Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»
Оценка 4.8

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
психологическая работа +1
6 кл
25.11.2018
Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»
Дети с ТМНР смогут адаптироваться к окружающему миру, если будут способны выразить свои желания сказать о своих потребностях, попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними людей. Ограничение коммуникативных навыков и умений значительно осложняет процессы социализации и интеграции обучающихся в социум, снижает качество их жизни. Усвоение способов невербального и вербального общения расширяет возможности ребенка устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться выполнения своих желаний. Данная программа направлена на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ТМНР и рекомендована для реализации с детьми подросткового возраста (12-14 лет). Рабочая программа является авторской; составлена на основе опыта коллег, анализа психологической и методической литературы по проблеме коммуникативной компетенции обучающихся подросткового возраста с ТМНР.
Программа.docx
Аннотация В настоящее время в нашей образовательной организации увеличивается количество   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   (сочетанными) нарушениями развития (далее ТМНР).   Это достаточно разнородная группа детей с умеренной умственной отсталостью и сочетанными соматическими дефектами,   но   общим   для   них   являются   трудности   коммуникации   с окружающими и адаптации в коллективе сверстников.  Дети с ТМНР смогут адаптироваться к  окружающему миру, если будут способны выразить свои желания сказать о своих потребностях, попросить о помощи   и   правильно   отреагировать   на   слова,   говорящих   с   ними   людей. Ограничение   коммуникативных   навыков   и   умений   значительно   осложняет процессы   социализации   и   интеграции   обучающихся   в   социум,   снижает качество их жизни.   Усвоение способов невербального и вербального общения расширяет возможности   ребенка   устанавливать   контакты,   выражать   свои   чувства, добиваться выполнения своих желаний.  Данная   программа   направлена   на   формирование   коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ТМНР и рекомендована для реализации с детьми подросткового возраста (12­14 лет).  Рабочая   программа   является   авторской;   составлена   на   основе   опыта коллег,  анализа   психологической   и  методической  литературы   по   проблеме коммуникативной   компетенции   обучающихся   подросткового   возраста   с ТМНР. Оглавление I.   Пояснительная записка 1. Актуальность 2. Научные,   методологические,   нормативно­правовые   и   методические основания программы 3. Практическая направленность программы 4. Цель и задачи программы 5. Адресат программы (участники программы; психофизиологическая характеристика;   критерии   ограничения   и   противопоказания   на участие в освоении программы) 6. Продолжительность программы (этапы реализации программы) 7. Требования к результату усвоения программы a. Ожидаемые результаты  реализации программы b. Система оценки достижений ожидаемых результатов c. Критерии эффективности программы 8. Требования к условиям реализации программы a.   Структура   и   содержание   программы  (этапы   реализация программы, тематика развивающих занятий ­ разделы) Форма и структура коррекционных занятий b. Методы и техники, используемые при реализации программы c.Описание   сфер   ответственности,   основных   прав   и   обязанностей участников программы II. Учебно­тематическое планирование  III. Список литературы IV. Приложения Пояснительная записка 1. Актуальность  Право   на   равенство   возможностей,   на   полноценное   участие   в   жизни общества, право на образование и социальную защиту ­ главные проблемы современного мира. По экспертным оценкам ООН к началу XXI в. в мире насчитывалось 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками и лишь около 2% из них получали необходимую помощь.  Являясь   гражданами   государства,   дети,   подростки,   взрослые   лица   с тяжелыми и множественными нарушениями имеют право на образование. Эти права   закреплены   в   Конституции   РФ,   в   Федеральном   Законе   «Об образовании» (ред. от 29.12.2004), в перечне мер по реализации Федеральных Законов   «О   государственной   социальной   помощи»   (от   17.07.1999),   «О социальной   защите   инвалидов   в  Российской   Федерации» (от  24.11.1995),  а также в Федеральном регистре Минздравсоцразвития РФ (от 16.11.2004). В пакете   социальных   услуг   предусмотрено,   что   каждый   ребенок   с инвалидностью должен получать образовательные услуги. Они   конкретизируются   в   индивидуальной   программе   реабилитации (ИПР),   индивидуальной   программе   обучения   (ИПО),   независимо   от организационно­правовых   форм   и   форм   собственности   образовательного учреждения:   обучение   на   дому,  в   доме­интернате,  детском   саду,  в  школе, лечебно­педагогическом центре, ПМС центре и др. В последние годы в нашей образовательной организации, как и в России в целом, наблюдается рост числа детей, имеющих множественные нарушения в   развитии;   изменяется   качественный   состав   обучающихся.   Увеличивается количество   детей   с  умеренной   формой   интеллектуального   недоразвития,  с множественными дефектами развития (ДЦП, аутизм и т.п.). Рабочая   программа   «Формирование   коммуникативных   умений   и навыков   у   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями развития (ТМНР)» направлена на обучение детей с ТМНР коммуникативным   их умениям,   выработку   навыков   взаимодействия   с   окружающими,   социализацию   в   современном   мире   через   привитие   им   норм   социально­   уровня   коммуникативной адекватного   поведения,   повышение компетентности. 