагогов идею о многообразии подходов, целевых   и   ценностных   ориентирах,   сущности,   содержании,   технологии воспитательных систем, их тесной взаимосвязи, о методах их проектирования призван данный проект.  В   области   повышения   экологической   культуры обучающихся Повышение экологической культуры обучающихся в области экологического воспитания   позволит   создать   условия   для   эффективного  социально­ экономического развития Самарской области. Развитие экологических компетенций обучающихся происходит за счет: ­   активного   участия   обучающихся   в   экологических   мероприятиях разного уровня; ­   патронирования   профессионального   развития   обучающихся посредством научного консультирования, реализации программ опытно­ экспериментальной работы на базе ГБОУ ДОД СОДЭБЦ; трансляции опыта   обучающихся   на   уровне   научно­практических   конференций разного   уровня,   экологических   конкурсов,   слетов,   фестивалей, публикаций в СМИ и др.; ­   развития   механизмов   стимулирования   потребности  обучающихся  в непрерывном образовании в области экологии;  8 значимости   осуществляемой ­формирования   убеждений   в   экологической деятельности, изучения и познания окружающего мира, развития экологической культуры и этики.  В   области   привлечения   родителей   к   воспитывающей   экологической деятельности 1. Реализация проекта позволит педагогам­воспитателям пересмотреть  свои взгляды на взаимодействие с семьями воспитанников, даст установку на эффективные   пути   сотрудничества   посредством   изменения   форм   и содержания общения и взаимной деятельности. Этому будет способствовать: ­разработка и реализация проекта «Семья и Я», предусматривающий систему взаимоотношений и взаимодействия объединения «SOS»  и семьи;  ­разработка и реализация программ сотрудничества в деле воспитания детей, укрепления семьи; ­разработка и реализация программ образования родителей; ­изменение форм и содержания общения и взаимной деятельности; ­разработка   и   реализации   воспитательных   программ   и   проектов, направленных на решение семейных и детских проблем.  2.   Осознание   родителями   воспитанников   своей   миссии   и   роли   в экологическом   воспитании   детей,   укрепление   института   семьи,   общности целей   воспитания   (у   семьи,     школы   и   учреждения   дополнительного образования   не   может   быть   разных   целей   экологического   воспитания) посредством: 9 ­повышения уровня психологической и педагогической грамотности; ­участия в разработке и реализации экологических воспитательных программ и проектов; ­возрождения   духовно­нравственных   традиций   семейной   жизни   и экологического  воспитания детей.  Методологической основой и законодательной базой данного  проекта   является   государственная   политика   в   области   экологического воспитания,   отраженная   в   заказе   государства   на   формирование   новой общественно­государственной   системы   воспитания   детей   и   улучшение качества   повышения   квалификации   работников   образования.   Заказ формулируется в следующих документах:  ­ Всеобщая декларация прав человека;  ­ Конвенция о правах ребенка;  ­ Конституция Российской Федерации;   ­ Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию  Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;  ­ Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации  на период до 2015 г.;  ­ Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  ­ Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации  государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;  10 ­ Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии  действий в интересах детей на 2012­2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;  ­ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная   распоряжением   Правительства   Российской   Федерации   от   22 ноября 2012 г. № 2148­р;  ­ Концепция долгосрочного социально­экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).  ­ Федеральный государственный образовательный стандарт начального и об­ щего   образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;  ­   Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного учреждения. Основная школа; ­  Концепция   духовно   –   нравственного   воспитания   личности   гражданина России/ (А.Я. Данилюк,  А.М. Кондаков,  В.А. Тишков); – 3­е  изд. –      М.: Просвещение, 2013; ­ Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных  учреждениях (письмо от 13 мая 2013 г. N ИР­352/09); ­   Письмо   Минобрнауки   России   от   12.05.2011   №   03­296   «Об   организации внеурочной   деятельности   при   введении   федерального   государственного образовательного стандарта общего образования» ­ Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Россий­ ской Федерации на 2011­2015 годы",  утвержденная Постановлением Прави­ тельства Российской Федерации от 05 октября 2010 г. № 795. 