Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.
Оценка 4.9

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
8 кл—11 кл +1
16.11.2018
Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.
При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация подростков, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов. И каждого педагога волнует, как же сформировать у обучающихся положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время проблема формирования у обучающихся устойчивых положительных мотивов актуальна в педагогике, психологии и практике любого учебного заведения.
по повышению уровня учебной мотивации подростков.doc
Коррекционно­развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков. Пояснительная записка. При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного   педагога,   как   учебная   мотивация   подростков,   так   как   по   справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека  на 20­30% зависят  от интеллекта, и на 70­80% –от мотивов. И каждого педагога волнует, как же сформировать у обучающихся положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время проблема формирования   у   обучающихся   устойчивых   положительных   мотивов     актуальна   в педагогике, психологии и практике любого учебного заведения.  К сожалению, многие учителя совершенно не обращают внимания на то, ради чего учится подросток, не анализируют процесс обучения с этой точки зрения. Вместе с тем самые,   казалось   бы,   мелочи   методики   обучения,   как,   например,   подбор   и последовательность   упражнений,   задач,   да   и   любых   заданий   имеют   прямое, непосредственное отношение к формированию учебной мотивации. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие.  Важнейшая   задача   школьного   обучения   –   формирование   учебно­познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах: 1. способности, задатки ребёнка. 2. субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей). 3. среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать). Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача колледжа. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка. В силу этих причин и желания повысить уровень успеваемости путем повышения учебной мотивации был разработан проект занятий с детьми.  Проект  была разработан  для обучающихся от 14 до 19 лет.  Группы формировались по желанию подростков, учитывались возрастные особенности, но обязательно включались ребята из семей СОП (подростки редко отказываются от   посещения занятий, поэтому охвачены были почти 100% детей со сниженной мотивацией, а к ним также примкнули более сильные учащиеся).  Работа   с   родителями,   к   сожалению,     имеет   свою   специфику.   Большинство родителей   имеют   низкий   социокультурный   уровень,   у   них,   как   правило,   среднее   или базовое, редко высшее  образование, очень тяжело идут на контакт. Работать с ними легче всего в индивидуальном порядке, и работа несет   в основном информативный характер. Родители   детей  работают, в основном на предприятиях, где достаточно тяжелый график работы, с самого раннего утра и до позднего вечера. Дети чаще всего предоставлены сами себе. Работа   с   учителями   проводилась   в   этом   направлении   при   помощи   психолого­ педагогического семинара. Но основной упор делался на работе с детьми, на развитии их самостоятельности, независимости от родителей и педагогов.     Занятия   проводились   1   раз   в   месяц.     Данные   занятия   можно   проводить   как   в групповой, так и в индивидуальной  форме. За три года, было отмечено, что во время работы группы, а также по окончании, успеваемость повышается и держится достаточно устойчиво. Так , 2 года подряд 2 ­ 5 учащихся поступают в институты.  При анкетировании, на вопросы касающиеся профориентации, ребята отмечали данные занятия как основной фактор, который помог им определиться  с профессией и планировать будущее. Цель проекта: Развить мотивацию к учению. Задачи программы: 1. Формирование интереса к себе и другим; укрепление идентичности, определение границ своего «Я»; развитие внутренних критериев самооценки.   2. Актуализация   представлений   о   личностных   чертах,   знаниях   и   навыках, 3. необходимых для достижения жизненных целей   времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем  Осознание   важности   адекватной   оценки   своих   возможностей   и   необходимого 4. Ориентация   подростков   на   поиск   истинных   целей   жизни,   формирование позитивного настроя, взгляда в будущее 5. Накопление   эмоционально­положительного   опыта   и   повышение   внимания   к происходящим в себе изменениям; работа с тревожностью. Теоретические основания            Данная программа направлена на развитие мотивации к учебе. Опираясь на теории  мотивации ведущих мировых психологов и, учитывая все многообразие теорий данного  психического образования, можно выделить два основных тезиса: 1.Мотивация как совокупность детерминант, обуславливающих поведение человека. 2.Мотивация как характеристика процесса, а это уже не статическое, а динамическое  образование.  Мотивация не основывается на влечениях, но при этом предполагается, что ее энергия  является внутренней относительно природы организма. Индивид опробует новую  деятельность, решает исследовательские задачи или стремится к освоению своей среды  просто ради опыта, который он получает. Процесс открытия сам по себе является  наградой. "Внутренняя мотивация касается активной, исследовательской, находящейся в  поиске задач природы индивидов, которая играет решающую роль в приобретении и  развитии структур и функций" (Ryan, 1993, p.21).        Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за  осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по  отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за  нее будет являться активность сама по себе. Такую мотивацию ещё называют  процессуальной (Deci, 1980).        Для развития мотивации учения важное значение имеет мотивация достижения, так как без неё успех в какой­либо деятельности маловероятен. Суть её заключается в стремлении  человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности.  Проблемами мотивации достижения занимались: Н.Ах, К.Левин, Дж.Аткинсон, Г.Мюррей,  Ф.Хоппе,  Д.Макклеланд,  Х.Хекхаузен. Мотивация достижения направлена на  определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям  человека. Мотивация достижения, таким образом, по сути своей ориентирована на цель.  