2. Научные,   методологические,   нормативно­правовые   и методические основания программы Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от   «В   целях 21 декабря 2012 г. № 273­ФЗ; обеспечения   реализации   права   на   образование   обучающихся   с здоровья   устанавливаются ограниченными   возможностями   статьей   11   п.   6. федеральные   государственные   образовательные   стандарты образования   указанных   лиц   или   включаются   в   федеральные государственные   образовательные   стандарты   специальные требования; статьей 79 закона «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»; статьей 44   закона   «Об   образовании   в   РФ»   прописываются   права   и обязанности родителей (законных представителей) детей; 2. Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   для обучающихся   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);    Примерной   адаптированной   основной   общеобразовательной 3. программой   образования   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 4. Постановлением от 10.06.2015 года № 26 об утверждении СанПин 2.4.2.32.86­15 5. Учебным планом КГКОУ Школа 1 на 2018 – 2019 учебный год; 6. Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ специалистов   службы   сопровождения   в   КГКОУ   Школа   1   г. Комсомольска­на­Амуре. Рабочая   программа   «Формирование   коммуникативных   умений   и навыков   у   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями развития   (ТМНР)»   имеет   методологические   и   теоретические   основания.   В качестве   одного   из   таких   оснований   могут   выступать   принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: ­   принцип   сотрудничества   с   семьёй   ­   признание   семьи   как   важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребёнка и успешность его интеграции в общество; ­ принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход; ­   принцип   обходного   пути   –   опора   на   сохранное   звено   психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие;  ­   принцип   постепенного   усложнения   заданий   и   материала   с   учётом «зоны ближайшего развития»; ­принцип   системности   –   рассмотрение   ребёнка   как   целостного, динамично развивающегося субъекта;  ­ принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно­развивающей работы; ­ принцип индивидуально­дифференцированного подхода ­ изменение содержания, форм и способов коррекционно­развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы; ­ принцип непрерывности – проведение коррекционной работы на всём протяжении обучения ребёнка с учётом изменений его личности; ­   принцип   комплексности   ­   воздействие   осуществляется   на   весь комплекс нарушений развития. Практическая направленность программы 3. Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение   с   другими   людьми.   Ребенку   необходимо   уметь   устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми,   благодаря   этому   возникают   предпосылки   к   активности, появляется   стремление   к   самостоятельности,   понимание   собственных возможностей.  Дети с ТМНР, как правило, не игнорируют контактов с педагогами и сверстниками,   но   самостоятельно   предъявить   те   или   иные   способы коммуникации не могут, поэтому формирование положительной мотивации к взаимодействию   предполагает   специальную   организацию   сотрудничества педагога   с   ребенком   в   ходе   деятельности.   Для   данной   категории   детей характерен   ряд   особенностей   –   отсутствие   мотивации   к   общению, разлаженность   в   поведении,   негибкость   в   контактах,   повышенная эмоциональная   истощаемость.  Все   вышеперечисленные   факторы   мешают полноценному   взаимодействию   ребёнка   с   окружающим   миром,   его социализации и адаптации   в   обществе.   Это   значит,   что   необходимо   обучать   таких   детей   навыкам коммуникативного взаимодействия.  В ходе обучения данной категории обучающихся решаются следующие задачи:   поиск   путей   их   возможной   социализации   через   привитие   норм социально­адекватного   поведения,   развитие   навыков   самообслуживания, приучение   к   элементарным   формам   труда,   повышение   уровня   их коммуникативной   компетенции.   Коммуникативная   компетенция   –   это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями. Рабочая   программа   «Формирование   коммуникативных   умений   и навыков   у   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями развития (ТМНР)» направлена на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ТМНР и рекомендована для реализации с детьми подросткового возраста (12­14 лет), обучающихся 6­го класса ТМНР. 4. Цель и задачи программы Содержание  программы   «Формирование   коммуникативных   умений   и навыков   у   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями развития (ТМНР)» направлено на достижение основной цели – формирование коммуникативных   умений   и   навыков,   расширение   жизненного   опыта   в доступных   для   ребёнка   пределах,   тем   самым   способствуя   успешной адаптации в и дальнейшей социализации детей с ТМНР. В рамках данной коррекционно­развивающей программы целесообразно выделить следующие основные задачи: 1. развивать  понимания речи и способности выразить  с помощью языка свои мысли и чувства; 2. развивать   положительную   мотивацию  к   взаимодействию   с окружающими (одноклассниками, сверстниками, педагогами); 3. учить   детей   овладевать   доступными   средствами   коммуникации   и общения; 4. формировать  правильное поведение   ребенка   в   окружающей   среде; 5. создать условия для коррекции и развития познавательной 6. деятельности   учащихся   (общеинтеллектуальных   умений,   слухового   и зрительного   восприятия,   памяти,   внимания)   и   психомоторного развития. 