11 утвержден   приказом ­   Профессиональный   стандарт   педагога, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н ­   Стратегия   социально­экономического   и   социокультурного   развития Самарской области (приоритетное направление «Образование»); ­  Послание губернатора Самарской области Губернской Думе. ­   План   действий   по   модернизации   общего   образования,   направленных   на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на   период   2011­2015   годов   (утвержден   постановлением   Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507) ­   Законодательство   России   об   использовании   и   охране   биологического разнообразия. Под ред. А.С. Шестакова, ГЕОС. – М., 2000. ­   Типовое   положение   об   образовательном   учреждении   дополнительного образования детей (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504). Интернет ресурсы:  http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ  http://samregion.edu.ru    ­  cайт   Министерства   образования   и   науки Самарской области  Основные   подходы   в   сфере   повышения   экологической   культуры   и развития воспитательной компоненты в объединении «SOS» 12 Основные подходы в области развития экологической воспитательной компоненты  объединения   «SOS»  на   уровне   создания   целостных воспитательных систем. Опыт показал: построение эффективных воспитательных систем харак­ теризуется   их   ориентаций   на   ряд   значимых   подходов:  системный, ценностный, деятельностный, возрастной, проблемный. Системный подход.  Системный подход характеризуется единством целей, содержания,  технологией и управления, направленным на формирование у воспитанников гуманности   как   интегрированного   качества,   определяющего   ценностное отношение к себе, своей семье, окружающим людям и миру в целом. Ценностный подход.           Содержание воспитания составляют не мероприятия, а ценности и  культура, которая сама по себе является ценностью. Ценность ­ представление о том, что свято для человека, группы, кол­ лектива,   общества   в   целом,   их   убеждения   и   предпочтения,   выраженные   в поведении.   Ценности   не   подвергаются   сомнению,   они   служат   эталоном, идеалом   для   всех   людей.   В   ряду   этих   ценностей   выделяются основополагающие, которые и должны составлять содержание воспитания: 13 1. Идеалы   добра,   красоты,   истины,   правды,   свободы,   справедливости (естественные   природные   идеалы,   стремление   к   которым   заложено   в ребенке при рождении). 2. Общечеловеческие ценности: человек, жизнь, семья, Отечество, культура, знания, труд, здоровье, мир. 3. Базовые национальные ценности: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность;    семья;    здоровье;    труд   и   творчество;   наука; традиционные российские религии;  искусство и литература;  природа; человечество.  Возвращение человеку человечности, осознание самоценности челове­ ческой   жизни,   ориентация   на   возрождение   духовности     диктуют   свою стратегию   воспитания.  В  рамках   данной   стратегии   важное   место   занимает культура  в ее самом широком   значении. Именно    культура  способствует формированию   социокультурного   типа   личности,   в   которой   гармонически сочетаются   традиционные   национальные   ценности   и   ценности   мировой культуры.  Культура в современных воспитательных системах должна выступать в  качестве основного содержания. Последняя, по мнению д.п.н., профессора В. Т.   Кабуша,     включает  гендерную,   семейную   культуру,   культуру     ЗОЖ, культуру социальную, национальную, гражданскую и мировую.  Проблемный подход. Опыт показал, что расчленение воспитания на отдельные направления  14 является   малоэффективным,   особенно   в   решении   тех   или   иных   проблем. Поэтому выстраивание воспитательных систем на основе решения значимых проблем   жизни   детей   и  подростков   является   наиболее   эффективным.  Тем более,   если   речь   идет   о   воспитании   ориентированном   на   базовые   основы культуры:  гендерную,   семейную,   культуру     ЗОЖ,   культуру   социальную, национальную,   гражданскую   и   мировую.  Каждая   из   этих   основ   культуры сама   по   себе   сегодня   представляет   особую   проблему,   требующую   своего решения.   