Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога
Оценка 4.6

Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога

Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
doc
психологическая работа +1
Детсад
05.05.2017
Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога
Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога - это одно из основных направлений работы. В данном материале рассматриваются направления, формы, содержание, принципы и особенности организации групповой коррекционно - развивающей деятельности. Кроме того, представлена общая структура коррекционно - развивающего занятия с описанием ее этапов.
Коррекционно-развивающая работа.doc
Коррекционно­развивающая деятельность педагога – психолога. Современная   литература   предлагает   практическому   психологу большое разнообразие различных методических  и содержательных подходов   к   проведению   коррекционной   и   развивающей   работы   с детьми дошкольного возраста. Следует   напомнить,   что   коррекционно­развивающая   работа   – основное направление работы педагога – психолога, а диагностика служит основой для ее правильной организации.    Выделяют   2   направления   развивающей   работы   с дошкольниками: 1. собственно   развивающую   –   направлена   на   создание социально   –   психологических   условий   для   целостного психологического   развития   дошкольников   и,   как   правило, ориентирована  на  всех дошкольников 2. психокоррекционную   –   направлена   на   работу   с   проблемами   и   личностного   развития, обучения,   поведения,   общения   выявленными у конкретных дошкольников. Коррекционно   –   развивающая   работа   может   осуществляться   в различных   формах.   Выбор   конкретной   формы   зависит   от   характера проблемы.   Основные   формы   работы,   которые   педагог   –   психолог осуществляет   в   детском   саду     ­   это   групповые   и   индивидуальные психокоррекционные и развивающие занятия. Далее рассмотрим групповую форму организации деятельности в контексте предшкольной подготовки. Прежде чем организовать коррекционно­развивающую работу по данному направлению надо рассмотреть ее содержание.  Основное   содержание   коррекционно­развивающих   групповых занятий   с   дошкольниками     составляют   игры   и   психотехнические упражнения,   направленные   на   целостное   психологическое   развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем. Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий должны   быть   психотехники,   направленные   на   развитие   собственно групповых   структур   и   процессов,   поддержание   благоприятного внутригруппового   климата,   сплочение   и   организационное   развитие детского коллектива. При   организации   коррекционно–развивающей   работы рекомендуется   отталкиваться   от   системы   психолого­педагогических требований   и   тем   самым   определиться   в   содержании   работы   с будущими первоклассниками. (Битянова Марина Ростиславовна). В   целом,   может   быть   предложен   следующий   принцип   отбора содержания для коррекционно­развивающей работы: 1. Выделение важнейших параметров психолого­педагогического статуса будущего первоклассника 2. Анализ требований к содержанию этих параметров  3. Разработка   и   подбор   методических   приемов,   которые   могут быть   использованы   в   коррекционно­развивающей   работе   и описанных требований к ним 4. Подбор конкретных упражнений, соответствующих описанным требованиям Для   того,   чтобы   коррекционно­равзвивающая   работа   была эффективной   и   значимой   следует   опираться   на   общую   структуру коррекционно­развивающего занятия. Общая структура коррекционно­развивающего занятия Коррекционно­развивающее занятие состоит из 3 частей: 1. Вводная 2. Основная 3. Завершающая Остановимся подробнее на каждом из элементов занятия. Часть 1. Вводная Цель   –   настроить   детей   на   совместную   работу,   установить эмоциональный   контакт   между   всеми   участниками,   снизить психоэмоциональное напряжение. В вводной части занятия используются:  упражнения ­ приветствия – важный момент работы с группой,   создавать   атмосферу позволяющий   сплачивать   детей, группового сплочения и принятия  игры   –   разминки   ­     являются   средством   воздействия   на эмоциональное   состояние   детей,   уровень   их   активности. Позволяет активизировать детей, поднять настроение. Часть 2. Основная (рабочая)  Представляет совокупность   психотехнических упражнений   и   приемов,   направленных   на   решение   задач   данного коррекционно­развивающего комплекса.   собой   Цель   –   развитие   и   частичная   коррекция   эмоционально   – личностной и познавательной сфер ребенка. В основной части используются:  элементы сказкотерапии, импровизации;  игры на развитие навыков общения;  игры на развитие эмоционального мира ребенка;  игры на развитие познавательных процессов: восприятия,  памяти, внимания, воображения  игры на развитие мелкой моторики  рисование, лепка Приоритет   отдается   многофункциональным   техникам, направленным   одновременно   и   на   развитие   познавательных процессов,   и   на   формирование   социальных   навыков,   и   на динамическое развитие группы. Важен также и порядок предъявления упражнений, и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование   деятельностей,   смену   психофизического   состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной   технике.   Упражнения   должны   располагаться   в порядке   от   сложного   к   простому   (с   учетом   утомления   детей).   Их должно   быть   немного:   2­4   игры   (упражнения).   Желательно,   чтобы часть из них были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучной с темой текущей встречи. Часть 3. Заключительная  Направлена на  снижение мышечного напряжения, укрепления  сплоченности группы, закрепление положительных эмоциий от  работы на занятии. Используются:  упражнения и игры на напряжение и расслабление  ритуал прощания, выход из сказки  рефлексия занятия Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух  аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было  хорошо – плохо и почему), и в смысловом (почему  это важно и почему  мы это делали). Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие  саморегуляции детей:  Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень  возбуждения, снимают напряжение)  Дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную  систему).  Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего  напряжения, играет большую роль в формировании  выразительной речи детей) Эти   процедуры   могут   проводиться   в   любой   части   занятия,     в зависимости от ситуации. Занятия с детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов,   которые   могут   стать   помехой   в   работе,   а   могут   быть использованы ведущим как материал для совместной деятельности всех   участников   занятия.   Важно,   чтобы   ведущий   был   искренним, эмоционально­отзывчивым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками самоконтроля и саморегуляции.

Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога

Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога

Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога

Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога

Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога

Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога

Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога

Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога

Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога

Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017