5. Адресат данной программы: Рабочая   программа   «Формирование   коммуникативных   умений   и навыков   у   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями развития (ТМНР)» направлена на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ТМНР и рекомендована для реализации с детьми подросткового возраста (12­14 лет), обучающихся 6­го класса ТМНР. a. Психофизиологическая   характеристика   особенностей   детей   с (интеллектуальными нарушениями), ТМНР. Специфика нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых детей характеризуется в первую очередь тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием   познавательной   деятельности   при   выраженном   стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения. Таких детей   характеризует   ограниченность   представлений   об   окружающем   мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности.   Эти   черты   личности   затрудняют   формирование   правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых детей. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость ­ отличительные качества их волевых процессов.  b.  Критерии   ограничения   и   противопоказания   на   участие   в освоении программы:  ­   Недостаточное   количество   участников   группы,   необходимое   для эффективного проведения некоторых упражнений.  ­   Состояние   повышенного   нервного   возбуждения     у   ребенка, обусловленное   его   основным   психическим   заболеванием,   которое   может проявляться в неадекватной реакции на замечания и собственные неудачи, отказе   от   предложенной   деятельности.   Ввиду   формальности   критики умственно   отсталых   детей,   низкого   уровня   развития   волевых   усилий   в деятельности, подверженности негативному влиянию это может привести к дезорганизации группы; ­   для   ведущего   (педагога­психолога):   отсутствие   специального профессионального образования. 6.Продолжительность программы Программа   рассчитана   на   один   учебный   год.   Занятия   проводятся   в условиях образовательной организации 2 раза в неделю, длительность каждого занятия составляет 30­40 минут.  Реализация  рабочей программы  «Формирование   коммуникативных   и   навыков   у   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными умений   нарушениями   развития   (ТМНР)   »  осуществляется   в   условиях   кабинета педагога­психолога,   в   классной   комнате   и   с   использованием   ресурсов сенсорной комнаты. Сопровождение обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР осуществляется по этапам. Этапы работы: подготовительный, коррекционный, заключительный.  На   подготовительном   этапе   проводится   диагностическое   обследование обучающихся, уточняется социальный анамнез, формируется база данных о состоянии здоровья.  На   коррекционном   этапе   решаются   задачи   выработки   навыков, необходимых   для   формирования   коммуникативной   деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации,   создаётся   специальная   речевая   среда   для   стимулирования социального   развития.   На   этом   этапе   используется   ряд   упражнений, стимулирующих   развитие   внимания,   восприятия,   оптико­пространственных представлений,   наглядно­действенного   мышления,   являющихся   базой   для формирования общения и речи. На   заключительном   этапе   после   проведённой   коррекционной   работы осуществляется   диагностика   коммуникативных   умений   и   способностей, микроклимат в классном коллективе. В   процессе   таких   занятий   у   обучающихся   повышается   речевая активность, дети становятся открытыми для общения, комплексный подход позволяет  решить  задачи  обучения,  развития,  воспитания.  Устанавливается эмоциональный контакт с плохоговорящими детьми, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия,   внимания,   памяти   через   использование   игровых   приёмов. Формируется  правильное   эмоциональное  состояние.  Появляется   желание   и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками. Данное   сопровождение   обучающихся   с  ТМНР   позволит   улучшить   их социальную адаптацию, даст возможность для дальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений. 7.Требования к результату усвоения программы a. Ожидаемые результаты  реализации программы Основным   ожидаемым   результатом   освоения   обучающимися   АООП является   развитие   жизненной   компетенции,   позволяющей   достичь максимальной   самостоятельности   (в   соответствии   с   их   психическими   и физическими   возможностями)   в   решении   повседневных   жизненных   задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.  потребность в коммуникации;  навыки   сотрудничества,   умение   вести   диалог   с   взрослыми   и сверстниками   в   разных   социальных   ситуациях,   умения   не   создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  понимание своего эмоциональное состояние и окружающих;  умение   оценивать   простые   ситуации   и   однозначные   поступки   как «хорошие»   или   «плохие»   с   позиции   важности   исполнения   роли «хорошего ученика»;  умение применять усвоенные коммуникативные навыки в повседневной жизни;  умение   делать   несложные   выводы   вместе   с   педагогом   о   результате совместной   работы   группы,   класса;   перерабатывать   полученную   на   обобщать, занятиях   информацию:   анализировать,   сравнивать, классифицировать в рамках индивидуальных возможностей; определять последовательность событий в заданных ситуациях самостоятельно или с направляющей помощью педагога. b. Система   оценки   достижений   ожидаемых результатов: Для   оценки   достижения   ожидаемых   результатов   используются следующие диагностические методики: Приложение 1. Для   проведения   диагностического   обследования   при     реализации коррекционно­развивающей программы используются следующие методики и тесты:   социометрия,   методика   «Эмоциональные   лица»   (Н.   