Люди с высоким уровнем мотивации достижения обычно реалистично оценивают свои  возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей,  добиваются больших результатов в деятельности. Согласно взглядам Х.Хекхаузена,  мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими  способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены  критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно,  привести или к успеху, или к неудаче».   Если человек ориентирован на успех, он не  испытывает страха перед неудачей, а если ориентирован на избегание неудачи, то будет  тщательнее взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения, избегать  активности, сомневаться в своих силах. Опираясь на вышеизложенные теоретические положения, мы считаем, что  для повышения учебной мотивации у старших подростков необходимо развивать:  познавательный интерес, стремление к самосовершенствованию, процессуальную  мотивацию (по Десси), мотивацию достижения. Структура занятий. Обязательный ритуал приветствия, который можно периодически менять. Выбирается он на усмотрение  участников группы или ведущего. Разминочное упражнение: 1­2 основных упражнения. Упражнения на релаксацию. Обязательным является рефлексия (на выбор ведущего).  Содержание программы. Учебно­тематический план. № П/П Тема 1. Вводное занятие. Знакомство. Психологическая сказка «Образовательная лента». Значимость учения. Кто «я» в этом мире. Радость от учёбы.  2. 3. 4. 5. Активаторы мотивации.  6. Борьба мотивов. Поиск истинных целей жизни. 7. Будильник. Осознание течения собственного времени. Дата проведения Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март 8. Мотивация достижения (навыки постановки жизненных целей и  Апрель самоопределения). 9. Мотивация обучения для достижения жизненных целей. 10 Заключение. План действий для достижения жизненных целей и  свободного выбора. май июнь Занятие 1.  Тема: Вводное занятие. Знакомство. Цель. Знакомство с целями данного блока занятий. Создание  положительной мотивации ; освоение приемов самодиагностики. Методики:  1.  Упражнение 1. «Это мое имя». 2.  Упражнение 2. «Круг воли». 3.  Упражнение 3. Части моего «Я». 4.  Упражнение 4. «Учимся расслабляться». Ход занятия. Ритуал приветствия. (на выбор). Беседа о теме и задачах занятия. Упражнение 1. «Это мое имя». Цель: умение выявить и описать свои недостатки от имени предмета. Подросткам  предлагается поискать в комнате такой предмет, которому они  бы  могли дать свое имя. После того как  каждый сделает  свой выбор,  предлагается описать  этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки.  Упражнение 2. «Круг воли». (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С­П, 2005,  стр. 209).   Цель: дать характеристику воле. Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а  также по каким признакам они могут определить, что перед ними безвольный человек.   Затем даются  определения волевых качеств.  Заполнение бланка «Круг воли» Ф.И.____________  возраст ______ дата _____ Нарисуйте круг (это 100% силы воли)  и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете,  соответствует Вашей силе воли.  Подберите  те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим  волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих: 1.Решительность 2.Настойчивость 3.Смелость 4.Самосоятельность 5.Целенаправленность 6.Инициативность 7.Выдержка 8.Дисциплинированность Упражнение 3. Части моего «Я». Цель: выявить свои хорошие и плохие стороны. Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).  Ведущий предлагает подросткам вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в  зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это  разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться  нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть  может, символически. После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по  очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки  обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать,  что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки  (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны никому из  учеников или учителей, но участники могут их посмотреть до и после занятий. Упражнение 4. «Учимся расслабляться». Цель: выработка умений расслабляться. Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно  лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая ­ до девяти.  Можно и не считать ­ смотря как легче. Начнем». Рефлексия. По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал,  поподробнее. Рефлексия. Занятие 2.  Тема: Психологическая сказка «Образовательная лента». Цель: Помочь учащимся разобраться в своей мотивации, задуматься о   ценностях знаний, о своих мотивах учения и выбора профессии. Методики:  1. «Что было главным в жизни» (методика­интервью ­  живой микрофон);  2. методика «К чему люди стремятся в жизни»;  3. методика «Образовательная лента»  (психологическая    сказка по фабуле рассказа Айзека  Азимова «Профессия» 1989 г.); 4. методика «Образ будущего».  Оборудование: картинки к сказке, бланки, плакаты, тетради. Ритуал приветствия. (на выбор). Беседа о теме и задачах занятия. Ход занятия. 1. Методика­ интервью живой микрофон, Что было главным в жизни.  2. Цель: Выявить главные ценности человеческой жизни. Ведущий   предлагает   учащимся   провести   интервью.   Один   принимает   роль   репортера, другие ­интервьюируемые. Репортер хочет узнать жизненные достижения и свершения тех людей, что сейчас сидят перед ним. Учащиеся сидят по кругу, а репортер задает вопрос и  пускает микрофон по кругу. Репортер должен делать записи, чтобы затем рассказать классу о своем интервью. Вопросы интервью. • Что было для Вас самым важным в жизни? • Что для Вас является  самым важным в жизни сейчас? • Какое личное качество больше всего помогало Вам в трудных ситуациях? • Что помогало созданию близких взаимоотношений с другими людьми? • Что Вы сделали хорошего, доброго  для своей семьи? Для своего района? Далее следует подведение итогов интервью. Репортер должен рассказать классу об итогах своего интервью. •   Каковы   те   цели,   к   достижению   которых   стремится   большинство   людей,   ­ материальные или духовные по своей природе? Материальным  называется   то,   что   можно   увидеть,   потрогать   или   еще   как­то воспринять   органами   чувств;   можно   продемонстрировать   или   доказать   факт существования. В представленном списке к материальным ценностям  относятся  деньги, хорошая пища, красивая одежда, ювелирные украшения, хорошая квартира, хорошее здоровье. Нематериальное  нельзя   потрогать   и,   следовательно,   проверить   наличие;   тем   не менее, это существует. Они побуждают деятельность и делают жизнь осмысленной. 