Сделать   это   возможно   только   в   условиях   адекватных   им воспитательных систем. Возрастной подход. Часто, планируя работу школы в рамках воспитательного блока, взрос­ лые не учитывают возраст школьников. Все это нарушает законы природы человека,   и   потому   современные   дети   не   проживают   полноценно   периоды детства, отрочества, ранней юности. А раз не проживают, то и не развиваются полноценно, лишаются во многом того, что поддерживало бы их и сегодня, и во взрослой жизни, помогало бы передавать своим детям науку о том, как быть   настоящим   ребенком,   достойным   интересным   творческим самостоятельным и ответственным человеком уже в детском, подростковом и юношеском возрасте. Деятельностный подход.  Деятельность   –   системообразующий   элемент,   основа   воспитательного процесса.   Гуманистическая   система   складывается   как   система   в 15 деятельности,   через   которую   она   оказывает   влияние   на   личность. Деятельность     является   условием   общения   и   отношений,   поэтому включает   деятельность   взаимоотношений   человека   со   средой.   Но   не любой   вид   деятельности   формирует   индивида   как   человека.   Поэтому деятельность   должна   быть   педагогически   оправдана   и   правильно организована.   Она   должна   быть   творческой,   коллективной,   лично значимой. У воспитательной деятельности налицо две цели:  ­ цель, связанная с преобразованием и улучшением окружающего мира  (школы, в которой мы учимся и учим, школьной территории, микрорайона, участка   лесного,   паркового   массива   и   т.п.;   экологическое   направление работы, работа, касающаяся проблем милосердия, помощи окружающим людям и т.д.);  ­ цель, связанная с преобразованием самого субъекта деятельности  (личностный, духовный, творческий рост ребенка, педагога, родителя)» Функциональный   подход,  заложенный   в   профессиональном   стандарте педагога, позволит: ­давать развернутую характеристику педагогической деятельности в области воспитания; ­формулировать   объективные   и   диагностируемые   критерии   качества педагогической деятельности в области экологического воспитания. Принципы Принципы, обозначенные в Программе развития воспитательной  16 компоненты в объединении «SOS» ­   принцип   природосообразности   и   природоспособности,   что   предполагает научное   понимание   взаимосвязи   природных   и   социокультурных   процессов; воспитание   обучающихся   осуществляется   сообразно   полу,   возрасту, наклонностям,   создание   условий   для   формирования   ответственности   за последствия своих действий и поведения;  ­ принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение   педагога   к   воспитанникам   как   к   ответственным   субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно­субъектный характер в отношении   взаимодействия,   устанавливающий   равноправное   партнерство между   всеми   участниками   образовательной   деятельности,   включающий оказание психолого­педагогической помощи обучающимся в процессе  социализации;  ­   принцип   личностной   самоценности,   который   рассматривает   каждого субъекта образовательного процесса (обучающийся, педагог, семья) как  индивидуальность;  ­ принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных   традиций,   не   противоречащих   общечеловеческим   ценностям, предусматривает   построение   воспитательного   процесса   в   соответствии   с поликультурностью   и   многоукладностью   жизни   в   стране   и   в   отдельном регионе;  17 ­   принцип   личностно­значимой   деятельности,  предполагающий   участие обучающихся   объединения   «SOS»в   различных     формах   деятельности   в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;  ­   принцип   коллективного   воспитания,   проявляющийся   во   взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у обучающихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;  ­ принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности   личности,   оказании   помощи   молодому   человеку   в освоении   социокультурного   опыта   и   свободном   самоопределении   в социальном окружении;  ­ принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей   и   организационной   деятельности,   результатов   воспитания; установление   связи   между   субъектами   дополнительного   образования,     их деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;  ­   принцип   вариативности   воспитательных  систем,   направленный   на удовлетворение   потребностей   обучающихся   в   различных   социально­ ориентированных   моделях   воспитательных   организаций,   нацеленности системы   воспитания   на   формирование   вариативности   способов   мышления, 18 принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;  ­ принцип преемственности в воспитании, заключающейся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в   развитии   необходимости   личностного   