Я.   Семаго), методика   измерений   самооценки   В.Г.Щур   «Лесенка»,   незаконченные предложения, диагностика по выявлению отношений к жизненным ситуациям через   цвет   и   эмоции,   рисуночный   тест   «Человек»,   «Несуществующее животное» (приложение), метод наблюдения. c.  Критериями   эффективности   программы  являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения обучающимися программы): В   соответствии   с   требованиями   федерального   государственного образовательного   стандарта   образования   обучающихся   с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант   2)   результативность   обучения   может   оцениваться   только   строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. 9.  Требования к условиям реализации программы: a. Структура и содержание программы  Содержание программы «Формирование   коммуникативных умений   и навыков   у   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями развития   (ТМНР)   »   предполагается   реализовывать   в   течение   2018­2019 учебного года, в объеме 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю).  Коррекционные   занятия   проводятся   2   раза   в   неделю   во   вторую половину дня. Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия участников.  Форма реализации  программы ­ смешанная. Коррекционный   курс  «Формирование     коммуникативных   умений     и навыков   у   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями развития   (ТМНР)   »  тесно   связан   с   учебным   предметом   «   Речь   и альтернативная   коммуникация»   включенным   в   образовательную   область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана.  Рабочая   программа  «Формирование     коммуникативных   умений     и навыков   у   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями развития   (ТМНР)   »  интегрируется   с   учебными   предметами   «Окружающий природный   мир»,   «Окружающий   социальный   мир»,   «Человек   »,   а   также   с различными  направлениями   коррекционно­адаптационной   работы.  Он  тесно связан с коррекционно­развивающей логопедической работой. Работа   педагога­психолога   по   данной   программе   пролонгирована   и является   продолжением   программы   по   формированию   коммуникативных навыков у детей с ТМНР 2017­2018 учебного года. Данный коррекционный курс   расширен   и   направлен   на   отработку   навыков   взаимодействия, расширения жизненного опыта, обучающихся в 5­м классе. Основное содержание программы Содержание   курса     «Формирование     коммуникативных   умений     и навыков   у   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями развития (ТМНР) » предполагается реализовывать в объеме 68 занятий за год обучения. Коррекционные занятия проводятся 2 раза в неделю, как в первую, так и во вторую половину дня. Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости   от   эмоционального   состояния   и   физического   самочувствия участников.   Занятия   проводятся   с   учётом   возрастных   и   индивидуальных особенностей обучающихся.  Тематика развивающих занятий для детей включает следующие разделы: Раздел 1.  Что я знаю о себе (15 часов)                  Содержание   первого   блока   помогает         разобраться   в   личностных особенностях   своего   «Я»   узнать   свою   самооценку,   познакомиться   с многообразием  чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки.  Раздел 2. Я и другие (16 часов) Второй   блок   включает   темы,   связанные   с   изучением   особенностей взаимоотношений   с окружающими  людьми.  Раздел 3. Мы вместе (11 часов) Содержание   данного   раздела   включает   в   себя   реальные   жизненные ситуации,   с   которыми   обучающиеся   встречаются   в   повседневной   жизни. Целью занятий данного блока является расширение жизненного социального опыта   детей   с   ТМНР,   формирование   культуры   поведения   с   соблюдением общепринятых норм. Раздел 4. Что такое хорошо, что такое плохо? (18 часов) Четвертый   блок   рабочей   программы   направлен   на   нравственное развитие   детей,   формирование   отношения   к   себе,   своим   поступкам,   к сверстникам. Программа     курса   вариативна,   является   гибкой     в   зависимости   от психофизических   особенностей   участников   группы   и   индивидуальных психологических   особенностей.   Некоторые   занятия   в   ходе   прохождения программы   могут   дублироваться   (по   желанию   участников   или   решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого – педагогического воздействия. В   начале   и   в   конце   учебного   года   проводится   обследование   уровня сформированности   коммуникативных   навыков,   микроклимата   в   классном коллективе, самооценки, изучения психоэмоционального состояния.  Формы организации занятий  ­ групповая (парная) форма обучения (группы сменного состава) ­ коллективная форма организации обучения ­   индивидуальная   форма   обучения   (организация   самостоятельной работы) Основные виды коррекционно­развивающей деятельности • Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Во многих случаях   изобразительная   деятельность   выступает   инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения   и построить более гармоничные взаимоотношения  с миром; работа   с изобразительными материалами   позволяет   получить   седативный   эффект   и   снимает эмоциональное напряжение, а также отреагировать травматический  опыт и достичь над ним контроль. • Игротерапия ­     позволяет  организовать   поэтапную   отработку  в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях,   происходит   постепенное   формирование   способности   ребенка   к произвольной   регуляции   деятельности   на   основе   подчинения   поведения системе   правил,   регулирующих   выполнение   роли,  и  правил,  регулирующих поведение в игровой команде. • Психогимнастика   ­ в основе лежит использование двигательной экспрессии.   