2. Методика «К чему люди стремятся в жизни». Цель: выявить главные цели, к которым люди могут стремиться в жизни. а).  Перед началом работы ведущий обращает внимание на плакат со списком   целей, к которым люди могут стремиться в жизни. Хорошее образование. Хорошая работа и карьера. Счастливая семья. Слава. Деньги, богатство. Дружба. Достижения в искусстве, музыке, спорте. Уважение и восхищение окружающих. Наука как познание нового. Хорошее здоровье. Уверенность в себе и самоуважение. Хорошая пища. Красивая одежда, ювелирные украшения. Власть или положение. Хороший дом, квартира. Сохранение жизни и природы на Земле. Счастье близких людей. Благополучие государства. Инструкция для учащихся • Напротив каждого стремления поставьте соответствующую пометку. • Читая внимательно каждое из стремлений, отметьте, какие из них материальные, а   Напротив   каждого   стремления   в   тетради   поставьте какие   нематериальные. соответствующую пометку.  • Особой отметкой  выделите отдельно пять целей, которых вы хотели бы достичь в жизни больше всего. Работайте индивидуально в своей тетради. б).  Далее, ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения. • Каковы пять самых важных для тебя вещей в твоем списке, почему? После обсуждения делаются выводы. • Поведение людей мотивируется стремлениями или поставленными целями. • Для достижения какой­либо цели необходимо приложить усилия. • Иногда из­за желания достичь различные цели возникают противоречия. 3. Психологическая сказка «Образовательная лента». Цель: Помочь учащимся разобраться в своей мотивации, задуматься о   ценностях знаний,  о своих мотивах учения и выбора профессии. а). Чтение сказки (с иллюстрациями). б). Вопросы для обсуждения: 1. Любите ли Вы узнавать, что ­ то новое, интересное, что именно? 2. Представьте, что в Вашу голову вложили все знания сразу в готовом виде. Что бы  Вы при этом потеряли? 3. Если бы Вы жили в то время и в том обществе, как бы предпочли получить  образование: с помощью информационных лент? с  помощью книг? Почему? 4. Объясните в чем ценность знаний, полученных в   результате учебы по книгам? 5. Как вы думаете, зачем главного героя и ему подобных,  содержали в особых  приютах?  Чего боялись власти? Вывод делают сами учащиеся и записывают его в свою тетрадь. 5. 6. Методика «Образ будущего.  Цель: Узнать, четко ли учащиеся представляют свое будущее.  5. Анализ занятия: Что понравилось или не понравилось в занятии? Какие моменты запомнились больше всего?        Что нового вы узнали из данного вам материала? Как вы чувствовали себя на занятии? (комфортно или   нет) Приложение 1. Вопросы интервью. • Что было для Вас самым важным в жизни? • Что для Вас является  самым важным в жизни сейчас?  СЕМЬЯ,  ОБЩЕСТВО,  ДРУЗЬЯ,  ПРИРОДА,  экология,  УЧЕБА,  КАРЬЕРА  И Т.Д. • Какое личное качество больше всего помогало Вам в трудных ситуациях? ______________________________________________________________ • Что помогало созданию близких взаимоотношений с другими людьми? ______________________________________________________________ Перед началом занятий ведущий обращает внимание на плакат со списком  целей, к  которым люди могут стремиться в жизни. Особая пометка                                       Список  целей, пометка м\н        Приложение 2. Хорошее образование. Хорошая работа и карьера. Счастливая семья. Слава. Деньги, богатство. Дружба. Достижения в искусстве, музыке, спорте. Уважение и восхищение окружающих Наука как познание нового. Хорошее здоровье. Уверенность в себе и самоуважение. Хорошая пища. Красивая одежда, ювелирные украшения. Власть или положение. Хороший дом, квартира. Сохранение жизни и природы на Земле. Счастье близких людей. Благополучие государства. Инструкция для учащихся какие   нематериальные. соответствующую пометку.  • Напротив каждого стремления поставьте соответствующую пометку. • Читая внимательно каждое из стремлений, отметьте, какие из них материальные, а   Напротив   каждого   стремления   в   тетради   поставьте • Особой отметкой  выделите отдельно пять целей, которых вы хотели бы достичь в жизни больше всего. Работайте индивидуально в своей тетради. Образ будущего Приложение 3. 1. Кратко опишите, каким вы представляете себе собственное будущее, и  чем бы   вы  там занимаетесь  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 2. Опишите, какие препятствия вам пришлось преодолеть, чтобы добиться того, к чему вы стремились.  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3.  Опишите свои навыки, качества,  которые помогли осуществить ваши планы.  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Проверка образа будущего. 1. Осуществим ли этот образ будущего, почему? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 2. Стоит ли тратить то время и энергию, которые потребуются для его осуществления? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 3. Действительно ли я желаю его осуществить? _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Занятие 3.  Тема: Значимость учения. Кто «я» в этом мире. Цель: поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения «Я­концепции»;  осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов  творческого воображения. Методики:  1. Упражнение 1. (Разминка).  «Мое имя». 2. Упражнение 2.  «Метафорический автопортрет». 3. Упражнение 3. «Ролевая карта». 4. Упражнение 4. «Учимся расслабляться». 4. Тест ДДО. Ход занятия. Ритуал приветствия. (на выбор). Беседа о значении образования и учебы в этом мире. Упражнение 1. (Разминка).  «Мое имя».  Цель: подобрать позитивную положительную характеристику для себя. Каждый участник пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2­3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую. Упражнение 2. «Метафорический автопортрет». Цель:  группы – по ассоциативным картинкам отгадать, чей это метафорический  автопортрет и затем рассказать о нем. При   обсуждении   в   группе   подростки   делятся   на   пары,   выбирают   картинки   «метафорические автопортреты» и обмениваются ими, проговаривают свои чувства. Еще   один   групповой   вариант,   это   когда   каждый   располагает   ассоциативные фотографии по кругу. Задача группы – по ассоциативным картинкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем рассказать о нем.  Упражнение 3. «Ролевая карта».  