присвоения   обучающимся экологических, культурно­исторических ценностей и традиций своего народа; ­ принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной   идеологией   и   принудительных   воздействий   на   субъект воспитания   к   системе,   основанной   на   взаимодействии,   педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;  ­   принцип   толерантности,   признания   наличия   плюрализма   мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;  ­   принцип   социальности,  как   ориентации   на   социальные   установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;  ­   принцип   «социального   закаливания»  как   включения   обучающихся   в ситуации,   которые   требуют   проявления   волевого   усилия   для   преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов  19 преодоления,   этого стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.   приобретение социального   иммунитета, Принцип   личной   заинтересованности   членов   сообщества  объединения «SOS»  предполагает постоянную заботу о стимулировании любых полезных проявлений   педагогов,   воспитанников,   родителей,   друзей   объединения (стимулирование их творчества, инициативы, желания вносить свой вклад в развитие объединения). Принцип сочетания традиций и инноваций предполагает: ­возрождение прогрессивного опыта воспитательной деятельности; ­сохранение   ранее   заложенных   традиций   объединения   «SOS»  использованием новых подходов к их реализации, идей и форм; с ­наличие традиций морально­этического плана (традиций  Дружбы, Памяти, Сотрудничества, Содружества, Сотворчества, Гостеприимства и др.); ­поддержку   полезных     и   необходимых   инноваций   в   области   обогащения содержания видов деятельности членов объединения «SOS».   Принципы   на   уровне   повышения   экологической компетентности  обучающихся 20 ­Принцип деятельностного  практико­ориентированного  подхода  в сфере повышения   экологической   компетентности,  позволяющий   максимально реализовать творческий потенциал обучающихся. ­Принцип   непрерывности:    ни   одна   учебная   программа     не   считается завершенной, пока не исчерпан весь ее внутренний ресурс, поэтому возможна неоднократная разработка данной темы с выделением новых проблем. ­Принцип   системности   и   последовательности  освоения   новых воспитательных технологий. ­Принцип   научности,   который   реализует   и   способствует   формированию научного   мировоззрения   через   системную   работу   с   документами, определяющими ориентиры и содержание современного воспитания. Принцип   комплексности,   работа   над   проблемой   (темой)   требует одновременного   применения   знаний   из   многих   областей,   умение   видеть перспективу и возможные практические выходы. ­Принцип   сотрудничества,   сотворчества  реализуется   через   постоянное взаимодействие педагог – обучающийся – родитель. Направленность проекта 21 Проект   «ФОРМИРОВАНИЕ   ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЫ, КАК   УСЛОВИЕ   ФОРМИРОВАНИЯ   И   РАЗВИТИЯ   ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ» направлен на решение следующих проблем: ­повышение   уровня   экологической   культуры   обучающихся муниципального района Елховский; ­приобретение обучающимися опыта природоохранной деятельности на территории муниципального района Елховский; ­ развитие творческой личности.    Модель воспитательной системы объединения «SOS»                                 1.   Выделены   4   возможных   ценностно­смысловых   приоритета, определяющих различные типы воспитательных систем ((Е. Н. Барышников – канд. пед. Наук. С­Петербург): Воспитательная система рационально­познавательной ориента ции.  В основе лежит комплекс приоритетных ценностей:  знание, познание, истина, интеллект, разум, наука и т.д. Воспитание трактуется как процесс   через   передачу   полезной развития   интеллектуальной   сферы   человека   информации   и   освоение   навыков   решения   проблем   различной   степени сложности. Воспитательная система культурно­нравственной ориентации.  В основе лежит комплекс приоритетных  ценностей:  вера, добро, красота, культура,   искусство,   традиции.   Воспитание   трактуется   как   процесс 22 проживания   и   присвоение   ценностей   культуры   в   специально   созданной социально­культурной среде. Воспитательная система социальной ориентации. В основе лежит комплекс приоритетных ценностей:  справедливость, общество, коллектив, демократия, семья, совместный труд и т.д.  Воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений. Воспитательная ориентации.    