Основная   цель   –   преодоление   барьеров   в   общении,   развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. • • Упражнения с элементами тренинга. Пальчиковая гимнастика. Релаксационные упражнения. • Структура групповых занятий:         Приветствие, прощание   является важным моментом работы с детьми, позволяющим создавать атмосферу доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы.  Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей,   уровень   их   активности,   выполняет   важную   функцию   настройки   на продуктивную деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как­то изменить актуальное эмоциональное состояние детей.  Основное   содержание   занятия   представляет   собой   совокупность психотехнических   упражнений   и   приемов,   направленных   на   решение   задач данной программы коррекционного курса.    Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия   прошлого   занятия   предполагает,   что   обучающиеся   вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Условия проведения занятий: 1) принятие ребенка таким, какой он есть; 2)   учитывается   принцип   поэтапного   погружения   и   выхода   из травмирующей ситуации; 3) начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершенности занятия; 4)   в   любом   упражнении   ребенку   предлагается   возможность импровизации. Педагог­психолог,   реализующей   в   своей   деятельности   программу «Формирование     коммуникативных   умений     и   навыков   у   обучающихся   с тяжелыми   и   множественными   нарушениями   развития   (ТМНР)   »     должен владеть   навыками   работы   с   детьми   с   ТМНР,   иметь   опыт   педагогической деятельности   не   менее   5   лет,   владеть   знаниями   в   области   специальной педагогики   и   психологии.   Для   успешного   овладения   данной   программой обучающимися  6­го   класса   с  ТМНР     необходимо   сопровождение   тьютора, который   рекомендован   ПМПК   детям   с   особыми   образовательными потребностями. Рабочая   коррекционно­развивающая   программа   «Формирование   и   навыков   у   обучающихся   с   тяжелыми   и коммуникативных   умений   множественными  нарушениями  развития (ТМНР) »   апробируется в нашей образовательной   организации   второй   год,   с   2017­2018   учебного   года   и продолжает  реализацию в 2018­2019 уч.году в модифицированном виде. c. Ответственность, основных прав и обязанностей участников программы: специалистов, детей, родителей (законных представителей)      Педагог­психолог обязан и имеет право: • обязан избегать причинения вреда участникам программы, нести ответственность за все свои действия; • обязан   не   допускать   перегрузки,     составлять   индивидуальные программы обучения;  • обязан   своевременно   заполнять   журнал   учета   проводимых индивидуальных и групповых коррекционно­развивающих занятий; • имеет   право   на   свободу   выбора   методик   и   способов   работы, соответствующих целям, задачам и логике  программы; Обучающиеся обязаны и имеют право: • • обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения; обязаны соблюдать режим посещения занятий; • обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников общеобразовательного учреждения и обучающихся; • имеют   право   отказаться   от   выполнения   того   или   иного упражнения программы;  • имеют право на уважительное отношение к себе;  Родители (законные представители) обязаны и имеют право: • имеют право на получение информации о ходе образовательного процесса и несут ответственность в соответствии с договором; • • • имеют право защищать законные права и интересы ребенка; обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения;  обязаны поддерживать интерес обучающихся к образованию. 10.Календарно­тематический план Цель программы: формирование коммуникативных умений и навыков,  расширение жизненного опыта в доступных для ребёнка пределах Категория обучающихся: дети с ТМНР, возраст 12­14 лет Срок обучения:1 год, 68 часов   Режим занятий: 2 часа в неделю № п/п 1. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 Календарные сроки по плану по факту Наименование разделов  и тем Обследование детей; комплектование групп для коррекционных Всего часов 4 занятий. Раздел « Что я знаю о себе». «В начале пути» «САМоценность» «Мое тело» «Волшебные рисунки» «Мой волшебный мир» «Необыкновенная скорлупа» «Мои достижения» Раздел «Я и другие». «Взаимодействие» «Вместе» «Двигаемся дальше» «На пути» «Я и другие» «Все мы люди» «Мы такие разные» Раздел «Мы вместе» «Транспорт» «Магазин» «Идем в гости» «Принимаем гостей» «Идем в кино» 15 2 2 2 2 2 2 3 16 2 2 2 2 3 2 3 11 2 2 2 2 2 18 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 6 7. Раздел  «Что такое хорошо, что  такое плохо?» «Доброта и злость» «Вежливость и грубость» «Щедрость и жадность» «Доброжелательность и  зависть» «Трудолюбие и лень» «Правда и ложь» «Смелость и трусость» «Настойчивость и  упрямство» «Предусмотрительность и неосторожность» «Завершение» Итоговые занятия Обследование детей, анализ результатов освоения коррекционно­ развивающей программы ИТОГО: 68 11.Требования   к   материально­технической   оснащенности учреждения для реализации программы Свободное   и   просторное   помещение   для   проведения   занятий: помещение   класса,   группы,   игровая   комната.   