Цель: показать, что такое социальная роль, какие роли мы играем. Обсудить вопросы: что такое социальная роль, какие роли мы играем?    Выписать в столбик  роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать  «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами.  Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства  испытываем.  Упражнение 4. Тест ДДО. Цель:   выявить,   в   каких   еще   областях   знаний   обучающийся   сможет   реализовать   себя, помимо выбранной профессии.  Упражнение 5.  Цель: выработка умений расслабляться.   Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем». По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие   ситуации   вспомнились.   Данное   упражнение   способствует   не   только   усвоению подростками простых навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства. Рефлексия. Занятие 4.  Тема: Радость от учебы. Цель: углубление процессов самораскрытия, самосознания;  осознание своих  возможностей в учебе, страхов, тревог; освоение методов борьбы со своими тревогами и  страхами. Методики: 1.  Мини­лекция. 2.  Упражнение 1. «Нарисуй свой страх».  3. Упражнение 2. «Дыхание».   4.  Упражнение 3. «Снятие мышечных зажимов». 5.  Методика «Твой любимый/ нелюбимый предмет». . Ход занятия. Ритуал приветствия. (на выбор). Беседа о школьных предметах и спец. дисциплинах. Мини­лекция «Что такое волнение, тревога, страх и зачем они нам нужны». Цель: показать то негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек  при встрече с угрозой или при ее ожидании (особенно на уроках). Страх  ­ это негативное эмоциональное переживание, которое испытывает человек при встрече с угрозой или при ее ожидании. Угроза, вызывающая страх, может затрагивать жизнь и здоровье человека (биологические страхи), его материальное благополучие или статус в обществе (социальные страхи), а также не иметь материального подтверждения, а быть отражением его собственных мыслей (экзистенциональные страхи). Тревога   ­  это   расплывчатый,   длительный   и   смутный   страх   по   поводу   будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда еще нет (а может быть, и не будет) реальной опасности для человека, но он ждет ее, причем пока не представляет, как с ней справиться. По   мнению   некоторых   исследователей,   тревога   представляет   собой   комбинацию   из нескольких эмоций ­ страха, печали, стыда и чувства вины. Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своем   прошлом   или   из   окружающей   жизни   примеры   неблагоприятных   или   опасных событий, а затем проецирует этот опыт в свое будущее. Рассмотрим подробнее отличия состояния тревоги и страха, так как эти эмоции являются предметом исследования в данной работе.  Тревога   несет   в   себе   адаптивные   функции,   предупреждая   о   внешней   или   внутренней опасности,   подсказывает   организму,   что   надо   принять   необходимые   меры   для предупреждения   опасности   или   смягчения   ее   последствий.   Эти   меры   могут   быть осознанными, например, подготовка к экзамену, или бессознательными (к ним относятся механизмы   психологической   защиты).   Исследования   ученых   показывают,   что   умеренно развитая   тревожность,   как   личностное   качество,   повышает   шансы   человека   достичь успехов в учебе или карьерном росте. Другое дело, что ценой такого успеха может быть повышенное беспокойство, нарушение сна и преобладание негативных переживаний над позитивными эмоциями. Существует два типа тревожности: один ­ как более или менее устойчивая   черта   личности,   и   второй   ­   как   реакция   индивидуума   на   угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории,   между   ними   имеется   определенная   связь.   То   есть   любой   человек, повстречавший   поздним   вечером   на   пустынной   улице   группу   пьяных   подростков, встревожится (ситуативная  тревожность), но если человек только собирается выйти  на улицу и при этом уже тревожится по поводу возможного нападения преступников, значит он обладает повышенным уровнем личностной тревожности. Особенно сильное влияние на поведение склонных к повышенной тревожности людей оказывают боязнь неудачи, поэтому такие индивидуумы особенно чувствительны к сообщениям о неуспехе их деятельности, ухудшающие показатели их работы. Напротив, обратная связь с информацией об успехе (даже вымышленном) стимулирует таких людей, повышая эффективность их деятельности. Таким   образом,   повышенная   тревожность,   обусловленная   страхом   возможной   неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность человека перед лицом общественных требований и установок. Это лишний раз подчеркивает социальную природу явления «тревожности», в то время, как страх в большей степени опирается на биологические факторы. При этом отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность,   являются   той   ценой,   которую   вынужден   платить   человек   за   повышенную способность лучше приспосабливаться к социальным требованиями и нормам.  Страх более конкретная и предметная эмоция, чем тревога. Тревогу можно сравнить с предварительной   командой   «боевой   готовности»   приводящий   организм   в   состояние относительной   мобилизации.   Страх   же   можно   сравнить   с   сигналом   «Внимание!   Нас атакуют!». Человек рождается бесстрашным. Маленький ребенок не боится дотронуться до огня или змеи, споткнуться, упасть и т.п. Все эти страхи приходят потом, с полученным опытом. На разных этапах нашей жизни нас могут одолевать разные страхи. Но вместе с полезными, конструктивными страхами часто приобретаются и иррациональные. Когда они становятся слишком сильными и приобретают регулярный характер, их называют фобиями. Беспокойство  ­   это   переживание   является   вариантом   тревоги,   при   котором происходит   логический   перебор   будущих   негативных   вариантов   развития   событий. Человек, испытывающий беспокойство, испытывает неуверенность по поводу будущего, и это неуверенность заставляет его напряженно размышлять о том, какие неприятности его могут ожидать впереди и как он может с ними справиться. Обсуждение.  Беседа о своих страхах, тревогах. Упражнение 1.    «Нарисуй свой страх».  Цель: отпустить собственные страхи. Всем предлагается изобразить  свой страх. Затем на выбор  превратить его в  смешной рисунок или разорвать, уничтожить его. Упражнение 2. «Дыхание».   Цель: отпустить  все негативные мысли и эмоции.   