Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Оценка 4.7

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
Детсад
30.01.2017
Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Работа по данной психологической программе проводится с дошкольниками 6-7 лет и предполагает развитие у ребенка значимых компетенций для успешного овладения в будущем школьной программой. Программа включает в себя 4 модуля: Общение; Мир моих эмоций; Цветик-семицветик; Я будущий школьник и рассчитана на 32 занятия.
школа будущего первоклассника.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7  г.ЧИТЫ КОРРЕКЦИОННО ­ РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника» Срок реализации программы: ноябрь­ июнь 2016­2017 учебного года Возраст обучающихся: 6­7 лет Составитель программы: Найденова Н.П. педагог­психолог ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА г.Чита 2016      Подготовка детей к школе ­ задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы   жизни   ребенка.   Исследования   показали,   что   далеко   не   все   дети   к   моменту поступления   в   школу   достигают   того   уровня   психологической   зрелости,   который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания   и   памяти,   отмечается   неразвитость   словесно­логического   мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ   действия,   низкий   уровень   развития   самоконтроля,   отмечается   неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.       Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, оп­ ределяют   требования   школы,   предъявляемые   ребенку,   а   с   другой,   исследуют новообразования   и   изменения   в   психике   ребенка,   которые   наблюдаются   к   концу дошкольного   возраста.   Так,   например,   Л.   И.   Божович   отмечает:   «...беспечное   полной   забот   и времяпрепровождение   дошкольника   сменяется   жизнью, ответственности, ­ он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно   следовать   школьному   режиму,   подчиняться   школьным   правилам поведения,   добиваться   хорошего   усвоения   положенных   по   программе   знаний   и навыков».   Учителей   волнуют   вопросы,   как   обучать   без   принуждения,   как   у   них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.          Учебная   деятельность   предъявляет   высокие   требования   к   психике   ребенка   ­ мышлению, восприятию, вниманию, памяти. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный ) вид деятельности   необходимы   условия   успешного   вступления   в   школьную   жизнь.   В сложившейся ситуации появилась необходимость создания программы, которая дает возможность   подготовить   детей   к   школе.   Занятия   с   будущими   первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.              Данная  рабочая   программа   педагога­психолога   разработана   в   соответствии   с Федеральными   государственными   образовательными   стандартами   (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17   октября   2013   г.   N   1155»  "Об   утверждении   федерального   государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с  1 января 2014   года   федеральный   государственный   образовательный   стандарт   дошкольного образования   (ФГОС   ДО),   нормативно­правовыми   актами,   регулирующими деятельность педагога­психолога образовательного учреждения.   Цель:  содействие развитию у ребенка дошкольного возраста значимых компетенций для его успешного овладения в будущем школьной программой. Задачи:   формирование   и   развитие   психических   функций   познавательной   сферы ( словесно­логического мышления, памяти, внимания, восприятия);  развитие эмоциональной сферы;  развитие   социально­психологической   готовности   к   школе   (умение   общаться, слушать   учителя   и   товарища,   действовать   совместно   с   другими,   умение действовать по правилам);  повышать   психолого­педагогическую   компетентность   (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов. Содержание   данной   программы   разрабатывалось   на   основе   таких методологических принципах:  Деятельностный подход ­ деятельностная теория  опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности­мотивы­цели­условия­действия) и объясняет   процесс   активно­исследовательского   усвоения   знаний   и   умений посредством   мотивированного   и   целенаправленного   решения   ( Л.С.Выготский) задач  Природосообразности   и   культуросообразности   ­   под   природосообразностью понимается:   обучение   и   воспитание   детей   сообразно   их   полу   и   возрасту, формирование   ответственности     Под за   развитие   самих   себя. культуросообразностью понимается: обучение и воспитание должно считаться не только   с   природой   ребенка,  но   и   уровнем   культуры   данного   времени   и   страны (А.Дистерверг)  Гуманистической направленности ­ принцип предполагает соблюдение прав обучающихся на уважение их личности, возможность получить образование в условиях, соответствующих дефекту, возможность саморазвития, а также осуществление образовательного процесса на основе положительного восприятия ребенка, помощи ему в преодолении трудностей (К.Р.Роджерс, А.Х.