Некоторые   занятия   для повышения   их   качества,   (например   занятия   по   обучению   навыкам саморегуляции   и   релаксации)   должны   проводиться   в   комнате психологической разгрузки. Наглядно­демонстрационный материал. На занятиях используются: карточки с эмоциями, рисунки, графические изображения, предметы, игрушки, дидактические пособия «Зоопарк эмоций», символы, технические средства обучения (презентации), сюжетные картинки различной тематики для развития коммуникативной компетенции. Индивидуальный раздаточный материал: листы формата А 4, альбомы для рисования, цветные и простые карандаши, акварельные краски, кисти для рисования, клеенка на парту, пластилин. Список литературы 1.   Данилина   М.,   Лазарева   В.   Программа   психологического   сопровождения детей   10   –   14   лет   с   интеллектуальным   недоразвитием,   оставшихся   без попечения родителей // Школьный психолог. – 2004 ­ №25 – 26 ­ С. 15 – 33.   2. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. – 400 с.  3. Забрамная    С.Д.  Психолого   ­ педагогическая  диагностика  умственного развития детей. Москва «Просвещение» Владос  1995 с.  4. Картушина Е.П., Романенко Т.В. «Психологический комфорт  в школе: как его достичь» Акции, тренинги, семинары. Волгоград: Учитель,2009.­239с. 5.Левашова   С.   А.   Психолог   и   подросток:   коммуникативно­двигательный тренинг   /   Художник   А.   А.   Селиванов.   –   Ярославль:   Академия   развития: Академия Холдинг, 2004. – 160  6. Рубинштейн С. Я. Психология умственно от¬сталого школьника. — М.: Просвещение, 1986.— Гл. II. 7.   Специальная   психология:   Учеб.   пособие   для   студ.   высш.   пед.   учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2­е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.  8.   Семаго   М.М.,   Семаго   Н.Я.   «Организация   и   содержание   деятельности психолога   специального   образования»   Методическое   пособие.­М.: АРКТИ,2005.­336с. 9.   Слепович   Е.С.,   Поляков   А.М.   Работа     с   детьми     с   интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.  – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.  10 .Шипицына Л.М., А.П.Воронова, Т.А.Нилова, О.В.Защиринская.   «Азбука общения»  «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2004. – 384с. 11. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис. 2002. – 336 с. Приложение 1 Методика измерения самооценки В.Г. Щур «Лесенка» Цель: изучение самооценки и уровня притязаний детей. Инструкция: Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй ­ чуть­чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на   этой   ступеньке.   Можно   нарисовать   0,   если   ребенку   трудно   нарисовать человечка. А на какую тебя поставят мама, учитель?» Обработка и интерпретация результатов. Количественный анализ. ­ Завышенная самооценка – ступенька № 7 ­ Возрастная норма (оптимально высокая самооценка) – ступеньки № 4, 5, 6 ­ Заниженная самооценка – ступеньки № 2, 3 ­ Низкая самооценка – ступенька № 1 Качественный анализ. Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и   принятие   со   стороны   взрослых,   умеют   уже   достаточно   реалистично посмотреть на себя. Неблагоприятный вариант ­ дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» ­ помещение на одну из нижних ступенек нормально   и   может   служить   доказательством   адекватной   самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя. Положение   на   любой   из   нижних   ступенек   говорит   не   об   адекватной самооценке,   а   об   отрицательном   отношении   к   себе,   неуверенности   в собственных силах. Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует: а) об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»); б) о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное). Цветовая методика Люшера Цель:   позволяет   определить   уровень   комфортности   ребенка   в   различных местах   его   времяпровождения   (дом,   школа)   и   выявить   его   возможное депрессивное состояние. Взрослый   предлагает   ребенку   выбирать   по   очереди   из   8   разноцветных карточек   наиболее   приятный   цвет.   Номера   цветов,   представленные   в методическом   руководстве,   записываются.   На   основе   записей   строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы. Номера цветов: • • • • • • • • серый – 0 темно­синий – 1 зеленый – 2 оранжево­красный – 3 желтый – 4 фиолетовый – 5 коричневый – 6 черный – 7 Для   получения   достоверных   результатов   целесообразно   использовать стандартные наборы карточек, например из методики, изданной Иматон. Цветовые   карточки   предъявляются   испытуемому   на   белом   фоне   и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга. Инструкция «Посмотри   внимательно   на   эти   8   карточек.   Выбери,   какой   цвет   является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет   с   какими­либо   вещами   –   одеждой,   машиной   и   т.д.   Выбирай   цвет, наиболее  приятный  сам по себе». Выбранная карточка  переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. «Хорошо, а теперь выбери самый   приятный   цвет   из   оставшихся».   Эта   инструкция   и,   соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. «Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет». Все   выборы   испытуемого   записываются.   По   окончании   первой   серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: «Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет». Созданная испытуемым цветовая последовательность разбивается на группы: • «+» – наиболее приятные цвета; • «х» – приятные цвета; • • «=» – безразличные цвета; «–» – неприятные, отвергаемые цвета. Далее   результаты   соотносятся   с   интерпретационными   таблицами   для качественного   анализа.   (Руководство   по   использованию   восьмицветового теста   Люшера/   составитель   Дубровская   О.Ф.   М,   «Фолиум»,   1995   или Цветовой психодиагностический тест М. Люшера, С.­Птб, Иматон, 2000.) Оценка результатов • 4 балла – в начале ряда синий,  желтый,  фиолетовый  цвета.  