Займите удобное положение,  закройте глаза, расслабьтесь,  сконцентрируйтесь  на каждом вдохе, прочувствуйте его. Затем при выдохе отпускайте все негативные мысли и эмоции. Постарайтесь почувствовать, как дышит каждая клеточка вашего организма, вся кожа. Занятие проводите в течение 3­5 минут. Особое внимание обратите на лицо и руки, расслабьте их. Упражнение 3. Методика «Твой любимый/ нелюбимый предмет». Цель: выявить у обучающихся их склонности и предпочтения в усвоении предметов.  Упражнение 4. «Снятие мышечных зажимов».  Цель: снятие напряжения. Поочередно необходимо напрягать и расслаблять мышцы кисти рук, предплечья, лица. Затем перейти к мышцам лица (брови, рот, нос). Далее стоит напрягать мышцы шеи, груди,   диафрагмы.   Наконец   перейти   к   мышцам   живота,   спины   и   мышцам   ног:   бедра, голени, ступни. Наберите в живот такое количество воздуха, какое вы можете максимально вместить,   задержите   на   несколько   секунд   дыхание.   Далее   начинайте   выдыхать   из   себя медленно весь кислород. Рефлексия. Занятие 5. Тема: Активаторы мотивации. Цель:  осознание своих сильных и слабых сторон; получение позитивной обратной связи  для укрепления самооценки. Методики:  1.  Упражнение 1. «Китайская рулетка». 2.  Упражнение 2. «Мой дракон». 3. Упражнение 3.  «Самореклама». 4. Методика выявления мотивации в обучении. Ход занятия. Ритуал приветствия. (на выбор). Беседа о значении образования в жизни человека. Упражнение 1. «Китайская рулетка» (шуточный тест) (Н.А. Сакович «Практика  сказкотерапии», Речь, С ­ П, 2005, стр. 140). Цель: выявить, какими видят себя ребята в настоящем и в будущем. Участникам предлагается закончить  предложения Если бы я был деревом, то хотел бы быть….                      То не хотел бы быть… Если бы я был одеждой, то хотел бы быть,                          то не хотел бы быть… Если бы я был животным, то хотел бы быть…,                   то не хотел бы быть… Если бы я был  писателем, то хотел бы быть,                      то не хотел бы быть… Если бы я был киногероем, то хотел бы быть…                  то не хотел бы быть… Интерпретация такова: то, кем или чем ты хотел бы быть, ­ это ты в будущем, а то, кем  или чем не хотел, ­ такой ты в настоящем. Упражнение 2. «Мой дракон». Цель: выявить тот негатив, который есть у ребят на сегодняшний день в отношении к учебе. У каждого из нас есть свой дракон.  Нарисуйте  сейчас своего дракона, назовите  его в целом и каждую голову в отдельности. Придумать историю о том, как каждый будет  сражаться со своим драконом.  Упражнение 3.  «Самореклама» (рисование). Цель: повышение собственной мотивации в учебе. Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в  нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои проекты.  Рефлексия Занятие 6. Тема: Борьба мотивов. Поиск истинных целей жизни. Цель: Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее. Методики:  1. Тест «Каким я хочу быть». 2. Упражнение 1. «В поисках смыслов жизни». 3. Упражнение 2. «События моей жизни». 4. Упражнение 3 «Формула удачи». Ход занятия. Ритуал приветствия. (на выбор). Беседа о поиске истинных целей жизни. Рисуночный тест, «Каким я хочу быть» в свободной форме.  Цель: Заострить внимание на таких моментах как  осознание подростками своих истинных  целей жизни.  Рассказать, что наиболее актуальные проблемы настоящего, могут отразиться на их буду­ щем.  Обсуждение задания. Упражнение 1. «В поисках смыслов жизни».  Цель: задуматься о том, В чем же смысл жизни Каждый человек для чего­то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от времени эта мысль его посещает. Даже самый недалекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно   небогатый   человек   порой   спрашивает   себя:   зачем   я   живу?   Жизнь   не   может лишиться смысла  ни при каких обстоятельствах.  Смысл  может быть найдет во всем и всегда. Попытайтесь ответить на следующие вопросы: 1.   Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)? 2.   Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)? 3.   Как я отношусь к тому, как я живу? 4.   Хотелось бы что­то поменять в своей жизни?» Самые смелые могут озвучить свои мысли. Возможно, они совпадают с мыслями большин­ ства ребят. Можно обсудить, почему? Упражнение 2. «События моей жизни». Цель: выявить наличие проблем с постановкой жизненных целей.    Подросткам предлагается нарисовать «график событий». На горизонтальной оси — «Время» — указываются годы жизни, не только прошедшие и настоящие, но и будущие. На вертикальной — «События» — значимость событий жизни, которая отражается высотой разноцветных   столбиков   от   1   до   10.   Синим   цветом   обозначаются   события   прошлого, красным — настоящего, зеленым — будущего. Оптимальным считается примерно одинаковое количество красного, синего и   зеленого   цветов.   Наличие   проблем   с   постановкой   жизненных   целей   указывает отсутствие или малое количество зеленого цвета.   Анализ.  Как   протекала   ваша   жизнь   до   сегодняшнего   дня?   В   чем   ваши   успехи   и поражения? О каких событиях хотелось бы забыть? Каким вы видите свое будущее? Чего хотели бы достичь? Каких ударов судьбы ожидаете? Упражнение 3. «Формула удачи». Цель: увидеть и осознать свое будущее. Подросткам предлагается занять удобную позу, закрыть глаза и расслабиться. Представьте, что вы стоите посреди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите горную гряду — это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодолели   эти   вершины,   вы   приобрели   опыт   "восхождения",   теперь   вы   знаете,   как бороться   с   трудностями.   А   теперь   посмотрите   вперед.   Вы   видите   прекрасный   оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или  настоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в прекрасный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто­то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? Приступайте к работе. (Пауза.) А теперь посмотрите, на­ сколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его   творцы!   Вы   сами   можете   сделать   его   прекрасным   своим   трудом!   Почувствуйте удовлетворение от проделанной работы! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поде­ литесь впечатлениями».  Анализ.  Каким   вы   увидели   свое   будущее?   Осознали  ли   вы,   что   для   того,   чтобы   «вырастить»   прекрасный   сад,   нужно   изрядно   потрудиться,   иначе   он   может   оказаться миражом? Рефлексия. Занятие 7. Тема: Будильник. Цель: Осознание течения собственного времени; развитие навыков адекватного своим воз­ можностям расчета времени. Методики:  1.  Методика репортаж «Один день из моей жизни». 2. Упражнение 1.  «Представление о времени». 3. Упражнение 2 «Чувство времени». 4. Мини­лекция.   Ход занятия. Ритуал приветствия. (на выбор). Беседа о потерянном времени. Показ мультфильма: «Сказка о потерянном времени». По  мотивам Е. Шварца. Методика. Подготовить репортаж на тему «Один день из моей жизни». Отметить, что это должен быть желательно  не выходной день. Цель: Упражнение 1.  «Представление о времени». Цель: умение представить и изобразить на бумаге чувства временного пространства.            Подросткам предлагается представить время в виде физического объекта, который можно   увидеть   и   пощупать.   После   этого   им   дается   задание   нарисовать   этот   объект, обозначив   на   рисунке   прошлое,   настоящее,   будущее   и   точку   времени,   в   которой   они находятся на момент его создания. По окончании все участники внимательно рассматривают свои рисунки. Анализ. Правильно ли, что люди откладывают решение проблем на потом? Возможно ли, что времени не хватит на выполнение каких­либо планов? Чтобы исполнилось задуманное, нужно ли предпринять что­то именно сейчас? Упражнение 2. «Чувство времени». Цель: выработка чувства временного пространства. Участникам   предлагается   закрыть   глаза   ипосле   команды   ведущего   попытаться уловить   момент,   когда   пройдет   минута.   Ведущий   определяет   течение   минуты   по секундомеру.   Участник,   по   ощущению   которого   минута   уже   прошла,   молча   открывает глаза и поднимает руку, ожидая, пока все участники не откроют глаза. Подростки делятся на три подгруппы: тех, кто открыл глаза раньше, чем закончилась минута; тех, у кого те­ чение времени совпадает с часами, и тех, у кого минута тянется дольше, чем 60 секунд. Подгруппы расходятся в разные углы комнаты и стараются определить общие для них ощущения, когда они сидели с закрытыми глазами.   Анализ.  Зависит  ли ощущение течения времени от  психического состояния человека? Зависит ли оно от его личностных свойств? В каких общих случаях время тянется как «резина», а в каких летит, как ракета? Влияет ли на отношение окружающих к человеку тот факт, что у него время течет по­другому? Мини­лекция  «Правила гармоничного распределения времени». Цель: показать, для чего нужны правила гармоничного распределения времени. Время — характеристика нашего физического мира. Следовательно, когда происхо­ дят неполадки с выделением времени на что­либо, это свидетельствует о том, что вы не находитесь здесь и сейчас, а где­то витаете. Если вы оторваны от физического мира, у вас пропадает связь со временем: вы будете его терять, хронически ощущать его недостаток, везде   опаздывать   и   не   выполнять   обещания.   Каждый   раз,   когда   речь   идет   о   нехватке времени,   подразумевается   неуверенность   в   собственной   силе.   Чтобы   не   происходило неприятностей с окружающими, нужно правильно и реально распределять свое время. Существуют   правила   гармоничного   распределения   времени.   Очень   полезно   не   только ознакомиться с ними, но и применять их в жизни. Первое правило.  Определение относительной важности дела (принцип Парето — Третье правило. Умение давать обещания. итальянского социолога и экономиста). Принцип подразумевает соотношение 80:20. Этот принцип работает, если вы умеете от­ личать важные дела и не очень важные. Потратив всего 20 % времени, вы получите 80 % удовлетворения,   занимаясь   важным   делом.   И,   наоборот,   прозанимавшись   весь   день неглавным делом, в итоге вы получите 20 % удовлетворения. Как же отличить главное дело от не очень главного? Сейчас вам предстоит найти ответ на этот вопрос». Не стоит вмешиваться в спор. Если подростки все­таки не придут к общему решению, можно им подсказать. Главным считается то дело, которое нельзя откладывать на потом, так   как   последствия   неразрешенной   проблемы   окажутся   крайне   негативными.   Можно показать это на жизненных примерах.            Второе правило. Умение трезво рассчитывать свои силы и время. Подавляющее   большинство   людей   склонны   преувеличивать   свои   силы   и   недооценивать время, необходимое для решения задачи. Определить величину заблуждения можно, если X единиц времени умножить на 3. Например, если вы считаете, что сочинение вы можете написать за 30 минут, умножайте это число на 3 и получите точные временные затраты. Приведите примеры, когда вы не успевали сделать задуманное».       Необходимо выбрать несколько примеров и посчитать вместе с участниками реальные временные затраты.   Необходимо научиться анализировать свои возможности, прежде чем соглашаться делать что­то. В ответ на просьбу сначала необходимо ответить: "Подожди, я подумаю, смогу ли я выполнить, что ты просишь". Затем нужно проанализировать ситуацию и только после это­ го дать ответ. Это проверенный способ приобретения  авторитета и заслуженной славы надежного человека или настоящего лидера группы.   Анализ.  Проанализировать   вместе   с   ребятами   ситуации,   когда   они,   дав   обещание,   не смогли его выполнить. •    Не торопись соглашаться в ситуациях психологического давления. •    Принимай решения только после рассуждений о приоритетах и затратах времени. •    Честно говори "нет", если не сможешь справиться с чем­либо. •    Предлагай компромисс, бери на себя только посильную часть проблемы. •    Говори себе: "Молодец!", если сдержал слово».   Рефлексия.    Занятие 8. Тема: Мотивация достижения (навыки постановки жизненных целей и самоопределения). Цель: Развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении Методики:  1. Упражнение 1. «Я ­ великий мастер» 2. Упражнение 2. «Хочу, могу, умею» 3. Упражнение 3. «Тропинка к мечте». Ход занятия. Ритуал приветствия. (на выбор). Беседа о теме и задачах занятия. Упражнение 1. «Я ­ великий мастер». Цель:  повышение своей самооценки. Каждый участник по желанию выходит в центр круга и объявляет о своих умениях: «Я — великий мастер делать ...» Можно заявлять о любых своих способностях: готовить какое­то блюдо, играть на гитаре, рисовать. Задача выступающего — убедить остальных в том, что он делает что­то лучше других. Ведущий может спросить: «Может, кто­то умеет это   делать   лучше?»   Если   таких   участников   не   находится   и   группа   соглашается   с утверждением,   то   выступающий   признается   «Великим   мастером»   и   награждается овациями.  Трудно ли было хвалить себя и почему? В каких ситуациях нужно говорить о своих досто­ инствах?                    