система  индивидуально­личностной В основе лежит комплекс приоритетных ценностей:  свобода, достоинство, индивидуальность, терпимость, творчество. Воспитание рассматривается как   процесс   педагогической   поддержки   самоопределения   и   саморазвития подрастающего поколения. В реальной практике при анализе ВС конкретного ОУ обнаруживаются  признаки всех типов воспитательных систем. Это связано со сложностью и феноменом   данного   явления   (ВС).  Появление   в   реальности   четкого   типа воспитательной системы свидетельствует о том, что она успешно развивается. 2. Системы, в основе которых лежит решение значимых проблем жизни человека (мнение автора этих систем Т.А. Плаховой):  проблема возрастного подхода;  проблемы духовно­нравственного развития современных школьников;  проблема   формирования   патриотических   чувств   и   гражданской культуры;  проблема формирования культуры здорового образа жизни;  проблема формирования гендерной культуры (культуры пола);  проблема формирования культуры досуга и досуговой деятельности; 23  проблема формирования родственных чувств и семейной культуры;  проблема развития детских и подростковых объединений. Целостная воспитательная система может развиваться только в тех ОУ, в которых создаются  условия  для ее развития, в которых она выстраивается на значимых идеях и решении важных проблем, многие из которых сегодня для детей и взрослых являются общими; на интересах, потребностях и возможностях воспитанников и взрослых, на богатом содержании деятельности и общения; там, где   все   субъекты   воспитания   являются  соавторами,   соорганизаторами   и соисполнителями задуманного.  Цели: Главная  идея   проекта  –   воспитывающее   обучение,   которое стимулирует формирование экологического сознания экоцентрического типа у   обучающихся;   воспитывающее   обучение   как   использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин ­ как   основных, так и дополнительных общеобразовательных программ ­ в целях личностного   развития   обучающихся,   формирования   положительной мотивации   к   самообразованию,   а   также   ориентации   на   творческо­ практическую деятельность. Цель  реализации проекта  – формирование и развитие экологического сознания   экоцентрического   типа   у   обучающихся   и   творческой   личности обучающихся. Для достижения поставленной цели в ходе образовательного процесса решаются следующие образовательные задачи: Личностно­ориентированные воспитательные задачи: 24 1 Формирование адекватной самооценки с точки зрения правил поведения   самостоятельности,   уверенности   в   своих   силах, и   этики, целеустремленности; 2 Формирование   уважения   к   ценностям   культур   других   народов   и интереса к культуре и истории своего народа, родной страны; 3 Приобретение   опыта   построения   своих   взаимоотношений   с   учетом эмоциональных состояний и чувств окружающих.  Социально­ориентированные воспитательные задачи: 1.Формирование ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее улучшению, к своему здоровью; 2.Выработка ценностных ориентаций, формирование гражданственности и позитивной социальной активности; 3.Воспитание на основе взаимопонимания и сотрудничества между людьми. Предметные задачи: 1 Формирование эколого­биологических знаний; 2 Формирование   и   развитие   практических   умений   и   навыков   (сбор, заготовка, хранение растений, конструирование из природного и других материалов, написание и защита проектов и учебно­исследовательских работ); 3 Приобретение опыта природопользования; 4 Развитие   и   систематизация   межпредметных   связей   по   базовым общеобразовательным   курсам   «Биология»,   «Химия»,   «Окружающий мир», «Изобразительное  искусство», «Технология», «МХК», «ОБЖ»,   а   также   метапредметная «Основы   проектной   деятельности», взаимообусловленность предметов программы: «Мир природы в мире   природного   материала», человека»,   «Конструирование   из «Декоративно­прикладное творчество».  Метапредметные задачи: 25  Формирование   и   развитие   эстетических   взглядов   и   творческого потенциала личности средствами декоративно­прикладного искусства и через общение с живой природой;  Выявление и развитие детской одарённости;  Развитие коммуникативных качеств;  Развитие психических процессов: памяти, мышления, внимания. 4. Сотрудничество в целях эффективной реализации проекта: «В современных условиях без социально­педагогического партнёрства  субъекты   образовательного   процесса   не   способны   обеспечить полноценное   духовно­нравственное   развитие   и   воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать   педагогически   целесообразные   партнёрские   отношения   с другими   субъектами   социализации:   общественными   семьёй, организациями   и   традиционными   российскими   религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.   