Черный, серый, коричневый – в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние. • 3 балла – допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение   серого   и   коричневого   в   середину   ряда.   Удовлетворительное эмоциональное состояние. 2   балла   –   смещение   черного   в   середину   ряда.   Синий   желтый, • фиолетовый   –   на   последних   позициях.   Эмоциональное   состояние   ребенка неудовлетворительное – требуется помощь психолога, педагога. • 1   балл   –   черный   и   серый   в   начале   ряда;   ребенок   отказывается   от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта). Примерное занятие по темам «Вместе», «Я и другие», «Мы такие разные» Приложение 2 ­   Добрый   день,   рада   видеть   вас.   Сегодня   наше   занятие   называется «Вместе» и мы погорим о том, как здорово, когда вы вместе ­ дружные и отзывчивые,   помогаете   друг   другу.   Давайте   повторим   правила   работы   на нашем занятии. Принятие правил группы Чтобы   работа   в   нашей   группе   была   плодотворной   и   принесла   пользу, необходимо   соблюдать   правила.   Я   буду   называть   правило,   а   вы,   если согласны, то говорите: "Да­да­да" и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите "Нет­нет­нет" и топайте ногами. Внимательно слушать, когда говорят другие ­ "Да" Драться ­ "Нет" Уважать чужое мнение ­ "Да" Шуметь ­ "Нет" Шутить и улыбаться 4­ "Да" Дуться и быть "букой" ­ "Нет" Говорить по одному – "Да» Перебивать говорящего ­ "Нет" Смотреть на того, к кому ты обращаешься ­"Да" Смеяться над говорящим ­ "Нет" Разминка (примерные упражнения для разминки). 1. Упражнение "Визитная карточка» Вы знакомы и со мной, и друг с другом, знаете всех поимённо. Давайте по очереди назовём своё имя и на первую букву имени назовём своё хорошее качество (Наташа ­ надёжная). 2. Упражнение "Я рад общаться с тобой" Один   ученик   протягивает   кому­нибудь   из   ребят   руку   со   словами:   "Я   рад общаться с тобой". Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную   руку   другому,   произнося   эти   же   слова.   Так   постепенно,   по цепочке, все берутся за руки, образуя круг. 3. Упражнение "Мы все такие разные» По команде «Хлопок» меняются местами те: ­кто пришёл в школу в хорошем настроении,  ­имеет много друзей, ­рад, что он учится в 6 классе, ­любит путешествовать,  ­кто родился в зимние месяца, ­кто имеет длинные волосы, ­кто хочет вернуться в 5 класс,  ­у кого карие глаза,  ­кто любит танцевать,  ­кто хорошо знает себя 4. Упражнение «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, все сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки. Ведущий:   Закройте   глаза,   протяните   друг   к   другу   руки,   познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки. Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями. После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры.         5. Упражнение «Приветствие».  Ведущий: Сейчас мы поиграем в интересную игру, во время которой нужно делать все очень­очень быстро. Вы сможете показать, на сколько внимательно вы умеете слушать и делать то, о чем вас просят. Сейчас у вас есть пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно «поздороваться» друг с другом:  ­ правая рука к правой руке!   6.   Упражнение   «Опиши   друга».   Дети   садятся   в   круг.   Ведущий предлагает внимательно рассмотреть друг друга, обратить внимание на то, во что дети одеты, какой у них цвет глаз, волос и т. д. Затем предлагается, двоим участникам выйти из круга, стать спиной друг к другу и по очереди описывать прическу, одежду, цвет глаз, волос.   Остальные за ними наблюдают. Далее другой   паре   участников   предлагается   повторить   тоже   самое.   Упражнение продолжается до тех пор, пока не поучаствуют все   дети. Затем ведущий предлагает вспомнить, кто оказался точнее и внимательнее. Основная часть (примерные упражнения) Упражнение «Карусель». (ОБЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ РУК). Группа разбивается на два круга ­ внешний и внутренний ­ друг напротив друга.   Ведущий   дает   задание:   сейчас   вы   будете   общаться   друг   с   другом только с помощью рук. Итак, поздоровайтесь руками. После этого внутренний круг   остается   на   месте,   а   внешний   передвигается   вправо   ­   к   другому партнеру.  Следующие задания: ­ побороться руками, ­ ­ ­ помириться руками, пожалеть руками, попрощаться руками. Упражнение «Полслова за вами». Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого­нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро­воз, теле­фон и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро Упражнение «Покажи  настроение». Участники   сидят   за   столом.   Ведущий   раскладывает   на   стол   карточки   с изображением лиц людей и предлагает рассмотреть и обсудить, какую эмоцию выражает   каждое   лицо.   Затем   участникам   предлагается   взять   по   одной карточке   и   повторить   эмоцию,   изображенную   на   ней.   В   процессе   игры ведущий   обращает   внимание   детей   на   положительные   и   отрицательные эмоции,   объясняет     влияние   эмоций   на   человека,   в   каких   случаях   люди огорчаются,   радуются,   злятся,  акцентирует   внимание,  на   то,   что   приятнее дружить с веселыми и добрыми людьми, чем с сердитыми и недовольными.  Дидактическая игра «Азбука настроений».  Ведущий раздает   участникам по несколько (4­6) карт с изображением людей и животных и предлагается разложить карточки по каждому виду настроения, в   первую   группу   всех   веселых,   во   вторую   ­   всех   грустных,   далее   всех сердитых   и   т.   д.   