«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН» (из опыта работы)
Оценка 5

«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН» (из опыта работы)

Оценка 5
Документация
docx
дефектология
Детсад
05.03.2018
«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН»   (из опыта работы)
Мною данной темой рассмотрены: что такое фонетическое восприятие, причины возникновения фонетического нарушения, этапы по формированию фонетического восприятия, разработана система игр по устранению фонетических нарушений. Данная статья может быть полезна как для родителей, так и для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений.
из опыт работы Гаврилова.docx
«Коррекционно­логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН»   (из опыта работы) МКДОУ «Детский сад № 10 общеразвивающего вида» Гаврилова Екатерина Владимировна, учитель­логопед высшей категории. Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами,   работающими   с   детьми   с   фонетико­фонематическим   недоразвитием   речи. Несформированность   фонематического   восприятия   негативно   влияет   на   формирование звукопроизношения:   для   детей   характерно   употребление   диффузных   звуков   неустойчивой артикуляции,   многочисленные   замены   и   смешения   при   относительно   благополучном   состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители и воспитатели часто говорят: «Он может произносить звук, но он не хочет правильно говорить!». Такое утверждение   неверно.   Причина   неправильной   речи   кроется   не   в   нежелании   ребёнка   говорить правильно,   а   в   недостатках   фонематического   восприятия.   Для   детей   с   недоразвитием фонематического   восприятия   также   характерны   нарушения   звуковой   и   слоговой   структур   слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). При планомерной работе по развитию фонематического   восприятия   дети   намного   лучше   воспринимают   и   различают:   окончания   слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Ребёнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой­нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает. Формирование   фонематического   восприятия   является   сложным   процессом.   Преодоление нарушений   его  развития  требует  огромных   усилий   от  всех   участников  педагогического  процесса: педагогов,   детей   и   их   родителей,   которые   активно   участвуют   в   коррекционно   ­   воспитательном процессе. В то же время специфической трудностью в работе с данной категорией детей является то, что их трудно заинтересовать процессом обучения, т.к. они не «слышат» ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. Учитывая, что время, отводимое на преодоление речевых   нарушений   у   данной   группы   детей,   ограничено,   необходимо   максимально   эффективно использовать каждый момент на всех видах логопедических занятий. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью   детей   является   игра,   поэтому   нужно   использовать   игровые   приёмы   для   наиболее эффективного   построения   процесса   обучения   детей   с   ФФН   и   развития   у   них   фонематического восприятия   на   всех   этапах   логопедических   занятий.   В   то   же   время   подбор   и   использование   игр должны проводиться с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать онтогенез развития фонематических процессов и особенности развития фонематического восприятия у детей с ФФН. Все   содержание   коррекционно­логопедической   работы   должно   строиться   в   соответствии   с принципами логопедии:  1. Принцип системности. 2. Принцип развития. 3. Патогенетический принцип. 4. Онтогенетический принцип. 5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. 6. Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину). 7. Принцип   комплексного   лечебно­педагогического   подхода   к   преодолению   речевых нарушений.            Перед непосредственной работой над фонематическим восприятием необходимо провести подготовительные упражнения на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха. Поэтому целесообразно выделить два этапа по формированию фонематического восприятия. 1. Подготовительный этап: А) Работа по развитию слухового восприятия: ­ восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий ­ ­ ­ ­ дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы...) дифференциация по темпу (быстро – медленно) дифференциация по ритму (ритмические рисунки) дифференциация по силе звучания (громко – тихо). Б)   Работа   по   развитию   речевого   слуха   проводится   на   материале   одинаковых   звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям: ­ ­ ­ ­ дифференциация по тембру дифференциация по силе голоса дифференциация по интонации дифференциация по высоте. Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти. 2. Основной этап. Работа   по   формированию   фонематического   восприятия   проводится   в   такой последовательности: ­ ­ дифференциация слов, близких по звуковому составу дифференциация слогов дифференциация фонем. ­ Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков. Для дифференциации гласных и согласных фонем предлагаем предъявлять различные ряды звуков   в   определенной   последовательности,   предложенной   А.М.   Горчаковой,   от   максимально контрастных, к звукам, близким по акустико­артикуляционным характеристикам (оппозиционным): 1) в ряд не включаются звуки той же фонетической группы, что и заданный звук, парные по звонкости/глухости, одинакового способа образования; 2) в ряд не включаются только звуки той же фонетической группы; 3) используются звуки той же фонетической группы. Условия   предъявления   материала   постепенно   усложняются:   восприятие   артикуляции, использование экрана, восприятие звуков на слух с закрытыми глазами. Реализация   данных   направлений   должна   идти   на   фронтальных   и   индивидуальных логопедических занятиях, проводимых в соответствии с календарным планом логопедической работы в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятий. Работа по формированию фонематического   восприятия   начинается   на   подготовительном   этапе   и   продолжается   на   этапе формирования   первичных   произносительных   умений   и   навыков   (в   процессе   постановки, автоматизации и дифференциации звуков). Новизной нашей работы является создание системы игровых приёмов работы, построенной с учетом развития фонематического восприятия в онтогенезе и особенностей его развития у детей с ФФН, применяемой на всех этапах фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, включая те этапы, которые обычно не используются для развития фонематического восприятия  Для преодоления выявленных нарушений мною были разработаны направления коррекционной работы и создана система игр для развития фонематического восприятия. В качестве основы выбрана методика  Н.А.  Лукиной  и   И.И.  Никкинен.  При  построении   системы  игровых  приемов  работы   по развитию фонематического восприятия учитывала особенности сформированности фонематического восприятия у детей с ФФН и закономерности развития фонематических процессов в онтогенезе. В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В   нее вошли игры, предложенные для работы по развитию фонематического восприятия в пособиях Селиверстова В.И., Краузе Е.Н., Лукиной Н.А. и Никкинен И.И., предложены новые игры. Представлены возможные варианты включения игр в структуру логопедических занятий. Для этого разработала конспекты фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с использованием предложенных игр. Внесены изменения в занятия, они обогащены новыми игровыми заданиями для развития фонематического восприятия, которые включены во все этапы логопедических занятий. В то же время сложность предлагаемых заданий, комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие слоговой структуры слова меняются в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их нарушений речи.

«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН» (из опыта работы)

«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН»   (из опыта работы)

«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН» (из опыта работы)

«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН»   (из опыта работы)

«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН» (из опыта работы)

«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН»   (из опыта работы)

«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН» (из опыта работы)

«Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН»   (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018