Организация социально­педагогического партнёрства может осуществ­  ляться   путем   согласования   социально­воспитательных   программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации  на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей.   Это   возможно   при   условии,   что   субъекты   воспитания   и социализации   заинтересованы   в   разработке   и   реализации   таких программ»   (из   «Концепция   духовно­нравственного   развития   и воспитания личности гражданина России»).   Партнерские связи, развиваемые на уровне реализации проекта:      с ресурсным центром Елховского района Самарской области; с   опытно­экспериментальными   и   базовыми   образовательными учреждениями – ГБОУ ДОД СОДЭБЦ;  с редакцией «Самарский Внешкольник» (Самара); с ГБОУ ДОД СОДЭБЦ:   26  участие в конференциях:    участие   в   проведении   акций,   слетов,   фестивалей,   конкурсов, выставок, олимпиад;  издательская деятельность.  Администрация м.р. Елховский – отдел инспекционного экологического контроля;   Администрация сельского поселения;  Районный дом молодежных организаций;  Центр «Семья»;  Общество ветеранов и инвалидов;  Районный дом культуры;  Межпоселенческая библиотека;  Районная центральная больница;  МВД  Пожарная часть № 137. Изменение   качества   экологического   воспитания   в   объединении «SOS» и развития компетенций обучающихся  Ожидаемые изменения на уровне объединения «SOS»  произойдут за счет:  ­повышения   квалификации   педагогов   в   области   экологического воспитания; ­инновационных подходов к построению экологической воспитательной системе; ­научно­методического обеспечения деятельности обучающихся.    Реализация Проекта позволит: создать эффективную экологическую воспитывающую среду:   повысить   качество   экологического   воспитания   обучающихся   в объединении «SOS»;  усовершенствовать механизмы управления процессом воспитания;   оптимизировать экологическую воспитательную деятельность с учетом возрастных   и   индивидуальных   особенностей   обучающихся,   с   учетом заказа государства на воспитание;  обеспечить   преемственность   и   непрерывность     экологического 27 воспитания;  разработать соответствующее научно­методическое обеспечение.  Помимо этого прогнозируются следующие изменения:  возрастет   доля   субъектов   экологического   воспитания   с   активной жизненной позицией,   каждый   будет   значим   и     причастен   к   общим   делам   и   заботам  объединения «SOS»; возникнет духовная общность разных возрастных поколений, коллек тив встанет на более высокую ступеньку своего развития;  обогатятся по содержанию уже существующие в  объединении «SOS» традиции,   обозначатся   и   начнут   действовать   традиции   морально­ этического плана;  будет выработана собственная философия объединения «SOS»;  жизнедеятельность  объединения   «SOS»    станет     более целенаправленной   и   системной,  обогащенной   по   своему   содержанию, ориентированной на развитие всех субъектов воспитания.  Для более эффективного процесса развития воспитательной компонен­  ты в объединении «SOS» также необходимо:  1.   Разработка   программ   поддержки   развития   экологического воспитания   в   объединении   «SOS»    (не   контроль,   а   поддержка).   В объединении   «SOS»    составить   программы   адресной   помощи обучающимся.  3.   Разработка   понятной,   умеренной   и   разумной   циклограммы мероприятий   на   уровне   района   и   области   с   предоставлением   права выбора для участия в них обучающимся.  4. Установить широкие партнерские связи сетевого взаимодействия с учреждениями   образования,   науки,   бизнеса   и   экономики   Самарской области     в целом, что соответствует определению сетевых связей в 28 целях   повышения   качества   экологического   воспитания   обучающихся как важнейшего элемента экономики знаний. Показателем   качества   экологического   воспитания   будет служить степень осознания обучающимися объединения «SOS»:  ценностей Малой Родины, Отечества и самого себя как гражданина и патриота   своего   Отечества   /Я   –   россиянин   (юный   гражданин   и патриот):   Родина,   история   и   культура   Родины,   природа   Родины, символы   Родины,   родной   язык,   трудолюбие,   миролюбие, законопослушание, ответственность).  