В   течение   игры   детям   предлагается   вспомнить   в   каких ситуациях, у них бывает такое выражение лица. Упражнение «Выполни уговор строго». Ведущий   становится   напротив   играющих   и   договаривается   с   ними   о следующем: ­когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; ­когда он будет простирать,  к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; ­когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; ­когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Перед началом игры можно провести "репетицию". Внимательный тот, кто долго не собьется в игре и строго выполнит уговор. Упражнение «Говорящие ладошки».   Ведущий предлагает разделиться   детям по парам и представить, что они забыли   как   разговаривать.   И   только   с   помощью   кистей   рук   надо: познакомиться   друг   с   другом,   поздороваться,   поссориться,   попросить извинения,   помириться и др. Предварительно ведущий показывает   детям некоторые   варианты   общения   при   помощи   одних   рук.   Наиболее   удачные варианты общения можно еще раз продемонстрировать перед всей группой. Упражнение «Удержать шарик».  Группа встает в тесный круг, положив руки на плечи соседей. Внутрь круга бросается воздушный шарик. Задача группы ­ удержать его с помощью ног, головы,  плеч  и   т.д.,  кроме   рук.  Если   группа   успешно   справляется,  можно добавить еще шарики. Упражнение «Мои лица» Участникам сообщается: «Сейчас я вам раздам листы, на которых изображены лица. Дорисуйте картинки так, как предложено. А теперь поговорим о том, что   у   нас   получилось».   После   этого   проводится   анализ­обсуждение   по следующим вопросам: • Когда у тебя бывает такое лицо?  • • • Как еще окружающие могут понять, что тебе грустно? Как бы ты выразил свои переживания?  Предпочитаешь ли ты выражать свои чувства или держать их в себе? Упражнение   «Фигура  на   руке». Каждый   выбирает   себе   партнера  и становится напротив него. Тот, кто выше,   должен   закрыть   глаза.   Если   дети   одинакового   роста,   пусть   закроет глаза тот, кто раньше родился. Он протягивает вперед свою руку ладонью вверх.   Его   «зрячий»   партнер   должен   будет   сейчас   писать       на       ладони геометрическую   фигуру     игрок   расшифровать ее и сказать партнеру, что он прочитал.   «Слепой»           должен   попытаться  Прежде, чем второй партнер напишет новую фигуру, он должен «стереть» с руки старую. Не забывайте прежде, чем написать новое слово, стереть старое. Упражнение «Найди и коснись» В этой игре ведущий предлагает детям расхаживать по комнате и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят детей задуматься. Итак, найдите и коснитесь: ­         чего­либо красного; ­ ­ ­ ­ холодного на ощупь; шершавого; круглого; железного; ­ ­ ­ ­ ­ голубого; прозрачного; зеленого; из золота; того, что двигается ритмично; Упражнение «Общий ритм»   Участники   стоят   в   кругу.   Психолог   несколько   раз   хлопает   в   ладоши   с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от психолога делает один хлопок, за ним следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, как будто в заданном ритме хлопает   один   человек,   а   не   все   члены   группы   по   очереди.   В   завершение возможно одновременное отбивание ритма всей группой. Упражнение  «Разыщи радость» Психолог   просит   детей   назвать   по   очереди   все   вещи,   события,   явления, которые   приносят   им   радость.   Предлагает   завести   книгу­тетрадь   со следующими главами: — качества, которые нравятся в людях; — дела, которые удается делать хорошо; — любимые книги, фильмы, мультфильмы; — любимые места; — наши мечты. Упражнение «Кто Я?» Участникам   предлагается   ответить   на   вопрос:   «Кто   Я?»,   закончив предложения   (желательно,   чтобы   начала   предложений   были   розданы участникам): Я словно птичка, потому что… Я превращаюсь в тигра, когда… Я могу быть ветерком, потому что… Я словно муравей, когда… Я стакан воды… Я чувствую, что я – кусочек тающего льда… Я – прекрасный цветочек… Заключительная часть Упражнение «Наши плоды». Плоды эти необычные ­ плоды­пожелания. Передаём корзину с плодами по кругу и произносим слова, написанные на карточке, обращаясь к товарищу по имени. Карточку отдаём товарищу. Карточки с пожеланиями. • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 1 . Я всегда тебе помогу. 2. У тебя всё получится. 3. Ты прекрасный человек. 4. Чаще улыбайся, всё будет хорошо. 5. Будь всегда активным и самостоятельным. 6. Будь смелее. 7. Всё будет хорошо. 8. Ты очень добрый человек. 9. Ты можешь многое. 10. У тебя красивые глаза. 11. У тебя острый ум. 12. Ты просто "душка". 13. Ты умница. 14. Ты хороший друг.  15. Ты замечательный товарищ. 16. Мы всегда придём тебе на помощь. 17. Мы верим в тебя. 18. Мы доверяем тебе. 19. Все твои желания сбудутся. 20. Помни о друге. 21. Мы всегда будем рядом. 22. Ты замечательный человек. 23. Всегда будь таким весёлым человеком. 24. Ты радуешь нас. 25. Ты наша помощница. • • • • • • 26. Ты просто "супер ". 27. Ты замечательный друг. 28. Ты интересный собеседник. 29. Ты настоящий друг. 30. Мне приятно с тобой общаться. 31. Мне приятно с тобой работать. Рефлексия Психолог   «Вот   и   подошло   к   концу   наше   занятие».   Ребятам   предлагается показать свое отношение к прошедшему занятию с помощью жестов: ­ кулак с поднятым большим пальцем вверх – понравилось, хорошо; ­ кулак с большим пальцем вниз ­ не понравилось, плохо; ­ горизонтальная ладонь ­ средне, так себе.  «Сначала  мы вспоминаем эти жесты, потом каждый закрывает глаза, и по команде ведущего все с закрытыми глазами вытягивают руку и показывают свой жест». Психологический комментарий: Глаза закрываются для того, чтобы каждый отвечал только за себя и не брал пример с другого. Это также объясняется участникам.

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»

Коррекционно-развивающая программа "Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018