Маслоу). Контингент участников программы Работа по данной образовательной программе проводится с учетом возрастных и специфических особенностей дошкольников, детей 6­7 лет, а также с их родителями.                                             Условия реализации Программа   рассчитана   на   1   год     и   предназначена   для   проведения   групповых коррекционных занятий педагогом­психологом с детьми дошкольного возраста, а также психологического   просвещения     их   родителей   в   вопросах   воспитания.   Всего   32 занятия, с ноября по июнь, периодичность 1 раз в неделю. Занятия   проходят   либо   в   группе   детского   сада   при   школе,   либо   в   кабинете психолога. Длительность занятия 20 ­ 25 минут с двигательными паузами. Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с   элементами   психологического   тренинга.   Основное   содержание   групповой   работы составляют   игры,   психотехнические   упражнения,   упражнения   с   элементами   арт­ терапии,   продуктивно­творческая   релаксационные   методы,   психогимнастика, деятельность. Программа включает себя четыре модуля: Модуль 1. Общение (развитие коммуникативной сферы) Модуль 2. Мир моих эмоций (развитие эмоционально сферы) Модуль 3. Цветик ­ семицветик (развитие творческих способностей) Модуль   4.   Я   ­   будущий   школьник   (формирование   школьной   мотивации   и саморегуляции) В   каждое   занятие   включены   упражнения,   направленные   на   развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) Структура   каждого   занятия   включает   в   себя:   вступление,  ритуал   приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.                                       Планируемый результат: Дошкольники будут психологически и социально готовы к обучению в школе.                                        Критерии эффективности         Задачи      Показатель Формирование   и развитие психических функций познавательной сферы. Словесно­ логическое мышление,   память, внимание, восприятие. Развитие эмоциональной сферы Развитие социально­ психологической   Умение   адекватно выражать свои чувства   и   понимать выражение   чувств других людей Умение   общаться,   ребенка Критерии эффективности У диагностируется средний или высокий   уровень развития познавательных процессов.   Ребенок будет знать выражение   своих эмоций   и   эмоций других людей Наблюдение психолога и   Диагностический материал Зрительно­ пространственная память (Д.Векслер) Произвольное внимание (Д.Векслер) Зрительно­моторная координация (Д.Векслер) Графический   навык (Керн­Йирасек) Восприятие методика   "Какие предметы   спрятаны в рисунках" Словесно­ логическое мышление методика "Исключение лишнего" и   Наблюдение психолога воспитателя. Карта "Эмоции" Методика "Графический готовности к школе слушать   учителя   и товарища, действовать совместно с другими, умение   действовать по правилам. диктант" (Д.Б.Эльконин) Методика "Беседа о школе"   (Керна   и Йирасека) Методика "Рукавички" (Г.А.Цукерман) воспитателя. Ребенок будет   принимать   правила игры   и   действовать по правилам. При   диагностике выявлен будет средний   или высокий   уровень развития   регуляции деятельности. Тематический план         Задачи              Упражнения    Модуль      "Общение" Количество   занятий                8     "Мир   моих эмоций"            8   для Организационный блок: ­создание благоприятной атмосферы общения; ­сплочение коллектива группы. Основной блок: ­развитие коммуникативной (умение сферы общаться, слушать учителя   и   товарища, действовать совместно с другими)         доверия ­Формирование у детей чувства эмпатии и к окружающим. ­Обучение распознаванию   разных эмоций.   "Жмурки" "Паровозик" "Хоровод" "Снежный ком" "Щепки на реке" "Воздушный шарик" "Дракон" "Воздушный шарик" "Тух­тиби­дух" "Попроси игрушку" "Ласковые лапки" "Запрещенное движение" "Волшебный стул" "Глаза в глаза" "Слушай хлопки" "Сиамские близнецы" "Меняются те, кто..." "Крепость" "Цветопись" "Море волнуется" "Рисуем эмоции пальцами" "Страна клякс" "Изобрази эмоцию" "Бим" "Путаница" "Баба яга" "Передай по кругу" "Кого или чего я боюсь" "Слепой и поводырь" "Комплименты" "Пошли письмо" "В магазине зеркал" "Картинки" "Кляксы и пятна" "Как выйти из ситуации" "Необычайные картинки" "Сказочная птица" "Волшебные очки" "Назови отличие" "Веселые соревнования"   "Цветик­   семицветик"            8 Развитие   творческих способностей. Расширение   общего кругозора. "Я будущий школьник"                 8 Развитие   школьной мотивации. Формирование умений действовать по правилам. Развитие самоконтроля.   "Придумай узор" "Лоскутное одеяло" "Рисование пальчиком" "У кого какой характер" "Умею остановиться" "Преднамеренные ошибки" "Взаимоконтроль" "Рисуем по образцу" "Графический диктант" Играем по правилам: "Секретное слово" "Репка" "Разведчики" "Сокровища пирата" "Внимательный сыщик" "Черепашьи бега" Содержание некоторых упражнений "Щепки на реке" Цель: установление контактов между участниками группы.      Участники встают в два ряда ­ один напротив другого. Это все вместе вода одной реки.   Сейчас   по   воде   поплывут   щепки.   