личностных ценностей и социальных ролей (Я – человек, Я ­ личность: душевность,   фамилия, здоровье, имя,     доброта,   доброжелательность,   отзывчивость,   человеколюбие,   милосердие, правдивость,   справедливость,   совестливость,   честность, искренность,   чувство   долга   перед   Другими   людьми,   сострадание, чуткость, сорадование успехам и радостям Другого);  ценностей   коллектива   (дружба,   товарищество,   коллективизм,   ответственность, чувство   долга   перед   коллективом, инициативность,   надежность,   идеалы   коллектива,   законы   его жизни, его заботы и дела);  ценностей семьи (история семьи, рода; традиции семьи, ее морально­ этические ценности; родители, родные и близкие люди),   Результатом   воспитательного   проекта   будет  модель   обучающегося (выпускника)   ­  это   свободная,   творчески   развитая,   социально­ ориентированная   личность,   обладающая   экологической   культурой, способная   к   саморазвитию   и   самореализации,   пропагандирующая бережное отношение к природе и применяющая на практике полученные 29 знания в повседневной жизни. Ожидаемые изменения на уровне обучающихся Необходимые знания ­ что представляют собой основы природопользования; ­основы воздействия человека и природы, в том числе основные направления рационального использования богатств родного края; ­ правовые вопросы экологической безопасности; ­ основные методы исследования экологических систем; ­ основные понятия и термины, изучаемые по темам программы; ­ нравственные нормы поведения. ­ правила техники безопасности и гигиены труда при работе; ­ применять терминологию, специфичную для определенного направления; ­ основы организации труда;  ­ правила организации рабочего человека; ВЫПУСКНИК   ДЕТСКОГО   ОБЪЕДИНЕНИЯ    «SOS»  ДОЛЖЕН быть:   человеком нравственным, уважающим права и свободы других людей;  человеком   творческим,   обладающим   позитивной   социальной активностью;  человеком,   образованным   для   достижения   личного   и   семейного благополучия;  человеком, способным к сотрудничеству с другими людьми; 30  человеком с широким кругом культурных потребностей;  человеком, воспринимающим природу, как жизненную ценность;  человеком, стремящимся к самосовершенствованию;  человеком, чтящим и сохраняющим традиции и культурные ценности своего народа, т.е.   устойчиво  проявлять  в   своем   поведении   следующие   личностные качества: ­ адекватную самооценку, уверенность в своих силах, самостоятельность, целеустремленность; ­ бережное отношение к природе; ­ гуманность, доброжелательность, милосердие, толерантность; ­ трудолюбие; ­ коллективизм, взаимопомощь; ­ гражданственность, патриотизм. Владеть: ­ техниками декоративно­прикладного искусства «Квиллинг», «Торцевание», «Декупаж», «Тестопластика», «Береста»; ­ приемами художественного конструирования из различных материалов; ­ приемами сбора, обработки, хранения природного материала; ­ информационной компетентностью:  знать   и   работать   с   источниками   информации   (печатные, электронные, видео, картины);  уметь получать информацию от другого субъекта;   уметь работать по инструкции;  переводить информацию из одной формы в другую (текст­график, текст­картинка, текст­таблица);   уметь анализировать, писать план, конспектировать;  31  уметь   создавать   продукт   (изделие,   проект,   исследовательскую работу);   уметь выступать публично; ­ коммуникативной компетентностью:  владеть культурой речевого действия (уметь грамотно построить фразы, просто и ясно изложить мысли);   владеть эмоциями;  знать   правила   взаимодействия   с   людьми,  быть   готовым   и   уметь строить контакт; ­ компетентностью решения проблем:   уметь анализировать;  уметь ставить цели;  уметь планировать результат;  уметь разрабатывать алгоритм достижения результата;   уметь оценивать результаты своей деятельности. ­ интеллектуальными навыками деятельности: ­ способность контролировать свой мыслительный процесс;  способность   к   анализу     и   обобщению,   (способность     сравнивать,   систематизировать,   выделять   главное, обобщать, исследовать, делать выводы);   классифицировать,  способность систематически расширять общий кругозор;  способность рационально организовать свой  труд;  способность к  постоянному самообразованию. ­ креативность: ­ способность мыслить нестандартно;  потребность в постоянном творческом поиске;  умение творчески облагораживать и преображать мир. ­ культура личности,  нравственные позиции: 32 ­ гуманистическое мировоззрение;   ­культура   самоопределения   личности,   стремление   к самосовершенствованию и самореализации;  ­ коммуникабельность, культура общения в обществе и семье;   ­честность,   принципиальность,   умение   отстаивать   свои   взгляды   и убеждения;  ­ оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей. ­ здоровье:  ­ здоровье физическое и психологическое;  ­ ведение здорового образа жизни. Перспективы дальнейшего развития проекта Данный проект – важная часть большой работы по  организации  социально значимой   деятельности   в   плане   формирования   экологической   культуры   и экологического   мышления   обучающихся.  