В группе могут оказаться ребята, которых уже столько ругали, что в результате  их самооценка оказалась существенно занижена, и они не могут найти в себе ничего  положительного. Им необходимо помочь, так как на середину круга должен выйти каждый. Это требование является обязательным для выполнения. Рефлексия. Упражнение 2. «Хочу, могу, умею». Цель: потренироваться в постановке простейших целей и определять свои способности к  их достижению. Многие люди, ставя перед собой какие­то цели, переоценивают или недооценивают свои   способности.   Это   мешает   им   идти   к   намеченному,   приносит   множество разочарований. Сейчас мы с вами попробуем потренироваться в постановке простейших целей и определять свои способности к их достижению. (Подросткам раздаются бланки для заполнения.) Хочу Могу Умею В колонке "Хочу" нужно написать свое желание, при этом не стоит ставить глобальные цели, ведь это только тренировка. Рядом в колонке "Могу" напишите свое личное мнение по   поводу   того,   возможно   ли   достижение   намеченного.   Здесь   же   отметьте,   насколько осуществимо задуманное, в процентах или одним из трех вариантов: "уверен", "несколько неуверен", "не уверен". В колонке "Умею" напишите свои качества, которые необходимы для достижения поставленной цели и которые у вас уже есть». Рефлексия. Упражнение 3. «Тропинка к мечте». Цель: уметь четко представлять свои реальные мечты и пути их достижения. Подросткам предлагается выбрать любую свою мечту, можно взять ее из колонки «Хочу». Далее нужно представить свою мечту в виде какого либо объекта. Каждый должен нарисовать на листе тропинку, в начале которой находится он, а в конце — его «мечта». На этой тропинке могут оказаться преграды и ухабы — те препятствия, которые   могут   встретиться   на   пути   достижения   поставленной   цели.   Эти   препятствия нужно преодолеть. Тропинка может оказаться и без «ям» — значит, к цели будет двигаться легко.   затруднения, то почему? Может быть, мы иногда бываем несколько самонадеянны, и нам  кажется все легким? Нужно ли уметь видеть препятствия? Рефлексия. Рефлексия. Трудно ли было увидеть «тропинку» и «препятствия»? Если были  Занятие 9. Тема: Мотивация обучения для достижения жизненных целей Цель: Создание плана действий для достижения жизненных целей через обучение.. Методики:  1. Методика на тему  «Мои ресурсы». 2. Упражнение 1. «Цели и дела». 3. Упражнение 2 «Закончи предложения». 4. Упражнение  3 «Волшебная подушка». 5. Упражнение  4 «Четыре сферы». Ход занятия. Ритуал приветствия. (на выбор). Беседа  о  достижениях   жизненных   целей   и   свободного   выбора   (упор   на   мотивацию обучения).. Методика на тему  «Мои ресурсы».  Цель: задуматься, что и кто может помочь в достижении своей мечты. Чем они уже  обладают для исполнения намеченного.  Можно ли привлекать к достижению поставленных целей других людей? Или все же нужно надеяться только на себя? Подумать, что и кто им может помочь в достижении той мечты.   Чем   они   уже   обладают   для   исполнения   намеченного?   Нужно     изобразить   свои качества в виде символов — это личные ресурсы.  В ходе обсуждения участники должны   прийти к мысли, что другие люди — это внешние ресурсы, помощь в исполнении задуманного, но главными ресурсами в достижении цели обладает человек, которому она принадлежит.  Упражнение 1. «Цели и дела». Цель: уметь отличать дела от  целей. Важно уметь отличать дела от  целей. Дела — то, что можно предпринять, для того чтобы достичь цели. Например, при наличии одной цели — хорошо отдохнуть вечером, дела, ведущие к ней, могут быть различными: пригласить гостей, договориться с друзьями пойти на дискотеку, убраться в комнате, чтобы спокойно смотреть телевизор и т. п. Сейчас вам необходимо будет в течение двух минут придумать максимум способов, как вы можете отдохнуть вечером. Не останавливайте свою фантазию, пишите без остановок». Когда работа будет закончена, ведущий записывает  на доске самый популярный способ вечернего отдыха и предлагает ребятам составить список дел, которые необходимо выполнить, чтобы вечер состоялся. Затем ребятам предстоит определить, сколько времени они предполагают затратить на выполнение дел и к какому сроку эти дела должны быть завершены.   Какие   внутренние   и   внешние   ресурсы   учитывались   при   составлении   плана   достижения цели? Рефлексия. Трудно ли было составить план действий? Упражнение 2. «Закончи предложения». Цель: как  понимают свое счастливое состояние, в чем оно выражается. Участникам предлагается написать окончания к предложениям: •    «Я хочу учится, чтобы в моей жизни было ...»; •    «Я пойму, что буду счастлив, когда ...»; •    «Чтобы быть счастливым сегодня, я должен...».    затруднение? Увидели ли вы в ваших предложениях список дел, которые вам предстоит  выполнить? Рефлексия. С каким предложением было справиться легко,  и какое вызвало У ребят могут возникнуть затруднение в определении понятия «счастье». В этом  случае стоит поговорить с ними, как они понимают свое счастливое состояние, в чем оно  выражается. Упражнение  3. «Волшебная подушка». Цель: рассказать  о каком­то своем желании. У меня есть волшебная подушка. Я положу ее в центр комнаты, и каждый, по жела­ нию, может сесть на нее и рассказать нам о каком­то своем желании. Тот, кто сидит на подушке, начинает свой рассказ со слов "Я хочу...". Все остальные внимательно слушают. Желание может быть связано с чем угодно: с вашими друзьями, с семьей, с нашей группой». Не   следует   усаживать   подростков   на   подушку   насильно.   Они   могут   делиться   своими желаниями только добровольно. Рефлексия: Что вы чувствовали, когда сидели на «волшебной подушке»? Что вы ощущали, когда слышали о желаниях других, не появились ли у них ка­, кие­то   важные желания?  Трудно  ли  было набраться смелости и сесть на подушку? Упражнение  4. «Четыре сферы». Цель: предположить, каковы наши желания и цели на ближайшие пять недель, пять  месяцев, пять лет? Что бы вы сделали, если бы могли все? О чем вы мечтаете, каковы ваши желания и цели на ближайшие пять недель, пять месяцев, пять лет? Люди вкладывают свою энергию в различные сферы  жизни. Основными среди них считают: тело, деятельность, контакты, творчество. Хорошо, если энергия распределяется между ними равномерно. Подумайте и напишите, как вы будете использовать свою энергию и время? Что будете делать для тела — красоты вашего лица, фигуры, для своего здоровья? Что вы хотели бы сделать для своей деятельности — учебы, работы, карьеры? Для контактов с людьми — семьей, друзьями? Для своего творчества — развлечений, путешествий, хобби? Для города, страны, человечества — например, для достижения мира на Земле?» Обсуждение. Что вы выяснили для себя? В чем нашли для себя главное? Возможно, в процессе работы у вас появились жизненные цели и наметился план действий? У ребят могут возникнуть трудности в постановке целей и построении планов на далекое будущее. Пусть это вас не расстраивает, не забывайте о том, что дети живут «здесь и сейчас». Они обязательно об этом задумаются. Рефлексия. Занятие 10. Тема: Тема: Заключение. План действий для достижения жизненных целей и свободного выбора. Цель: Развитие навыков свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях  всего цикла, подведение итогов. Методики:  1. Упражнение 1. «Должен или выбираю». 