Первый   ребенок   (   первая   щепка)   начинает движение ­ он должен сам решить, как будет плыть, вода же плавно поможет руками щепке найти дорогу. Когда щепка доплывает до конца реки, то она становится рядом с последним ребенком. И так пока все щепки не проплывут по реке. Дети выбирают сами как им плыть по реке: медленно или быстро, прямо или крутиться, с открытыми или закрытыми глазами. "Крокодил в болоте" Цель: сплочение детского коллектива, развитие навыков регуляции своего поведения. Оборудование: различные геометрические фигуры, вырезанные из картона ­ "кочки на болоте".      По ковру раскладываются "кочки", дети "охотники", они ловят "крокодила", молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку, Крокодил ловит тех охотников, которые сильно   шумят.   Дополнительно   обговаривается,   что   когда   наступает   ночь,   прыгать можно по квадратным кочкам, а когда день по круглым. Команды "день", "ночь" можно подавать голосом, а можно использовать звуковой сигнал (хлопок). Игра продолжается до тех пор, пока "охотники" не поймают "крокодила" ( он двигается вне "кочек") или "крокодил не переловит всех "охотников" (которые не допрыгнули или перепрыгнули "кочку"). "Кричалки ­ шепталки ­ молчалки" Цель: развитие навыков саморегуляции. Оборудование: три силуэта ладони (красный, зеленый, желтый)     Силуэты ладони ­ это сигналы: зеленый ­ можно бегать, кричать, шуметь, желтый ­ передвигаться на цыпочках и шептаться, красный ­ замереть на месте и не шевелиться. Детям   объясняется,   что   нужно   делать,   когда   поднимается   та   или   иная   ладошка. Заканчивать нужно всегда красной ладонью. Этюды на выражение эмоций: После дождя (этюд на выражение радости). Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног.  Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны.  Им очень весело. Собачка принюхивается (этюд на выражение интереса). Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Она  внимательно всматривалась в добычу, готовясь, бросится вперед. Ой, ой, живот болит! (этюд на выражение страдания). У мальчика внезапно заболел живот, он страдает (поникшая голова, сведены брови,  опущены уголки рта, руки на животе). Гневная гиена (этюд на выражение гнева). Гиена стоит у одинокой пальмы. В листьях пальмы прячется обезьяна. Гиена ждет,  когда обезьяна, обессилив от голода и жажды, спрыгнет на землю. Тогда она ее съест.  Гиена приходит в ярость, если кто­нибудь приближается к пальме, желая помочь  обезьянке. «Сказочная птица» Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.        Психолог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные  части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою  сказочную птицу. «Придумай узор» Цель:  учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.       Психолог раскладывает три ряда предметов: первый — фасоль, второй  — горох,   третий — арбузные семечки. Дети должны соединить предметы в каждом ряду так,  чтобы получился красивый и интересный узор. «Лоскутное одеяло» Цель:  развитие фантазии, творчества. Психолог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью  одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов. "Кляксы" Цель: развитие творческого воображения при создании нового образа.        Психолог раздает детям листки с нарисованными на них кляксами. Детям  предлагается дорисовать их до получения какого то образа. Список литературы 1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах. Методическое пособие ­ М.: ТЦ Сфера, 2015 ­ 128с. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте: пособие для психологов и педагогов. СПб.:, Речь, 2008 ­ 156с. 3. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных организациях (методики, тесты, опросники) / сост. Е.В.Доценко. ­ Изд. 2­е, испр. ­ Волгоград: Учитель. ­ 318с.: ил. 4.  Кравцова   Е.Е.Психологические   проблемы   готовности   детей   к   обучению   в   школе [текст] / Е.Е.Кравцова. М.: Педагогика, 1991. ­ 137с. 5. Кравцов Г.Г, Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. М.: ­ Генезис, 2013. ­ 187с 6.   Крюкова   С.В.,   Слободяник   Н.П.   Удивляюсь,   злюсь,   боюсь,   хвастаю   и   радуюсь. Программа   эмоционального   развития   детей   дошкольного   и   младшего   школьного возраста: Практическое пособие ­ М.: Генезис, 2010. 5­е изд. ­ 208с., илл. 7.   Куражева   Н.Ю.   70   развивающих   заданий   для   дошкольников   /   Н.Ю.Куражева, А.С.Тузаева, И.А.Козлова: под ред. Н.ЮКуражевой. ­ СПб.: М.: Речь, 2015 ­ 64с.  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. ­ СПб.:, Речь, 2002 ­ 136с. 9. Савельева Н. Настольная книга педагога­психолога дошкольного образовательного учреждения [текст] / Н.Савельева. ­ Ростов н/Д : Феникс, 2004. ­ 314с. 10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. ­ М.: ­ Генезис, 2001. ­ 160с. 11.   Фурманов   И.А.   Психология   детей   с   нарушениями   поведения:   пособие   для психологов и педагогов. ­ М.: Владос, 2004. ­ 351с. 12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе ­ 7­е изд. ­ М.: Генезис, 2015. ­ 312с. 13. https://infourok.ru 14. https://nsportal.ru/shkola 15. https://school.msk.ort.ru/integration 16. https://unkniga.ru>compani­news

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Коррекционно-развивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017