Его   реализация   дает   перспективу для дальнейшей успешной работы объединения «SOS» в Елховском районе. Экологическая   деятельность   объединения   «SOS»   может   развиваться, пополняться новым содержанием и возможностями.  Следующими шагами по развитию проекта должны явиться: ­ использование наработанного опыта работы в новых КТД и исследованиях; ­ распространение опыта работы через СМИ и Интернет. 33 Список литературы 1. Белкин   А.С.   Основы   возрастной   педагогики:   Учебное   пособие   для студентов   высших   педагогических   учебных   заведений.   –   М.:   Изд.   центр «Академия», 2000. 192 с. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Борейко   В.Е.   Введение   в   природоохранную   эстетику.   Киевский эколого­культурный центр. 2001. 120 с. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. 440 с. Внутренний   контроль   в   учреждениях   дополнительного   образования: виды, методы, планирование. Рекомендации для руководителей УДОД. Сост. Т.Е. Макарова – Самара, 2001. 60 с.  Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов – на Дону, 1996. 400 с. Законодательство России об использовании и охране биологического разнообразия. Под ред. А.С. Шестакова, ГЕОС. – М., 2000. Перспективы   развития   эколого­биологического   образования.   Под редакцией С.И. Павлова. Научное пособие. – Самара. 2009. 257 с. Цветкова   И.В.   Экологическое   воспитание   младших   школьников. Теория и методика внеурочной работы. – М., 2000. 44 с.   Нормативно­правовые источники: ­ Всеобщая декларация прав человека;  ­ Конвенция о правах ребенка;  ­ Конституция Российской Федерации;   ­ Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию  34 Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;  ­ Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации  на период до 2015 г.;  ­ Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  ­ Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации  государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;  ­ Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии  действий в интересах детей на 2012­2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;  ­Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная   распоряжением   Правительства   Российской   Федерации   от   22 ноября 2012 г. № 2148­р;  ­ Концепция долгосрочного социально­экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).  ­ Федеральный государственный образовательный стандарт начального и об­ щего   образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;  ­   Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного учреждения. Основная школа; 35 ­  Концепция   духовно   –   нравственного   воспитания   личности   гражданина России/ (А.Я. Данилюк,  А.М. Кондаков,  В.А. Тишков); – 3­е  изд. –      М.: Просвещение, 2013; ­ Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных  учреждениях (письмо от 13 мая 2013 г. N ИР­352/09); ­   Письмо   Минобрнауки   России   от   12.05.2011   №   03­296   «Об   организации внеурочной   деятельности   при   введении   федерального   государственного образовательного стандарта общего образования» ­ Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Россий­ ской Федерации на 2011­2015 годы",  утвержденная Постановлением Прави­ тельства Российской Федерации от 05 октября 2010 г. № 795. ­   Профессиональный   стандарт   педагога,   утвержден   приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н ­   Стратегия   социально­экономического   и   социокультурного   развития Самарской области (приоритетное направление «Образование»); ­  Послание губернатора Самарской области Губернской Думе. ­   План   действий   по   модернизации   общего   образования,   направленных   на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на   период   2011­2015   годов   (утвержден   постановлением   Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507) ­   Законодательство   России   об   использовании   и   охране   биологического разнообразия. Под ред. А.С. Шестакова, ГЕОС. – М., 2000. 36 ­   Типовое   положение   об   образовательном   учреждении   дополнительного образования детей (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504). Интернет ресурсы:  http://www.mon.gov.ru  – cайт Министерства образования и науки РФ  http://samregion.edu.ru    ­  cайт   Министерства   образования   и   науки Самарской области  37

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"

Концептуальные основы долгосрочного проекта особой педагогической и общественной значимости "Экологическое воспитание в системе дополнительного образования детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017