2. Упражнение 2 «Чемодан в дорогу». 3. Упражнение 3 «Я  ­ подарок человечеству». Ход занятия. Ритуал приветствия. (на выбор). Беседа о теме и задачах занятия. Упражнение 1. «Должен или выбираю». Цель: выбор отношения к той или иной ситуации и проявление своей воли. С детства мы слышим от других людей слово "должен" настолько часто, что оно звучит   внутри   нас,   заставляя   подчиняться.   Нами   могут   руководить   люди,   ситуации   и собственные   моральные   установки.   Бывает,   что   какая­то   часть   нашей   личности сопротивляется этому "должен", но, как правило, мы все же подавляем ее и подчиняемся. Если человек руководствуется в основном "долженствованием", значит, хозяин положения не   он,   а   посторонние   авторитеты,   порой   сомнительные.   Например,   в   вашей   компании принято курить и выпивать пиво, соответственно, каждый новичок должен делать то же, что и все, даже если ему это не нравится. Или вам говорят, что вы должны учиться, и вы подчиняетесь этому, каждый день "приводя" себя в школу за шиворот, но только лишь для того,   чтобы   отсидеть   положенное   количество   часов.   За   вас   принимает   решение   кто­то другой, вы подчиняетесь ему, но после этого остается чувство обиды или внутреннего протеста.                           Оба этих способа реагирования, в свою очередь, толкают к мести. Однако когда мы сами выбираем отношение к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Чтобы   быть   самостоятельными   в   своих   решениях,   нужно   уметь   сосредоточиться   на собственной   мотивации   для   каких­то   действий.   Сейчас   вам   предстоит   попытаться   это проделать.   Замените   утверждения,   вынуждающие   вас   на   какое­либо   действие,   на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор. Продолжите список утверждений, приведенных в таблице. Я должен Я должен ходить в колледж, так как этого требуют родители Я   должен   вечером   прийти   на   тусовку   со сверстниками Я должен помогать родителям в домашних делах Я хочу Я хочу учиться в колледже, для того чтобы получить знания, которые мне пригодятся в жизни Я   хочу   вечером   пообщаться   со   своими друзьями­сверстниками Я хочу заниматься домашними делами, мне доставляет удовольствие чистота в доме Переход от "я должен" к "я хочу" означает, что вам будет легче бороться не только с собственными долгами, но и с долгами, возложенными на вас другими. Быть может, у вас есть несколько дел, которые вам не по душе. Но, так или иначе, вы выполняете их. Почему бы вам не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раздражения испытать удовольствие?   Такой   сознательный   выбор   может   превратить   неудачный   день   в   день достижений.   Бессильное,   серое   существование   может   превратиться   в   жизнь,   полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору».  Обсуждение. В каких ситуациях вам было трудно переменить свое отношение? Упражнение 2. «Чемодан в дорогу». Цель: записать,  чему  научились на занятиях всего цикла, ваш багаж знаний и умений —  "чемодан" с необходимыми вещами, которые будут нужны в  путешествии по длинной  жизненной дороге.  Вспомните, чему вы научились на занятиях всего цикла. Что, на ваш взгляд, обя­ зательно пригодится вам в жизни? Для того чтобы не забывать некоторые мысли,  рекомендую вам их записать. Это будет ваш багаж знаний и умений — "чемодан" с  необходимыми вещами, которые будут нужны в вашем путешествии по длинной жизненной  дороге». Что ребята положили в «чемодан»? Действительно ли им багаж пригодится в жизни, или он собран на всякий случай? Упражнение 3. «Я  ­ подарок человечеству». Цель: верить в свою исключительность. Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо   каждому   из   нас.   Подумайте,   в   чем   состоит   ваша   исключительность, уникальность.  Поразмышляйте  над  тем,  что  вы  действительно   являетесь   подарком  для человечества.   Аргументируйте   свое   утверждение,   например:   "Я   —   подарок   для человечества, потому что я могу принести пользу миру в..."» После 5 минут раздумий ребята по кругу высказывают свои соображения. Группа поддер­ живает своего товарища заявлениями: «Это действительно так!» Не останавливайте подростков, даже если вам кажется, что их аргументы не убедительны. Признать свою полезность для мира в целом затруднительно и для взрослого человека. ПРОЩАНИЕ Наши групповые занятия подошли к концу. Вы многое узнали о себе, многому научились. Хотелось бы, чтобы эти знания пригодились вам в жизни. Чаще заглядывайте в "чемодан" — там есть все необходимое для вашей поддержки и уверенности в себе. Не забывайте о том, что рядом есть ваши верные друзья, которые всегда готовы придти на помощь! Я попрошу вас в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления». Подростки высказываются по кругу. Ведущие благодарят их за участие в групповой работе и делятся впечатлениями. В завершение можно сделать групповую фотографию на память. Использованная литература: 1. А.В. Микляева, П.В. Румянцева  «Трудный класс» Диагностическая и коррекционная  работа»  Речь, С­П, 2007  2. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10­ 12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы  с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва­Тула, 1993 3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и  практика. М., 1990 4. Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических  программ», Речь С­П, 2005. 5. Шрайнер К. Как снять стресс., 1993

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный для обучающихся колледжа, по повышению уровня учебной мотивации подростков.

Коррекоррекционно -развивающий проект, адаптированный  для обучающихся колледжа,  по  повышению уровня  учебной мотивации подростков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018